0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колико често можете јести просфору?

Просфора

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Проскомидия (подробнее здесь) — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.

Добрый день! Скажите , а как используют Богородичную просфору,Девятичную, за живых и за умерших после литургии? Их тоже раздробляют и раздают прихожанам? За ранее благодарен за ответ.

Уважаемая Поля,
просфоры- это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).
Полностью ответ на ваш вопрос читайте здесь: https://foma.ru/komu-mozhno-brat-prosforyi-kak-ih-est.html

Когда приходишь в храм , у свечного ящика стоит большая коробка с просфорами. Некоторые прихожане берут их оттуда. Кому их можно брать? Для чего они там стоят?

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?

13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Читать еще:  Венеция: 7 фактов и 10 святынь

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Просфоры

Другие названия: просфорки, просвирки, артос

Что такое просфора?

Просфора — это хлебец особой формы, используемый на Божественной Литургии. Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение».

Разновидности просфор

Просфоры делятся на служебные и поминальные. Первые имеют гораздо больший размер, нежели вторые.

Служебные просфоры

В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:

  • Агничная просфора. Из нее вырезают кубическую центральную часть – Агнец, который и освящается на Литургии, становясь веществом Таинства. Размер Агничной просфоры зависит от того, сколько людей будет причащаться на богослужении.

Оттиск в верхней части Агнца несет на себе надпись: IC XC NI KA, что означает: Иисус Христос – Победитель. Части этой монограммы располагаются по сторонам от четырехконечного равностороннего креста.

Оставшиеся после вырезания Агнца края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор. В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие для тех, кто почему-либо не смог приступить к Таинству. Антидор символизирует одежду Христову, в то время как освященный Агнец – это само Тело Христово.

  • Богородичная просфора. Из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. На этой просфоре можно увидеть оттиск с начертанием имени Пречистой: «Мария» или икону Божией Матери.

  • Девятичинная просфора. Из ее верхней части священник вынимает 9 частиц. Это совершается в память всех святых: Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, первомученика архидиакона Стефана и всех святых мучеников, преподобных, бессребреников, праведных Иоакима и Анны – родителей Богоматери, равноапостольных Кирилла и Мефодия Учителей словенских, равноапостольного князя Владимира и всех угодников Божиих. Вынимаются частицы и в память автора совершаемого чина литургии: святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. Оттиск на девятичинной просфоре, как правило, несет на себе такое же изображение, как на агничной. Таким же оттиском украшаются и оставшиеся две служебные просфоры:
  • Заздравная – из нее вынимают две частицы о здравии живых.
  • Заупокойная просфора, из которой вынимают одну частицу в память всех в вере скончавшихся православных христиан.

У православных греков традиция другая: там проскомидия совершается на одной большой просфоре, оттиск на которой разделен для удобства служащего священника на несколько частей.

Поминальные просфоры

Из поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших у священника ходатайства перед Богом. В современной России эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают за свечным ящиком.

Изображения, наносимые на малые, поминальные, просфоры могут быть различными. Наиболее распространены малые просфоры с таким же оттиском, как на Агнце. Любимы благочестивым народом просфорки с монограммой Пресвятой Богородицы.

При некоторых храмах и монастырях выпекают просфоры с изображениями святых и Богоматери, а также основных событий Священной истории. Священнослужители относятся к таким просфорам по-разному, а простые верующие обычно радуются, когда им попадается просфорка с иконой.

Встречаются и довольно необычные сюжеты печатей для просфор, связанные с конкретными святынями Православия. Например, «Стопа Пресвятой Богородицы» – из Почаевской Лавры, где почитанием пользуется след Пречистой Девы, отпечатавшийся на камне во время Ее явления в XIII столетии.

Артос

Особое место среди произведений православной просфорни занимает артос – квасной хлеб, освящаемый на Пасху. Этот хлеб стоит в храме перед иконостасом всю Светлую седмицу, его носят в пасхальные крестные ходы. Артос как бы вбирает в себя благодать главного христианского праздника. В Светлую субботу после Литургии его раздробляют и раздают верующим для благоговейного вкушения. По традиции на артос наносится образ Воскресения Христова или изображение креста с надписью «Христос воскресе».

Символическое значение артоса таково. По Воскресении Христовом апостолы жили, веря в постоянное присутствие в своей жизни Божественного Учителя. Собираясь на трапезы, они оставляли одно место незанятым – для Господа Иисуса Христа, и клали на это место хлеб, а затем разделяли его между собой как святыню. Так и мы должны всегда помнить о незримом присутствии Божием.

Форма и внешний вид просфор

Любая просфора состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя часть символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Верхняя половина просфоры украшается оттиском, который наносят на сырое тесто, используя для этого специальную печать.

Поскольку главная просфора – Агнец – становится Телом Христовым, полагается выпекать просфоры такими, чтобы их цвет напоминал оттенок человеческого тела.

Духовно-символическое значение

Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.

ПРОСФОРА

Просфора

Просфора́ (греч.: προσφορά — «приношение», мн. ч.: про́сфоры) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый для Таинства Евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых

История

Заповедь о принесении хлеба в жертву была дана в Ветхозаветную эпоху. В книге Левит написано: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13). В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей. В подражание этому Новозаветная Церковь приносит квасной (т.е. дрожжевой) двухчастный хлеб.

Наименование «просфоры» в древности указывало вообще на «приношения» христиан — хлеба, вина, масла — часть которых служила для Литургии, а остальное — для агапы (общей трапезы). С отделением Литургий от агап и отмиранием последних в V веке «просфорой» стали называть только литургический хлеб.

Просфора с надписью по-китайски

Описание

Просфора готовится из квасного (т. е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды, соли и дрожжей. Состоит просфора из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе, прилипая одна к другой и образуя единый круглый хлеб. На верхней части просфоры ставится печать (для этого тесто отливается в специальные формы) изображающая четырёхконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста ІС|ХС (Иисус Христос), а под перекладиной — НІ|КА (по-гречески — «победа»).

В редких случаях грекоязычная надпись на просфоре заменяется аналогичным текстом на местном языке. Так, в Китайской Православной Церкви на просфорах отпечатывают иероглифы 耶穌|基督 и 凱旋|得勝 соответственно. В некоторых местах в практику также вошло изготовление просфор, на верхней части которых помещается образ Божией Матери или какого-либо святого, что, однако, противоречит основной символике просфоры.

Символическое значение

Мука, получаемая из зёрен множества колосьев, означает человека — как человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, так и человечество в целом, состоящее из множества людей. Вода является символом Божией благодати, которая пронизывает всё естество человека. Соль указывает на то, что христиане — соль земли (Мф. 5, 13). Дрожжи представляют собой животворящую силу Духа Святого. Печать на просфоре означает печать образа Божия, проникающего всё естество человека и являющегося высшим началом в нём. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

Просфоры, как и ветхозаветные хлебы предложения, делаются двусоставными в ознаменование двух природ — божественной и человеческой, которые соединились в Иисусе Христе. Также это является символом человека и человечества, имеющего плотское (нижняя часть просфоры) и духовное начало (верхняя, запечатленная часть просфоры); Церкви, соединяющей в себе человеческое и Божественное.

Просфора может приобретать и другие смыслы во время отдельных частей богослужения. Например, вырезание на проскомидии четверочастного Агнца из агничной просфоры символизирует Рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии; прободение священником Агнца копием символизирует прободение копьём Христа на Кресте.

6. Об освященном хлебе и воде

6.1. Что обозначает слово «просфора»?

– Словом «просфора» (в переводе с греческого «приносимое») в древности назывались приношения преимущественно из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм на Литургию. Часть этих приношений предназначалась для совершения таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

6.2. Что такое просфора, и что она символизирует?

– Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: божественной и человеческой.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC. XC. NIKA», означающими «Иисус Христос Побеждает» (слово NIKA происходит от древнегреческого глагола νικάω – побеждать). Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.

Частицы из просфор вынимаются священником во время проскомидии (подготовительной части Литургии) и в это время читаются записки о здравии и упокоении, которые поданы в свечной ящик на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу из просфоры, говоря: «Помяни, Господи о здравии и спасении рабов твоих…» (и произносятся имена из записок о здравии); затем – «Помяни и упокой Господи души усопших раб Твоих…» (и произносятся имена из записок об упокоении).

По завершении Божественной литургии и Причащения мирян священник влагает в потир частицы, вынутые в поминание живых и усопших со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Это делается с тем, чтобы живые и усопшие, за чьи имена вынимались частицы из просфор по запискам, омывшись Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную.

6.3. Как обращаться с просфорой?

– Просфора – это освященный церковный хлеб, относиться к нему нужно с благоговением, как к святыне. Хорошо разделить просфору на части, просушить и хранить в специальном мешочке из ткани, в святом углу рядом с иконами. Просфору принято вкушать натощак после утреннего молитвенного правила, прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», не допуская, чтобы крошки падали на пол.

Бумагу, в которую была завернута просфора, сжигают, так как на ней могут остаться крошки. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб испортился, то его необходимо сжечь, а в будущем позаботиться о более тщательном хранении святыни.

Не следует кормить просфорой животных и птиц.

6.4. Какая может быть польза от принятия просфоры и святой воды?

– В молитве на принятие просфоры и святой воды содержатся такие слова: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь». Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то получает просимое в этой молитве.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла.

6.5. Можно ли давать просфору некрещеным?

– Давать просфору некрещеным не имеет особого смысла. некрещеный человек, как правило, или не имеет веры, или сомневается и потому не имеет правильного отношения к святыне, поэтому и употребление ее, скорее всего, не принесет ему духовной пользы. Из Евангелия известно, что Господь не совершал чудес там, где люди не имели веру (Мф. 13:58).

6.6. Можно ли на кладбище есть просфору?

– Просфоры не едят «за мертвых» или «за живых». Эта святыня служит к освящению лишь тех, кто ее вкушает. Как правило, просфору вкушают дома или в храме после Причащения Святых Христовых Таин, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах.

6.7. Можно ли на могиле покрошить просфору?

– Крошить на могиле просфору не следует, так как это не соответствует ни правильному отношению к святыне, ни к поминовению усопших. По христианской любви за усопших следует молиться.

6.8. Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

– Антидор (в переводе с греческого «вместо дара») – это отсекаемые части главной просфоры, которые не употребляются для таинства Евхаристии. Он преподается вместо Святых Даров для благословения и освящения души и тела тем, кто присутствовал на Литургии, но не причащался.

Установлено употреблять антидор натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот освященный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Не полагается давать антидор некрещеным людям.

6.9. Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

– Это тоже освященный хлеб. В древние времена, когда всенощная продолжалась всю ночь, для подкрепления сил христиане вкушали хлеб и вино. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился. Освященный на всенощном бдении хлеб можно есть сразу же после получения в храме, не натощак.

6.10. Что такое артос? Когда его раздают?

– Артос (в переводе с греческого «квасной хлеб») – это особая просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В субботу на Светлой седмице его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Частицы артоса хранятся верующими в святом углу и употребляются натощак с благоговением, молитвой и со словами «Христос воскресе!».

6.11. Что такое святая вода?

– Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), приобретающая освящающие Богом дарованные благодатные свойства после совершения особого молебна с водосвятием.

6.12. Что делать, если святая вода испортилась?

– Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, проточную воду.

6.13. Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?

– Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной.

6.14. Когда освящают и дают рождественскую воду?

– Специального чина освящения воды на Рождество Христово не существует.

6.15. Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп?

– Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты.

6.16. Что такое агиасма?

– Агиа́сма (в переводе с греческого «святыня») – так называют воду, освященную по особому великому чину в праздник Крещения Господня или в крещенский Сочельник.

6.17. Как употреблять крещенскую воду?

– Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Святая вода имеет свойство не портиться долгие годы.

Из благоговения к святыне обычно употребляют крещенскую воду натощак. Однако при недугах пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

6.18. Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня, или это разрешается только натощак?

– Воду малого освящения можно пить в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением.

6.19. Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

– Ничем не отличается. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же Великим чином. Это водоосвящение называется Великим по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Крещение и Богоявление – это два названия одного праздника. Мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская, является ошибочным.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит напоминанием того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.

После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф. 4:16).

6.20. Зачем Церковь освящает воду и хлеб?

– Хлеб – естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту, силой молитвы и Слова Божия – низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

6.21. Что такое чин о Панагии, как он совершается?

– Словом «Панагия» (в переводе с греческого «Пресвятая») называют Божию Матерь. В этом чине оно применяется к Богородичной просфоре, которая символизирует Царицу Небесную. Сосуд, в который помещается эта просфора, называется панагиаром.

Этот чин совершается в монастырях. После Литургии братия попарно выходит из храма на трапезу, неся впереди богослужебную просфору в честь Божией Матери. Шествие это сопровождается колокольным звоном и пением 144-го псалма.

В трапезной просфора ставится в центре стола. По окончании трапезы Панагия возносится перед иконами с прославлением Святой Троицы и молитвой к Пресвятой Богородице. Затем все вкушают частицы просфоры. Смысл чина состоит в том, чтобы представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы.

По древнему преданию, апостолы после сошествия на них Святого Духа, собираясь на общую трапезу, оставляли за столом незанятое место для Иисуса Христа, полагая там хлеб. По окончании трапезы и после благодарственной молитвы они этот хлеб поднимали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам».

На третий день после погребения Божией Матери апостолы также сидели вместе за трапезой. Во время возношения хлеба в память Христа, произнеся слова: «Велико имя…», они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами. Она обещала быть с ними всегда. Обрадованные ученики Христовы от неожиданности воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» – «Пресвятая Богородице, помогай нам». Отправившись после этого ко гробу Богоматери и открывши его, апостолы не нашли там пречистого тела Ее и уверились, что Она вознесена на небо к Своему Божественному Сыну.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector