2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клирик Кипрской Церкви дал пастырские советы студентам ВДС

Православная Жизнь

Встреча состоялась в рамках визита архимандрита Нектария (Бакопулоса) в Волынскую епархию Украинской Православной Церкви.

Клирик Кипрской Православной Церкви архимандрит Нектарий (Бакопулос) пообщался со студентами Волынской духовной семинарии. Встреча состоялась 14 сентября 2021 года по благословению архиепископа Волынского и Луцкого Нафанаила в рамках визита священнослужителя в Волынскую епархию Украинской Православной Церкви, сообщает Vds.church.ua.

В мероприятии приняли участие викарий Волынской епархии УПЦ епископ Камень-Каширский Афанасий, преподаватели и ректор ВДС архимандрит Евмений (Михалевский), заместитель председателя ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич, который сопровождает гостя в поездке и выступает в качестве переводчика.

Лекция, которую с интересом слушали все присутствующие, касалась тем священства и миссионерского служения для молодежи.

Архимандрит Нектарий поделился воспоминаниями о своем личном пути к священству и монашеству, отметив, что выбор пастырского служения должен быть зрелым и взвешенным. Священник пожелал семинаристам лелеять призвание, которое привело их в духовную школу, быть внимательными к себе и своей духовной жизни.

Рассказывая о миссионерской работе с молодежью, клирик подчеркнул, что пастырь должен уметь отвечать на разные вопросы, которые волнуют молодых, умело управлять беседой, проявляя внимание и любовь: «И при этом держать определенную дистанцию между собой и молодыми людьми, и тогда они его полюбят и поверят ему».

«У нас в епархии есть даже специальное учреждение, где молодые люди встречаются, общаются, занимаются спортом, даже играют в определенные электронные игры. Вместе с тем, там проводятся и духовные беседы, мы привлекаем православных молодых людей к активному и сознательному участию в литургическом жизни Церкви. . На моем приходе мы в субботу даже служим специальную Литургию для молодежи, и хорошей практикой является, когда за ней молодые люди причащаются. Подготовка – это пост в среду и пятницу, исповедуются те, кто чувствуют за собой определенные грехи, которые тяготят совесть», – сказал архимандрит Нектарий.

В ходе общения семинаристы задавали гостю вопросы, в частности, об актуальных проблемах Вселенского Православия. В ответ священнослужитель посоветовал особо не переживать о них.

«Вы должны знать, что вы – на правильном пути. Поэтому держитесь истинной канонической Украинской Православной Церкви, вашего Предстоятеля Митрополита Онуфрия и ваших епископов. Я был в этих ваших селах, где люди потеряли свои храмы, видел их боль, и это дает возможность увидеть, какую ошибку совершил патриарх Варфоломей», – сказал архимандрит Нектарий.

Напомним, архимандрит Нектарий (Бакопулос) является настоятелем храма Воздвижения Честного Креста Господня в селении Аска (Кипр), а также секретарем Тамасосской и Оринийской епархии Кипрской Православной Церкви.

Несмотря на позицию Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома ІІ, управляющий Тамассоской и Оринийской епархией митрополит Исаия относится к числу тех семи епископов Кипрской Церкви, которые поддерживают позицию канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

В 2019 году, по благословению архиерея, архимандрит Нектарий посетил западные епархии Украинской Православной Церкви, пострадавшие от силовых действий сторонников раскольнической «Православной церкви Украины». Пребывая на Волыни в селах Броница, Нуйно и Раков Лес, гость обещал верующим, которые после захватов молились в сельских домах, что приедет на освящение их новых храмов.

14 сентября 2021 года архимандрит Нектарий исполнил свое обещание – принял участие в освящении храма в селе Раков Лес. Представитель Кипрской Церкви преподнес в дар приходу Евхаристический набор и икону кипрского святого – святителя Димитриана Хитрского.

Кипр ушёл в раскол

Кипрская Церковь признала т.н. ПЦУ, хотя и минимальным числом голосов членов Синода

Священный Синод Кипрской Православной Церкви на внеочередном заседании 23-25 ноября поддержал решение архиепископа Кипрского Хризостома по признанию раскольников из т.н. ПЦУ, передаёт РИА Новости.

«Священный синод Кипрской церкви на заседании 23 и 25 ноября 2020 года подробно обсудил украинский церковный вопрос и проблему, которая возникла в связи с поминанием Епифания как предстоятеля Церкви Украины от имени архиепископа Кипра Хризостомом, и решил не идти наперекор решению предстоятеля», – говорится в заявлении, опубликованном в среду на сайте Кипрской Церкви.

В то же время, отмечается в документе, «Священный синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской Церкви».

Напомним, 23 ноября на заседании Синода Кипрской Церкви иерархи «подробно» обсудили проблему, возникшую из-за поминания предстоятелем главаря т.н. ПЦУ Думенко.

Член Синода митрополит Пафосский Георгий тогда сообщил, что внеочередное заседание прошло «в духе любви и единства». «Были даны разъяснения, и недоразумения разрешились», – цитирует заявление иерарха Romfea.

Ранее управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний пожелал членам кипрского Синода «мудрости, сил и мужества сделать правильный выбор!».

К сожалению, архиереи-киприоты сделали пагубный выбор.

Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков уверен, что принятое Кипрским Синодом решение – это «самое настоящее падение, отступление от Православия ещё одной Поместной Церкви (вслед за Фанаром, Александрийским патриархатом и Элладской церковью)», сообщает издание.

«И не стоит себя утешать тем, что решение «не носит обязательного характера», а 7 из 17 архиереев выступили против беззаконного решения архиепископа Хризостома, – обращает внимание обозреватель «Первого русского». – Конечно, причиной тому и давление западных политических элит, имеющих самое непосредственное отношение к проекту предоставления Фанаром (Константинопольским патриархатом) «автокефалии» украинской псевдоправославной националистической секте ПЦУ».

Эксперт подчёркивает также существование «в корне противоречащего Православию греческого этнофилетизма (околоцерковного национализма), солидарности Греческого мира, всегда весьма ревниво и несколько пренебрежительно относящегося к православным славянам, и в первую очередь к крупнейшей Поместной Церкви – Русской».

«Пока неизвестно, как поведут себя кипрские архиереи из числа противников признания ПЦУ, возможен ли раскол этой Церкви, – размышляет Михаил Тюренков. – Но нужно сказать, что если часть кипрских архипастырей, пастырей и мирян отделится от впавшего в беззаконие священноначалия, это будет для них благом. Потому что поминовение за богослужением, молитвенное, а уж тем более евхаристическое общение с ряжеными самозванцами, каковыми являются клирики ПЦУ, согласно древним православным канонам, является страшным грехом, за совершение которого в конечном итоге полагается отлучение от Церкви».

Напомним, 20 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность поминовения имени архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.

Злополучный инцидент произошёл 24 октября 2020 года. Тогда за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.

Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние».

Сегодня митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор заявил, что принятое Священным Синодом решение поддержать позицию архиепископа Хризостома – не обязательно, сообщает СПЖ со ссылкой на издание «Ромфея».

Владыка сообщил, что компромиссное решение, которое он предложил, не прошло, а принятое Синодом решение «не имеет обязательной силы», поскольку это «вопрос веры». Он подчеркнул, что во время Синода были «зафиксированы разногласия», а окончательный результат – 9 против 6 (при одном воздержавшемся).

По словам митрополита Никифора, «было принято предложение митрополита Пафосского. Мы выступили против его предложения, мы не согласились. Предложение касалось признания Епифания предстоятелем Киевским и всея Украины».

Архипастырь считает, что синодальное решение «нас не связывает, у нас есть примеры в Православии, когда только один не согласился и впоследствии был оправдан: Марк Эфесский. Он не согласился и не подписал протокол синода, хотя все остальные подписали. История оправдала его, и в 1484 году Ферраро-Флорентийский собор был аннулирован, а Марк Эфесский стал святым нашей Церкви».

Владыка Никифор, как передают телеграмм-каналы, выражался весьма остро. В частности, он назвал ушедшего в раскол архиепископа Хризостома «аферистом и вздорным стариком».

Решение Священного Синода Кипрской Православной Церкви – тяжелейшее поражение не только нашей церковной дипломатии, но и нашего МИДа, поскольку умаление влияния Русской Православной Церкви сужает возможности России на внешней арене.

Читать еще:  В РПЦ не усматривают угрозу в словах кардинала Каспера, высказанных в адрес России

Причём, это решение может оказаться катастрофическим в вопросе признания украинских раскольников.

Во-первых, Кипрская Церковь совсем недавно претендовала на то, чтобы выступать в роли миротворца в вопросе возникшего общеправославного разделения по поводу легализации украинского раскола. Но в итоге не только отказалась от этого намерения, но и признала т.н. ПЦУ.

Во-вторых, решение о признании т.н. ПЦУ принял Кипрский Синод, а не только лично архиепископ Хризостом, поэтому оно обретает значение общецерковного. И возникает законный опрос: почему пророссийски настроенные кипрские архиереи оказались в меньшинстве? Что-то наши церковные дипломаты упустили и пропустили, где-то недоглядели, не сумели помочь кипрским архиереям занять правильную позицию. И это притом, что российский бизнес на Кипре – серьёзная сила, на острове живёт довольно много русских. Причём, защищать нужно было не какое-то сомнительное дело, а церковные каноны.

Почему при таких внешне благоприятных условиях наш МИД и ОВЦС не смогли дать отпор признанию украинских раскольников? Это – результат непрофессионализма дипломатии или разгильдяйство?

После решения Кипрского Синода, наверняка, усилится давление Фанара и политических сторонников украинских раскольников на Грузинскую, Болгарскую и Румынскую Церкви, которые сегодня занимают в вопросе признания т.н. ПЦУ двойственную позицию.

Попытки изоляции Русской Православной Церкви продолжаются. И пока вполне результативно.

Конечно, и в Кипрской, и в Элладской, и в Александрийской Церквах среди архиереев и духовенства есть противники нарушения канонов в угоду политической целесообразности и греческой солидарности. И Священноначалие Русской Православной Церкви после первой ошибки с Константинопольским Патриархатом, когда было заявлено о разрыве общения со всей Церковью, принимало взвешенные решения о разрыве только с теми архиереями, которые признали т.н. ПЦУ.

Это не только открывает возможность пересмотра нынешнего ошибочного решения при изменении политической конъюнктуры или ухода в мир иной инициаторов признания раскольников. У Русской Церкви сохраняется возможность влияния на ситуацию внутри братских Церквей.

Клирик Кипрской Православной Церкви архимандрит Нектарий (Бакопулос) пообщался со студентами Волынской духовной семинарии

14 сентября 2021 состоялась встреча студентов Волынской духовной семинарии с клириком Кипрской Православной Церкви архимандритом Нектарием (Бакопулосом), который является настоятелем храма Воздвижения Честного Креста Господня в селе Аска (Кипр), а также выполняет послушание секретаря Тамасосськои и Оринийськои епархии Кипрской Православной Церкви. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на vds.church.ua.

Отец Нектарий находится с визитом в Украине, и по благословению архиепископа Волынского и Луцкого Нафанаила встретился с преподавателями и студентами ВДС. Сопровождал священнослужителя заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич.

Во встрече отца Нектария со студентами ВДС принял участие викарий Волынской епархии епископ Камень-Каширский Афанасий и ректор ВДС архимандрит Евмений (Михалевський).

В пресс-службе ВДС напоминают, что несмотря на позицию предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Хризостома ИИ, управляющий Тамассоською и Оринийською епархией митрополит Исаия относится к числу тех семи епископов Кипрской Церкви, которые поддерживают позицию именно канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украина Онуфрия. Находясь на Волыни, архимандрит Нектарий посетил села Раков Лес, Нуйно и Бронницы. В селе Раков Лес он принял участие в освящении храма, построенного вместо захваченного сторонниками «ПЦУ».

Лекция, которую отец Нектарий прочитал будущим пастырям касалась темы священства, призвание к нему, а также миссионерского служения молодежи.

Архимандрит Нектарий рассказал о своем жизненном пути и о том, как он нашел в себе призвание к священству и монашеству. Он пожелал семинаристам лелеять это призвание, которое привело их к духовной школы, и быть внимательными к себе и своей духовной жизни.

Касаясь темы пастырской и миссионерской работы с молодежью, то архимандрит Нектарий рассказал о своем собственном опыте такой деятельности, а также дал семинаристам несколько советов. У молодых людей, подчеркнул он, очень много вопросов, их интересует многое, в частности, спорт и музыка, поэтому священник должен уметь ответить на эти вопросы, и умело управлять молодыми людьми, проявляя внимание и любовь: «И при этом держать определенную расстояние между собой и молодыми людьми, и тогда они его полюбят и поверят ему «.

Рассказал клирик Кипрской епархии и о собственном опыте молодежной работы. «У нас в епархии есть специальное учреждение, где молодые люди встречаются, общаются, занимаются спортом, даже играют в определенные электронные игры. Вместе с тем, там проводятся и духовные беседы, мы привлекаем православных молодых людей к активному и сознательному участию в литургическом жизни Церкви «, — отметил он.

Во время личного общения с гостем студенты имели возможность задать отцу Нектарию свои вопросы. Они касались различных тем — духовной жизни, проблем, которые беспокоят современную Православную Церковь, особенностей жизни и служения священников Кипрской Православной Церкви.

В частности, по духовной жизни отец Нектарий отметил, что довольно позитивной и нужной его составляющей является частое Причащение Святых Христовых Тайн. «У нас, к моему приходе мы в субботу даже служим специальную Литургию для молодежи, и хорошей практикой является, когда за ней молодые люди причащаются», — рассказал отец Нектарий. Отметил он и важность такой составляющей духовной жизни как молитва, причем заметил, что практика Иисусовой молитвы возможна и очень полезной и для мирян.

Что касается актуальных проблем, к сожалению, беспокоят Вселенскую, и особенно нашу Украинскую Православную Церковь, то архимандрит Нектарий посоветовал особо не беспокоиться ними. «Вы должны знать, что вы — на правильном пути. Поэтому держитесь истинной канонической Украинской Православной Церкви, вашего Предстоятеля Митрополита Онуфрия и ваших епископов . Я был в этих ваших селах, где люди потеряли свои храмы, видел их боль, и это дает возможность увидеть, какую ошибку совершил патриарх Варфоломей «, — подчеркнул он.

Вопросов было очень много, и встреча затянулась почти до ночи, впрочем никто не чувствовал усталости, наоборот — все получили огромное духовное воодушевление, говорится в сообщении.

Наконец, преподаватели и студенты Волынской духовной семинарии сделали с отцом Нектарием совместное фото, после чего он подарил семинаристам в благословение иконки Спасителя.

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Читать еще:  Страдање Христово на сликама Дучо да Буонинсења

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Причастился что привился. Почему РПЦ боится озвучить отношение к вакцинации

Наталья Фролова

Пока российские власти активно призывают людей вакцинироваться, а в некоторых регионах прививка от коронавируса для некоторых обязательна, Русская православная церковь хранит на этот счет молчание. Циркуляры руководства РПЦ по поводу отношения к вакцинации настолько расплывчаты, что священники вспоминают цитату из советского фильма про лампу Алладина: «Поистине сон не есть не сон, а не сон не есть сон». В результате недоверие к вакцинам и надежда на авось сегодня преобладают во внутрицерковных настроениях — как среди клира, так и среди паствы.

Вакцинироваться нельзя болеть

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поддержал инициативу московских властей сделать вакцинацию частично обязательной и призвал к всеобщей мобилизации в борьбе с новой волной пандемии. Это комментарий – одно из редких публичных высказываний церковных иерархов о вакцинации вообще, и тем более в поддержку ее обязательности. Митрополит Иларион оказался чуть ли не единственным из церковного руководства, кто не побоялся открыто выступить в поддержку вакцинации. Патриарх Кирилл на эту тему предпочитает не высказываться и даже не подписывать распоряжения, так или иначе затрагивающие эту больную для общества тему.

Глава Синодального отдела Московской патриархии по работе со обществом и СМИ Владимир Легойда в одном из публичных выступлений сказал, что решения о вакцинации надо принимать, проконсультировавшись с врачом, но «нельзя поражать человека в правах в случае отказа прививаться от коронавируса». В то же время, судя по словам Легойды, Церковь утвердилась в позиции, что использование в вакцинах эмбриональной человеческой культуры, полученной в результате аборта, не должно отпугивать от них верующих людей. «Подобный материал используется также и при испытании множества других медицинских препаратов», говорится на сайте Московской патриархии.

Но общецерковных распоряжений по вопросам вакцинации пока нет. В московской епархии соответствующее циркулярное письмо священники получили от первого викария Патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), которое, с одной стороны, призывало священников вакцинироваться, с другой – подчеркивало, что это дело добровольное.

Молчание патриарха одни священники объясняют его боязнью вызвать резкое несогласие у паствы, которая настроена против вакцинации. «В церкви вообще очень боятся маргинальной – немногочисленной, но очень крикливой – части верующих, которых я называю ложкопоклонниками-ковид-диссидентами. Конечно, это очень маленький процент в масштабах страны, но в сочетании с общим количеством нежелающих прививаться, эта цифра приобретает заметный масштаб», – говорит протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. «Ложкопоклонниками» он называет тех верующих, которые выступают против использования одноразовых ложек (лжиц) или их дезинфекции во время причастия. Сегодня их вакцинное диссидентство направлено против властей, и главе РПЦ невыгодно вызывать это огонь на себя.

Другие священники считают, что молчание патриарха вызвано очень низким авторитетом главы РПЦ среди священства. «Думаю, в Кремле понимают, что у патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви. Даже если он даст разнарядку «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против. Поэтому просить о чем-то патриарха Кирилла – это значит получить поддержку местечкового избирательного участка», – объясняет московский священник, пожелавший сохранить анонимность.

У патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви: скажет «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против

В регионах же решения вынуждено принимать местное церковное начальство, на уровне епархий и монастырей. Так, игумен Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) пригрозил монахам обители, что «при отказе от вакцинации любой виновный будет удален из монастыря без выдачи ему средств», и пообещал пускать в монастырь только привитых паломников.

Читать еще:  Эксперты обсудят в Алма-Ате исламское финансирование в СНГ

Для монастыря это жесткое решение вполне оправданно, считает иерей Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новой Ботанике (Орел). «Монастыри в большой степени пострадали от пандемии. Пришел один больной – слегла вся братия, – говорит отец Дионисий. – В нашей епархии в Орле пока до таких распоряжений дело не дошло. Третьей волны нет, мы до сих пор не знаем, что значит ходить в кафе по QR-коду. Но наше руководство, даже когда отменили карантин, решило сохранить в храмах все санитарные меры. Мы по-прежнему соблюдаем дистанцию, находимся в храме в масках, а сотрудники храма еще и в перчатках, и дезинфицируем лжицу (ложечку для причастия)».

Построишь? – Куплю!

По словам отца Дионисия, в Орловской епархии многие священники год назад переболели коронавирусом. В этом году, по его наблюдениям, многие добровольно вакцинировались, как и он сам, несмотря на общие страхи, как недоисследованная вакцина отразится на здоровье? Совсем другая картина в столице, где, по словам одного московского клирика, на вопрос знакомому священнику «будешь ли вакцинироваться», можно услышать ответ в стиле героя мультфильма «Летучий корабль»: «Полкан, построишь летучий корабль? – Куплю!».

Священники говорят, что никто не хочет открыто спорить с властями, но и прививаться боятся: не доверяют российской вакцине, которая была сделано поспешно. А кроме того, по их словам, священство часто беспокоят те же вопросы, что и других россиян, которые отказываются от вакцинации: а вдруг вся эта пандемия – предтеча того, как можно «закрыть всех в одночасье» в общемировом масштабе.

С такими настроениями внутри клира священникам сложно агитировать за вакцинацию и разубеждать паству, уверенную в том, что вакцина – это жидкий чип. «Когда население дореволюционной России было в своей массе безграмотным, Церковь выполняла функцию репродуктора. Сейчас в храмы приходя единицы. Мы, конечно, можем пытаться просвещать людей, но сейчас даже среди нас нет единства. Даже среди преподавателей духовной академии! А ведь прививка, казалось, очевидное средство гигиены», – объясняет протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии.

«На проповеди я говорю только по Евангелию, про то, какие выводы мы можем из него сделать применительно к жизни, – рассказывает иерей Александр Подписнов, настоятель храма священномученика Илариона, архиепископа Верейского в Черемушках. – А когда подходят спрашивать индивидуально, вакцинироваться или нет, я сразу говорю: это вопрос к врачу, не ко мне, а про свое отношение я говорить не буду».

Прихожане: чем старше, тем дисциплинированнее

И отец Александр, и отец Дионисий отмечают, что чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются. «Они это мотивируют тем, чтобы самим не заразиться. Хотя более по-христиански было бы, если бы люди беспокоились о том, чтобы не заразить других», – говорит настоятель храма в Черемушках.

Чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются

«У них, с одной стороны, советская закалка обязательной вакцинации. С другой, чем старше люди, тем больше они опасаются осложнений коронавируса, – объясняет отец Дионисий. – В очереди в поликлинике 7 из 10 пациентов – люди пенсионного возраста».

По наблюдениям обоих священников, больше всего не хотят прививаться молодые и люди среднего возраста (30-50 лет). «Они поголовно боятся того, что последствия от вакцины толком не изучены. А как пошла волна тех, кто вакцинировался и все равно заболел, они еще больше утвердились в своей правоте, – рассказывает отец Александр. – У нас две прихожанки заболели, которые вакцинировались в апреле. Причем по иронии судьбы тяжело заболела и лежит в больнице именно та, которая сама врач и сторонник вакцинации».

Отец Дионисий говорит, что в Орле самое безалаберное отношение к вакцинации у молодежи: до 25 лет в основном прививаются, если требования на работе или есть риск, что сорвется отпуск, если на море будут пускать только по QR-коду. «Но больше всего скепсиса я встречал у 30-50-летних. Особенно, среди тех, кто переболел либо легко, либо бессимптомно. Для многих, кто со мной говорил, «это такой же грипп» или «это такая же пневмония», – делится наблюдениями отец Дионисий. – А прививку не хотят делать из-за возможных осложнений. Кроме того, боятся некоего электронного концлагеря. Говорят: «нас заставляют, нас подавляют»».

По опыту отца Александра прихожане-москвичи часто высказывают больше доверия импортным лекарствам и говорят: «Был бы Pfizer, я бы точно им привился». Отец Дионисий на вопрос про доверие к западным вакцинам говорит, что в российской провинции этот вопрос в принципе не обсуждается: «Я эту дискуссию наблюдаю только в соцсетях столичных знакомых. Если представить себе, что европейские вакцины будут у нас продаваться по 60-70 евро, то кто при средней зарплате в 200 евро сможет ее себе позволить?».

Безобидная оппозиция

В массовом нежелании вакцинироваться отец Дионисий видит не столько скепсис и недоверие, сколько надежду на авось: «Хотя, согласно статистике, все последние годы в России кризис доверия, люди привыкли друг другу не доверять – власти, общественным институтам, церкви, полиции, всем подряд, но в целом сыграло не это, а на то, что авось пронесет. Люди устали и хотят нормальной жизни».

Отец Георгий Митрофанов, в свою очередь, считает, что во время пандемии вылезли наружу самые неприглядные стороны русского православия: соединение психологических, культурно-исторических и псевдо-богословских комплексов, замешанных на конспирологии и ксенофобии.

«У митрополита Сергия Старогородского есть лукавая фраза: «Церковь должна быть со своим народом». С христианской точки зрения, это неправильно: церковь должна быть со Христом. Но у нас получилось, как он сказал, – объясняет отец Георгий. – Церковь, которая до революции была носителем культуры, высших устремлений, связывавших наш народ с христианской цивилизацией, стала ориентироваться на состояние «народной души». А душа народа в XX веке очень сильно архаизировалась. Несмотря на индустриализацию и завоевание космоса и другие технические прорывы, Россия после 1917 года методично уходила на ментальном уровне в Московию, некий ордынский улус. Мы вышли из европейской христианской цивилизации, на смену убитым священникам в церковь пришли люди из народа, даже из советского простонародья. Их ментальность была такова, что они доверяли природе больше, чем государству, а государству доверяли больше, чем обществу, которого не было. А раз не было общества, то не было и личности».

По словам отца Георгия, все это проступило во время пандемии, когда церковь в своих решениях ориентировалась на государство, которое само реагировало на пандемию сумбурно и непоследовательно, а как только появились западные вакцины против COVID-19, начало активно их очернять. Запоздалое и непродуманно решение РПЦ дезинфицировать лжицу после каждого причастника вызвало брожение умов, которое отец Георгий полушутя называет «ересью ложкопоклонников»: они воспринимают причащение одной ложкой из одной чащи как критерий подлинной веры. ««Испытай свою веру, прояви свою веру. Зачем тебе маска, если ты в храме? Зачем тебе вакцина, если ты причащается». Для людей с традиционалистски-магическим восприятием веры причастие делает излишним вакцинацию», – объясняет психологию этой прослойки верующих отец Георгий.

Отношение к Богу как к язычески понимаемой природе, с которой верующий вступает в магические отношения через причастие, наложилось на локдаун и растущее давление со стороны государства. Внутреннее ощущение бесправия подталкивает православных к эпатажному отношению к вакцинации, которое отец Георгий сравнивает с вывешиванием портрета Сталина на лобовое стекло машины в советское время: «Это вроде бы оппозиция, но совершенно безобидная. Мол, я – православный: если я не вакцинируюсь, это свидетельство моей глубокой веры. Но при этом я все же политически лояльный, потому причащаюсь в скрепляющей нашу страну православной церкви».

В качестве исторической параллели отец Георгий приводит чумной бунт 1771 года, когда был жестоко убит московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). «Тогда толпы людей убивали немцев, врачей и попов. Попов за то, что они зачитывали распоряжение властей с санитарно-карантинными мерами, а значит вместе с врачами отравляли народ Божий. А сегодня в обществе схожая реакция на тех архиереев, которые правильно настаивают на вакцинации. Думаю, что наш народ, не склонный к бунтам, тут может и возмутиться, причем даже больше, чем на пенсионную реформу», – предполагает отец Георгий.

И он, и отец Александр, и отец Дионисий уверены, что преодолеть это недоверие к вакцинам очень сложно, но что священники могут сделать – это попытаться убедить своих прихожан, что любовь к Богу заключается в том числе в том, чтобы уберечь от опасности тех, кто вокруг тебя. И эта заботу можно проявить и в принятии одноразовой лжицы, и в ношении масок, и согласии сделать прививку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector