0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткие исторические сведения о Литургии

Происхождение Литургии

Происхождение Литургии

Божественная литургия, на которой совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, ведет свое начало от последней Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками, накануне Его крестных страданий за спасение мира. Таинство Причащения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, как об этом согласно повествуют все четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также и св. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам (1 Коринф. 11, 23—32). Взяв хлеб, благословив и преломив, и давая его ученикам, Господь сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело мое», а потом, подавая чашу с вином, воздав хвалу Богу, сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Матф. 26, 26—28; Марк. 14, 22—24 и Лук. 22, 19—20). Св. Евангелист Иоанн, опуская по обычаю то, что рассказано первыми тремя Евангелистами, раскрывает нам подробно учение Самого Господа Иисуса Христа о необходимости причащения Его Тела и Крови для вечной жизни (Иоан. 6, 39—48). А св. апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (11, 23—32) добавляет к этому еще заповедь Господа: «Сие творите в мое воспоминание», и объясняет значение таинства, как постоянное напоминание о спасительной смерти Господа, указывая вместе с тем необходимость благоговейной подготовки для достойного принятия этого великого таинства.

Проф. Н. В. Покровский подчеркивает, что «Литургия составляет средоточие всего христианского богослужения: к ней примыкают церковные службы, не только рядовые, но даже и вне–рядовые; первые как вечерня, повечерие, полунощница, утреня и часы составляют как бы приготовление к ней, вторые как таинства и другие службы совершаются или по крайней мере в древности совершались, в связи с литургиею. Крещение в древности сопровождалось причащением новокрещенного на литургии, которая следовала тотчас за совершением крещения; миропомазание соединено было с крещением, следовательно вместе и с литургиею. Покаяние совершалось на литургии, когда читались над кающимся особые молитвы; священство еще доселе совершается на литургии; брак в древности сопровождался причащением и даже некоторое время совершался во время литургии и потому с течением времени удержал в своем составе некоторые элементы литургии (от «Отче наш» до конца); елеосвящение сопровождалось причащением. Такое важное значение литургии в общем составе христианского богослужения объясняется ее высокою важностию по существу и установлением ее непосредственно Самим Спасителем, как это известно из Евангелий и Посланий Апостольских» («Лекции по Литургике», СПбДА, читанные в 1895—96 учебн. году, стр. 134).

Уже первые христиане переживали воспроизведение этой прощальной вечери Господа, как величайшую святыню. Так древний памятник конца I века «Учение 12 Апостолов» заповедует: «Никто да не ест и да не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне. Ибо относительно сего сказал Господь: не давайте святыни псам». Священномученик Игнатий Богоносец пишет в своих посланиях: к Ефес. гл. 13 «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога» (Посл. к Ефес. гл. 13). А в посл. к Филадельф. гл. 4, сказано: «Старайтесь иметь одну Евхаристию; ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге». Св. муч. Иустин Философ в середине 2 века пишет: «Пища сия называется у нас Евхаристией, и никому нельзя приобщаться ее, как только тому, кто верит в истинность того, что мы учим, и кто омылся банею водною ради оставления грехов и возрождения, и кто так живет, как Христос заповедал. Ибо мы принимаем сие не как простой хлеб или простое вино. Но подобно тому, как по Слову Божию, Иисус Христос наш плоть бысть и восприял плоть и кровь ради нашего спасения так точно и пища, что становится Евхаристией чрез слово молитвы, которая восходит к Нему, есть плоть и кровь воплотившегося Иисуса, сему нас учили».

Из книги Деяний Апостольских видно, что Апостолы, по сошествии на них Св. Духа, ежедневно собирались с иерусалимскими верующими для совершения таинства св. Причащения, которое она называет «преломлением хлеба» (Деян. 26 42—46). Конечно, в самом начале не было такого строго установленного чина, какова наша современная литургия, но несомненно, что уже в апостольские времена был установлен определенный порядок и форма этого священнодействия. Древнейший дошедший до нас чин литургии ведет свое начало от первого епископа иерусалимского св. Апостола Иакова, брата Господня. Апостолы и первые пастыри Церкви передавали чин литургии своим преемникам устно из предосторожности, чтобы не обнаружить Таин своего богослужения перед язычниками, которые гнали христиан, и чтобы не подвергнуть святое таинство осмеянию ими.

В древности, в разных поместных Церквах, были свои чины литургий. Для того чтобы иметь представление о древних литургиях, для примера приведем краткое описание, приводимое проф. Н. В. Покровским, в его «Лекциях по Литургике» — Литургия Постановлений Апостольских.

В Постановлениях Апостольских чин древней литургии изложен два раза во 2 и 7 книгах: в первой из них излагается лишь порядок или схема, во второй самое чинопоследование с подробным текстом молитв. Так как Постановления Апостольские представляют собою сборник, хотя имеющий очень древнюю основу, но составленный не вдруг в своем окончательном виде, то весьма возможно, что названные два чина литургии вошли в состав их из двух различных источников: в одном списке, бывшем под руками составителя, находилось краткое изложение литургии в связи с изложением прав и обязанностей епископов, пресвитеров и диаконов, в другом пространное, в ином уже контексте. Общий строй литургии там и здесь одинаков и напоминает собою литургии древнейшего типа, но не западные, а восточные… но (они) выражают собою характер литургий антиохийских… В 67–ой главе 2 книги после общего описания… неизвестный автор говорит о чтении Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Чтения из Ветхого Завета сопровождаются пением псалмов Давида с подпеванием народа. После чтений из Нового Завета начинаются проповеди пресвитеров и епископа; между тем, как диакона, привратники и диаконисы строго наблюдают за порядком в церкви. После проповедей, которые слушались сидя, все встают и, обратившись к востоку, по выходе оглашенных и кающихся, молятся Богу. Потом одни из диаконов приготовляют евхаристические дары; один же диакон, стоя подле архиерея, говорит народу: да никто против кого?либо, да никто в лицемерии; засим следует братское лобзание мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, молитва диакона о церкви, всем мире и начальствующих; благословение епископа, возношение евхаристии и наконец причащение. Общие составные элементы литургии здесь те же самые, что и в других литургиях, и в частности напоминают во многом древний порядок литургии, изложенный в первой апологии Иустина Мученика. Элементы эти суть: чтение Св. Писания Ветхого и Нового Завета, антифонное пение псалмов, проповедь, братское лобзание, молитвы, возношение даров и причащение…» («Лекции по Литургике», читанные в1895—96 уч. г. СПбДА, стр. 212—214).

Итак, только в IV веке, когда Христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, чин апостольской литургии, хранившийся дотоле в устном предании, был заключен в письмена. Как замечает архимандрит Гавриил, «что св. Прокл в его трактате о литургии пишет, что апостолы и их преемники совершали божественную службу весьма пространно, желая выразить в Евхаристии все дело нашего искупления и спасения. Им хотелось вспомянуть при Евхаристии о всем и ничего не опустить из благодеяний Божиих или из нужд христиан. Отсюда в литургии явилось множество молитв, и очень длинных: но в последующие времена христиане, охладев в благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения. Св. Василий Великий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а св. Иоанн Златоуст в свое время и по той же причине еще более сократил ее. Кроме этого побуждения, заставившего св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого сократить литургические формы богослужения и предать их образ совершения письменно, было то обстоятельство, что неблагонамеренность и ложные начала лжеучителей могли искажать самое содержание молитв и запутывать состав и порядок отправления литургии, вследствие свободы в деле образования богослужения. Далее, при передаче образа совершения литургии из уст в уста, из века в век могли невольно произойти многие разности в форме молитв и обрядов, хотя несущественные, могли явиться в каждой церкви прибавления и убавления в порядке совершения литургии, по усмотрению предстоятелей ее» (эту мысль высказал св. Киприан Карфагенский на Соборе в 258 г., см. «Руковод. по Литургике», стр. 498. Тверь, 1886).

Читать еще:  Должен ли мужчина быть брутальным?

Таким образом, это было сделано для упорядочения богослужения и для единообразия совершения литургии. Сделал это сначала св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, который несколько упростил и сократил палестинско–сирийскую литургию, носившую имя св. апостола Иакова, а затем немного позднее вторично переработал чин литургии св. Иоанн Златоуст, в бытность свою архиепископом Константинопольским. Авторитет великих вселенских учителей и святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого содействовал распространению этих двух литургий по всему миру среди христиан, принявших веру Христову от греков. За этими литургиями, которые, выражаясь по–современному, были редактированы сими святителями, сохранились их имена. Сама иерусалимская Церковь приняла в свое постоянное употребление обе эти литургии еще в VII веке. Они дошли и до нашего времени и совершаются и поныне на всем православном Востоке, лишь с очень немногими изменениями и добавлениями.

Читайте также

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ.

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. Хотя все люди происходят, таким образом, от прародителей путем естественного рождения: однако же, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал

На Литургии

На Литургии Блаженна от канона преподобнаго, песнь 3 и 6.Прокимен, глас 7:Честна пред Господем смерть преподобных ЕгоСтих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?Апостол, к Галатом, зачало 213или сей: Соборнаго послания Иоаннова чтение: (зач.73, гл.4, 7-11)Возлюбеннии, возлюбим

На Литургии

На Литургии Блаженна от канона преподобнаго, песнь 3 и 6.Прокимен, глас 7:Честна пред Господем смерть преподобных ЕгоСтих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?Апостол, к Галатом, зачало 213или сей: Соборнаго послания Иоаннова чтение: (зач.73, гл.4, 7-11)Возлюбеннии, возлюбим

О Божественной литургии[9]

О Божественной литургии[9] Лондон, 1974 год.Я хотел бы, чтобы сегодня мы подумали о Божественной литургии, подумали о том, что она собой представляет, подумали о том, как мы можем в ней участвовать не только во время самой службы — тут мы участвуем, сколько можем, и сердцем и

Роль литургии [775]

Роль литургии[775] Видения автора включают одновременно происходящее на земле и на небе. Видение небес помещено в богослужебный контекст. Подобный Сыну Человеческому, говорящий с Иоанном и диктующий послание к ангелам семи церквей, стоит среди семи золотых светильников

На литургии

На литургии «Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сла-стем, да и

Две Литургии

Две Литургии Наше Евхаристическое богослужение очень своеобразно соединяет два различных богослужения, в которых Иисус участвовал и которые совершал.Первое — это богослужение синагоги.Синагогальное богослужение объединяло каждую иудейскую общину, особенно по

Окончание Литургии.

Окончание Литургии. По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс. 112:2 [789]), — и затем псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…». Этот псалом почти нигде, кроме монастырей и церквей, в которых соблюдается

Литургии 4-5 веков

Литургии 4-5 веков 1. Церковь перед лицом Новой Парадигмы С воцарением Константина Великого (324 г.) завершился Доникейский период истории Церкви и начался новый, государственный период Её истории.Константина Великого называют первым христианским императором. Это и так и

На литургии

На литургии Прокимен, глас 7Честна пред Господем смерть преподобных Его.Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?Апостол: к Галатам, зачало 213.Аллилуиа, глас 6Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.Стих: Сильно на земли будет семя его.Евангелие от

Виды Литургии

Виды Литургии В настоящее время в Православной Церкви совершаются четыре вида литургии: 1. Литургия св. апостола Иакова, брата Господня, совершается на Востоке, а также и в некоторых наших приходах, в день его памяти 23 октября; 2. Литургия св. Василия Великого совершается

Окончание Литургии

Окончание Литургии По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и затем читается (в некоторых местах принято петь) — 33–ий псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» Во время чтения или пения этого псалма

2. Развитие литургии

2. Развитие литургии Практическое объединение с государством при Константине и его наследниках привело к секуляризации Церкви. Патриарх Константинопольский попал под влияние императора, и Восточная Церковь стала частью государства. Приток язычников через массовое

Живое Предание

Какие бывают литургии

Руководитель детского центра «Облака» (г. Порту, Португалия), экскурсовод, супруга православного священника.

Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, древние литургии апостола Иакова и апостола Марка… Рассказываем, в чем их похожесть, особенность и различие.

В апостольские времена таинство Евхаристии довольно быстро стало совершаться в разных частях огромной Римской империи — от востока до запада. Ученики Иисуса приходили с проповедью в города и селения, основывали церкви и преломляли хлеб с новыми братьями во Христе. В первые века литургия служилась по вдохновению, молитвы и порядок богослужения передавались из уст в уста. В каждом городе, где существовала епископская кафедра, литургический чин развивался по-своему.

До нас дошли некоторые древние анафоры, записанные преимущественно в IV–V веках. Напомним, что анафора — это центральная часть литургии, во время которой читаются молитвы о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. На протяжении столетий эти анафоры изменялись и дополнялись, тем не менее большинство из них, согласно Преданию, возникли во времена первых христиан, а некоторые даже носят имена апостолов.

Со временем некоторые литургии получили широкую известность и стали общеупотребительными во всей Православной Церкви. Другие же по тем или иным историческим причинам служились редко или совсем вышли из употребления.

Сегодня мы можем наблюдать возрождение интереса к древним литургическим традициям. В некоторых храмах Русской Православной Церкви, с одобрения священноначалия, служатся литургии, не предусмотренные уставом, но имеющие несомненно древнее происхождение и восходящие к апостольским временам.

Общепринятые литургии

Литургия святого Иоанна Златоуста

История

Литургия святого Иоанна Златоуста зародилась во времена апостолов в городе Антиохии, расположенном на территории современной Турции. Сразу после убийства первомученика Стефана некоторые ученики, скрываясь от преследований, бежали в этот город и именно там впервые заговорили о Христе с язычниками. Проповедь была успешной. Обращенные язычники и иудеи именно в Антиохии впервые стали именоваться «христианами». Для укрепления молодой церкви в Антиохию приходили апостолы Петр, Павел и Варнава. Их труды в этом городе достаточно подробно описаны в текстах Нового Завета.

В IV веке сохранившаяся с древности антиохийская анафора была отредактирована и записана святым Иоанном Златоустом. Святитель сам был родом из Антиохии. Будучи епископом, он сначала занимал Антиохийскую кафедру, а потом был переведен в столицу Восточной Римской империи и стал архиепископом Константинополя. Предложенный Иоанном Златоустом чин совершения литургии стал использоваться в столице восточного христианства — Константинополе, а потом и повсеместно в православном мире.

Сегодня

Постепенно литургия святого Иоанна Златоуста стала самой распространенной и наиболее часто совершаемой литургией в Православной Церкви.

Литургия святого Василия Великого

История

Эта литургия была составлена знаменитым святителем в IV веке. В основу ее легла древняя анафора, о происхождении которой точных сведений не сохранилось.

Святой Василий Великий занимал епископскую кафедру Кесарии Каппадокийской — большого торгового города в Малой Азии. Составление и запись литургического чина были необходимы для устройства богослужебной жизни, которой святитель уделял особое внимание. Василий Великий дополнил существовавший с древности литургический чин, лично написав молитвы и славословия. Авторство Василия Великого не подвергается сомнению, так как между молитвами анафоры и богословскими сочинениями святителя существует много вербальных и смысловых совпадений.

Читать еще:  Массовое благотворительное венчание состоялось в Симферополе

Особенности

Внешне литургия Василия Великого мало чем отличается от литургии Иоанна Златоуста: в обеих литургиях во время Великого входа поют «Иже херувимы», евхаристическая молитва обычно прочитывается тайно, а возгласы священника, слышимые всем храмом, во многом совпадают. Анафора литургии Василия Великого более продолжительная. Вместо гимна Пресвятой Богородице «Достойно есть», исполняемого во время литургии Иоанна Златоуста, поется гимн «О Тебе радуется».

Сегодня

Литургия Василия Великого в древнем мире пользовалась большим авторитетом и совершалась в воскресные и праздничные дни. Тем не менее постепенно она уступила место литургии святого Иоанна Златоуста. Возможно, это было связано с тем, что к XI веку установилась практика ежедневного совершения Евхаристии, и предпочтение было отдано более краткому чину.

Сейчас литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в воскресные дни Великого поста, в Великий четверг и в Великую субботу Страстной недели, накануне или во дни праздников Рождества Христова и Крещения Господня и в день памяти св. Василия Великого.

Литургия Василия Великого служится не только в Православной Церкви. В различные исторические периоды она совершалась или продолжает совершаться в армянской, коптской, эфиопской, католической и англиканской традициях.

Литургия Преждеосвященных Даров

Особенности

Это богослужение, во время которого верующие причащаются Святыми Дарами, освященными заранее — на предыдущей литургии. Анафора здесь отсутствует совершенно, так как о приложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову молятся заранее.

Вместо «Иже херувимы» на Литургии Преждеосвященных Даров поется песнопение:

«Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия» (перевод на русский язык).

История

Практика хранения и использования Святых Даров после окончания литургии известна с самой древности. Живший во II веке святой Иустин Философ сообщает о том, что обычно после окончания Евхаристии дьяконы несли Святые Дары больным христианам, для того чтобы причастить их на дому.

Одной из возможных причин появления такого богослужения является сложившаяся в III веке традиция собираться в храме не только в воскресенье, но в среду и пятницу. Это рабочие дни, и в богослужении могла участвовать не вся община. Поэтому Святые Дары во время таких служб не освящали, а использовали те, которые хранились с воскресной службы.

В IV веке во всей Православной Церкви стала обычной практика соблюдения Великого поста, во время которого христиане желали как можно чаще посещать богослужения и приобщаться Святых Тайн. В ранней Церкви особенно ясно было понимание Евхаристии как наивысшего торжества. В будние дни Великого поста литургию не совершали, но для подкрепления и утешения верующих причащали заранее освященными Дарами. Причем, для того чтобы не нарушить постного настроения среды и пятницы, Евхаристия совершалась вечером, а не утром. Поэтому литургия совершается в соединении с вечерней.

Сегодня

В Русской Православной Церкви постепенно возрождается древняя практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в будние дни Великого поста.

Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений

Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.

Литургия святого апостола Иакова

История

Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.

До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.

Сегодня

В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.

Особенности

Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».

«Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чем земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идет на заклание отдать Себя в пищу верным. Предваряют Его сонмы Ангелов со всеми Началами и Властями многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица свои и воспевая песнь: Аллилуиа, аллилуия, аллилуия» (перевод Ольги Седаковой).

Литургия святого апостола Марка

История

Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.

Особенности

Литургия святого апостола Марка, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».

Сегодня

В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно по этому чину.

Литургия святого Амвросия Медиоланского

История

Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.

Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями, так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской культуры.

В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.

Особенности

Литургия Амвросия Медиоланского начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:

«Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Обрел Давида, служителя Моего, елеем святым Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним и сила Моя укрепит его. Слава и честь Отцу, и Сыну и Святому Духу и ныне и во веки веков, Аминь. Аллилуия, аллилуия».

Сегодня

Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.

Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

О Божественной литургии

Книга «О Божественной литургии» схиигумена Саввы является очень нужным трудом, имеющим целью дать подробное и ясное объяснение Божественной литургии, ее священнодействий и их значение. Не все присутствующие за богослужением понимают смысл всех священнодействий, совершаемых во время литургии. Книга о. схиигумена Саввы «О Божественной литургии» дает на это подробное, хорошее, понятное и ясное объяснение. В ней изложены необходимые понятия о православном богослужении, которыми можно очень хорошо воспользоваться всякому православному христианину для осмысленного понимания православного богослужения.

Читать еще:  Лидер т.н. ПЦУ заговорил об объединении с униатами

Оглавление

  • Отзыв архипастыря
  • Ответ на письмо монахини
  • Вместо предисловия
  • Понятие о Божественной литургии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Божественной литургии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие о Божественной литургии

Литургия — слово греческое, и в переводе на русский язык означает «общественное церковное богослужение». На литургии совершается таинство Евхаристии, т. е. умилостивительное, благодарственное и хвалебное приношение Богу-Отцу таинственной жертвы Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, и преподание их верующим для вкушения и освящения.

В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось Литургиею. Но с IV века этим словом принято называть только такое богослужение, на котором приносится жертва за живых и умерших и совершается таинство причащения.

Самое же таинство причащения в те времена называлось иногда «вечерею», «вечерею любви», «вечерею Господней» и «Таинственною вечерею», а иногда «Трапезою» и «Преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил с учениками Своими перед Своими страданиями.

Вечерею любви таинство причащения называлось по той причине, что сразу же после причащения устраивалась вечеря, т. е. ужин для всех. Состоятельные христиане, движимые христианскою любовью, к этой трапезе приносили хлеб, вино, масло и другие продукты для всех присутствующих.

Таинство причащения иногда называлось «Евхаристиею» или «Благодарением», потому что при совершении этого таинства воссылалось к Богу благодарение за все Его благодеяния, оказанные роду человеческому. Этим именем, т. е. Евхаристиею, таинство причащения называется и в настоящее время.

Евхаристия — слово греческое, и в переводе на наш язык означает «Благодарение» или «Таинство святого причащения».

Литургию иногда попросту называют «Обедней».

Обедня — это народное название. Называется так литургия потому, что, во-первых, во время ее совершения верующим предлагается духовная трапеза, [8] Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и, во-вторых, потому, что совершается она всегда перед обедом.

Благочестивые христиане в церковь идут натощак, а после литургии подкрепляют себя пищею.

Божественная литургия совершается в воспоминание всей земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа и совершенного Им искупления людей, уверовавших в Него, от греха, проклятия и смерти вечной, т. е. от вечного мучения.

В последовательном порядке евангельских событий на Божественной литургии вспоминаются: рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, Его торжественное явление миру, учение, чудеса, установление Им таинства причащения, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо. Особенно ценно для нас то, что во время совершения Божественной литургии приносится Отцу Небесному Пречистое Тело и Животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, а затем это Тело и Кровь Христовы предлагаются нам как духовная пища и питие, во оставление грехов и в жизнь вечную.

По своему содержанию литургия — важнейшее христианское богослужение. Все другие церковные службы, по отношению к ней, есть лишь приготовительные.

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Совершается она в следующем порядке. Сначала приготовляются вещества для таинства, потом приготовляются верующие к таинству, потом совершается само таинство и затем верующие причащаются Тела и Крови Христа Спасителя.

Чтобы иметь ясное понятие и живое представление о Божественной Литургии, надо хорошо знать содержание Священного Писания Нового Завета. Чаще, как можно чаще, с большим вниманием и прилежанием читай Евангелие, дочь моя!

Происхождение Божественной литургии

Литургия Святой Православной Церкви имеет Божественное происхождение. Таинство святой Евхаристии установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери, т. е. в четверг вечером, накануне Его страданий и смерти на Кресте во искупление всего человечества.

Перед установлением этого таинства Иисус Христос показал ученикам Своим пример смирения и любви, умыв им ноги. В Евангелии об этом так говорится: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан… Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 3-15).

Потом сказал им: Дети! Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 33–35).

Затем, возлежа за столом и воздав хвалу и благодарение Богу Отцу, Он взял хлеб и, благословив, освятил его, преломил и дал ученикам и апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас предается). Потом взял чашу с виноградным вином и, благословив ее, дал ученикам со словами: Пийтпе от нея еси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28), (1 Кор. 11, 24).

Причастив учеников Своим Пречистым Телом и Пречистою Кровью Своею, Христос заповедал им (а в лице их и их преемникам, и всем православным христианам) всегда совершать это таинство [9] в Его воспоминание, сказав им: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Таким образом, Божественная Литургия впервые совершилась в Сионской горнице, где священнослужителем был Сам Господь Иисус Христос.

С этого времени Жертва Нового Завета становится неотделимой от Церкви. Святая Чаша всюду возвещает искупительную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Приступающие [10] к евхаристической трапезе возвещают смерть Христа и становятся участниками Его жертвы. Чрез общение в святом причащении все православные христиане соединяются во едино Тело Христово. Таинство Евхаристии принесло людям великую радость и блаженство. Душа причастников стала храмом Божиим. Приобщаясь достойно Тела и Крови Христа Спасителя, христиане приобщаются Божественному Его естеству, становятся сынами Божиими, достойными вечной блаженной жизни.

Первая Церковь организовалась в г. Иерусалиме. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, сделался главою этой Церкви — епископом.

Собираясь на Агапы, т. е. на Вечери любви (так называлась божественная литургия в первые века), апостолы произносили благодарственную молитву, благословляли и преломляли хлеб, и освященную Трапезу раздавали всем присутствующим христианам, а также от Чаши приобщали всех, вспоминая о своем Божественном Учителе и рассказывая о Его учении, чудесах и о Его заповедях; чтобы придать больше торжественности святой Евхаристии, апостолы соединили ее содержание с некоторыми обрядами, которые напоминали бы или изображали отдельные моменты из земной жизни Иисуса Христа.

Таким образом, чин (т. е. порядок) совершения первой литургии был установлен апостолами, а именовалась она Литургией апостола Иакова, брата Господня. Все молитвы и песнопения этой литургии произносились на память и в первые три века передавались из поколения в поколение в устной форме, поэтому в разных местах они читались по-разному, хотя содержали один и тот же смысл. Однообразие в богослужении установить в то время было невозможно, так как новое христианское учение считалось вредным и опасным для государства и преследовалось как со стороны римской власти, так и со стороны иноверного народа.

Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, — чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир.

Христиане благоговейно хранили Литургию от неверных (некрещеных). С появлением Символа веры он громко поется в храме всеми христианами в знак того, что на Литургии верных присутствуют только верные, т. е. крещеные. К сожалению, в настоящее время бывают отклонения от этого правила.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector