0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Красота христианской надежды и милосердия

Православная Жизнь

Надежда в христианском мировосприятии.

Святой Иоанн Кронштадтский: «Надеяться на Бога – значит поручить Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность и с уверенностью ждать исполнения Его обетования. Надежда происходит от веры, как растение из семени, как ручей из источника».

Надежда есть позволение человека, чтобы в его жизни действовал Бог.

Преподобный Серафим Саровский: «Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света».

Однако Господь не отвергает даже попытку надежды. Такая попытка выражается человеком, который в тяжелых обстоятельствах молится Богу. Об этом говорит святой Филарет Московский.

Святитель Филарет Московский: «Чем подогревается надежда? Для сего надобно отвлекать мысль от предмета печали и занимать ум и сердце молитвою. Не должно смущаться тем, что в этих обстоятельствах молитва несовершенна. Приносите Богу намерение молитвы, а Он призрит и даст молитву молящемуся».

Блаженный Диадох Фотикийский: «Надежда – исшествие ума в любви к Богу».

Что есть христианская надежда? Это чувство того, что, несмотря на обстоятельства, всё не просто когда-то будет хорошо, но уже и сейчас хорошо – потому что Бог любит сейчас.

И ещё это чувство несомненности хорошего конца, так как хороший конец освящён евангельским счастливым Концом – Воскресением.

По этой причине святой Иоанн Лествичник говорит, что надежда даёт человеку обладать благом ещё до того, как он начнёт им обладать.

Христианская надежда никогда не подводит, потому что имеет своим основанием Бога. А Он больше нас хочет, чтобы всё у нас было хорошо. Для Него драгоценна вся наша жизнь, Он всем Собою участвует в нашей жизни.

При этом враг старается отвратить нас от надежды, предлагая решить все наши проблемы через грех, который мы должны совершить. «Или соври, или пострадаешь», «или ответь злом на зло, или пострадаешь» и многое тому подобное предлагает нам враг.

Есть разница между тем, как помогает враг и как Бог. Если враг много обещает блага, то Бог кротко предлагает Себя. Враг предлагает обойти мучение, Бог –пройти сквозь мучение и вынести опыт преображения. С врагом человеку кажется, что всё будет хорошо, а всё оказывается плохо. С Богом кажется, что всё будет плохо, а всё оказывается хорошо.

Одна девушка преподаёт в неком городе в Украине во взрослой воскресной школе. Несколько недель она лежала с ребёнком в больнице. Когда выписалась, ей нужно было готовить урок на воскресенье. Она включила компьютер, но была до такой степени уставшей и грустной, что решила пропустить и это занятие. Когда компьютер уже выключался, внезапно на весь экран засветились слова из Евангелия: «Как прекрасны ноги благовествующего благое». Никаких программ, которые были бы связаны с появлением текста на мониторе, у девушки нет. Она восприняла это как знак свыше, как подтверждение того, что Бог участвует в её жизни. Тогда она подготовила урок и провела занятие в воскресенье.

Надежда связана с доверием Богу.

Наши личные отношения с Богом, бывает, включают в себя и обиду на Него. На земле мы далеко не всегда можем понять причину пережитой или переживаемой нами скорби, и эта скорбь, которая далеко не всегда вызвана нашим личным грехом, побуждает душу задать вопрос: «Почему и за что?». «Я верю, что Ты милосерден, но не могу сочетать эту веру с тем, что терплю сейчас». Такой вопрос задаёт та душа, для которой Бог стал очень дорог, и она не может принять его иначе как любящим. И тогда душа, как Иов, зовёт Бога на суд, но не для того, чтобы судить Его, а для того, чтобы Бог оправдался, чтобы Он снова открылся как любящий, выявил смысл скорби и исцелил её. А Он скоро-скоро исцелит, ибо не хочет, чтоб мы жили в скорбях, но желает, чтобы мы доверялись Ему, всегда любящему, и ощущали, что надежда на любящего никогда не будет напрасна.

Разве был на земле хоть один, кто доверился Господу и не стал в конце концов победителем? В Ветхом Завете сказано: «Взгляните на прежние роды: кто верил Господу и постыдился?» Имеется в виду, что таковых в мире не было. Однако Господь ждёт и нашего личного подвига, который должен предшествовать благодатной помощи, пресекающей страдание. Человеку следует поступить как христианину там, где всё вокруг вынуждало его поступить как грешник.

Приведу одну историю об этом.

Протоиерей Игорь Гагарин: «Вспоминаю, когда одна девушка, окончив школу, вступила в тот возраст, когда нужно всерьёз думать о том, чтобы не остаться одной. Она со мной делилась: ‟Батюшка, как быть? Как только я знакомлюсь с каким-нибудь парнем, и он узнает, что между нами не будет ничего такого без брака, он тут же утрачивает ко мне всякий интерес, и я остаюсь одна. А может быть, и нет таких ребят, способных это оценить? У меня есть серьезный соблазн – может, отодвинуть в сторону это наше православное”. Многие так считают: ну, такая жизнь, потом покаюсь. Я её очень просил: ‟Не делай этого. Господь обязательно вознаградит и пошлёт тебе хорошего. А с этими ребятами, которые, узнав, что ты не допустишь близости до брака, сразу же покидают тебя, с ними ничего хорошего бы и не вышло. Если ты встретишь действительно достойного человека – он это поймёт и оценит”. Слава Богу, так и случилось. Сейчас она замужем за очень хорошим человеком, и у них прекрасная семья, растёт ребёнок. Какое счастье, что она сумела устоять!».

Виктор Франкл: «В трудные минуты кто-нибудь смотрит на нас – друг, жена, близкий человек – живой или мертвый, или Бог – и ожидает, что мы не разочаруем его».

Верность имеет в мире огромное значение. Верность там, где, кажется, ничего нельзя уже сделать и исцелить. Именно такая верность приносит свет в жизнь другого, приносит вечность. Дело в том, что Бог действует в жизни людей не сразу, предоставляя нам возможность совершить личный подвиг. И тогда Он приходит на помощь.

Когда человек искушаем помыслами неверия, его верностью будет сказать: «Я христианин, даже если христианства нет». Жена верует в то, что злобный алкоголик или тиран муж станет наконец человечным. Молящийся о любимом верит, что помощь придёт. И эта их вера не бывает посрамлённой, не проходит бесследно – Бог обязательно приходит на помощь туда, где человек отдал всё своё до конца. Тогда Он исцеляет то, что человек не может исцелить, исправляет то, что никто не мог исправить. Бог никогда ещё не посрамил верность жертвенного человека.

Милосердие и сердце милующее как проявление христианства

Господь желает, чтобы мы творчески преобразовывали этот мир, чтобы являли собой христианский свет там, куда приходим.
Приведу по этому поводу такую притчу:

Однажды на улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу:

– Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?

Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос:

– Я кое-что предпринял. Я создал тебя.

Святой Серафим Саровский: «Бог печётся о каждом человеке так, как если бы он был у Него единственным».

Читать еще:  Медицинское оборудование, техника

Но и мы должны о каждом заботиться как о единственном.

Каждый из нас может исцелить некую частицу мира, прежде всего в самом себе. По мере изгнания страстей из сердца там поселяется Бог – и мир вокруг нас меняется. Но каждый из нас должен и деятельно заботиться обо всём и всех.

Старец Паисий Афонский: «Будет хорошо, если мы станем делать то, что нам по силам, как следует: негромко, не преследуя те цели, которые превышают меру наших возможностей, ибо иначе дело пойдет в ущерб нашей душе и телу, а часто и в ущерб Церкви».

Для того чтобы определить свою меру, нам надо советоваться с духовником или опытным батюшкой, который нас знает.

Святой Ефрем Сирин: «Прекрасны молитва и пост, но их украшает милостыня, ибо сказано: ‟Милости хочу, а не жертвы” (Ос. 6:6)».

Что именно делать?

Старец Иоанн Крестьянкин: «Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!».

Святой Исаак Сирин: «Господь наш для уподобления нашего величию Отца небесного назначил нам милосердие».

На древнеанглийском Спаситель произносится как Целитель. Никто не должен пренебрегать служением милосердия и милостыни. Именно милующее сердце наиболее делает нас богоподобными.

Святой Макарий Великий говорит, что верх совершенства – видеть грешника и сострадать ему, жалеть о нём, миловать его. Это то, что делает Христос. И это то, что может делать и христианин.

В дневниках Тараса Шевченко есть такая запись: «Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу – плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут… С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости…».

Святой Алексей Мечев: «Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что чело­веку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего ‟я”, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились».

Святой Иоанн Златоуст: «Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас».

Христос ждёт от нас милосердия как проявления милующего сердца. Однако к стяжанию милующего сердца человек идёт постепенно. И тут, как и в любой добродетели, важно вначале исполнять внешнюю её форму, делать дела милосердия и молиться о том, чтобы сердце было милующим. Тогда Господь, увидев наш труд, пошлёт нам то, что мы ищем.

Каждому из нас бывает трудно. Но радовать других, когда тебе самому больно, – это большой подвиг. Христос обязательно возрадует того, кто радует других.

Причём Христос принимает даже наше доброе пожелание, когда в нём есть боль за другого.

Старец Паисий Афонский: «Если тебе станет больно за человека, который от сердца просит тебя помолиться о нем, и ты скажешь ему: ‟Не бойся, ты станешь лучше”, то тем самым ты дашь ему Божественное благословение. В этом добром пожелании много любви, много боли, и поэтому оно обладает силой. Это угодно Богу и Он исполняет благословение».

Блаженный Августин: «Не входят в истину иначе как через любовь».

И в завершение приведем слова святой мученицы Императрицы Александры: «Быть добрым – значит быть счастливым».

Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище

По благословению епископа Костромского и Галичского Ферапонта

Рассуждение на тему Надежда

Работа посвящена христианской надежде. Надежда, как показывает Юрий, это непросто состояние эмоциональное, вызванное получением ожидаемого, а состояние сверхъестественное, онтологическое, которое даруется человеку Самим Богом. Уже имея, в себе, по великому милосердию Божиему, предваряющую благодать, человек «знает о Боге», а живя в христианских добродетелях «познает Бога».

Надеяться можно лишь на то, или точнее на Того, Кто Вечен, Постоянен, Неизменяем, Вездесущ, Благ и Свят. Все временное не может насытить и удовлетворить человека созданного по образу и подобию Божию. В подтверждение своих размышлений автор приводит цитаты из св. Евангелия и св. отцов.

«Надежда»

«На Тебя, Господи, уповаю,
да не постыжусь вовек»
(Пс.30:2)

Современное восприятие мира, присущее живущим ныне людям, сформировалось под сильнейшим воздействием нескольких важнейших факторов, таких как глобализация экономических, политических и культурных процессов, происходящих во всех странах, массовая культура, прежде всего телевидение, современное научное познание мира, быстрое развитие техники и технологий и ряда других. Для этого восприятия присущ рационализм, критичность к излагаемым мнениям и выводам, всё более усиливающийся индивидуализм и неприятие или полное отрицание опыта прежних поколений. Многие понятия потеряли прежний смысл или утратили свое значение. Появились новые понятия, например, такие, как общечеловеческие ценности и гуманистический подход.

Как в этом мире не потерять себя, не впасть в отчаяние от трудностей, которые обрушиваются на нас, от негативной информации, которая льется с экранов телевизоров и страниц прессы? Как утопающий хватается за соломинку, так и мы ищем ту ниточку, которая выведет нас из лабиринта проблем. И только Надежа помогает победить отчаяние, укрепляет веру и дарит уверенность в будущем.

В связи с этим, мне представляется очень важным вернуться к осмыслению такой христианской добродетели как Надежда. Это слово есть во всех языках, во всех религиях. Но смысл в это слово людьми верующими и неверующими вкладывается совершенно разный.

Если обратиться к толковым словарям, то можно это понятие определить так: Надежда – это положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности или это ожидание блага, осуществления желаемого. То есть узкое утилитарное понимание удовлетворения каких-либо потребностей человека, будь то простейшие физиологические или более высокие – социальные.

Понимание надежды в античности хорошо отразилось в выражении: «Надежда умирает последней», которое сложилось на основе известной фразы древнегреческого философа Диогена: «Надежда – последнее, что умирает в человеке». Эта фраза исходит из сложного понимания древними греками взаимоотношений человека и природы. Так, согласно известному древнегреческому мифу, Надежда – это единственное, что осталось на дне ящика Пандоры. То есть после всех бед, лишений, горестей, которые обрушились на человечество, только Надежда была дана для утешения как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного.

Все без сомнения сходятся в одном: без Надежды человек не может прожить ни минуты, что без нее жизнь теряет всякий смысл. Без надежды человек не сможет найти выход их своего отчаяния.

Но что значит для христианина надеяться? В чём заключается смысл надежды?

Надежда – одна из главных христианских добродетелей. Её основное содержание – упование на справедливый суд Божий и наше спасение. Это уверенность в добром исходе нашей жизни, укоренённой в вере в Господа. Это уверенность, что свет любвеобильного прощения Божия снизойдёт на нас. Об этом писал святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Надеяться на Бога – значит поручать Ему свою жизнь, свою судьбу, всю свою будущность, и с уверенностью ждать исполнения Его обетований. Надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника. Мы веруем, что Господь наш милосерд, что Господь благ, что Он любит нас, как Отец: следовательно, Он желает нам всякого блага и истинного счастья. Он премудр и всеведущ, поэтому Он лучше, чем мы сами, знает, что для нас нужно и полезно. Он всемогущ: и так, Он всегда может даровать нам то, что захочет, исполнить то, что обещал. Он свят и праведен: и потому все слова Его – истина, обещания Его неизменны. Высочайшее доказательство любви Бога к человеку мы видим в том, что Он не пощадил для нас Сына Своего единородного, но предал Его на страдания и смерть. Укрепив душу свою мыслью о беспредельной благости, премудрости, всемогуществе и святости Творца и Промыслителя нашего, мы можем проходить поприще земной жизни нашей – без страха и смятения, как дитя на руках матери, как корабль с надежным якорем. Впрочем, при надежде мы не должны быть беспечны и праздны. Христианская надежда, по сущности своей, есть живое, деятельное и постоянное стремление к высочайшему благу и источнику всех благ – Богу, ненасытным желанием приблизиться к Нему и получить от Него и в Нём царство небесное, уготованное прежде сложения мира…»

Читать еще:  Нужно ли пугаться смерти?

Святые отцы, говоря о Надежде, часто приводят слова Псалмопевца Давида: «Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть: яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс. 32:20-22)

Таким образом, христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

По моему мнению, примером такой надежды, сопряжённой чувством твердой веры, в Евангелии может послужить известная притча о блудном сыне. В книге «Закон Божий» составителя протоиерея Серафима Слободского очень просто и доступно объясняется эта притча. В этой притче под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способность), какие получил бы от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все беззакония (грехи), как бы велики они не были и возвращает ему свои милости и дары.

И еще я бы отметил здесь один момент, что сын смог, несмотря на такое падение, сохранить надежду на милость отца. По опыту знаю, что осознание своей греховности, угрызение совести само по себе не облегчает душу, а, скорее всего, причиняет страдание. К угрызению совести должно быть прибавлено покаяние, обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Него хватит любви простить и принять нас.

Есть в Евангелие противопоставление надежде — это уныние и отчаяние, которые есть наихудшие и наиопаснейшие греховные состояния. Примером может послужить поступок Иуды. Иуда понял, что совершил; увидел, что его предательство непоправимо. Христос был осужден и умер. Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Он потерял всякую надежду. Холод отчаяния и уныния объял его душу, он пошел и удавился.

И другой пример — апостол Петр, который трижды отрекся от Иисуса Христа, но не потерял надежду на прощение и был прощен Спасителем и возвращен в звание Апостола.

Выше мы говорили о надежде на милосердие Божие и прощение кающегося грешника, но в трудах святых отцов упоминается и другой аспект в понимании христианской надежды — это надежда на всемогущую помощь Божию, подаваемую во всех обстоятельствах жизни христианина.

Мы не всегда сами понимаем на кого в действительности мы имеем надежду: на самого себя, на свои силы, деньги, друзей, разум… Как говорится в поговорке: «На Бога надейся, а сам не плошай!»

Мне кажется, что истинное упование сердца можно обнаружить, главным образом, в настоящих испытаниях, бедствиях. В псалме 145 совершенно определенно говорится: «3 Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения:4 Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго».

Надеющийся на кого-нибудь или на что-нибудь, кроме Бога, лишает себя покоя, так как всё в мире не вечно. Надеющийся на начальство может лишиться его милости, богатый может разориться, правительство может обмануть, друг предать.

Только Господь всегда верен, всё что обещал — сделал. «Так говорит Господь Бог: …Я, Господь, сказал, и сделаю» (Иез, 17, 24). Всем, кто на него надеется и полагается на Него, спасает. «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» (Пс.30:2)

Таким образом, в христианском понимании надеяться — это уметь верить в Промысл Божий, надеяться — это суметь всецело довериться Богу и принять Его волю о себе. И только искренняя вера человека в Бога и Его любовь может породить настоящую надежду, надежду не блекнущую, которую ничто не может уничтожить, потому что Бог нас знает, какими мы являемся, какие мы есть, и вместе с этим Он не только нас любит — Он в нас верит.

День Веры, Надежды, Любови: какую главную мысль несет этот праздник

30 сентября огромное количество девушек и женщин отметят свои именины. А все православные верующие — День памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. О том, какие скрытые смыслы несет в себе этот праздник, рассказала в интервью «МИР 24» ученый секретарь Свято-Филаретовского православного института, доктор филологических наук Юлия Балакшина.

— Юлия Валентиновна, как вы считаете, насколько мы можем воспринимать историю про Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, погибших во имя Христа, как исторически достоверную?

Юлия Балакшина: Самая популярная версия истории о подвиге мучениц дошла до нас в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, памятнике конца XVII века. Она широко известна, ведь день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – один из самых популярных и любимых православных праздников – многие наши соотечественницы носят эти имена.

Однако сама история этих мучениц очень древняя, она восходит ко II веку после Рождества Христова и представляет собой пример жизни первых христианских мучеников, живших еще до того, как христианство стало государственной религией. В Римской империи были императоры, которые подвергали христиан очень жестоким гонениям. Но, как правило, о жизни христиан первых веков мы знаем очень мало. Сохранились лишь, так называемые мученические акты (acta martyrum), – официальные протоколы судов над христианскими мучениками, не содержащие подробностей, касающихся их биографий или самого процесса суда. Поэтому подробные литературные жития – это, в целом, легендарные истории, пример того, как история мучеников жила в церковном предании, постепенно обогащаясь новыми не столько фактическими, сколько духовно-символическими деталями.

Фото: AP/ТАСС

Нам известно, что София родилась в Милане, а потом переехала в Рим. Безусловно, что факт мученической смерти девочек и их матери был. Скорее всего, от них потребовали отречения от Христа и принесения жертвы официально признанным богам Римской империи, что считалось признаком государственной лояльности. «Принеси жертву богам, если хочешь быть почтен от государей и быть нашим другом» – требовали от христиан на суде. За отказ от такой жертвы их действительно казнили. Но развернутая история о том, как именно мать и девочек допрашивали и казнили – это, в строгом смысле слова, не документированная история, а христианское предание.

Читать еще:  Имам мечети в Северной Осетии попал в карцер за SIM-карту

— Сердцу современного человека не слишком близок подвиг Софии, которая пожертвовала не только собой, но и своими дочерьми. Как быть с этим ощущением?

Ю.Б.: Да, опыт такой жертвенной любви вообще трудно вмещается человеческим разумом. Рациональным путем, просто при помощи здравого смысла это не понять и не принять. Для этого нужно, чтобы твое собственное сердце горело Христовой любовью, не возможной без Креста, по опыту знало, что такое радостнотворное страдание.

В исторической реальности нужно понимать, что у Софии просто не было выбора. Во времена гонений христиан арестовывали целыми семьями, общинами, а затем выводили их на римские форумы и устраивали из их казни публичное зрелище: отдавали их на растерзание диким зверям, не очень разбираясь, дети это или взрослые. Нравы Римской империи – очень жесткие нравы. Я думаю, что если говорить о реальных исторических фактах, то Софию вряд ли кто-то спросил, хочет ли она отдать своих дочерей на истязание.

Важно сказать, что в христианстве впервые появляется идея добровольной жертвы, крещения кровью, которая открывает мученикам прямой путь соединения со Христом. Это связано с особой силой веры в то, что жертва, принесенная ради Христа, – это святая жертва, а мученическая смерть – конец только земной, здешней жизни, но начало новой жизни в свете Божьей Любви. Это то, что позволяет Софии и ее детям соединиться со Христом и войти в Царствие Небесное. Есть многочисленные свидетельства, что ранние мученики буквально видели, как люди, уходя из жизни земной, приобщаются к Славе Христовой. Понятно, что современному человеку, который плохо, слабо и мало верует, понять и пережить это очень сложно.

— Юные мученицы были названы в честь христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Как эти добродетели появились в христианстве? И как была переосмыслена суть мудрости — Софии?

Ю.Б.: В послании апостола Павла к коринфянам есть такой стих: «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13.13). Апостол Павел пишет своим ученикам о том, чем держится и чем живет христианин в своей земной жизни, до того момента, пока он не соединяется со Христом. У него есть в этой жизни три силы, три добродетели, на которые он может опереться.

Как гласит житие, София, что в переводе с греческого «мудрость», называет своих дочерей именам этих трех новых христианских добродетелей. Причем имена Вера, Надежда, Любовь вошли в русский язык уже в переводе, а София – это греческое слово, и имя осталось греческим.

В конечном итоге, история про Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию оказывается как бы богословским размышлением, символическим образом, смысл которого показать, что Премудрость рождает новые христианские добродетели. В богослужебных песнопениях, посвященных Вере, Надежде и Любви, есть такая фраза: «мудрость обуиша эллинскую благодатию». То есть София победила, превозмогла эллинскую мудрость силою благодати.

Мудрость – это добродетель, которая чрезвычайно высоко почиталась в разных культурах. Но христианская Премудрость стала выше даже мудрости древних греков.

В Греции мудрость олицетворяла богиня Афина, дева-воительница. Мудрость в Греции воспринималась в первую очередь как умение правильно вести военные действия, как сила воинской стратегии и тактики.

Своя мудрость была в иудейском, ветхозаветном мире. На иврите это слово «hohma», и в библейском тексте оно оказалось прочно связано с именем царя Соломоном, который был одним из мудрейших царей всего мира. Для него мудрость уже не просто умение правильно вести войну или разумно управлять государством. Соломон говорит, что начало премудрости – это страх Господень.

В русском переводе разница между разными источниками мудрости подчеркнута при помощи использования разных слов: языческая по своим корням «мудрость» и восходящая к Единому Богу «премудрость».

Премудрость – это некое превосходящее качество, которое появляется у человека не просто потому, что он прочитал много книг или приобрел большой жизненный опыт. Оно появляется в духовном измерении, когда человек видит свою жизнь перед лицом Божьим, когда человек имеет благоговение перед Господом, когда Господь открывает ему глаза на то, что не видят и не понимают слишком земные люди.

А есть еще христианская премудрость, София, которую очень любили на Руси. Самые древние храмы Руси посвящены Софии: София Киевская, София Полоцкая, София Новгородская. С какого-то момента София становится излюбленной темой русского богословия. Есть очень интересное и не безусловно всеми принимаемое учение отца Сергия Булгакова о Софии (софиология), много размышлял о Софии и имел мистический опыт встреч с ней русский философ Владимир Соловьев. У известного филолога Сергея Аверинцева есть целый ряд работ, посвященных образу христианской Софии в литературных и иконографических памятниках. София понимается как творящая сила Бога, который некогда воззвал мир из небытия, но и сейчас действует своей преображающей силой, как поэзия и красота Божьего творения. И святая мученица София тоже получает это имя.

Фото: AP/ТАСС

— Откуда вообще взялись как главные добродетели вера, надежда, любовь и актуальны ли они в наше время?

Ю.Б.: В христианстве по сравнению с античной культурой меняется состав добродетелей. Аристотель указывал, что есть четыре добродетели, в том числе мудрость. Дальше у Аристотеля в ряду добродетелей следует справедливость, мужество и воздержание. Эти четыре добродетели должен был стяжать в себе, в первую очередь, человек, причастный власти, призванный управлять другими, мудрый правитель.

Христианские добродетели в принципе доступны любому человеку. Это не то, что присуще исключительно сильным людям, которые управляют народными массами. Вера, Надежда, Любовь – могут жить в любом человеческом сердце, если это сердце открыто Богу.

Переосмысление добродетелей происходит, вероятно, в каждую эпоху. Иногда я спрашиваю у студентов, что, по их мнению, сейчас является главной добродетелью. Некоторые отвечают «честность», потому что, видимо, мы очень истосковалась по элементарной честности в наших человеческих отношениях. А некоторые говорят «милосердие», вспоминая это исконное качество русского человека, которое несколько утрачено сейчас. Так что каждая эпоха предлагает свой набор добродетелей.

Но христианские добродетели остаются глубоким основанием нашей жизни во все времена, потому что они не просто помогают нам прожить жизнь в ее бытовом течении, но и становятся ее духовным фундаментом.

Вера. Человек не может жить без веры – это его фундаментальное качество, то, что отличает его от всех других живых существ. Сердце человеческое призвано во что-то веровать: «Скажи мне, кто твой бог, и я скажу, кто ты». Но если человек ни во что не верит, он просто умирает.

Надежда. Наше упование. Если бы мы жили только сегодняшним днем, никогда не имели надежды, то мы были бы беспомощны и ни к чему не стремились бы, и не имели сил превозмогать трудности и препятствия. Конечно, надежда должна быть трезвенной, не иллюзорной, обоснованной, но без нее человек прожить не может.

Наконец, Любовь. Это некая энергия, внутреннее пламя, которое дает силу нашей жизни, наполняет ее светом и смыслом.

Поэтому при том, что каждая эпоха предлагает свои добродетели, тем не менее, вера, надежда, любовь всегда сохраняются в человеческом сердце.

— Какую главную мысль несет нам праздник памяти мучениц? Что мы должны понять и о чем подумать в этот день?

Ю.Б.: Мне кажется, мы должны подумать в этот день, есть ли в нашем сердце место для веры, надежды, любви. И если сердце наше, почему-то остыло, утратило веру, перестало надеяться, то проявить мудрость и обратиться к Тому, кто может помочь нашему сердцу и нашей жизни обновиться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector