0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда Ангелы радуются за грешника?

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 15:7

Свт. Иннокентий (Борисов)

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии

Кто там радуется таким образом? Радуется Бог Отец, видя яко «сын Его сей, то есть грешник, иже мертв бе… и изгибл», теперь, через покаяние, «оживе… и обретеся» – для Его, то есть любви и наследия благ вечных (Лк. 15:24). Радуется Сын Божий, Спаситель наш, видя, что кровь Его, пролиянная Им на кресте во искупление всех грешников, не осталась туне, а послужила во спасение покаявшегося грешника. Радуются все Ангелы Божии, ибо провидят в покаявшемся грешнике своего будущего собрата, коего спасению они служили доселе бесплодно.

И приметьте, братие, силу выражения Спасителя: «радость бывает на небеси о единем грешнице кающемся». Много значило бы для грешника, когда бы обращение и покаяние его были токмо благосклонно приняты на небе (ибо что удивительного, если бы и отвергли их); еще более важно и отрадно было бы для грешника, когда бы покаяние его доставляло утешение, хотя малое, небожителям, тем паче если и радость; но вот, оно, по свидетельству Господа, производит гораздо более, производит то, чего и ожидать было нельзя, – радость особенную, великую, род некоего блаженства: «радость бывает велия на небеси!» То есть, на небе бывает в это время именно то, что мы на земле обыкли называть великим торжеством и празднеством.

И кто же творит собою этот праздник целому небу. Бедный, но кающийся грешник! Чем? Одним своим покаянием! Кто бы мог поверить сему, если бы не свидетельствовал о том Сам Сын Божий? Но поелику свидетельствует Он, то нет места недоумению; остается только удивляться, благодарить, славить милосердие Господа и – каяться!

Слово в день храмового праздника поклонения честных вериг святого и всехвального апостола Петра.

Прп. Макарий Великий

Как, по сказанному Господом, «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся»; так великая печаль и плач бывают на небеси об одной душе, отпадающей от вечной жизни. И как на земле, когда умирает какой-нибудь богатый человек, с пением, со слезами и сетованием, сопровождают его из сей жизни братья его, родные, друзья, знакомые: так и о душе той со слезами и пением творят плач все Святые. Ибо и в другом месте дает это разуметь Писание, говоря: «рыдай кипарис, ибо упал кедр» (Зах. 11, 2).

Собрание рукописей типа II. Беседа 15.

Блж. Феофилакт Болгарский

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии

См. Толкование на Лк. 15:1

Лопухин А.П.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии

См. Толкование на Лк. 15:3

Архиеп. Аверкий (Таушев)

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее

Под 99 праведниками, не имеющими нужды в покаянии, толкователи Евангелия понимают обычно Ангелов Божиих, или праведников, уже отошедших в вечность и сподобившихся блаженства. В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это и стоило несравненно дороже.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Православная Жизнь

Слово «грешник»как клеймо. Обидное, неприятное, грязное, липкое, смердящее, вызывающее стойкое чувство отторжения.

Вам бы не хотелось иметь с ними дел и не хотелось бы, чтобы вас кто-то абсолютно всерьез так назвал. Не обидно, когда священник называет и себя, и прихожан на проповеди грешниками. Не сложно назвать себя грешником. Больно, когда тебя считают таковым другие. Потому что природа клейма такова, что плоть прижигают каленым железом, и это вызывает острую боль. Клеймо на человека ставит общество, осуждающе засаживая в его душу то ли призыв к разуму и совести, то ли фунт презрения.

Пьяницы, блудницы, наркоманы, преступники, скандалисты-хейтеры не вызывают в обществе особой приязни. Нам не хочется разговаривать с проворовавшимися и пойманными с поличным коллегами, мы и слушать не хотим несправедливо оскорбивших нас в своих робких извинениях. Не каждый грех признается обществом за грех, но те, что грехом считаются, вызывают презрение, осуждение и даже ненависть. Таков уж человек, жесток и мстителен. Он не прощает другим ошибки, уверенный, что люди не меняются, а прошлого не воротишь.

Но не таков Христос. Его, кстати, попрекали тем, что он водит дружбу с теми, кого в иудейском обществе считали «кончеными». Кончеными блудницами, кончеными мытарями, кончеными разбойниками. Люди не дают шанса, Бог – сколько угодно, пока бьется сердце человека. А ведь Он свят, идеален, чист, и именно поэтому его современники, хоть и не признававшие Его Богом, но пророком – уж точно, искренне возмущались, как же Он может сообщаться в беседах и трапезе с этими отбросами общества? А Он мог. Эти «отбросы общества» приходили к Нему в надежде на исправление. А представители религиозной элиты просто тешились мудрыми речами Христа, ища не внутреннего перерождения (они ж себя идеальными считали), а внешнего эффекта.

Когда фарисеи упрекали Спасителя в излишнем времяпрепровождении среди общественного «дна», Он как всегда отвечал им понятным для того времени примером. Господь говорит, что не делит людей на плохих или хороших. Для Него все люди – любимые дети. Кто-то заплутал в лабиринтах жизни? Его обязательно нужно найти. И это оказывается возможным лишь в случае искреннего желания самого потерявшегося, то есть грешника. Человек свободен в выборе, и Бог не может заставить его поступить по Своей воле. Но если эта воля направлена на исправление жизни и поиск Бога, Господь откликнется взаимностью и с радостью примет кающегося: «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Персональная история жизни человека совершается в сердце, по ту сторону грудной клетки, из сердца исходят действия, а тело в конце своих дней возвратится в землю, из которой было создано, душа возвратится к Богу, Которые ее и сотворил. Дни лукавы, времени мало, но все еще можно успеть – и не важно, в третий или одиннадцатый час мы пришли в себя и обратились к Богу, – важно, чтобы мы сделали это. Пусть нас не останавливает мысль о том, что Бог слишком Свят, а мы слишком грешны. Пусть нас двигает вперед мысль о шансе на исправление, о милости и доброте Господа, о вечном Царстве любви и радости.

30 ноября. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся

Аудио

1. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3. Но Он сказал им следующую притчу:

4. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

6. и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

7. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

8. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

9. а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

(Лк. 15, 1–10)

Господь, как врач, обращал особое внимание на мытарей и грешников, требовавших исцеления. На такое человеколюбие фарисеи отвечали ропотом: они были крайне недовольны, потому что они еще и поддерживали общение со Христом, принимая Его у себя. Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, этим самым принуждал и фарисеев невольно общаться с ними.

Читать еще:  Побивая сатану камнями, в Саудовской Аравии погибли 244 паломника из 25 стран мира

Книжников и фарисеев оскорбляло, что Спаситель общался с людьми, которых они считали грешниками. Фарисеи умышленно старались избегать всяких контактов с людьми, не соблюдавшими все установления закона. Вот почему они были шокированы, видя Господа, идущего в сопровождении людей, не только находившихся вне общества, но и бывших грешниками, общение с которыми обязательно делало правоверного иудея нечистым.

А что же Господь? Он проявляет человеколюбие как к мытарям, так и к фарисеям, несмотря на их ропот, но с кротостью врачует их, рассказывая притчи, повествующие о том, сколь великая радость бывает на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, приносят покаяние.

Притча о заблудшей овце показывает, как дорога Богу каждая заблудшая человеческая душа и как Он ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог – под видом пастыря, который так печется об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99 овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то берет ее на плечи свои с радостью, объявляет об этом всем своим соседям.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь».

Следующая притча, рассказанная Господом – о женщине, которая, имея всего десять драхм, то есть десять небольших серебряных монет, потеряла одну из них. И, желая поскорее отыскать монету, женщина зажигает свечу, подметает комнату и тщательно ищет потерянную драхму. Найдя же ее, созывает подруг и соседок и говорит: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму (Лк. 15, 9).

Так и Господь по величию Своей любви и милосердия неустанно заботится о спасении погибающих, употребляя все средства, чтобы привести к Себе заблудшую душу. Он зажигает светильник Евангелия, чтобы показать нам путь к Себе.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это и стоило несравненно дороже».

И здесь, дорогие братья и сестры, важно понять, что спасение – это не только бескорыстный дар Бога человеку, но и искреннее стремление самого человека к Богу, принятие Его благодатной помощи через покаяние. Ведь покаяние – это путь очищения и освобождения человека от того, что доставляет ему только муки и тяготы, а в сердце чистое нисходит Божия благодать. И лишь она насыщает душу, наполняя ее неизреченным блаженством. Только та душа, которая сподобилась близости Богу, исполняется неизреченных благ и духовной силы и потому способна противостоять любым испытаниям, поддерживать и укреплять других. Помогай нам в этом Господь!

Когда Ангелы радуются за грешника?

Для сотен тысяч читающих Священное Писание 15-я глава Евангелия от Луки является любимой главой, и многие знают почти на память её содержание. Эта глава содержит в себе три самые популярные и известные притчи, сказанные Иисусом Христом: это притча о заблудшей овце, о потерянной драхме и о заблудшем сыне.

Сказал их Господь в одно и то же время. Через эти притчи Он хотел проиллюстрировать любовь и милосердие Божие к грешнику. Так что главной целью этих притч является то, чтобы мы обратили наш взор на Бога и познали, кем Он в действительности является, то есть любящим и милосердным Богом!

И вот в связи с этими притчами, с содержанием которых многие уже знакомы, мне хочется обратить ваше внимание на одно слово, которое повторяется в них шесть раз — это слово «РАДОСТЬ». Хотя часто употребляются также и такие слова, как «веселиться» и «ликовать», но мы остановим наше внимание на том, в каких случаях употребляется именно слово «РАДОСТЬ». Каждый раз в этой главе слово «радость» связано с покаянием, с восстановлением пропавшего, заблудшего и потерявшегося.

В притче о пропавшей овце, найденной пастырем, сказано: «Нашед возьмёт её на плеча свои с радостью. » Радость, которую переживает пастырь, когда найдёт свою овечку, ту одну из ста, которая оставила овечий двор и заблудилась, — это радость нашего Доброго Пастыря о каждом кающемся грешнике.

Каждый раз, когда одна душа переходит от смерти в жизнь, когда она приобретает жизнь вечную через веру в Иисуса Христа — нашего Доброго Пастыря, Он видит подвиг души Своей и РАДУЕТСЯ! Его голгофская жертва спасла ещё одного грешника от вечной погибели!

Это и есть та радость, о которой пишет ап. Павел в 12-й главе Послания к евреям, ради которой Он, Иисус, претерпел крест. Радость знания, что души спасутся от вечного мучения ада, поддерживала Иисуса в минуты посрамления от грешников, которых Он шёл спасать. Радость спасения грешников заглушала неописуемые страдания смерти крестной!

Посмотрите, сколько таких потерянных овечек Он находил в последние моменты, идя в Иерусалим, зная, что там Он будет распят.

Даже в самый последний момент, распятый на кресте, Он находит пропавшую овцу — распятого разбойника. Он и здесь, пригвождённый ко кресту, спасает грешника-разбойника и говорит ему: «Ныне же будешь со Мною в раю!» Во время самых страшных мук и агоний как велика была Его радость, что Он нашёл ещё одну овечку!

Но также этой притчей Христос хочет сказать, какую радость переживает всё небо, когда обращается одна душа к Богу. «А нашед возьмёт её (овечку, которая пропадала) на плеча свои с РАДОСТЬЮ», и дальше, в 6-м и 7-м стихах, мы читаем: «И пришед домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: ПОРАДУЙТЕСЬ со мною, я нашёл мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Итак, вместе с Добрым Пастырем Иисусом Христом всё небо радуется и ликует о каждом спасённом грешнике!

В следующей притче о женщине, потерявшей одну из десяти драхм, сказано, что нашедши её, она возрадовалась и хотела, чтобы разделили радость с нею подруги её; и собрав их, она сказала: «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму.» И дальше Христос добавляет эти слова: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

И шестой раз слово «РАДОСТЬ» мы читаем в последнем стихе этой 15-й главы Евангелия от Луки. В притче о блудном сыне отец говорит своему старшему сыну, который сильно обиделся, что отец его с веселием и ликованием принял его младшего брата: «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Вот это чувство радости о спасении грешника определяет, на чьей ты стороне. Человек, не переживший спасения, не будет радоваться, когда увидит кающегося грешника. Так старший сын, вновь увидев своего брата в доме отца, даже рассердился и был крайне недоволен.

Так что наша способность радоваться или не радоваться тому, что радует Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и ангелов небесных, говорит нам, в каком лагере находимся мы! Проверьте себя хотя бы этим мерилом, перешли ли вы от смерти в жизнь верой в Господа Иисуса Христа?

Ясно, что старший сын не разделил радости со своим отцом. Да, он служил отцу, но не из любви к нему, а по принуждению, — он ожидал вознаграждения. «Вот, я столько лет служу тебе», — говорит он отцу, — «и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. » Видите, он имел своих друзей, которые не входили в круг общих друзей с отцом; и ещё с каким пренебрежением он говорит о младшем брате своём: «А когда этот сын твой (заметьте, не брат мой, — сказал он, — а сын твой), расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.»

Мы видим полное отсутствие гармонии между старшим сыном и отцом, между старшим братом и младшим братом.

Какой контраст с тем, что происходит на небе, о чём говорит Христос! Там радуются и ликуют все: и Бог, и ангелы Его, — когда возвращается домой блудный сын или блудная дочь! Там полная гармония! Также должна быть полная гармония между теми, кто на небе, и искупленными здесь, на земле. Когда радуются спасённые, радуемся ли мы? Ответ на этот вопрос определяет, кто мы.

Читать еще:  Почти все монеты с изображением Снетогорского монастыря раскупили псковичи

Эти притчи сказал Сам Христос, а это даёт им божественный авторитет. В них нет праздного слова. Например, не лишняя и та деталь, что Христос напоминает нам об ангелах, говоря, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Почему Христос их упомянул? Ведь Он мог сказать просто, как Он сказал в связи с первой притчей, что на небесах будет радость об одном кающемся грешнике.

А второй раз Он говорит: «Так. бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.» Почему Господь, говоря о радости ангелов, соединяет эту радость с кающимся грешником?

В Библии 375 раз говорится об ангелах! Существует много фантастических объяснений и поэтических высказываний об ангелах, но если мы желаем знать истину о них, то мы должны обратиться к Священному Писанию.

Можно много говорить об ангелах, но я бы хотел обратить ваше внимание на то, какую роль играют ангелы в судьбе людей. И здесь можно увидеть многосторонний интерес ангелов к людям. Но ограничимся лишь некоторыми факторами.

Во-первых, ангелы назначены для служения детям Божиим. Слово Божие говорит: «Не все ли они (то есть ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» Так, например, псалмопевец Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8).

А в другом псалме сказано: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12). Из того, что сказал Христос в 18-й главе Евангелия от Матфея, стих 10, следует заключить, что каждое чадо Божие или душа, предназначенная для спасения, имеют своего ангела. Об этом так сказал Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».

Во-вторых, посмотрите, насколько активны были ангелы при рождении Иисуса Христа. В день Его рождения в Вифлееме, над полями вифлеемскими явился Ангел Господень, и из его уст слышится первая радостная весть о спасении грешников: «Не бойтесь», — говорит Ангел пастухам,- «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).

Уже из этих примеров можно заключить, насколько ответственна роль ангелов в отношении нас и нашего блага. Правда, мы не всегда отдаём себе отчёт в их присутствии, но думаю, что все мы не раз могли сказать, что избежали какого-нибудь несчастного случая, аварии или нападок врага душ наших, или сохранены были от падения именно по действию ангелов наших.

Но только на небе мы узнаем, как постоянно мы были окружены этими светлыми, благословенными существами, которых Бог назначил тем, которые наследут спасение.

Да, ангелы постоянно следят за нами! Бог назначил их для многостороннего служения человеку. И, находясь в полной гармонии с Богом и Его великим планом искупления, они с радостью исполняют своё назначение. Но тут Христос указывает на то, что ангелы особенно радуются, когда один грешник кается! Правда, они всегда радуются, потому что они всегда в присутствии Божием, но их радость особенная, когда одна душа находит спасение во Христе. Почему их особенно радует спасение души человеческой?

Одна из причин та, что они прекрасно знают духовный мир, т.е. потусторонний мир; они знают его лучше чем мы. Они знают прелести, радости и блаженства неба. Они знают, какая отрада быть постоянно в присутствии Бога. Но они также знают и ужасы ада, какое это место невыразимых страданий, ожидающих каждого неспасённого грешника, и притом, это место вечного мучения. Поэтому они радуются радостью неизреченною, когда видят одного грешника кающегося.

Если говорится о небе, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9), то можно также сказать и об ужасах вечного ада, что «не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог» ненавидящим Его.

И это знают ангелы. Поэтому-то они и радуются одному кающемуся грешнику.

Но помимо этого, им приносит огромную радость тот факт, что каждая кающаяся душа подтверждает победу, совершённую Христом Своею смертью на голгофском кресте над дьяволом, грехом и смертью. Этот кающийся грешник является плодом Его подвига — крестной смерти и триумфа Его воскресения! Слава и благодарение Ему! Каждая кающаяся душа является новым импульсом для ангелов, чтобы славить нашего чудного Искупителя! Они радуются исполнению Божьего плана искупления рода человеческого. Они радуются, потому что спасение каждой души является поражением для князя мира сего и его царства тьмы.

Но ещё раз прошу обратить внимание на эти слова Христа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Прошу особенно обратить внимание на последнее слово — «кающемся». Слово «кающемся» (с грамматической точки зрения) — это глагольная форма причастия настоящего времени, которое говорит о действии, совершающемся в настоящее время, в данный момент.

Почему же именно в данный момент, видя кающегося грешника, ангелы радуются? Не следовало ли радоваться тогда, когда грешник перейдёт спасённым на ту сторону вечной жизни? Тогда-то он наверняка спасён. Разве их радость при покаянии грешника не преждевременна, может быть, следовало бы подождать? Ангелы, не торопитесь, чтобы вам не сожалеть, что рано возрадовались, может быть, этот кающийся грешник вновь впадёт в грех и утратит своё спасение? Ангелы, тогда ваша радость на небесах об одном грешнике, кающемся, может обратиться в скорбь и печаль!

Уверен, что и в этом случае ангелы лучше осведомлены, чем человек. Они знают, что такое спасение! Они были свидетелями, когда Христа распинали. Сказано, что ангел с небес явился к Нему и укреплял Его, когда Он находился в борении и молился в Гефсимании (Лк. 22:43). Они знают, какой огромной ценой была искуплена душа человеческая! Они слышали вопль Иисуса, когда, совершив искупление, Он возопил: «Совершилось!» Они знают, что то, что было совершено в этот момент, было не временное спасение, а вечное! Слава и благодарение Ему! Они знают, что там, на голгофском кресте, Христос Своею смертью поразил в голову диавола!

И они знают, что не погибнет вовеки душа, которая искуплена и омыта такой дорогою ценою, — ценою святой крови Иисуса Христа, Сына Божия!

Ангелы прекрасно знают значение слов Христа: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан.10:28). Гарантией истинности этих слов является кровь Иисуса Христа, Его голгофская жертва умилостивления за наши грехи! О, дорогие мои, есть причина радоваться ангелам, когда одна душа кается!

Но какое покаяние необходимо, чтобы возрадовались ангелы? Они радуются только тогда, когда видят подлинное покаяние!

И вот, в заключении я хочу указать на несколько проявлений такого покаяния, которое угодно Богу:

Во-первых, печаль о грехе. В Библии сказано (2 Кор. 7:10): «Ибо печаль ради Бога (то есть печаль, сокрушение, что я согрешил против Бога) производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». И псалмопевец Давид говорит: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

Другой признак истинного покаяния — это ненависть ко греху, не только потому, что грех причинил ущерб нам, но он причиняет скорбь Богу. Грех ненавистен Богу! Помни, что мой и твой грех пригвоздили Иисуса Христа ко кресту!

Видеть грех так, как видит его Бог, это неизменный признак подлинного покаяния. Грех губит человека, грех отделяет человека от Бога, грех оскверняет человека и лишает его того, для чего он был предопределён Богом. Тот, кто действительно кается, готов сказать вместе с Иовом: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 39:34; 42:6).

И, наконец, покаяние должно привести кающегося грешника к Иисусу. Грешник должен прийти к Иисусу и просить Его о прощении и милости! Если ты надеешься хоть немножко на свои способности и свои старания исправиться и избавиться от греха, то покаяние твоё недействительно. Но если ты сейчас готов всецело уповать только на Христа, на Его способность и Его силу спасти тебя (ибо Он был распят на кресте и принял смерть из-за твоего греха, чтобы спасти тебя!), если ты уповаешь только на Его заслуги и милость принять тебя и простить тебя, тогда ты действительно покаялся!

Читать еще:  Священники просят не целоваться в День влюбленных

Радуйся и веселись, ибо ты можешь сказать тогда: «Да, я спасён, спасён от блуждания пытливого и гордого ума. Воистину, Господь — спасение моё! Он — моё оправдание.»

Вот что необходимо, чтобы о тебе возрадовались Ангелы! Когда Иисуса спросили, что нам делать, чтобы творить дела Божии, то как Он ответил? «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал», то есть Сына Его, Иисуса Христа. Или когда темничный страж задал тот же вопрос Павлу, то он получил такой же ответ, какой дал Христос: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасёшься».

Это всё, что требуется от тебя для покаяния, — верить. Именно вера производит покаяние перед Богом. Покайся и ты, веруй в Господа Иисуса Христа, и о тебе возрадуются ангелы и всё небо! Да поможет тебе Сам Господь принять это решение!

АНГЕЛЫ И БЕСЫ

Видит он себя на некотором месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую Ангелы, и казалось, что и те и другие готовились к взаимной борьбе. Ангелы молчали, а бесы хвалились собою.

Из Жития Святого Андрея, Христа ради юродивого

Преподобный Исаак Сирин

Наконец, ясно дознал я, что Бог и ангелы Его радуются, когда мы в нуждах, а диавол и делатели его – когда мы в покое.

Авва Евагрий Понтийский

Ангелы радуются, когда уменьшается порок, бесы — когда уменьшается добродетель

Ибо первые суть служители сострадания и любви, а вторые — покорные рабы гнева и ненависти. Первые, приближаясь, преисполняют нас духовным созерцанием, а вторые, подходя, ввергают душу в постыдные мечтания.

Ангелы радуются, видя тебя, а бесы приходят в смущение

Смирение, сей источник всех благ, твердо храни в душе своей, ученик, оно источает тебе все прекрасное: приближает тебя к Богу, вводит в содружество с Ангелами, открывает тебе сокровеннейшие тайны, исполняет тебя всякой премудрости, обнажает перед тобой глубины, показывает тебе недоведомое. Оно преклоняет перед твоей славою и покоряет ей высокомерие гордых, посевает мир внутри тебя, славу окрест тебя, чистые помыслы в сердце твоем, и делает светлым лицо твое. Смирение не дает места раздражительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонит от тебя прочь ненависть, зависть и злобу, а, напротив того, исполняет тебя любви, мира, радости и веселия; не радости людей, думающих о земном, не веселия сильных земли, но радости духа, веселия мудрости. Оно приобретает тебе благорасположение всякого человека и делает тебя боголюбезным. Ангелы радуются, видя тебя, а бесы приходят в смущение. Даже завистливые, которые ненавидят тебя, внутренне изумляются тебе, потому что упоены они яростию, а твое сердце спокойно и мирно. Никто в дольнем мире не живет такою высокою жизнию, как смиренный, и только совершенные из людей достигают высоты смирения. Приятно и сладостно иго смирения, кто несет его на себе, тот проходит высокое и великое служение.

Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными

При царе Маврикии во Фракии наводил на всех страх свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решил для его усмирения употребить противоположное средство — милость, и послал ему свой крест со словами: «Не бойся». Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он сам явился к царю, пал к его ногам, раскаялся и обещал исправиться. Царь простил разбойника, и он остался жить в городе. Вскоре бывший разбойник тяжко заболел и однажды, во время болезни, увидел во сне Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения. С плачем исповедовав грехи свои, он скончался. В час его смерти врач, живший в том же доме, увидел во сне следующее: множество бесов явились к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними два Ангела с весами. На одну сторону весов бесы положили хартии грехов умершего. «Что мы положим на свою сторону? — сказали Ангелы. — Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он отошел от злых дел! Разве вот только плат, смоченный слезами, которые он проливал перед смертью?» — и положили плат. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Вот что значит плакать и сокрушаться о своих грехах.

Бесы утверждали: «Зачем вы эту душу не отдаете нам? Ведь она наша»

Однажды преподобный Нифонт увидел двух Ангелов, несущих душу человека на небо, не допуская бесам истязать ее на воздушных мытарствах. Бесы, воздушные мытари, начали утверждать: «Зачем вы эту душу не отдаете нам? Ведь она наша». Ангелы сказали: «А чем вы докажете, что она ваша?» «Да она, — отвечали бесы, — до смерти только одно зло делала, и нет греха, которого бы она не сотворила, она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом. А кто умер рабом греху, тот наш». Один из Ангелов отвечал им: «Так как вы всегда лжете, то вам не верим, пусть будет призван Ангел-хранитель этой души, ему и поверим, ибо он лжи не скажет». Ангел-хранитель явился, и его спросили: «Что, душа эта покаялась или в грехах оставила тело?» «Подлинно, человек сей грешник был, — отвечал Ангел-хранитель, — но когда стал болеть, тогда со слезами исповедовал Богу грехи свои и с воздетыми на небо руками усердно просил Бога о помиловании». Тогда Ангелы удержали у себя душу, а бесы были посрамлены. Но они не успокоились и снова возопили: «Уж если этот человек мог быть помилован, то, значит, спасется и весь мир, и всуе мы трудимся»? «Да, — отвечали Ангелы, — все грешники, исповедующие грехи свои смиренно и со слезами, от Бога получат прощение, а кто умирает без покаяния, тем Бог Судья». И с этими словами они подошли ко вратам небесным, и спасена была душа та.

Ангелы молчали, а бесы хвалились собою…

Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью стал на молитву. Диаволу не понравилось это, и он, чтобы отвлечь от молитвы, стал неистово стучать в дверь комнаты, в которой Андрей молился. Андрей ужаснулся от этого стука, оставил молитву и, покрывшись козлиной шкурой, лег на одр. Сатана, видя это, сказал другому бесу: «Вот до чего мы дожили! Доселе одну скверну делал этот, а теперь вот и он вооружается против нас». И, сказавши это, исчез. Между тем Андрей, лежа на одре, заснул и во время сна имел такое видение. Видит он себя на некотором месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую Ангелы, и казалось, что и те и другие готовились к взаимной борьбе. Бесы вывели из своей среды великого и страшного исполина и, указывая на него, предлагали кому-нибудь из Ангелов сразиться с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собою. В это время сошел с неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой дорогим жемчугом, а третий сплетен из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что красоту их, и описать невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя один из них, и, подойдя к юноше, сказал: «Не продашь ли ты мне эти венцы? Сам я не могу купить их, но я могу сказать о них моему господину, он даст тебе за них золота сколько хочешь». Юноша улыбнулся на эти слова Андрея и отвечал ему: «Поверь мне, возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда я не дал бы тебе даже и одного цветка с них, потому что они не от этого суетного света, а от сокровищ небесных и суть венцы Самого Христа, и венчаются ими только те, которые этих черных, т. е. бесов, побеждают. И если хочешь приобрести их, то ступай, борись с тем исполином-диаволом, и когда его одолеешь, тогда я тебе не один, а и все три отдам». После сего Андрей узрел себя борющимся с диаволом и победившим его. И видит Андрей, что за свою победу он был принят в общение с Ангелами, а от юноши получил те венцы и совет принять на себя подвиг юродства, которым он легче может побеждать демонов. После этого видения Андрей подлинно объявил непримиримую брань диаволу, подвигами юродства победил все козни его и уже самим делом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector