2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Винтовка Мосина и купол 19,45 метра: символы главного храма Вооруженных сил России

Винтовка Мосина и купол 19,45 метра: символы главного храма Вооруженных сил России

22 июня в подмосковной Кубинке открылся для прихожан главный храм Вооруженных сил России. На богослужении в соборе в День памяти и скорби присутствовал президент России Владимир Путин. Храм создан в честь Воскресения Христова, посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и подвигам русского народа за всю историю войн.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Уникальные купола — храм князя Игоря Черниговского в Переделкино

Храм князя Игоря Черниговского в Переделкино. Москва.


Храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.

Немногие места Подмосковья имеют такую известность, как Переделкино, которое вековыми узами связанно с духовной культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России. Переделкино находится на территории древнего села Спасское -Лукино,
где сохранились памятники архитектуры и культуры, имеющие важное национальное значение. Среди них уникальный соборный храм в честь святого князя Игоря Черниговского и Киевского, который был построен в подмосковном Переделкино
на территории резиденции Патриарха Кирилла.

17 июня 2012 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.



Идею создать церковь с яркими куполами необычной формы и фактуры питерские умельцы из «Гильдии мастеров» позаимствовали у московского Храма Василия Блаженного, что на Красной площади. Построенный в конце 16-го века, он до сих пор радует яркими куполами причудливой формы. Правда, маковицы собора сделаны из железа и просто покрыты разноцветной эмалевой краской. Но по тем временам эти купола считались вершиной церковного зодчества. К слову, архитекторы этого храма дорого заплатили за свою работу. Для того, чтобы они больше никогда не повторили свое прекрасное творение, им по приказу царя Иоанна Грозного выкололи глаза.



Авторы нынешнего проекта фарфоровых куполов более полугода бились над, казалось бы, неразрешимой задачей — как создать необычные праздничные маковки церкви, которые бы не только не были похожи на другие, но и были долговечны.
Главный купол храма высотой примерно с трехэтажный дом и почти десятиметрового диаметра. Основной его цвет ярко-синий. Однако, гамма не будет однотонной — предусмотрены и другие краски.




Святой Игорь, князь Черниговский


«Купол слагается из 24 округлых долек кобальтового цвета, а каждая из них разделена между собой фарфоровыми валиками, которые покрыты специальным керамическим золотом. Это 12-процентный раствор золота в растительных маслах. Он наносится, как краска, кисточкой, а потом его обжигают до 850 градусов. После этого золото как бы прикипает к фарфоровой поверхности и становится не подверженным никаким погодным воздействиям».




Храм Спаса Преображения

К этой церкви прилегает садово-парковый ансамбль с уцелевшей частью старинного дома и обелиском, посвященным знаменитым личностям из древнего рода бояр Колычевых, к которому принадлежал святитель Филипп, предстоятель Русской Православной Церкви в XVI веке. Святитель Филипп всегда был одним из самых любимых святых в нашем отечестве, а его потомки Колычевы — свое имение и храм в Переделкино сделали местом особого почитания этого угодника Божьего.


купола Храма Спаса Преображения

Как рассказал художник, купола никогда не покрывали таким способом и таким материалом, поэтому на осмысление задачи, испытания и конструирование понадобилось около полутора лет. Сейчас эта идея запатентована. Помимо того, что фарфоровые купола красивы, они не гниют и не теряют цвет. «Когда мне предложили сделать купол из фарфора, я ответил, что это невозможно. Зная материал, как он себя ведет в процессе изготовления, я понимал, что воплотить в жизнь это нереально», — рассказал Ю. Волкотруб.




у Храма Спаса Преображения



на территории Храма

Изначально купол предлагалось делать из крупных деталей. Но крупные детали подвержены большим механическим нагрузками и поэтому недолговечны. В итоге мастер пришел к выводу, что надо делать из мелких, просто привязав их на проволоки.
Купол Храма состоит из 18 тыс. фарфоровых изразцов, которые сделаны с ювелирной точностью вручную.


колокольня

«Мне эти изразцовые купола своей праздничной яркостью и разноцветием, сложностью форм напоминают знаменитые пасхальные яйца Фаберже. Все было просчитано на компьютере. Здесь очень сложная металлоконструкция, отсюда и сложная геометрия фарфоровой «чешуи». Дольки должны были совпасть идеально», — сказал Ю. Волкотруб.
Он считает чудом то, что вся работа была выполнена в обычном поселке обычными парнями, никто из которых раньше керамику «в глаза не видел», которые всему учились на ходу.




украшение ограды Храма Преображения

Сегодня технология изготовления фарфоровых куполов признана уникальной и запатентована как российское ноу-хау. А питерские мастера надеются, что с просьбой возвести фарфоровые купола к ним будут обращаться не только заказчики из России, но и из других стран.


Заупокойная Литургия по почившему Предстоятелю Русской Церкви в Патриаршей резиденции

Это Храм с очень богатой историей. В нем расположено очень много святынь. Среди икон следует особо отметить Нерукотворный образ Спаса, подаренный храму Святейшим Патриархом Алексием I. Этот чудотворный образ, находящийся ныне в алтаре, в XVIII в. принадлежал семье князей Долгоруковых, и из надписи на обратной стороне иконы известно, что она во время моровой язвы в Киеве в 1770 году спасла от смерти инокиню Фроловского монастыря — мать князя М.И. Долгорукова и ее келейниц.


Нерукотворный образ Спаса


Напрестольное Евангелие в серебряном окладе

Другая святыня храма — ковчег с частицами мощей святой великомученицы Варвары и многих святых мучеников и преподобных. Ковчег с мощами установлен с левой стороны перед главным иконостасом. В алтаре хранится Напрестольное Евангелие в серебряном окладе, принадлежавшее святому праведному Иоанну Кронштадтскому с его личной надписью.

Храм очень просторный, светлый, без несущих опор. Сводчатый барабан опирается на несущие стены. Главки-купола стоят на барабанах, которые укреплены на этом своде.При этом барабаны являются световыми колодцами: свет льется через них на молящихся.

Храмы, часовни, молельни.

Идет возрождение православия и восстановление храмов.
Если Вы действительно ищите опытных профессионалов по церковному искусству — Вы на правильном пути!

Изготовление рубленых церквей по индивидуальному проекту. Bосстановление проекта по архивным фотографиям.

Cтроительство часовен, церквей и храмов из дерева, ведётся по старинным технологиям наших предков, как возврат к истокам русского деревянного зодчества.

Дома из дервеа.

Мы изготавливаем дома используя технологии ручной рубки, строим дома из всего перечня материалов для деревянного домостроения.
Деревянный дом сегодняшнего дня — это не только традиционный сруб, но и конструкция вобравшая в себя все достижения передовых технологий строительной индустрии.

Бани — под ключ.

Изготавливаем рубленные бани. Собираем бани из оцилиндрованого бревна, бруса.
Технологии ручной рубки требуют знаний и практики.

И добротная русская баня из бревна , построенная в лучших русских традициях, – это отличный повод пригласить друзей в Вашу баню.

Изготовление, реставрация куполов.

Изготовление и монтаж куполов, крестов, шатров, барабанов, иконостасов,
изделий для внутреннего убранства, обустройства и украшения храмов.

Эксклюзивные изделия из дерева.

Предлагаем вам свою продукцию в виде эксклюзивных изделий из дерева ручной работы. Здесь вы встретите журнальные и ночные столики, и много других интересных изделий.

Металлоконструкции — навесы, заборы

Мы изготавливаем различные металлоконструкции.
Используются качественные материалы отечественных производителей.

В настоящее время большим спросом пользуются такие металлоконструкции как навесы.
Навесы это легкая и прочная металлоконструкция, обычно покрытая прозрачным сотовым поликарбонатом, либо металлопрофилем.
Наши навесы — это не только надежная защита от дождя, солнца, града, снега, но и прекрасное дополнение к обустройству вашего двора.

Троицкий храм в селе Новом

Судьба Троицкого храма в селе Новом Некрасовского района иная, чем у двух предшествующих героев нашего рассказа. Закрывался он только на пятнадцать лет: с 1930–го по 1945-й. За это время его не успели разграбить, и по сей день в храме можно видеть фрески и подлинный иконостас.

Построена Троицкая церковь была в 1776 году и с тех пор «радует глаз богатством и своеобразием барочного декора». Облик церкви удивительно гармоничен, она прекрасно смотрится как с дороги на подъезде к селу, так и от речки Бобровки.

Несмотря на то, что храм еще сохраняет свой первозданный облик, присутствующие утраты уже говорят о том, что и здесь все на грани исчезновения.

Совершенно разрушилась ограда, страдает от намокания северная стена, что, конечно, сказывается на росписи, которая больше осыпается именно с этой стороны. Плохо себя чувствуют иконы с левой стороны иконостаса. Но фрески еще живы, на сводах и стенах бесстолпного летнего храма можно увидеть сцены евангельской истории «Страсти Христовы», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» и др.

А иконостас сохранил большую часть барочной резьбы, которая по-прежнему придает интерьеру храма праздничное настроение. Сохранились росписи и иконостас и в трапезной, где находится Благовещенский придел. Но фрески совсем почернели и также требуют срочной реставрации.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Колтуновка запись закреплена

Дорогие братья и сестры! В храме Рождества Пресвятой Богородицы объявлен сбор средств на ремонт системы отопления. Вышел из строя основной отопительный котел. Необходима замена достаточно дорогостоящей запчасти (теплообменника). Стоимость ремонта составит 25 000 руб.

Просим откликнуться всех неравнодушных и особенно тех кто хотя бы периодически посещает храм, приводит детей. Дабы нам не остаться в зиму без тепла.

Кто имеет желание и возможность поучаствовать в этом благом деле просьба перевести пожертвование на карту СБЕРБАНКА: 2202 2005 8320 9471.

Всю интересующую Вас информацию Вы можете уточнить позвонив по телефону храма: 8 (920) 205-00-44.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Колтуновка запись закреплена

«Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть».

архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Колтуновка запись закреплена

Христианство оценивается не количеством посещений храма, не частотой причащения, ни количеством прочитанных молитв утром, вечером и вообще в течение года, нет, не этим, а исключительно количеством проявленной любви к своему ближнему.

протоиерей Димитрий Смирнов

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Колтуновка запись закреплена

ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ БЕЛГОРОДСКОЙ МИТРОПОЛИИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИОАННА, МИТРОПОЛИТА БЕЛГОРОДСКОГО И СТАРООСКОЛЬСКОГО.

Пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, живущим на просторах Святого Белогорья.

Возлюбленные о Господе священнослужители, монашествующие, братья и сестры!
Показать полностью…

Мы все переживаем время испытаний. Болезненное поветрие коронавируса пришло в наши дома, в наши семьи и поражает здоровье наших близких. Вирус вторгся в привычные основы нашей повседневной жизни и подрывает экономические и культурные связи между людьми, духовные традиции. Информационный хаос, царящий вокруг пандемии, порождает тревогу и недоверие. В обществе всё больше нарастает негативное отношение к любому человеку, в котором видят потенциального носителя вируса и угрозу для жизни. И это несмотря на то, что врачи приобрели опыт борьбы с этой напастью.

Несомненно, нам необходимо соблюдать все предписания по санитарно-гигиенической защите себя и своих близких. Однако если мы при этом озлобимся, разорвем добрососедские и дружеские связи и начнем всех подозревать и ненавидеть, то прежде всего мы разрушим самих себя. В Священном Писании сказано: «Господу ведомы мысли людей. Он их зло обратит против них же самих» (Пс. 93; 11, 23).

В 1948 году Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или других физических нарушений». А сегодня нам важно защитить и духовное здоровье человека.

Святая Церковь учит нас, что нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, а тем более в болезни. Христос нас призывает сделаться ближним для всех, кто встречается нам на жизненном пути. И этот призыв особо значим в период испытаний. Ведь важно не то, какое дано испытание пережить, а то, как мы его переживем. Нам необходимо принять сердцем смысл Евангельской притчи о «милосердном самарянине» и действовать во образ того, кто приходит на помощь незнакомому погибающему человеку и спасает ему жизнь.

Пандемия обнажила ложные ориентиры развития современного человеческого сообщества. Печально, что страны не смогли объединиться для создания лекарства от вируса, так как действуют согласно логике рынка технократического общества. Но мы – дети одной Земли, и жизнь каждого имеет ценность для Бога. Мы, христиане, должны побеждать тревогу и страхи непрестанной молитвой, любовью и делами милосердия, потому что «любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4,18). Чтобы страх не обладал нами, христиане едиными устами и единым сердцем прославляют Творца, совершая Божественную литургию. Но очень часто совершение богослужения воспринимается лишь как «скопление людей», представляющих эпидемиологическую угрозу. И это происходит, несмотря на соблюдение противовирусных защитных мер, благословленных священноначалием Церкви. Господь говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них…» и «…чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф 18, 20, 19). Церковь означает собрание верующих, поэтому в богослужении является ее Полнота, а христиане становятся Светом миру. Но когда нам предлагают совершение церковных Таинств в виртуальном пространстве и участие в них через удаленный доступ, то мы рискуем впасть в опасные заблуждения, которые проповедуют призрачного «спасителя мира», лишая историчности христианство, как это уже было в ереси гностицизма.

Когда-то блаженный Августин, рассуждая о спасении человека, писал о том, что Бог, обращаясь к человеку, говорит ему: «Я, Который сотворил тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя». Бог знает нас, любит нас и Своим Промыслом участвует в нашей жизни. Но человек обладает свободой, употребляет ее во зло себе. Вот и сегодня мы страдаем из-за греховного пути, связанного с изобретением смертоносного оружия, в том числе биологического.

Надо исправить наши отношения! Настало время явить свою любовь к Богу, к человеку, ко всему творению Божьему. Вспомним призыв Преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасем ся».

«Господи, научи нас молиться друг за друга и терпеливо нести бремена и тяготы друг друга! Прекрати болезненное поветрие и пощади создание Твое!» Пресвятая Богородице, защити нас от всякого зла честным Своим омофором.

Подробнее в статье: Поклонный крест

Друзья, жмите на кнопочки, помогите развитию сайта:

Православные кресты являются самым распространённым христианским надгробием. Устанавливают деревянный крест на могилу как символ веры в Господа нашего Иисуса Христа, вечную жизнь и предстоящее воскресение мертвых. Для надгробия христианина лучше всего подходит простой православный крест, чем дорогой монумент. «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие». Свт. Иоанн Златоуст.

Наша ремесленная мастерская предлагает вам услугу изготовления деревянных крестов на могилу, из сосны или ценных пород древесины: тика, дуба, ироко.

У нас вы можете купить православный крест из простых моделей, и моделей с высокохудожественной резьбой. Нами используются элементы традиционной христианской символики, древнерусские орнаменты и византийские.

Вам предлагается сделать выбор более чем из тридцати готовых образцов или же можно заказать изготовление деревянных крестов на могилу по Вашим эскизам.

В отличие от некоторых не церковных (светских) мастерских по изготовлению памятников, мы даём гарантию, что могильные и поклонные кресты сделаны в строгом соответствии с традициями и канонами православной церкви.

Православные кресты на могилу изготавливаются с обязательным учётом различных неблагоприятных факторов, воздействию коих они подвергаются, поэтому все изделия имеют достаточно продолжительный срок службы.

У нас можно также купить цветочницы, лавочки, деревянные ограды на могилу, столики, заказать надгробные таблички с именами усопших.

Мы производим доставку и установку крестов к месту погребения в Москве и пределах Московской области.

Приобретая изделия православной ремесленной мастерской «Воздвижение», вы принимаете участие в восстановительном процессе храма в честь Рождества Христова в селе Саблино Сасовского райна Рязанской области, потому что часть прибыли идёт на его реставрацию.


Крест пожертвован приходу Пресвятой Богородице в г. Лос-Анджелесе США
В честь преподобного Германа Аляскинского
По Промыслу Божьему он воздвигнут в День Победы.
ХРИСТОС ВОСКРЕС.

Голгофский крест. Высота 1.90. Медь, посребрение, золочение.



Освящение поклонного креста Епископом Дионисием,Касимовский и Сасовский Г.Касимов

Этот крест установлен на родине Прп.Германа Аляскинского

Г.Кадом ,Рязанская область


Нами изготовлен и установлен поклонный крест в городе Касимов.


14 августа (1 августа по старому стилю) — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;

27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

12.01.2017 Православная выставка в Санкт-Петербурге
Православная выставка в Санкт-Петербурге

05.01.2016 Проблема сквернословия — грех, вред для здоровья и фактор разрушения семьи
Проблема сквернословия — актуальный бич современности не только в молодёжной среде, но и всех людей вместе. Матерная брань разрушает духовное, поражает физическое

05.01.2016 Ребёнок в современном обществе — жертва пропаганды греха
Ребёнок в современном обществе часто становится мишенью для пропаганды разнообразных пороков. То, что всегда считалось грехом, сегодня становится едва ли

architectstyle

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Спасская церковь в селе Уборы

Давно хотелось съездить в Уборы, посмотреть на Спасскую церковь — выдающийся образец стиля московского барокко. Мечта осуществилась, и мы побывали в Уборах.
Считается, что архитектором церкви Спаса Нерукотворного был Яков Григорьевич Бухвостов. Тот самый, которому приписывают самые красивые церкви Москвы в стиле «нарышкинского барокко».
1. Среди них и удивительно изящная церковь в вотчине Нарышкиных Троицком-Лыкове. Этот храм строила та же артель, что и Спасскую церковь в Уборах, — Михаил Тимофеев, Митрофан Семенов во главе с Яковом Бухвостовым. Окончено строительство было в 1703 году. Храм стоит на крутом лесистом берегу Москвы-реки и подобно церкви в Уборах имеет невысокий подклет в виде террасы-гульбища.

2. Спасская церковь села Уборы возводилась в тот же период — в 1697 году. Об истории постройки храма и о тех архитектурных замыслах, которые зодчему не удалось до конца воплотить, можно судить по «делу», возникшему между заказчиком П.В. Шереметевым и строителем. Бухвостов обязался закончить постройку церкви с большим объёмом резных белокаменных работ в два строительных сезона, однако не уложился в этот срок из-за частых отлучек в Рязань, где шло сооружение Успенского собора.

3. Против Бухвостова было начато «судебное дело». Зодчий был «посажен в колодничью палату за решетку». Но, понимая, что дальнейшее преследование мастера может окончательно сорвать строительство храма в Убоpax, Шереметев согласился на мировую.

4. Вот уже 300 лет Спасская церковь стоит вдали от оживлённых дорог, на вершине пологого холма, и ее стройный силуэт парит над всей окрестностью. Богатое белокаменное убранство на фоне красно-кирпичных стен придаёт церкви праздничную живописность.

5. Спасская церковь — ярусный храм «под звоном», имеет лепестковый план. На нижний ярус (вытянутый по вертикали четверик), с пониженными полукружиями притворов и алтаря, опираются убывающие по размеру восьмерики. Завершено здание миниатюрной главой. Этот четырёхъярусный объём поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею с помощью невысоких парапетов.


Фото

6. Фасад церкви украшен белыми каменными наличниками и витыми колоннами с капителями.

7. Все резные детали, среди которых особенно выделяются сложные по форме наличники окон восьмериков, выступают на фоне терракотовых стен. Объёмная каменная резьба больше похожа на лепнину.

8. Ленты цветочных гирлянд, обвивающих стволы колонн, изящная пластика растительных мотивов белокаменных вставок парапета-гульбища следуют ритмам окружающей природы.

9. В Спасской церкви гармонично сочетаются традиции русского белокаменного зодчества и новшества западноевропейской архитектуры. Великолепны сложные по рисунку наличники окон и обрамления порталов.

11. Для подобных храмов в стиле нарышкинского барокко, вообще, характерны декоративность и яркость, цветовая гамма — контрастность в сочетании красных стен и белых резных деталей.

12. В пышном убранстве чувствуются западноевропейские барочные тенденции. Особенно они ощутимы в ширинках парапета, заполненных барельефными мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы).

13. Традиционные для барокко полуколонки здесь отделились от плоскости стен, и сплошь декорированы либо вогнутыми листьями с каплями росы, либо увиты цветочными гирляндами. Тут же рядом характерные для национального зодчества висячие гирьки и резные гребешки.

16. Вокруг красивая ухоженная территория, и ни души — спокойствие и благодать.

17. Внутри храм производит столь же целостное впечатление, что и снаружи. Архитектору удалось преодолеть массивность стен здания, расширив арки и придав им стрельчатые очертания. Это объединило притворы с центральной частью храма, зрительно расширив всё внутреннее пространство.

18. Во время Отечественной войны 1812 года через Уборы проходила французская армия. Французы храм разорили, и до 1836 года церковь стояла в запустении. В 1840 году настоятелем Спасской церкви стал Николай Тимофеевич Добролюбов, а затем его потомки, вплоть до 1938 года. В 1842 году был сломан господский дом, а также снесены главки на четырех приделах храма и детали украшения нижнего яруса храма. Тогда же, по-видимому, снесли и главный купол, поскольку имеющийся ныне купол не соответствует размерам храма. Сохранилось прошение 1849 года о позволении ремонта храма, замене оконных переплетов и обновлении икон. Храм впоследствии действовал до конца 1930-х годов.

19. В 1938 году единственный в своем роде иконостас был распилен на части и сожжен. Колокола звонницы, отлитые из чистого серебра, сбросили и увезли на переплавку. Сохранился только большой подсвечник, который сейчас стоит у иконы апостолов Петра и Павла. Храм пустовал много лет, потом в нём хранили сено. Возвращён церкви летом 1995 года. Реставрацией храма занимались архитекторы М. О. Пустовалов и А. А. Анисимов.

20. Теперь здесь цветут цветы, зеленеют кустарники и деревья.

25. Это новые постройки на хозяйственной территории храма.

26. На эту территорию проход закрыт.

28. Футбольное поле рядом с храмом всё заросло «трын-травой».

30. Село Уборы расположено на старинной дороге из Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь и находится в 26 км от Москвы.

31. В Уборах насчитывается около ста дворов. Летом почти во всех живут дачники, а зимой всё пустует.

Главная святыня

Мало понимающим в вопросах веры людям – таким, как мы – убранство храма на первый взгляд кажется обычным, сравнимым с другими православными церквями. Но, слушая отца Даниила, понимаем, что заблуждаемся. Обустройство здесь соответствует канонам, однако почти у каждого элемента есть своя особенность.

Характерная деталь в оформлении церковных дверей – символ ликвидации чернобыльской аварии: капля крови, помещённая в круг и пронзённая радиоактивными лучами.

Входим в храм и замечаем приметы нынешней весны (надеемся, временные) – антисептик для обработки рук и отметки на полу, помогающие прихожанам соблюдать необходимую в нынешних эпидемиологических условиях социальную дистанцию. Сейчас из‑за карантинных ограничений на богослужения приходит совсем немного народу – всего несколько человек. Это притом, что Спасский храм может вместить до сотни прихожан.

Главной святыней здесь станет икона «Чернобыльский Спас». Её сейчас пишут в иконописной мастерской при Белгородской и Старооскольской епархии. Это список (копия. – БП) с иконы, который благословил к почитанию святейший Патриарх Алексий II в 2004 году. Автором идеи написания иконы стал ликвидатор последствий аварии, старший инженер одного из управлений ЧАЭС Юрий Андреев, а образ создал иконописец Владимир Горецкий.

Четыре иконы храма духовной ­нитью связаны с церквями и монастырями, хранящими мощи изображённых на них святых. Икона Матроны Мос­ковской с частицей мощей привезена из Покровского монастыря Москвы, тканая икона Николая Чудотворца – из итальянского города Бари. Иконописный лик Ксении Петербургской освящён в Санкт-Петербурге, в часовне во имя святой.

Икона Спиридона Тримифунтского освящена на мощах святого на острове Корфу.

«На иконе – частичка башмачка святителя Спиридона, – говорит отец Даниил. – Рассказывают, что каждый год обувь святителя меняют, так как она изнашивается. Стоптанные башмачки разрезают на частички и дарят верующим».

Оформление иконы святителя Спиридона Тримифунтского немного непривычно для русских храмов. По греческой традиции на ней расположены чеканные медальоны, изображающие блага, о которых верующие молились святому.

«На нашей иконе можно прочесть слово «эвхаристо», что в переводе с греческого означает «с благодарностью», – объясняет священник. – А на медальонах изображены домик и детский бантик – можно примерно понять, что человек попросил у святителя Спиридона».

alienordis

С веками люди не меняются. Меняется только антураж.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

Церковь Спаса на Ковалеве. Великий Новгород.

Церковь Спаса Преображения, единственная сохранившаяся постройка мужского монастыря на Ковалеве, была построена в 1345 году. Тогда Ковалёво было крайним восточным новгородским посадом, то есть входило в состав самого Новгорода (сейчас оно находится за пределами городской черты). С тех пор этот храм испытал на себе многие перепетии новгородской истории — от пожара при подходе общерусского войска Дмитрия Донского в 1386 году, до почти полного разрушения фашистами в Великую отечественную войну. Но благодаря усилиям реставраторов он буквально восстал из руин. Более того, сегодня можно даже увидеть уникальные росписи XIV века, которые когда-то украшали его стены.

Церковь Спаса на Ковалеве принадлежит тому периоду в истории новгородского зодчества, во время которого характерно было сочетание традиций домонгольского времени с новыми приемами и формами, определившими в дальнейшем облик классических построек второй половины XIV — начала XV века.

В ходе многочисленных «подновлений», которые претерпела церковь течение своей жизни, к началу ХХ века она лишилась традиционной формы купола, позакомарного перекрытия (закомары — полукруглые завершения стены, повторяющие форму свода. На фото внизу видно, что крыша была «единой»), изменилась форма сводов притворов (притвор — пристройка перед входом в храм). Стены, сложеные из красного ракушечника, серого плитняка и кирпича, выравнивающего поверхность были побелена, что не характерно для архитектуры XIV века.

Церковь Спаса на Ковалеве. Начало ХХ века.

Были забелены не только стены, но и фрески (видимо, в XVIII веке). Расчистка фресок, созданных в 1380 г., была начата в 1910-х гг XX века и была закончена уже в советский период Н. П. Сычевым — реставратором еще «старой» школы (впоследствии репрессированным). Тогда же была произведена фотодокументация имевшихся фресок.

Нестор-воин (?). Довоенное фото росписи Спаса на Ковалеве.

Лучше всего сохранялись фрески купола и барабана, апсиды и северной стены, а также западного притвора. В куполе был изображен Христос Пантократор и архангелы с зерцалами и лабарумами в руках. Фигуры 8-ми пророков располагались в простенках барабана. В апсиде находилось изображение Евхаристии и Святительского чина, в жертвеннике Христос во гробе, в дьяконнике изображения преподобных и дьяконов. Композиции евангельского цикла сохранялись на сводах и стенах. Нижняя часть стен была украшена прекрасными изображениями воинов.

Северная стена. Довоенное фото росписи Спаса на Ковалеве.

В создании росписи принимали участие по крайней мере три мастера. Они работали в южнославянском стилистическом ключе, характерном прежде всего для сербских памятников этого времени.

В годы Второй мировой войны храм был разрушен до высоты в 5 метров. Работы по его консервации, а, затем, восстановлению церкви начались только в 60-х годах. К этому времени он представлял заросшие руины.

Церковь Спаса на Ковалеве. 1947 год.

Работа над реставрацией фресок и храма велась параллельно. Что касается здания, то церковь Спаса на Ковалеве была реконструирована в начале 70-х годов по проекту Л.Е. Красноречьева.

На стене можно увидеть полосу, отделяющую историческую кладку от реконструкции.

Храм пытались восстановить в изначальных формах XIV века, однако не везде историческая точность была соблюдена. Так в барабане купола было пробито восемь окон вместо нужных четырех.

Помимо некоторых исторических нестыковок, имели место и банально некачественные строительные работы. Так из-за некачественного кирпича с высолами, пришлось сбивать штукатурку с изначально побеленной церкви (хотя без штукатурки она стала выглядеть даже более аутентично).

Церковь Спаса на Ковалеве. 1970 год.

Но самые значительные притензии к реконструкции заключаются в невозможности вернуть росписи на стены восстановленной церкви. Дело в том, что в здании не был создан нужный микроклимат для фресок. В стенах церкви было большое содержание цемента, естественное «дыхание» стен было крайне затруднено. Кроме того, по самой кладке гуляли соли, выделяемые кирпичом, что соответствующим образом сказалось бы на сохранении фресок.

В связи с этим сейчас стены храма абсолютно голые, и только у подножья колонн, да в некоторых арках можно увидеть следы старых росписей.

Однако фрески Спаса на Ковалеве не канули в лету. Благодаря уникальной методике, группе художников-реставраторов под руководством А.П. Грекова удалось восстановить некоторые фрагменты росписей. Работа эта идет с 60-х годов и не завершена по сей день, но те фрески, что уже реставрированы, можно увидеть на отдельной выставке. Посмотреть фотографии оттуда и почитать про технологию реставрации фресок можно вот здесь: Возрожденные из руин. Выставка уникальных фресок XIV века в Великом Новгороде.

Читать еще:  В Барвихе при пожаре в доме священника погибла монахиня
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector