0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа?

Содержание

Верующие во Христа — не рабы, а братья Христа

«… Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…». (Матфея 25 глава).

В 25-ой главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Господь Иисус будет судить людей во Втором Пришествии. Быть может не все помнят, о чем там идет речь, поэтому, для удобства читающих, приведу полностью цитату из Евангелия.

«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?».
Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Матфея 25:31-46).

Вряд ли найдется человек, прочитавший данный рассказ Иисуса, и не задавший вопрос о Его меньших братьях. Кто это? Можно ли нам сегодня увидеть и узнать братьев Христа?

На основании прочитанного текста попробуем представить себе конец этого мира. …Совершенно внезапно и неожиданно грядет Второе Пришествие, или – «кончина века», о которой говорится в Библии. Иисус Христос видимым образом, как Сын Человеческий, то есть как бы в человеческом облике появляется над Землей, в поле зрения всех людей, и садится на Свой Царский престол славы. С Ним в сопровождении святые Ангелы. Вся земная система вещей, с ее научно-техническими достижениями, с военной мощью – в один миг перестает функционировать, превращается в бесполезный мусор.

Народы Земли сверхъестественным образом «собираются перед Ним». Ни у кого нет вопросов относительно того, что происходит. Все прекрасно видят с Кем они разговаривают, и понимают, что пришел час Божьего Суда.

Господь разделяет людей на две части. Затем, как мы читаем в Евангелии, Он и произносит Свой суд. Тех, которые по правую сторону от Него Он благословляет как праведников, даруя им жизнь в Своем Царстве. Стоящих по левую сторону Он проклинает, обрекая на вечную гибель. Такие две группы людей, приведенных на Божий Суд, показаны в этом рассказе. Подробнее о том, как «за мелочь», за кусок хлеба, или кружку воды Господь помилует грешника, рассказывается в статье «ОЧЕРК О ВЕЛИКОЙ ДОБРОТЕ БОГА». http://adadurov.blogspot.ru/2017/05/19-22.html

Однако на том Божьем Суде имеется и третья группа. Она не участвует в судебном процессе, не судится, но присутствует. Все, и праведники, и грешники — видят ее. На них, на эту третью группу людей, как на основание для вынесения судебного решения, указывает Царь: «…так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Третью, присутствующую там группу людей Господь называет Своими братьями. Они не судятся. С ними не производится никакого разбирательства. Они, априори признаны праведными. Во Втором Пришествии они сразу, без всякого суда получают Его Царство. Это – братья Христа. Кто они?

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ХРИСТА.

О том, кто такие братья, а также и сестры, Христа, сказал Он Сам с предельной ясностью. Читаем в том же Евангелии от Матфея: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: Кто матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». (Матфея 12:46-50).

Братья Христа, это – верующие во Христа, исполняющие заповеди Божьи. За свою веру во Христа, и за верность Божьим заповедям они будут названы братьями Христа.

Брат Христа не будет судим во Втором Пришествии. Он сразу войдет в Божье Царство. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Иоан.5:24).

Сделать что-то доброе «одному из сих меньших», значит – сделать какое-либо добро верующему во Христа человеку, Божьему человеку, праведнику. Кто в чем-то послужит нуждающемуся праведнику, тот послужит Самому Христу. Так смысл слов Христа.

Версия о том, что Его братьями являются все люди, потому что Христос умер за всех, такая версия не выдерживает анализа. Люди, показанные на суде по Его левую сторону, осужденные, могли бы, например, сделать нечто доброе кому-то из таких же, как они. Однако им такое деяние ничего бы не принесло. Сытый волк иногда кормит голодного собрата-волка, но все равно остается волком. Добро нужно было сделать именно братьям Иисуса.

Еще встречаются толкования, что «братьями Христа» названы духовные руководители каких-то религий, церковно-религиозная элита, руководящие органы религий, и тому подобное. Дескать, если ты слушаешься своего религиозного начальника, духовного руководителя, тогда ты делаешь доброе дело «брату Христа». Это есть обыкновенная ложь. Иисус прямо сказал, кто является Его братом: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».

Отец Небесный любит людей. Он желает, чтобы все люди стали Его сыновьями и дочерями. Бог есть многодетный Отец. Бог никогда не скажет, что у Него детей слишком много. Бог всем Своим детям, которых никто не сможет сосчитать, предоставит прекрасные условия для вечной жизни. «У Отца Моего обителей много», — сказал Иисус.

Бог призывает всех. Милость Его превыше небес. Но далеко не все отвечают Богу добром. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны». (Иоан. 3:19-21).

Когда человек слышит Учение Христа, тогда он получает от Бога приглашение стать Его сыном, и войти в число братьев Христа. И теперь уже от него зависит, сделается он братом Христа, или будет выброшен во тьму внешнюю, как злой раб.

В Священном Писании даже, так сказать, расписан механизм усыновления человека Богом. Читаем из Нагорной проповеди:

«…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». (Матфея 5:44-48).

В этих словах Иисуса прямо показано как сделаться братом или сестрой Христа. Люди, которые выполнят Его слова, эти люди станут сынами Отца Небесного: да будете сынами Отца вашего Небесного… Поскольку выполняющие слова Христа будут наречены сынами Отца Небесного, то и сделаются они братьями Христа. В Евангелии от Иоанна говорится: «… тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». (Иоан. 1:12).

У Бога детей много. Число их как звезд на небе. (Откровение 7:9-10). Но между детьми обязательно имеются первенцы, первородные. Первенцы Божьи – это Церковь Христа. Из верующих во Христа, из общего количества праведников Бог избирает людей для Церкви Христа. Остальные верующие, не вошедшие в Церковь, образным языком показаны в Евангелии Девами, подругами Невесты, приглашенными на «брачный пир». (Матфея 25:1-12). К сожалению, как там говорится, половина из подруг Невесты Христа оказалась несостоятельной. Об этом полезно посмотреть статью: «ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ. СУД БОЖИЙ НАД ВЕРУЮЩИМИ?» http://adadurov.blogspot.ru/2015/06/blog-post.html

Тот, кто избран в Церковь, узнает о своем избрании в конце пути. Рабы, получившие от Господина таланты, должны были употребить их с пользой для Господина. И потом, в зависимости от исполнения ими воли Господина, они обрели свою дальнейшую судьбу. (Матфея 25:13-30).

Нужно жить по Учению Христа. Когда будешь исполнять Заповеди как сын Божий, брат Иисуса, тогда твой Старший Брат, Господь, найдет для тебя применение. Он Духом укажет, чем конкретно тебе следует заниматься в этой жизни, а потом и сообщит, куда именно ты принадлежишь. «Дары различны, но Дух один и тот же…», — писал Апостол Павел. (1 Коринф. 12 гл).

О том, как из числа братьев и сестер Христа Бог изберет Ему Церковь, показано в статье «НЕБЕСНАЯ ВОЙНА МИХАИЛА АРХАНГЕЛА». http://adadurov.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html

ЧУДНЫЕ ДЕЛА БОЖЬИ.

Поистине, Божья милость и любовь к людям не поддается нашему пониманию. Грешника, достойного смерти по справедливости, но поверившего в Иисуса Христа, милосердный Бог не только прощает во всех грехах, но и возносит на такую высоту, что называет его Своим сыном и братом Иисуса Христа.

Людей, которые поверили Ему и выполняют Его слова, Господь Иисус называет не рабами Своими, а братьями, сестрами, даже матерью! К тем, которые поверили Ему, и которые живут по Его заповедям, у Иисуса такое чувство, какое бывает у человека к брату, сестре, матери. «Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».

А в других текстах Евангелий Господь, людей, которые исполняют Его заповеди, называет Своими друзьями. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». (Иоан. 15:14,15).

Впрочем, в наших Новозаветных Писаниях имеются стихи, в которых ученики Христа названы рабами Христа. (Например, Римлянам 1:1). Однако узкое понимание таких текстов приведет нас к путанице. Как могут ученики Христа называться Его рабами, если Он сам сказал: «Я уже не называю вас рабами»? Очевидно, что термин «раб Христов» означает не статус верующего, а его функцию, дело, которое он выполняет по воле Господа. В современных переводах Библии вместо «раб» стоит слово «служитель», то есть, исполняющий заповеди Христа. Господь людей, которые служат Ему, считает Своими братьями и друзьями.

Желаете стать братом и другом Иисуса Христа? Пожалуйста! Возможность имеется. Верьте Богу, живите по Его Учению, соблюдайте заповеданное Им. Христос призывает верующих Ему творить добро всем, всем без исключения. Братья Христа никого не проклинают, но всех благословляют. Братья Христа постоянно всем делают добро, в том числе и тем, которые по левую сторону Христа, «козлищам». «…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». (Матфея 5:44-48).

ИЗ РАБА В СЫНОВЬЯ.

Раб служит господину по принуждению. Сын служит отцу из любви. Заповедь говорит: «Возлюби Господа, Бога твоего…». Если глубже вникнуть в духовный смысл этой заповеди, то можно увидеть, что заповедь от начала предсказывала усыновление Богом верующих Ему людей. «Возлюби Господа Бога», значит — сделайся сыном Бога. «Возлюби ближнего», значит – сделайся братом ближнему. Бог Своих рабов превращает в Своих детей. Только дети Божьи смогут жить вечно. Иисус говорил: «…Раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно». (Иоан. 8:35). Поэтому Павел писал ученикам Христа: «…Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа». (Галат. 4:7). Впрочем, как известно, кое-кто из рабов Божьих не будет усыновлен, а выброшен во тьму внешнюю, как негодный и лукавый раб. Таков их добровольный выбор, к сожалению…

Читать еще:  Топ 5 апологетики на YouTube

Братья Господни

Бра́тья Госпо́дни – так в Еван­ге­лии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источ­ни­ках име­но­ва­ние, отно­си­мое пре­да­нием к детям св. пра­вед­ного Иосифа Обруч­ника (наре­чен­ного мужа Девы Марии), от его пер­вого брака, либо к род­ствен­ни­кам Иисуса Христа (по чело­ве­че­скому есте­ству).

В Новом Завете упо­ми­на­ется не менее 6‑ти лиц, кото­рые названы «бра­тьями» и «сест­рами» Иису­со­выми. Нет сомне­ния в том, что они были или счи­та­лись род­ствен­ни­ками Христа Спа­си­теля по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же име­ну­ются Иако­вом, Иосией, Иудой и Симо­ном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) мате­рью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии гово­рится как о «матери Иакова мень­шого и Иосии». Еван­ге­лист Иоанн сви­де­тель­ствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веро­вали в Него» ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Воз­не­се­ния мы нахо­дим их среди уче­ни­ков ( Деян.1:13-14 ). Апо­стол Павел гово­рит о бра­тьях Гос­под­них и в част­но­сти об Иакове, кото­рый с 40‑х гг. стал руко­во­ди­те­лем Иеру­са­лим­ской хри­сти­ан­ской общины.

Ни в цер­ков­ных пре­да­ниях, ни в биб­лей­ских иссле­до­ва­ниях нет одно­знач­ного ответа на вопрос о сте­пени род­ства бра­тьев Гос­под­них к Иисусу Христу и между собой. Един­ствен­ное, что Пре­да­ние Церкви реши­тельно отвер­гает, это взгляд неко­то­рых про­те­стан­тов, согласно кото­рому братья Гос­подни были род­ными бра­тьями Иисуса. В Еван­ге­лиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отож­деств­ля­ется с Девой Марией. Даже раци­о­на­лист Ренан вынуж­ден при­знать, что наза­ряне назы­вали Христа «Сыном Марии», потому что Он был изве­стен «как един­ствен­ный сын вдовы».

Начи­ная с первых веков хри­сти­ан­ства, выска­зы­ва­лось несколько пред­по­ло­же­ний о бра­тьях Гос­под­них, ни одно из кото­рых не стало гос­под­ству­ю­щим.

а) Братья Гос­подни были детьми Иосифа Обруч­ника от пер­вого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свт. Епи­фа­ний Кипр­ский. Эта гипо­теза вполне прав­до­по­добна, но она не может быть рас­про­стра­нена на Иакова мень­шого и Иосию, поскольку они были сыно­вьями Марии, одной из женщин, сопро­вож­дав­ших Христа.

б) Братья Гос­подни были детьми Марии, род­ствен­ницы Пре­свя­той Девы или же Иосифа и т.о. при­хо­ди­лись Христу Спа­си­телю дво­ю­род­ными или тро­ю­род­ными бра­тьями. В ( Ин.19:25 ) названа некая Мария Клео­пова (т.е. жена Клеопы), кото­рая, по-види­мому, тож­де­ственна с мате­рью Иакова мень­шого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сест­рой Девы Марии, хотя неко­то­рые экзе­геты счи­тают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клео­пова» речь идет о двух жен­щи­нах. Древ­ние цер­ков­ные пре­да­ния, сохра­нен­ные в Ев. Иакова, не допус­кают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клео­пова могла быть дво­ю­род­ной сест­рой Бого­ма­тери. Такого мнения при­дер­жи­ва­лись блж. Иеро­ним и блж. Авгу­стин. Про­тив­ники его ссы­ла­лись на то, что греч. слово братья озна­чает только родных бра­тьев. Однако сле­дует пом­нить о семи­ти­че­ской основе Еван­ге­лий. В евр. языке слово ахим может озна­чать разные сте­пени род­ства (ср. ( Быт.13:8 ); ( Быт.19:15 ); ( 3Цар.12:24 ) и др.).

в) Согласно гипо­тезе Ренана и рус­ского пра­во­слав­ного исто­рика Лебе­дева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обруч­ника и поэтому их жены име­но­ва­лись сест­рами. Иаков Пра­вед­ный и его брат Иуда были детьми Иосифа от пер­вого брака, а Иаков Мень­шой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иису­совы – детьми Клеопы, Марии».

из «Биб­лио­ло­ги­че­ского сло­варя» свя­щен­ника Алек­сандра Меня

Заме­тим, что выра­же­ние «братья по плоти» можно осмыс­ли­вать по-раз­ному. С одной сто­роны, если дер­жаться версии о том, что «братья» Христа были род­ствен­ни­ками Его Матери (род­ствен­ни­ками по крови), то, конечно, можно ска­зать, что они же были и род­ствен­ни­ками Её Сына (по чело­ве­че­скому есте­ству). С другой сто­роны, если счи­тать, что бра­тьями Иисуса Христа названы дети Иосифа от преды­ду­щего брака, то здесь воз­ни­кает вопрос: коли Иосиф не был отцом Иисуса Христа по плоти, но был лишь «назва­ным» отцом (отцом по усы­нов­ле­нию), то пра­вильно ли назы­вать его сыно­вей бра­тьями Спа­си­теля? Есть мнение, что в этом случае выра­же­ние «братья по плоти» не вполне уместно. Однако братья Иисуса назы­ва­ются бра­тьями в Еван­ге­лии, а значит, это опре­де­ле­ние нужно при­нять (нельзя не при­нять). При добавку же «по плоти» можно ска­зать сле­ду­ю­щее. Выра­же­ние «по плоти» в данном случае ука­зы­вает на них как на род­ствен­ни­ков Христа по плоти, а не по Боже­ству. Кроме того наиме­но­ва­ние «братья по плоти» отли­ча­ется от выра­же­ния «братья по духу», что вообще может ука­зы­вать на людей, и не объ­еди­нён­ных род­ствен­ными свя­зями (в обы­ден­ном пони­ма­нии этого слова).

«Братья» и «сестры» Иисуса Христа^

Эпизод, спо­соб­ный вызвать недо­уме­ние. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по при­чине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слу­ша­ю­щие слово Божие и испол­ня­ю­щие его» ( Лк.8:19-21 ; см. также Мф.12:46-50 ; Мк.3:32-35 ).

Конечно, в ответе Иисуса при­сут­ствует мета­фора, то есть под бра­тьями пони­ма­ются просто еди­но­мыш­лен­ники, духовно близ­кие люди, но пришли к нему и ждали его, несо­мненно, род­ствен­ники по плоти.

Более того, одного из бра­тьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сооб­щает апо­стол Павел, когда гово­рит о своем путе­ше­ствии в Иеру­са­лим, где он пови­дался с апо­сто­лом Петром и с апо­сто­лом Иако­вом: «Дру­гого же из Апо­сто­лов я не видел никого, кроме Иакова, брата Гос­подня» ( Гал.1:19 ). Апо­стол Иаков был первым хри­сти­ан­ским епи­ско­пом Иеру­са­лима: он был изве­стен своей пра­вед­ной жизнью, что, однако, не поме­шало толпе рас­тер­зать его в 62 г н.э. (или в 66‑м). Сохра­ни­лось заме­ча­тель­ное Собор­ное посла­ние апо­стола Иакова, явля­ю­ще­еся одним из самых ранних про­из­ве­де­ний хри­сти­ан­ской лите­ра­туры. Между прочим, в пра­во­слав­ном меся­це­слове в день памяти автора этого посла­ния (23 октября по ста­рому стилю) так и ска­зано: «Апо­стола Иакова, брата Гос­подня по плоти».

Встре­ча­ется в Еван­ге­лии упо­ми­на­ние и о сест­рах Иисуса.

Есть такое кры­ла­тое выра­же­ние: «Несть про­рока в оте­че­стве своем». Оно озна­чает: выда­ю­ще­гося чело­века обычно не ценят там, где он родился и хорошо изве­стен. Подобно многим другим кры­ла­тым изре­че­ниям, и это вос­хо­дит к одному еван­гель­скому эпи­зоду.

Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Виф­ле­еме, городе на юге Пале­стины, в обла­сти, назы­ва­е­мой Иудеей, свое дет­ство он провел в городе Наза­рете, рас­по­ло­жен­ном в обла­сти Гали­лея на севере Пале­стины. Так вот, одна­жды в Гали­лее, «в оте­че­стве своем», Иисус про­по­ве­до­вал в одной из сина­гог. «… и многие слы­шав­шие с изум­ле­нием гово­рили: откуда у Него это? что за пре­муд­рость дана Ему, и как такие чудеса совер­ша­ются руками Его? Не плот­ник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблаз­ня­лись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в оте­че­стве своем и у срод­ни­ков и в доме своем» ( Мк.6:2-4 ; см. также Мф.13:54-57 ; Лк.4:22-24 ; Ин.4:44 ).

Обра­тите вни­ма­ние: здесь не только по именам пере­чис­ля­ются братья Иисуса, но и гово­рится о его сест­рах.

В повест­во­ва­нии о рож­де­нии Иисуса есть место, кото­рое как бы под­ска­зы­вает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея гово­рится, что Дева Мария «родила Сына Своего пер­венца» ( Мф.1:25 ), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего пер­венца, и спе­ле­нала Его, и поло­жила Его в ясли…» ( Мф.2:7 ). По-русски можно ска­зать, что, пред­по­ло­жим, Ваня пер­ве­нец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно гово­рят, что Ваня — един­ствен­ный ребе­нок, и в таком случае слово пер­ве­нец неуместно.

Между тем оно раз­ре­ша­ется, если при­нять во вни­ма­ние, что смыс­ло­вое про­стран­ство иврит­ского слова ’ахей, равно как и слова ’ахут, зна­чи­тельно шире соот­вет­ствий в рус­ском языке — брат и сестра. Бра­тьями и сест­рами назы­ва­лись не только люди, про­ис­хо­дя­щие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все род­ствен­ники чело­века, более или менее равные ему по воз­расту. Не только свод­ные или дво­ю­род­ные братья и сестры, но вообще все род­ствен­ники, даже такие, кото­рых в нашей куль­туре мы назвали бы даль­ними. Так, бра­тьями Иисуса по плоти счи­та­лись не только дети Иосифа, обруч­ника Девы Марии, от преды­ду­щего брака, но и, напри­мер, тот же Иаков, мать кото­рого, по имени Мария (она упо­ми­на­ется в Мф.27:56 ), при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цей Деве Марии. Таким обра­зом, житель Пале­стины имел многих бра­тьев и сестер, и совсем не обя­за­тельно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Еван­ге­лии гово­рится о бра­тьях и сест­рах Иисуса, этим совсем не утвер­жда­ется, что он не был един­ствен­ным — «еди­но­род­ным» — ребен­ком.

А что каса­ется слова пер­ве­нец, то оно соот­вет­ствует гре­че­скому слов уprotōtokos, бук­вально «пер­во­рож­ден­ный», но в конеч­ном итоге должно пере­да­вать смысл иврит­ского слова-поня­тия б е хор. Слово б е хор не содер­жит ника­кого упо­ми­на­ния о чис­ли­тель­ных: б е хор это сын, кото­рый «раз­вер­зает ложе­сна» жен­щины, и совсем не пред­по­ла­га­ется, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родив­шийся сын непре­менно назы­ва­ется б е хор, потому что по обычаю за «бехо­ром» были закреп­лены многие пре­иму­ще­ства. Только «бехора» посвя­щали Богу, при­сва­и­вали ему осо­бен­ное досто­ин­ство, при раз­деле ему при­над­ле­жала двой­ная доля иму­ще­ства отца, а во время отсут­ствия отца в доме «бехор» счи­тался его пред­ста­ви­те­лем (и даже его соб­ствен­ная мать была у него в под­чи­не­нии). По этой при­чине «бехор­ство» — по-русски это поня­тие не совсем точно пере­да­ется как «пер­во­род­ство» — было вожде­лен­ным досто­я­нием: не слу­чайно в Ветхом Завете пра­о­тец Иаков выку­пил его у под­лин­ного «бехора» Исава (за пре­сло­ву­тую чече­вич­ную похлебку). Пер­во­род­ство дру­гого вет­хо­за­вет­ного пер­со­нажа, Рувима, пере­шло к его брату Иосифу вслед­ствие совер­шен­ного Руви­мом пре­ступ­ле­ния. Сле­до­ва­тельно, пер­во­род­ство —б е хора(х) — это поня­тие не гене­а­ло­ги­че­ское, а юри­ди­че­ское, оно не пред­по­ла­гает, что у «бехора» есть еще непре­менно млад­шие братья.

Кстати, в Еван­ге­лии не слу­чайно под­черк­нуто, что Иисус был «бехо­ром». Лишь пер­во­род­ного мла­денца муж­ского пола при­но­сили в Иеру­са­лим­ский храм, где совер­ша­лась очи­сти­тель­ная жертва матери, а сам ребе­нок пред­став­лялся «пред лице» Гос­пода. По этому закону и Иисус был при­не­сен в Иеру­са­лим­ский храм: «…как пред­пи­сано в законе Гос­под­нем, чтобы всякий мла­де­нец муже­ского пола, раз­вер­за­ю­щий ложе­сна, был посвя­щен Гос­поду…» ( Лк.2:23 ). Об этом собы­тии мы вспо­ми­наем в празд­ник Сре­те­ния.

После ска­зан­ного, думаю, понятно, что ни име­но­ва­ние Иисуса пер­вен­цем, ни упо­ми­на­ния о нали­чии у него бра­тьев и сестер на фоне еврей­ского языка и куль­туры отнюдь не про­ти­во­ре­чат тому, что он был един­ствен­ным сыном Девы Марии. Гре­че­ский язык, на кото­ром были напи­саны еван­ге­лия, был сред­ством отра­же­ния другой куль­туры, поэтому, когда ему при­шлось стать зер­ка­лом для куль­туры Пале­стины, он при­внес от себя неко­то­рые смыслы, реально спо­соб­ные ввести в заблуж­де­ние. Соот­вет­ственно эти смыслы затем пере­шли и в хри­сти­ан­ский сла­вяно-рус­ский язык, сфор­ми­ро­вав­шийся на базе гре­че­ского.

Глава из книги Е. Вере­ща­гина «Совре­мен­ная биб­ле­и­стика в обще­до­ступ­ном изло­же­нии». М. Лада, 2013.

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

5 ноября Церковь празднует память апостола Иакова по прозванию «брат Господень», который возглавлял первую христианскую общину в Иерусалиме и, согласно церковному преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника. Чем прославился этот апостол? И что мы знаем о других членах семьи, в которой родился Христос?

Иаков, брат Господень

Согласно наиболее распространенной версии, впервые четко изложенной епископом Епифанием Кипрским (IV век), Иаков был старший сын праведного Иосифа Обручника, родившийся в его первом браке. В Евангелиях неоднократно упоминаются «братья и сестры Иисуса», а евангелисты Марк и Матфей приводят даже имена: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. С точки зрения святого Епифания, это как раз дети Иосифа Обручника, оставшиеся вместе со своим отцом и после того, как он обручился с Девой Марией и, вероятно, находившиеся рядом с Иисусом в Его детские годы.

В пользу этой точки зрения может свидетельствовать и Протоевангелие Иакова — апокриф (текст, посвященный тем или иным событиям и лицам священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред.), рассказывающий о Рождестве Пресвятой Богородицы, Ее введении в Иерусалимский храм и о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя. Из текста этого Протоевангелия следует, что его автор Иаков скрывался в пустыне, когда иудейский царь Ирод искал убить младенца Иисуса; очевидно — скрывался вместе со всем семейством Иосифа и Девы Марии, как мы знаем, на несколько лет бежавшим в Египет (ср.: Мф 2:13–15).

Но есть и другая точка зрения: Иаков и другие «братья Господни» были двоюродными братьями Иисуса. Эту версию отстаивал блаженный Иероним Стридонский, живший во второй половине IV — начале V века и много путешествовавший по Святой Земле. Свою мысль он высказал в споре с Гельвидием, считавшим, что «братья Господни» — это Его родные братья, младшие дети Марии и Иосифа, рожденные после Иисуса (так полагает и сегодня часть протестантов). Иероним же обратил внимание, что в 15-й главе Евангелия от Марка упоминается Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, а в других Евангелиях — некая «Мария Иаковлева». При этом в Евангелии от Иоанна сказано, что у Богородицы была сестра Мария Клеопова (Ин 19:25). Вероятно, предположил блаженный Иероним, Иаков, Иосия, Симон и Иуда были сыновьями сестры Богородицы и, стало быть, двоюродными братьями Самого Господа. При таком понимании апостол Иаков, «брат Господень», сливается в одно лицо с Иаковом Алфеевым, одним из 12 апостолов, входивших в ближний круг.

Если прав блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство с Господом Иисусом.

В те годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него, говорит апостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5). Возможно, они были в числе тех самых ближних, о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывались забрать Его домой, ибо говорили, что Он вышел из Себя (Мк 3:21). Но очевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называл Себя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром в спорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову, например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на каких условиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием его авторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20).

Читать еще:  Современные окна Schuco

Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона, никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все это соединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий.

Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерских путешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращался в Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можно было бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12 апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трех апостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизил к Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрели Преображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманский сад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того же самого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом, братом Господним (Гал 1:19). Тогда как Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил Ирод Агриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор, подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, как считают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-х годов.

С именем брата Господня Иакова церковная традиция связывает авторство Соборного послания Иакова, известного, в частности, фразой Вера без дел мертва (Иак 2:20), а также одного из самых ранних чинов Божественной литургии. Смерть Иаков Праведный принял в преклонном возрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма за свидетельство о Христе.

Симон Зилот (Кананит)

Согласно одной из версий, Симон, как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симон с самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним из Двенадцати.

Апостольская проповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, и Филипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесь поначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом («зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как «кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархом иерусалимской общины — об этом пишет Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», книга 3, 11.

Впоследствии, как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те времена один из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок на юго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании, Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названый брат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чего отправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину, апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедью вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горной пещере в окрестностях современного Нового Афона.

В Абхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратил местные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своего жительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть на него.

В конце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названому брату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили; существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте.

В IX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белого тесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконец во всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть до завоевания ее турками.

Существуют, впрочем, и иные предположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель Димитрий Ростовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии, «происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти. Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисус совершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущего апостола последовать за Ним.

Был, согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшего брата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то, согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковных историков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедрина и Никифора Ксанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, брата Господня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые не были с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончину на кресте.

Иуда, брат Господень

В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.

Возможно, именно этот Иуда является автором 12-й книги Нового Завета — Соборного послания святого апостола Иуды. Автор этого послания именует себя рабом Иисуса Христа, братом Иакова (Иуд 1:1), быть может, потому, что стыдится своего поведения в юношестве, когда он еще не веровал в Божественное достоинство Иисуса и при дележе отцовской земли отказался поделиться с Ним своим наделом (такую историю сохраняет церковное предание).

После ареста Христа в Гефсиманском саду Его названые братья повели себя ничуть не лучше прочих апостолов и разбежались; за Господом последовали только двое учеников — Иоанн и Петр. Тем не менее Иуда присутствует среди апостолов в тот день, когда им впервые явился воскресший Господь, и потом, в день Пятидесятницы, когда на апостолов снизошел Дух Святой и они начали смело проповедовать Евангелие среди разных племен и народов.

Иуда, согласно его житию, обошел с проповедью всю территорию Палестины (современные Израиль и Иордания), а затем направился в Аравию, Сирию, Ме­со­по­та­мию и дошел до самой Пер­сии, где и написал свое Соборное послание. В этой книге, одной из самых коротких в Новом Завете, можно усмотреть зачатки уче­ния и о Свя­той Тро­и­це (в одном месте апостол Иуда призывает молиться Духом Святым, в других проводит разделение между Богом Отцом и Господом Иисусом Христом), и о различении Ангелов на доб­рых и злых, и о бу­ду­щем Страш­ном Су­де. Апо­стол Иуда призывает хранить себя от еретических учений и учит, подобно своему брату Иакову, что недо­ста­точ­но одной только ве­ры во Хри­ста, необ­хо­ди­мы еще и доб­рые де­ла.

По преданию, свя­той апо­стол Иуда му­че­ни­че­ски скон­чал­ся око­ло 80 го­да в армянском го­ро­де Ара­те — он был рас­пят на кре­сте и прон­зен стре­ла­ми.

Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).

Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.

Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, — и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.

В Евангелии от Иоанна Предтеча говорит о Христе, что прежде не знал Его (Ин 1:31, 33), а евангелист Матфей рассказывает, как Крестителя Господня одолевали сомнения: точно ли Иисус Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого (Мф 11: 3).

Святитель Афанасий Великий и блаженный Феофилакт Болгарский говорят, что Иоанн Предтеча был по отцу из рода первого израильского священника Аарона, а по матери — как и Христос, из колена Иудина. В этом и состояло, по мнению этих двух толкователей, родство Предтечи с Господом Иисусом — конечно, весьма отдаленное. По мысли святителя Афанасия, евангелист Лука упоминает об этом родстве для того, чтобы обратить внимание на соединение во Христе двух ветвей израильского народа — царской (идущей от Иуды через царя Давида) и священнической (идущей от Аарона). Ведь Христос соединил в Себе царское величие (Бог неоднократно именуется в Библии Царем) с жертвенным служением священника: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира (1 Ин 2:2) и тем самым спас этот мир.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала протоиерею Алексею Емельянову, заведующему кафедрой библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), и преподавателю ПСТГУ иерею Александру Гумерову

Братья и сестры Иисуса Христа — дети Девы Марии?

Согласно Новому Завету у Иисуса Христа были четыре брата и две сестры. Веками идут богословские споры о том, кем же они являлись Христу на самом деле. Но, прежде чем обратиться к этому вопросу, давайте немного поговорим о них самих.

О двух сестрах Иисуса нам ничего не известно, кроме того, что они были, даже имена их до нас не дошли. В египетском апокрифе «Книга Иоcифа Плотника» написано, что их звали Ассия и Лидия, однако это произведение было составлено почти через 400 лет после смерти Иисус и содерджит соишком много вымыслов. Собственно, поэтому эта книга и не признана церковью.

О братьях информации довольно много и часто сведения противоречат друг другу. В Евангелие от Луки сказано:

И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его»

Нам известно, что братьев звали Иаков, Иосиф, Симон и Иуда.

1. Святой Иаков многими считается старшим братом Христа, он не был одним из апостолов при жизни Иисуса, однако сразу после его смерти стал главой Иерусалимской общины христиан. Как первый епископ Иерусалима он погиб от рук иудеев в 62 году. Если принять версию, что он был сильно старше Христа, то смерть настигла Святого Иакова в очень и очень преклонном возрасте. Раньше его ошибочно отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым.

2. Святой Иосиф , он же Иуст, стал одним из апостолов от 70-ти, но только потому, что не прошел по жребию после предательства Иуды, это место досталось Святому Матфею. Позднее был елископом иудейского города Елевфероволя , где и принял мученическую смерть. Его считают близким другом апостола Павла.

3. Святой Симон Иерусалимский, он же апостол Симон Кананит или Зелот. Именно Симон справлял свадьбу в Кане Галилейской, на которой Христос превратил воду в вино, сотворив свое первое чудо. Он стал епископом Иерусалима после убийства иудеями его брата Св. Иакова. Затем проповедовал христианство в Грузии, по берегам Черного моря, где и был убил, сегодня на месте его мученической гибели в Абхазии стоит Новоафонский монастырь.

4. Святой Иуда Фаддей, единственный брат Христа, ставший апостолом от 12, т.е. входившим в круг ближайших учеников Иисуса при его жизни. Из-за ошибочного отождествления брата Иисуса Св. Иакова с апостолом Иаковом одно время Иуда считался братом последнего. После воскресения Христа апостол Иуда проповедовал в Месопотамии и Армении, где и принял мученичество в 33 г. Его мощи хранятся в армянском монастыре Святого Фаддея в современном Иране.

Кем же были все эти браться Христа? Тут мнения богословов разделились кардинально. Поскольку никто не желает признавать, что после рождения Христа, названного в Евангелии первенцем, Святая Мария вполне могла жить с Иосифом как жена с мужем, что было бы нормальным по всем Божеским и иудейским законам того времени, распространение получили две основные версии:

1. Сыновья и дочери Иосифа остались у него от первого брака, хотя про этот брак в Евангелиях не сказано ни слова, точно так же там нет упоминаний, что на момент брака с Марией Иосиф был вдовцом и глубоким стариком. Все это додумали много позднее. Первая жена Иосифа есть только в многочисленных поздних апокрифах.

2. Браться и сестры Иисуса были ему не родные, а двоюродные. Эта очень слабая и малоубедительная версия утверждает, что они — дети сестры Богродицы, Марии Клеоповой. Эта версия родилась, чтобы как-то оправдать указание в Евангелии на то, что все они — дети Марии.

Родные братья и сестры Иисуса Христа — сколько их всего было?

Были ли у Иисуса Христа родные братья и сестры? Когда я говорю, что Иисус Христос вырос в большой семье, где были братья и сестры, люди обычно удивляются. Очень многие верующие ошибочно считают Марию, мать Иисуса Христа, вечной девственницей. Читая Библию, люди не замечают, как много братьев и сестер было у Иисуса! А это, в свою очередь, наталкивает меня на мысль о том, как же мало внимания мы обращаем на текст Библии, если упускаем такую очевидную вещь!

В Новом Завете есть несколько отрывков, которые ссылаются на количество братьев и сестер Иисуса Христа. Мы посмотрим лишь пару из них в Евангелии от Матфея. Один из них находится в самой первой главе Нового Завета.

Когда Иосиф проснулся, он поступил по велению ангела Господнего и взял Марию к себе в дом как жену, но сохранял её девственность, пока она не родила сына. Иосиф назвал Его Иисусом (От Матфея 1:24-25).

Естественно предположить, что Иосиф и Мария вели обычную женатую жизнь после того, как родился Иисус. В первом веке не было даже идеи о том, что Мария всегда оставалась девственницей после рождения Иисуса Христа.

Читать еще:  В Царском Селе начались работы по реставрации Александровского дворца

Мать Иисуса Христа и Его братья упоминаются в Евангелии от Матфея 12:46-50. И это вполне нормально, так как Иосиф и Мария вели обычную семейную жизнь.

«Пока Он говорил так с народом, Мать и братья Его стояли снаружи: они хотели поговорить с Ним». (От Матфея 12:46)

«И пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын? Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой? И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?» И не захотели они признать Его. Тогда Иисус Христос сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме». (От Матфея 13:54-57)

Иисус жил в Своей родной местности, где все знали Его семью, включая всех Его братьев и сестер. Что мы можем увидеть из этого отрывка? У Иисуса было четверо младших братьев.

«Среди нас сёстры Его» — имеются в виду три и более. Хотя логичнее может показаться, что речь идет лишь о двух. Чтобы не перестараться с трактовкой этого отрывка (можно было предположить, что количество братьев и сестер равное), скромно предположим, что их было три.

Итак. Там было, по крайней мере, восемь детей (включая Иисуса), а если считать Марию и Иосифа, то в семье было всего десять человек. Конечно, по отношению к Иисусу эти семь детей были сводными братьями и сёстрами (мы ведь помним, что отцом для Иисуса был не Иосиф).

У Иисуса Христа было много братьев и сестер. Он вырос в большой семье. Это значит, что Иисус учился делиться, учился понимать других людей, учился быть примером для своих младших братьев и сестер и так далее. Иосиф умер раньше Марии, так что Иисусу пришлось стать главой семейства, что, в свою очередь, может объяснять тот факт, что Он не спешил начинать Свое публичное служение. Марии нужна была поддержка Иисуса, особенно, когда Его братья и сестры были еще очень маленькие.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа

Кто именуется в Евангелии «братьями» Господа Иисуса Христа

«Братья и сестры» Господа, именуемые в Евангелии совершенно не означают, что они были родными братьями и сестрами Господа в нашем современном понимании. По обычаю восточных народов того времени (как это и теперь еще сохраняется в жизни арабского народа, живущего в Палестине и Малой Азии), «братьями» называются не только родные братья, но и двоюродные и троюродные и вообще близкие родственники.

Родных братьев у Господа не могло быть т. к. Божия Матерь имела Единственного Сына, Господа Иисуса Христа и именуется Святою Церковью Приснодевою, потому что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества Христова осталась такою же, так как Она дала обет (обещание) Богу никогда не вступать в брак. Св. Иосиф был мнимым Ее мужем, был только обручником — хранителем Ее девства. Значит, «братьями и сестрами» Господа по плоти могут доводиться Ему братья двоюродные или троюродные и то только лишь по линии женской, т. е. по линии Его Пречистой Матери; потому что кровного (по плоти) родства по линии мужской ни с кем Спаситель иметь не может, ибо у Него не было отца по плоти.

В самом Евангелии не дается никаких пояснений в каком родстве находятся «братья Иисуса», хотя некоторые из них даже упоминаются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13, 54-56). Много писалось о «братьях Господних», много предлагалось решений и теорий, но все они имели в себе противоречия и неточности.

Если эти «братья» Господа являются в буквальном смысле, т. е. действительными родственниками по плоти, то тогда они могут доводиться Спасителю троюродными братьями: Ап. Матфей называет матерью их Марию Иаковлеву (она же и Клеопова), которая, как говорят исследователи, является двоюродною сестрою Пресвятой Марии. Ап. Иоанн так и называет ее «сестрою Матери Его» (19, 25).

Но эти «братья» Господа могут быть и мнимыми «сводными» братьями по мнимому отцу Иосифу Обручнику, т. е. они могли быть сыновьями Св. Иосифа, от его первого брака, (т. е. от его действительного брака, бывшего раньше, до обручения его Пресвятой Деве Марии). В этом нет ничего удивительного, так напр. Ап. Марк родословную Спасителя ведет по линии Иосифа Обручника, согласно еврейским законам. На это также могут указывать и слова иудеев, сказанные о Спасителе: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» (Матф. 13, 54-56). Указание, подходящее к такому положению, есть и у Ап. Иоанна: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда (из Галилеи, из дома Своего) и пройди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь» (7, 3). Известно также, что указание на то, что «братья» Господа есть дети Иосифа от его первого брака есть самое древнее предание.

Это древнее предание не имело бы никаких возражений, если бы Ап. Матфей не упомянул, что матерью Иакова и Иосии была Мария, которую Ап. Иоанн называет Марией Клеоповой, сестрою Матери Его (Матф. 27, 56; Иоан. 19, 25); поэтому некоторые исследователи приходят к заключению, что «братья» Господа были Ему троюродными братьями по плоти.

Но, так как Св. Православная Церковь не отвергает вышеуказанное древнее предание, то мы считаем необходимым сказать о нем.

В «Житиях Святых» (Четьи-Минеи) на 26 декабря говорится, что св. Иосиф Обручник был сыном Иакова. Иаков же был сыном Матфата. Но Иаков был женат, по закону ужичества, на жене своего брата Илия, который умер бездетным. Закон ужичества предписывал, что если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и «восставит семя (потомство) брату своему» (Второз. 25, 5-6). По этому закону Иосиф был сыном Илии, хотя по природе он был сыном Иакова. Вот почему Св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, называл отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов…» (Лук. 3, 23).

Церковное предание указывает, что Св. Иосиф имел жену и детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи. Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фомарь, или, как говорят другие, — Марфу; а синаксарь (церковное поучение в богослужебных книгах, поясняющее празднуемое событие) Недели Мироносиц присовокупляет еще и третью дочь, именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта; но та Мария, как кажется, то же лицо, что и Марфа и Фамарь (в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и Св. Фамарь, под именем Тамары). Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, — во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей.

По кончине же жены своей Саломии, Иосиф жил в вдовстве продолжительное время, проводя дни свои в чистоте.

Во Св. Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, праведен сый«… (Матф. 1, 19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцев и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была такая честь, — сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине он был достоин такой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего Девства. И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и как своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который явился ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу, добывая Им пропитание от трудов рук своих. Скончался Св. Иосиф ста десяти лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5.3. Смерть Господа Иисуса Христа

5.3. Смерть Господа Иисуса Христа Что произошло тогда, когда Христос, воскликнув «совершилось!» предал дух Свой в руки Отца? От ответа на этот ключевой вопрос зависит вся и христология, и антропология. По учению адвентистов, «умерший человек попадает в шеол полностью. Когда

1.2. Родословия Господа Иисуса Христа

1.2. Родословия Господа Иисуса Христа Благое намерение прочесть Священное Писание Нового Завета с самого начала встречает препятствие в виде родословия, помещенного в первой главе первого Евангелия в Библии – Евангелия от Матфея. Длинная цепь имен способна остудить

Как возлюбить Господа Иисуса Христа?

Как возлюбить Господа Иисуса Христа? Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для этого хорошо утром день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, размышлять и чаще вспоминать о нём в

4.1 Сатана в Евангелии от Марка, самом раннем Евангелии: испытание и обструкция Иисуса

4.1 Сатана в Евангелии от Марка, самом раннем Евангелии: испытание и обструкция Иисуса Теперь обратимся к рассмотрению Евангелий. Считается, что наиболее ранним из них является самое краткое, Евангелие от Марка.Марк не повествует о детстве Иисуса. Сначала он говорит об

Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа?

Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряБратьями и сестрами Иисуса в евангельском тексте названы родные дети св. праведного Иосифа. Согласно церковному преданию, он происходил из царского

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. (Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31). Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего,

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого (21 – 28). Исц

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1—6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7—12). Избрание 12-ти учеников (13—19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20—30). Истинные родственники Иисуса Христа (31—85)

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1—6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7—12). Избрание 12-ти учеников (13—19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20—30). Истинные родственники Иисуса Христа (31—85) 1 Об исцелении

Родословие Господа Иисуса Христа Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23–38

Родословие Господа Иисуса Христа Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23–38 Родословие Иисуса Христа изложено евангелистами Матфеем и Лукой. Первый исчисляет предков Его в нисходящем порядке, начиная с Авраама, а последний – в порядке, восходящем до первозданного Адама; первый, излагая после

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. (Лука 1:1-4; Иоанн. 20:31). Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4-й стихи первой главы Евангелия от Луки, в которых ап. Лука говорит о тщательном исследовании всего,

4:21–23 24. Благодать Господа Иисуса Христа

4:21–23 24. Благодать Господа Иисуса Христа Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. 22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Павел начинает

3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа

3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа а) Значение события Воскресения в деле Искупления. С древнейших времен именно Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Ап. Павел Говорит: «а

12. Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа?

12. Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? Вопрос:Кого в Библии называют братьями и сестрами Иисуса Христа? Ведь Дева Мария родила только Иисуса.Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Братьями и сестрами Иисуса в

Крещение Господа Иисуса Христа

Крещение Господа Иисуса Христа В то время, когда к Иоанну народ приходил креститься, пришел к нему и Господь Иисус Христос, желая принять от него крещение.Но Иоанн остановил Его словами:– Тебе ли креститься от меня, когда мне следует принять от Тебя крещение?Иисус Христос

Погребение Господа Иисуса Христа

Погребение Господа Иисуса Христа У Иисуса Христа был ученик, по имени Иосиф, из города Аримафеи, член синедриона. Он отправился к Пилату и попросил позволения взять тело Господа.Пилат разрешил, и Иосиф вместе с Никодимом, тоже учеником Христа и тоже членом синедриона,

Воскресение Господа Иисуса Христа

Воскресение Господа Иисуса Христа С субботы на следующий день около полуночи Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Земля сильно поколебалась, явился ангел, окруженный необычайным сиянием, в белоснежной одежде, и отвалил камень от гроба.Воины в испуге упали и,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector