3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коты и кошки Генриетты Роннер-Книп

Letta art

Пишу про то, как рисую на стоки и просто так

Генриетта Роннер-Книп и ее котики

  • Автор ★ Летта
  • 15 февраля 2019, 04:47

В этот раз у меня история милая и одновременно полная драматизма — поговорим о бельгийской художнице с непростой жизнью и интересной нишей — картины собак и котиков. Казалось бы все просто, но не делайте скорых выводов. К слову, если вы хотите почитать все мои истории про художниц женщин, сделать это можно по тегу «женщины в искусстве».

Итак, Генриетта Роннер-Книп родилась в семье, полной художников. Отец, Йозеф Август Книп давал ей и своей младшей сестре Генриетте Гертруде уроки живописи; мать — французская художница Полин Рифер де Курсель, в основном изображавшая птиц (некоторые источники утверждают, что матерью Генриетты Роннер-Книп была Конелия ван Леувен, с которой её отец жил в то время, разойдясь с женой). Дедушка по отцу, Николас Книп (1741—1808), также был художником. Естественно в такой творческой семье Генриетте даже не пришлось выбирать кем быть. Уже в 5 лет она копировала работы отца, а в 6 лет стала его прилежной ученицей.


Семья часто переезжала из-за работы отца — он писал городские жанровые пейзажи и батальные сцены. В 1823 году Джозеф Август Книп ослеп на один глаз, а спустя год он и Полин Рифер де Курсель развелись, и он женился на Корнелии ван Леувен. В 1832 году художник полностью ослеп, но семья продолжала менять место жительства до 1840 года, когда они осели в Берликуме. К тому времени Генриетта взяла на себя финансовую ответственность за всю семью и начала серьёзно заниматься живописью. К 16-ти годам юная художница отправила первые свои работы на выставку в Дюссельдорф, где и была продана ее первая картина, изображающая кошку на окне (вероятно вот эта).

После смерти Корнелии Гениетта переехала в Амстердам, где начала писать фермерские пейзажи, леса и животных акварелью, а затем и маслом. Она стала первой женщиной, ставшей активным членом сообщества художников Arti et Amicitiae. Генриетта, так и оставшись без академического образования, вначале получала заказы от небогатых горожан, желающих увековечить своих четвероногих питомцев. Ее клиентами были в основном купцы, в работе использовавшие собак, запряженных в тележки с товаром, чуть ниже как раз картина «Смерть друга», которая принесла художнице большой успех. В 1850 году она вышла замуж за Фейко Роннера и они переехали в Брюссель. Муж часто болел и не мог работать на постоянной основе, поэтому он стал агентом Генриетты. К тому времени она сузила свой круг интересов в живописи и писала практически только собак и кошек. Среди натурщиков были собаки Марии Генриетты Габсбург-Лотарингской (белая болонка в галерее ниже) и принцессы Марии Гогенцоллерн-Зигмаринген, также среди ее заказчиков оказались кайзер Германии Вильгельм I, принцесса Уэльская, герцогиня Мария Эдинбургская- дочь императора Александра II, а также короли Ганновера, Пруссии, Португалии.


Шли года, менялась мода на домашних питомцев. И если в начале художественной карьеры героями работ Генриетты были в основном собаки, то в 50-летнем возрасте художница запоями начала писать кошек, которые до конца дней поселятся в ее доме и на полотнах ее картин. К тому времени художница вела тихий и скромный образ жизни, наслаждаясь семейной жизнью, она жила в доме с большим садом, где держала собак, кошек и попугая. В 1887 году она получила Орден Леопольда I, а в 1901 году — стала кавалером Ордена Оранских-Нассау.


Умерла художница в почтенном 88-летнем возрасте. Она творила, не выпуская из рук кисть, до последних своих дней. Её трое детей также стали художниками.


Генриетта Роннер-Книп не вошла в историю живописи наряду со знаменитыми художниками мужчинами, которые своим творчеством внесли в историю искусства весомый вклад. Однако ее картины так милы и непосредственны, что до сегодняшнего дня стоят огромных денег на аукционах и привлекают внимание коллекционеров. Эта скромная женщина сделала котят и кошек героями своих картин и рисовала их настолько правдоподобно, что их хочется погладить. Такие простые сюжеты, а такой успех уже при жизни. Примечательно так же, что все ее работы поразительно живые — все животные куда-то двигаются, их много и бесконечно хочется рассматривать детали, вся обстановка как будто дышит жизнью.

Читать еще:  У чому сенс Преображення Господнього для кожного з нас?

Мне кажется, это заслуживает внимания

Кошки в искусстве. Генриетта Роннер-Книп – нидерландский художник-анималист.

Генриетта Роннер-Книп – нидерландский художник-анималист

Предыдущая публикация: Кошки на полотнах Питера Уильямса

Тема в моём блоге: Кошки в картинах художников

Генриетта Книп (Henriette Ronner-Knip, 1821 — 1909) родилась в Амстердаме в семье художника Иосифа Августа Книпа (Жозева Августуса Книпа).

Она проявила талант к рисованию весьма рано — в возрасте пяти лет, копируя этюды своего отца. В 1827 году Иосиф всерьез занялся художественным образованием дочери. В это же время он стал стремительно терять зрение. Девушка работала в студии под руководством слепнущего отца от заката до рассвета — от ее старания и успехов зависел доход их семьи. Став взрослее, Генриетта поняла, что уроки и наставления отца дали ей гораздо больше, чем могла бы дать недешёвое обучение в академии.

Генриетта Книп быстро училась и в шестнадцать лет уже участвовала в выставке в Дюссельдорфе, где была продана ее картина с изображением кошки на окне. Генриетта стала постоянным участником выставок в различных странах.

Она создавала картины с изображением пасторальных ландшафтов, замков, ферм, натюрмортов, портретов, а также жанровых сцен. Со временем, художница все больше внимания стала уделять изображению животных. Характерной чертой Генриетты Книп в то время были точность и внимание к деталям, она использовала темные цвета, что говорит о влиянии неоклассического стиля ее отца.

После 1845 г. основными героями ее картин стали собаки. Через три года она вышла замуж за Тейко Роннера и переехала вместе с мужем из Брабанта в Брюссель (Бельгия). Первые годы брака ее муж тяжело болел, и Генриетте вновь пришлось стать ответственной за доходы семьи.
Вскоре Генриетта Роннер-Книп завоевала репутацию художника-анималиста и получила большое количество заказов от влиятельных людей, среди них были короли Ганновера, Пруссии, Португалии и королева Бельгии, а также Графиня Фландрии, для которой были нарисованы портреты ее собак.

В 1870 г. в доме художницы появилась кошка и завоевала внимание хозяйки своими движениями, взглядами и взаимоотношениями с другими, что было очень удивительно точно отображено на ее картинах. К тому же тема домашних животных была очень популярна у горожан среднего класса, и картины хорошо продавались. Генриетта Роннер-Книп двигалась по этому направлению, рисуя игривых или сонных кошек, используя при этом все те же темные цвета, пока нахлынувшее модернистское течение не назвало ее искусство скучным и консервативным. Скорее всего, именно это заставило ее в своих поздних картинах отказаться от строго выстроенной композиции и использовать более светлые тона.

Генриетта Роннер-Книп умерла 2 марта 1909 года в Брюсселе. За всю свою творческую карьеру она получила множество престижных наград и почестей. Картины Генриетта Роннер-Книп находятся в крупных музеях (в Гааге, Амстердаме, Брюсселе и др.), а также в частных коллекциях.

Генриетта Роннер-Книп. Мода на котиков до появления социальных сетей.

Говоря об анимализме нельзя не упомянуть об этой художнице. Можно даже сказать, что это она ещё в XIX веке, задолго до возникновения соцсетей, поняла, как умиротворяюще на людей действуют картины с милыми котятами.

Генриетта Роннер-Книп родилась 31 мая 1821 года, в семье художников. Можно сказать, что кисти и краски были с ней прямо с рождения. Ведь с пяти (!) лет отец учил её живописи! Йозеф Август Книп, в основном писал пейзажи и натюрморты, именно их юная художница копировала в детстве, мать же, Полин Рифер де Курсель, тоже была художницей, причем основными героями её работ были птицы, по большей части голуби. Как видите, у девочки просто и вариантов не было, как стать художницей. Родители её разошлись, девочка осталась с отцом. В 30-х годах Йозеф Август Книп начал слепнуть, Генриетта стала его верной помощницей, а с 16 лет её самостоятельные работы стали продаваться. Существование семьи, все её благосостояние легло на плечи художницы.

Читать еще:  В Россию доставлен огонь из базилики Рождества Христова в Вифлееме

Замуж Генриетта Роннер-Книп вышла только после смерти отца и мачехи: в 1850 году. Впрочем, в этой семье она также осталась основным «добытчиком». Муж имел слабое здоровье, поэтому в основном занимался продажей работ жены, а она вела хозяйство, родила шестерых детей и продолжала писать! Лично я на этом месте уже в восхищении.

Первая проданная картина изображала кошку, сидящую на окне. Достоверно сказать, какая именно из многочисленных кошек эта была, теперь уже не представляется возможным. Но в основном первыми четвероногими моделями художницы стали собаки.

В моду вошли портреты домашних животных, и торговцы охотно заказывали Роннер-Книп портреты своих собак.

На пике карьеры художницей создавались портреты собачек-любимец августейших особ. Среди заказчиков были кайзер Германии Вильгельм I, принцесса Уэльская, герцогиня Мария Эдинбургская- дочь императора Александра II, а также короли Ганновера, Пруссии, Португалии.

Кошки девятнадцатого столетия: картины Генриэтты Роннер-Книп

Художники-анималисты редко добиваются мировой славы. Но Генриэтта Роннер-Книп — исключение, хотя она специализировалась на изображениях кошек и собак.

Генриетта Роннер-Книп родилась в 1821 году в Амстердаме, в семье профессионального художника Жозева Августуса Книпа. Отец учил дочь живописи с раннего детства. Он был первым и единственным учителем Генриетты, но сумел добиться, чтобы девочка усвоила приемы классической школы голландской живописи. В ранней юности Генриетта «искала себя», занимаясь жанровыми сценками, пейзажами, портретами, но лучше всего ей удавались изображения животных, хотя ее отец был признанным пейзажистом.

Свою первую картину Генриетта Книп продала в пятнадцать лет и сразу же получила определенную известность. У юной художницы появились заказы. Это вскоре буквально спасло ее — отец Генриетты рано потерял зрение, не мог заниматься живописью, и ей пришлось самой содержать семью.

Жили Кнопы то в Амстердаме, то в Париже. Слава Генриетты росла — пусть ее полотна и не считались гениальными, многим заказчикам хотелось иметь в доме забавную картину с животными.

В 1850 году, после смерти отца, Генриетта выходит замуж, получает фамилию Роннер и переезжает с мужем в Брюссель. Брак у нее получился счастливый, у супругов один за другим рождились шестеро детей. Правда, материальные проблемы стояли остро — муж много болел. Генриетте снова приходится быть главной кормилицей в семье, не отходя от мольберта.

Поначалу она работает в основном с небогатыми заказчиками. Например, мелкие торговцы в Бельгии в то время перевозили свой товар в тележках, запряженных ездовыми собаками. Генриетта Роннер однажды выполнила картину с такой собакой, везущей тележку, и вскоре у торговцев появилась мода — иметь в своем доме живописный портрет четвероногого друга и помощника. У госпожи Роннер не было отбоя от заказов. Богатства это не приносило, но на повседневные расходы семьи гонораров хватало.

Постепенно у художницы становилось все больше состоятельных заказчиков — светские дамы и господа просили госпожу Роннер написать портрет их домашних любимцев.

В середине 1870-х годов в светских домах Европы становится все более модным держать кошек, причем, уже не в качестве мышеловов на кухне и в чулане, а в качестве «любимой игрушки» и даже подружки хозяйки дома (кошки сумели оттеснить всяких болонок с их позиций). Кошки устраиваются в гостиных на бархатных подушках и чувствуют себя хозяевами дома. Художница все больше внимания уделяет им на своих полотнах.

В 1876 году художница получает заказ от королевы Нидерландов на изображение двух ее любимых собак. Картина имеет такой успех при дворе, что слава госпожи Роннер мгновенно разлетается и по другим монаршим домам Европы. В числе заказчиков художницы вскоре обнаруживаются кайзер Германии Вильгельм I, принцесса Уэльская, герцогиня Эдинбургская.

Если учесть, что Мария Эдинбургская была родной дочерью императора Александра II и часто бывала в России, не стоит удивляться, что моду на картины госпожи Роннер она занесла и на родину. Правда, в России с конца 1870-х годов на художественном Олимпе почти безраздельно царили передвижники. Художники должны были подчиняться «общественным запросам» и изображать на картинах бурлаков, кочегаров, крестьян за плугом и ссыльнопоселенцев на каторге. Какие-то котята, опрокинувшие чашку, или спящие в подушках кошки были безоговорочно объявлены «пошлостью». Как искусство это даже не рассматривалось всерьез. Так, картинки для маленьких девочек и инфантильных дам с неразвитым вкусом.

Читать еще:  Нужно ли хотеть вступить в брак?

Но и в России находились люди, любящие животных. Для таких ценителей картины художницы представляли большой интерес. Оригинальных работ Роннер в наше отечество попало не так много, но копии, репродукции и открытки с репродукциями расходились в большом количестве. А за рубежом она получила всеобщее признание — картины Роннер собирали золотые, серебряные и, на худой конец, бронзовые награды на всех международных выставках, где экспонировались. В общей сложности, ей было присвоено шесть золотых, пять серебряных и два бронзовых медали на выставках по всему миру. Были у нее и государственные награды от королевских домов.

Дети художницы выросли, у них началась своя жизнь. Двое под влиянием матери стали художниками. А Генриетта, чтобы скрасить себе существование, в 1870-х годах сама завела кошку и вскоре превратилась в фанатичную «кошатницу». Кошки, жившие в ее доме, давали нескончаемые импульсы для вдохновения. Три последних десятилетия своей жизни Роннер занималась в основном изображениями кошек.

За долгие десятилетия творческая манера художницы претерпела значительные изменения. Если в ее ранних работах явно просматривалось влияние старой голландской школы живописи, то к 1880-90-м годам они становятся импрессионистичными, легкими, воздушными, с преобладанием светлых тонов. Пушистая шерстка кошек выглядит так, что ее хочется погладить.
Умерла художница в почтенном возрасте, в 1909 году. И до последних дней продолжала работать. Сейчас ее полотна можно увидеть в крупных музеях Нидерландов и некоторых других европейских стран, а также в художественных собраниях монарших домов.

Генриетта Роннер-Книп за работой, начало ХХ века

Котята-проказники. Антикварная лавка художника

«Котята». Автор — Альфред-Артур Брюнель де Невиль. Франция, XIX век.

Альфред-Артур Брюнель де Нёвиль (1851-1941 ) — французский живописец, мастер натюрморта, анималист. Основной темой творчества были сентиментальные сценки с домашними животными. Особенной известностью пользовались работы с кошками, играющими котятами и целыми кошачьими семействами.

Юлиус Адам II (Julius Adam II) (1852-1913) — немецкий художник-анималист, рисовал в основном кошек. Родился в Мюнхене, принадлежал к известной династии художников, отец занимался фотографией. В юности Адам работал у него ретушёром.

Фрэнк Пэтон (Frank Paton) (1855-1909) — английский художник-анималист, весьма знаменитый при жизни. Фрэнк Пэтон родился в Лондоне. В 1878 г. он впервые выставлялся в Королевской Академии. Среди его почитателей была сама королева Виктория. Его картины «Кто на свете всех милее» («Fairest of Them All» – котёнок перед зеркалом) и «Кот в сапогах» («Puss in Boots» – котенок в ботинке) позже часто воспроизводились на фарфоре и постерах. Его рождественские открытки также пользовались популярностью.

Шарль Ван ден Эйкен II (Charles H. Van den Eycken II) (1859-1923) — бельгийский художник. Родился в семье пейзажиста Шарля Ван ден Эйкена I. Был членом группы LТEssor, объединявшей художников-реалистов. Шарль Ван ден Эйкен II считается ведущим художником-анималистом 19 века. Ещё при жизни он стал очень популярен. Сециализировался на живописи домашних животных, часто в движении и ситуациях за игрой.

Генриетта Роннер-Книп (Henriette Ronner-Knip) (1821-1909) — голландская художница. Родилась в Амстердаме, в семье художника-пейзажиста. Генриетта Роннер-Книп завоевала широкую известность благодаря своим изображениям собак. Её заказчиками стали короли Пруссии, Португалии, Бельгии – всем хотелось иметь портреты своих четвероногих любимцев. Около 1870 г. Генриетта Роннер-Книп переключилась на кошек. В это самое время у неё в доме как раз появилась кошка.

Горацио Генри Коулдри (Horatio Henry Couldery) (1832-1893) — английский живописец и иллюстратор, прославившийся своими изображениями кошек. Родился в Лондоне, учился в Королевской Академии искусств, выставлялся в престижных салонах Лондона.

Луи-Эжен Ламбер (Louis-Eugene Lambert) (1825-1900) — французский художник. Родился в Париже, учился у Эжена Делакруа и Поля Делароша, а также много копировал в Лувре, в частности – фламандских мастеров. Был дружен с Жорж Санд.

Ламбер завоевал мировую известность как мастер, изображающий кошек и собак и даже получил прозвище «кошачий Рафаэль». В 1874 г. он был награждён Орденом Почетного легиона.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector