0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый после Папы: зачем госсекретарь Ватикана приехал к Путину и Лаврову (ФОТО)

Первый после Папы: зачем госсекретарь Ватикана приехал к Путину и Лаврову (ФОТО)

На этой неделе состоялся первый за долгие годы официальный визит в Россию государственного секретаря Ватикана. Кардинал Пьетро Паролин — второе лицо в административной иерархии после понтифика — побеседовал с патриархом Кириллом, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и наконец в среду, 23 августа, встретился с президентом Владимиром Путиным.

Общение состоялось в Сочи, в резиденции Бочаров Ручей. И несмотря на то что публично звучали только общие фразы, обширная программа визита наталкивала на мысль, что кардинал готовит визит Папы Римского в Москву. Так или иначе, но духовная дипломатия сейчас играет на руку Кремлю.

Аудиенция и с главой церкви, и с главой государства

Первый визит главы ватиканского правительства в Россию за всю историю отношений между государствами состоялся в июне 1988 года. Тогда делегацию на мероприятиях, приуроченных к празднованию 1000-летия Крещения Руси, возглавил кардинал Агостино Казароли. Госсекретарь Ватикана был принят Михаилом Горбачевым в Кремле.

Одной из тем переговоров стали вопросы обеспечения свободы вероисповедания в Советском Союзе. Итальянская газета La Stampa указывала: «Начался диалог. Между Кремлем и Святым престолом лед растаял».

В августе 2017-го, в преддверии визита госсекретаря в Москву та же La Stampa писала, что кардинал Паролин может выступить в качестве посредника, сближающего два мира, которые не должны считаться враждебными друг другу. На фоне все ухудшающихся отношений Москвы и Вашингтона в игру вступила дипломатия духовная.

Во вторник, 22 августа, посланник папы встретился с главой российского МИД Сергеем Лавровым и упомянул не только ситуацию на Ближнем Востоке, но и в неспокойной Венесуэле.

«У нас общая позиция по необходимости налаживать диалог параллельно с борьбой с терроризмом», — сказал Лавров.

Кроме того, Москва ценит позицию Святого престола о недопустимости использования религиозного фактора на Украине в целях получения политических преимуществ, подчеркнул министр.

Встреча патриарха Кирилла и кардинала Пьетро Паролина прошла в Свято-Даниловом монастыре
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Во второй половине дня гость отправился в Свято-Данилов монастырь на встречу с патриархом Кириллом, с которым они лично познакомились в прошлом году на Кубе в ходе исторической встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей.

Кардинал вручил Святейшему подарок от папы — сувенир с изображением виноградной лозы и получил в ответ икону Богородицы и книгу патриарха на итальянском языке «Свобода и ответственность», в которой говорится о христианском отношении к современным либеральным ценностям.

При большом скоплении российских и иностранных журналистов патриарх упомянул и Ближний Восток, и Украину. По первому вопросу говорил о разработке совместных проектов в помощь тем, кто страдает от войн и геноцида в этом регионе.

«Что касается Украины, то церковь не может играть никакой другой роли, кроме как миротворческой, когда люди находятся в конфликте», — подчеркнул патриарх и с удовлетворением отметил близость позиций в этом вопросе. Кардинал передал Святейшему братский привет от папы. А далее беседа продолжилась за закрытыми дверями.

На следующий день, 23 августа, кардинал прибыл в Сочи для встречи с российским президентом. Она началась строго по графику. Путин поблагодарил Паролина за теплый прием в Ватикане во время беседы с Папой Римским.

«Мы ценим доверительный и конструктивный диалог, который сложился между Святым престолом и Россией. И приветствуем диалог, который начат напрямую между Святым престолом и РПЦ», — заверил российский лидер.

Кардинал отметил, что Ватикан удовлетворен отношениями с Россией. Он также отметил временную передачу мощей святого Николая в Россию. «За это особая благодарность», — сказал Путин. Остальная часть беседы, как и в случае с патриархом, прошла за закрытыми дверями. Но судя по тому, что следующий пункт в графике российского лидера — встреча с президентом Армении — начался вовремя, надолго беседа с кардиналом не затянулась.

Ангел мира

Визит Пьетро Паролина стал очередным этапом в развитии добрых отношений Москвы и Ватикана, начало которым положил в сентябре 2013 года папа Франциск, написав Путину открытое письмо. В своем послании глава католической церкви призвал российского президента и дальше бороться за политическое разрешение конфликта в Сирии.

Понтифик заявил, что он с болью в сердце наблюдает за событиями в этой стране. Возможное развитие ситуации причиняет ему страдание, сказал Франциск, отсылая к планам США и Франции нанести удар по Арабской Республике. «Война порождает войну, насилие порождает насилие», — предупреждал понтифик.

В ходе беседы Путина и Папы Римского в июне 2015 года затрагивался вопрос о положении на Украине, о необходимости мира на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и Ираке
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

В ноябре того же года, а затем и июне 2015 года Путин встречался с Франциском в Ватикане. В ходе последней встречи Папа Римский призвал российского президента приложить «значительные и искренние усилия для того, чтобы добиться мира» на Украине.

Во время встречи, продолжавшейся около 50 минут, понтифик и российский президент сошлись во мнении, что для стабилизации обстановки в Донбассе необходимо восстановить атмосферу диалога между сторонами конфликта. Папа и президент обсудили также ситуацию на Ближнем Востоке и выразили озабоченность судьбой христианской общины в этом регионе.

Тогда же Франциск подарил Путину медальон с изображением ангела мира.

«Этот ангел выигрывает все войны и призывает к единению всех людей в мире», — сказал понтифик.

Путин вручил панно с изображением храма Христа Спасителя. Кроме того, российская сторона подарила Франциску несколько томов православной энциклопедии.

Но самое значительное событие — встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского — произошло в Гаване в феврале 2016 года. «Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», — сказал патриарх. «Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность осуществилась», — ответил Франциск. Центральной темой беседы двух иерархов стали гонения на христиан на Ближнем Востоке.

Ватикан набрался терпения

Среди конкретных результатов визита кардинала в Россию — договор о взаимном безвизовом въезде для владельцев дипломатических паспортов. Такое соглашение подписал замглавы МИД России Алексей Мешков и нунций Ватикана Челестино Мильоре.

«Относительно возможных визитов папы, мы, верующие, верим Богу и Святому Духу, которые нам подскажут шаги», — заявил кардинал. Однако и в Ватикане, и в Московском патриархате указали, что папский визит сейчас не стоит в повестке.

Находясь в Москве, кардинал подтвердил: встреча двух иерархов в Гаване дала Москве и Ватикану новый импульс. «Когда итальянские СМИ спрашивали меня о том, какими будут следующие шаги, я им ответил, что одна из христианских добродетелей — терпение. Уверен, что мой визит станет маленьким кирпичиком для нашей дальнейшей дороги», — витиевато закончил он.


Владимир Путин во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря

Для Кремля заметные отношения с Ватиканом — шанс привлечь внимание к попыткам России стать оплотом морали и традиционных ценностей, контрастирующим со все более секуляризированной Европой, отмечало накануне визита кардинала издание Politico. А также это способ продемонстрировать, что Москва не находится в изоляции, и продолжить отношения с Италией.

Для римско-католической церкви более тесные связи с Москвой, продолжает издание, — возможность восстановить свое присутствие после столетия, ознаменованного взлетом и упадком коммунистической идеологии и принудительного атеизма.

Стоит отметить, что в последнее время Владимир Путин уделяет много времени общению с духовными лицами. В конце мая президент присутствовал на церемонии освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре Москвы, расположенном на Большой Лубянке.

Выступая на церемонии освящения, президент заявил, что открытие храма спустя сто лет после Октябрьской революции 1917 года является символичным. Он призвал помнить «и светлые, и трагические» страницы истории России. Незадолго до этого Путин приложился к мощам Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя.

Тогда же, в конце мая, Путин посетил Рогожскую слободу — поселок, где уже более двух веков живут московские старообрядцы. И это было без преувеличения историческое событие: глава российского государства посетил резиденцию предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия.

11 июня в день валаамских чудотворцев Сергия и Германа Владимир Путин, как и в 2016 году, приехал в Валаамский монастырь и провел там три дня. «Вы знаете, он давно держит под своим контролем и в поле зрения проблемы монастыря. И в плане хозяйственной деятельности помогает, и в решении других вопросов», — объяснял его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Однако, несмотря на свою приверженность православию, президент всегда с уважением подчеркивает, что Российская Федерация — многоконфессиональное государство. Он регулярно поздравляет российских иудеев с праздником Песах. А буддистов — с Новым годом по лунному календарю — праздником Сагаалган.

Учитывая популярность папы Франциска на Западе развитие отношений со Святым престолом может сыграть положительную роль для Москвы. Когда политики оказываются неспособны вести диалог, уповать приходится только на вразумление свыше.

Еще по теме

Место встречи 21.10.2020

Вакцина «Вектора» по схеме, скорее всего, может применяться два раза, ревакцинация раз в три года . далее

60 минут 21.10.2020

Число преступлений террористической направленности в РФ в 2020 году выросло на треть, экстремистской — на . далее

Время покажет 21.10.2020

Каждый студент, бизнесмен, каждый, кто родом из Арцаха, должны немедленнр отправиться в Степанакерт, записаться в . далее

Вечер с Владимиром Соловьевым 21.10.2020

Войска Азербайджана взяли под контроль ряд населенных пунктов в Физулинском, Джебраильском и Зангеланском районах в . далее

Место встречи 20.10.2020

Воздух продолжает уходить из российского модуля МКС даже после заклеивания щели каптоновой лентой — переговоры . далее

60 минут 20.10.2020

Правительство Москвы не планирует ограничивать время работы кафе и ресторанов, как это было сделано в . далее

Первый после Папы: зачем госсекретарь Ватикана приехал к Путину и Лаврову

На этой неделе состоялся первый за долгие годы официальный визит в Россию государственного секретаря Ватикана. Кардинал Пьетро Паролин — второе лицо в административной иерархии после понтифика — побеседовал с патриархом Кириллом, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и наконец в среду, 23 августа, встретился с президентом Владимиром Путиным.

Общение состоялось в Сочи, в резиденции Бочаров Ручей. И несмотря на то что публично звучали только общие фразы, обширная программа визита наталкивала на мысль, что кардинал готовит визит Папы Римского в Москву. Так или иначе, но духовная дипломатия сейчас играет на руку Кремлю.

Аудиенция и с главой церкви, и с главой государства

Первый визит главы ватиканского правительства в Россию за всю историю отношений между государствами состоялся в июне 1988 года. Тогда делегацию на мероприятиях, приуроченных к празднованию 1000-летия Крещения Руси, возглавил кардинал Агостино Казароли. Госсекретарь Ватикана был принят Михаилом Горбачевым в Кремле.

Одной из тем переговоров стали вопросы обеспечения свободы вероисповедания в Советском Союзе. Итальянская газета La Stampa указывала: «Начался диалог. Между Кремлем и Святым престолом лед растаял».

В августе 2017-го, в преддверии визита госсекретаря в Москву та же La Stampa писала, что кардинал Паролин может выступить в качестве посредника, сближающего два мира, которые не должны считаться враждебными друг другу. На фоне все ухудшающихся отношений Москвы и Вашингтона в игру вступила дипломатия духовная.

Во вторник, 22 августа, посланник папы встретился с главой российского МИД Сергеем Лавровым и упомянул не только ситуацию на Ближнем Востоке, но и в неспокойной Венесуэле.

«У нас общая позиция по необходимости налаживать диалог параллельно с борьбой с терроризмом», — сказал Лавров.

Кроме того, Москва ценит позицию Святого престола о недопустимости использования религиозного фактора на Украине в целях получения политических преимуществ, подчеркнул министр.

Встреча патриарха Кирилла и кардинала Пьетро Паролина прошла в Свято-Даниловом монастыре
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Во второй половине дня гость отправился в Свято-Данилов монастырь на встречу с патриархом Кириллом, с которым они лично познакомились в прошлом году на Кубе в ходе исторической встречи глав Русской православной и Римско-католической церквей.

Кардинал вручил Святейшему подарок от папы — сувенир с изображением виноградной лозы и получил в ответ икону Богородицы и книгу патриарха на итальянском языке «Свобода и ответственность», в которой говорится о христианском отношении к современным либеральным ценностям.

При большом скоплении российских и иностранных журналистов патриарх упомянул и Ближний Восток, и Украину. По первому вопросу говорил о разработке совместных проектов в помощь тем, кто страдает от войн и геноцида в этом регионе.

«Что касается Украины, то церковь не может играть никакой другой роли, кроме как миротворческой, когда люди находятся в конфликте», — подчеркнул патриарх и с удовлетворением отметил близость позиций в этом вопросе. Кардинал передал Святейшему братский привет от папы. А далее беседа продолжилась за закрытыми дверями.

На следующий день, 23 августа, кардинал прибыл в Сочи для встречи с российским президентом. Она началась строго по графику. Путин поблагодарил Паролина за теплый прием в Ватикане во время беседы с Папой Римским.

Читать еще:  В Костроме открывается православная конференция

«Мы ценим доверительный и конструктивный диалог, который сложился между Святым престолом и Россией. И приветствуем диалог, который начат напрямую между Святым престолом и РПЦ», — заверил российский лидер.

Кардинал отметил, что Ватикан удовлетворен отношениями с Россией. Он также отметил временную передачу мощей святого Николая в Россию. «За это особая благодарность», — сказал Путин. Остальная часть беседы, как и в случае с патриархом, прошла за закрытыми дверями. Но судя по тому, что следующий пункт в графике российского лидера — встреча с президентом Армении — начался вовремя, надолго беседа с кардиналом не затянулась.

Ангел мира

Визит Пьетро Паролина стал очередным этапом в развитии добрых отношений Москвы и Ватикана, начало которым положил в сентябре 2013 года папа Франциск, написав Путину открытое письмо. В своем послании глава католической церкви призвал российского президента и дальше бороться за политическое разрешение конфликта в Сирии.

Понтифик заявил, что он с болью в сердце наблюдает за событиями в этой стране. Возможное развитие ситуации причиняет ему страдание, сказал Франциск, отсылая к планам США и Франции нанести удар по Арабской Республике. «Война порождает войну, насилие порождает насилие», — предупреждал понтифик.

В ходе беседы Путина и Папы Римского в июне 2015 года затрагивался вопрос о положении на Украине, о необходимости мира на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и Ираке
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

В ноябре того же года, а затем и июне 2015 года Путин встречался с Франциском в Ватикане. В ходе последней встречи Папа Римский призвал российского президента приложить «значительные и искренние усилия для того, чтобы добиться мира» на Украине.

Во время встречи, продолжавшейся около 50 минут, понтифик и российский президент сошлись во мнении, что для стабилизации обстановки в Донбассе необходимо восстановить атмосферу диалога между сторонами конфликта. Папа и президент обсудили также ситуацию на Ближнем Востоке и выразили озабоченность судьбой христианской общины в этом регионе.

Тогда же Франциск подарил Путину медальон с изображением ангела мира.

«Этот ангел выигрывает все войны и призывает к единению всех людей в мире», — сказал понтифик.

Путин вручил панно с изображением храма Христа Спасителя. Кроме того, российская сторона подарила Франциску несколько томов православной энциклопедии.

Но самое значительное событие — встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского — произошло в Гаване в феврале 2016 года. «Меня не покидает чувство, что мы встречаемся с вами в правильное время в правильном месте», — сказал патриарх. «Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность осуществилась», — ответил Франциск. Центральной темой беседы двух иерархов стали гонения на христиан на Ближнем Востоке.

Ватикан набрался терпения

Среди конкретных результатов визита кардинала в Россию — договор о взаимном безвизовом въезде для владельцев дипломатических паспортов. Такое соглашение подписал замглавы МИД России Алексей Мешков и нунций Ватикана Челестино Мильоре.

«Относительно возможных визитов папы, мы, верующие, верим Богу и Святому Духу, которые нам подскажут шаги», — заявил кардинал. Однако и в Ватикане, и в Московском патриархате указали, что папский визит сейчас не стоит в повестке.

Находясь в Москве, кардинал подтвердил: встреча двух иерархов в Гаване дала Москве и Ватикану новый импульс. «Когда итальянские СМИ спрашивали меня о том, какими будут следующие шаги, я им ответил, что одна из христианских добродетелей — терпение. Уверен, что мой визит станет маленьким кирпичиком для нашей дальнейшей дороги», — витиевато закончил он.

В мае Владимир Путин приложился к мощам Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя

Для Кремля заметные отношения с Ватиканом — шанс привлечь внимание к попыткам России стать оплотом морали и традиционных ценностей, контрастирующим со все более секуляризированной Европой, отмечало накануне визита кардинала издание Politico. А также это способ продемонстрировать, что Москва не находится в изоляции, и продолжить отношения с Италией.

Для римско-католической церкви более тесные связи с Москвой, продолжает издание, — возможность восстановить свое присутствие после столетия, ознаменованного взлетом и упадком коммунистической идеологии и принудительного атеизма.

Стоит отметить, что в последнее время Владимир Путин уделяет много времени общению с духовными лицами. В конце мая президент присутствовал на церемонии освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре Москвы, расположенном на Большой Лубянке.

Выступая на церемонии освящения, президент заявил, что открытие храма спустя сто лет после Октябрьской революции 1917 года является символичным. Он призвал помнить «и светлые, и трагические» страницы истории России. Незадолго до этого Путин приложился к мощам Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя.

Тогда же, в конце мая, Путин посетил Рогожскую слободу — поселок, где уже более двух веков живут московские старообрядцы. И это было без преувеличения историческое событие: глава российского государства посетил резиденцию предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия.

11 июня в день валаамских чудотворцев Сергия и Германа Владимир Путин, как и в 2016 году, приехал в Валаамский монастырь и провел там три дня. «Вы знаете, он давно держит под своим контролем и в поле зрения проблемы монастыря. И в плане хозяйственной деятельности помогает, и в решении других вопросов», — объяснял его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Однако, несмотря на свою приверженность православию, президент всегда с уважением подчеркивает, что Российская Федерация — многоконфессиональное государство. Он регулярно поздравляет российских иудеев с праздником Песах. А буддистов — с Новым годом по лунному календарю — праздником Сагаалган.

Учитывая популярность папы Франциска на Западе развитие отношений со Святым престолом может сыграть положительную роль для Москвы. Когда политики оказываются неспособны вести диалог, уповать приходится только на вразумление свыше.

Служение Богу начиналось в подполье

Мать умерла, когда Каролю было 8 лет, старший брат Эдмунд — когда ему исполнилось 12. Единственным близким человеком оставался отец, но 18 февраля Кароля Войтылы-старшего не стало. Это потрясение изменило намерения сына.

«К двадцати годам я потерял всех, кого любил. Бог явно готовил меня к моей стезе», — вспоминал впоследствии понтифик.

Обучение в Краковской духовной семинарии он начинал в подполье, поскольку ее работа была запрещена гитлеровцами. Молодые годы, очевидно, и научили Кароля Войтылу осторожности. Стремясь к осуществлению своих замыслов, он предпочитал не сжигать мосты, а искать обходные пути.

Весной 1943 года Кароль распрощался со своим театральным наставником, сосредоточившись на духовном образовании под началом архиепископа Краковского Стефана Сапеги.

Нелегальная жизнь завершилась весной 1945 года после освобождения Кракова частями Красной Армии. 1 ноября 1946 года Кароль Войтыла был рукоположен в священники.

Кто входит в состав кардиналов-выборщиков?

Последние из 115 кардиналов-избирателей прибыли в Рим 8 марта, вскоре после принятия решения о дате конклава, сообщает «Радио Ватикана».

В 1975 году папа Павел VI постановил, что число кардиналов-выборщиков не может превышать 120 человек и что в конклаве не могут участвовать кардиналы старше 80 лет, которые, однако, могут быть избраны. Эти правила были подтверждены и уточнены Иоанном Павлом II.

Сейчас выборы главы Римско-католической церкви регулируются апостольской конституцией «Пастырь всего божьего стада» (Universi Dominici Gregis), утверждённой 22 февраля 1996 года папой Иоанном Павлом II.

Из 115 кардиналов, которые примут участие в предстоящем конклаве, 17 являются членами монашеских орденов. Среди них есть францисканцы, доминиканцы и салезианцы. Кроме того, среди кардиналов-выборщиков есть представители иезуитов, редемптористов, аблатов и других сообществ.

Из 115 кардиналов-выборщиков Конклава более половины представляют Европу. Несмотря на то, что Бенедикт XVI после отречения сохранит за собой сан кардинала, он не будет принимать участие в конклаве, так как его возраст уже превысил 80 лет.

Всего, за всю историю Церкви на престол св. Петра избиралось 33 законника. Большинство из них были бенедиктинцами, они становились Папами 17 раз. 6 Понтификов были августинцами, 4 — францисканцами.

Немецкое информационное агентство KNA отмечает, что в последним законником, избранным на должность Епископа Рима, был Григорий XVI. Он принадлежал к ордену камедулов, а его понтификат длился с 1831 года по 1846 год.

Самое большое количество монахов становилось Папами в период между XI-XII веками — во время расцвета монашества в Европе.

Хотя папа Римский является в первую очередь римским епископом он не обязательно должен быть не только римлянином, но и даже итальянцем. Папа Бенедикт XVI, например, немец, а Иоанн Павел II — поляк. Во время Римской империи и Средневековья было много пап с разных частей света — греки, сирийцы, немцы и др. Но после Адриана VI, избранного в 1522 году, который был уроженцем Нидерландов, но немцем по этническому происхождению (поэтому считается папой-немцем), все папы происходили из областей, которые составляют сегодняшнюю Италию, вплоть до избрания Иоанна Павла II в 1978 году.

За долгую историю на папские выборы часто большое давление оказывали светские влияния — сначала римские императоры, потом — короли Западной Европы.

bigra

Идеалы миролюбивы, история жестока

  • Главное
  • Союзники
  • Генеральный штаб
  • Былые схватки
  • Пропаганда
  • Лучшее

Женщина — Папа Римский. Правда или вымысел?

Несмотря на то, что феминизм шагает семимильными шагами по планете, еще остаются места, куда женщинам, в силу принадлежности к женскому полу, путь заказан. Среди всего прочего — невозможность стать Папой Римским. Однако история Ватикана уже много веков хранит легенду о женщине, посмевшей занять Главный престол, — «Папессе Иоанне».

Действительное ее существование представляется сомнительным, да и официальные папские хроники решительно его отрицают. Но как же может быть иначе? Ведь это неслыханная дерзость!

Считается, что данная легенда возникла в Константинополе на почве вражды между православной и католической церковью. Многие историки назвали ее выдумкой. Однако не кажется ли вам, что если такая легенда появилась и жила в веках, то это неспроста, и, значит, история «разрешила» женщине присвоить высший ранг – быть духовным пастырем народов.

Предание гласит, что после смерти Льва IV в 855 году папский трон два года, пять месяцев и четыре дня занимала женщина, вошедшая в хроники как «папесса Иоанна» (Джованна, Жанна, Анна). Утверждают, что под этим именем скрывалась прекрасная англичанка благородных кровей и высокого ума. Впервые о папессе широко заговорили в 1276 году по очень странному случаю: после смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» тотчас же по избрании был смещен противниками. По другим предположениям, — он оказался женщиной и о нем постарались забыть. Как бы там ни было, но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

До наших дней дошли многие факты биографии этой необычной женщины. В миру ее звали Агнесса. Предположительно, она родилась в 822 году в семье английских миссионеров в немецком городке Ингельхайм, что близ Майнца. Мать Агнессы вскоре умерла, и ребенок был вынужден путешествовать с отцом.

Профессия миссионера была не лишена опасностей. В один из дней проповеднику пробили камнем голову и сломали руку. Отцу на помощь пришла Агнесса. Чудо-ребенок уже тогда проявлял недюжинные способности к ораторскому искусству и к искусству удерживать внимание толпы. В свои неполные восемь лет она произносила дивные проповеди, стоя на столах в тавернах и постоялых дворах. Ее красноречие и детская непосредственность производили незабываемое впечатление на аудиторию. По всей вероятности, уже тогда Агнесса начала одеваться в мужской костюм.

Когда отец Агнессы отошел в мир иной, идея переодевания стала единственно спасительной для молодой девушки, которая одна странствовала по свету. Возможно, Агнесса выдала себя за мужчину, чтобы получить хорошее образование, недоступное в то время женщинам. Бродя по Европе, она попала в мужской монастырь под именем Иоанна Ланглуа. Там получила хорошее образование в области теологии и философии.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Однако девушке уже исполнилось шестнадцать, и женская природа стала брать верх над благоразумием. Агнесса обратила свой взор на красивого монаха. Да и могло ли быть иначе, если ее постоянно окружало такое количество молодых мужчин? Девушка начала с того, что откровенно призналась, кто она есть на самом деле, познакомила юношу со своими прелестями и постаралась стать ему верной подругой. С тех пор молодые люди стали неразлучны. Вскоре их нежная дружба стала казаться подозрительной (никому и в голову не могло придти, что Иоанн не мужчина). Через некоторое время их тайную связь разоблачили.

Спасаясь от костра, пара сбежала из монастыря сначала в Англию, затем в Афины. Новый этап путешествий приносит Агнессе новые знания и популярность. Несмотря на близость любовника, девушка уже никогда не откажется от мужского костюма, справедливо полагая, что лишь так она сможет достичь успехов и реализоваться как личность. Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» — герцогинь, аббатов, ученых. В Афинах молодые люди посещали самые известные богословские и философские школы. Честолюбивый монах мечтал, набравшись знаний, поехать в Рим и стать кардиналом, а может, и самим папой. Но во время скитаний по Европе юноша заболел и умер от лихорадки. Романтическое предание гласит, что его спутница, оставаясь в мужском обличье, поклялась на могиле друга осуществить его дерзкую мечту. И отправилась покорять Рим.

В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора, тем более что в своем большинстве священные особы были не очень хорошо образованы. Ее приметили благодаря не только эрудиции и набожности, но и красивой внешности. Благодаря недюжинным способностям, ораторскому искусству и богатым знаниям чужеземке удалось получить кафедру в греческой школе. Вскоре слава о высокопросвещенном монахе распространилась по всему Риму. «Джованни Англико» — так назвалась авантюристка — стала своим человеком при папском дворе, завоевав доверие папы Льва IV. Она успешно занималась не только церковными, но и государственными делами. В частности, руководила работами по строительству высоких каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Агнесса стала нотариусом при папе. Красноречие, лесть, показная добродетель позволили Иоанне стать кардиналом.

Читать еще:  Почему аренда судна пользуется популярностью?

В свете будущих выборов не лишним будет упомянуть о так называемой пиар-кампании Агнессы во время избрания папы. Папа Лев IV, благоволивший нотарию Иоанну, однажды возомнил себя подобным святому Петру и решил самостоятельно пройти по морю как по суше. Естественно, ничего хорошего из этой затеи не вышло, а папа, искупавшись в холодной воде, вскоре умер. В то время наследника его престола избирали прилюдно, на площади. Народ угощали вином, симпатичные женщины в обмен на голоса предлагали поцелуи. В этой атмосфере каждая группировка превозносила достоинства своего кандидата. Агнесса же предпочла действовать другими методами, отличными от остальных. Иоанна оказалась вне конкурса: ее ученики — братья по ордену — во всеуслышание пообещали: кардинал Иоанн не собирается заводить гарем, как это делали другие папы, и намерен разделить доходы между бедняками. В итоге Иоанна победила и водрузила на свое чело тройную тиару — символ Рима, Вселенной и Неба.

Средневековые хроники со страхом доносят до нас, что избранию папы Иоанна VIII предшествовали всевозможные знамения. В Италии города и селения разрушали землетрясения; во Франции саранча уничтожила нивы; в Испании тело св. Винченцо, украденное кощунственным монахом, желавшим распродать его по частям, явилось ночью на паперти церкви, громко умоляя о погребении на прежнем месте.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим, хотя отмечено было всяческими достижениями и благоденствиями. Правление Агнессы было мягким и гуманным, без жестокости и пыток инквизиции. Она издала буллы, направленные против развращенного духовенства. В конце 855 года Агнессе даже удалось уговорить немецкого императора Лотара постричься в монахи, чтобы искупить свои грехи.

Таким образом, Иоанна достигла высшего своего предназначения и оказалась на своем месте. Обман, наверное, никогда бы не раскрылся, если бы не воспетый в веках зов природы. Иоанна не замедлила стать любовницей одного из высокопоставленных служителей Ватикана и через год после своего избрания обнаружила, что беременна. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать? Впрочем, есть версия, что папесса вступила в любовную связь под страхом разоблачения, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны долгое время позволяли скрывать от людских глаз раздавшуюся фигуру папессы. Однако приближался момент родов, нужно было спрятаться. Помог любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о малютке. Однако судьба распорядилась иначе. Уже на девятом месяце, когда показаться на люди было невозможно, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Насколько было возможно, она пыталась оттянуть день молебна, надеясь со дня на день разрешиться от бремени. Однако папесса вынуждена была подчиниться обстоятельствам.

20 ноября 857 года стояла чудесная погода, жители Рима высыпали на улицы, чтобы принять участие в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. У Агнессы начались предродовые боли. В проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия она упала, начались родовые схватки. Разорвав одежды, женщина в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Рядом с распростертым на земле папой лежал окровавленный трупик ребенка. По другой из версий, ее и ребенка разъяренная толпа забила камнями. Убиенных похоронили в церкви святого Клемента. А по третьей версии, ребенок выжил, был отдан в монастырь, принял постриг и сделал церковную карьеру: стал епископом в городе Остия.

Какая ужасная кончина, страшное наказание женщине, посягнувшей на святая святых – папский престол. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, простроенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить саму память о самозванке, поэтому со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Как бы там ни было, что бы ни говорил официальный Ватикан, опровергая существование папессы Иоанны, но тема узурпации папского престола женщиной вот уже многие века будоражит умы и сердца не только историков, поэтов, философов, но и находит свое отражение в народных мифах и поверьях. Легендарная Иоанна стала героиней лубка, куплетов и даже одним из важнейших персонажей гадальных карт «таро», популярных в средневековой Европе, на Ближнем Востоке, а сейчас добравшихся и до нас. В «таро» изображение папессы помещается среди 22 главных фигур рядом с папой, императором и императрицей.

Эта тема неоднократно находила свое отражение в творчестве А.С.Пушкина, в частности в черновике «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, в которой старуха пожелала стать «Римскою Папой». В окончательном варианте Пушкин этот фрагмент опустил, а в черновиках сохранилось:

Отвечает золотая рыбка:

«Добро, будет она Римскою Папой».

Одним из косвенных доказательств существования папессы Иоанны стал странный обычай, продержавшийся с X до начала XVI века. Это был так называемый ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре (сейчас хранится в одном из римских музеев). В него сажали новоиспеченного папу, под сиденье забирался дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове «ovum», означавшем «яйцо», раздавались одобрительные возгласы высших сановников (отсюда, кстати, и происходит слово «овация»). Казалось, что Римская церковь не хотела допустить обмана еще раз. Значит, у нее были основания опасаться, как бы женщина не надела папскую тиару? Эпизод краткого присутствия дамы на троне Святого Петра остается одним из самых тщательно охраняемых секретов Ватикана.

Мартин Лютер и папа римский – противостояние

Мартин Лютер родился в 1483 году и вырос в небольшом шахтерском городке в Германии. В те времена в школе знания вколачивали в ребят с помощью страха перед наказанием. Школа была тесно связана с католической церковью, так что молодой Мартин Лютер был твердо и основательно научен бояться Бога и папу римского.

Мартин был преуспевающим учеником и в восемнадцать лет отправился в самое знаменитое учебное заведение Германии – Эрфуртский университет. Он учился так старательно, что уже в двадцать два года получил диплом Мастера искусств и Доктора философии.

Обет монашества

Академические успехи Лютера, тем не менее, не могли подавить страх, который время от времени тревожил его: «Что будет с моей душой! Где живет Бог? Что будет в вечности?» После того, как однажды убили его близкого друга, эти мысли стали тревожить еще сильнее: «Что случится, если вдруг, без всякого предупреждения, прекратится и моя жизнь?»

В скором времени Лютер удостоился звания и привилегий лектора университета. Но его карьера очень скоро прервалась. Это случилось, когда Лютер возвращался в Эрфурт после каникул. Он шел пешком, и уже почти добрался до цели, как вдруг совершенно неожиданно попал в сильную грозу. Ослепительный удар молнии прожег небосвод и ударил в землю прямо перед ним. Лютер упал наземь, уверенный в том, что наступил его конец. В ужасе он закричал: «Помогите! Возлюбленная святая Анна, помоги! И я обещаю тебе немедленно стать монахом!» Раскаты грома унеслись вдаль, и Лютер, все еще дрожа, поднялся на ноги. Он был убежден, что с этих пор у него нет иной дороги, как выполнить свою клятву и уйти в монастырь. Простившись с друзьями, этой же ночью Лютер отправился в августинианский монастырь города Эрфурта просить о зачислении в монахи.

«Я был уверен, что Богу не было до меня никакого дела, и если я хочу попасть на небо, то все будет зависеть в основном от меня самого. Да, я действительно думал, что если уйду в монастырь, чтобы служить Богу в рясе и с остриженной головой, то Он вознаградит и примет меня за это на небо».

В поисках душевного мира

Лютер надеялся, что монастырская тишина и сообщество святых людей помогут ему обрести душевный мир. Однако вскоре ему пришлось в этом горько разочароваться. Чем больше он старался жить свято, тем больше сознавал, что это было абсолютно невозможно. «Возможно ли вообще, – спрашивал он сам себя, – хоть какое-то избавление от этого поглощения эгоизмом, от этой сплошной гордости, похоти и вражды? Каким образом можно освободиться от лжи, дурного настроения, недовольства, сплетен, обид и прочих нечистых вещей, которые исходят от самого человека?» Несколько раз он доводил себя болью до потери сознания, но даже таким способом не мог сделать себя лучше и наложить запрет на грешные мысли и эгоистичные желания.

Однажды Эрфуртский монастырь посетил Иоганн фон Штаупиц – доктор богословия, основатель Виттенбергского университета и главный настоятель всех августинианских монастырей в Германии. Во время обхода монастыря Штаупиц невольно обратил внимание на молодого монаха, который резко выделялся среди остальных. Это был Лютер. Его болезненный вид невольно бросался в глаза. Впавшие глазницы и истощенная фигура выдавали в нем систематическое недосыпание и непрерывные посты, а подавленный тон разговора свидетельствовал о том, что он не находил в монашеской жизни никакого духовного успокоения. Узнав причину подавленного состояния молодого монаха, Штаупиц сказал: «Я больше тысячи раз зарекался перед Богом жить праведно, но еще ни разу не смог сдержать свое слово. И теперь я больше не даю никаких обетов, так как знаю, что все равно их не выполню. Если Бог не окажет мне милости Христа ради, то я ни за что не смогу устоять перед Ним. И если ты желаешь обратиться к Богу, то перестань усердствовать во всем этом самоотвержении, самонаказании и самоистязании – просто люби Того, Кто прежде возлюбил тебя».

Эта мысль была новой для Лютера. Он всегда представлял Бога как далекого Творца, строгого надзирателя и сурового Судью, но теперь у него появилось новое начало в исканиях Бога: он должен доверять Ему как Богу любви.

Уроки Рима

Лютер провел два года в темной монашеской келье и затем стал священником. Штаупиц, обнаружив в Лютере его гениальные задатки, серьезно и по-отцовски заинтересовался им, так что договорился с Саксонским правителем, чтобы Лютер стал профессором философии в Виттенбергском университете.

Когда Лютеру исполнилось двадцать шесть лет, ему было предложено принять участие в паломничестве, которое в корне изменило его взгляды на жизнь. Несколько монастырей избрали его своим представителем для визита к папе римскому. У Лютера захватило дух от такой возможности, так как он был убежден, что Рим – это само средоточие благочестия, сердцевина Святой Церкви.

Лютер пришел в Рим, как школьник с разбегающимися глазами, он жадно вбирал в себя все суеверия и обряды, верил всему, о чем ему рассказывали, истово принимал участие в службах и церемониях. Но вскоре он увидел, что римские священники смеялись над его серьезностью и искренностью. Он был поражен тем, с каким безразличием относились они к совершаемым литургиям и службам, поражен их вопиющим невежеством и непочтением к Богу и к святым вещам.

Сверх всего того, он узнал, что в этом городе, который считался центром «Святой Церкви», уровень преступности был куда выше, чем в любом другом месте, где ему пришлось побывать. Это осознание бессилия и несостоятельности католической церкви произвело на Лютера самое глубокое воздействие, ведь именно Церковь была его единственной надеждой в вопросе спасения души.

Открытия Слова Божьего

По возвращении в Виттенберг он, как никогда раньше, загорелся желанием понять, что говорит Библия об истинной вере и о пути познания Бога. По мере того, как Лютер исследовал Новый Завет, он понял, что, согласно Библии, «нет праведного ни одного, …потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:10, 23). Он был поражен тем ужасным одиночеством и агонией, которые Христос претерпел на Голгофском кресте, и осознал, что единственной причиной этих страданий было то, что Христос понес наказание за грехи людей, чтобы дать им искупление. Размышляя о безмерной любви Христа, он был совершенно поражен тем, как Христос сошел с небес в наш мир, имея поручение помиловать недостойных грешников, заплатив столь дорогую цену. Но каким образом человек может быть уверенным, что его собственные грехи прощены? Лютеру было тридцать лет, когда он пережил обращение ко Христу. Однажды он сидел в своей келье, изучая Послание Павла к Римлянам, и пришел к словам: «Праведный верою жив будет» (Римлянам 1:17).

«Мое положение было таково, что, даже будучи безупречным монахом, я был в глазах Божьих грешником, которого судила совесть, и не было никакой уверенности, что своим характером я смогу когда-нибудь угодить Ему. День и ночь я размышлял над этим, пока не увидел взаимосвязь между правдой Божьей и утверждением, что праведный верою жив будет. И тут я понял, что правда Божья – это та праведность, которую Он, исключительно по Своей благодати и милости, вменяет нам по нашей вере. Сразу же я почувствовал себя так, как будто родился заново и вошел через открытые двери в рай. Все Писание обрело для меня новый смысл, и эти слова Павла стали для меня вратами небесными».

Как же сильно отличалось учение Павла от того, чему учила католическая церковь, что угождение Богу достигается на основании добрых дел!

Великий реформатор

Сразу же после того, как Лютер пережил обращение, о нем стала распространяться слава, поскольку он проповедовал и преподавал Библию в церквях и монастырях, а также в университете. Негодование Лютера переполнило чашу, когда в 1517 году монахи из Рима стали собирать деньги на строительство собора святого Петра, продавая папское «прощение грехов» – индульгенции. И вот, накануне большого церковного праздника, когда в городе собралась большое количество людей, Лютер прибил к дверям церкви ныне ставшие знаменитыми «Девяносто пять тезисов», в которых он осуждал продажу индульгенций и доказывал, что папа римский не может прощать грехи.

Читать еще:  Православную часовню готовят к отправке в Антарктиду

В этот момент Лютер ясно сформулировал три великих принципа Реформации: первый – что грешники провозглашаются праведными перед Богом исключительно по их вере, а не по делам; второй – что всякий истинно верующий человек имеет прямой доступ к Богу и не имеет нужды в посредничестве священников или церкви; третий – что Библия является единственным авторитетом для истинной веры, и церковь должна подчиняться тому, чему учит Библия.

Так началась борьба за освобождение из пут суеверия и выдуманной людьми религии. Ко времени своей смерти, спустя двадцать девять лет, Лютер стал великим реформатором, которого Бог употребил для зарождения Реформации в Европе и восстановления Библейской веры. Бог дал ему силу выстоять против всех врагов и трудиться в качестве проповедника, учителя, писателя, мыслителя, защитника веры, переводчика Библии, а также руководителя и советника для зарождающихся реформаторских церквей в Европе. Благодаря его служению, бесчисленное множество людей смогли постичь Господний метод спасения — только по благодати, через веру во Христа.

Наверное, самыми известными его словами считаются те, которые он произнес в своей защитной речи перед Парламентом в Вормсе в 1521 году, где его объявили еретиком и отлучили от католической церкви. Когда ему предложили отречься от своего учения, он ответил: «Пока меня не убедят с помощью Писания и здравого смысла, я не могу признать власть пап и соборов, ибо они находятся в противоречии друг другу. Моя совесть находится в плену Слова Божьего. Я не могу и не стану отрекаться ни от чего, ибо идти против совести и несправедливо, и опасно. На этом я стою и не могу иначе, и да поможет мне Бог! Аминь».

По книге Питера Мастерса «Люди особой судьбы»

Бог дал: Сколько денег у Римско-католической церкви

Патриарх с затёртыми в Фотошопе часами, патриарх на яхте, патриарх в «мерседесе» — это уже не фотографии, но мемы. Снова ставший болезненным вопрос о богатстве церкви будто подтверждает теорию о Новом Средневековье. Признаки упадка цивилизации видят в возрождении фанатизма, раздробленности, популярности шарлатанства, в приоритете картинки над словом и разрушении природной среды. Заповедь о «блаженных нищих», одна из причин средневековых религиозных войн в Европе, тоже сделала петлю в 500 лет и теперь бьёт по иерархам православной церкви.

За эти 500 лет церковь католическая хорошо овладела методами управления репутацией, а после восхождения на престол общительного и демократичного Франциска находится в своей лучшей за долгие годы форме. Но как у неё с финансами?

Роскошь Собора Святого Петра или аскетизм папской спальни — Bird In Flight разбирается, что точнее отражает экономику Святого престола.

Пара на площади святого Петра в Ватикане, октябрь 2015. Фото: Filippo Monteforte / AFP / East News

По прирождённому праву Католическая Церковь может независимо от гражданской власти приобретать имущество, удерживать его, управлять и распоряжаться им для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1254, §1.

Корпоративная структура

Римско-католическая церковь — старейшая из действующих в мире организаций. История борьбы со светскими властями заставила её выстроить распределённую структуру, сложную в управлении, но устойчивую к политическому и экономическому давлению.

Папа римский управляет городом-государством Ватикан и одновременно разбросанными по 157 странам 3 127 территориальными подразделениями — диоцезами: епархиями, архиепархиями, аббатствами, экзархатами и т. п.

Процессия участников XXI Вселенского Собора Католической церкви, в Соборе Святого Петра, декабрь 1962 года. Фото: AFP / East News

Каждый из диоцезов во главе с епископом оформлен как отдельное юридическое лицо с собственным бюджетом, связанное с римским папой церковным правом, но не светским. Это даёт возможность перемещать деньги между центром и периферией, но ограничивает финансовую ответственность диоцезов только имуществом епархий. Когда в США присудили огромные возмещения пострадавшим от сексуального насилия со стороны католических священников, 11 обвинённых диоцезов выплатили часть денег и объявили о банкротстве. Ватикан своей казной за грехи отдельных пасторов не отвечает.

Вот почему так сложно оценить богатство Римско-католической церкви: оно распределено по тысячам подразделений, не обязанных в большинстве стран раскрывать финансовую отчётность.

Церковь может приобретать имущество всеми способами, справедливыми по естественному или позитивному праву, которые позволены и другим.
— Кодекс канонического права, Кан. 1259.

Сейчас в мире около 1 миллиарда 250 миллионов человек называют себя католиками — примерно столько же на планете и мусульман всех течений. Катастрофическое, на 41% за сто лет, падение доли в Европе компенсировано приростом в Латинской Америке и Африке. В 1910 году страной с наибольшим числом проживающих католиков была Франция, теперь это Бразилия. За ней идут Мексика и Филиппины.

Церковь обладает прирождённым правом требовать у верных Христу то, что ей необходимо для достижения свойственных ей целей.
— Кодекс канонического права, Кан. 1260.

Только что назначенный кардиналом Хулио Дуарте Ланга из Мозамбика ждет встречи с Франциском. Поскольку Ланге исполнилось 88 лет, он, как и другие кардиналы старше 80-ти, не сможет принимать участие в выборах нового папы, если такая необходимость возникнет. Февраль 2015. Фото: Andreas Solaro / AFP / East News.

Католическая супердержава

США занимают четвёртое место среди стран мира по числу католиков, их в стране 88 миллионов, но американские епархии распоряжаются 60% финансов Римско-католической церкви.

Католическое меньшинство сумело выстроить в преимущественно протестантских Соединённых Штатах «государство в государстве» из 6 800 школ, 197 высших учебных заведений и 630 госпиталей. По подсчётам журнала Economist, в 2010 году на поддержание этой системы было потрачено $170 миллиардов.

Для сравнения, в том же году государственные расходы России на образование равнялись $63 миллиардам, на медицину – $46,5 млрд (по курсу 30 руб/$), а сумма всех расходов государственного и местных бюджетов Украины в том году составила $47,2 миллиарда (по курсу 8 грн/$).

Источники поступления этих денег скрыты от посторонних наблюдателей, а их точный объём не знает даже Ватикан. До 90% средств в американской церкви собираются и тратятся на уровне приходов. Это также означает, что они распределяются крайне неравномерно.

Резиденция архиепископа Атланты Уилтона Грегори. Когда стала известной ее стоимость в $2,2 миллиона, архиепископ извинился за чрезмерные траты и предложил выставить дом на продажу. Март 2014. Фото: Дэвид Голдман / AP Photo / East News.

Каждый из посещающих церковь американских католиков в среднем жертвует ей $10 в неделю. В год по стране сумма этих пожертвований переваливает за $13 миллиардов. Неудивительно, что богатейшие епархии расположены в больших городах, где живёт много выходцев из Польши, Ирландии, Италии, Латинской Америки. Их приблизительный рейтинг даёт расследование CNN, показавшее, что особняки 10 из 34 американских архиепископов стоят более $1 миллиона:

— кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан: $30 млн
— кардинал Чикаго Фрэнсис Джордж: $14,3 млн
— архиепископ Сиэтла Джеймс Сертейн: $3,8 млн
— архиепископ Атланты Уилтон Грегори: $2,2 млн
— архиепископ Хартфорда Леонард Блейр: $1,85 млн

Эти же епархии совершают крупнейшие инвестиции. Архидиоцез Чикаго за последние годы вложил более $100 миллионов в акции нефтегазовых компаний, а кардинал Нью-Йорка считается крупнейшим владельцем недвижимости на Манхэттене.

Клирики заслуживают такого вознаграждения, которое приличествовало бы их положению, если принять во внимание как саму природу данной должности, так и условия места и времени, и позволяло бы им удовлетворять свои жизненные потребности, а также справедливо оплачивать труд тех людей, в чьих услугах они нуждаются.
— Кодекс канонического права, Кан. 281, §1.

Кардиналы на собрании, посвященном канонизации четырех новых святых. Октябрь 2015, Ватикан. Фото: Andrea Franceschini / Demotix / Corbis / East News.

Впрочем, богатство американских католиков не равно богатству американской католической церкви. Cамые прибыльные религиозные учреждения США не входят в ее структуру: большинство университетов и медицинских центров принадлежат религиозным орденам и объединениям, имеющим независимые бюджеты. Так, католическим Университетом Нотр-Дама с целевым капиталом в $7,5 млрд владеет Конгрегация Святого креста. А 24 католическими больницами, многие из которых входят в число лучших медицинских центров США, управляет некоммерческая организация Dignity Health с годовым оборотом более $10 миллиардов.

Эти ресурсы и деньги не контролируются ни Ватиканом, ни местными епископами.

Монахини на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Духовенство на церемонии канонизации новых святых. Ватикан, октябрь 2015. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / East News.

Немецкий крест

Немногим прозрачнее доходы второй по богатству католической церкви — немецкой. Законами страны предусмотрен сбор с верующих в размере 8–9% выплачиваемого государству подоходного налога. Церковь получает таким образом до €10 миллиардов в год.

В 2013-м свой бюджет раскрыл архиодиоцез Кёльна, заявивший активы в €3,4 млрд без учета неподдающегося оценке собора и земли под ним.

Эта епархия считалась богатейшей в Германии всего лишь год, пока свою отчётность не опубликовал диоцез Падеборна. Большая часть капитала в €4 миллиарда он вложил в ценные бумаги с фиксированным процентом: облигации и привилегированные акции.

Напротив кафедрального собора, в левом нижнем углу фото – новая резиденция епископа Франца-Петера Тебарц-ван Эрста. Лимбург, Германия, октябрь 2013 года. Фото: Thomas Frey / AFP / East News.

Публикация первых в истории католической церкви Германии финансовых отчётов стала попыткой сгладить скандал вокруг епископа Лимбурга Франца-Петера Тебарц-ван Эрста, отстранённого папой за потраченный на обновление резиденции €31 миллион (стол в конференц-зале — €25 000, ванная — €15 000).

В силу своего первенства в управлении Римский Понтифик является верховным администратором и распорядителем всего церковного имущества.
— Кодекс канонического права, Кан. 1273.

Папа Франциск на конференции итальянских епископов. Ватикан, октябрь 2015 года. Фото: Massimo Valicchia / NurPhoto / Corbis / East News.

Капиталы Ватикана

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих — таков полный титул папы римского, последнего абсолютного монарха Европы. До ожидаемого пришествия Христа он управляет церковью со всем её имуществом по собственной воле. Имея каноническую возможность распоряжаться каждой монетой на счету любого католического прихода на планете, в современной реальности папы могут рассчитывать только на бюджеты Ватикана как города-государства и Святого престола как управляющего органа Римско-католической церкви.

Основные статьи расходов Святого престола — это содержание трех тысяч сотрудников, посольств-нунциатур и собственных медиа. В прошлом году он показал $1,2 млрд в ценных бумагах и недвижимости, долговые обязательства на $242 млн и годовой дефицит бюджета в $28 млн.

Официально престол беднее многих епархий.

Их вклад в центральный бюджет важен, но не выглядит решающим. Раз в год, в ближайшее к Дню Петра и Павла воскресенье, церкви по всему миру собирают «Лепту святого Петра», направляемую непосредственно папе римскому. По последним доступным данным, в 2011 году она составила $70 миллионов.

В силу уз единства и любви, соответственно возможностям своего диоцеза, епископам подобает вносить свой вклад в предоставление тех средств, в которых Апостольский Престол нуждается согласно условиям времени, чтобы суметь надлежащим образом нести своё служение Вселенской Церкви.
— Кодекс канонического права, Кан. 1271.

Интерьер Собора Святого Петра в Ватикане. Фото: Christian Kober / Robert Harding Heritage / ROBERTHARDING / East News.

Главными среди известных источников дохода Святого престола остаются операции Банка Ватикана и прибыль от владения недвижимостью. В прошлом году банк распоряжался активами на $3,8 млрд (около 1% от суммы активов всех банков Италии) и депозитами на сумму $2,4 млрд.

Кроме ватиканского квартала, церковь признаёт владение двумя тысячами квартир и домов по всей Италии. Однако журналисты Guardian обнаружили, что через приближённых банкиров ей принадлежит недвижимость в Париже и швейцарском Берне, а также несколько кварталов в самом дорогом районе Лондона вблизи улицы Пэлл-Мэлл.

Наведение порядка в запутанной, подозрительной и во многом бестолковой церковной бухгалтерии Франциск назвал одной из целей своего понтификата — и не стесняется привлекать для этого крупнейших специалистов из мира коммерции. Аудиторская компания KPMG привела ватиканскую отчётность к мировым стандартам, EY (бывшая Ernst & Young) оптимизирует управление магазинами и муниципальными службами города-государства, Deloitte & Touche присматривает за банковскими счетами.

Критика суда над мертвецом

Во время судебного заседания в Латеранской базилике в Риме произошло небольшое землетрясение. Здание базилики устояло, но всё-таки получило некоторые разрушения. Благочестивые римляне посчитали, что это знак свыше, и принялись осуждать решения Стефана VI. К тому же, среди народа пошли слухи, что тело Папы Формоза, выловленное из реки, совершает чудеса и исцеляет людей. Среди римлян начались сильные волнения, вылившиеся в то, что Папу Стефана VI заточили в темницу, где он был удавлен. А базилика, где состоялся суд, разрушилась окончательно, однако позднее её восстановили.

Сменивший Стефана Папа Теодор II все его решения отменил, а тело Папы Формоза велел перезахоронить со всеми почестями. Следующий Папа Римский Иоанн IX запретил проводить суды над покойными и формально осудил Трупный собор, повелев сжечь все документы о нём. Но о Формозе не забыли. После смерти Иоанна IX на папский престол выдвинули Сергия, принимавшего участие в Трупном синоде. Он повелел считать преемников Стефана VI антипапами.

С 872 по 965 год на папском престоле побывало 24 понтифика, и все они предавали друг друга анафеме. К тому же, некоторые папы умирали, не пробыв в должности и нескольких дней. В конце концов Папа Сергий III отменил решения всех своих предшественников и вновь подверг Папу Формоза порицанию. Трупный синод стал важной вехой в истории папства. С него начался раскол католической церкви и эпоха политических интриг среди пап и их покровителей, названная «правлением блудниц».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector