1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрофорный протоиерей

Традиционно священнослужители в православном христианстве делятся на две большие группы: чёрное и белое духовенство.

Чёрное духовенство — это монахи, то есть те, кто дал обет безбрачия. Представители этой большой группы могут пройти все три степени духовенства:

  • дьякон;
  • иерей;
  • архиерей.

Из числа чёрного духовенства происходят: патриархи, епископы, иеромонахи, архимандриты, митрополиты и т.д.

Облачение протоиерея, на фото — отец Владимир (Головин)

Белое духовенство — это служители, которые женаты и имеют детей. Интересный нюанс: они могут жениться, только не будучи еще облеченными ни в диаконский, ни в священнический сан.

Представители этой группы ограничены в церковной иерархии двумя ступенями:

  • дьякон;
  • иерей.

Теоретически представитель белого духовенства имеет возможность пойти дальше — в архиереи, но при условии, если пострижётся в монахи. Например, если у него умрёт жена, ничто не помешает сделать такой выбор. Ведь повторный брак для белого духовенства запрещен.

Церковная иерархия приведена в этой таблице:

Белое духовенствоЧерное духовенство
Диакон
ДиаконИеродиакон
Протодиакон
(старший диакон,
как правило, в соборе)
Архидиакон
(старший диакон, в монастыре)
Священник
Иерей
(священник, пресвитер)
Иеромонах
Протоиерей
(старший священник)
Игумен
Митрофорный протоиерей
Протопресвитер
(старший священник
в кафедральном соборе)
Архимандрит
Епископ (Архиерей)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Как мы видим, на одном уровне среди белого духовенства находятся митрофорный протоиерей и протопресвитер. Принципиальной разницы между ними и протоиереем нет. Каждый из них — это «старший священник».

Однако всё технически протопресвитер — это «старший протоиерей», ибо для него митра — не награда, а принадлежность сана.

Протопресвитер — титул настоятеля патриаршего храма, таких священников поэтому немного — только те, кто в разное время занимал соответствующую должность.

Протоиерей — это старший священник, выше него в белом духовенстве только протопресвитер

Но вернёмся к протоиерею. В древности ему соответствовало ещё одно звание — протопоп. Но так больше не называют. Ещё иногда употребляют слово «первосвященник».

Титул протоиерея известен с Киевской Руси.

Проповедническая деятельность

Отечество — это предградие Царствия Небесного.

Многих шокирует параллели, которые проводит настоятель Николо-Хамовнического храма между императором Александром I, генералиссимусом Сталиным и президентом Путиным.

Александр Первый победил в своей великой войне, Сталин – в своей. Владимиру Путину еще предстоит победить вместе со всеми нами в нашей великой войне с Западом.

Проповеди священника можно послушать не только в церкви, но и в интернете, например, на православном канале YouTube «Русская народная линия». Его автора отличает зубодробительная манера выражений. Свои взгляды проповедник высказывает открыто и прямо, не боясь порой идти вразрез с мнением Православной Церкви.

Он клеймит позором актера и запрещенного в служении священника Ивана Охлобыстина, сравнивая его с ложным белым грибом, красивым снаружи, но гнилым внутри. Выступает против бездумных телесериалов, в частности, «Интерны».

Набрасывается на телеведущего Урганта, считая его позором Первого канала. «Глумление над российским гимном», которое «хохмач» допустил в одной из своих передач — это ничто иное, как «знак подготовки нового либерального реванша».

Первый государственный федеральный канал все больше начинает напоминать НТВ периода «лихих девяностых», когда в СМИ безраздельно господствовали очумевшие либералы. Даже нынешнее НТВ порой выглядит предпочтительнее Первого канала.

Названия проповедей говорят сами за себя:

  • Путин — Богом данный Президент, выполняющий функции Царя;
  • Россия — не оккупированная страна;
  • без Великой Победы мы бы не жили;
  • без семьи нет России.

Особенно широкое распространение получила проповедь иерея на Патриаршей Литургии в Богоявленском кафедральном соборе «Митрополит Алексий как символ русского единства».

Проповедник предупреждает, что Россия окружена со всех сторон врагами, которые хотят ее захватить:

Мы все помним страшный исторический момент, когда распалась великая страна, называвшаяся СССР. И от дальнейшего распада Россию удержала, в первую очередь, наша Православная Церковь, единственная духовно-нравственная сила, оставшаяся верной своему высокому призванию соединять и умиротворять.

Духовенство

В октябре 2009 года настоятелем Покровского собора назначен протоиерей Сергий Моздор.

Сейчас службу в соборе совершают:

  • протоиерей Георгий Семенюта
  • протоиерей Стефан Некрылов
  • иерей Игорь Латышев
  • иерей Сергий Сулемин
  • диакон Константин Дикарев

Протоиерей Сергий Моздор

Родился 30 июня 1968 года в семье священника.
С 1975 по 1985 г. обучался в средней школе г. Ставрополя. В 1986 году поступил в Санкт-Петербургскую Православную Духовную Семинарию, в этоv же году был призван в ряды Советской Армии. После воинской службы в 1988 году продолжил обучение в Духовной Семинарии, которую окончил в 1992 году. С сентября этого же года по 1997 год нес различные послушания в Ставропольской Духовной Семинарии: преподавателя Библейской истории и зав. канцелярии. С 1992 по 1996 год обучался заочно в Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В ноябре 1997 года был рукоположен в сан диакона, а 7 декабря — в сан священника, и Правящим Архиереем был направлен на послушание в Воронежскую Православную Духовную Семинарию. С 1997 по 2003 год в семинарии нес послушание проректора по воспитательной работе и преподавателя по Священному Писанию Ветхого Завета. В 2003 году митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием был назначен исполняющим обязанности ректора Воронежской Православной Духовной Семинарии и настоятелем Успенского семинарского храма. В июне 2006 года присвоена степень кандидата богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 2007 году был назначен настоятелем Спасского храма г. Воронежа и председателем паломнического отдела епархии. Женат, имеет пятерых детей. В ноябре 2009 года Правящим Архиереем был назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронежа. В настоящее время является настоятелем Покровского собора, преподавателем Ветхого Завета в Воронежской Православной Духовной Семинарии, председателем паломнического отдела и членом епархиального совета.

Читать еще:  Иранский имам обвинил женщин в организации землетрясений

Протоиерей Георгий Семенюта

Родился 27 июня 1970 года.
В 2004 году окончил Воронежскую Православную Духовную Семинарию. В марте 1992 года был рукоположен в сан диакона, а в апреле 1993 года — в сан священника. В апреле 2008 года митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием возведен в сан протоиерея. В 2013 году награжден медалью преподобного Сергия Радонежского. В апреле 2015 года Правящим Архиереем удостоен права ношения Палицы. Женат, имеет двоих детей.
С 2010 года является клириком Покровского собора, с 2015 года возглавляет социальный отдел собора.

Протоиерей Стефан Некрылов

Родился 18 февраля 1971 года в г. Торез Донецкой области. В 1988 году закончил среднюю школу. С 1989 по 1991 год служил в Советской Армии. 21 сентября 1996 года рукоположен в сан диакона. 22 декабря 1996 года рукоположен в сан иерея. Окончил Киевскую Духовную Семинарию. С 1996 по 2003 год служил настоятелем храма прп. Аркадия в с. Аркадиевка Киевской епархии. С 2003 по 2019 — настоятель Покровского храма с. Каширское Воронежской епархии. С марта 2019 года является клириком Покровского собора г. Воронежа. В 2005 году возведен в сан протоиерея, в 2013 году награжден правом ношения Палицы. Награжден Архиерейской и Патриаршей грамотами, а так же знаком «За заслуги перед Каширским районом».

Иерей Игорь Латышев

Родился 14 января 1978 года.
В 2007 году окончил Воронежскую Православную Духовную Семинарию. В июле 2007 года был рукоположен в сан диакона, а в мае 2009 года — в сан священника. В 2015 году митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием удостоен права ношения набедренника. В марте 2015 года награжден камилавкой. Женат, имеет троих детей.
С 2013 года до настоящего времени является клириком Покровского собора. С июня 2014 года назначен на должность настоятеля строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на территории Воронежской областной детской клинической больницы.

Иерей Сергий Сулемин

Родился 21 декабря 1986 года.
В 2017 году окончил Воронежскую Православную Духовную Семинарию. В феврале 2014 года был рукоположен в сан диакона, а в сентябре 2014 года — в сан священника. Женат, имеет четверых детей.
С 2014 года является клириком Покровского собора. В ноябре 2014 года назначен на должность настоятеля строящегося храма в честь Преображения Господня с.Таврово.

Диакон Константин Дикарев

Родился 16 декабря 1988 г. в городе Воронеже. В 2006 г. по окончании обучения в МОУ СОШ № 80 поступил в Воронежский Государственный Университет на факультет Географии, Геоэкологии и Туризма, и окончил обучение в 2011 по специальности «Природопользование», с квалификацией «эколог- природопользователь». С декабря 2009 года нёс послушание старшего звонаря Благовещенского кафедрального собора.
С июля 2010 по апрель 2013 года — певчий Архиерейского мужского хора «Символ веры». C октября 2011 по август 2015 года нёс послушание коменданта в Благовещенском кафедральном соборе.
Венчался 25 февраля 2011. В сентябре 2014 года зачислен на 1-вый курс Воронежской Духовной Семинарии на сектор заочного обучения. В декабре 2014 года экстерном окончил базовый курс звонарского мастерства при Даниловском Колокольном Центре. 25 сентября 2016 года был рукоположен в сан диакона Митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием. 28 октября 2016 г. указом Митрополита Воронежского и Лискинского Сергия назначен штатным клириком Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа. 18 февраля 2018 года назначен клириком Покровского собора.

НКВД ИСКАЛ В ХРАМЕ ЗОЛОТО

Благодаря богатым прихожанам в церковной ризнице постепенно скопилось значительное количество художественных и материальных ценностей. В народе храм даже прозвали «Никола Богатый». Но все же более этим прозвищем церковь была обязана связи с богачами Демидовыми. Два столетия сохранялись в храме предметы, попавшие сюда благодаря им: чугунный престол и жертвенник, паникадила из уральской меди работы демидовских мастеров и т.д. По словам краеведа Афремова (1794-1866 гг.), «храм и колокольня… построены почти все на железе». Многочисленные образцы строительного металла в интерьере (ступени лестниц, оконные решетки, металлические связи в сводах) можно видеть и сегодня.

Читать еще:  Папа Римский призвал наказывать правителей, нарушающих права человека

В годы воинствующего атеизма храм был разорен. Из него вынесли почти все. Пострадала и усыпальница Демидовых. Ее тоже вскрывали. Сотрудники НКВД поднимали чугунный пол и копали землю в поисках золота и драгоценностей – ходили легенды, что Демидовы хоронили своих родных в золотых гробах, за этими саркофагами и шла охота. На самом деле, Демидовы делали гробы из меди, но ценные вещи здесь все же встречались: кольца, серьги, кресты… Так, при раскопках в начале 90-х годов в усыпальнице Демидовых были обнаружены фрагмент оклада иконы с позолотой, янтарный нательный крестик XVIII века, фрагменты серег с зеленым камнем, бусины-жемчужины, медная пуговица с гербом Тулы, монеты…

В 1934 году храм был закрыт и использован для хранения зерна. Вскоре разобрали иконостасы, забелили и уничтожили настенную роспись. Большая часть ценностей погибла…

Сегодня Николо-Зарецкий храм имеет статус памятника культуры федерального значения. Служба в Николо-Зарецком храме возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва.

Монастырь в культуре и искусстве

В поэме Сергея Есенина “Анна Снегина” упоминается село Радово:

Село, значит, наше — Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места...

По сюжету, после революции молодой поэт возвращается в родное село Радово и встречает девушку, в которую был влюблен в юности. Биографы и исследователи творчества Есенина считают, что прообразом главного героя стал сам Сергей Александрович. И приезжал он не в Радово, а в родное Константиново в 1917-1918 годах. Но в Радовицах (Радово) и Радовицком монастыре Есенин действительно нередко бывал ребенком. Вместе с бабушкой он приходил сюда на службы. В своей автобиографии, написанной в 1924 году, поэт вспоминает: “Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в сорока”.

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Читать еще:  Ремонтные хомуты для ремонта труб

Облачение епископа

Кроме священнических одежд – подризника, епитрахили, поручей и пояса – в облачение епископа входят еще саккос, омофор, палица, панагия, митра и мантия.

Саккос внешне напоминает укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь.

Самым древним архиерейским облачением является омофор – широкая длинная полоса материи с изображением крестов. Он надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим – с этого же плеча сзади. Концы омофора спускаются почти до подола саккоса.

Головным убором архиереев при богослужении является митра – богато украшенная шитьем, драгоценными камнями и миниатюрными иконами высокая твердая «шапка». Митра символизирует собой терновый венец Спасителя. Митра служит наградой и наиболее заслуженным протоиереям.

Во время торжественных процессий и церемоний епископ входит в храм в архиерейской мантии фиолетового цвета. В храме архиерей мантию снимает и облачается в богослужебные одеяния. По покрою архиерейская мантия подобна монашеской мантии, но гораздо шире и длиннее ее.

Отличительный нагрудный знак епископа – панагия с образом Богоматери. С греческого «панагия» переводится как «все-святая». Это образ Божией Матери круглой или овальной формы с многочисленными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а во время богослужения – панагию и крест. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви и напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. В повседневной жизни епископ носит панагию как служитель Богоматери, представитель Ее власти на земле.

При архиерейском богослужении употребляются еще жезл, орлец, рипиды, дикирии и трикирии.

Жезл – это богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.

Рипиды – укрепленные на длинных рукоятках металлические круги с изображением шестикрылых Серафимов. Рипиды напоминают верующим, что во время литургии в храме невидимо присутствуют святые ангелы.

Дикирий – переносной подсвечник с двумя свечами, которые символизируют два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое). Дикирием архиерей благословляет народ во время богослужения.

Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, которые символизируют три ипостаси Святой Троицы.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Права клириков

Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector