Кто попадет на Страшный суд?
Содержание
- 1 Кто попадет на Страшный суд?
- 1.1 Православная Жизнь
- 1.2 Страшный Суд
- 1.3 Почему Страшный Суд называется Страшным?
- 1.4 Что мы знаем о Страшном суде
- 1.5 Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?
- 1.6 После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?
- 1.7 Страшный Суд – событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?
- 1.8 Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
- 1.9 Может ли душа не хотеть попасть в рай?
- 1.10 Почему последний суд называют Страшным?
- 1.11 Когда будет конец света и Страшный суд?
- 1.12 Что будет с телом после суда?
- 1.13 Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?
- 1.14 Что Священное Писание говорит о Страшном суде?
- 1.15 Кого будут судить на Страшном Суде?
- 1.16 Что такое Страшный Суд?
- 1.17 Откуда название Страшный?
- 1.18 Какое будет наказание для грешников?
- 1.19 Что ждет праведников?
- 1.20 Почему Бог так жесток к грешникам?
- 1.21 Страшный суд божий
- 1.22 Что такое страшный суд в православии
- 1.23 Где душа находится до этого момента
- 1.24 Как проходит Божий суд
- 1.25 Справедливость и милостивость
- 1.26 Заповеди Блаженства
- 1.27 Покаяние
- 1.28 «Ей, гряди, Господи Иисусе!»
- 1.29 Страшный Суд: дела любви
- 1.30 Справедлив ли Бог?
- 1.31 Книги о Страшном Суде
Православная Жизнь
Страшный суд – это не фильм ужасов, объясняет епископ Сильвестр (Стойчев).
В. Васнецов. Страшный суд (фрагмент)
– Каков смысл Недели о Страшном суде и подготовительных Недель перед Великим постом?
– Сейчас, согласно православной богослужебной традиции, идет подготовка к Великому посту. Это время символизирует напоминание об образе благочестия: в Неделю о мытаре и фарисее и в Неделю о блудном сыне важно задуматься о том, что нужно избегать и как следует себя вести; в следующие 2 подготовительные Недели – о фундаментальных событиях Священной истории. Собственно говоря, человеческая история началась с момента изгнания из рая и закончится Страшным судом. В подготовительные недели эти события вспоминаются в обратном порядке – сначала о Страшном суде, а потом об изгнании из рая.
Страшный суд – напоминание о том, что дела и слова каждого человека будут рассмотрены и на этом основании будет вынесено заключение. В творениях святых отцов очень часто встречаются наставления о том, что нужно помнить о Страшном суде. Именно это нас будет удерживать от согрешения. Человек очень часто воспринимает жизнь как отрезок времени, который нужно наполнить удовольствием, наслаждением, карьерным ростом, какими-то утехами. Надо подобные мысли отгонять, что сделать непросто. Поэтому напоминание о Страшном суде – это не воспоминание о каком-то фильме ужасов, после которого страшно, это напоминание каждому о том, что жить нужно праведно.
– Многие критики христианства говорили, что Церковь запугала людей Страшным судом и они то-то делают или то-то не делают из чувства страха, которым Церковь, в свою очередь, пользуется.
– Да, так писали и пишут разные атеисты, и не только советские, но и современные. Страшный суд – это не только моральная установка: «Помни об этом – и не согрешишь». Это также напоминание о том, что в человеческой истории есть начало и есть конец. Вопрос даже не в том, что есть Страшный суд, а, скорее, в том, что вся человеческая деятельность в конечном итоге будет рассматриваться с точки зрения вечности. Человек должен осознавать не только то, что ему надо остановиться и что-то не делать, т. к. придется за все ответить, но и то, что последствия содеянного отразятся не только на его деятельности, но и на истории, на том социуме, в котором он живет, на его семье, на его потомках. Современные люди очень часто теряют ощущение себя как части чего-то: «Это мое личное дело, мой личный грех, я сам с этим справлюсь, я за него сам отвечу и т. д.».
В. Васнецов. Страшный суд (фрагмент)
– А как правильно относиться к себе и собственным грехам?
– Всегда есть последствия наших дел, что сказывается также на ходе человеческой истории. На определенном этапе у историков был подход рассматривать историю как жизнь великих, замечательных людей. Этакая череда героев, великих полководцев, правителей, ученых. Но в истории были не только великие философы, великие полководцы и т. д., но и миллиарды обычных людей. Именно они своими маленькими поступками, иногда незаметными, творят историю. Все великие диктаторы, полководцы, идеологи, правители в той или иной мере зависят от поддержки, признания, поступков этих «маленьких» людей. Поэтому каждый человек должен понимать, что он и его дела влияют на ход человеческой истории.
Страшный суд – это напоминание о том, что нас будут судить не просто за наши поступки, но с учетом их последствий, которые оказали положительное или, наоборот, пагубное влияние на ход общечеловеческой истории. Человек должен понимать, что вопрос не в страхе, а в ощущении себя клеточкой большого организма. У одного из святых отцов есть интересное рассуждение о том, как грех одного оказывает влияние на других. Казалось бы, никак влиять не должен. Но представьте, что у человека загноился палец. Можно ли утверждать, что заразилось все тело?
– Формально – нет, но боль причиняет дискомфорт всему организму.
– Вот именно! Болезнь одного пальца сказывается на всем нашем состоянии. Примерно так же происходит с делами человека, которому кажется, что это только его болезнь, но на самом деле он вносит дисгармонию в ритм всей жизни такого социального организма, в котором находится. Как только люди поймут, что их поступки отображаются на социальной структуре, к которой они принадлежат, тогда начнут задумываться и менять свою жизнь. На Страшном суде каждый ответит и за слова свои, и за мысли, и за поступки, потому что вред или польза от дел людских идет далеко за пределы индивидуальной жизни и желаний.
– Как достичь «хеппи-энда» – положительного ответа на Страшном суде?
– Если кратко: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», словами Амвросия Оптинского.
«Помни день смертный и вовек не согрешишь». Память смертная предполагает, что человек помнит о конце жизни, но не страшится этого. Как говорит Силуан Афонский: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Неделя о Страшном суде напоминает нам о конце человеческой истории, о том, что есть альфа и омега – начало и конец. Вспомним классическую литературу. Достоевского. В чем искушение великого инквизитора? Почему он стал таким? Один из исследователей пишет, что земной процесс слишком понравился великому инквизитору. Он так полюбил борьбу за Христа, отсеивание идеалов, что конец этой борьбы для него стал бессмысленным, ужасным, ненужным…
Мы, христиане, должны помнить, что нам не надо мечтать о победах и строить Царствие Небесное здесь, на земле. При любых обстоятельствах мы должны быть верными христианским идеалам, свидетельствовать о них. Неделя о Страшном суде каждый год напоминает нам об этом. Конец истории вершить не нам, а Богу, но Церковь и мы, ее члены, должны сделать все, чтобы к Страшному суду пришло как можно больше людей, сохранивших свою веру и живших согласно заповедям Христа.
Беседовала Наталья Горошкова
Страшный Суд
Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каждому будет определена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помышлениям.
Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.
В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.
Почему Страшный Суд называется Страшным?
Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ( Иоил.2:31 ).
Этот День называется также и Днём гнева Божия ( Рим.2:5 ). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то — благоговейный, а у кого-то — сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ).
Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.
Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.
Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).
В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
прп. Авва Дорофей
Мы все умрём, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бесконечную любовь, радость, мир и свободу Рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле, — это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная.
Сергей Худиев
Что мы знаем о Страшном суде
Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?
Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда. В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры — задолго до наступления эпохи Средневековья.
После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?
Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда. Дело в том, что Рай — как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом — был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.
Страшный Суд – событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?
После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа – отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.
Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
В православном понимании суд Божий — это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая. Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.
Может ли душа не хотеть попасть в рай?
Да. Главная радость Рая — и до, и после Страшного суда — это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать — оттого, что наконец обрела Того, Кого искала. Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много «формальных заслуг».
Почему последний суд называют Страшным?
Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность — тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца — его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд — это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.
Когда будет конец света и Страшный суд?
Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.
Что будет с телом после суда?
Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.
Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?
Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.
Что Священное Писание говорит о Страшном суде?
Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. . И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).
|Читайте также:
Евангелие о Страшном суде
Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
Вот например, здесь написано:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
Вот еще:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
И еще:
1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
И потом:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.
А почему «но»? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.
Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники. И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?
Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что «вечность» и «бесконечное время» — не синонимы.
страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.
Хотите — не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, «подстраховаться»?
Хотите — не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, «подстраховаться»?17
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Кого будут судить на Страшном Суде?
Часто люди, далекие, по каким-то причинам, от православия, задают вопросы, на которые не помешает знать ответ и тем, кто считает себя воцерковленным человеком. Невозможно знать все и обо всем, но знать о том, кого будут судить на Страшном Суде, стоит каждому. И задуматься, а есть ли аргументы для того, чтобы этот суд закончился благоприятно.
- Что такое Страшный Суд?
- Откуда название Страшный?
- Какое будет наказание для грешников?
- Что ждет праведников?
- Почему Бог так жесток к грешникам?
Что такое Страшный Суд?
Всеобщий последний суд над миром, который свершится во время второго Пришествия на Землю Господа Иисуса Христа, называют Страшный Суд. Во время него людям будет определена их вечная участь по делам, словам и помышлениям, которые они совершили за период земной жизни. Ради того, чтобы суд был всеобщим, мертвые воскреснут, а живые изменятся. Об этом говорится и в первом послании Апостола Павла к коринфянам, и в Евангелии от Матфея.
Скрыть даже самое тайное плохое дело невозможно перед Господом, ответ придется держать за все свои поступки, мысли и слова. Гордыня говорит человеку, что он не так уж и плох, ведь другие-то убивают, крадут, лгут на каждом шагу. Но на Страшном Суде каждый будет судиться не в сравнении с другими людьми, а в сравнении с требованиями Божьих Заповедей. Ведь недаром Господь сказал, что тот, кто дал человеку пить, есть, одел, защитил и поддержал в трудную минуту, то сделал это и для него, Иисуса Христа. А тот, кто отвернулся от ближнего, тот не сделал ничего и для Бога.
Сколько раз Господь через действие благодати своей призывал каждого человека к спасению, давал направление на путь истинный, но люди все равно, приняв этот дар, как должное, поворачивали на дорогу грехов и страстей. Спасшись от смерти, выздоровев от тяжелой болезни по милости Божьей, многие все равно начинали сначала тот путь, который привел их к такому состоянию. То есть — суд уже начался, процесс, как говорится, идет своим ходом. Страшный Суд станет лишь итогом, оглашением приговора для каждого.
Откуда название Страшный?
Так назвали этот день пророки, например, Пророк Иоиль назвал день второго Пришествия Днём Господним, великим и страшным. То есть ужасным будет не лик Господа. Он предстанет в самом божественно величественном и славном виде. Страшным будет состояние грешников, которым придется ответить за все грехи, что они содеяли. Вскрыто будет все – тайное и явное, сделанное и то, о чем мечталось в греховных мыслях, но не удалось реализовать.
Но самое ужасное, что все это будет вскрыто перед всем миром, перед небесным воинством, перед миллиардами людей, в том числе, самыми близкими. Обмануть и отговориться занятостью, работой, болезнью и другими удобными в земной жизни отговорками, никак не удастся. Господь видит в наших душах, как в открытой книге. Это ли не страшно?
Какое будет наказание для грешников?
После того, как весы для нераскаянных грешников склонятся в сторону греха, последует наказание в виде вечной муки. Какова природа этого мучения, неведомо. Но оно будет ужасно и продолжаться будет всегда. Сколько бы не претерпевал грешник, впереди не будет никакого просвета и облегчения. Это ли не повод оставить грех и прийти к покаянию, молитве и деланию добрых дел? Даже если есть небольшой шанс спастись, им нужно воспользоваться.
То, что Страшный Суд состоится, это не подвергается сомнению. И скрыться от него не удастся никому. Ни смерть, ни сон, ничто, кроме добрых дел и покаяния, не спасет грешника.
Что ждет праведников?
Праведникам Господь дарует жизнь вечную, в противовес вечным мукам для грешников. Счастье и наслаждение вечной жизни состоит в постижении Бога, который в своей полноте познается бесконечно. И возрастание в этом познании дает самое настоящее блаженство, полноту мира и созерцания. Пророки говорили, что жизнь рядом с Богом настолько блаженная, что вообразить это блаженство в земной жизни просто невозможно.
Почему Бог так жесток к грешникам?
Господь любит каждого человека. И он дал разум всем, поэтому задуматься о вопросах добра и зла может любой, к чему Господь и призывает своих детей. Но те, кто отворачивается от Бога и идет вслед за дьяволом, нарушает Божьи заповеди осознанно и непрестанно — те сами выбирают свою участь. Это выбор, свобода человека, на которую Бог никогда не претендует.
Свобода выбора – это основа православия. Сегодня есть возможность, как никогда, широкая, узнать о Страшном Суде и своей участи. Никто не скрывает, что ждет впереди праведников и грешников. Поэтому воспользоваться этой возможностью и свернуть с пути греха на путь истины в любой момент может каждый. Готовиться к Страшному Суду нужно с помощью добрых дел, молитвы и покаяния.
Страшный суд божий
Суд Божий — последний день существования земного мира, в который решается судьба каждого человека. Эта идея присутствует в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Каждый верующий живет с осознанием того, что Творец наблюдает за ним и все поступки, слова и мысли необходимо соотносить с правилами и заповедями, данными в Библии.
Что такое страшный суд в православии
Как Христос воскрес, восстав из мертвых на третий день после распятия, так и люди возродятся. Они предстанут перед лицом Иисуса, которому Отец передал право судить их, ведь он сам прожил человеческую жизнь и познал суть нашей природы. Судилище произойдет в конце времен — самом тяжелом периоде для человечества. Второе пришествие Спасителя остановит разрушение мира, и он решит, кто заслужил вечного счастья, а кто — бесконечные муки в аду. Воздаяние получат как живущие в тот момент, так и умершие на протяжении истории.
Человек предстанет перед Вседержителем, сонмом ангелов и людьми, жившими с момента Адама и Евы. Ничего не удастся скрыть, умолчать, не сработают отговорки. Каждое действие и бездействие, слово и даже помыслы будут открыты, и в соответствии с ними будет вынесен приговор. И если Бог неизменен и любит нас, независимо от наших действий, то человек имеет свою волю и он изменчив, поэтому сам решает — предастся ли ему порочным делам или всеми силами стремиться к свету и добру. На Судилище даруется шанс прощения.
Где душа находится до этого момента
После смерти умерший проходит следующие испытания:
- Первые два дня вместе с ангелами он путешествует по памятным местам земной жизни, вспоминает свои радости и горести.
- На третий день попадает в Царство Господнее и его милостью может 6 дней пребывать в раю.
- Потом в течение 30 дней душа проводит в аду, наблюдая за страданиями грешников и перенося соблазны демонов.
- На сороковой день решается судьба человека до Второго Пришествия Иисуса, когда и определится его участь на веки вечные.
Вот почему так важно молиться за усопших и подавать милостыню в память о них. Сами они уже не могут после смерти покаяться и совершить добрые дела. Но мы добавляем на чашу весов свою память и мольбы, и они могут перевесить грехи.
Во время крещения мы становимся частью Церкви, а она является воплощением Тела Христова. И обращая свои мольбы, мы просим, чтобы умершего не отождествляли с его дурными поступками, а воспринимали как частичку Создателя. Творец может восполнить своим совершенством нашу душу, созданную по образу и подобию Его.
На протяжении нашей жизни мы совершаем множество деяний: добрых и злых. В православии считается, что согрешение — это нарушение изначального замысла. Вот почему Воздаяние — это не строгое взвешивание хорошего и плохого, как это делается в понятной нам юридической практике. Скорее это медицинская операция, которая позволяет восстановить гармонию, отсекая пороки. Главное, чтобы в грешнике осталось хоть немного веры и смирения.
Как проходит Божий суд
Во многих религиозных верований суд после смерти осуществляется безличностной Кармой, отстраненным и непререкаемым Космическим законом или Фемидой с повязкой на глазах. В христианстве же человек встречается с Богом, который прожил жизнь в ипостаси Спасителя. Сын Господний получил опыт бытия простым смертным, с нашими страстями, сомнениями, болью. А значит, и итоговое решение о судьбе людей будет приниматься, исходя из глубокого осознания их природы. Он прошел через страдания, чтобы спасти души, исцелить их, а не осудить и расправиться.
Справедливость и милостивость
Согласно святоотеческому писанию Суд Божий пристрастен, он идет не с четким соблюдением «буквы закона», а в соответствии с желанием Господа, его планом. Преподобный Исаак Сирин говорил, что всевышнего нельзя называть «справедливым», так как он будет оценивать дела исходя из своего милосердия. Как в притче о блудном сыне, где вернувшегося взрослого ребенка, обнищавшего и потерянного, отец встречает с радостью и устраивает пир. Так и в Судный День Господь воскресит людей, чтобы дать прощение каждому, кто имеет хоть малую возможность на это.
Справедливости требует дьявол: грешник в течение своей жизни служил ему, значит, и должен навечно отправиться в ад. Но если сам христианин не отождествляет себя со своими прегрешениями, то и Творец не будет. Он отделит греховные дела, оставив Душу чистой и светлой.
В православной традиции очень важна идея, что каждого будут судить по его собственным законам. Что это означает? Если человек был склонен осуждать других за какие-то грехи и слабости, то именно за них и ему «представят счет». Христос сравнивал прегрешения с веточкой, а осуждения чужих проступков — с бревном. Поэтому один из основных христианских постулатов «не суди, да не судим будешь» — это напутствие, которое должно защитить людей от последствий их плохих мыслей и слов по поводу поведения окружающих.
Заповеди Блаженства
Необходимо усмирить гордость и понять, что Всевышний отнесется к нам со снисхождением, даруя то, что мы не заслужили. Смиренность является путем в рай. В Заповедях Блаженства перечисляются качества, соответствие которым позволяет избежать Судилища:
- «нищие духом» — осознают свое несовершенство; только понимая, что ты болен и греховен, ты можешь просить помощи у Отца и получить ее;
- плачущие;
- кроткие,
- алчущие правды,
- милостивые,
- чистые сердцем,
- миротворцы,
- изгнанные за правду,
- гонимые за прославление имени Христа.
Покаяние
Таким образом, истинный христианин не боится Страшного суда. Он осознает, что в конце веков его ждет встреча с милостивым Создателем. Страх перед этой встречей объясняется тем, что изнутри своего несовершенного сознания мы не можем в полной мере осознать силу любви и сострадания Господа. На фоне Света, который он излучает, порочные поступки и помыслы выглядят особенно ужасно и недостойно, вызывают стыд и страх. Но любовь к Создателю и покаяние способны сжечь согрешения в лучах этого света и дать шанс обрести жизнь вечную в раю.
Покаяние — это осознание, что при всем несовершенстве и греховности, мы являемся детьми Бога, несем в себе его Дух и Образ. Каясь, мы не занимаемся самобичеванием, но молим отделить от себя грех, просим о шансе очиститься и переродиться. Для Всевышнего нет ограничений во времени, поэтому наше раскаяние и искренне желание отринуть от себя злые деяния, осуществляется. Это во власти Вседержителя. Он может принять нас в своей Вечности уже очищенными и полными его любви.
«Ей, гряди, Господи Иисусе!»
- Страшный Суд: дела любви
- Книги о Страшном Суде
- Видеолекция о конце мира
- Смотрите еще о Страшном Суде
- Библия о Страшном Суде
Страшный Суд: дела любви
Страшный Суд для христианина — самое радостное событие из всех что можно представить. Наконец истина явится, справедливость восторжествует, мертвые воскреснут; грех, ад и смерть будут навсегда побеждены.
Христианство — глубоко оптимистическая религия. Апокалипсис для христианина — величайший хэппи-энд в истории. Симптоматично, что страх перед Антихристом часто вытесняет радостное ожидание Христа. Пожалуй, это мера «христиансткости» — насколько радостно человек или общество ждут конца света.
Справедлив ли Бог?
Идея посмертного воздаяния и всемирного Суда существовала задолго до Евангелия. Христос уничтожил эту идею, совершив «суд над судом». Ведь основная идея христианства — смерть безгрешного за грехи людей — с точки зрения «нормального правосудия» абсурдна, она противоположна человеческой справедливости.
Но если Бог справедлив в человеческом смысле, то мы все обречены, ибо все грешники. Писание учит другому: «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3, 17–19)
Преступление и наказание – это не про христианство. Наш «долг» аннулирован. Мы, грешники, искуплены смертью Христа – единственного Невинного. Искупление – противоположность правосудия. Этот мир стоит на отношениях купли-продажи, кармы, взаимообмена, воздаяния. Но Господь безрассуден и несправедлив, одним Своим присутствиием Он ломает системы мира, и мы узнаем Его любовь как всепрощение — обратную сторону Его бесконечной вечной радости.
Что сделал Христос «в себе» то делает Церковь, Его Тело, в истории для всего человечества. И Страшный Суд — крайняя точка этого процесса, конечное выражение любви.
Книги о Страшном Суде
Григорий Двоеслов: кончина мира — радость и веселье
Те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда преходит (уходит) тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он скончавается. Но написано: иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.5:4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее
Профессор Осипов: Суд — это любовь
Что означает этот Суд? Не подумаем, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а теперь уж, извините, – наступило время только правды. Ничего подобного! Свт. Иоанн Златоуст прекрасно сказал о справедливости Бога по отношению к человеку: “Если ты требуешь справедливости [Бога], то по закону правды нам следовало бы ещё в начале тотчас погибнуть”. Неразумно представлять Бога на этом Суде как какую-то греческую богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами. Страшным судом этот последний акт в истории человечества, открывающий и начало его вечной жизни, называется потому, что здесь при последней трубе (1Кор.15;52) каждой личностью будет принято окончательное решение – быть ей с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства. Но Христос и на Последнем суде останется неизменной Божественной любовью, которая примет каждого, хотящего истины, любви и света, и не нарушит свободы человеческой воли
Митрополит Иларион (Алфеев): не гадать о сроках, а жить сейчас
Каждый человек должен прежде всего задумываться о смысле собственной жизни. Ведь мы можем дождаться конца света, а можем и не дождаться его. Но каждый из нас непременно дождется собственного конца. И для каждого из нас собственная смерть и будет тем концом света, который означает переход в иную жизнь. Поэтому мы должны думать не о том, когда это произойдет, как это произойдет, а о том, как мы живем, какова ценность нашей жизни, что мы делаем для того, чтобы оправдать свое существование, что мы делаем в этой земной жизни для того, чтобы наша жизнь после смерти была вечным блаженством, а не вечными муками? Что мы делаем для того, чтобы Страшный суд для нас был не страшным, а спасительным, был бы переходом в вечность?
Сергий Булгаков: ожидание Конца — мера любви ко Христу
Временами чувство ожидания Христа Грядущего, с молитвой «ей, гряди, Господи Иисусе», загорается в душах, озаряя их своим потусторонним светом. Это чувство неистребимо и должно быть неослабным в христианском человечестве, ибо оно есть, в известном смысле, мера его любви ко Христу. Впрочем, эсхатологизм может иметь два образа, светлый и темный. Последний имеет место тогда, когда он возникает вследствие исторического испуга и некоторой религиозной паники: таковы, например, русские раскольники — самосожигатели, которые хотели истребить себя, чтобы спастись от воцарившегося антихриста. Но эсхатологизму может (и должен) быть свойствен светлый образ устремленности ко Христу Грядущему. По мере того как мы движемся в истории, мы идем к Нему навстречу, и лучи, идущие от Его грядущего пришествия в мир, становятся ощутимы. Может быть, впереди предстоит еще новая эпоха в жизни Церкви, осиянная этими лучами. Ибо второе пришествие Христа есть не только страшное для нас, ибо Он грядет как Судия, но и славное, ибо Он грядет во Славе Своей, и эта Слава есть и прославление мира и полнота свершения всего творения. Прославленность, присущая воскресшему телу Христову, сообщится чрез него всему творению, явится новое небо и новая земля, преображенная и как бы воскресшая со Христом и Его человечеством. Это произойдет в связи с воскресением мертвых, которое совершится Христом чрез ангелов Его.
Николай Бердяев: Царство Божье — катастрофа мира сего
Евангельские заветы совершенно неосуществимы и непосильны как правила. Но невозможное для человека возможно для Бога. Лишь во Христе и через Христа осуществляется совершенство, подобное совершенству Отца Небесного, и действительно наступает Царство Божье. В основе Евангелия не закон, хотя бы новый, а сам Христос, Его личность. Такова новая этика искупления и благодати. Но мы живем в двух планах, под законом и под благодатью, в порядке природном и в порядке духовном, и в этом безмерная трудность и сложность жизни христианина в мире. Под властью закона живет человеческое общество, строит свои царства и цивилизации. И евангельское откровение о Царстве Божьем для всей этой строящейся в порядке закона жизни есть катастрофа, есть апокалипсис и страшный суд