0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Коллектор»: почему нам так нравится жить в иллюзиях?

«Должников не жалко». Исповедь коллектора

Я пришёл в эту сферу из правоохранительных органов. Изначально рассматривал вопрос трудоустройства в службу безопасности. Но мой однокурсник привёл меня в коллекторское агентство. Я сразу начал заниматься выездным взысканием. Сложно не было. Даже в начале. Со временем приходит опыт. У каждого взыскателя начало карьеры строится по-разному. У кого-то получается, у кого-то нет: зависит от личностных качеств и опыта, который он получил до попадания во взыскание.

Я не испытываю сострадания к должникам. Я делаю свою работу и зарабатываю. Если я буду эмоционально привязываться к должнику, я не смогу работать.

Проблемные должники чаще всего люди безответственные, безграмотные, потому что не знают о последствиях неплатежа.

Накапливается ли у меня стресс? Нет. Но я не исключаю, что есть сотрудники, у которых накапливается и которые быстро взрываются именно по этой причине.

Я вежливый и совсем не жёсткий человек. Я могу жёстко разговаривать с должником, и бывают моменты, когда это нужно делать. Это возможно и при новом законодательстве. Жёсткий разговор не подразумевает нарушений правовых норм.

И у коллекторов бывают долги. Бывают и просрочки. Бывает, что они попадают в разряд злостных неплательщиков. Мы с ними работаем как с любым другим должником. Да, он понимает все психологические приёмы, но не может их избежать. Ему и рассказывать-то ничего не нужно, он сам всё понимает, поэтому, с одной стороны, с ним легче, а с другой — тяжелее.

Компания, в которой я работаю, крупная, законопослушная и работает при банке, и у успешного коллектора здесь есть хорошие перспективы роста — такую политику ведёт руководство. Но среднестатистический коллектор «прыгает» из одной конторы в другую, а потом, скорее всего, меняет сферу деятельности. «Прыгает», потому что не получается, не нравится, да и финансовые условия везде разные.

У нас работает много девушек-специалистов по выездному взысканию, и они достаточно эффективные. Они умеют жёстко выстроить требования. Женщины во взыскании могут вызывать недоумение у человека, который не работает в этой сфере: из-за стереотипов, что коллектор — это брутальный мужик, угрожающий расправой. А по сути, успешная работа слабого пола доказывает, что эффективность не зависит от грубых способов взыскания.

Были случаи, когда наших сотрудников резали. Регулярно возникают небольшие потасовки.

Был случай: пришли по адресу, а там много народу, все пьяные, что-то отмечают, мужики здоровые, отняли у взыскателей личные вещи, телефоны, документы. Коллекторам пришлось вызывать полицию и разбираться в участке. Однажды вышел сосед по лестничной клетке, похоже, пьяный, с ножом, и, услышав, что пришёл взыскатель, напал на него, нанёс увечья. А всё из-за того негатива, который сложился в массах.

Откуда берётся накал страстей? Тут играет роль негатив, который накапливается у сотрудника, или негатив, который накапливается при конкретном разговоре с должником. На сотрудников жалуются: обозвал, начиная от «нищеброда», заканчивая каким-то матерным выражением. Это основная причина «разбора полётов» — некорректное общение. В нашей компании осуществляется контроль качества, следят не только за корректностью общения, но и за соблюдением этапов переговоров, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными. Есть сценарий переговоров, который должен соблюдать каждый сотрудник.

Жена относится к моей работе спокойно. Негативное отношение к коллекторам возникает у самих должников. Если человек следит за своей кредиторской задолженностью, платит вовремя и понимает, что несёт определённые обязательства, то он не столкнётся с коллектором и у него нет оснований говорить, что коллекторы плохие люди. Когда я вижу негатив вокруг коллекторов, который широко освещается в СМИ, я понимаю, что везде есть «паршивые овцы», в любой сфере бизнеса, в любой компании. Большая закредитованность населения, большой невозврат способствует разрастанию негатива.

Но не всё так печально. Мы все люди, и в нашей сфере есть место хорошему и доброму. В моей практике был случай, когда коллега влюбился в должницу, попросил оставить договор у него в работе и из собственной зарплаты за несколько месяцев закрыл долг (до 100 000 рублей), отношения двигались к официальной регистрации. Результат мне неизвестен: коллега уволился.

Однажды на выезде, при общении с маргинальным должником, который ещё находился в опьянении, выяснилось, что его кошка окотилась тремя котятами. На вопрос, на какие средства он собирается содержать четырёх животных, если по кредитам не платит и утверждает, что денег нет, ответил, что утопит котят. Сотрудник сжалился и забрал котят с собой. Должник только рад, что избавился от обузы. Сотрудник одного оставил себе, двоих котят забрали коллеги.

Коллектор интересуется образованием задолженности. Профессиональный коллектор, который хочет взыскать деньги, обязан это делать, потому что общение с должником подразумевает, что он разбирается в проблеме, готов помочь. Часто человек, не разбираясь в причинах образования задолженности, просто высказывает возражение по сумме долга. Он не разобрался. Для этого необходимо всё грамотно объяснить должнику.

Грамотных взыскателей не так много, большая часть сотрудников может глубоко и не вникать. Это непростая профессия, особенно в условиях нынешних реалий, нового закона. У коллектора теперь ограниченное «пространство» по взаимодействию с должником, и в него он должен поместить всё своё знание об образовании задолженности, о сфере взыскания и проч. Если раньше, без этих ограничений, он мог какой-то механической работой, количеством звонков или визитов, добиться своего, то теперь он должен работать и развиваться в другом направлении.

Это нелёгкая профессия, в ней надо быть развитым во многом. Нам приходится общаться и с наркоманами, и с родственниками (мамами, папами), и с директорами, и с главными бухгалтерами. Т.е. как с образованными, так и маргинальными слоями. Сейчас найти маргинала, который взял в кредит 500 тыс. руб., не составляет труда. К сожалению, банки увеличивали кредитный портфель, ухудшая критерии отбора заёмщика и давая большие суммы всем подряд.

Мы работаем на процент от контракта, никаких собственных «накруток» агентство не делает. Мы взыскиваем только то, что положено по договору. В определённый день просрочки банк просто отдаёт долг профессиональным взыскателям — всё предусмотрено договором.

Для коллектора важны стрессоустойчивость, усидчивость, настойчивость. Мы работаем с негативом, в стрессе. Всегда не хватает времени. Если ты хочешь много зарабатывать, приходится мириться с частыми переработками. А те, кто не зарабатывают, у нас не задерживаются.

Я работаю уже пять лет, но, думаю, можно проработать и больше. Если человек зарабатывает, то он может долго продержаться. Бизнес стрессовый, кто-то раньше ломается, кто-то позже. Уйти могут снова в продажи, в сферу безопасности — многое зависит от предыдущего опыта.

Почему идут в коллекторы? Новые сотрудники говорят, что из-за заработка. Где-то услышали через знакомых, что это прибыльно.

Чувствуем ли, что мы на правой стороне? Да, это достаточно распространённое чувство, как у сотрудников полиции, когда ты понимаешь, что ты на стороне закона, правды, и ты доминируешь над преступником. Здесь то же самое, ты понимаешь, что ты на стороне правды и ты доминируешь над человеком. Я думаю, это многим импонирует.

С провинившимися коллекторами у нас не церемонятся. Сейчас система дисциплинарного наказания ужесточилась. Сначала с человеком говорят: это может привести к исправлению. Более серьёзная мера — лишение премии (учитывая, что сфера ориентирована на получение дохода, это серьёзно действует). Увольняем прилюдно, чтобы все понимали, что человека увольняют и за что. По-тихому здесь не увольняют. Мы всем коллективом разбираем причину увольнения, поскольку это необходимо. И другой задумывается: если я зарабатываю, уж лучше я буду чуть меньше зарабатывать, но не использовать те методы, которые запрещены.

Случаи из жизни

Частный дом. Сотрудник вручает уведомление должнице и собирается уезжать. Она бросается на капот, а её отец это снимает. Попытка инсценировать наезд на пешехода не удалась — видеорегистратор в машине всё зафиксировал.

Сотрудник стучит в дверь должника и слышит звук открывающейся сзади двери соседа и звук передергивания затвора. Обернувшись, увидел дедушку времён Великой Отечественной с пистолетом. Слава богу, пневматическим.

Коллектор общается с должником совершенно спокойно. Вдруг тот выбегает на улицу с криками: «Помогите, убивают, грабят…»

Изнанка профессии: 10 моментов, которые бесят коллектора

Платить по кредитам и займам нужно вовремя согласно договору. Но далеко не все следуют этому простому правилу, которое помога ет сохранить нервы и финансы. Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнал у коллектора одной из компаний, какие действия должников его бесят.

Не читают условия договора

Перед заключением любого договора нужно внимательно его прочитать. Полезно записать все свои вопросы и задать сотрудникам кредитной организации те, на которые нет ответа в документе. Очень важно выяснить подробности погашения кредита, условия пользования деньгами, размер процентов. Лучше все сто раз перепроверить, чем потом расплачиваться за свое невежество. Также полезно посмотреть информацию и советы в интернете.

«До сих пор есть люди, которые воспринимают буквально предложения банков о длительной рассрочке по кредитным картам. Они думают, что через месяц после оплаты покупок начинают отдавать о сновной долг частями без процентов, а на самом деле как раз платят только проценты, которые вдобавок растут с каждым днем. Они не знают, что за снятие наличных с большинства кредитных карт сразу начинают начислять ежедневно растущие проценты», – отметил коллектор.

И рассказал, что однажды женщина сняла деньги с кредитной карты, так как была уверена, что это подарок от банка, ведь при закрытии счета и ее оформлении менеджер сказал: «А вот вам подарок от нас». Получился такой троянский конь, который забрал пр актически все ее сбережения и привел к общению с коллекторами. И подобные случаи не единичны.

Берут кредиты, которые не смогут выплатить

Люди склонны переоценивать свои силы, что нередко приводит к проблемам с выплатой долгов.

«Эмоции и желания зачастую за глушают доводы разума, и ради нового телефона или шубы люди идут в микрокредитные организации. Если в банках кредит могут не выдать при уже имеющейся большой кредитной нагрузке, то в таких заведениях на это даже не посмотрят. Мне вообще непонятно, как люди соглашаются на такие грабительские проценты. На что они надеются? В интернете и СМИ полно историй, когда из-за небольшой суммы, взятой в долг, люди лишаются квартир. Неужели трудно посчитать, во что выливаются такие финансовые услуги?» – сказал коллектор.

По его словам, благодаря введенным ограничениям на процентную ставку и переплату можно найти микрозайм на выгодных условиях. Тем не менее, на рынке много компаний, которые используют уловки для увеличения финансовой нагрузки для тех, кто берет у них креди ты – например, навязывают страховки и другие дополнительные услуги.

Поэтому, по мнению коллектора, к отношениям с микрокредитными организациями нужно подходить особенно тщательно. А лучше всего действовать проверенным способом – копить на понравившуюся вещ ь или брать ее в беспроцентную рассрочку у продавца.

Думают, что звонят мошенники

Некоторые должники в ответ на просьбы погасить задолженность начинают утверждать, что им звонят не коллекторы, а мошенники, так что платить они не собираются.

«Помимо звонков им отправляют по почте письменное уведомление о задолженности с просьбой ее оплатить, причем там указаны все необходимые данные. В сообщениях, которые они от нас получают, нет просьб назвать данные банковской карты или совершить подозрительный перевод. Лишь счет, по которому следует гасить долг. К тому же всегда можно перезвонить по номеру телефона, с которого поступали звонки. Для отдельных должников на сайтах коллекторских агентств даже создают личный кабинет, чтобы человек мог отслеживать погашение задолженности или ее рост», – пояснил коллектор.

Хамят по телефону

Общение на повышенных тонах, брань и мат в адрес коллекторов не помогут в решении финансовых вопросов.

«Коллекторы не заставляли должников брать кредиты. Они не виноваты в сложных жизненных обс тоятельствах заемщика, в его беспечности при заключении сделок под высокие проценты. Им не нужно мстить за свои жизненные неудачи или угрожать. Гораздо выгоднее для обеих сторон прийти к конструктивному диалогу и вместе остановить рост долга и процентов», – подчеркнул коллектор.

Он отметил, что сами коллекторы очень быстро становятся невосприимчивыми к любому негативу со стороны должников. С самого начала их психика адаптируется к работе в таких условиях – или человек просто меняет профессию.

Читать еще:  Запрещенному в служении немецкому священнику-экуменисту не дадут восстановиться

Пытаются разжа лобить коллекторов

Некоторые должники начинают рассказывать коллекторам о своей жизни, пытаясь разжалобить их, выпрашивают рассрочку или вообще просят списать долг.

«Такие решения не входят в компетенцию коллекторов, которые лишь напоминают о выполнении ус ловий договора с банком или кредитной организаций и штрафных санкциях. Рассказы о злой барыне и бедной-несчастной Муму никак не повлияют на ситуацию. Вместо этого нужно попытаться решить ситуацию и расплатиться с долгом – возможно, продав что-то или обратившись за помощью к родственникам и друзьям», – сказал коллектор.

Выдумывают небылицы

Порой должники начинают выдумывать поистине невероятные истории, чтобы запутать коллектора и отсрочить день расплаты.

«Чего только не услышишь по телефону от должников! Од ин раз мужчина сделал очень удивленный голос и сообщил, что никогда не брал кредитов и в те сроки, которые ему назвали, находился в местах заключения. Но у него якобы есть «брат-двойник», который как раз мог это сделать. Он очень натурально кричал, что сейчас пойдет с ним разбираться», – рассказал коллектор.

Представляются сотрудниками правопорядка

Бывает, что «театр одного актера» достигает апогея, и должники представляются высокопоставленными представителями власти, прокурорами и известными адвокатами, ра ботающими под псевдонимами. Обещают найти и наказать тех, кто им звонит.

«Деятельность коллекторских агентств регламентирована законом. Все, что говорят и делают коллекторы, легитимно. А вот выдавать себя за того, кем не являешься, не только смешно, но и в редно – время идет, долги растут», – напомнил коллектор.

Действительно, затягивание с возвращением долга в первую очередь невыгодно самому заемщику, так как проценты растут каждый день. А коллекторы будут регулярно напоминать должникам о долгах, несмотря н а все басни и фокусы.

Меняют фамилию, телефон, адрес

Некоторые наивно полагают, что если сменить фамилию и место жительства, то коллекотры их не найдут. Как правило, так поступают те, кто изначально не собирался оплачивать кредит и решил скрыться в надежде на то, что долг «забудут и простят». Это не так.

«Используя одну только базу данных Пенсионного фонда России, можно найти место работы должника. Работодатель, открыто ведущий свой бизнес, регулярно производит платежи в ПФР. Если должник попытается «уйти в тень», то в базе найдутся данные о членах его семьи. Даже если он уехал работать вахтовым методом, можно выйти на его работодателя. А если продал квартиру, то у новых владельцев или риелтора останутся его данные. Найти след можно и через Росреестр», – подчеркнул коллектор.

Он отметил, что место работы – это главная уязвимость для большинства должников. Как правило, там есть родственные или дружеские связи, нередко с непосредственным руководителем. Там важна репутация. Так что после общения коллектора с сем ьей или коллегами должника задолженности обычно быстро погашают.

Думают, что им простят долг после банкротства банка

Почему-то многие люди думают, что если банк, в котором они взяли кредит, закрылся, то и возвращать долг не надо. Но по закону должник обяза н вернуть кредит, даже если у банка отозвали лицензию.

Непогашенные заемщиками кредиты передают другой организации, которая зачастую перекупает их в надежде на прибыль от просроченных платежей и нанимает коллекторов для взыскания долгов. При этом условия к редита могут поменяться, но только с согласия заемщика. Если он не выплатит долг полностью, то может продолжить выплачивать по частям в том же объеме, что и раньше.

«Недавно позвонил пожилой женщине, которая семь лет назад взяла кредит. Банк давно лишился лицензии, а задолженности по кредитам продал другой организации. За это время у женщины образовался солидный долг. Она начала стенать и жаловаться, что уже вышла на пенсию и не может выплатить всю сумму, не может даже совершать ежемесячные платежи. Но кто мешал ей, например, накопить на отдельном счете средства, чтобы заплатить банку по условиям кредита? Сейчас бы как раз рассчиталась», – недоумевает коллектор.

Можно ждать уведомления о смене кредитора, но лучше самому поинтересоваться, куда вносить платежи . Как правило, контакты временного управляющего организации размещают на сайте банка или в его отделениях. Информацию о ликвидируемых банках и консультацию можно получить в Агентстве по страхованию вкладов .

Отказ от платежей сначала приведет к общению с коллекторами, затем к судебному взысканию долга, в том числе за счет имущества заемщика – например, квартиры или дома, под которые выдавали кредит.

Не берут справку о полном погашении кредита

Пос ле выплаты долга заемщику нужно взять в банке справку о полном погашении кредита. Это официальный документ, который подтверждает отсутствие задолженности по займу. Справка должна содержать исходящий номер и дату формирования, печать кредитной организации, подпись банковского сотрудника, сумму кредита и дату его погашения.

Порядок выдачи справки и сроки могут отличаться. Заемщик, как правило, должен написать соответствующее заявление по образцу кредитной организации, но иногда справку можно заказать и по уст ному заявлению. Документ выдают в течение нескольких рабочих дней, эта услуга бывает как бесплатной, так и платной.

«Бывали случаи, когда информация о погашении кредита не поступила своевременно в бюро кредитных историй, и заемщик продолжал там числиться с непогашенной ссудой. То есть человек был уверен, что ничего не должен банку, а ему звонили коллекторы и утверждали обратное. Иногда речь шла о сумме, которую заемщик не оплатил именно за выполнение каких-то операций, а со временем она выросла до значительных размеров благодаря начисляемым процентам», – сказал коллектор.

По его словам, могут возникнуть непредвиденные ситуации. Бывает, что кредитные организации пытаются взыскать часть долга через суд, а часть через коллекторов – и тогда на человека идет двой ное давление.

Также информация о непогашенном долге может спровоцировать отказ в выдаче нового кредита. Справка о погашении кредита иногда требуется при оформлении займа без поручителей в другом банке.

«Справка о полном погашении кредита – это официальный документ о том, что заемщик действительно ничего не должен банку. Она является гарантом отсутствия недоразумений в дальнейшем», – заключил коллектор.

Рассказ бывшего коллектора: «Люди работают жестко, не гнушаются ничем»

Автор фото, Kirill Gromov

Подобные надписи оставляют в домах должников коллекторы по всей стране

С этого дня на всей территории Кемеровской области запрещена деятельность коллекторских агентств. «Другого выхода нет. Мы не можем допустить, чтобы наших людей убивали», — так необходимость принятия закона о запрете коллекторов объяснил губернатор региона Аман Тулеев.

Непосредственным поводом, вызвавшим такую реакцию Тулеева, стал случай в соседней Новосибирской области: женщина, которая не смогла вернуть взятые в долг в прошлом году 5 тысяч рублей, заявила полиции, что неизвестные ворвались в ее квартиру, избили мужа и ребенка, а ее саму изнасиловали. Сумма, которую у нее требовали, составляла 240 тысяч рублей.

Прокуратура области во вторник сообщила о возбуждении уголовных дел о разбое и насильственных действиях сексуального характера.

Принятие закона, регулирующего деятельность коллекторов в России, на федеральном уровне пока находится на начальной стадии обсуждения в Госдуме.

Однако сообщения о жестоких методах, которые используют коллекторы, появляются в СМИ регулярно.

В Ульяновске в конце января коллектор бросил в окно частного дома бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью, в результате чего пострадали 56-летний хозяин дома и его двухлетний внук.

Прокуратура Екатеринбурга расследует дело о том, как коллекторы заблокировали ребенка в квартире, залив клеем замки и перерезав телефонные провода. В четверг появились сообщения, что эта семья до сих пор продолжает получать угрозы от коллекторов насилия и изъятия имущества.

Региональные российские СМИ пестрят сообщениями о том, как коллекторы заливают замочные скважины клеем или монтажной пеной, пишут оскорбительные сообщения во дворе, на двери квартиры или машины, которые, по их — иногда ошибочному — мнению, принадлежат должнику.

Русская служба Би-би-си попросила бывшего коллектора рассказать о том, что подразумевает такая работа и кто ей занимается. Бывший сотрудник одного из крупных коллекторских агентств Санкт-Петербурга, представившийся как Альберт Берг, заявил, что ушел из этого бизнеса как раз потому, что столь жесткие методы работы с должниками — не для него.

«Не гнушаются ничем»

Альберт Берг: Я проработал в коллекторском агентстве около двух лет. У меня образование высшее юридическое, я офицер ГРУ в отставке и очень много лет работал в охране. Поэтому меня сразу взяли на работу, у меня было свое подразделение. Но когда я увидел их методы по выбиванию долгов, то я написал заявление, ушел по собственному желанию. Мои моральные принципы мне просто не позволили там работать.

Мне не сразу открылось все, что они делают. Я хороший специалист, и они видели, что мне не позволяют мои принципы, и изначально меня не допускали до каких-то выездов. Я консультировал людей, говорил, что можно делать, их это не устраивало, потому что я был слишком мягок. Я говорил: «Так нельзя делать, вы что», а они говорили: «Все будет хорошо, у нас везде связи».

Автор фото, Reuters

По словам бывшего коллектора, ждать, пока 5 тысяч невыплаченного долга превратятся в 350, — стандартная практика

Я из-за этого и ушел, потому что слишком уж перегибают палку и очень все аморально. Конечно, закон не соблюдается. Люди работают очень жестко, не гнушаются ничем.

Сейчас по Петербургу, я бы сказал, более 70% тех, кто работает в коллекторских агентствах, — это люди, так скажем, далеко не квалифицированные. Много людей с уголовным прошлым, и их начальство прекрасно знает об этом. Они сами набирают такой народ, и методы становятся все жестче и жестче. Невский и Кировский районы — одни из самых жестких по коллекторскому бизнесу.

День из жизни коллектора

Начинается день с собрания. Есть определенный костяк, который собирается, — так скажем, самое старшее звено. Это, допустим, шесть человек, а у этих шести человек еще в подчинении по пять-шесть человек у каждого. Им объясняется роль и задача на сегодняшний день, даются адреса. Объезд по три-четыре адреса в одном районе.

Бригада выезжает на одной-двух машинах и жестко работает. Начиная от расклеивания листовок с разными похабными словами, надписи краской, всякая нецензурная брань. Дверные глазки замазывают, замочные скважины. Реально портят все. Были же случаи, что человек на самом деле не проживал по этому адресу, просто квартиру сдавал (нередки случаи и когда коллекторы просто ошибались номером дома или квартиры — 1 , 2 — прим. Би-би-си).

Автор фото, RIA Novosti

Коллекторы в России и раньше прибегали к нестандартным методам: агентство из Калининграда разместило фото должников на билбордах в 2009 году

Командир звена все понимает, он грамотный. Любые методы — хотя такого, как в Новосибирске, где изнасиловали, конечно, не было никогда. Старались без крови, но были и жесткие случаи, когда приходилось и людей бить. Это все в зависимости от ситуации.

Как показывает практика, неважно, какой долг — три тысячи или 100 тысяч рублей, всегда действовали устрашающими методами. Доходило до того, что у человека что-то забиралось просто по беспределу, то есть это уже разбой. Телефон, золото, что-то еще. Человек был настолько напуган, что он, конечно, заявление не пишет никуда.

Это везде так, во всех коллекторских агентствах. Это все скрывают. У каждого большого агентства есть своя пресс-служба, и, когда им звонят, они, естественно, отвечают — нет, «оно не наше».

Людей доводили до таких истерик! Были же случаи, что вешались люди, выпрыгивали из окна из-за пяти, трех тысяч рублей, потому что оскорбления идут очень жесткие. По телефону звонят и родственникам, и тебе — с матом говорят: «Мы тебя изнасилуем, убьем, и детей твоих тоже».

Автор фото, Kirill Gromov

Петербуржец Кирилл Громов не вернул заем в 30 тысяч рублей, взятый в компании «Деньга». Это — переписка с коллекторами

Так они работают. У всех по 50 номеров телефонов, дешифраторы у многих, которые голос изменяют. Он может начать разговаривать одним голосом, а затем сразу переходит на женский — на самом деле мужчина разговаривает, а в трубке женский голос. Если начальство у тебя не додумывается до какого-то метода, ты можешь даже техническое новшество какое-то ввести. И у нас ребята предлагали, и это все так аморально было.

Разговаривают очень грубо, давление психологическое идет. Естественно, эти звонки не прекращаются ни днем, ни ночью, хотя по закону никакие банки не имеют права звонить после 10 вечера до 9 утра (в выходные можно звонить только до 20:00 — прим. Би-би-си).

Кто идет в коллекторы?

Когда берут людей на работу, смотрят на то, может ли человек этим заниматься. Категории какие есть? Есть молодые, которые коляски жгут за пять тысяч (в феврале за это приговорили к условному сроку сотрудника крупнейшей микрофинансовой организации в стране «Домашние деньги» — прим. Би-би-си). Есть наркоманы, которые официально не работают, их просят просто. Есть люди за сорок, которые там работают. Это высшая категория: бывшие отставники, спортсмены.

Читать еще:  Православные христиане отметили праздник Пасхи

Есть, конечно, и юридическая сторона: несколько человек, которые действительно подкованы. Они, в основном, сидят в офисе, но могут поехать и на выезд.

Если человек неэффективно работает, конечно, какая-то беседа проводится, могут наложить штраф — вычесть из зарплаты. Более того, проценты получали все. Долг вышибаешь — с него проценты, помимо зарплаты. А зарплаты-то хорошие на самом деле, поэтому идут туда работать всякие отморозки. Он ничего не может делать, он может только материться и руками махать. Все коллекторские агентства такие, в основном.

Конечно, есть какие-то задержания [сотрудников коллекторских агентств]. Все, в основном, ходят под подпиской, если нет широкой огласки. Если она есть, то естественно, происходит как в «Домашних деньгах», которые коляски палили и двери портили. А итог-то какой? Ну да, посадили человека, который просто исполнитель, маленький человек, а тот, кто этим руководил всем, на свободе и также продолжает ездить и беспредельничать.

Финансовая неграмотность

Есть такая практика в микрозаймах: они специально молчат целый год или даже полтора, чтобы вырос процент выше 300 тысяч. Пять тысяч взял человек, у него долг вырос за полтора года до 350. Потом они начинают действовать.

А человек, как правило, у нас неграмотный, если его не трогают, он думает: ну что, значит забыли, что там, пять тысяч всего. А через год его нашли и говорят: с тебя 350 тысяч. И начинается это вышибание. Соответственно, он еще идет в кабалу какую-то или в суд.

Автор фото, BBC World Service

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), на конец 2015 года на руках у россиян находилось 74,7 млн кредитов на общую сумму 9,05 трлн руб. Количество просроченных кредитов выросло на 9% до 12,6 млн, что составляет 16,8% от общего количества

Самое удивительное, что наши российские суды часто становятся на сторону коллекторского агентства. То есть человек взял пять тысяч, но суд присуждает: отдайте 100, потому что договор подписали. А получает он 15 тысяч, и у него еще дети есть ( статья 333 Гражданского кодекса РФ позволяет суду уменьшить неустойку, если она «явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства» — прим. Би-би-си).

Я думаю, куда вообще смотрят власти? Давно пора закон какой-то принять. Сейчас хотят, но это бесполезно, я думаю, потому что власти сами дали зеленый свет, чтобы занимались микрозаймами.

Это все настолько омерзительно, потому что люди-то в нищете. Они живут за порогом бедности, и они идут, этот микрозаем берут в надежде, что они его потом вернут. А потом проценты набегают, и это просто такая долговая яма. Как так, если люди квартиру уже продают? Взял 30 тысяч, у него 400 тысяч набежало, он квартиру продает.

Боязнь народного гнева?

Коллекторы стараются не появляться нигде. Я им просто объяснял: «Вот ты приехал, а представь, если к тебе приедут? У тебя есть жена, дети». Некоторые боятся, что его вдруг найдут или опознают. А некоторым все равно: они считают, что все по закону, это такая просто повседневная работа.

Но бывают такие случаи, и у нас тоже было, что случайно [должник и коллектор] на Невском в кафе встретились, узнали друг друга. Была очень большая драка.

Был еще такой случай в (названо крупное агентство микрозаймов): человек отсидел 12 лет, вышел. Он жил в Адмиралтейском районе, на первом этаже, с дочкой, которой было 20 лет.

Она пошла в университет. Обычно он слышал, когда входная дверь в подъезд захлопывалась, а тут он не услышал. Смотрит в глазок и видит: один в ее сумке роется, второй держит ее за куртку. Он берет травматический пистолет, который у него был незаконно куплен естественно, выбегает, стреляет одному в голову, другому в живот.

Автор фото, Kirill Gromov

Заливание монтажной пеной замков квартиры должника, а иногда и его соседей, — весьма распространенный способ прессинга со стороны коллекторов

Оказалось, что она взяла микрозаем 30 тысяч, папе ничего не сказала. Надо было каждую неделю по 1200 рублей класть, а она две недели просрочила.

Его задержали, ночь он просидел, с утра суд. Он уважаемый в криминальном мире человек, и на суде говорит: «Я в глазок посмотрел и увидел, что дочку мою любимую трясут. Что я мог подумать? Какие-то воры».

Его отпустили под подписку, а потом ему ничего не было, потому что те не стали заявление писать. Единственное — он тому, которому в голову стрелял, глаз выбил. Его попросили, он им 500 тысяч заплатил. Он компенсировал так.

Они разрешили все мирным путем, потому что он приехал и сказал: «Ребята, если будет тут какое-то поползновение к моей дочке, я тюрьмы не боюсь, положу вас всех». Ему сказали, мол, мы претензий не имеем, но за глаз отдай, пожалуйста, человеку.

То, что с коллекторством для меня покончено, — это не то слово. Я работаю сейчас в охране, консультирую. Конечно, люди обращаются: есть долги, допустим, у предприятия, и мы можем помочь с юридической точки зрения. Подготовить документы, в суд подать. А чтобы ездить, выбивать — сейчас не 90-е годы.

Откровения коллектора: Опаснее задолжать мелкой фирме 5000 рублей, чем миллион — банку

27 мая 2015 1:00

Коллекторы нынче лютуют по всей стране: недавно в городе Ельце напали на семейную пару. Мужа избили, жене обрили волосы, унесли сотовые телефоны. Оказалось, долг избитых супругов составлял всего 15 тысяч рублей!

И подобных случаев — масса. В Питере коллекторы замуровали в квартире девушку, испортив замок. Молодого жителя Перми за долг в 5000 рублей вовсе забили до смерти.

Агентство Fitch приводит данные: должников сегодня в России 40 миллионов. А просрочили платежи более 5 миллионов граждан! Неужели им грозит встреча с такими вот изуверами?

На что на самом деле имеют право коллекторы и каковы методы их работы, «КП» рассказал профессиональный вышибатель долгов Михаил. Накануне кризиса он приехал в столицу из провинции. Человек с финансовым образованием, но смог устроиться в Москве только коллектором.

Самое страшное — микрозаймы

— Если вы задолжали солидному банку, вероятность, что тебя изобьют, обреют волосы или ограбят, минимальная, — рассказывает Михаил. — Другое дело, если вы брали микрозаймы или, как их по-другому называют, экспресс-кредиты. Это когда фирмы ссуживают желающим небольшие суммы: быстро, без дополнительных проверок, достаточно показать паспорт. Но ставки у микрокредитов грабительские (1,5 — 2,5% в день, а это 600 — 900% в год! — Ред.).

Там проценты бешеные, капают каждый день. Люди берут в долг 5 тысяч, а через пару месяцев должны уже 35 тысяч рублей. Никто вовремя не объяснил им, что микрозаймы — это кабала, к тому же опасная!

Уголовные парни с битами — это работники фирмочек, «друзья-приятели» таких же мелких контор, которые занимаются микрокредитованием. Там процветает бандитизм, работают беспредельщики родом из 90-х годов.

Застыдить и запугать

— Я из крупного коллекторского агентства, где стараются соблюдать закон, — продолжает Михаил. — Банку судиться с неплательщиком долго и муторно, собственные коллекторы у банков, как правило, беззубые. Поэтому и передают должника нам. Нашему агентству достается одна шестая часть из всей выбитой суммы долга.

Работаем в два этапа. Сначала должника ведут в мягком режиме «софт». Этим занимается call-центр, где я как раз работаю. Система автоматическая. Номер набирает компьютер, на экране появляется карточка клиента: кто таков, сколько должен, какая просрочка.

Представляемся каким-нибудь псевдонимом (в последнее время много жалоб от клиентов, так что настоящие имена скрываем — чтобы начальство не нашло концы). Потом запугиваем: «Мы вас в черный список внесем, и вы вообще никакой кредит никогда не получите!» Страшилки рассказываем в красках, например, что будет после суда. Мы, коллекторы, на самом деле по закону ничего не можем: только словесно донимать должника. А приставы — другое дело. Они могут по решению суда вывезти имущество, оценив его в копейки.

Вот эти ужасы мы живописуем. Причем нельзя использовать уменьшительно-ласкательные формы и разговорную лексику. Жестко и четко. В день — несколько сотен звонков разным людям.

Если клиент не запугался за 180 дней, на него напускают «выездной отдел». У них задача — позорить человека перед свидетелями. Допустим, выходишь ты с работы, а они — на виду у всех — подходят и говорят: «Вы будете задолженность погашать? Взрослый человек, как вам не стыдно!»

На людей подобные меры сильно действуют.

Самая популярная угроза: «Не вернете долг — мы не ручаемся за ваше здоровье». За эту фразу трудно привлечь, потому что правоохранительные органы не оценивают угрозу серьезно и дела не возбуждают.

Плевать на чужую боль

— Заповедь коллектора: тебя не должна трогать чужая боль.

Как-то должник говорит мне по телефону: «Я на обследовании, у меня рак мозга, мне жить полтора месяца, свои долги на тот свет заберу». Я еще новичок был, растерялся, положил трубку. А по инструкции должен был сказать: «Ваши долги перейдут на ваших родных!» Должен был гнуть клиента: «Может быть, вы все-таки доедете до банкомата и заплатите — перед смертью-то?»

Нужен результат — обещание отдать деньги. Если ты не будешь жестко вести диалог, с тебя снимают баллы и уменьшают зарплату.

Наткнулся недавно на клиентку: у дамы был кредит 500 тысяч рублей, за несколько лет вырос до 4 миллионов. Хотелось ей заорать: женщина, не платите, идите в суд! Судья часто становится на сторону клиента. Ну миллион ей присудят отдать, но не четыре же!

Но нам, разумеется, подобные советы давать противопоказано.

Одна буква в фамилии

Я работал все майские праздники, в День Победы. Компьютер-идиот звонит и старикам, и ветеранам. Достали одну бабушку — искали должника. Она уже за сердце хваталась: ну вы поймите, нет здесь такого человека! А мы не можем перестать ей звонить. Ведь в самой базе данных коллекторов бардак. Полно левых номеров, по которым должника уже и след простыл, но из базы телефон не удаляется. Раньше, когда кредиты выдавали всем подряд, некоторые клиенты шутили: один мужчина оставил телефон психушки. Другой — телефон того же банка, в котором взял кредит! Глупость в том, что удалить телефон из базы банка очень трудно — только по требованию того человека, который его давал, то есть самого должника. Да и то не всегда.

У меня есть приятель по фамилии Петруха. Человек небедный, живет в белокаменном особняке. И мужика буквально заели коллекторы. Пару лет назад позвонили из банка: «Гражданин Петрухин, имя-отчество, такого-то года, проживаете по адресу…»

«Да, — говорит. — Имя-отчество мое, только я вовсе не Петрухин, а Петруха, и по тому адресу отродясь не проживал». Но ему говорят: «Вы у нас взяли на телефон 12 тысяч и на телевизор 50 и должны теперь 62 тысячи с процентами и пени». «Не брал! — говорит миллионер. — Проверьте меня по вашим базам, я чист».

Но банк ничего проверять не стал, а передал долг коллекторскому агентству. Эти уже не просто ругаются на моего друга, а угрожают: мол, приедем, имущество опишем, за границу не выпустим, водительске права отберем. Возможно, они даже и ездили — к Петрухину. И не выпускали — Петрухина. И права у него забрали. Но звонят по-прежнему не Петрухину, а Петрухе.

— Достало это все меня, очень хочу уволиться, — закончил свой рассказ Михаил.

МЕТОДЫ

«Заноза из стекловаты»

По каким инструкциям работают коллекторы

Вот чему учит на виртуальных тренингах бизнес-коуч и владелец консалтинговых фирм Михаил Джонджуа:

В урочные часы коллектор может звонить хоть сто раз на дню. Даже если трубку не берут — это все равно угнетает должника. «Хороший специалист по взысканию — хуже, чем просто заноза, он заноза из стекловаты». В разговоре коллектор обязан перетянуть нить разговора на себя. Он подстраивается к тону голоса, к дыханию клиента. А потом без умолку сыплет вопросами. Кто спрашивает, тот и главный.

«Что вам мешает заплатить сегодня?» и «Когда именно заплатите?» — вот две центральные фразы, на которые придется давать конкретный ответ. Коллектор должен выдавить из должника точную дату и час оплаты. Даже если должник не исполнит обещание — осадочек у него останется. Пусть его мучает совесть.

— В результате естественного отбора в call-центрах по работе с должниками часто остаются лишь те, кто может просто долго орать на собеседника по телефону и не очень переживать по этому поводу, — уверен гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. — Те, кто мог бы общаться по-человечески, просто не выдерживают «плана» из сотен звонков в день людям, которые с тобой рады общаться ненамного больше, чем с Чикатило в темной подворотне.

Читать еще:  Вечные сюжеты в литературе

ЕСТЬ ИДЕЯ

Четыре раза позвонил — и хватит!

По данным Центробанка, каждая третья жалоба в Службу ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг связана с хамскими действиями коллекторов. Недавно руководитель проекта ОНФ (Общероссийский народный фронт) «За права заемщиков», зампред Комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов предложил запретить коллекторам звонить должникам более четырех раз в сутки, а также разглашать информацию о задолженности третьим лицам. То есть коллекторы смогут терроризировать строго должников, а не их родню и знакомых. В Госдуме на «круглом столе» инициативу поддержали. Участники беседы — представители Центробанка, МВД РФ, банковского сообщества, Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) — сошлись во мнении, что население уже буквально стонет от «менеджеров по вышибанию долгов», которые не брезгуют ни угрозами, ни оскорблениями. Жертвам коллекторов часто приходится увольняться с работы, теряя последний источник дохода. Можно быть уверенными, что поправки Климова скоро будут приняты.

Сейчас отношения между должником и коллектором в России регулирует закон «О потребительском кредите». По нему введен запрет на бесконтрольные круглосуточные звонки должникам. Кредитор обязан уведомлять задолжавшего о передаче долга, коллекторы обязаны представляться и оставлять свои полные контактные данные.

По мнению финансового омбудсмена Павла Медведева, улучшить ситуацию на кредитном рынке нашей страны позволит закон о банкротстве физических лиц. Он вступит в силу с 1 июля этого года. Правда, закон касается долгов, превышающих 500 тысяч рублей.

КОНКРЕТНО

Если достали вышибалы

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Вам впервые позвонил коллектор.

Противодействие: Не нужно избегать контакта. Попросите его представиться: ФИО, юридические и физический адрес агентства, его полное название. Позже уточните в договоре, имел ли право банк передавать ваше дело третьим лицам. Если нет — сообщите вышибале, когда позвонит в следующий раз, что отвечать вы будете только на письменные уведомления банка.

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Вам откровенно грубят.

Противодействие: Остановите разговор: «Минуточку, я сейчас включу запись на телефоне». Вышибала сразу сменит тон. Кстати, записывать разговоры — особенно с угрозами — на самом деле стоит. Без свидетелей, аудио- или видеозаписей доказать вину ретивых коллекторов практически невозможно.

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Звонки после 23.00.

Противодействие: Такие звонки можно квалифицировать по статье «хулиганство» (штраф до миллиона рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет).

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Коллектор хочет переступить порог вашего дома без приглашения.

Противодействие: Напомните ему о статье № 139 УК РФ — о незаконном проникновении в жилище (штраф до 2000 рублей или срок до двух лет).

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Коллектор настойчиво ищет встречи с вами, чтобы «урегулировать вопрос».

Противодействие: Встречайтесь, но как минимум при двух свидетелях. Разговор запишите на диктофон.

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Вам угрожают, что отберут имущество.

Противодействие: Расскажите о статье 163 УК — «вымогательство», по которой вышибалы могут сесть на срок до трех лет. Если не поможет — обращайтесь в полицию. Нелишним будет написать жалобу в НАПКА — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, заполнив специальную форму на сайте www.napca.ru.

Действия «специалистов по взысканию долгов»: В вашем подъезде повесили объявление вроде «Иванов из квартиры № 12 — должник и мошенник».

Противодействие: Статья 152 ГК РФ «защита чести, достоинства и деловой репутации» дает вам полное право подать в суд. И требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Коллекторы беспокоят ваших родственников или коллег.

Противодействие: Изучите кредитный договор: подписывали ли вы согласие на обработку персональных данных. Если нет — пишите заявление на имя руководителя коллекторского агентства о неправомерном разглашении персональных данных. Копию — в Роскомнадзор.

Действия «специалистов по взысканию долгов»: Коллекторы привязываются, ошибочно приняв вас за должника.

Противодействие: Просите их предъявить кредитный договор с вашей подписью. Если его нет, говорите «до cвидания!». Если звонки повторяются, пишите заявление в прокуратуру.

А КАК У НИХ?

Проблемы с долгами есть не только в России. Но Европе и Америке отношение к неплательщикам лояльнее. Коллектор в Америке называется «кредитным советником». Он ни в коем случае не позволяют себе угрожать должникам или шантажировать их. Главная его задача — совместная разработка схемы по погашению кредита. Нет выхода — задолжавший объявляет себя банкротом. Ничего страшного: не считая того, что в ближайшие лет десять банки ему не дадут в долг и банкрота вряд ли возьмут на престижную работу.

В Европе все переговоры принято укладывать в 30 дней, а долг, который не оплачен более трех месяцев, считается безнадежным, то есть пора банкротиться.

В России должника могут мариновать годами — он будет обещать «завтра-завтра», а потом вдруг возьмет — и отдаст! Вот такие мы загадочные.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Кто такие коллекторы

И почему с ними так сложно

Возможно, нас уволят.

Все банки пользуются услугами коллекторов, но не любят об этом говорить. Писать статью о коллекторах в журнале банка — всё равно что в первую брачную ночь обсуждать условия развода.

Банки делают вид, что коллекторы — это не про них. Любой юрист, пиарщик или маркетолог посоветует не трогать эту тему вовсе. Но мы рискнем.

Сегодня Тинькофф-журнал начнет разговор о коллекторах. Наши юристы, пиарщики и маркетологи против. Возможно, после этой статьи нас уволят, но мы расскажем о коллекторах всё как есть. Спасибо, что вы с нами.

Всё не так плохо

Вы удивитесь, но общаться с коллектором полезно. Раньше к должникам приходили, по сути, бандиты и это было страшно. Теперь должникам звонит коллектор и это безопасно. Коллектор не представляет угрозы, это закреплено в законе. Все проблемы с коллекторами — из-за паники и незнания своих прав.

Более того: коллектор может помочь с выплатой долга. Как этого добиться — в сегодняшней статье, но сначала — матчасть.

Почему коллектор так навязчив

Коллекторы как бойцовские псы: если вцепятся — не отпустят. Предположим, вы должны банку 1500 рублей за обслуживание кредитки — вроде небольшие деньги. Вы отложили оплату раз, другой, третий, на пятый вам начинают звонить. Сумма небольшая, но коллектор всё равно будет вас пилить. Кажется, что это нелогично, но у такой навязчивости есть причина.

Некоторые должники ведут себя как дети. Они говорят: «Я заплачу завтра» — но у них нет денег заплатить ни завтра, ни через месяц. Они попали в кредитную яму и не знают, как выбраться. Но вместо того чтобы составить финансовый план, они повторяют мантру «я заплачу завтра». Чтобы обсудить с таким должником настоящие проблемы, коллектору нужно выдавить из него признание. На сотый звонок должник не выдержит и проговорится: «Меня уволили с работы, и я не знаю, как вам платить». Тогда-то и начнется настоящий полезный взрослый разговор.

Когда вам звонит коллектор, он не знает, что вы не такой. Он предполагает худшее и пытается выдавить из вас признание. Чтобы коллектор не обращался с вами как с ребенком, сразу опишите ему свою ситуацию и назовите реалистичный срок: «Я уехал на дачу, здесь нет банкоматов и терминалов. Вернусь в город в пятницу, в субботу заплачу». До субботы он вас не побеспокоит. Но если вы пообещали заплатить и не заплатили, коллектор больше вам не поверит.

Почему коллекторы беспокоятся о небольших суммах

Допустим, вы задержали платеж на небольшую сумму — 1500 рублей. Кажется, от такого долга банк не обеднеет. Но коллекторы вас преследуют, как за преступление: звонят, давят, угрожают судом. На это тоже есть причина.

20%6%10%
кредитов в России просроченыкредитов выдается для погашения другого долгакредитов — безнадежные

1500 рублей — небольшая сумма. Но 70—80% всех долгов — это суммы до 3000 рублей, вместе они составляют для банка многомиллионные убытки. Один безнадежный ипотечный долг для банка не так страшен, как тысячи небольших просрочек. Поэтому банк решает требовать с должников любую сумму одинаково строго. Такую установку он передает коллекторам, а коллекторы с такой установкой звонят вам. Для них ваша мелкая просрочка ничем не лучше, чем долг в сотни тысяч рублей.

Чтобы понять масштаб проблемы, представьте: сейчас в России около 40 миллионов человек расплачиваются по кредитам. Это половина экономически активного населения страны. Из них более 5 миллионов задерживают платежи. Общая сумма просрочек — 10,6 трлн рублей.

Если для вас 1500 рублей — небольшая сумма, тогда нетрудно будет ее заплатить. Спросите у коллектора, где ближайшее отделение банка или терминал, заплатите, и больше вас не побеспокоят.

Для коллектора не бывает маленьких просрочек.

Если вы не виноваты

Вы можете попасть в список должников по ошибке. Например, вы уже выплатили кредит, но из-за сбоя в системе коллекторы продолжают звонить. Или вам на домашний телефон звонят, потому что прежний владелец квартиры оставил банку этот номер. Увы, коллектор не войдет в ваше положение, потому что действует строго по инструкции. У него написано на экране, что вы должник. Пока это написано на экране, он не отстанет.

То, что вас беспокоят без причины, несправедливо, но обсуждать это с коллектором бесполезно. Коллектор работает по скрипту — инструкции, которая регламентирует любые ситуации. Скрипт придуман, чтобы коллектор всегда оставался беспристрастным и не выходил за рамки закона. Если должник говорит, что ничего не должен, коллектор не должен верить. Это его работа.

Если коллекторы беспокоят вас зря, свяжитесь с банком. Расскажите о ситуации, попросите убрать вас из коллекторских списков. Работники банка, в отличие от внешних коллекторов, уполномочены решать такие проблемы. Возможно, вас попросят подтвердить сказанное документами — например, предъявить свидетельство о покупке квартиры.

Не спорьте с коллектором, спорьте с банком.

Какие бывают долги

Коллекторы делят долги на два типа: случайные просрочки и кредитные пирамиды.

Случайные просрочки появляются, если заемщик чуть-чуть не вписался в бюджет — например, потратил слишком много на отпуск. Такие должники задерживают не больше 3000 рублей на несколько дней. В такой ситуации коллектор работает живым напоминанием: не забудь, не забудь, не забудь.

Кредитные пирамиды — тяжелая ситуация. Она возникает, если человек взял кредитов больше, чем может оплатить. Чтобы покрыть платежи по старым кредитам, он берет новые. Общая база кредита растет, ставка на каждый новый кредит всё выше. Любая непредвиденная трата — и пирамида рассыпается. Таким должникам нужна реструктуризация, здесь коллектор работает как финансовый консультант.

Отговорки кредитных должников

Есть и третий тип — те, кто с полной ответственностью отказываются выплачивать долг. Должник заявляет, что платить по кредиту не будет, потому что банками управляют жулики, рептилоиды или масоны. Тут коллектор бессилен, дело передадут в суд.

Бандиты

В 90-х финансовые институты в стране работали плохо: банки только учились давать кредиты, государство не умело взыскивать долги. Поэтому эти функции люди выполняли самостоятельно. Взысканием долгов занимались бандиты. У них не было никаких полномочий, поэтому для убеждения они использовали подручные средства и бытовые приборы.

Сейчас такие методы используют только полулегальные организации — мы называем их черными кредиторами, но они называют себя как угодно, хоть «Супердоверие-уайт-честный-инвестбанк». Черные кредиторы дают деньги без документов, поручителей и лишних вопросов. К ним обращаются финансово безграмотные люди или те, кому отказали банки. А через несколько месяцев клиент такой организации может увидеть у себя на пороге «бригаду из девяностых».

Несмотря на то что черные кредиторы действуют на грани закона, они не хотят его нарушать. Поэтому чаще всего насланные ими бандиты не применяют насилие, но используют шантаж и угрозы. Если вы видели по телевизору драматичный сюжет о том, как должникам угрожали расправой, вы видели угрозы именно таких полубандитских команд. Они не имеют никакого отношения к лицензированным банкам. Таких беспредельщиков нужно сажать по тюрьмам, а не прятаться от них по родственникам.

Если вам угрожают расправой, то вы имеете дело с бандитом. Не пускайте его в дом, не подписывайте никаких бумаг. Обращайтесь в полицию, закон на вашей стороне.

Коллектор не может просто зайти в ваш дом и вынести из него ценные вещи — это грабеж. Коллектор не может угрожать вам и вашим близким. Но тут есть нюанс: важно различать угрозу и предупреждение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector