0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крст Христов и новомученици

Чтение на каждый день Великого Поста
Среда 4-й седмицы Великого Поста

Вне креста нет живого познания Христа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его – очистить себя и исправить. Он как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец!

Святитель Феофан Затворник

О несении Креста

Мы должны понять, что Господь не принуждает нас к ношению Его Креста, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он принял ради нас. Он не говорит: если кто хочет идти за Мною, возьми крест Мой, но возьми каждый крест свой (Мф. 16:24). Ибо Господь наш знает, что мы не сможем нести Крест Его, свои же кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем.

Святитель Димитрий Ростовский

И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Платон, митрополит Московский

Крест наш состоит в страхе Господнем. Поэтому как распятый не может двигаться, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что нам приятно и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись. И как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящем, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть для всего, то есть не только для мирских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Каждый человек имеет свой крест, и когда раб Христов ради Божией любви терпеливо несет свой крест, то он приобщается к страданию Господню, а крест его бывает сообразен Кресту Господню. Страдания же наши Господь наш считает как бы Своими страданиями. И как делающим добрые дела сказал об этих делах: «так как вы сделали это по одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25:40), так и об обидах, наносимых нам, говорит обижающим нас: «Так как вы сделали им, сделали Мне». Ибо Господь страдает в нас, как бы в своих собственных членах; мы же, страдающие, как бы собирая куски, оставшиеся от трапезы, собираем некие остатки от страданий Господних, согласно словам апостола: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24).

Святитель Димитрий Ростовский

Крест свой и Крест Христов

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16:24).

Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и крестом Христовым?

Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.

Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои.

Крест свой: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов – учение Христово (Псал. CXVIII, 38, 120).

Суетен и безплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усвоивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целию своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его (Гал. 5:24).

Отсюда ясно – почему для принятия креста, предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей.

Так сильно обильно усвоился грех падшему естеству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека.

Чтоб воспринять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – совершенным неразумением, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легость. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь (Мф.11:30).

Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, нисполанных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние.

Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий, и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа; – и отверзутся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за безценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет его: оно сокровенно в кресте Христовом.

Крест свой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делается обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он – поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением, и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение.

Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки, и приглашал принять ее участие в мученичестве: «Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтоб не измочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей отвечал мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росу в костях твоих, облегчающим все болезни твои».

Крест – сила и слава всех от век святых.

Крест – целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душам в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе, и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аще кто хощет по Мне ити, сказал Господь, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.

Православная Жизнь

Хришћани се окупљају у црквама не да би „ћаскали“ о Христу, већ да би научили да живе по Његовим заповестима.

Именно для нас Церковь выносит Крест на всю неделю и проводит экватор Великого поста. «Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом», — поет богослужение, а в центре на аналое стоит крест, чтобы укрепить верующих.

Крестом Церковь хочет нас поддержать и утешить. Святитель Тихон, патриарх и исповедник еще в конце девятнадцатого века говорил верным: «Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, облегчившись и собравшися с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим, во время поста, путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево Креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их».

Святые обращают наше внимание на то, что вынос креста призывает нас к продолжению борьбы с грехом. Чтобы наше поклонение Кресту было достойным Пострадавшего на нем Господа, необходимо освободиться от греховных страстей. Это невозможно без внутреннего сораспятия. Терния грехов выжигаются подвигом.

Читать еще:  Конструкции для свода храма в подмосковном Переделкино изготовят белгородские мастера

Рассуждая об этом сщмч. Фадеей замечает, что очищение невозможно без трудностей: «Если бы не было в жизни нашей ничего скорбного, если бы все желания наши исполнялись, то могли ли бы мы освободиться от страстей, лишающих нас духовной свободы и отдающих в плен духовным врагам? Только когда у нас отнимаются предметы пристрастий и таким образом устрояется крест жизни, мы можем достигнуть духовной свободы. И как только молитвенно распростертые во образ Креста руки Моисея помогли Израилю победить Амалика, так и нас только подвиг внутреннего самораспятия, соединенный с усиленной молитвой, очищает от греховных страстей.»

Господь дал заповедь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Желающий следовать Христу идет по Его пути.

Сщисп. Тихон патриарх Путь замечал, что пост – это путь Христа. В эти дни нам приходится бороться с грехом, распинать свои страсти и похоти, страдать. Сам Спаситель вел напряженную борьбу с дьяволом и злыми людьми, страдал от них тяжко и был распят. Чтобы исторгнуть из своей плоти «жало греховное», нам приходится обуздывать ее постом, строгим воздержанием от всего, что служит к ее угождению. Христос сорок дней постился, будучи безгрешным. Он учил нас, что необходимо жить не «хлебом одним». Во время поста Церковь усиленно призывает нас проводить время в бодрствовании и молитвах. А Христос Спаситель разве не в беседе с Отцом Своим, не горячей молитвой Ему посвящал все Свое время, оставшееся свободным у Него от учения и благотворения людям? Так, значит, путь поста есть путь Христа, и кто хочет Ему служить, тот, за Ним должен и следовать, и за это ему обещают от Христа блаженство и слава, ибо «где – Крест, там – и слава».

Мысли новомучеников переполнены призывом к подвигу, к самопринуждению. Суть поклонения Животворящему Древу в центре Поста раскрывает нам самое главное наше дело на земле: отказываться от себя, от своего греховного, взять свой крест и идти за Спасителем: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Сщмч. Сергей Мечёв свидетельствует: «Для нас, желающих поклониться Св. Кресту и молящихся: «Да не бесплоден будет в нас Св. Крест», – надо помнить и понять, необходимо быть христианином не только в смысле веры, но и в смысле подражания Христу – и словом, и делом, и помышлением». Церковь свидетельствует, что есть только один путь излечения души – борьба со страстями и похотями».

В дни Четыредесятницы христиане призваны научиться жить не по страстям и прихотям. Выйдя из поста стать чище и жить в чистоте, чему научились в Посту.

Когда увидишь в центре храма крест, вспомни, что и ты призван нести свой крест. И в этом источник большой радости. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает, что радостная сторона борьбы со страстями состоит в том, что Сладчайший Иисус рядом, Он не оставит без поддержки и благодати. «Ибо если древо, служившее образом Креста, усладило некогда воды Мерры, то тем более горечь страстей чрез Крест Христов может претвориться в радость чистой духовной жизни. И если взирающие с верою на повешенного змея получали исцеление, не тем ли более исцелятся болезни нашего сердца, когда с верой и любовью взираем на Распятого на Кресте, претерпевшего ради нас болезни смертные и вместившего в душе Своей все наши скорби!».

Эта радость становится еще более ценной, когда начинаются постовые искушения: усталость, раздражение, ропот на родных и ближних. Если выразить это одним библейским словом – появляется «ожесточение сердца».

Тот же новомученик по этому поводу говорит: «Обращая внимание на эту радостную сторону в несении креста, не забудем, братие, и того предостережения, которое было направлено к древнему Израилю: «Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко. во дни испытания в пустыне» (Евр. 3, 7–8). Когда услышим глас призывающей нас благодати Христовой в сердце, производящей в нем добрые движения, не ожесточим сердец наших! Не будем роптать, как роптали они, хотя бы и трудно было иногда нам идти по жизненному пути, последуя Христу! Но, имея Первосвященника Христа, могущего сострадать нам в немощах наших, с дерзновением да приступаем к Нему, и мы всегда получим милость и благодать во благовременную помощь».

Пост – время возложить надежду на Бога. Господь с нами. Полезно вспомнить Священную историю Ветхого Завета. Столетие назад один из новомучеников в эти дни говорил верным: «Древний Израиль во время странствования по пустыне, неоднократно видел спасительные образы Креста, чрез которые поддерживались в нем духовные силы для дальнейшего странствования. Так, когда однажды он возроптал на недостаток воды в пустыне, Бог повелел вложить древо в воды Мерры, и горькие воды сделались приятными. В другой раз, когда Израиля побеждали враги, Моисей молитвенно воздел руки и, из самого себя устрояя образ Креста, давал чрез этот образ Израилю побеждать Амалика. Еще, когда однажды народ малодушествовал, говоря Моисею: «Зачем вы вывели нас из Египта, в эту пустыню, в которой нет ни хлеба, ни воды?» Бог за неверие Израиля послал на него ядовитых змей; когда же Израиль обратился к Богу, Он повелел Моисею вознести змия в пустыне во образ Христа, имевшего быть некогда распятым на древе Крестном; и взиравшие с верой исцелялись».

Апостол Павел говорил, что вся Ветхозаветная история является тенью будущих благ. Что было с израильтянами, то должно произойти на пути нашей духовной жизни. Ветхий Завет во многом это история нашей души. Странствование Израиля по пустыне, во время которого он испытывал немало скорбей, служит образом нашего последования Христу. Тогда Христос вел Израиля в столпе облачном и огненном, сейчас для нас Он является постоянным невидимым Путеводителем и Наставником: «Я с вами во все дни» (Мф. 29, 2). На жизненном пути, как бы он ни был труден, нет ничего случайного, для христианина во всем видна воспитывающая Рука Божия тот крест, который мы должны взять, чтобы следовать за Христом.

Как Бог испытывал Израиля в пустыне, так должны быть испытываемы и мы. Они долго и тернисто шли в землю обетованную и мы верим, что вкусим благ обетованного неба.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Освящен поклонный крест в память святых Акмолинских новомучениц, пострадавших за Христа в лагере АЛЖИР

23 мая 2021 года в Целиноградском районе Акмолинской области Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил освящение креста-памятника, посвященного подвигам и страдальческой кончине 12-ти новомучениц, пострадавших за Христа в 17-м исправительно-трудовом лагере Р-17, более известном как Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР), а также всем невинно убиенным в годы репрессий.

Монумент установлен рядом с храмом в честь святых Акмолинских новомучениц. Памятник создан из мрамора и представляет собой крест на трапециевидном постаменте. На передней стороне — барельефное изображение распятия Господа Иисуса Христа с предстоящими, внизу надпись: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»; на другой стороне — изображение новомучениц Акмолинских, внизу надпись: «Крест установлен в память невинно пострадавших за православную веру узниц лагеря АЛЖИР на Акмолинской земле. Дар фонда Погосяна Грачьи Мисаковича».

Мемориальный крест изготовлен по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на средства благотворительного фонда Г.М. Погосяна на камнеобрабатывающем заводе «Коелгамрамор» (Россия, Челябинская область).

В освящении приняли участие: епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, благочинный приходов казахстанской столицы архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрофорный протоиерей Евгений Воробьев, руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, духовенство Астанайской епархии.

За богослужением молился один из главных инициаторов создания мемориального креста — известный общественный деятель и меценат, президент благотворительного фонда Г.М. Погосян.

В числе почетных гостей памятное событие посетили: вице-министр информации и общественного развития Республики Казахстан С.Р. Егизбаев, председатель республиканского комитета по делам религий Е.Б. Нукежанов, глава представительства Европейского Союза в Казахстане Свен-Олов Карлссон, руководитель представительства Россотрудничества в Казахстане и Российского центра науки и культуры в городе Нур-Султане А.А. Коропченко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Казахстан П.В. Утюпин, чрезвычайный посланник и полномочный министр посольства Республики Армения в Казахстане А.П. Манасерян, руководитель управления по делам религий города Нур-Султана Н.И. Альмуханов; советник губернатора Ленинградской области А.И. Зайцев, Герой Российской Федерации В.Н. Чухванцев, куратор просветительских, информационных и социальных проектов Казахстанского митрополичьего округа, руководитель общественного фонда «Фонд ЭМО» Г.Г. Сосновский, генеральный директор издательства «Аргументы и факты — Петербург» А.С. Клименко; пресс-секретарь благотворительного фонда Г.М. Погосяна Д.А. Аркатова.

Почтить память невинно репрессированных собрались представители общественных организаций и этнокультурных объединений, научная и творческая интеллигенция казахстанской столицы и Акмолинской области.

Перед освящением креста-памятника митрополит Александр обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал:

«В воскресный день, озаренный светом праздника Пасхи Божией спасительной, когда мир видимый и невидимый празднует Победу Христа Жизнодавца над смертью, мы с вами стали участниками духовно значимого события — освящения памятного креста на месте подвигов и страдальческой кончины 12-ти новомучениц Церкви Христовой и массового захоронения узниц Акмолинского лагеря жен изменников Родины — АЛЖИРа.

Святые мученицы, подвиги которых мы ныне прославляем, укреплялись в тяжелых, подчас превосходящих все возможные человеческие силы испытаниях памятью о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. По слову апостола, они познали Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его (Флп. 3:10). Акмолинские праведницы победили врага рода человеческого кровию Агнца и словом свидетельства своего (Откр. 12:11) и получили от Бога силу и власть предстательствовать о нас, с верою и любовию призывающих их в молитвах. Гонители не знали, что в этих людях — обездоленных, физически слабых, истощенных тюрьмами и горькими работами — пребывает великая, ничем не победимая сила Владыки вселенной, и ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8:38-39).

Читать еще:  Как очиститься от последствий аборта?

Наш священный долг — беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедниках, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры, свидетельствовать о том, что они — слава и красота Православной Церкви. Сооружение мемориального знака на этом месте, откуда взошли на Небо верные Христу монашествующие и миряне, является частью этой священной миссии. Всегда будем помнить, что подвиг новомучеников и исповедников — это духовный потенциал огромной силы, который может поддержать и обогатить жизнь наших современников».

К присутствующим обратился президент благотворительного фонда Г.М. Погосян, рассказавший об идее создания памятника новомученицам Акмолинским и воплощении данного проекта в жизнь.

С приветственными словами выступили представители дипломатического корпуса — глава представительства Европейского Союза С.-О. Карлссон и посол Белоруссии П.В. Утюпин.

Своими воспоминаниями от общения с бывшими узницами АЛЖИРа поделилась ветеран труда Республики Казахстан М.К. Нуржанова. Она рассказала участникам памятного мероприятия, как казахские женщины спасали от голодной смерти заключенных, тайком подбрасывая им курт (высушенный соленый творог). Мариям Нуржанова прочла стихи и угостила всех куртом.

После чина освящения духовенство совершило пасхальное славление и пропело величание новомученицам. К кресту были возложены цветы.

Глава Митрополичьего округа, духовенство и приглашенные гости посетили храм Святых новомучениц, под сводами которого священнослужители пропели пасхальные тропари и молитвенно помянули «архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь Христову пострадавших, и в месте сем неправедно умученных и убиенных».

Митрополит Александр, епископ Серапион, священнослужители, представители государственной власти, дипломаты и общественные деятели, принимавшие участие в открытии памятного креста, посетили кладбище, расположенное в окрестностях села Акмол, — место массового захоронения узниц Акмолинского лагеря жен изменников Родины. На месте упокоения невинноубиенных воздвигнут еще один памятный крест с иконой Воскресения Христова. На монументе сделана надпись: «Сей православный поклонный крест установлен по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в 2020 году в память о безвинных женщинах-узницах лагеря Алжир, пострадавших от репрессий 1930-1950 годов». Памятник создан при поддержке благотворительного фонда Г.М. Погосяна.

У поклонного креста Предстоятель Православной Церкви Казахстана совершил заупокойную молитву по узницам Акмолинского концлагеря и всем «в годину лютых гонений от безбожников умученным и убиенным, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшимся».

Митрополит Александр отметил, что АЛЖИР — место священное для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Наряду с православными в могилах на Акмолискной земле погребены репрессированные последователи ислама, католицизма, лютеранства, иудаизма, буддизма. К мемориальным знакам, посвященным скончавшимся в застенках концлагеря узницам, были возложены цветы.

Во внимание к трудам по увековечиванию памяти новомучениц Акмолинских высоких наград Православной Церкви Казахстана были удостоены:

  • ордена «Енбек Үшiн» (За труды) — президент благотворительного фонда Г.М. Погосян;
  • медали «Енбек Үшiн» (За труды) — Герой Российской Федерации В.Н. Чухванцев, советник Губернатора Ленинградской области А.И. Зайцев, председатель Армянского культурного центра «Ван» С.А. Салумян, директор Общественного фонда «Военно-патриотический центр «Арлан» А.З. Уразбаев;
  • медали «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София» — генеральный директор издания «Аргументы и факты — Петербург» А.С. Клименко, пресс-секретарь благотворительного фонда Погосяна Грачьи Мисаковича Д.А. Аркатова, корреспондент, журналист Е.В. Даздорова, архитекторы Е.Ю. Кузнецова и Т.С. Зайцева.

АЛЖИР — крупнейшая женская колония на территории Казахстана, где содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных по статьям «враг народа» и «изменник Родины». На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года 12 узниц Акмолинского женского лагеря прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания:

  • Евдокия (Андрианова) — монахиня (ст. 58-10, приговорена дважды— к 3 и 8 годам исправительно-трудового лагеря (ИТЛ), расстреляна в 1942 году);
  • Анна Антоновна Водоланова — 1890 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 6 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Акилина Степановна Дубовская — 1892 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Наталия Федоровна Копытина — 1885 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Александра Михайловна Смолякова — 1880 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 10 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Ирина Лаврентьевна Гуменюк — 1885 г.р., крестьянка (ст. 127, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Ксения Михайловна Радунь — 1875 г.р., крестьянка (ст. 127, приговор — 5 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Марфа Ивановна Дударенко — 1885 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Домна Ефимовна Василькова — 1887 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 3 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Татьяна Игнатьевна Кушнир — 1889 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Наталия Семеновна Карих — 1885 г.р., староста церкви (ст. 58-10, приговор — 8 лет ИТЛ, расстреляна в 1942 году);
  • Иустина Матвеевна Меланич — 1887 г.р., крестьянка (ст. 58-10, приговор — 2 года ИТЛ, в лагере приговорена к 10 годам ИТЛ).

Крест свой и Крест Христов

Господь сказал ученикам Своим: «Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мф.16:24 ).

Что значит «крест свой» , почему этот «крест свой» , то есть отдельный каждого человека, вместе называется и «Крестом Христовым»?

Крест «свой» : скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.

Крест «свой» : пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.

Крест «свой» : греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни. «Крест Христов» – учение Христово.

Суетен и бесплоден «крест свой» , как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в «Крест Христов». «Крест свой» делается для ученика Христова «Крестом Христовым»: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усвоивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе. «Крест свой» делается для ученика Христова «Крестом Христовым»: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека «со страстьми и похотьми» его ( Гал.5:24 ).

Отсюда ясно – почему для принятия креста предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей.

Так сильно и обильно усвоился грех падшему естеству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека.

Чтоб восприять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – совершенным неразумием, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностью Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающую скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самым делом, самою жизнью.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» , сказал Господь ( Мф.11:30 ).

Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние. Распятый на кресте! исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий, и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа; – и отверзутся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.

Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в Кресте Христовом 398 .

Крест твой изменяется в «Крест Христов», когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он – поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение 399 .

Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки, и приглашал ее принять участие в мученичестве: “Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтоб не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих”. Ей отвечал мученик: “Уповай на Господа нашего Иисуса Христа и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои” 400 .

Крест – сила и слава всех от века святых.

Крест целитель страстей, губитель демонов. Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе, и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем. «Аще кто хощет по Мне ити , – сказал Господь, – да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет» . Аминь.

Преподобный Марк подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31.

Читать еще:  Иранские оппозиционеры в ходе манифестаций в Тегеране сожгли Коран

Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Крест Господень ‒ это всемирный жертвенник, освященный кровью Агнца Божия ‒ святой жертвы, которую принял за грехи мира возлюбивший нас Бог Отец.

На кресте растерзано рукописание наших грехов, крестом убита смерть, поэтому здесь надо искать жизнь для нашей мертвой плоти. Вот почему крест ‒ наша победа, наша слава, венец и защита. Здесь же ‒ у креста Христова ‒ мы видим тайну всеобщего воскресения мертвых. Перед нашим взором ‒ святой крест и пригвожденный на нем Иисус Христос, Который распростертыми пречистыми руками привлекает к Себе людей со всех концов земли. Из-под тернового венца сочится кровь, гвозди раздирают руки и ноги. Какие страшные страдания!

Спаситель вкушает желчь и оцет. Со всех сторон ‒ поругания и насмешки. Указывая на Свои страдания и раны, Господь этими язвами как бы умоляет нас не грешить более. Спаситель научает нас здесь, у подножия креста, прощать обиды, любить не только ближних, но и врагов. Крест Христов научает нас покаянию и смирению. И чье сердце не сокрушится, может остаться спокойным, взирая на распятого на кресте Спасителя, когда даже камни вопиют! В эти дни все располагает к покаянию: и крест, и распятый Спаситель, и плачущая Богоматерь, и покаявшийся разбойник. И все это побуждает нас откликнуться на зов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвержись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Вот лестница к небесам ‒ отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Господом. «Отвергнуться себя» ‒ это значит извергнуть из себя все греховные мысли, желания и поступки. Отвержение себя необходимо, ибо, следуя за Христом, мы пойдем другим путем, противоположным нашему греховному пути. Для этого необходимо с любовью взять тот крест, который дает каждому Господь как врачевство для спасения. С ним надо идти за Господом на Голгофу, не возвращаясь к прежним злым привычкам, идти путем веры и добродетели. Что же значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть особый для каждого человека, вместе с тем называется и крестом Христовым?

Крест свой ‒ это скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека свои. Крест свой ‒ пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми плоть смиряется и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой ‒ это греховные недуги и страсти, которые у каждого человека свои. С одними из них мы рождаемся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест же Христов ‒ это учение Христово. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжел, если через последование Христу он не преобразится в крест Христов. Крест свой становится для ученика Христова крестом Христовым потому, что ученик Христов убежден, что с ним неусыпно пребывает промысл Божий, что Христос попускает ему скорби, как необходимые и неминуемые условия христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если бы не была попущена Христом, что скорбями христианин становится близким Христу на земле и на небе. Крест свой делается для верующего крестом Христовым потому, что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди становятся для него крестом, на котором он постоянно распинает плоть свою, со страстями и похотями. Отсюда ясно, почему для принятия креста предварительно нужно отвергнуться себя, то есть того, что есть в тебе греховного.

Чтобы взять на себя крест, надо прежде всего отказать своему телу в его прихотливых желаниях, доставляя ему только то, что необходимо для существования, надо смирить свой разум, признать себя виновным перед Богом и, предавшись Господу со всей силой веры, отречься от своей греховной воли, непрестанно изучать Святое Евангелие и исполнять его.

Совершивший такое отречение способен принять крест свой с покорностью Богу, с призыванием помощи Божией для укрепления своей немощи. Он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, приготовляется великодушно и мужественно перенести ее, надеется, что таким образом он сделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самой жизнью.

Крест бывает тяжелым, пока он остается крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость, «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», ‒ сказал Господь.

Терпеливое несение креста есть истинное сознание своей греховности, есть истинное покаяние, есть великая радость и духовное наслаждение. Во время гонений на христиан юная Мавра говорила своему юному супругу Тимофею, который терпел страшные муки и звал ее принять участие в мученичестве: «Боюсь, чтобы мне не устрашиться, когда увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтобы не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей отвечал святой мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои».

Крест ‒ это сила и слава всех от века святых. Крест ‒ целитель страстей, губитель демонов. Смертоносен крест для тех, кто свой крест не преобразил в крест Христов, кто с креста своего ропщет на божественный промысл, хулит его, предается безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, своим нетерпением лишают себя истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб ‒ в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли на небо распятого на нем ученика Христова, и он уже здесь, на земле, умом и сердцем пребывает на небе и в будущей жизни всегда будет с Господом, Который сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет». Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Из его кн.: Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007 г.

Архимандрит Илия (Николай Никитович Рейзмир) ‒ насельник Троице-Сергиевой лавры, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Родился в 1944 году в Винницкой области. Всей семьей жили церковной жизнью: ходили в храм на все праздники, причащались, исповедовались. Мать пускала в дом ночевать бездомных и нищенок. Окончил сельскохозяйственный техникум по специальности «Агроном и механик широкого профиля». Год с небольшим проучился в сельскохозяйственном институте, работал агрономом. Успешно поступил в Московскую духовную семинарию. 26 декабря 1969 года был пострижен в монашество с именем в честь пророка Илии. В 1974 году закончил Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Духовное совершенствование православного христианина по учению Василия Великого». В 1972 году был рукоположен во иеромонаха. По завершении академии остался в братии Троице-Сергиевой лавры.

Крест Христов

Крест хранитель всей вселенней, Крест красота церковная, Крест царем держава, Крест верным утвержение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва.

(Светилен на Воздвижение Креста Господня)

Крест Господень — знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест — наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе.

Шествие на Голгофу. Феофан Критский, церковь св. Николы, монастырь Ставроникита, Афон. XVI в.

Христианская религия — религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания.

Однажды царю Константину Великому (27 февраля 272 — 22 мая 337 гг.) во сне явился Исус Христос с видимым на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов. Знамя имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени «Христос», совмещенные вместе. Царь Константин велел вышить христограмму на знамени перед битвой на Мильвийском мосту.

28 октября 312 г. войско царя одержало победу в этой битве, и Константин Великий стал единоличным правителем западной части Римской империи. Мировое значение битвы было в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию.

Буквы имени Христа, названные впоследствии «монограмма Константина», царь носил и на своем шлеме. После чудесного явления царь Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Исус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Исус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города. С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

Крест царя Константина Великого, хранящийся в афонском монастыре Ватопед

Первые зашифрованные изображения креста были найдены в римских катакомбах II и III веков. Древнейшим изображением креста были три его прикровенные формы: в виде греческой буквы Т («Тау», Петров крест), крест четырехконечный, состоящий из двух равных частей, сложенных посередине под прямым углом (+), и крест в виде буквы X (крест апостола Андрея). Настоящая форма креста не употреблялась вначале из-за страха перед язычниками, чтобы священный символ не был предан на поругание.

С тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перешли как дополнение на сами кресты, крест стал изображаться в подлинном виде, осьмиконечным, с изображением Спасителя.

Деревянная резная икона Крест Голгофский. Выг, конец XVIII в. Литой Крест. Бронза, эмаль. Конец XIX в.

Эта традиция пришла и в Россию: с XI века под нижней косой перекладиной осьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе.

Крест-Распятие, с эмалью

Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста прикрепляется доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос».

Поклонение Кресту Господню совершается 3 раза в году: в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», на двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Креста (27 сентября н. ст.) и в третью Неделю Великого поста (Крестопоклонную).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector