0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Календари: в чем разница? Инфографика

Содержание

Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем , поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет . Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Календари: в чем разница? Инфографика

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница?

Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем. Юлианский год — 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день — 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

– номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
– остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (. 1892, 1896, 1904, 1908 . ).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX веку она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно — существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год — отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие — день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия — в 1752 году.

У нас неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским календарем).

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных Церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879–1956).

Этот календарь основан на 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

– его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
– его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми столичными приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.

Читать еще:  Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

В 1948 году на совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все переходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарю (Александрийской пасхалии).

Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем. Юлианский год — 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день — 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно — существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Тропический (солнечный) год — отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие — день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

7.1. Правила датировки фактов

7.1.1. Перевод дат с древнерусского летосчисления на современное

Для этого надо от летописного года отнять одно из трех чисел (5507, 5508, 5509), в зависимости от месяца события и календарного стиля, примененного в летописи, — с началом нового года 1 марта или 1 сентября.

Выбор одного из трех чисел — по следующей таблице:

Месяц фактаНачало нового года
1 марта1 сент.
Янв. — февр.55075508
Март — авг.55085508
Сент. — дек.55085509

19 дек. 7208 (начало года 1 сент.): 7208 — 5509 = 19 дек. 1699 г.

Если календарный стиль неизвестен, т. е. неизвестно, начинается год 1 марта или 1 сент., от летописной даты нужно отнять 5508 (дата будет приближенной).

Если неизвестен месяц факта, что не позволяет точно установить год по современному летосчислению, то, по «Правилам издания исторических документов в СССР», год обозначается двумя смежными годами через дробь. Напр.:

7090 = 7090 — 5508 = 1582; дата обозначается 1581/82 г.

7.1.2. Перевод дат со старого стиля на новый

Для этого надо к дате старого стиля добавить то или иное число суток в зависимости от периода, на который приходится описываемый факт, согласно следующей таблице:

Период (от 01.03 первого года до 29.02 последнего)Поправка, суткиПериод (от 01.03 первого года до 29.02 последнего)Поправка, сутки
400-500+11300-1400+8
500-600+21400-1500+9
600-700+31500-1700+10
700-900+41700-1800+11
900-1000+51800-1900+12
1000-1100+61900-2100+13
1100-1300+7

Напр.: 15 февр. 1300 г. Период 1100-1300 (до 29.02 последнего года) + 7, т. е. 22 февр. 1300 г.

7.1.3. Факты, датируемые по старому стилю

Это факты, относящиеся к истории России до Февральской революции (27 февр. 1917 г.). В России новый стиль (н. ст.) был введен декретом СНК от 25.01.18, который установил день после 31.01.18 считать 14 февр. (а не 1-е), т. к. разница между стилями в XX в. 13 дней.

7.1.4. Факты, датируемые по новому стилю

Это факты, относящиеся:

1. К истории зарубежных стран и международной жизни.

2. К истории нашей страны с 14 февр. (1 февр. ст. ст.) 1918 г. (день введения в ней н. ст.).

7.1.5. Факты, датируемые и по старому, и по новому стилю

Двойные даты ставят, если дата относится:

1. К дореволюционной истории России, но к событию за рубежом.

2. К истории России от Февральской революции (27 февр. 1917 г.) до 14 (1 по ст. ст.) февр. 1918 г. Напр.: 25 октября (7 ноября) 1917 г.

Примечание. Рекомендация не касается датировки ист. документов, поскольку «Правила издания исторических документов в СССР» требуют датировать по н. ст. только документы, составленные в России с 1 февр. 1918 г.

3. К письмам, отсылаемым из-за рубежа в Россию до 14 февр. 1918 г. Рядом с датой по н. ст. ставят в круглых скобках дату по ст. ст. Напр.: Неаполь, 10 янв. 1848 г. (29 дек. 1847 г.).

Примечание. Допустимо, если публикуются письма (не переписка между русским и зарубежным корреспондентами), при добавлении к дате слов н. ст. в квадратных скобках не ставить дату по ст. ст. Напр.: 10 февр. [н. ст.] 1851 г.

7.1.6. Употребление слов до н. э. или н. э.

Если факт относится ко времени до исходного (начального) момента принятого у нас летосчисления, рядом с датой требуется ставить слова до н. э. (до нашей эры).

Во избежание путаницы рекомендуется даты первых лет (веков) нашей эры сопровождать словами н. э. (нашей эры). Напр.: 26 февр. 747 г. до н. э.; 29 авг. 284 г. н. э.; III в. до н. э.; II в. н. э.

7.1.7. Годовщина событий, происходивших до нашей эры

Чтобы правильно вычислить круглую юбилейную дату события, происходившего до н. э., следует от этой даты вычесть число лет до н. э. и к полученному числу прибавить единицу. Единицу приходится добавлять потому, что если просто сложить дату события, происшедшего до н. э., с современной датой, то сумма включит нулевой год в начале н. э., а такого года не было.

Пример. Требуется узнать в каком году исполнилось 2 000 лет со времени рождения Александра Македонского (род. в 346 г до н. э.).

2 000 — 346 = 1 654 + 1 = 1 655

В 1655 г. исполнилось 2 000 лет со времени рождения Александра Македонского. Не в 1654 г. потому, что с начала н. э. прошло не 1654 г., а 1653 (без нулевого года), т. е. в 1654 г. исполнилось лишь 1 999 лет.

Другой способ подсчета: к современному году прибавить дату события, происшедшего до н. э., если сумма составит круглое число плюс единица, то современный год можно считать юбилейным.

Пример. Овидий родился в 43 г. до н. э. Допустим, у нас 1958 г. 1958 + 43 = 2 001. Значит, в 1958 г. исполнилось 2 000 лет со времени рождения Овидия

В соответствии с этим в 1998 г. круглые даты событий, которые произошли в 3, 103, 203 гг. до н. э.: 1998 + 3 = 2001; 1998 + 103 = 2101; 1998 + 203 = 2201 и т. д.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия — в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).

Старый и новый календарные стили

Юли­ан­ская датаГри­го­ри­ан­ская датаРаз­ни­ца
с 1582, 5.10 по 1700, 18.021582, 15.10 — 1700, 28.0210 дней
с 1700, 19.02 по 1800, 18.021700, 1.03 — 1800, 28.0211 дней
с 1800, 19.02 по 1900, 18.021800, 1.03 — 1900, 28.0212 дней
с 1900, 19.02 по 2100, 18.021900, 1.03 — 2100, 28.0213 дней

В Евро­пе, начи­ная с 1582 года, посте­пен­но рас­про­стра­нил­ся гри­го­ри­ан­ский кален­дарь. В год вве­де­ния ново­го кален­да­ря было про­пу­ще­но 10 дней (вме­сто 5 октяб­ря ста­ли счи­тать 15 октяб­ря). В даль­ней­шем новый кален­дарь про­пус­кал висо­ко­сы в годах, окан­чи­ва­ю­щих­ся на «00», кро­ме тех слу­ча­ев, когда пер­вые две циф­ры тако­го года обра­зу­ют чис­ло, крат­ное «4».

В Рос­сий­ском госу­дар­стве гри­го­ри­ан­ский кален­дарь был вве­ден с 1 фев­ра­ля 1918 года, кото­рое ста­ло счи­тать­ся 14 фев­ра­ля «по ново­му сти­лю». Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­дол­жа­ет жить по юли­ан­ско­му календарю.

Как правильно переводить исторические даты из старого стиля в новый?

Каза­лось, бы, всё про­сто: надо вос­поль­зо­вать­ся тем пра­ви­лом, кото­рое дей­ство­ва­ло в дан­ную эпо­ху. Напри­мер, если собы­тие про­изо­шло в XVI-XVII веках, при­бав­лять 10 дней, если в XVIII веке — 11, в XIX веке — 12, нако­нец, в XX и XXI веках — 13 дней.

Так и дела­ет­ся обыч­но в запад­ной лите­ра­ту­ре, и это вполне спра­вед­ли­во в отно­ше­нии дат из исто­рии Запад­ной Евро­пы. При этом сле­ду­ет пом­нить, что пере­ход на гри­го­ри­ан­ский кален­дарь про­ис­хо­дил в раз­ных стра­нах в раз­ное время.

Одна­ко ситу­а­ция меня­ет­ся, когда речь захо­дит о собы­ти­ях рус­ской исто­рии. В пра­во­слав­ных стра­нах при дати­ро­ва­нии того или ино­го собы­тия уде­ля­лось вни­ма­ние не толь­ко соб­ствен­но чис­лу меся­ца, но и обо­зна­че­нию это­го дня в цер­ков­ном кален­да­ре (празд­ни­ку, памя­ти свя­то­го). Меж­ду тем цер­ков­ный кален­дарь не под­верг­ся ника­ким изме­не­ни­ям, и Рож­де­ство, к при­ме­ру, как празд­но­ва­лось 25 декаб­ря 300 или 200 лет назад, так празд­ну­ет­ся в этот же день и теперь. Иное дело, что в граж­дан­ском «новом сти­ле» этот день обо­зна­ча­ет­ся как «7 января».

При пере­во­де дат празд­ни­ков и памят­ных дней на новый стиль Цер­ковь руко­вод­ству­ет­ся теку­щим пра­ви­лом пере­сче­та (+13). При исто­ри­че­ских дати­ров­ках при­о­ри­тет дол­жен отда­вать­ся юли­ан­ской дате, так как имен­но на нее ори­ен­ти­ро­ва­лись современники.

Примеры

Рус­ский фло­то­во­дец Федор Федо­ро­вич Уша­ков скон­чал­ся 2 октяб­ря 1817 года. В Евро­пе этот день обо­зна­чал­ся как (2+12=) 14 октяб­ря. Одна­ко Рус­ская Цер­ковь празд­ну­ет память пра­вед­но­го вои­на Фео­до­ра имен­но 2 октяб­ря, что в совре­мен­ном граж­дан­ском кален­да­ре соот­вет­ству­ет (2+13=) 15 октяб­ря.

Боро­дин­ская бит­ва про­изо­шла 26 авгу­ста 1812 года. В этот день Цер­ковь празд­ну­ет Сре­те­ние Вла­ди­мир­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в память чудес­но­го избав­ле­ния от пол­чищ Тамер­ла­на. Поэто­му, хотя в XIX веке 12 юли­ан­ское авгу­ста соот­вет­ство­ва­ло 7 сен­тяб­ря (и имен­но этот день закре­пил­ся в совет­ской тра­ди­ции как дата Боро­дин­ской бит­вы), для пра­во­слав­ных людей слав­ный подвиг рус­ско­го воин­ства был совер­шен в день Сре­те­ния — то есть 8 сен­тяб­ря по н.ст.

Стро­го гово­ря, «ново­го сти­ля» не суще­ство­ва­ло до фев­ра­ля 1918 года (про­сто в раз­ных стра­нах дей­ство­ва­ли раз­ные кален­да­ри). Поэто­му и гово­рить о датах «по ново­му сти­лю» мож­но толь­ко при­ме­ни­тель­но к совре­мен­ной прак­ти­ке, когда необ­хо­ди­мо пере­счи­тать юли­ан­скую дату на граж­дан­ский календарь.

Таким обра­зом, даты собы­тий рус­ской исто­рии до 1918 года сле­ду­ет давать по юли­ан­ско­му кален­да­рю, в скоб­ках ука­зы­вая соот­вет­ству­ю­щую дату совре­мен­но­го граж­дан­ско­го кален­да­ря — так, как это дела­ет­ся для всех цер­ков­ных празд­ни­ков. Напри­мер: 25 декаб­ря 1*** г. (7 янва­ря н.ст.).

Читать еще:  Юристы УПЦ получили практические рекомендации по защите общин

Если же речь идет о дате меж­ду­на­род­но­го собы­тия, дати­ро­вав­ше­го­ся уже совре­мен­ни­ка­ми по двой­ной дате, такую дату мож­но ука­зы­вать через косую чер­ту. Напри­мер: 26 авгу­ста / 7 сен­тяб­ря 1812 г. (8 сен­тяб­ря н.ст.).

Наши календари: почему Русская Церковь живет по старому стилю?

ФОМА

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

«Проблема четвертого правила»: как из мухи раздули слона

Первые три из указанных четырех правил соблюдаются твердо и поныне (то есть в его время), пишет далее Властарь, а вот 4-е правило, состоящее в том, что пасхальное воскресенье должно быть ИМЕННО ПЕРВЫМ после полнолуния, уже нарушено.

Далее, Матфей Властарь совершенно верно с астрономической точки зрения объясняет, почему с течением времени возникло указанное нарушение. Причина в том, что заложенный в основу расчета дат Пасхи календарный «круг Луне» (метонов цикл) астрономически не совершенно точен. Хотя точность его настолько высока, что первые несколько сотен лет его использования не давали никаких расхождений с астрономией. Но примерно через 300 лет все же же выяснилось, что существует очень медленное смещение дат полнолуний, определяемых пасхальным кругом Луне, относительно дат реальных астрономических полнолуний. Ко времени Матфея Властаря смещение дат было уже очевидно. Властарь знает о нем и верно оценивает его величину — около 1 суток за 300 лет.

Поэтому от реального полнолуния до Пасхи, пишет Властарь, проходит теперь (то есть в его время) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ ДНЕЙ.

Поясним, что день Пасхи привязан к календарному кругу Луне из пасхальных таблиц. Поэтому когда с течением времени пасхальный круг Луне из-за накопленной вековой ошибки разошелся с реальными полнолуниями на двое суток, то, естественно, это отразилось на дне Пасхи. Расстояние между первым весенним полнолунием и Пасхой увеличилось. Первоначально это расстояние было просто неотрицательно, то есть Пасха не могла наступить раньше первого весеннего полнолуния. Ко времени Властаря оно увеличилось и стало больше или равно двум дням. Таким образом получилось, что определяемая по пасхалии Пасха во времена Властаря уже не могла наступить раньше, чем через два дня после первого весеннего полнолуния.

Отметим, что согласно пасхалии между первым весенним полнолунием и Пасхой и так проходит в среднем больше двух дней. Ведь согласно правилам, Пасху необходимо было ждать после весеннего полнолуния до ближайшего воскресенья. То есть в среднем три дня (половину недели). А в большинстве случаев — не менее двух дней. Поэтому образовавшийся ко времени Властаря двухдневный зазор между реальными и календарными (пасхальными) первыми весенними полнолуниями проявлял себя далеко не всегда. Чаще всего он не приводил к нарушениям каких-либо правил о Пасхе, в том числе и четвертого.

Но в те отдельные годы, когда пасхальное (календарное) расстояние между первым весенним полнолунием и Пасхой было меньше двух дней, ЧЕТВЕРТОЕ (добавочное!) правило о Пасхе во времена Властаря уже начинало нарушаться. А именно: пасхальное воскресенье становилось уже не первым, а вторым после астрономического весеннего полнолуния. Хотя продолжало оставаться первым после пасхального календарного полнолуния, опережавшего астрономическое на два дня.

Вот пример. Предположим, что астрономическая иудейская Пасха (первое весеннее полнолуние) пришлась на субботу. Тогда, согласно 4-му правилу, христианская Пасха должна была бы праздноваться на следующий день, в воскресенье. Но из-за образовавшейся 2-дневной отступки пасхалия определит КАЛЕНДАРНУЮ иудейскую Пасху на два дня позже астрономической. То есть в нашем примере определит ее не на субботу, а не следующий за ней понедельник. Соответственно, христианская Пасха будет назначена пасхалией ЧЕРЕЗ ОДНО воскресенье после астрономиской иудейской Пасхи. И четвертое правило о Пасхе будет нарушено.

Но при этом все остальные правила о Пасхе, кроме четвертого, включая оба апостольских, останутся в силе. У нас, в Православной церкви, они остаются в силе и по сей день. Более того, они будут оставаться в силе ВСЕГДА. Но только у нас. У католиков они уже давно нарушены, см. ниже.

Итак, православная пасхалия удовлетворяет — и всегда будет удовлетворять — двум апостольским основным правилам о Пасхе и одному дополнительному (третьему) правилу. Что касается последнего дополнительного правила — четвертого — то в силу чисто астрономических соображений в наши дни его уже НЕВОЗМОЖНО удовлетворить, не нарушая апостольских правил о Пасхе. Ничего страшного в этом нет. Более того, этот вопрос уже подробно обсуждался в Православной церкви во времена Матфея Властаря и была признана необязательность точного выполнения четвертого правила.

Правила же празднования Пасхи в Католической церкви приносят в жертву точному соблюдению четвертого правила апостольские постановления о Пасхе (которым они не удовлетворяют). В этом смысле католическая пасхалия — НЕПРАВИЛЬНАЯ. См. подробности в книге Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко «Пасха» (Москва, изд-во «Астрель»).

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Как устроена пасхалия

Расскажем подробнее, что представляет собой церковный календарь-пасхалия.

Это набор обширных таблиц, определяющих взаимосвязь нескольких календарно-астрономических величин, связанных с юлианским календарем. Они относятся как к внутреннему устройству юлианского календаря, так и к его связям с астрономическими явлениями. Вот некоторые примеры индикт, круг Солнцу, круг Луне, эпакта, основание, ключ альфа, ключ границ, вруцелето и т.д. Церковно-славянскую пасхалию можно найти, например, в Следованой Псалтыри, листы 615-650. С западно-европейским вариантом пасхалии легко познакомиться по многим современным книгам, посвященным календарям и хронологии.

Одна из таблиц пасхалии позволяет определить день христианской Пасхи для любого наперед заданного года. Входным значением этой таблицы является так называемый «ключ границ» данного года, который необходимо предварительно определить, пользуясь другими таблицами пасхалии.

Важное обстоятельство: пасхалия основана на предположении, что все календарные показатели, используемые для определения дня христианской Пасхи, в точности повторяются через каждые 532 года. Этот 532-летний период повторения дня Пасхи в юлианском календаре называется «великим индиктионом». Полные пасхальные таблицы включают в себя обширный перечень разнообразных календарных величин на весь 532-летний «великий индиктион» [701].

Начало «первого» великого индиктиона совмещено (и это не случайно) с началом византийской эры «от Адама», или, как ее еще называют «эры от сотворения мира». Последний великий индиктион начался в 1941 году и продолжается в наши дни. Предыдущий — начался в 1409 году н.э. Тот, что был до него, — в 877 году н.э. и т.д.

Кстати, в старых пасхальных таблицах упоминается не только Пасха, но и некоторые другие христианские праздники. Правда, далеко не все. Вот полный их перечень согласно пасхалии из Следованой Псалтыри 1652 года, листы 615-616 и 633-640. Он очень интересен.

1) Пасха, 2) Рождество Христово (25 декабря старого стиля), 3) Благовещение (7 апреля старого стиля), 4) Георгий Победоносец (23 апреля старого стиля), 5) Иоанн Богослов (8 мая старого стиля), 6) верховные апостолы Петр и Павел (29 июня старого стиля), 7) святая Евдокия (начало мартовского года 1 марта старого стиля), 40 севастийских мучеников (9 марта старого стиля), 9) Алексий, человек Божий (17 марта старого стиля).

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия – система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).

Правила о Пасхе

Обратимся к каноническому средневековому церковному сочинению — Собранию святоотеческих правил Матфея Властаря. Там содержится большой раздел, посвященный правилам празднования христианской Пасхи. Властарь, в частности, пишет следующее:

«Правило о Пасхе полагает два ограничения: не праздновать вместе с иудеями и праздновать только после весеннего равноденствия. К ним были по необходимости добавлены еще два: совершать праздник после первого же по равноденствии полнолуния, но не в любой день, а в первое по полнолунии воскресение. Все эти ограничения, кроме последнего соблюдаются твердо и поныне (речь идет о времени жизни Властаря — Авт.), но теперь мы часто переходим на более позднее воскресение.

Именно: мы всегда откладываем два дня от Пасхи законной (то есть от иудейской Пасхи, которая, согласно определению Православной церкви представляет собой первое полнолуние после весеннего равноденствия — не путать с определением иудейской Пасхи самими иудеями! — Авт.) и переходим к следующему за тем воскресению. Случилось же это не по неведению или неумению утвердивших правила отцев, но из-за движения лунного», Матфей Властарь, состав П, гл.7.

Для полноты приведем также церковно-славянский текст по старообрядческому изданию 1908 года (Балахна, 1908):

«Яко два полагает устава о пасце правило: аще иудеом не сопраздновати нам и весньное пождавати равноденство. Им же ине две понужди последова: творити же праздник абие во первое по равноденстве вселуние, и по сем не в кий в годе день просто, но в первом по вселунном абие от седьмицы дни. И убо иные от устав еще и ныне твердостне соблюдаются, неделя же яже по вселунии многажды нами прелагается, еже двема прелагати днема на коеждо лето пасце законней и по онех на неделю преходити. Случися се не от невидения или от неискуства уставльших отец, иже о пасце сей закон, но течению лунному вина возносится сия…», лист 173.

Читать еще:  Интерьер кухни в стиле минимализм

Итак, Матфей Властарь сообщает следующее. Два первоначальных, основных апостольских правила о Пасхе были:

1) Не сопраздновать Пасху с иудеями.

2) Праздновать Пасху только после весеннего равноденствия.

Впоследствии при составлении пасхалии святыми отцами были добавлены ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ еще два правила, поскольку апостольские правила не однозначно определяют день Пасхи, а лишь накладывают на него определенные условия. Два добавленных святыми отцами правила были таковы:

3) Праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния. То есть после иудейской Пасхи, которую в христианской святоотеческой литературе считали в точности совпадающей с этим полнолунием и называли «законной Пасхой» — то есть Пасхой по закону Моисея, а также — «14-й Луной».

4) Праздновать Пасху предписывалось не в любой день недели, а именно в ПЕРВОЕ же воскресенье, следующее за упомянутым полнолунием, то есть за иудейской Пасхой.

Чем Григорианский календарь отличается от Юлианского: какой используется в России

Богом была создана жизнь независимо от времен года, внешних факторов. Люди были вынуждены создать календарь, который бы смог привести в порядок их жизнь. Однако с появлением христианства возникла проблема с тем, когда праздновать главный христианский праздник – Пасху. Поэтому было принято решение перейти на новый календарь.

В чем разница Юлианского и Григорианского календаря

На данный момент мы не приносим должного значения к тому, какой календарь нами используется, однако когда-то это был один из важнейших вопросов человечества. Только лучшие умы мира могли сделать счет таким, чтобы он был не только удобен, но и соответствовал астрономическому календарю. Таким образом нет лишних и недостающих дней.

Юлианский календарь: в честь кого был создан

Очень давно, до нашей эры, во время того, когда жил Юлий Цезарь, возник так называемый Юлианский календарь. Само название говорит за себя, он был создан в честь Юлия Цезаря. Этот календарь являлся солнечным. Создан он был лучшими астрономами того времени, которые могли все точно и правильно рассчитать.

Такая система счета времени была самой правильной, приближенной к настоящей. В ней было такое же количество дней в году, какое имеется и сейчас. Такой вариант устраивал всех, лучше него не было ничего придумано в те времена.

Григорианский календарь

Несмотря на это в 16 веке была предложена новая система счета лет. Чем же он отличается от предыдущего? На первый взгляд кажется, что ничем. Однако это не совсем так. Разница в том, что теперь каждый четвертый год не считался високосным. Если год оканчивался на два нуля, то он не считается високосным. Например, таковым будет 2100 год.

Необходимость этого календаря была обоснована тем, что Пасха не всегда выпадала на воскресенье. Таким образом вскоре все узнали о существовании нового календаря, который был выдвинут Григорием XIII.

Какой календарь используется в России

Основой современного календаря является именно тот самый Юлианский.

Датой Рождения Христа считается 1 марта 5508 года (7 век). Она является началом отсчета православного календаря. С того времени, как была крещена Русь, 1 марта так и считалось началом. И так было следующие 500 лет.

Уже в конце 15 века календарь снова претерпевал изменения. Теперь началом года стало 1 сентября. Так продолжалось в течение 200 лет. Вскоре Петр I решил, что начало года будет 1 января. Считались года с Рождества.

Итак, новый 1700 год начался 1 января. До этого был 7209 год. А 1699 год был очень коротким, так как длился всего лишь с сентября по январь.

Юлианский календарь не был точным, потому в мире в большинстве случаев пользовались Григорианским. В России он также был введен, но с дополнением 13 потерянных дней.

Так как разница между календарями присутствует, появляются лишние дни. Был создан новый стиль календаря, по которому мы живем. Однако церковь до сих придерживается старого стиля, живет по Юлианском календарю.

В чем разница григорианского и юлианского календарей

Разница между календарями заключается, прежде всего, в том, что в юлианском календаре високосные года наступают через три года. И потому астрономический календарь получается длиннее более чем на 10 минут. И таким образом в сумме за 128 лет накапливается полный лишний день.

Главная разница между календарями, разумеется связана, с високосными годами. Из-за этой разницы, появляются дополнительные или недостающие дни. Такая разница все время увеличивается. Если еще в начале 16 века она составляла 10 дней, то к 22 веку разница будет около 14 дней.

Юлианский календарь удобен, прост в использовании, однако он не совершенен, так как опережает астрономический календарь. Григорианский календарь имеет основу Юлианского, однако является его более усовершенствованной формой. Но церковь не признает такой календарь в связи с тем, что нарушаются события, описанные в библии.

Из-за того, что наросла такая разница, уже в 2101 православной церкви придется считать рождеством не 7 января, а 8. Литургический календарь так и оставляет рождество 25 декабря.

В тех странах, где еще до 20 века все использовался юлианский вариант календаря, все происходящие события указываются до сих пор без изменений.

Разница календарей появилась в ходе истории нашего мира, однако она приводит к путанице в датах и событиях, поэтому часто в книгах по истории мы видим две даты. Церковь оставляет за собой использование до сих пор юлианского календаря, чтобы не нарушать события Библии, которые имеют важное значение во всей церкви.

Важность событий, которые происходили с календарем, сложно на данный момент времени оценить по достоинству. Однако такие события имеют в нашей жизни важное событие. Мы отсчитываем важные даты, события и не задумываемся о том, что раньше все было иначе. Кроме того, сложно представить, что основные праздники отмечались в абсолютно другие даты и времена года. Нынешний календарь является самым совершенным, поэтому больше нет споров о том, какой календарь необходимо использовать.

Сравнение Google Календаря и Яндекс.Календаря

Инструменты планирования задач необходимы любому современному деловому человеку, будь то владелец малого бизнеса, фрилансер или самозанятый. Онлайн-календари удобны тем, что их можно использовать как с компьютера, так и с мобильных устройств. Для этого необходимо лишь подключение к интернету и браузер. Не требуется устанавливать сторонние приложения и проводить ручную синхронизацию.

Сегодня мы рассмотрим два похожих инструмента: Google Calendar и продукт российских разработчиков – Яндекс.Календарь.

Создание календарей в сервисах Google и Яндекс

Для различных нужд имеет смысл создавать отдельные календари. Это позволит разделить личные дела и задачи, связанные с разными рабочими проектами.

Для создания нового календаря в сервисе Google Calendar, нажмите кнопку со знаком плюс «Добавить другие календари» на панели слева, а затем выберите команду «Создать календарь». В появившемся окне укажите название и выберите часовой пояс, при необходимости введите описание. После чего нажмите кнопку «Создать календарь».

Чтобы войти в настройки созданного календаря, выберите его название на панели слева. Если вы хотите открыть доступ к календарю, нажмите на него в списке слева и настройте «Доступ для отдельных пользователей», добавляя имена или адреса электронной почты нужных людей. Также можно установить флажок «Сделать общедоступным» или включить доступ по ссылке.

Настройки доступа и другие параметры календаря позднее можно будет изменить, нажав кнопку с тремя точками рядом с его названием на панели слева и выбрав команду «Настройки и общий доступ».

Для создания календаря в сервисе Яндекс используется кнопка со знаком плюс «Новый календарь» на боковой панели. При создании можно сразу настроить календарь: выбрать цвет для всех событий, указать время и способы получения уведомлений и т.д. Однако поля для ввода описания здесь не предусмотрено. После задания всех настроек нажмите кнопку «Создать».

Если потребуется изменить настройки календаря уже после создания, нажмите на значок шестеренки рядом с его названием на боковой панели. На вкладке «Доступ» в окне настроек можно выдать отдельным людям права доступа для совместной работы над событиями или поделиться ссылкой на календарь, скопировав ее из соответствующей строки.

Переключение режимов просмотра

По умолчанию на экране отображается текущая неделя с датами и временем, а слева находится миниатюрный календарь на месяц. Кнопками со стрелками , расположенными на боковой панели, можно листать месяцы, а кнопки на верхней панели используются для перехода по неделям. Кнопка «Сегодня» отображает события за текущую дату.

Также есть возможность менять представление календарей: показать события одного дня, недели, месяца или выбрать вариант отображения «Расписание» для показа событий не в виде таблицы, а в виде списка. Эти варианты присутствуют в обоих рассматриваемых нами календарях, но в календаре Гугл имеются дополнительные опции: «Год» и «4 дня». Переключение внешнего вида в Google Calendar происходит с помощью раскрывающегося списка в верхнем правом углу окна, а в Yandex calendar этот элемент находится на боковой панели слева.

Создание, редактирование и удаление событий в календарях

В календаре Google можно добавлять новые события с помощью кнопки «Создать» в правом верхнем углу окна или кликом на нужный прямоугольник в сетке календаря. Во втором случае выбранное время сразу будет указано в карточке мероприятия.

Если событие длится весь день, можно установить соответствующий флажок, а если это повторяющееся мероприятие – задать периодичность повтора, например, еженедельно. Также в карточке можно добавить гостей для настройки совместного доступа, выбрать календарь, к которому оно относится, и указать цвет события.

Для настройки дополнительных параметров, нажмите кнопку «Другие параметры». В открывшемся окне можно задать разрешения для гостей и добавить описание события.

После настройки всех параметров нажмите кнопку «Сохранить». Если позже потребуется внести в настройки мероприятия какие-либо изменения, открыть его карточку можно двойным щелчком по цветному прямоугольнику события в календаре или кликнуть на него левой кнопкой мыши и нажать кнопку с изображением карандаша «Изменить мероприятие».

Яндекс.Календарь позволяет настраивать все перечисленные выше параметры (кроме выбора отдельных цветов для разных событий – здесь такой возможности не предусмотрено, и все мероприятия имеют один цвет) в одном окне, не переходя в окно с дополнительными настройками. Для создания нового мероприятия нажмите кнопку «Создать событие» в правом верхнем углу окна.

Событие можно добавить щелчком по нужной дате и времени в таблице календаря. В этом случае откроется краткая форма. Для перехода ко всем настройкам потребуется нажать кнопку «Перейти к полной форме».

Для редактирования события в календаре Яндекс нажмите на него левой кнопкой мыши и кликните кнопку с карандашом «Редактировать».

В обоих календарях карточки можно перетаскивать на другие дни или часы, удерживая левую кнопку мыши, а также растягивать прямоугольник события вверх или вниз, меняя продолжительность мероприятия.

Удаление событий в обоих календарях происходит одинаково. Кликните на событие левой кнопкой мыши и нажмите кнопку с изображением корзины «Удалить».

Дополнительные возможности

При создании нового мероприятия в календаре Гугл есть возможность создать событие другого типа – задачу или напоминание. Для этого нужно перейти на соответствующую вкладку в карточке события и заполнить необходимые поля.

Преимуществом Google Calendar также является поиск. Нажмите кнопку со значком лупы на верхней панели и введите поисковый запрос. Для сужения области поиска кликните на стрелку рядом с поисковой строкой и настройте нужные параметры.

К сожалению, разработчики Яндекс.Календаря не добавили в свой продукт такую полезную функцию, как поиск. Зато пользователи сервиса Яндекс могут создавать списки дел.

  1. Нажмите кнопку с галочкой в правом верхнем углу окна.
  2. Затем на открывшейся справа панели кликните на кнопку «Создать список дел».
  3. Введите его название и снова подтвердите создание.

С помощью кнопки «Новое дело» добавляйте в список новые задачи.

Список дел представляет собой чек-лист. Когда задача будет завершена, поставьте рядом с ней галочку, и она переместится на вкладку «Выполненные».

Приложение «Яндекс.Календарь» позволяет удобно работать с календарем на смартфонах, работающих под управлением мобильных ОС Android и iOS. Компания Google также предлагает мобильное приложение «Google Календарь» для этих операционных систем.

Подведем итоги

Итак, мы узнали, что такое календарь, который можно вести онлайн, и сравнили продукты двух известных компаний. Google Календарь предоставляет больше возможностей, но продукт от Яндекса также заслуживает внимания, так как постепенно наращивает свой функционал. Чтобы выбрать подходящий именно для ваших задач календарь, советую попробовать оба сервиса в работе и на практике оценить, какой из них вам больше придется по вкусу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector