0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кого можно считать умным с христианской точки зрения?

Кто такой «умный» христианин?

Когда какого-либо человека называют умным, обычно имеют ввиду, что он много знает, хорошо разбирается сразу в нескольких областях, эрудирован, начитан, может поддержать разговор о политике, науке и в целом умеет вести беседу. Можно ли определение «умный» применить к христианину? Я полагаю, что да, можно. А потому я выделила некоторые признаки, по которым можно распознать умного православного христианина (если встретите такого человека – обязательно пообщайтесь с ним).

Стремление не к многознанию, а к мудрости

Здесь античный мыслитель Гераклит со мной соглашается: он говорит, что многознание подлинному уму не научает. Вы наверняка тоже встречали людей с ученой степенью, с массой научных публикаций, академиков, не умеющих ориентироваться в реальной жизни и быть счастливыми. Многие люди, которые рассказывали миру об уверенности в себе, были закомплексованными, многие психологи страдали депрессией, а «специалисты по семейному счастью» имели за плечами три развалившихся брака. Почему так бывает? Только из-за недостатка знаний? Нет, обычно в таких случаях с теорией все в порядке. Наоборот: люди обладают многими знаниями, но не умеют применить их в жизни. Можно ли назвать умным того, кто сам ломает собственную жизнь? Конечно, нет, и образование тут совершенно ни при чем. Поэтому, говоря об уме, давайте будем считать его синонимом мудрости, так будет гораздо проще разобраться, кто есть умный, то есть мудрый христианин.

Разумное сердце

«Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3: 9) – об этом просит Соломон у Бога. Человек, христианин, который умеет отличать добро от зла, который постоянно просит у Бога об этой способности – умен и мудр. Почему? В современном мире, мире «полутонов», очень сложно отличить добро от зла: вот сегодня деньги помогают мне исполнять мечты свои и окружающих, а завтра уже они делают меня жадной и корыстной. И такие ситуации – не редкость, очень сложно понять, что приносит мне пользу, и где та грань, выйдя за которую, я окажусь на стороне зла.

Общение с людьми

Мудрый христианин всегда рассудителен и тактичен. Не каждый человек обладает рассудительностью по природе. Но я верю, что, участвуя в Таинствах и стремясь очистить свое сердце, мы эту рассудительность приобретаем, учимся мыслить трезво и не в угоду страстям. После приобретения такой внутренней рассудительности, мы уже можем тренировать в себе тактичность, которая есть не что иное, как действие по отношению к окружающим. Например, тактичность выражается в том, чтобы не поучать агрессивно и даже не поучать вообще (без разрешения другого), не обвинять человека, когда он приходит к тебе за утешением, не перечислять, по каким таким грехам даются ему скорби, не ставить собственные беды выше бед другого и так далее.

Изучение своей веры

Умный христианин стремится изучать свою веру. Он знает, что происходит на Литургии, зачем люди ставят свечки, отличает суеверие от традиций, а также всегда проверяет и перепроверяет любую информацию, даже ту, которую ему преподносит священник. И, конечно же, регулярно посещает храм и причащается.

Жизнь по Евангелию

Каждый день в своей голове мы обрабатываем очень много информации, с каждым годом этой информации становится все больше, мы наблюдаем трансформацию ценностей и… становимся похожими на телевизор, в котором идет то передача о культуре, то скандальное ток-шоу, то вообще — профилактика. Единственным «индикатором» правильности тех или иных суждений должно быть Евангелие. Поэтому в данном случае мудрость выступает в качестве умения соотнести все с евангельскими истинами.

Читать еще:  Мусульмане Удмуртии выступили против пьющих милиционеров

Понимание собственного предназначения

Многие из святых были, по современным критериям, людьми не образованными. Кто-то же наоборот, происходил из влиятельных семей и имел отличное образование. Но эта образованность и необразованность никакого отношения к их личному пути к Богу не имела, то есть она не была тем фактором, без которого спасение не возможно. Осознавать свое предназначение в земной жизни – также признак мудрости, а у христианина предназначение может быть только одно: соединиться со Христом и обрести Жизнь Вечную. Здесь образованность и эрудиция могут как помогать, так и мешать человеку – все зависит от того, насколько разумно он распорядится полученными знаниями.

Хочу учиться, а не учить

Мудрый христианин не стремится стать учителем. Однажды мне пришла в голову мысль, которая меня поразила своей очевидностью: люди не ищут себе учителей, они не ищут Учителя даже в Боге. Скорее, они нуждаются в Отце, который бережно относится к их чувствам, готов всегда их выслушать и помочь. Я думаю, что Христос никогда не был тем Учителем, Который поучал, наставлял, заставлял, но всегда был и есть тем Отцом, который становится Учителем по бесконечной любви к человеку. И мы, как дети, которых любят, добровольно соглашаемся учиться у тех, кто проявляет к нам милость и сострадание и дарит нам Любовь.

Ответственность

Умный христианин осознает, что ответственность за его поступки лежит только на нем. Не на обидящих его, из-за которых он так и не смог обрести мир в душе, не на священнике, а только на нем. Только он сам предстанет перед Богом и ответит за свои поступки.

Целостность

Умный христианин стремится достичь целостности внутреннего и внешнего. Это означает, что, принимая христианские истины в своем уме, он стремится жить по ним в реальности, то есть стремится принять их всем сердцем. Христианское самосознание должно быть цельным, не рассыпаться на части: то, что сказал Христос, применимо в любых обстоятельствах, в любом месте и в любом времени.

Ум Христов

Умный христианин стремится обрести «ум Христов» (1 Кор. 2:14–16). Как же его обрести?

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2) Только соединяясь и пребывая со Христом, мы приобретаем Его ум и обновляемся каждый день, каждый день умираем и рождаемся заново. Апостол Павел писал, что он умирал каждый день (1 Кор. 15:31). Блж.Феофилакт Болгарский объяснил, что это было за «умирание»:

«Как же он умирал каждый день? своею решимостью и готовностью к этому и перенесением таких бедствий, которые влекли за собой смерть. Свидетельствуюсь в том похвалою вашею, то есть свидетельствуюсь вашим успехом, которым я хвалюсь: ибо успех учеников составляет похвалу для учителя. Потом, относя это ко Христу, говорит: которую я имею во Христе Иисусе. Ибо это Его дело, а не мое. Весьма мудро напоминает им об этом: как успехом вашим я хвалюсь, так покроюсь стыдом, если вы до конца пребудете в сомнениях и не уверуете в воскресение».

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Современный человек, конечно, тоже должен «умирать» каждый день. Потому что смерть для христианина – единственный путь к воскресению. Конечно, я говорю смерти в значении перемены ума (метанойи) и обновления.

Так, обрести Ум Христов можно только двумя способами: причащаясь Его Тела и Крови и подражая Ему в реальной жизни. Это вовсе не означает, что нужно бросить все и пойти проповедовать. Начните с малого: а что бы сказал Христос, стоя сейчас передо мной? Что бы Он сказал тому, кого я сейчас только что оскорбил? Простил ли бы Христос того, кого я сейчас простить не смог? Помог ли бы Христос тому, кому я отказался помочь?

Читать еще:  К чему призывает нас преподобный Сергий Радонежский?

И, наконец, что бы сказал Иисус Христос, видя, что я не умею любить? Мне кажется, Он бы сказал «иди и делай дела любви, не ожидая ничего взамен». Эта фраза и является сутью того длинного списка признаков ума, которые я перечислила. Нужно молиться, трудиться, просить Бога о даровании подлинного ума и всегда, абсолютно всегда любить.

Кого можно считать умным с христианской точки зрения?

2. Структура души. Совокупность страстей и добродетелей, которыми обладает душа.

«И так, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому [телу] жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ея, ибо как глаз в теле, так ум в душе.»[4, 153] Так определяет душу святой Иоанн Дамаскин.
Рассмотрим душу как энергетическую сущность в структуре которой как на информационном носителе записаны все ее свойства. В лоне души располагаются чудесные добродетели, роднящие ее с Богом и мерзкие страсти, уподобляющие последнюю врагу человеческому и божию дьяволу. Добродетелями называются богоподобные черты нашей души. Страсти же имеют место там, где душа теряет сродство с Богом, это разрушенные места, деструктивные склонности души.
Разумеется, набор добродетелей и страстей индивидуален у каждого человека. Добродетели роднят человека с Богом и делают его умным, а страсти, разъединяющие его с Творцом и соединяющие с источником хаоса, муки и глупости дьяволом, притупляют ум. Добродетели можно назвать вместилищем даров. Необходимым условием одаренности.
Руководит формированием будущей души Творец, но рискну предположить, что на основе душ отца и матери, которые обладают некоторыми постоянными характеристиками. Кроме этого людские души могут принимать различные состояния в процессе жизни, в них могут возбуждаться те или иные добродетели и страсти, чувства и эмоции. С одной стороны у Господа есть планы на каждую конкретную душу и в соответствии с ними он ее формирует. С другой стороны, так как души родителей являются основанием для творчества божия и их состояние при зачатии одного ребенка может отличаться от их состояния при зачатии другого ребенка, это сказывается на будущих качествах души ребенка и дети от одних родителей получаются наделенными различными дарованиями и качествами. Так же предельно важным периодом развития души, уже получившей под божественным руководством некоторые первоначальные свойства от отца с матерью в момент зачатия, является период вынашивания младенца. На будущего человека огромное влияние оказывает образ жизни матери в этот период, чем больше в ней покоя, благодушия, добродетельности в эти дни, тем лучшую душу унаследует ее ребенок. Помимо поведение матери на качества маленького не родившегося человека огромное влияние может оказать молитвенные обращения к Богу ее родителей или других людей. Родители могут взять на себя какой-нибудь молитвенный и телесный подвиг, совершаемый ради ниспослания ребенку многих дарований. И это окажет огромное положительное влияние на его душу.
Резюмирую вышесказанное следует заключить, что уровень интеллекта в значительной мере качество наследственное.
Тот или иной набор добродетелей и страстей, складывающийся к сознательному возрасту, безусловно, также зависит от воспитания личности ребенка родителями. Посредством правильного воспитания можно максимально способствовать искоренению в человеке пагубных страстей и развитию у человека различных добродетелей, а, следовательно, и высокого интеллекта. Но следует заметить, что врожденные, доставшиеся в результате духовной наследственности от отца с матерью качества души в первую очередь определяют будущий характер человека. Безусловно, существует и генетическая наследственность, но ее я рассматривать не буду, так как считаю фактор духовной наследственности превалирующим.

Читать еще:  Христианские меньшинства Греции исключены из процесса подготовки Олимпиаде
Лангинен Юрий Валентинович
Посмотреть профиль
Найти все сообщения от Лангинен Юрий Валентинович

3. Баланс благодати и «греховного вещества». Количество того и другого.

Каждый совершенный человеком грех имеет последствия. Грех есть нарушение естественных законов мироздания, нарушение воли Божией. Нарушает волю Божию человек в результате потакания какой-нибудь своей страсти. Потакая страсти человек в какой-то степени уподобляется дьяволу, который в своем существе весь страсть. Приобретает сродство с ним, а лукавый в свою очередь приобретает права оказывать на человека влияние. В результате греха происходит накопления так называемого «греховного вещества». Термин «греховное вещество» содержится в тексте последования ко святому причащению в девятой песне канона ко святому причащению: «Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего меня просвещая покланятися Божеству Твоему.» Приобретая сродство с дьяволом, накапливая «греховное вещество» человек закономерно теряет сродство с Богом, отпадает от него и закономерно глупеет.
Что касается сущности «греховного вещества» имею два предположения. Либо «греховное вещество» это и есть бесы, входящие в тело человека, после совершения им греха, что логично и чему есть подтверждение в святоотеческой литературе. Например, в писаниях Антония Великого есть такие слова: «Бог благ и бесстрастен и неизменен, если кто признает за благословленным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как он будучи таков: о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются являются милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, что Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по не сходству с Ним. Живя добродетельно мы бываем божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него. А это не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют.
Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать божию благость. Так что сказать: Бог отвращается от злых есть тоже, что сказать, солнце скрывается от лишенных зрения» [1, 99-91] (Антоний Великий Пар. 150, 1 том. Добротолюбие). Есть еще одна цитата.
«Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда рад бывает (сочувствует) тому, что в него влагаемо бывает от врагов и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого наполнится постыдными срамотами – ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которых он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле.»[ 1, 32] (Антоний Великий Пар. 32, 1 том. Добротолюбие).
Либо «греховное вещество» это действительно какая-то грязная сатанинская энергия , которую нельзя отождествлять с самими демонами. Впрочем, первоначально я придерживался исключительно первой точки зрения, так как она предельно логична, но многие святые отцы считали, что бесы могут оказывать воздействие на человека со стороны не входя в его тело.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector