0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крестный путь священномученика

Крестный путь священномученика Илариона Троицкого

28 декабря Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, прославленного в лике новомучеников и исповедников Российских. В этот день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил в московском Сретенском ставропигиальном монастыре Божественную литургию в сослужении епископа Дмитровского Александра, наместника обители архимандрита Тихона (Шевкунова), братии монастыря в священном сане и клириков града Москвы.

В проповеди после Евангелия митрополит Кирилл напомнил, что с именем архиепископа Илариона (Троицкого) связано много страниц новейшей истории Русской Церкви.

«Святитель Иларион был прекрасным богословом, профессором Московской Духовной академии, который внес в историю русской богословской мысли очень важное свидетельство о Церкви, — подчеркнул иерарх. — в начале XX века, когда и в наше богословие стали проникать либеральные идеи, когда некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных религий и исповеданий, утверждая вслед за иными западными богословами, будто нет разницы между конфессиями, будто они — как ветви одного дерева, и каждая несет в себе истину, святитель Иларион в своем замечательном труде утверждал на основании творений святых отцев и всего могучего Предания Церкви Христовой, что существует только одна Церковь – Единая Святая Соборная и Апостольская – та, что в нынешнее время являет себя в Православии. Его слово было настолько убедительно, что повлияло на многие и многие суждения других людей».

При этом Патриарший Местоблюститель отметил, что священномученик Иларион (Троицкий) не уклонялся от разговоров с инославными. Хорошо известно, что он состоял в переписке с западным богословом Робертом Гардинером, который являлся секретарем комиссии по устройству мировой конференции христианства, ставившей перед собой задачу объединить все Церкви и конфессии. «Святитель Иларион не уклонился от переписки, не ушел от диалога, и его слово было исполнено такой силы, что к концу своей жизни Гардинер почти стал православным, и только внешние обстоятельства помешали ему присоединиться к Православной Церкви», — свидетельствует Владыка Кирилл.

«Когда же началась революция, гражданская война, великая смута, когда появилась опасность обновленческого раскола, который на своих знаменах начертал идею обновления Церкви, а на самом деле через вводимые реформы, которые не принимались народной жизнью, хотел разрушить Церковь, изничтожить ее, подорвать авторитет иерархии, сломить духовное сопротивление нашего народа, в это время святитель Иларион становится ближайшим сотрудником и помощником святого патриарха Тихона, — поведал далее иерарх. — Как пригодились его знания, как была востребована его убежденность в том, что в Православии едином является нам Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь! И силой слова он сокрушал обновленческий раскол столь успешно, что стал опасен не только для этих несчастных, слабых умом и духом обновленцев, но и для власти. Очень скоро святитель оказался в тюрьме, а в 1923 году он вступил на Соловецкие острова как узник. История доносит нам удивительные свидетельства о его жизни там, известно, что даже в лагере он пользовался авторитетом, никакой самый грозный надсмотрщик не позволял себе с ним панибратства или грубости. Даже один лишь внешний вид архиепископа Илариона внушал уважение гонителям».

Патриарший Местоблюститель рассказал собравшимся в храме, что святитель Иларион удивительным образом был связан с его семьей. Дед Владыки Кирилла Василий также был исповедником: в 1922 году за борьбу с обновленчеством в Нижегородской губернии он был сослан и в то же самое время, что и архиепископ Иларион (Троицкий), оказался на Соловках. Он лично знал святителя Илариона и других иерархов, находившихся в заключении на острове, был участником знаменитого Соловецкого Собора. Находился в заключении почти 30 лет, перенес много страданий, прошел 46 тюрем и 7 лагерей. Выйдя из заключения, он принял священнический сан, совершал служение в далекой башкирской деревне; преставился ко Господу иерей Василий в возрасте 91 года. «Вот через таких людей мы, следующее поколение православных, родившиеся уже в безбожное время, получили великое свидетельство о вере и мужестве наших предков, которые стояли насмерть, защищая единство Церкви и саму возможность для верующих людей принимать Таинства Святой Евхаристии, Крещения и другие Таинства, оставаться в общении с Богом через страдающую Мать – Православную Церковь», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

«В отличие от моего деда, святитель Иларион не вышел из тюрьмы, в 1929 году он умер от тифа, заразившись на этапе по пути в далекую ссылку. Он скончался в городе на Неве, и благочестивый митрополит Серафим (Чичагов), занимавший тогда Ленинградскую кафедру, выпрашивает его тело у гонителей и благоговейно погребает на кладбище Новодевичьего монастыря», — сказал далее Местоблюститель Патриаршего престола.

По словам иерарха, вспоминая святителя Илариона (Троицкого), «мы вспоминаем целую эпоху, вспоминаем мучеников, и это должно заострить наше внимание на том, что есть мученичество; мы должны ясно понимать, что такое мученический подвиг, что в нем для нас поучительно».

Митрополит Кирилл напомнил, что в «Похвальном слове святым мученикам» святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Мученики и ангелы различаются только названиями, а на самом деле сходны между собою». «Но ведь ангелы пребывают на небе, а мученики – на земле. Ангелы — в славе Божией, а мученики – в лагерях смерти, в застенках, в тифозных палатах, в бесчестье, в грязи, в отвержении, в поношении. Что же может быть общего между сияющим обликом ангела и грязным, испачканным в крови, измученным, изуродованным, физически сломленным человеком? – сказал далее Владыка. – Сейчас мы поклоняемся мученикам перед иконами, на которых они изображены во славе, подобно ангелам. Но те, кто взирал на них темнице, кто расстреливал их, кто вытаскивал их из пыточных камер, видели перед собой униженное растерзанное человеческое тело — никакой силы, никакой власти, никакого ангелоподобия. Существует нечто общее между ангелами и мучениками, и ответ на вопрос, в чем эта общность, и помогает понять силу мученика».

Архипастырь подчеркнул: за редким исключением физическую пытку выдержать не может никто, что бы ни говорилось в различных фильмах про героев. Однако опыт Церкви свидетельствует, что мученики претерпевают самые страшные испытания и не отрекаются от веры. Так три девочки – Вера, Надежда и Любовь – бросили вызов мучителям, эти хрупкие существа смогли выдержать страшные физические пытки. «Но откуда у них силы, откуда у архиепископа Илариона была сила пройти лагеря и тюрьмы и не сломаться? Последние слова, которые он сказал: “Наконец-то я свободен”. Мученик может выдержать любую пытку, ибо в его сердце рай, ибо он хранит столь глубочайшее ощущение Царствия Божия и обретает от реального соприкосновения с Богом такую силу, что никакая пытка, никакое страдание, никакой ужас смерти не способны разрушить этот опыт и оторвать его от Господа», — заявил иерарх.

Вот почему мученики и ангелы различны только по имени, ведь и ангелы имеют этот опыт рая, опыт жизни с Богом; там, во славе, им не нужна даже вера, потому что они все знают, отметил Местоблюститель Патриаршего престола: «Вот так же духовный внутренний опыт мучеников уже переходил порог веры и становился реальным знанием. Мученики точно знали, за что они идут на пытку, и никакие посулы или угрозы не способны были заставить их отказаться от этого опыта рая, от жизни с Богом».

Напомнив, что по-гречески мученик (μάρτυς) значит «свидетель», лишь в славянских языках данное слово имеет еще один смысловой оттенок, и это может говорить о том, что наших далеких предков особенно поразили сила и величие мученического подвига, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал: «Свидетелем чего является мученик? Свидетелем Царства Божия на земле. Свидетелем того, что наша вера — это не умозрение, не теория, это не идеи, почерпнутые из книги. Наша вера – это жизнь, это реальность, потому что Бог пребывает с нами».

В завершение проповеди Владыка Кирилл отметил: «Мы молимся о нашей Церкви, о ее единстве, особенно в настоящее время, на пути к Собору, когда разные силы и силенки пытаются бороться с Богом, навязывать людям какие-то свои суждения и мысли, говорить ложь и пытаться кого-то компрометировать. Все это грех, пустота, пена, которую Господь сдует одним Своим дуновением, и поэтому не нужно открывать свои разум и сердце человеческим хитросплетениям. Мы все должны сегодня открыть разум и сердце только Богу, прося Его управить путь Церкви и дать нам Предстоятеля, способного в непростое время, которое нас ждет, быть твердым хранителем чистоты веры и отеческих традиций, имеющего опыт духовной жизни, чтобы быть способным являть свидетельство о Христе, быть мучеником, отдавая, если потребуется, себя и свою жизнь Господу и Его Церкви. Верю, что не по человеческому хитросплетению, а по воле Божией совершится избрание следующего Предстоятеля нашей Святой Православной Церкви. Вознося ныне молитвы святителю Илариону, исповеднику и священномученику, мы просим его быть с нами подобно тому, как он был рядом со святым патриархом Тихоном, умудряя нас всех своими творениями, примером своей жизни и подкрепляя молитвой. Аминь».

Читать еще:  Представители РПЦ назвали сериал `Школа` провокативным

Крестный путь священномученика

Крестный путь священномученика Ермогена

Крестный путь священномученика Ермогена

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисанво епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Крестный путь священномученика Ермогена

Обретение чудотворной иконы Казанской Божией Матери

В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери.Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах.

В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия

.
Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

Первосвятительская кафедра

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

Самозванец

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.

Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «… Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете. Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…»Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.

В Чудовом монастыре

Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру

». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.

Мученическая кончина

Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.


Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.

Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года

Еще в 1903 г. во время пребывания в Москве Государь Николай II посетил пещеру Чудова монастыря, где принял мученическую смерть Патриарх Ермоген, и повелел там устроить церковь во имя Святителя. На всеподданнейшем докладе Св. Синода о прославлении сщмч. Ермогена Государь начертал 4 апреля 1913 г.: «Прочел с чувством истинной радости». На свои средства Царь-Мученик устроил гроб и раку для мощей Святого, а Царица-Мученица изготовила священные облачения для мощей: патриарший куколь, епитрахиль и мантию.
Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого Патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды.

Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором Святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой Патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче». Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами Патриарха началось чтение пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.


Небесный покровитель Отечества

В воскресенье, 12 мая, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл Блаженнейший Григорий, Патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества.

Читать еще:  Серафим Саровский ‒ любовь с первого взгляда

Крестный путь русского воина-святителя

Митрополит Серафим (Чичагов) прошел сложный путь: от защитника Земного Отечества до святителя Отечества Небесного

Служения воинское и священническое всегда имели много общего. Во все времена их объединяла жертвенность, полная самоотдача тому делу, которому служишь, зачастую вопреки личным интересам и даже благополучию собственной семьи. И конечно, как воины жертвуют собой «за други своя», так и, согласно евангельскому слову, «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец своих».

В истории Церкви мы знаем немало воинов, прославленных в лике святых, и даже священников, до принятия сана прошедших воинский путь. Так, один из последних Предстоятелей Русской Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990) был ветераном Великой Отечественной войны. Но история митрополита Серафима (Чичагова), одного из духовных подвижников XX века, сподобившегося мученического венца в трагическом 1937 году, особенно уникальна.

Потомок адмиралов

Дворянский род Чичаговых – старинный, хотя и не из самых древних. Его корни восходят к XV веку — к выходцам из Костромского удельного княжества. А уже в русской истории XVIII века мы можем встретить первых выдающихся Чичаговых. Так, Яков Матвеевич Чичагов командовал военным кораблем на Балтике и был участником сражений Северной войны. Его сын Василий дослужился до адмиральского чина и одержал многие победы в русско-шведской войне 1788-1790 годов, а внук Павел в начале XIX века был морским министром Российской империи.

Их потомок, Леонид Михайлович Чичагов, родившийся в 1856 году в Санкт-Петербурге в семье полковника артиллерии, в первые десятилетия своей жизни и представить не мог, что большая ее часть будет связана не с военным служением. Закончив Пажеский корпус, молодой офицер Чичагов был человеком верующим, но мало воцерковленным. Позднее он так расскажет об этом:

«Мы были воспитаны в вере и Православии, но. выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью. Однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины».

«Не бывает атеистов в окопах под огнем»

Одним из важнейших жизненных принципов для юного Чичагова стало «не жалеть живота своего». Что он и продемонстрировал в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, за которую получил множество наград. Ордена святой Анны IV степени за сражения под Горным Дубняком и Телишем и Станислава III степени с мечами и бантом за переход через Балканы, Анны III степени за сражение под Филиппополем и саблю с дарственной надписью от императора за осаду и взятие Плевны.

Но, как говорится, «не бывает атеистов в окопах под огнем», а потому, возвратившись с фронта, Леонид Чичагов начал все глубже воцерковляться, стал духовным чадом знаменитого праведника, отца Иоанна Кронштадтского. И именно по его благословению в 1879 году женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, дочери камергера двора Его Императорского Величества, внучатой племяннице героя Отечественной войны 1812 года генерала Дмитрия Дохтурова. А в 1891-м — оставил военную карьеру в чине полковника и принял священный сан.

Этот шаг был очень непростым. В те годы Русская Церковь, хотя и оставалась «господствующей» в Российской империи, однако ее реальное положение еще с петровских времен было крайне стесненным. Да и значительная часть так называемого высшего света и интеллигенции относились к священнослужителям в лучшем случае снисходительно. А потому жена еще относительно молодого полковника, мать его четырех дочерей, женщина верующая, но светская, никак не хотела становиться «матушкой», «попадьей». И только отец Иоанн Кронштадтский смог убедить Наталию Николаевну не противиться воле Божией.

Архипастырь и русский патриот

Но и тогда никто не знал Его подлинной воли. Не прошло и нескольких лет, как супруга отца Леонида тяжело заболела и вскоре скончалась. Отец Леонид похоронил ее на монастырском кладбище Серафимо-Дивеевской обители, над изучением истории которой в то время активно трудился.

А уже три года спустя, по благословению отца Иоанна Кронштадтского, принял монашеский постриг с именем Серафим. Это было символично, поскольку именно отец Леонид в те годы был самым активным инициатором прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Чему противились некоторые архиереи и обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, но благоволил император Николай II.

В 1903 году при непосредственном участии императора в Сарове и Дивееве прошли грандиозные торжества, связанные с канонизацией Серафима Саровского. А уже вскоре их инициатор — отец Серафим — был рукоположен в епископский сан. Начались десятилетия архипастырского служения. Отнюдь не легкого, полного не почета и славы, но изнурительного труда, завершившегося чередой ссылок, тюрем и лагерей. И наконец, мученической гибелью.

В дореволюционном служении владыки Серафима стоит выделить период, когда он возглавлял Кишиневскую кафедру. Удивительно, но еще 100 лет назад святитель понял, насколько важно сохранение «чистого молдавского языка» в православном богослужении на основе церковнославянского алфавита. Именно архиепископ Серафим тогда последовательно противодействовал румынизации молдаван, а также активно участвовал в деятельности легендарного Союза русского народа, православно-монархической организации, не имевшей ничего общего с тем «погромно-черносотенным» образом, который ей создали либералы и революционеры.

Мученический венец святителя

С началом революционного 1917 года владыка Серафим, несмотря на свое избрание членом Поместного собора (впервые с 1700 года избравшего Всероссийского Патриарха), был лишен архиерейской кафедры. Несколько лет служил как простой священник в разных храмах Москвы, неоднократно высылался из столицы.

Признав советскую власть и поддержав знаменитую Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, владыка Серафим на некоторое время вернулся к архиерейскому служению и в 1928-1933 году был митрополитом Ленинградским и Гдовским. При этом святитель, не скрывая своих взглядов, активно боролся с обновленчеством (расколом в Русской Церкви, учиненным либерально и революционно настроенным духовенством). А потому в итоге сначала был отправлен «на покой», а затем и арестован по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации», в том числе за следующее свое высказывание:

«Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство. Но чем оно кончалось? Торжеством христианства! Так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и Православная Церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует. «

Судебное разбирательство было скорым. И уже 11 декабря 1937 года, по приговору «тройки УНКВД по Московской области», тяжело больной 81-летний владыка был расстрелян на территории трагически известного подмосковного Бутовского полигона.

Сегодня священномученика Серафима (Чичагова) особо почитают как Небесного покровителя православного воинства, врачей, ученых и тех, кто пребывает в заключении. А совсем недавно, 11 ноября 2015 года, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке торжественно встретил уникальную икону с одним из главных эпизодов жизни святителя — «Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

В Астрахани прошла Международная конференция «Крестный путь священномученика Митрофана (Краснопольского)»

В Астраханской областной научной библиотеке имени Н.К. Крупской в рамках региональных Рождественских чтений состоялась Международная конференция «Крестный путь священномученика Митрофана (Краснопольского)», в которой приняли участие священнослужители, краеведы, представители учреждений образования и культуры, студенты. Гостями мероприятия стали исследователи из Беларуси и регионов России.

Проведение конференции стало возможным благодаря победе проекта Астраханской областной научной библиотеки «Год памяти священномученика Митрофана» в региональном грантовом конкурсе «Православная инициатива на Астраханской земле».

Встречу открыл епископ Антоний, правящий архиерей Ахтубинской епархии. С докладом «Служение священномученика Митрофана на Астраханской земле» выступил протоиерей Роман Сколота, руководитель Миссионерского отдела Астраханской епархии, член Астраханского отделения Императорского православного Палестинского Общества. Директор духовно-просветительского центра при Свято-Троицком кафедральном соборе города Алексеевка Белгородской области Вера Лунева присоединилась к конференции в онлайн-режиме, рассказав о воронежском периоде жизни священномученика Митрофана. Роль священномученика Митрофана в исторической судьбе храма-памятника в деревне Лесной Могилёвской епархии осветил протоиерей Георгий Соколов, доцент, первый проректор Минской духовной семинарии.
С докладом «Христианская благотворительность: её необходимость и значение в жизни православного христианина (по творениям священномученика Митрофана (Краснопольского)), архиепископа Астраханского» выступил протоиерей Максим Максимов, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых (город Москва). О трудах священномученика Митрофана по борьбе с пьянством в Могилевской и Минской епархиях в начале прошлого века рассказал протодиакон Георгий Пшенко, секретарь учёного совета Минской духовной семинарии.

Заведующая отделом электронных ресурсов Астраханской областной научной библиотеки Елена Долматова поделилась последними результатами исследований жизни и деятельности викария Астраханской епархии епископа Леонтия (фон Вимпфена). Историю поиска мощей священномученика Митрофана осветил игумен Иосиф (Марьян), древлехранитель Астраханской епархии, председатель Епархиальной комиссии по канонизации, член Астраханского отделения Императорского православного Палестинского Общества.

В завершение встречи руководитель медиастудии «Буревестник» Юрий Гаранов представил тизер фильма о священномученике Митрофане, над которым в настоящее время ведётся работа.

Почётным гостем конференции стал потомок священномученика Митрофана по материнской линии, настоятель московского храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, протоиерей Алексий Казанчев.

Участникам конференции вручили памятные подарки, подготовленные специально для этого события: выпущенное на средства краеведа из Волжского Игоря Будкова юбилейное издание «Житие священномученика Митрофана (Краснопольского)», а также настольный календарь «Святые земли Астраханской» и биобиблиографический указатель «Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский и Царевский: к 100-летию мученической кончины (1919-2019)», изданные на средства гранта.

Читать еще:  Евреи всего мира отмечают Хануку

Конференция завершила цикл мероприятий Года памяти священномученика Митрофана, проходящих в Астраханской митрополии в 2019 году.

Крестный путь священномученика

Настоящий Дракон [ЛП]

В целом роман понравился. Герои достойны друг друга: целеустремлëнные, жëсткие, умные и хитрые в жизни, преданные и страстные в любви друг к другу. Непобедимый тандем человека и дракона. События конечно

Иск на невозможное отцовство

Книга очень интересная и милая, впрочем как все книги автора

Соло [Книга 1]

Не моё, и книга не закочена..

Забудь обо мне

Очень понравилась серия. Спасибо автору.

Повод для знакомства (СИ)

Жестковато местами , но улыбнуло )

Рожденные водной стихией: кораллы. Перепел — это не экзотика(«Сделай сам» №1∙2002)

Проданная чернокнижнику

Спокойная, добрая сказка на ночь)

Крестный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого): Жизнеописание, чудеса, акафист

  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

«Путь по замерзшему Енисею в сильные морозы был очень тяжел для меня. Однако именно в это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мною Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня», — писал в своей книге воспоминаний «Я полюбил страдания» святитель Лука.

Наше новое издание приглашает читателя умным взором и сострадающим сердцем пройти по крестному пути с архиепископом Лукой, попытаться объективно оценить величие христианской твердости исповедника и святителя, восхититься его подвигом веры и согреть свое сердце благоговейной памятью и молитвой к великому святому XX столетия.

У книжной полки. Крестный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Аудио

Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит Своим ученикам: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною». Эти слова так же запечатлены и в сердце каждого христианина, хотящего идти за Христом. Так, в 20 веке множество русских людей самоотверженно шли трудным крестным путем нашего Спасителя. Одним из них стал святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Он просиял в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явив в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, и показав достойный пример сочетания служения архипастыря и врача. О крестном пути святителя Луки (Войно-Ясенецкого) рассказывает книга с одноименным названием, вышедшая в свет в издательстве «Духовное преображение». Об этой книге – далее в нашей программе.

Книга «Крестный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» знакомит читателей со светлой личностью архипастыря Русской Православной Церкви, профессора, ученого-хирурга, лауреата Государственной премии. На его долю выпало то, что пережили многие русские православные архиереи первой половины 20 века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Он осознанно выбрал для себя тот узкий евангельский путь, который и является путем истинного спасения, и шел по нему до конца жизни, мужественно неся свой крест. Настоящее издание приглашает читателя умным взором и сострадающим сердцем пройти по крестному пути с архиепископом Лукой, попытаться объективно оценить величие христианской твердости исповедника и святителя, восхититься его подвигом веры и согреть свое сердце благоговейной памятью и молитвой к величайшему святому XX столетия.

Блаженна Русская земля, — пишут издатели, — явившая миру этого великого святителя. Даже если бы не было масштаб­ных гонений, не было бы бесчисленного сонма исповедников российских, а только лишь святителя Луку как «плод духовного сеяния» принесла бы Русская Православная Церковь Богу — и это было бы велико перед Богом. Крымский пастырь и исповедник Лука — величайший святой XX века. Чудеса его во всем мире неисчислимы. Не только в России, но и в других странах возводятся православные храмы, посвященные его памяти. Широко почитание святителя Луки Элладской православной Церковью. Много стараний к этому приложил архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата. Греки прозвали его «секретарь епархии святителя Луки».

По словам отца Нектария, когда для него перевели книгу об этом святом, он был так поражен, что изме­нилась вся его жизнь. Отец Нектарий — единствен­ный в мире исследователь, который сумел побывать практически во всех местах, где жил, работал или от­бывал ссылку святитель Лука, то есть изучил всю гео­графию жизненного подвига владыки-хирурга. Каждый год в течение лета многие греческие при­ходы организуют паломнические поездки в Крым, а в день памяти святого, 11 июня, около 200—300 паломников прибывают спецрейсом из Греции в Сим­ферополь, где в Свято-Троицком соборе одноимен­ного монастыря почивают честные мощи Крымского святителя. Не все знают, что серебряная рака святого — дар христиан Греции — была изготовлена там и достав­лена самолетом в Крым в 2001 году специально к торжествам по случаю 40-летия со дня преставления святителя Луки.

По всей стране издаются и переизда­ются книги о жизни и подвиге святителя Луки и его труды, переведенные на греческий язык. Но разве возможно человеку самому достичь та­кого величия? Нет, невозможно. Только со Хри­стом, Который сопровождает каждого христианина на его крестном пути, Который страдает с ним и Который возносит нового угодника Своего к высотам небесной славы и вечного блаженства. «Путь по замерзшему Енисею в сильные морозы был очень тяжел для меня. Однако именно в это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мною Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укре­пляющий меня», — писал в своей книге воспоминаний «Я полюбил страдания» святитель Лука. Эта книга — не просто рассказ о череде житейских событий и невзгод, но исповедь могучего сердца христианина, пастыря, врачевателя.

Много ли вы знаете святых, исповедь которых можно прочесть? Сразу приходят на ум лишь блажен­ный Августин, преподобный Силуан Афонский и вот он, епископ и врач, исповедник Лука. Его книгу-исповедь можно сравнить с врачебной картой жизни: спокойно, почти без эмоций, автор описывает свои взлеты и падения, ошибки и заблуждения. Исключение составляют молитвенные порывы и Божественные откровения — лишь они приоткрывают нам тайну его дерзновенного сердца, от юности воспламененного любовью к ближнему. Читая автобиографию Владыки, невольно замечаешь: в своих глазах этот величайший святой XX ве­ка — всего лишь грешник, спешащий за Христом?

Благодаря своему откровенному жизненному пове­ствованию святитель Лука становится близким, не­обычайно близким каждому человеком. Но разве так смело, верно, исповеднически могли бы поступать и мы, окажись в столь трудных, подчас немыслимых обстоятельствах? Задуматься над этим вопросом, и предлагают издатели всем, кто будет читать эту книгу. Историю жизни святителя Луки невозможно понять без осознания того, что он был послан Вседержителем как пастырь в мир человеческий в самый трудный период для Русской Православной Церкви. Массовые гонения и истребление верующих, расстрелы епископов, разрушение и разграбление церквей продолжались многие годы. Эти события Валентин Феликсович воспринял как личную трагедию, и поэтому встал на защиту Матери-Церкви. Он принял предложение епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия, который сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». И через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, был рукоположен во иерея.

Это событие, случившееся в Ташкенте, было сродни разорвавшейся бомбе. Еще бы – в то время, когда вся страна вела непримиримую войну с религией, тогда же известный и заслуженный человек, главврач ташкентской больницы, блестящий хирург, автор ряда монографий, наконец, преподаватель медицинского факультета Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принимает священнический сан, а два года спустя монашеский постриг с именем Лука. В мае 1923 года – он епископ Ташкентский и Туркестанский, которого уже через месяц подвергают первому аресту. В тюрьме узник пребывал месяц, после чего его освободили, но взяли подписку, что он уедет из Ташкента в Москву. В столице ровно через неделю Владыку вновь арестовали.

Впереди его ждали неправедный суд, высылка «в распоряжение ППГУ Сибири», Енисейск, затерянная во льдах Ангары Хая, ледяное дыхание Туруханска и поселка Плахина. Потом – освобождение и снова аресты, допросы «конвейером», избиения, издевательства, ссылки. За мужественное исповедание православной веры он подвергался гонениям с 1918 по 1943 годы. В течение этих 25 лет, из которых 11 лет приходятся на тюрьмы и лагеря, от него требовали отречения от веры и священного сана, но, ни аресты, ни пытки, ни ссылки не ослабили его ревностного служения Богу и людям. С Божией помощью и христианским смирением нес архипастырь Лука свой крест до последних дней своей земной жизни. Его жизнь — подвиг пастырского служения и служения врачом. На Русско-японской войне, в Великую Отечественную, в Сибири, в Туркестане. — «там, где народу жить труднее», сотни спасенных жизней, тысячи душ, приведенных ко Христу. »

«Нельзя никогда умолкать нам, напоминающим о Господе. Не буду умолкать и я, пока жив», — говорил Архипастырь. Путь святителя Луки — поистине подвиг и подвиг, длиною в жизнь. Это издание приглашает читателя «расшиф­ровать» восходящую к небу диаграмму биографии святителя, узнать подробности его жизни не со смиренных слов великого святого, мнящего себя ве­личайшим грешником, но объективно оценить слож­ность жизненного пути и величие христианской твер­дости исповедника и святителя. Изучим, — говорят издатели, проникнем умным взором в тайну крестного пути великого свя­того нашего времени и в искреннем порыве прикло­ним колена сердца в молитве пред иконой святителя Луки Крымского.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector