5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

компьютерная зависимость

Содержание

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

Компьютерная зависимость

Характеристика компьютерной зависимости: типы, симптомы, этапы развития, профилактика, принципы лечения.

  • Типы компьютерной зависимости
  • Симптомы компьютерной зависимости
  • Этапы развития
  • Профилактика компьютерной зависимости
  • Принципы терапии и коррекции компьютерной зависимости

От 5 до 14% пользователей Интернета страдают компьютерную зависимость. Чаще всего это подростки и лица молодого возраста.

Важной особенностью зависимого поведения лиц молодого возраста является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой. Достаточно часто у них наблюдается одновременное существование различных видов зависимости.

Компьютерная зависимость висококоморбидна с девиантным формам поведения, депрессивными и личностными расстройствами, с различными видами химических аддикций.

Типы компьютерной зависимости

На сегодня выделяют 5 типов компьютерной зависимости:

  • навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым
  • сайтам)
  • пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;
  • виртуальные знакомства;
  • киберсекс (увлечение порносайтами);
  • компьютерные игры.

Компьютерная аддикция формируется гораздо быстрее, чем другие аддиктивные расстройства: около 25% больных получили зависимость течение 6 мес после начала работы с компьютером, 58% — в течение второго полугодия, 17% — через 1 год.

Симптомы компьютерной зависимости

М.Н. Оггаск (1999) выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для компьютерных аддиктов:

  1. Психологические симптомы:
    • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
    • невозможность остановиться, увеличение времени, проводимого за компьютером;
    • пренебрежение семьей и друзьями;
    • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;
    • предоставление ложных сведений работодателям или членам семьи о своей
    • деятельность;
    • проблемы с работой или учебой.
  2. Физические симптомы:
    • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
    • сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
    • боль в спине;
    • нерегулярное питание;
    • пренебрежение личной гигиеной;
    • расстройства сна, изменение режима сна.

Стадии развития

Компьютерная зависимость формируется в три этапа (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, 2006):

  1. 1-й этап — этап риска развития компьютерной зависимости. Основными характеристиками этого этапа является увеличение времени, проводимого для достижения поставленной цели и работы за компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоционального удовлетворения за компьютером, расходования большего количества денег на компьютерную дияльнис ть, первые признаки социальной дез адаптации.
  2. 2-й этап — этап сложившейся компьютерной зависимости. Основные признаки, характерные для этого этапа: эмоционально — волевые нарушения и психическая зависимость. Отмечает ться рост толерантности к компьютеру, навязчивые мысли о нем и фантазирование. Наблюдается дезактуализация базовых потребностей — сна, отдыха, приема пищи, личной гигиены. Нарушаются режимы «сон — бодрствование» и «отдых — нагрузка», работа за компьютером — не только в дневное, но и в ночное время. Деятельность по персональным компьютером происходит за счет обучения, работы, социальных и личных отношений. С одной стороны, пациенты вполне ориентированы в компьютерных технологиях, с другой стороны, имеет место своеобразная форма инфантилизма, практически полная беспомощность в мире социальных норм и отношений.
  3. 3-й этап — этап тотальной компьютерной зависимости. На этом этапе наблюдаются признаки как психической, так и физической зависимости. Остаются безуспешными попытки контролировать работу за персональным компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобладают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, депрессивные феномены, рассеянное внимание, непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук. Возможно демонстративно-шантажное суицидальное поведение в случае попытки окружающих препятствовать компьютерной деятельности. На данном этапе наблюдаются физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). Выраженная социальная и семейная дезадаптация.

Профилактика компьютерной зависимости

Первичную профилактику следует начинать в школе и направлять на улучшение психической адаптации учащихся, их межличностных отношений, на ознакомление с проявлениями компьютерной зависимости и ее возможных последствий. Необходимо информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости.

Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, 2006):

  1. 1. Информационный (публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка).
  2. 2. Образовательный (просветительские программы; программы обучения родителей, педагогов, психологов, социальных работников, работников компьютерных клубов, учебные программы для учащихся школ, лицеев и колледжей).
  3. 3.Обеспечение занятости (клубная работа, дополнительное обучение, временное трудоустройства и т.п.).
  4. 4.Корекция семейных отношений (формирование отношений, способствующих полноценному воспитанию ребенка, общие интересы всех членов семьи, эмоциональная поддержка, психологическая защита и т.п.).
Читать еще:  Сегодня у христиан всего мира началась Страстная неделя

Вторичная профилактика основана на выявлении группы риска и направлена ​​на предупреждение развития компьютерной зависимости и восстановления личностного и социального статуса в этих лиц.

Принципы терапии и коррекции компьютерной зависимости

В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования абстинентного синдрома. С этой целью используют антидепрессанты, анксиолитики и / или седативные препараты. Но ведущее место в лечении занимает психотерапия. Большинство специалистов рекомендуют индивидуальную и / или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами и эмоциями. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных контактов и социальной адаптации лиц с компьютерной зависимостью, целесообразнее использовать групповые виды терапии.

Перспективным является также применение семейной психотерапии, потому что очень часто основой компьютерной аддикции является семейная дисфункция и неадекватный стиль воспитания и отношений с ребенком.

Почему возникает зависимость от компьютерных игр и как от нее избавиться: руководство от клинического психолога

Компьютерные игры так увлекательны и разнообразны, что и ребенок, и даже взрослый может легко найти себе увлечение по душе. Но такие хобби опасны, и об этом говорят психологи, врачи и представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 2018 году после ряда исследований и обсуждения на уровне международного медицинского сообщества ВОЗ приняла решение включить игровое расстройство в перечень Международной классификации болезней, которая начнет действовать уже в январе 2022 года.

Почему же представители глобальной организации здравоохранения так озабочены распространенностью компьютерных игр? Чем опасна игровая зависимость от компьютерных игр? Как выявить это состояние у себя, подростка или близкого человека? И самое главное — как избавиться от компьютерной игровой зависимости? На эти вопросы журналисту ФАН ответила практикующий медицинский и семейный психолог, доктор психологических наук Наталья Зенцова.

Особенности компьютерной игровой зависимости

Так называют одну из форм психологической зависимости, которая проявляется навязчивым стремлением к играм на компьютере или смартфоне. Она развивается точно так же, как зависимости, например, от еды, работы, отношений.

«Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, — комментирует доктор психологических наук Наталья Зенцова. — По статистике, каждый третий тратит на социальные сети и компьютерные игры более 30 часов в неделю. Но часто бывает, что ни сам человек, ни его близкие не могут распознать развитие зависимости».

В середине 90-х годов подростки чаще слушали музыку или увлекались просмотром передач. Сегодня увлечение гаджетами вытеснило прежние привычки. Более 70% современных детей не мыслят своей жизни без компьютера и готовы уделять ему максимум собственного времени. И только если свободное время остается, его тратят на занятия спортом, реальное общение со сверстниками, прогулки. Компьютерные игры при этом становятся главным развлечением. Дети незаметно для себя и родителей погружаются в виртуальный мир, который планомерно вытесняет интерес к миру реальному.

Как часто встречается игровая зависимость у детей и взрослых

Несмотря на распространенность проблемы, точной статистики в этом вопросе пока не существует. Но есть данные, что не менее 10% взрослых уже страдают от компьютерной игромании, а 40% взрослого населения планеты демонстрируют предрасположенность к этому расстройству. Отсутствие официальной статистики легко объяснить: крайне редко взрослый человек усматривает в своем увлечении болезнь, настоящую проблему. И еще реже обращается за помощью к специалистам.

В отношении детей есть более точные сведения, так как родители обычно внимательнее относятся к их психическому здоровью, чем к собственному. И статистические данные, которыми располагают врачи, пугают: не менее 80% современных детей страдают от этого расстройства.

Опасность зависимости от компьютерных игр

«Зависимость возникает, когда человеку не хватает эмоций, впечатлений, общения, уверенности в себе, — отмечает Наталья Зенцова. — Тогда ребенок или взрослый пытаются уйти от повседневной рутины в виртуальную реальность. Это улучшает эмоциональное самочувствие человека, а игра становится для него потребностью».

Однако «улучшение самочувствия», которое испытывает игроман на первом этапе, оборачивается целым спектром негативных последствий. Особенно ярко они проявляются в детском и подростковом возрасте. Дети мало читают или не делают этого вообще. Вместо живого общения они предпочитают переписываться в социальных сетях. Новая потребность исключает из повседневной жизни прогулки, занятия спортом, выполнение домашних заданий: на все это не остается ни времени, ни желания.

Совсем скоро новый образ жизни накладывает отпечаток на физическое и психическое здоровье ребенка. В первую очередь страдают его осанка и зрение. Статичная искривленная поза, постоянное мерцание экрана нарушают здоровье позвоночника и глаз. Часто появляются жалобы на онемение правой руки и пальцев. Для этого состояния ученые уже даже придумали название — «туннельный синдром» или синдром «руки, держащей мышь», подразумевая, что именно однообразная поза с компьютерной мышкой в ладони приводит к его развитию.

Одновременно наблюдается изменение психического состояния человека. И даже если он понимает, что попал в игровую зависимость, изменить что-то самостоятельно уже не может. Тяга к игре заставляет забывать обо всем на свете, из-за чего ребенок начинает опаздывать в школу, а взрослый — на работу и деловые встречи. Человек часто ощущает усталость, его мучает бессонница, а из-за постоянного эмоционального «тонуса» даже длительный ночной сон не приносит расслабления.

Факт. Дети, увлеченные компьютерными играми, часто демонстрируют жестокость, начинают ругаться с родителями. У них наблюдаются вспышки агрессии, которые выливаются в физическое насилие.

Симптомы игровой зависимости

Существуют четкие признаки, которые позволяют специалисту диагностировать наличие игромании у ребенка или взрослого.

  • Абстинентный синдром. Или синдром отмены, который проявляется нервозностью, крайней степенью раздражения, если по какой-то причине человек не может начать или продолжить игру.
  • Компульсивность. Так называют неконтролируемое поведение, приступы, которые направлены на достижение единственной цели — сесть за компьютер и начать играть. Один из показателей компульсивности — стремление при любой удобной возможности погрузиться в игру, например, когда ребенок, едва зайдя домой из школы, бросает портфель и тут же бежит за компьютер.
  • Отрицание. Этот симптом характерен для любой зависимости. Человек, страдающий ею, не будет соглашаться с разумными доводами окружающих. Его критическое отношение к негативным последствиям своего пристрастия снижено. Он будет спорить, отрицать, доказывать, что никакой привязанности не испытывает, однако его поведение будет говорить об обратном.
  • Толерантность. С развитием толерантности к алкоголю человек стремится увеличивать дозу, с каждым разом употребляя все больше и больше спиртного. В отношении компьютерных игр происходит то же самое. Человек проводит за компьютером все больше времени, не замечая пролетевших минут и часов. При этом ему кажется, что он потратил совсем немного времени, стремится посидеть за игрой «еще чуть-чуть», «еще минуточку», даже если уже критически опаздывает в школу или на встречу, а времени для отдыха или сна у него почти не остается.

По мнению Натальи Зенцовой, родители могут распознать признаки компьютерной зависимости у ребенка по его поведению.

Для этого состояния характерны:

  • обиды, слезы и негодование, если родители просят прекратить играть;
  • неспособность ребенка сказать, сколько времени он планирует потратить на игру сегодня;
  • злость и раздражение, если во время «любимого занятия» ему приходится переключаться на что-то другое;
  • регулярные просьбы к родителям дать денег или оплатить очередные игровые обновления, покупку аксессуаров для компьютера;
  • снижение успеваемости в школе, невыполнение домашних заданий;
  • отказ от участия в выполнении домашних, бытовых дел и использование этого времени на игры;
  • нарушение режима дня: ребенок поздно ложится спать, из-за чего не высыпается, пропускает приемы пищи из-за увлеченности игрой;
  • подросток не хочет заниматься ничем более: ему не нужны хобби, обычные увлечения (спорт, танцы, секции), он не стремится к реальному общению со сверстниками;
  • в обычное время пребывает в подавленном состоянии, плохом настроении, но как только садится за компьютер, настроение улучшается;
  • невозможность поиграть вызывают раздражительность, подавленность, несмотря на интересное или необычное окружение (в семейной поездке, на экскурсии, детском празднике);
  • ребенок не демонстрирует стремления общаться со сверстниками, дружить с кем-либо, становится замкнутым, а если и идет с кем-то на контакт, то в разговорах главенствует тема компьютерных игр.

Тест на игровую зависимость

Распознать игроманию у ребенка проще, чем у взрослого: об этом говорят особенности поведения или «изменение» характера, которое замечают родители и близкие. Поведение взрослых более сложное, осознанное, а потому для выявления игромании можно использовать специальные тесты.

«Существует несколько тестов, позволяющих диагностировать игровую зависимость, — уточняет Наталья Зенцова. — Но нужно помнить, что наиболее точный диагноз может поставить только специалист».

Опросник «Шкала ложных пари»

Это самый простой тест, который позволяет отличить зависимого игромана от человека, который лишь время от времени играет «в свое удовольствие». Он состоит из двух вопросов:

  1. Испытывали ли вы когда-то желание вложить в игру большие суммы?
  2. Обманывали ли вы когда-то близких о том, сколько денег тратите на игры?

Отвечать нужно кратко — «да» или «нет». Положительный ответ на один из вопросов говорит о склонности к игромании.

Факт. С помощью этого теста можно незаметно диагностировать игроманию у подростка, задав один или оба вопроса «вскользь» в разговоре.

Опросник сообщества анонимных игроков

Он состоит из 20 вопросов. Игроман даст более семи положительных ответов. Такой результат говорит о наличии зависимости, контролировать которую человек уже не в силах, и о том, что он нуждается в профессиональной помощи.

Опросник MAGS

Он создан для диагностики увлечения азартными играми, но и для выявления компьютерной игромании использоваться тоже может. Включает 31 вопрос, которые помогают определить как наличие зависимости, так и негативных последствий, которые она уже вызвала.

Стадии компьютерной игромании

Наблюдения близких и тесты позволяют лишь распознать проблему. Но чтобы определить, на какой стадии находится болезнь и как с ней справиться, важно обратиться к специалисту. Интернет-зависимость от игр опасна тем, что страдающий ею человек, как правило, не понимает глубины проблемы. И если взрослый в какой-то момент может осознать, что загнал себя в ловушку, и признаться в этом врачу или психологу, то ребенок этого никогда не сделает.

Врачи выделяют четыре стадии опасного состояния.

  1. Легкая увлеченность. Механизмы зависимости формируются. Во время и после игры человек испытывает удовлетворение. Ему нравятся реалистичная графика, «живой» звук, необычные сюжеты, в которых он принимает участие. Все это вызывает яркие эмоции и стремление повторить эти действия, чтобы вновь получить удовольствие. На этом этапе игра становится целенаправленной: игрок испытывает потребность вновь «примерять» на себя выбранную роль.
  2. Увлеченность. Первое «знакомство» позади, и потребность играть уже диктует распорядок дня подростка. Новое занятие становится для него приоритетным, тогда как общение с близкими, отдых, школьные и домашние обязанности уходят на второй план. Его мысли заняты лишь игрой и стремлением к ней.
  3. Зависимость. Происходит серьезная перестройка ценностной и смысловой структуры личности. Во главу угла в ней выводится потребность в игре, а самооценка подростка снижается. Основополагающая ценность вызывает изменения характера, поведения, настроения, меняет ритм и образ жизни. Ругаться, скандалить, обижаться, врать, проявлять агрессию даже в отношении самых близких людей становится нормой, если это необходимо для достижения главной цели.
  4. Привязанность. Самая продолжительная стадия, которая может длиться годами. Во время игры человек может уже не чувствовать былого прилива сил, интереса или ярких эмоций. Несмотря на то, что его игровая активность угасает, он живет «от игры к игре», отказаться от привычки уже не в силах.

«Если вы заметили у подростка игровую зависимость, не затягивайте с обращением к специалисту, — советует доктор психологических наук Наталья Зенцова. — Важно как можно раньше диагностировать ее и помочь ребенку от нее отказаться. Самостоятельно это состояние не лечится. Нужен комплексный профессиональный подход и четкое выполнение родителями подростка рекомендаций специалиста».

Как лечить игроманию

Чем раньше обратить внимание на проблему, тем быстрее получится с ней справиться. В одних случаях родители могут помочь ребенку своими силами, в других — должны срочно обращаться к врачу — клиническому, медицинскому психологу. Понять эту грань позволит оценка времени, которое ребенок проводит с гаджетами.

Совет. Если вы стали замечать, что подросток все свободное время посвящает телефону или компьютеру, нужно насторожиться. Ограничьте время их использования 1,5-2 часами в день. Если такое ограничение встречает резкое негодование или же ребенок продолжает играть, но уже тайно, — обращайтесь за консультацией к специалисту.

Эффективные методы лечения игровой зависимости на ранних стадиях предусматривают амбулаторную работу с медицинским психологом. Психотерапия включает регулярное — 2-3 раза в неделю — общение с самим подростком, а также семейные сессии с его родителями, родными.

Профилактика игровой зависимости

«Чтобы у ребенка не возникло желания пребывать в виртуальной реальности, общение с родными в семье должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности, — советует Наталья Зенцова. — Поэтому при лечении игромании мы, специалисты, всегда работаем над восстановлением положительной атмосферы в том числе и в семье».

Специалист рекомендует чаще общаться с ребенком, интересоваться, как прошел его день, рассказывать и о себе, шутить и смеяться. Ребенок должен усвоить простую истину: ни одна компьютерная игра не сможет конкурировать с теплотой человеческих отношений.

Не менее важно показывать ребенку альтернативные способы проявления себя, своих лидерских качеств и навыков общения, альтернативных виртуальным способам. Если он стремится к виртуальному общению, запишите его на курсы актерского мастерства или отправляйте в детские лагеря летом. Если ему нравится проявлять свои лидерские качества, отдайте его в спортивную секцию или в школу юных лидеров.

Досуг ребенка должен быть интересным, а хобби — доставлять ему удовольствие. А вот время, проводимое за компьютером, нужно ограничивать: вместо него жизнь ребенка важно наполнить живым общением со сверстниками, полезными и интересными занятиями и вниманием близких людей.

Доигрались: как распознать зависимость от компьютера и что с ней делать

Содержание

Содержание

Часами сидеть за этими своими играми — это все-таки плохо или нет? Где грань между увлечением и зависимостью и почему «ну еще пять минуточек» могут грозить неприятностями? В этом материале разбираемся, что такое компьютерная зависимость от игр и интернета и как ее победить.

Симптомы

Давайте с хорошего: если вы просто играете пару часов в день или больше, но у вас все хорошо в остальной жизни — проблемы нет. Вы все так же встречаетесь с друзьями, занимаетесь работой и другими хобби, а игры — только одно из ваших увлечений, но не единственное, которое замещает вам все на свете. Закройте эту статью и почитайте лучше про новинки игр ноября.

Читать еще:  "Последњи дијалог преподобног Макарија Великог"

Но если вы испытываете тревогу, а по приходу домой первым делом бежите за компьютер и в любой неясной ситуации открываете любимую игру, то вот вам чек-лист игромана:

  • Человек практически все свободное время проводит за играми. И это происходит не стихийно, а постоянно. Он откладывает другие дела, не может переключиться на работу, бытовые задачи. Игра важнее и интереснее, чем помыть посуду, вовремя поесть, поработать, встретиться с близкими.
  • Искаженное восприятие действительности. Настоящий мир отходит на второй план, игра кажется ярче и лучше, чем реальная жизнь.
  • Отсутствие игры вызывает раздражительность, тревогу, агрессию, нервозность.
  • Игра становится единственным способом погасить негативные эмоции — тоску, страх, чувство одиночества, растерянность. Любые проблемы и тревоги заглушаются играми.
  • Сильно снижается интерес к другим увлечениям. Игра гораздо приятнее, чем встреча с друзьями, спорт, путешествия и другие вещи, которые человек любил раньше. Человек начинает отказываться от всего в угоду играм, избегает общения и любых социальных контактов.
  • Теряется контроль над временем. Только сел — уже утро. И геймер не видит в этом ничего особенного. Нарушается режим дня: человек пропускает все обычные дела, даже умывание и завтрак, ради игры.
  • Занимаясь другими делами, человек постоянно думает об игре и старается скорее выкроить для нее время.

Почему так происходит

Можно рассмотреть погружение в игры с двух сторон. На одном полюсе то, что дают человеку игры как таковые, на другом — то, как здорово манипулируют нами геймдизайнеры.

С одной стороны, игры — действительно неплохое средство от тоски и тревоги. Об этом мы писали недавно в этой статье. Но нужно четко ощущать грань, когда помощь превращается в замещение и подмену понятий. В виртуальной реальности человек может легко и быстро сымитировать чувства и эмоции, которых лишен в реальной жизни. Например, если он по жизни чувствует себя неудачником и изгоем, то в игре ему очень легко заполучить роль героя и лидера. Ты победил босса — ты молодец. Ты прокачал уровни, ты уверенно идешь дальше — все отлично, у тебя супер получается! Нехватка общения в реальности легко компенсируется игровыми чатами, мульти-плеерными шутерами, онлайн-играми — там человек ощущает себя причастным к общему действию, нужным, интересным.

Яркая картинка, вовлекающий сюжет или стремительные баталии — все это здорово отвлекает и помогает забыть о том, что начальник дурак, а в семье проблемы. За игрой все это становится неважным, а решение можно отложить. Чем дольше играешь — тем меньше беспокоишься о том, что происходит по ту сторону экрана. И для некоторых людей такая быстрая, да еще и приятная «таблетка» становится настолько соблазнительной, что вовремя отказаться от нее не получается.

Одновременно с этим геймера всегда подстегивает «дофаминовая петля», которую грамотные геймдизайнеры раскладывают на каждом шагу. Чем больше удовольствия и наград получает игрок, тем больше он стремится к ним, подстегиваемый предвкушением. Сделай определенные действия и прокачай своего персонажа, открой золотой сундук, получи секретный предмет. Заработал поощрение — сделай еще вот это и получишь еще больше. В итоге круг замыкается, и человек попадает в петлю. Иногда на игрока выпадает какой-то особенно лакомый лутбокс, и дофамина выделяется еще больше. Появляется еще больше азарта и оторваться от игры невозможно. Именно поэтому особенно яростно косят геймеров онлайн-игры, в которых весь игровой процесс построен на чек-поинтах с наградами.

В сюжетных играх это может быть сценарная интрига, в экшенах — подкрепляемый адреналин. Крупные квесты всегда разбавляются мелкими, на прохождение которых уходит от силы полчаса. 30 минут — это немного, а радость от завершения квеста приятна. В итоге мы не замечаем, как проходит часов пять.

Это точно серьезно?

В последнюю редакцию Международной классификации болезней МКБ-11, которое вступит в силу в 2022 году, включено игровое расстройство. Но оно не диагностируется просто потому, что человек любит пропустить часок-другой за компьютером. О зависимости можно говорить, если в течение года у человека происходят ощутимые проблемы на работе, в учебе или отношениях с людьми из-за игр.

Конечно, на ВОЗ, которые и решили внести игровую зависимость в МКБ, сразу набросились. Игровой индустрии такой поворот вообще не на руку, а сообщество психотерапевтов объявили, что клиническое описание заболевания слишком скудное, и сделать на его основе достоверный диагноз невозможно. Но то, что проблема действительно существует, признают все.

При этом настоящее игровое расстройство — не такая уж популярная штука на самом деле. Все истории про то, как подростки бросаются с ножом на родителей или умирают от истощения — случаи скорее единичные, в то время как в игры играют около 80 % людей в мире.

В 2017 году группа британских ученых (настоящих!) провели исследование с участием почти 6000 американцев, предпочитающих компьютерные игры. Всерьез тревожились и испытывали объективные проблемы из-за своего увлечения только 0,3 % из опрашиваемых.

Чаще всего игровую зависимость рассматривают как симптом каких-то других психических расстройств, которые игры помогают заглушать и отвлекаться. Существенное снижение качества жизни — уже повод задуматься. Ставить диагнозы и вешать ярлык «психически больной» не обязательно, но вот работать с этим можно и нужно.

Что делать?

Можно выкинуть компьютер, отключить интернет и удалить аккаунт в стиме. Но вместо облегчения, человек быстрее получит серьезную депрессию, ломку, нервозность и агрессию.

Самый действенный способ лечения игровой зависимости — психотерапия, гештальт или когнитивно-поведенческая терапия. Они помогут разобраться не только с самой игровой зависимостью, но и с ее причиной, что гораздо важнее.

Самостоятельно контролировать все уловки геймдизайнеров и ловушки собственного мозга реально. Достаточно просто вовремя переключать деятельность с игр на что-то другое.

Для этого нужно вспомнить, что приносило удовольствие раньше и чем бы человек занялся, если бы компьютерных игр не было вовсе. Спорт, встречи с друзьями, прогулки в парке, вышивание, кулинария — подойдут любые варианты. Желательно, чтобы они были простые, доступные и понятные «встал и сделал».

Наш мозг — эволюционно очень ленив. Из всех возможных сценариев он охотнее выбирает тот, что проще, чтобы выстроить максимально прямые и короткие нейронные цепочки. Включил игру —уровень тревоги снижен. Не нужно выполнять никаких дополнительных условий, достаточно просто нажать на кнопку. Простая привычка развивается гораздо быстрее и прочнее. Чтобы ее поменять, придется выстраивать новые нейронные связи, которые будут закрывать те же потребности.

Сразу отказываться от игр на 100% и пытаться убедить свой мозг, что приседания гораздо лучше, чем стрелять боссов — заведомо провально. Привычки вырабатывают из простых, понятных и коротких шагов. А сложные нейронные связи, где нужно еще и встать с дивана, напрячь мышцы и попотеть, выстраиваются долго и неохотно. Психика будет постоянно подбрасывать контраргументы, почему приседать — плохо, а играть — хорошо. И на первых порах они будут выглядеть очень убедительно.

Начать можно с мелких отвлечений за счет игрового времени. Можно ставить будильник и делать буквально парочку упражнений зарядки — для начала достаточно присесть раз 10. Не стоит сразу пытаться прочесть книгу от корки до корки — хватит просто положить ее в кровать и хотя бы держать в руках перед сном. А другу для начала можно просто позвонить, а не встретиться.

Чем больше будет мелких и регулярных триггеров со стороны, тем лучше. То пять минут полистали книгу, то чуть-чуть порастягивались, то ненадолго выглянули в окно поглазеть на птичек. Задача — постепенно показать мозгу, что удовольствие можно получить другими способами и научить его получать эмоции из других источников. Поначалу никакого кайфа от этого не будет, но постепенно с осознанным и систематическим повторением это сработает. Важно окружить себя приятными событиями и моментами, которые докажут, что реальный мир тоже классный.

Итоги

  • Компьютерная зависимость существует. Но не факт, что она у вас есть. Если вы способны нормально работать, заниматься другими делами и не думаете об играх 24/7, скорее всего с вами все в порядке.
  • Сильнее всего вызывают зависимость MMORPG, на втором месте — мультиплеерные шутеры, на третьем — мобильные игры по типу ферм и сбора лута.
  • Игровая зависимость — чаще всего симптом других психических расстройств. Поэтому если вы чувствуете, что игры — единственная отдушина в жизни, лучше идите к психологу.
  • Чтобы зависимость не развивалась, почаще переключайте виды деятельности. Не давайте своему мозгу уяснить, что игры — простой и понятный способ получения дофамина.
  • Если вы или ваш близкий — гейм-зависимый человек, не спешите выбрасывать компьютер. Будьте хитрым ниндзя! Лучше обложиться другими приятными триггерами и хотя бы иногда на них отвлекаться.
  • Нужно выбрать несколько занятий вместо игр и периодически их чередовать. Иначе из одной зависимости можно быстро провалиться в другую.
  • Привычки формируются медленно — дайте себе на них время и не пытайтесь поменять образ жизни радикально за один день. Психика такое не любит.

Ну, а если у вас все в порядке, то не пропустите, например, новенькую Assassin’s Creed Valhalla. Или почему бы не пройти по второму кругу Ведьмака?

Говорят, что компьютерные игры вызывают зависимость. Правда?

Зависимость от компьютерных игр отличается от зависимости, которую вызывает употребление психоактивных веществ вроде алкоголя и героина.

При этом пристрастие к компьютерным играм может вызвать другую форму зависимости — поведенческую. Это состояние не такое разрушительное, как наркотическая зависимость. Но если его не контролировать, тоже вполне может испортить человеку жизнь.

В чем сходство и различие между наркотической и игровой зависимостями

Специалисты по поведению считают, что вызвать привыкание может абсолютно любая вещь или занятие, стимулирующее мозг, то есть вызывающее приятные переживания. Любую привычку можно контролировать, а при желании и совсем от нее избавиться.

Что такое зависимость — бюллетень Американской психиатрической ассоциации

Но когда человек больше не может обходиться без стимуляции и начинает стремиться к ней в ущерб другим занятиям, начинается хроническая болезнь мозга под названием зависимость.

Судя по наблюдениям нейробиологов, зависимость способны вызывать не только психоактивные препараты, но и игры. Как только зависимый от компьютерных игр человек садится за монитор, у него активируются участки мозга, отвечающие за удовольствие и поддержание этого поведения. При мысли о веществах у зависимых от наркотиков людей активируются те же самые области мозга.

Зависимость от интернет-игр: современные перспективы — журнал «Психологические исследования и управление поведением»

И компьютерные игры, и употребление психоактивных веществ радуют и могут так затянуть, что на другие занятия не останется ни времени, ни сил, ни желания. Жертвы обеих зависимостей обычно прекрасно понимают, что удовлетворение желания приведет к серьезным проблемам вроде утраты работы и семьи, но остановиться все равно не могут.

Тем не менее между зависимостью от игр и психоактивных веществ есть серьезная разница. В отличие от алкоголя и наркотиков, компьютерные игры не ядовиты. Если психоактивные вещества вредят физическому здоровью напрямую, постепенно разрушая печень, мозг и другие внутренние органы, то игры могут навредить разве что косвенно — например, подталкивая человека вести малополезный сидячий образ жизни.

Кроме того, при чрезмерном увлечении компьютерными играми риск появления проблем очень зависит от контекста. Судьбы двух людей, которые играют по 14 часов в день, могут сложиться совершенно иначе: один может встретить в онлайн-игре любовь всей своей жизни или найти отличную работу, а второй в итоге потеряет и то и другое.

Зависимость от алкоголя и наркотиков с контекстом почти не связана. В случае зависимости от психоактивных веществ люди разного достатка, образования и характера страдают примерно одинаково.

Учитывая эти обстоятельства, Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в раздел поведенческих расстройств. Это состояние впервые появилось в обновленной Международной классификации болезней 11-го пересмотра . С точки зрения обновленного справочника это болезнь, которую нужно лечить.

Правда, в МКБ 10-го пересмотра, который действует сейчас в России, этого расстройства не существует. Это значит, что пока диагноз «игровое расстройство» в нашей стране не могут поставить официально.

Помимо зависимости от игры, в разделе поведенческих расстройств есть похожее поведенческое расстройство — игромания, или зависимость от азартных игр. Это состояние считается более опасным, потому что, в отличие от игрового расстройства, грозит еще и разорением.

Правда, из Международной классификации болезней непонятно, в какую группу отнести человека, который подсел на компьютерную игру, где можно покупать игровые вещи на реальные деньги: такие игры построены по системе монетизации free-to-play . В отличие от обычной игровой зависимости, такое поведение тоже угрожает не только отношениям с окружающими, но и кошельку.

Как победить выгорание

Сколько людей страдает игровым расстройством

Назвать точную цифру сложно. Увлеченность играми в разных странах заметно отличается, а еще специалисты пользуются разными критериями постановки диагноза. Из-за этого разброс очень большой.

Авторы крупного исследования проанализировали 160 научных работ, посвященным игровому расстройству, в которых использовали 35 различных методов диагностики, и пришли к выводу, что среди обычных людей зависимостью от игр страдает от 0,2 до 57,5% населения.

Чтобы сказать точнее, нужно больше качественных исследований. Пока мы даже не знаем наверняка, кто больше склонен к игровому расстройству: мужчины или женщины, подростки, взрослые или пожилые, и есть ли у этого состояния наследственная предрасположенность. Пока считается, что больше всего склонны к игровой зависимости подростки мужского пола азиатского происхождения.

Как понять, что у человека игровое расстройство

Перечислим критерии ВОЗ, согласно которым человек страдает игровым расстройством.

Не может контролировать игру. Зависимый от игры не способен выбирать, сколько раз в день ему играть, как долго и когда заканчивать игру. Он просто играет сколько получится.

Для него игра всегда в приоритете. Хотя зависимый от игры человек может говорить иначе, на практике играть ему важнее, чем учиться, строить карьеру, общаться с семьей или с друзьями офлайн. Причем со временем игра становится все важнее и важнее. То есть если раньше человек просто мог предпочесть игру встрече с друзьями, то однажды забудет встать из-за компьютера вовремя и опоздает в загс на собственную свадьбу.

Играет несмотря на проблемы. Если зависимого от игры человека отчислили с учебы, уволили с работы или от него ушел супруг, он может начать играть даже больше, чем до этого. Теперь игра уже не просто хобби, а способ забыться.

Играет уже долго. Чтобы поставить диагноз, зависимость должна длиться как минимум 12 месяцев, но этот критерий не строгий. Даже если проблемы длятся всего полгода, человек все равно нуждается в помощи.

Читать еще:  Прощать ли себя за ошибки - митрополит Антоний

Специалисты из Американской психиатрической ассоциации добавляют, что зависимые от игр люди оживляются, когда думают о предстоящей игре, а при отказе от игр становятся раздражительными, беспокойными и грустными. А еще они склонны обманывать врачей и членов семьи, преуменьшая время, которое провели за компьютерной игрой.

Можно ли помочь человеку, который страдает от игровой зависимости

Если человек не признает проблему, помочь ему вряд ли получится. Помочь можно только тому, кто понимает, что из-за игр у него серьезные проблемы, и кто хотел бы как минимум уменьшить количество часов, проведенных за игрой.

Как развивается компьютерная зависимость

В возрасте 9—11 лет , то есть примерно в 2000—2002 году , я очень увлекался компьютерными играми. В основном Counter-Strike 1.6 . Доходило до того, что брал деньги у родителей под предлогом школьных расходов, а сам проигрывал их в игровом клубе.

Началось все с того, что друзья предложили сходить в компьютерный клуб поиграть. Своих компьютеров тогда почти ни у кого не было. В то время игровые клубы появились почти в каждом районе, и игры быстро вошли в моду. Это неудивительно: мы жили не в самом благополучном районе, родители большинства ребят пропадали на работе, и игры казались хорошей отдушиной.

Компьютерные клубы открывались в полдень, как раз когда у школьников заканчивались уроки. Школу я не прогуливал, но все свободное время проводил там. Получается, что я играл примерно по 6—8 часов в день.

Родители понимали, что это превращается в проблему, и даже задумывались о том, чтобы оплатить услуги психолога. Но в моем случае обошлось без этого. Помогла музыка. В школе открылся бесплатный музыкальный кружок, набирали всех желающих играть на народных инструментах. Родители решили отдать меня туда. Со мной занимались многие одноклассники, так что постепенно у меня сменились интересы. А потом мы еще и начали гастролировать по Крыму с музыкальным ансамблем, так что времени на игры просто не осталось.

Страсть к игре прошла так же плавно и постепенно, как и началась — просто постепенно я начал проводить в клубе все меньше и меньше времени. Сколько времени заняло избавление от зависимости, я точно не помню, все-таки тогда я был очень молодым. Но отказ был безболезненным, это я помню точно.

Прямо сейчас зависимости от игры у меня нет. Могу поиграть пару часов три дня в неделю, если возникнет желание, могу забросить игры на пару лет. А в Counter-Strike 1.6 иногда играю до сих пор.

Сегодня большинство специалистов считают, что лечить игровую зависимость нужно так же , как и другое поведенческое расстройство, связанное с зависимостью от азартных игр.

Если человек несовершеннолетний, ему особенно важна помощь и поддержка семьи, которая поможет найти другой способ себя реализовать. При этом зависимым людям и членам их семьи может потребоваться помощь психотерапевта.

Клинический психолог или психиатр поможет разобраться, почему у человека возникло столь сильное желание играть, и подскажет, как разобраться с жизненными неурядицами, которые могли усилить это желание.

Затем специалист научит человека контролировать свои мысли и побуждения, связанные с игрой. Сказать, сколько времени потребуется, чтобы научиться самоконтролю, сложно. Но, как правило, люди, у которых зависимость началась недавно, выздоравливают быстрее тех, кто страдает давно.

В случае необходимости — например, если человек очень подавлен и страдает из-за утрат, связанных с зависимостью, — специалист может назначить лекарства. Например, антидепрессанты.

Игровая зависимость: мифы, реальность и способы избавления

Всемирная организация здравоохранения официально признала игровую зависимость расстройством. Но с ней (как, впрочем, и с любым другим отклонением такого рода) до сих пор связано немало мифов. Провоцируют ли игры на насилие? Теряют ли геймеры связь с реальностью? И как понять, что вам грозит это расстройство, чтобы вовремя обратиться за помощью? Разбираемся вместе с ведущей телеграм-канала о психологии «эго из лего» Александрой Пономаренко.

Зависимостью может стать что угодно — как потенциально полезные занятия (спорт, творчество, еда, секс), так и социально неодобряемые (злоупотребление алкоголем, наркотиками и прочими запрещенными «радостями»).

Границу «нормальности» и точку невозврата, когда выбранный способ самоуспокоения превращается в расстройство, ищут до сих пор. По мнению psy-спецов, она находится там, где объект зависимости начинает управлять человеком, а не наоборот.

Пока мы что-то контролируем и можем в случае отказа от этого сохранять спокойствие — поводов для тревоги нет.

Но отследить подобные процессы не всегда бывает просто.

Игры и насилие

О том, что ВОЗ планирует включить игровую зависимость в список расстройств, стало известно еще в начале 2018 года. Тогда мнения экспертов разделились.

Одни ученые отмечают позитивное влияние игр на развитие человека (например, по некоторым данным, они улучшают когнитивные способности), других беспокоят негативные последствия.

О нарушениях в поведении геймеров говорят едва ли не с того момента, когда популярность видеоигр стала расти. Тогда каждый родитель недоумевал, почему его чадо так долго сидит за компуктером, и сетовал на то, что это негативно отражается на учебе.

Кроме того, сердобольные мамы и папы и все сочувствующие им опасались, что компьютерные игры способствуют распространению насилия. В марте 2018 года Дональд Трамп встречался с представителями гейм-индустрии и обсуждал «жестокость в видеоиграх», которая может привести к стрельбе в школах.

Ученые из американских Университета Вилланова и Ратгерского университета опровергли эту теорию: прямой зависимости между видеоиграми и насилием в реальной жизни нет.

Морализаторская риторика и разговоры о негативном влиянии виртуальных миров, полных жестокости, на неокрепшую психику подростков — это всего лишь попытка отвлечь внимание общественности от реально существующих факторов насилия (таких как нищета, неравенство в получении образования, отсутствие доступа к психологической и социальной помощи).

Параллель между «стрелялками» и преступлениями основана преимущественно на анекдотических доказательствах и софизмах. Допустим, известно, что почти все серийные убийцы ходят в носках. Следовательно, их злодеяния связаны с этой деталью гардероба? И жестоким извергом надлежит считать каждого, кто не надевает ботинки на босу ногу, то есть бо́льшую часть населения планеты? Нонсенс. Типичная ошибка мышления.

Что говорят об игровой зависимости СМИ

Профессор Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский в своем выступлении на GDC 2019 поделился мнением о влиянии видеоигр на психику. Он привел самые известные журналистские клише, которыми пытаются объяснить этот род зависимости.

По словам Пшибыльского, первое упоминание видеоигр в негативном ключе появилось в журнале The New York Times в 1976 году. Тогда речь шла об аркаде Death Race.

Главный аргумент журналистов сводился к тому, что игры интерактивны, в отличие от всех других форм медиа. Геймер не наблюдает за событиями, а как бы переживает их сам. Это совершенно иной опыт, и неизвестно, как он повлияет на человека в будущем.

Также журналисты нередко говорят об «уязвимой группе», к которой потенциальный читатель не может себя причислить, — например, о детях.

Если вред от игры для конкретного человека неочевиден из текста, автор обычно напирает на то, что она всё равно опасна для общества в целом.

В подобных материалах почти всегда есть комментарий «эксперта-психолога», подтверждающего тезисы колумниста. В случае с Death Race, например, он заявлял, что популярность этой аркады может привести к увеличению количества автокатастроф.

Два главных страха, связанных с видеоиграми, сводятся к тому, что они делают человека более агрессивным и вызывают зависимость. Как мы уже убедились, первое из этих опасений не имеет под собой реальной почвы.

Даже наоборот: игры помогают импульсивным людям справляться со своими эмоциями. Иначе говоря, человек в виртуальном пространстве «отыгрывает» то, что, возможно, хотел воплотить в реальной жизни.

Со вторым утверждением всё не так просто.

«Мы видим, что человек испытывает определенные сложности и увлекается играми, — и предполагаем, что эти явления должны быть как-то связаны. Но никакого строго научного объяснения, как в случае с дофамином и никотином, у сторонников включения игровой зависимости в список болезней нет», — говорит Эндрю Пшибыльский.

Расстройства у каждого могут проявляться по-разному и нередко смешиваются с другими факторами. Это касается и игровой зависимости.

Теперь официально

В январе 2020 года вышла одиннадцатая, обновленная версия Международной классификации болезней (МКБ). Наряду с уже привычной азартной зависимостью в ней появилась и игровая.

Зачем нужен официальный диагноз? Чтобы люди, испытывающие трудности с контролем своего игрового поведения, могли получить лечение. Сегодня в некоторых странах уже разработаны программы помощи таким пациентам.

Например, в Великобритании открывают первую финансируемую государством (то есть фактически на деньги налогоплательщиков!) клинику, специализирующуюся на лечении «игрового расстройства» и зависимостей, связанных с интернетом.

Как понять, что у вас проблемы с играми?

Всемирная организация здравоохранения называет следующие признаки игровой зависимости:

потеря контроля над самим процессом игры (начало и завершение, частота и интенсивность, продолжительность, контекст);
в жертву геймингу приносятся другие интересы и повседневные занятия;
даже негативные последствия не могут заставить человека остановиться и отказаться от игры.

Как и любая другая зависимость, такое расстройство влияет на все сферы жизни — игры становятся важнее здоровья, гигиены, отношений, финансов и прочего.

И да, для корректной диагностики требуется время.

Человек официально признаётся зависимым, если перечисленные выше симптомы сохраняются более года.

Формы игровой зависимости

Группа людей с игровой зависимостью неоднородна. Исследователи выделяют два типа патологических геймеров и за основу классификации берут личностные характеристики и особенности мотивации:

1) антисоциальные, импульсивные;

2) эмоционально уязвимые.

Фокус-группу составили 126 человек, которые проходили курс лечения от игровой зависимости в одной из испанских клиник.

Пациенты приняли участие в анкетировании: их спрашивали об интенсивности игр, самоконтроле, проблемах психического здоровья, употреблении психоактивных веществ, а главное — о степени импульсивности.

Первая группа зависимых (68% выборки) оказалась импульсивнее второй. Также для нее были характерны значительно более высокие показатели игровой зависимости, депрессии, тревоги и сопутствующих психических расстройств.

Авторы другого исследования выяснили, что чрезмерная импульсивность и склонность к риску замечены и у кровных родственников зависимых игроков (в первую очередь — братьев и сестер).

Выходит, не игры делают людей импульсивными, а скорее сами импульсивные по своей природе люди выбирают игры как альтернативный метод, позволяющий им успокоиться.

Как помочь себе при игровой зависимости?

Если бы советы «просто перестань» или «научись контролировать себя» работали, то проблема зависимости решилась бы сама собой. Игровое расстройство, как и любое другое, контролировать самостоятельно можно недолго — за ограничением неизбежно последует срыв и еще большая демотивация.

В одиночку справиться с зависимостью сложно, и тут важна поддержка специалистов. Хорошо зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия, в рамках которой человек учится отслеживать свои мысли и чувства, справляться с ними и менять поведение, направляя его в конструктивное русло. Психоаналитическая терапия — это более глубинная практика, в которой зависимость рассматривается как возможность заполнить внутреннюю пустоту и способ быстрого самоуспокоения. Терапия бывает как индивидуальной, так и групповой, но на это понадобится время, и еще одно обязательное условие — желание самого человека.

Впрочем, к перечисленным методикам имеет смысл прибегать тем, у кого игровая зависимость достигла действительно опасных форм, фактически вписана в график и влияет на другие сферы жизни. Если же это просто ваше любимое хобби и вы не чувствуете, что оно как-то вам мешает, можно прислушаться к рекомендациям психолога Джона Грохола. Он предлагает сокращать время, проводимое за видеоиграми:

1) записывать, когда вы начинаете и заканчиваете играть, чтобы в конце недели подсчитать, сколько часов ушло на это (ну и заодно подумать, что можно было бы сделать за то же время);

2) установить таймер или конкретный день, когда вам «разрешается» играть, — например, в рамках встречи с друзьями — так ваше увлечение точно не помешает социализации;

3) такой же таймер, но уже финансовый — определить, какую сумму в месяц вы готовы тратить на игры. Это позволит избежать долгов и послужит дополнительным источником мотивации, заставляющим работать усерднее;

4) показал свою эффективность и метод «отложенного вознаграждения», когда вы сначала занимаетесь чем-то полезным и не очень приятным (рабочие задания, уборка, повседневная текучка), а потом «поощряете» себя за это любимым делом. Переключение на игры будет неплохой альтернативой;

5) в крайнем случае, чтобы отвлечься, можно посмотреть стримы видеоигр (и параллельно делать что-то важное).

Не все люди способны диагностировать у себя зависимость такого рода. И поэтому многие попытки их родственников обречены на провал: пока человек сам не обратится за помощью, делать что-то вопреки его желанию бессмысленно.

О пользе игр

О том, что компьютерные игры обладают успокаивающим эффектом, впервые узнали на примере тетриса. По мере того как развивался геймплей и усложнялись сюжеты в виртуальных вселенных, об изобретении Алексея Пажитнова все забыли, хотя именно его принято считать первой «электронной таблеткой» от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Международная группа ученых под руководством Эмили Холмс из Совета по медицинским исследованиям установила, что игра в цветной тетрис способна предотвратить флешбэки — внезапные вспышки болезненных воспоминаний (один из распространенных симптомов ПТСР).

То же самое происходит и с чересчур эмоциональными маленькими детьми. Игры-головоломки с простыми правилами, такие как Bookworm Adventures, Peggle и Bejeweled 2, поднимают настроение и успокаивают. Последняя сильнее всего изменила показатели «физического стресса» (примерно то же самое, что мы чувствуем при панической атаке на телесном уровне): сердечно-сосудистая система вернулась к обычному ритму работы, нормализовался пульс.

Есть польза и от «взрослых» игр.

Они положительно влияют на эмоциональный интеллект — способность осознавать, понимать и конструктивно выражать эмоции.

Магнитно-резонансная томография позволила «заглянуть» в мозг игроков. Подобное исследование провели ученые Стэнфордского университета. Результаты показали, что во время прохождения игры постоянно стимулируются две области мозга, отвечающие за мотивацию и желание победы. Что самое интересное, те же зоны недостаточно активны при клинической депрессии.

Можно предположить, что люди в депрессивном эпизоде (часто даже неосознаваемом) могут интуитивно выбирать игры как способ улучшить свое состояние. Это быстрый и эффективный метод — та же формула позволяет бороться и с другими видами зависимости.

Игры могут развивать мышление и память — или загнать в замкнутый круг. Помните об этом, избегайте крайностей и пройдите пару уровней в тетрисе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector