0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карлаг: Казахстанске степе натопљене крвљу новомученика

Ужасы репрессий КарЛАГа: 89 лет спустя

17 сентября 1931 года приказом ОГПУ СССР № 527/285 официально создан Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, более известный как КарЛАГ. Сюда направляли политических узников со всего СССР. В честь памятной трагической даты корреспондент zakon.kz вспоминает, что происходило за толстыми стенами самого жесткого лагеря Советского союза.

КарЛАГ находился в селе Долинское на расстоянии 40 км от Караганды.

По площади исправительный лагерь для несогласных с советской властью был сравним с территорией Франции. Узников привозили сюда со всего Советского союза, в жесточайших условиях, поддерживая друг друга, в КарЛАГе выживали казахи, русские, украинцы, белорусы и другие народы.

Всего с момента начала репрессий и до смерти Иосифа Сталина, руководившего СССР с 1924 по 1953 годы, было репрессировано около 40 млн человек.

Под массовые аресты, так называемые «чистки», подпали священнослужители всех конфессий, представители интеллигенции, бывшие дворяне, крестьяне и люди, противившиеся советской власти.

Заключенные трудились в шахтах и на полях, вручную возводили плотины и копали каналы.

Ученые-агрономы в местных «шарашках» (исследовательских институтах тюремного типа) занимались развитием сельского хозяйства. На подведомственных лагерю землях были заложены большие плантации, огороды, которые нуждались в поливе.

Ученые-гидрологи, узники лагеря, разработали ирригационные системы полива, забирающие воду из множества рек и озер. За две недели руками политзаключенных без механизации была построена Жартасская плотина.

Особенно жестоким репрессиям подвергали духовенство. Их количество, прошедших КарЛАГ, исчисляется тысячами. Среди них — епископ Алма-Атинский Герман (Вейнберг). Отец Герман — блестящий богослов, один из самых уважаемых людей среди православных Алма-Аты в 20-е и 30-е годы. Арестован в 1932 году после богослужения в Алматинском Никольском соборе вместе с почти всем клиром собора.

В 1937 году ему добавили еще 5 лет заключения, которые он не пережил. Умер в 1942 году от сердечного приступа. Викарий Тамбовской епархии Уар (Шмарин) погиб от рук уголовников и похоронен на территории самарского отделения кладбища. Знаменитый узник КарЛАГа Севастьян Карагандинский, православный священник оптинской пустыни, основал в пос. Михайловка один из первых православных храмов. Митрополит Алматинский и Казахстанский с 1960 по 1975 гг Иосиф (Чернов) также отбывал срок заключения в КарЛАГе (в поселках Спасском и Ак-Кудук), а после освобождения остался служить в Казахстане.

Репрессировали также служителей католической церкви латинского и греческого обрядов. Один из них – умерший уже после закрытия КарЛАГа в 1963 г епископ Украинской греко-католической церкви Алексей Зарицкий, апостольский администратор Казахстана и Сибири.

Лучшие умы Советского Союза создавали оборудование, изобретали, делали научные открытия в КарЛАГе. Среди них — биофизик Александр Чижевский, который изобрел свою знаменитую лампу в заключении. Здесь было выведено более 5000 сортов сельскохозяйственных культур, созданы новые породы крупного рогатого скота. Например, всемирно известная корова — казахская белоголовая, которая давала до 40 литров молока в сутки. Благодаря таким агрономам, как Яков Бычек и Валентин Пустовойт, Караганда стала зелёным городом, а целинные поля были засеяны лучшими сортами пшеницы. По сути, все старые районы Караганды были возведены руками узников КарЛАГа.

Через карагандинские лагеря смерти прошло 18 тысяч женщин. С приказа НКВД СССР № 00486 («о членах семей изменников Родины») начались массовые репрессии в отношении жен и детей изменников родины. Вначале арестовывали мужчин, а вскоре после их расстрела в лагеря попадали их вдовы, матери, сестры, дети. В КарЛАГе содержались вдовы казахской интеллигенции, известных советских деятелей науки, искусства, военачальников. Дети также подвергались репрессиям.

В 1959 году, спустя 6 лет после смерти Сталина, КарЛАГ был ликвидирован. Однако еще не все архивы раскрыты, не все печальные свидетельства той эпохи найдены.

Сейчас в административном здании бывшего лагеря располагается Музей памяти жертв политических репрессий, или Музей КарЛАГа. Он был создан по распоряжению Елбасы Нурсултана Назарбаева в 2001 году.

В здании бывшего управления КарЛАГа воссоздана обстановка, в которой жили узники и «работали» их палачи. В музее восстановлены экспозиции того времени – бараки, лазарет, лагерный клуб и даже зиндан, куда бросали строптивых узников. Макеты комнат дополняют фигуры персонажей тех мрачных событий.

Недалеко от посёлка в 30 км от Караганды находится мемориальный комплекс «Мамочкино кладбище», где были захоронены дети и их матери — узницы КарЛАГа. Места захоронений находятся в нескольких километрах от здания бывшего управления лагеря. Недалеко от него размещался родильный дом. Пока нет точных данных о количестве рожденных на территории лагеря детей за 28 лет существования КарЛАГа. Нет данных и о количестве погибших в нем. Однако официальные захоронения женщин и детей дают представление о весьма внушительной цифре. Например, только в одном из множества документов говорится о том, что в период сентябрь — октябрь 1938-го года умерло 98 детей. А сколько их похоронено тайно и подпольно – предстоит выяснять историкам будущих поколений.

Православная Жизнь

За веру нема удаљености, па су нам новомученици далеког Казахстана блиски као и они који су страдали у оближњим градовима и селима.

19 сентября Православная Церковь отмечает день памяти Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Священнослужителей и мирян, отдавших свои жизни и здоровье за Христа в степях «земли свободных людей», было немало, обо всех никак не вспомнить, потому стоит сказать хотя бы о некоторых.

Начнем с того, что в 1931 году в Карагандинской области был создан Карлаг – один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР, входивший в систему ГУЛАГа НКВД. В то время началось осваивание целинных земель окраин Союза и для формирования государственного «богатства» была необходима дешевая рабочая сила. Карлаг являлся действительно огромным, что и отразилось в его первоначальном названии: «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ». Административный центр лагеря расположился в поселке Долинка, в 40 километрах от Караганды. Изначально было организовано 26 отделений Карлага, раскинувшихся на расстоянии от двух до четырехсот пятидесяти километров от лагерной столицы. Дабы еще раз подчеркнуть масштабность этого предприятия, стоит сказать, что за первые десять лет работы лагеря заключенные освоили практически два миллиона гектаров степей. В этой «молотилке» человеческих жизней окончили свой жизненный путь многие христиане, так и оставшись преданными Христу и Его Церкви.

Сохраняя иерархичность, в этот раз скажем о епископате. Горьковский митрополит Евгений (Зернов) был прекрасным проповедником, высокообразованным богословом, глубоким, мудрым, тактичным и спокойным человеком, всегда собиравшим вокруг себя большое количество народа. В 1923 году владыка пережил арест, но тогда за него вступились многие христиане. Но недолго он пробыл на свободе – с 1924 по 1927 год митрополит Евгений являлся заключенным Соловецкого лагеря особого назначения. О том, какие там были условия жизни, многие, думаю, и так знают. Затем последовало еще два года ссылки в республику Коми, и только в 1929 году его освободили. Причиной нового ареста стал совершенно надуманный повод. В 1935 году после Пасхальной службы (совпавшей тогда с 1 Мая) владыка отправился домой в рясе и клобуке. За это его вскоре и арестовывают с обвинениями в «антисоветской агитации» и осуждают на три года заключения в Карагандинском лагере. Согласно решению тройки НКВД, в сентябре 1937 года владыка Евгений был расстрелян.

Этот же год стал последним и в жизни других архиереев. Так, через тюрьмы и тот же Соловецкий лагерь пришлось пройти архиепископу Воронежскому Захарии (Лобову). На Соловках он пробыл недолго и менее чем через год после выноса приговора в августе 1935-го этапирован в Мичуринскую тюрьму в Казахстане. Через полгода владыка Захария поступает в одно из отделений Карлага, где из-за тяжелейших условий жизни окончательно подрывает здоровье и слепнет. В сентябре 1937-го его обвиняют в «контрреволюционной террористической агитации», которая, по сути, сводилась к переписке со священниками и архиереями, приславшими ему помощь в размере 1500 рублей. В протоколе допроса осталась запись, что он признал себя виновным, а его «агитация» сводилась к доказательствам существования Бога. Именно за такое «преступление» владыку приговорили к расстрелу.

Читать еще:  Ремонт квартиры и всё для квартиры

Архиепископ Елецкий Сергий (Зверев). По происхождению был нашим земляком, так как родился в семье священника в Запорожской области. Сан епископа он принял в 1922 году, а через год уже последовал первый арест. Тогда его хотели выслать в Архангельскую область, но приговор отменили. Владыка Сергий прошел через обновленческий раскол, в котором управлял Самарской епархией. Однако в 1925 году он вернулся в Церковь, а своими поездками по епархии только способствовал возвращению из раскола многих приходов. В 1927 году был назначен на Елецкую кафедру, о которой и заботился до самого ареста в январе 1935-го. Обвинение заключалось в «антисоветской пропаганде». Виновным владыка себя не признал и был приговорен к пяти годам лагерей. В 1936 году он прибывает в Карлаг, где вместе с другими священнослужителями регулярно тайно собираются для молитвы. За эти собрания, которые следователь именует «нелегальными контрреволюционными сборищами», владыку Сергия и приговаривают к расстрелу. Казнили его 20 ноября 1937 года.

Архиепископ Смоленский Серафим (Остроумов). По происхождению был москвичом, молодым преподавателем МДА, но после поездки, в 1905 году, вместе с профессором М. М. Тареевым на Холмщину настолько полюбил этот край с его пестрой и разнообразной религиозно-национальной жизнью, что, не задумываясь, оставляет академическую работу и простым иеромонахом едет туда служить. Здесь он развил активную деятельность: был и благочинным монастырей, и епархиальным миссионером, и ректором местной семинарии. В архиерейский сан отец Серафим возводится в 1916 году. Пройдя через несколько кафедр, в 1927-м он принимает управление Смоленской епархией. Именно здесь в 1936 году его арестовывают по обвинению в антисоветской агитации. В протоколе владыку назвали «одним из руководителей контрреволюционной группы церковников», критиковавшим власть и утверждавшим необходимость открытия закрытых ранее храмов. Владыку Серафима осуждают на пять лет Карлага. Буквально через полгода на него открывают еще одно не менее натянутое дело и приговаривают к расстрелу. Казнили владыку Серафима 8 декабря 1937 года.

Епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) – еще один наш земляк. Родился в Херсонской губернии, обучался в Херсонском духовном училище и Одесской духовной семинарии. Академию оканчивал в Казани. Будущий епископ был прекрасным миссионером, долгое время служил в миссиях на Дальнем востоке и в Астраханской области. Его хотели расстрелять еще в 1918 году, но тогда отцу Дамаскину удалось избежать казни. После обращения церковных общин Глухова (Черниговская область) к Патриарху Тихону в 1923 году учреждается новая епархия, возглавлять которую и было поручено отцу Дамаскину. Через год после возведения в архиерейский сан владыку арестовывают. Благодаря ходатайству тех же христиан, которые и просили себе епископа, арест продлился около года. Спокойно служить владыке не давали до тех пор, пока в 1929 году его снова не арестовывают как «руководителя церковной контрреволюционной группировки». Три года он проводит на Соловках, после чего освобождается по причине инвалидности. Затем был аресты в 1934-м, последний – в 1936 году. В очередной раз обвинив владыку Дамаскина в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ», его расстреливают 15 сентября 1937 года.

Краткое описание жизни казненных в Карлаге архиереев – это лишь «вершина айсберга», но и ее достаточно, чтоб увидеть всю абсурдность обвинений палачей и величие подвига настоящих христиан. Напоследок стоит повторить, что хотя Казахстан и далеко, но пострадавшие там новомученики всё равно близки нам. Их мужественность и стойкость в вере всегда вдохновляли. Дай Бог, чтоб они никогда не переставали быть для нас ориентирами на пути к блаженной вечности.

Протоиерей Владимир Долгих

Слезы и боль Карлага: в каких условиях жили узники лагерей 11102—>

Одна из самых трагичных дат в истории Казахстана отмечается сегодня, 31 мая – День памяти жертв политических репрессий. В страшные годы сталинского режима более 5 миллионов человек были высланы в исправительно-трудовые лагеря, более 100 тысяч человек осуждены и 25 человек приговорены к расстрелу

Стоит лишь вдуматься в эти жуткие цифры и представить − сколько человеческих жизней сломал маховик репрессий и голода… Среди них были ученые, культурные и политические деятели страны.

Sputnik Казахстан публикует подборку фотографий из музеев Карлага и АЛЖИРа, созданных на месте бывших исправительно-трудовых лагерей, где навсегда застыли траур и слезы.

С начала и до середины 20 века Казахстан превратился в одну большую тюрьму. На протяжении почти 30 лет на территории страны действовали одни из самых большей лагерей ГУЛАГа — Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, более известный как Карлаг, и так называемый Алжир — Акмолинский лагерь жен изменников родины.

Карлаг. Это место заключения сложно назвать просто лагерем. Своими территориальными масштабами, числом прошедших его и оставшихся навсегда здесь людей, своими законами и распорядком жизни Карлаг вполне можно было назвать государством в государстве, Вавилоном, где вместе были собраны представители множества национальностей и слоев общества.

В застенках Карлага провели долгие годы заключения, чаще по надуманным уголовным статьям, порядка миллиона человек. С 1940 по 1950 годы в Карлаге умерли от голода, холода и болезней 10 тысяч заключенных.

Был в Карлаге и свой «звездный список» сидельцев. Лев Гумилев, Александр Чижевский, Рахиль Мессерер-Плисецкая, Лидия Русланова, Наталья Сац, Давид Выгодский, Владимир Михайлов. Это далеко не полный список известных личностей, кто одним росчерком пера оказался на казахстанской земле, получив солидные сроки заключения. Среди них и гражданская жена знаменитого адмирала Колчака — Анна Тимирева-Книппер.

По сей день серое и зловещее здание бывшего НКВД в Карагандинской области напоминает о жестоких пытках и нечеловеческих муках людей, чья судьба решалась роковой подписью на клочке документа «изменник Родины — виновен».

Акмолинский лагерь жен изменников родины (АЛЖИР) был образован в декабре 1937 года, в 1938 году в январе сюда уже начали прибывать первые женщины из Москвы и Ленинграда. За колючей проволокой специального отделения Карлага — АЛЖИРа — отбывали наказание около 20 тысяч осужденных женщин. Это был крупнейший советский женский лагерь.

Среди них певица Лидия Русланова, актриса Татьяна Окуневская, писательница Галина Серебрякова, жены поэтов и писателей, в частности Гульжамал Майлина, а также жены государственных деятелей Азиза Рыскулова, Гуляндам Ходжанова, Анна Каган, Фатима Османова, Елизавета Садвакасова и многие другие.

Узницы держали скот, сажали много деревьев, кусты малины, отчего находившееся рядом село позже получило название Малиновка. Они выращивали овощи и фрукты, вручную копали арыки с озера, чтобы вода протекала до территории легеря и ею можно было поливать посадки. Эти арыки сохранились до сих пор.

Также женщины были заняты на крупной швейной фабрике и шили одежду для фронта. На фото: реконструкция событий времен существавания АЛЖИРа.

Площадь АЛЖИРа составляла 30 тысяч гектаров земли. Это была большая пустынная степь, которая преобразилась благодаря рукам этих хрупких женщин.

Многие узницы были этапированы из отделений Карлага, где они уже отбыли часть многолетнего срока. На фото: реконструкция событий времен существования АЛЖИРа.

Бывали случаи самоубийства среди женщин, которые не выдерживали тяжелых условий в лагере. Например, одна из женщин, которая забеременела от охранника, насмерть замерзла на улице для того, чтобы не рожать нежеланного ребенка.

Читать еще:  В Москве открылась Международная конференция по иудаике

Сколько детей родилось за 28 лет существования Карлага на территории лагеря, до сих пор неизвестно. И, возможно, никто и никогда не узнает, сколько покинуло этот мир. На фото: экспозиция в музее Карлага.

«Мамочкино кладбище» находится в 30 километрах от Караганды, а недалеко находился родильный дом. На этом кладбище хоронили детей, которые умирали от истощения и болезне. У их изнеможенных работой матерей зачастую не было грудного молока. На фото: детская кроватка, которой пользовались в Карлаге.

Исхудавшая, но не сломленная, с пронизывающим взглядом, особой силой духа и твердым характером. Женщина, которая в мыслях унеслась куда-то далеко в прекрасное будущее, будто уже вырвалась от окружающей ее жестокой действительности. Такой увидел автор композиции «Борьба и надежда» узниц Алжира.

Церковь отмечает память новомучеников и исповедников Казахстанских

16 сентября. ПРАВМИР. Православные отмечают память новомучеников и исповедников Казахстанских.

Как известно, после добровольного присоединения Туркестанского края к Российской Империи и перехода народа, населяющего край, под покровительство русского царя, в Великую Степь и предгорье Заилийского Ала-Тау стал проникать свет Истины, который несли с собой переезжающие русские переселенцы и охранявшие этот дальний рубеж России казачьи войска.

В приграничных крепостях и новообразованных по-селениях стали воздвигаться Божии храмы. Благодаря этому в кочевом казахском народе стала зарождаться своя интеллигенция, и многие степняки сознательно принимали Православие.

В дореволюционный период на территории современного Казахстана была основана самостоятельная Туркестанская епархия с кафедрой в г. Верном.

Годы великих гонений и массовых репрессий, охвативших Россию после октябрьского переворота, не обошли стороной и Казахстанскую землю. В полной мере она разделила трагическую судьбу России в кровавом ХХ веке.

Гонения на Церковь в Казахстане начались сразу же с началом установления в крае советской власти. Это было связано с тем, что население края состояло в основном из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма.

В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.

Так, в 1918 году в г. Верном был расстрелян священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский, в 1921 году в г. Петропавловске заколот штыками священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский. В этом же году на горе Кзыл-Жар Аксайского ущелья близ г. Верного расстреляны местные пустынники – подвижники высокой духовной жизни иеромонахи Серафим и Феогност. Казни и расстрелы происходили по всему пространству новообразующейся советской республики.

Последовавшая за тем новая волна репрессий конца 20-х, начала 30-х годов ознаменована массовыми ссылками в Казахстан верных чад Русской Православной Церкви. Этот период совпал с началом процесса «коллективизации», т. е. с уничтожением кочевого быта казахов, испокон веков занимающихся скотоводством. Начался невиданный за всю историю края голод, или, как его называли казахи, «великий джут».

И на этом фоне, в такие нечеловеческие условия были направляемы из России в Казахстан сотни тысяч осужденных за веру во Христа архипастырей, пастырей, монашествующих, которые, порой, не имея, где главы преклонить, вместе с коренным населением переживали все ужасы этого «великого джута».

Насильственным образом начали создаваться коммуны и колхозы-гиганты. Занимавший в эти годы пост первого секретаря крайкома ВКП(б) Казахстана Филипп Исаевич Голощекин, настаивал, чтобы планы первой пятилетки, поставленные партией, выполнялись в подвластном ему крае любой ценой.

… Голодный люд начал стекаться в Акмолинск со всех сторон. Вскоре толпы голодающих заполнили весь Акмолинск. И как только стал сходить снег, открылась страшная картина. Во время поездок по степи близ Акмолинска всюду видели трупы умерших от голода людей. … Пытались их хоронить, но трупов с каждым днем становилось все больше.

Голод свирепствовал в степи, и в 1931 году, миллионы казахов были вынуждены бежать со своей родной земли от надвигающейся гибели, и пути откочевников были устланы трупами. На улицах городов и поселков, на заснеженных зимой и пыльных летом степных дорогах лежали трупы людей погибших от холода и голода.

В Казахстане в 30-годы было несколько пересыльных пунктов ОГПУ, один из которых находился в его столице г. Алма-Ате. Большинство ссыльных – духовенства и мирян – в ожидании распределения, не имея крова над головой, находили приют в Никольской церкви, что располагалась в местности Ку-чугуры.

Служители этого храма священномученики протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев, Филипп Григорьев оказывали ссыльным посильную помощь. Возглавлявший в те годы Алма-Атинскую кафедру Епископ Герман (Вейнберг), благословлял ссыльное духовенство причащаться в алтаре, в полном облачении. И нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством – от диаконов до архиереев.

Среди последних в Алма-Ате находились в ссылке архиепископ Херсонский и Николаеский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский).

В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто – ни священники, ни сестры не заболели. А в 30-м году много ссыльных умирало от дизентерии.

Также и в последующие голодные 1932-1933 годы на улицах Алма-Аты, как и на улицах других городов Казахстана, валялись трупы людей. Но это не беспокоило руководителей республики.

Напротив, за оказание помощи ссыльному духовенству, приравненную к к/р деятельности, протоиереи Николо-Кучугурской церкви священномученики Александр, Стефан и Филипп в конце 1932 года были арестованы и в январе 1933 года скончались в тюрьме от сыпного тифа.

Ссылка в Казахстан чаще всего заканчивалась новым арестом. Но, начиная с 1937 года, приговаривали в основном уже к смертной казни. Так, в Талды-Курганской области в 1935 год отбывал ссылку епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин). Он проживал на станции Уш-Тобе Каратальского района. В феврале 1937 года НКВД направило в ссылку в Уш-Тобе и епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича). 20 ноября 1937 года епископ Порфрий и епископ Макарий были арестованы и 2 декабря того же года оба священномученика были расстреляны в г. Талды-Кургане.

Но, пожалуй, самая трагическая страница времен гонений – это история города Караганды, которая состоит из тесно связанных между собой истории крестьян-спецпереселенцев 30-х годов и истории Карлага – Карагандинского лагеря НКВД.

Для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Кара-гандинского угольного бассейна летом и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области были привезены 52 тыс. крестьянских семей и брошены под открытым небом на произвол судьбы – ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Люди поселились в ямах, которые копали себе сами. И знойным летом 1931 года в наскоро образованных поселках-обсервациях от дизентерии и голода погибли почти все дети до 6-летнего возраста. А суровой зимой прошла волна массовой смертности.

В эти страшные годы по всей Карагандинской области не было ни одного православного храма. Спецпересенецы собирались на молитву тайно, в землянках. Но, пройдя через эти нечеловеческие условия, российские спецпереселенцы явились основателями Карагандинской церкви, и тем словесным стадом, окормлять которое выпало постриженнику Оптиной пустыни преподобному старцу Севастиану (Фомину), исповеднику Карагандинскому, пережившему шестилетнее заключение в Карлаге и впитавшему в свое сердце боль и страдания своих карагандинских соузников.

Особого внимания заслуживает история Карлага – Карагандинского лагеря ОГПУ, который был образован в том же 1931 году и первоначально получил на-звание «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ». На территории будущего лагеря в то время находилось 4 тысячи казахских юрт и 1200 дворов русских, немцев и украинцев. Началось принудительное выселение людей с обжитых местностей.

После выселения, в конце 1931 г. пустующие земли заняли многочисленные колонны заключенных, прибывающие со всех концов Советского Союза. Первыми насельниками Карлага были, по воспоминаниям старожилов, монахи и священники. Численность заключенных росла из года в год, и вместе с ней рос и развивался совхоз-гигант.

Читать еще:  Почему говорить правду всегда лучше

Столицей Карлага был поселок Долинка, находящийся в 33 км от Караганды. В центре Долинки размещался 1-й от-дел – тюрьма в тюрьме, где заключенным добавляли срок, подвергали пыткам, производили расстрелы. В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда в составе трех лиц, называемая «тройкой». Приговоры исполнялись на местах. Территория Карлага была равна территории Франции и по существу это было государство в государстве.

В 300 км от Караганды, в Акмолинской области находился всемирно известный концентрационный лагерь АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Но он являлся лишь одним из отделений Карлага. В нем отбывали ссылку монахини, жены священников и простые верующие женщины.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе были прославлены пострадавшие в АЛЖИРЕ: преподобномученица Евдокия (Андрианова) и с ней 12 мучениц Акмолинских, расстрелянные в этом лагере в 1942 году.

В Карагандинском лагере отбывали срок заключения и были расстреляны такие видные иерархи Русской Православной Церкви, как:
Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Горьковский, находившийся Бидаикском отделении Карлага. Расстрелян 20 сентября 1937 года.

В Чурбай-Нуринском отделение Карлага с 1935 года отбывал срок заключения священномученик Захария (Лобов), архиепископ Воронежский. Расстрелян 21 сентября 1937 года.

В Карлаге находился священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Расстрелян 20 ноября 1937 года.

В Бурминском отделении Карлага находился священномученик Дамаскин (Цедрик), епископ Глуховский. Расстрелян 15 сентября 1937 года.

23 сентября 1938 года отошел ко Господу замученный тяжелыми условиями и приобретенными в лагере болезнями священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий.

Все вышеназванные архиереи на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских и являются небесными покровителями Казахстанской земли и молитвенниками за паству Казахстанской Церкви.

Также в Караганде и ее окрестностях отбывали ссылку многие священники и миряне.

В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы.

На окраине Южно-Казахстанской области, под городом Чимкентом, в поселке Яны-Курган отбывал свою последнюю ссылку выдающийся иерарх Русской Православной Церкви ХХ столетия митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В нескольких десятках километрах, в городе Мирзояне (ныне город Тараз) находился в ссылке митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). В Чимкенте в это время отбывал ссылку епископ Ростовский Евгений (Кобранов). Все три иерарха были арестованы и расстреляны 20 ноября 1937 года близ г. Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. С ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне, 8 из которых причислены на Юбилейном Архиерейском соборе к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Если продолжить перечень архиереев-новомучеников, пострадавших в Южно-Казахстанской области, то необходимо назвать: священномученика архиепископа Омского Алексий (Орлова), отбывавшего ссылку в г. Мирзояне и расстрелянного в г. Чимкенте, 4 сентября 1937 года; священномученика Николая (Климентьева), архиепископа Великоустюжского, отбывавшего ссылку в селе Ванновка, Тюлькубасского района, Южно-Казахстанской области и расстрелянного 31 декабря 1937 года и священномученика Бориса (Воскобойникова), епископа Ивановского, арестованного в г. Мирзояне 25 ноября 1937 года на пути следования к месту ссылки в Сыры-Суйский район и расстрелянного в г. Чимкенте 6 декабря 1937 года. Все эти расстрелы производились близ Чимкента в Лисьей балке. В настоящее время на этом месте администрацией города возведен мемориальный комплекс.

В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать мучеников и исповедников. Многих из ссыльных спасали тепло и сострадательность местных жителей, делившихся с ними хлебом и кровом. Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар, священноисповедника Николая, впоследствии митрополита Алма-Атинского и Казахстанского спас от смерти простой татарин. Осенью 1942 года он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.

Также и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), нахо-дясь с 1954 года в ссылке в г. Кокчетаве был принят в многодетную казахскую семью и жил там, как уважаемый член этой семьи, тогда как русские жители Кокчетава принять в свои дома ссыльного епископа отказались.

Нет возможности подробно рассказать обо всех других прославленных новомучениках Казахстанских и подвижниках веры и благочестия, нет возможности рассказать и о событиях, происходивших во всех других областях Казахстана. Можно лишь с уверенностью сказать, что нет ни одного города и ни одной веси более или менее значительной, в которых в ушедшем ХХ веке не приносилась бы Богу молитва находившихся там в ссылках и лагерях и обретших в этих пределах вечный покой чад Российской Церкви.

Память новомучеников и исповедников Казахстанских молитвенно почтили в Алма-Ате

Алма-ата, 18 сентября 2017 г.

17 сентября 2017 года — Неделя 15-я Пятидесятнице, празднование в честь собора Новомучеников и исповедников Казахстанских, сообщает Патриархия.ru. В этот день глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; председатель отдела религиозного образования и катехизации Казахстанского митрополичьего округа, настоятель Покровской церкви южной столицы протоиерей Евгений Бобылев; референт епархиального управления архимандрит Феодосий (Иванов); игумен Феодосий (Белобородов); ключарь Никольского собора протоиерей Игорь Светличный; руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; секретарь комиссии Митрополичьего округа по делам молодежи, благочинный Иссыкского церковного благочиния игумен Игнатий (Сидоренко); председатель общества православных врачей Казахстана протоиерей Анатолий Измеров; председатель отдела Округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов; ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр; помощник ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр; руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), настоятели и клирики храмов города Алма-Аты; руководитель протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, иеродиакон Игорь (Доброзоров), диакон Димитрий Савченко, диаконский чин Вознесенского собора.

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; казаки Союза казаков Семиречья, прихожане храмов Южной столицы.

Митрополит Александр вознес молитвы о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

За Литургией возносились сугубые молитвы о упокоении иерархов, священнослужителей, монашествующих и всех православных христиан «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Суворов.

В завершение Литургии состоялось славление новомученикам и исповедникам Казахстанским, после которого было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; Преосвященным архипастырям, духовенству, монашествующим и богоспасаемой пастве Казахстанского митрополичьего округа; Президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана.

Затем митрополит Александр окропил верующих святой водой, поздравил духовенство и мирян с днем памяти всех казахстанских святых и обратился к собравшимся со словом поучения.

В 1930-50-х годах в Казахстане находилось одно из подразделений ГУЛАГа — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян. В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлен праздник Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. Празднование совершается в первое воскресенье после 3 (16) сентября, дня памяти первомученика Казахстанской земли — епископа Верненского Пимена. Празднование Собора внесено в месяцеслов по Патриаршему благословению 28 февраля 2008 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector