0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крещение – залог единства

Православная Жизнь

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Празднуя Крещение Господа нашего Иисуса Христа, мы не можем не задуматься над смыслом своего собственного крещения, тем более тогда большинство из нас были ещё младенцами. При Крещении Господа, как мы слышали из Евангелия, были явлены три Ипостаси (Лица) Святой Троицы: Отец, Который сказал, что «это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»; в Иордани пророк Иоанн окунал Христа, Вторую Ипостась; на крестившегося Господа сошел Дух Святой в виде голубя (см.: Мк. 1:9–11). Так впервые в Новом Завете была явлена вся Святая Троица, Единосущная и Нераздельная. Поэтому праздник Крещения имеет и второе название – Богоявление.

Нас тоже крестили во имя Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. А это значит, что в жизни мы, христиане, призваны стремиться к такому же тесному единству между собой, родными и близкими, какое есть между Лицами Святой Троицы. Но мы осознаем, как нам ещё далеко до такого единства: не всегда есть любовь и согласие даже между родными, тем более нет единства среди людей и между народами. Дошло до того, что воюют между собой единоверные и единокровные.

Как же приобрести единство? Святой апостол Павел учит: «Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). То есть обещание, что будем жить согласно Закону и Заповедям Божьим. Перед Крещением мы трижды отрекаемся от сатаны, всех его дел и всей гордыни его и читаем Символ веры, в котором исповедуем Единого Бога и Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Пребывание в Церкви, совместная молитва, покаяние в грехах, причастие из единой чаши Святых Тела и Крови Христовых, а также участие в других таинствах и обрядах Церкви направлено в первую очередь на то, чтобы мы преодолевали свое самолюбие, гнев и другие страсти и становились едиными с Богом и друг с другом. Пренебрежение всем этим, отпадение от Церкви из-за страха перед сильными мира сего или ради иллюзорных политических и материальных выгод ведут к разделению, богоборчеству и братоубийству. Если мы не можем терпеть возле себя человека, который долгое время не мылся и не стирал свою одежду, ибо от него идёт страшный тлетворный запах, то так же мы не можем терпеть и друг друга, если позволяем накапливаться грехам и не очищаем себя от них с помощью молитвы, добрых дел, покаяния.

Вот и произошло освящение воды, которая стала великой святыней, и ее долгое время не коснется тление. Будем же с верою натощак каждый день принимать эту воду с мыслью о том, чтобы Господь простил наши вольные и невольные грехи, дал силу противостоять искушениям. И главное, чтобы мы, по образу единства Лиц Святой Троицы, стали ближе друг к другу, преодолели всякое разделение и вражду, дабы в Царстве Небесном вместе прославляли Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!

Крещение Господне и единство человечества

Крещение Господне является одним из древнейших торжеств Христианской Церкви, ведущим традицию от времен Святых Апостолов. В современных глобальных масс-медиа Пасха Христова давно уже предана поруганию, а Рождество Христово, их же стараниями, воспринимается через призму массовой культуры как некий праздник коммерческого свойства, где потребительство объявляет со всей силой свою стяжательскую натуру и алчность.

Крещение Господне как-то остается все же в стороне от атак рекламы и разномастных шоу. Сей православный праздник явно недооценен покровителями культа товара и распродаж. Что и неудивительно. Запад опротестантился несколько столетий назад. Для протестантов же Крещение почти всегда оставалось (прости, Боже!) празднованием второстепенным. И чем дальше протестантская номинация или секта уходила от Священного Предания, тем меньше она обращала внимание на событие, свершившееся на реке Иордане… А между тем Крещение Господне, в Православии имеющее еще два сопутствующих названия – Богоявление и Просвещение, чрезвычайно опасно для потребительского общества и нынешних «хозяев» мира. Крещение Господне неизменно дорого православному христианину как момент встречи Пресвятой Троицы с людьми (Троичность была явлена воочию! Богоявление!), как залог будущего спасения человеческого рода (Свет Господний открыл глаза незрячим по вине греха! Просвещение!), как пример высшего смирения (Господь наш Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи, великого святого, но все же человека). Крещение Господне вместе тем напоминает христианам и об их собственном обретении Бога, о радости, о надежде. Но есть и еще один аспект, верно подмеченный православным богословием, аспект, связывающий Крещение Господне с крещением каждого христианина. У священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, мы читаем: «Церковь никогда не смотрела на Христа лишь как на Учителя истины. Она видела в Нем воплотившегося Сына Божия, Который, восприняв человеческое естество в единство Ипостаси, тем самым обновил, пересоздал это естество. И, конечно, не отдельный человек восстановлен в первую доброту, но именно естество человеческое. Наша Церковь, несмотря на уклонение школьного богословия, доселе поет в своем богослужении об обновлении человеческого естества. Восстановлено единство человечества, разрушенное грехом. В Церкви и достигается единство человечества, о котором мечтают люди и вне Церкви, но которого без Церкви достигнуть не могут, ибо лишь в Церкви «низшедшая сила Божественного Духа совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей, согласившихся на зло, вразумляя верных познанием Троицы». В этих словах канона Пятидесятницы выражена та именно истина, что Церковь есть единство человечества, подобное Триединству Божества».

Цивилизация «перекати-поле»

Крещение Господне – это символ воссоздания всеобщего единства рода людского. Через личное крещение же человек входит в сие единство. В Церковь входит! А отпадая от Церкви, бедный эгоист сам и отрекается от единства с человечеством, превращается в «независимое» «перекати-поле», несущееся по желанию ветра по промозглой и простуженной житейской степи. В конце концов «перекати-поле» прибьется к куче подобных. Но ему это ничего не даст, ибо ураган и степной пожар могут разбить и уничтожить клубок «перекати-поля» в одно мгновение. Неслучайно святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал: «Святые Отцы утверждают, что до искупления все человеки были обладаемы грехом, творили волю греха и против желания своего. По искуплении рода человеческого Богочеловеком уверовавшие во Христа и обновленные святым Крещением уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха. Те, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью. Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения… Увлеченный и ослепленный собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностью, не поймет его как дoлжно, не отречется от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем». Современное общество – это раздробленный мир, разрываемая противоречиями и грехами компания сцепившихся друг с другом случайных клубков, ежеминутно готовых расплестись, а в итоге и самим развалиться на части. Человек-«перекати-поле» неосознанно чувствует свою ненормальность и противоестественность клубковых сообществ. Поэтому-то и в СМИ грехи подаются в привлекательном виде, из-за этого-то все возрастает и возрастает влюбленность в игру и лицедейство. Внутреннюю пустоту отказавшиеся от Божественного Дара отнюдь не стараются заполнить чем-то существенным, но создают вокруг себя привлекательную оболочку. Главное казаться, а не быть! Имидж важнее реальных качеств личности! Форма поглощает содержание! В начале XX века философ Н. Бердяев часто в публикациях повторял тезис о наступлении Нового Средневековья. Но ошибся Бердяев, ошибся! Человечество на данном вираже истории сверглось гораздо глубже всякого Средневековья, куда-то в яму нового рабовладельческого строя – в эпоху до Рождества Христова. Языческая цивилизация «перекати-поле» ползет по планете подобно амебе, поедая народ за народом. То, что ранее считалось непристойным, ныне почитается достойным. Грех продается и покупается точно так же, как носки или котлетки из куриного мясца. Одновременно с помощью кинопродукции, романов, интернет-сайтов пропагандируется сугубое различие людей. Оказывается, есть немногие избранные, наделенные особой силой, сверхгениальностью и прочими сверх… И основная масса, которая обязана следовать за привычками и модой, пропагандируемыми «сверхлюдьми». Поразительно, что носителями всего «сверх» в фильмах часто представляются вампиры и демонические существа, то есть нежить. Через Крещение человек рождается в Жизнь Вечную, а здесь предлагается двигаться по стопам нежити и нечисти. Демонизм приравнивается к Божественности. Зло смешивается с Добром и Истиной. Постепенно мировая элита надеется с помощью нано-, био- и иных технологий достичь бессмертия и абсолютной власти. Сбывается прогноз христианского писателя К.С. Льюиса, сделанный им в романе «Мерзейшая мощь». Продвигается все тот же соблазн: «Будете как боги!» Но «богов» по определению не может быть много, доступ в пантеон ограничен, ведь он – не общежитие. Поэтому не попавшим в число «сверх» достанется судьба скромных почитателей «богов» и право «наслаждаться» новым идолопоклонством, где за каждым идолом скрывается грех. Человечество стараются четко разделить на брахманов (мудрецов-господ) и шудр (слуг). Смирение же изгоняется из информационного пространства, а Крещение Господне намериваются и не вспоминать, ибо Истинный Бог проявил Истинное Смирение, придя к Иоанну Крестителю. Однако следующие путем нежити и греха не желают сего признавать. Но перед фронтом любителей нежити стоит Церковь. Следовательно, Церковь надо каким-нибудь образом втянуть в болото грехов и пакости. С содомитов на Западе чуть ли не пылинки сдувают, да и у нас – в России (чего скрывать!) к ним отношение вполне терпимое. Но им этого мало. Они ведь «наивысшие» прогрессисты. Недостаточно им гражданского «бракосочетания», они требуют и уже добились в целом ряде стран права на венчание в храме. Грех пытаются закрепить с помощью Таинства. Таким образом, Таинство превращают в фикцию, а грех поднимают на уровень церковной нормы. Только все это иллюзия, игра по-античному, и не более. Бог поругаем не бывает! А вот человек оскотинивается до предела… Но Священное Писание недвусмысленно объявляет участь для мужеложников и иных извращенцев человеческой природы. И здесь в дело вступает ложь.

Читать еще:  Вечерние молитвы на старославянском языке, как читать

«Библия королевы Джеймс»

На лентах информационных агентств в последние дни 2013 г. возникло сообщение о том, что в США издана «Библия королевы Джеймс». Сия книга явилась переделкой Библии. Были внесены изменения и в Ветхий, и в Новый Завет. Все места о греховности гомосексуализма заменены на оправдание последнего. Игра словами, перестановка предложений, исчезновение неугодных для геев фраз! Комментарии в данном случае и не нужны… Цивилизация «перекати-поля» в XXI веке вела наступление и на Православную Русь, и на ее фундамент – Русскую Православную Церковь, ведь они воздвигаются грозным бастионом защиты единства человечества, когда, по словам Апостола, «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Церковь и православное монашество обвиняются в неправедности. Интересно, а как живущие во грехе и вне Церкви могут определить это? Впрочем, прокуроры от мира сего ничего и не объясняют, а просто громко вопят. Цель прослеживается в крике: «Надо разрушить Церковь! Она мешает мне-е-е!» Православная Россия – постоянный объект для нападок групп «правозащитников» и «правдолюбцев». И история у нас не такая, и вера не такая, да и вообще русские не такие, как надо. А упирается все в то, что Русь, Россия – носительница Православия. Была, есть и будет! Даже в десятилетия господства грубого материализма и атеистической идеологии в СССР Православие, по сродству с рекою, пробивало плотины пропаганды и реально свидетельствовало о том, что Оно живо, и огонь веры пламенеет в сердцах людей. Разве литературные образы Павки Корчагина или летчика Мересьева не несут в себе искры Православия? Жертвенность (почти в подражание христианским мученикам) разве не прорывается в подвигах генерала Карбышева и Александра Матросова? И почем мы знаем, не осенил ли грудь Крестом перед смертью тот же Матросов. В учебниках не написано. Ну и что? У Бога записано все. Православная Русь внутри Советского Союза горела подобно маленькой свечечке внутри огромного пустого здания. Но свечечка не давала сомкнуться тьме. И в здании от небольшой толики Света рождалось тепло… И всякий, входивший в помещение, тянулся к лучикам доброты. Потому-то и ненавистен СССР ругателям нашей Родины, так как за фасадом помпезного дворца, украшенного химерами и горгульями, скрывалась в глубине духовность Православной Руси. А «нецилизованные» бабушки все же приводили (втайне от сыновей-атеистов) внуков и внучек в храмы на праздник Крещения Господня! Ныне положение в Российской Федерации в чем-то лучше, а в чем-то и хуже по отношению к эпохе СССР. Открываются храмы, звенят колокола, воцерковленные люди спешат на службы. И даже те, кто лишь изредка переступает порог церкви, все-таки не отказывается от исторического наследия Православия. Но СМИ на Святки рекомендуют гороскопы, на телеканалах проповедуются примитивно оккультные учения Кастанеды и Коэльо (нежить ведь должна постоянно подпитывать гордыней свою пустую душу), гомосексуалисты всех стран соединились в совражестве против России. А в качестве самозваных наставников молодежи нередко выпрыгивают бездарные музыканты, безгласые актеры, шоумены и пошляки-юмористы. Как же здесь не вспомнить выдержки из стихотворения прекрасного поэта – иеромонаха Романа (Матюшина):

Читать еще:  РПЦ займется подготовкой молодежных православных лидеров

«Дорогие мои, это все!
Отовсюду хула и глумленье!
Нас теперь только чудо спасет,
Да хотим ли мы сами спасенья.

И не чуя особых утрат,
Мы таскаем чужие обноски,
И в припадках заходимся в лад
Жеребцам и кобылам с подмостков.

Окропить бы Крещенской водой
Одержимых безудержной корчью.
Русь моя! Боль моя! Что с тобой?
Кто навел эту тяжкую порчу.

О, народ мой! Довольно дремать.
Помолись перед Подвигом Богу.
Православная Родина-Мать!
Двери ада тебя не возмогут!»

Отец Роман печалится, но и верит в лучшее будущее России. Цивилизация «перекати-поля» не вечна. Ей не устоять перед Крещенской Благодатью и перед Истинным Просвещением, перед Единством человечества, предопределенным Господом нашим Иисусом Христом!

С Праздником Крещения Господня, братья и сестры!

Александр Гончаров, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ

Единство христиан — залог общенационального единства

Проповедь, произнесенная в Покровском храме Московской Духовной Академии в день празднования Казанской иконы Божией Матери

Темже убо блажени слышащие Слово Божие и творящие е (Лк. 11, 28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое было установлено в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Освобождение столицы от иноземных захватчиков знаменовало начало новой эпохи в жизни государства Российского: период смуты миновал, Земский собор избрал нового государя, угроза насаждения католичества на Русской земле была предотвращена. Символом этой победы, знамением духовного единения и обновления России стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. От духовного взора православных христиан не осталось сокрытым, что Господь по молитвам Божией Матери даровал России шанс еще раз явить миру, что неслучайно нашу страну именуют уделом Пресвятой Богородицы.

В Евангелии от Луки, которое читается в дни Богородичных праздников и которое мы слышали в том числе и сегодня, повествуется о том, как под впечатлением спасительных наставлений Господа одна женщина воскликнула: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27) Таким образом, эта женщина, прославляя Спасителя, прославила вместе с Ним и Божию Матерь, возвеличив Ее подвиг рождения в мир Сына Божия. Желая показать, какое благодеяние оказала Божия Матерь тем самым всему человечеству, Христос, отвечая на слова женщины, открывает, что отныне благодаря Его Пречистой Матери блаженство единения с Богом открыто всем христианам. Он также указывает, каким образом достигается это блаженство, говоря: Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Таким образом, к заповедям блаженств Нагорной проповеди прибавляется еще одна.

Итак, чтобы исполнить эту заповедь, нам необходимо научиться не только слушать Божественное Слово, но и слышать его, то есть слушать с рассуждением, уразумевая то, что мы слышим. Только тогда на основе этого разумения мы сможем достигнуть — хотя бы отчасти — и соблюдения, или исполнения Слова Божия. Именно тому, как исполнить заключающуюся в Слове Божием волю Творца, и посвящают в подавляющем большинстве случаев проповедники свои наставления. Но сегодняшнее торжество, совершаемое совместно Церковью и государством, побуждает нас задуматься о том, что не только исполнение, но и само слышание Слова Божия является для нас бесценным даром, ибо по слову апостола Павла именно от слышания рождается вера (Рим. 10, 17).

Действительно, если на служителях Церкви лежит обязанность сделать слушающих Слово Божие «слышащими» Его, то есть постигающими его значение и смысл, то от представителей государства во многом зависит сама возможность проповеди. Чтобы свидетельство о Христе было донесено до людей, необходима не только внутренняя расположенность слушающих и ревность проповедующих, но и благоволение власть предержащих.

К сожалению, до сих пор отнюдь не везде в мире возможно слышание Слова Божия. Большинство из нас еще относительно не так давно жило в атеистическом государстве, в котором услышать открыто проповедь о Христе было практически невозможно. Проповедь Евангелия и сегодня возможна далеко не во всем мире — и хотя законодательства большинства государств формально и не препятствуют проповеди христианства, эта проповедь зачастую бывает существенно затруднена теми принципами, на которых реально строится жизнь во многих странах. Поэтому, как убедительно показывает исторический опыт, наилучшим образом Слово Божие распространяется именно там, где государство земное осознает себя образом Царства Небесного.

Но может быть, кто-то скажет, что Слово Божие и не должно распространяться непрестанно, и если эпоха распространения христианства уже закончилась, то сейчас главной задачей христиан стало уже не распространение, а сохранение христианства? Задающим такие вопросы отвечает Сам Господь, исчисляя признаки конца времен и Своего Второго пришествия: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец (Мф. 24, 14). Иными словами, окончание проповеди Слова Божия будет означать конец времен, ибо с точки зрения Божественного Промысла время потеряет свой высший смысл, если им никто не будет пользоваться для приготовления к вечности.

Читать еще:  «Царь зверей» в объективе фотографов

Если по учению апостола Петра христиане — это люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9), то неудивительно, что Россия, получившая свое государственное бытие как христианская страна, именуется уделом или Домом Пресвятой Богородицы. Поэтому свое историческое оправдание русский народ получает лишь в том случае, если осознает себя хранителем этого удела. Именно это внутреннее, духовное сознание и является тем залогом единства России, который дан нам свыше. Именно осознание своей ответственности за судьбу православной веры только и может стать подлинным основанием народного единства. Именно эта — высшая, духовная идея, а не сомнительное стремление к повышению уровня благосостояния, способна объединить наш народ. Церковь, конечно, не против благосостояния и благоденствия своих чад и всех граждан нашей страны, но благосостояние и благоденствие должны стать следствием правильно устроенной жизни народа, а ни в коем случае не быть самоцелью.

Конечно, глубоко неслучайно, что празднование Дня народного единства было приурочено именно ко дню памяти Казанской иконы Божией Матери. И хотя сейчас официально Российское государство не является христианским, сознание того, что именно Пресвятая Богородица является подлинной правительницей России, не покидает многих живущих в нашей стране людей.

В этой связи весьма знаменательно, что образ, которому суждено было сыграть такую важную роль в деле спасения России, был обретен в Казани — в городе, который на протяжении многих столетий был столицей мусульманского государства — Казанского ханства. Тем самым Матерь Божия показала, что Ей угодно, чтобы ради распространения православной веры расширялись и границы Ее земного удела, которым по праву испокон веков считалась Россия. По промыслу Божию эти границы отодвигались все дальше и дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана. С тех пор Казанская икона Пресвятой Богородицы почитается покровительницей восточных рубежей нашего Отечества.

Представители всех народов и народностей, живущие на этих необъятных просторах, получили возможность услышать проповедь Слова Божия, принять святое Крещение, встать на путь христианской жизни. И хотя отнюдь не все народы, которые вошли в состав государства Российского, приняли христианство, для нас важно другое: сама возможность услышать благую весть о Христе, несомненно, промыслом Божиим открыла двери спасения миллионам жителей России.

С чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы тесно связана судьба святителя Патриарха Гермогена. Еще будучи священником одного из казанских храмов, будущий Святейший Патриарх в 1579 году обрел чудотворный образ Богородицы, что стало символическим указанием на то, что он был избран Матерью Божией для великой миссии. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — призывал Святейший Патриарх Гермоген русских людей в страшные годы смуты, и его призыв был услышан. Православная вера вновь смогла сплотить нацию в единую силу и тем самым спасла Россию от иноземного ига и духовного порабощения. Земский собор сумел с помощью Божией восстановить самодержавную царскую власть как основу традиционной русской государственности. Это стало возможным именно благодаря совместным усилиям разных по национальной и сословной принадлежности людей, объединенных общим стремлением отстоять православную веру.

Однако новый для нас государственный праздник связан не только с победой над смутой XVII века. История России говорит и о другом важном историческом событии, которое произошло в этот день. Речь идет о победоносном для России завершении «великой северной войны» со Швецией. После подписания Ништадтского мира Правительствующий Сенат в день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1721 года (по ст. стилю) на Троицкой площади Санкт-Петербурга торжественно преподнес царю Петру I за его заслуги в победе над врагом именование Великого, титул Отца Отечества и Императора Всероссийского. Таким образом, 22 октября 1721 года стало днем основания Российской Империи. Впоследствии кафедральный собор Санкт-Петербурга — главный храм Российской империи, был освящен именно в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Основанная в этот памятный для русской истории день Российская Империя имела огромное значение для судеб мира на протяжении двух столетий. Великая Россия несла в истории священную миссию, связанную, прежде всего, со спасением и защитой православных народов от турецко-османского ига. Российская империя освободила и христианско-монархическую Европу от ига Наполеоновской тирании. Она принесла духовное просвещение, русскую культуру многим народам на востоке и западе. Верим, что по молитвам Божией Матери эта великая христианская миссия нашей страны будет продолжена и в наступившем столетии.

Можно с уверенностью сказать, что на рубеже ХХ-ХХI веков Россия пережила не менее тяжкое время, чем и в начале XVII века. Поэтому православные люди с большой радостью восприняли весть о том, что отныне в России день памяти Казанской иконы Божией Матери станет общенациональным праздником — Днем народного единства. Вновь установленный государственный праздник, несомненно, является символом пробуждения исторической памяти русского народа и знаменательным событием на пути государственного возрождения России и одоления новой смуты.

В истории нашего Отечества неоднократно бывало, что периоды смуты и нестроений сменялись временами благоденствия и славы. Однако сколь бы благоприятными или неблагоприятными ни были внешние обстоятельства нашей жизни, никто не может освободить нас от личной ответственности за исполнение евангельских заповедей. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть не только слушателями, но и слышателями Слова Божия, то есть исполнителями Божественных заповедей. Мы должны непрестанно помнить о том, что стремление к единству заповедано нам Самим Спасителем, Который в Первосвященнической молитве взывал к Своему Небесному Отцу: Отче Святый, соблюди их во имя Твое. чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11). Посильное исполнение каждым из нас этой заповеди Спасителя и станет залогом того подлинно христианского единства, которое ляжет в основу грядущего единства всего нашего народа, чего да сподобит нас Господь по молитвам Своей Пречистой Матери. Аминь.

4 ноября 2005 г.

На фото: открытие памятника Минину и Пожарскому на Красной площади (1803 г.)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector