2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лама Оле Нидал: Во время кризиса надо думать о том, что ты можешь сделать для других

Содержание

Лама Оле Нидал: Во время кризиса надо думать о том, что ты можешь сделать для других

Северная столица стала центральной площадкой фестиваля тибетского буддизма, который проходит с 11 по 25 октября в России. В рамках фестиваля проводится много мероприятий. Среди них кинофестиваль, посвященный буддизму, лекции путешествующих учителей, главными из которых стали лекции с Ламой Оле, первым западным учеником Его Святейшества XVI Гьялвы Кармапы Ранджунга Ригпе Дордже.

— Христианство, ислам, буддизм — где первоисточник? Откуда все возникло? Кто это придумал? (Борис, 12 лет)

Христианство — это, на самом деле, ответвление от иудаизма. Просто христиане сказали, что Ветхий завет, наследие иудаизма больше необязателен, и они будут придерживаться Нового завета, в котором доминирует любовь Иисуса. Несмотря на то, что Церкви удавалось также использовать это для каких-то репрессий, притеснений на протяжении столетий.

Ислам, как я понимаю, вместе с перенаселением планеты сегодня является одной из главных проблем, потому что ислам смешивает религию и политику, и это очень опасно. Потому что это создает такую систему, которая полностью контролирует людьми, управляет ими. И не оставляет места для человеческой свободы.

Если смотреть на буддизм, то говорится, что за время существования разумной жизни на Земле, появятся тысячи Будд и что Будда учит нас тому, каким все является на самом деле. Сейчас мы живем во времена четвертого Будды.

Буддизм — это то название, которое ему дали на Западе для того, чтобы понимать, о чем говорить. Но на санскрите это учение называется дхарма, и это означает то, каким все является. Можно сказать, что в буддизме нет Бога, мы думаем, что пространство само по себе беременно, также как внутреннее пространство создает чувства и мысли, внешнее пространство создает миры и Вселенную. И я бы также сказал, что это доказано современной наукой, буддизм очень научен.

Посмотрите на историю религии, и у вас появится представление. Следует прочитать книги по историии узнать о том, что делали разные религии.

Лама-датчанин Оле Нидал рассказал россиянам, как избавиться от гнева

МОСКВА, 21 янв — РИА Новости, Ольга Липич. Известный западный лама, 72-летний датчанин Оле Нидал (школа тибетского буддизма Карма Кагью), прибывший на этой неделе в Москву в рамках зимнего лекционного тура по миру, призвал российских буддистов избавляться от гнева как признака слабости и развивать осознанность, бесстрашие и сочувствие к другим.

Как избавиться от гнева

«Гнев — это всегда признак слабости… Замените гнев на сочувствие, на желание помочь другим людям», — посоветовал лама.

Его лекцию в Москве о буддизме в современном мире посетили около 3 тысяч человек, преимущественно молодежь и люди среднего возраста. Ряд вопросов аудитории лектору были посвящены именно чувству гнева и методам управления им.

Оле Нидал рассказал о нескольких приемах. «Надо просто сказать себе: «У меня есть эта вещь, которая называется «гнев». Она мне не особенно нравится. Могу я ее кому-нибудь продать? Нет? Если никто не хочет ее купить, тогда я ее просто выбрасываю!» Можно также представить себе резкий звук: «пэм!» А если вы встречаете трудного человека, скажите себе: «Я с ним общаюсь каких-то 10 минут, а он с собой находится 24 часа в сутки, и длинные выходные». И тогда, если вы не слишком черствы, у вас, скорее всего, появится сочувствие, а не гнев», — посоветовал лама.

Если назревает «кухонная драма», лама рекомендует сказать партнеру: «Ты всегда играешь это в лучшем шекспировском стиле! Нельзя, чтобы это пропадало даром! Подожди минутку — я позову соседей!»

Как достичь бесстрашия и сочувствия

Особое внимание лама уделил понимаю «я», которое, согласно буддийскому учению, нельзя отождествлять ни с телом, ни с мыслями и чувствами, потому что и то и другое преходяще. «Но есть зеркало за всеми этими отражениями, картинками, есть неизменный океан за всеми переживаниями — есть осознание, ум… Мы являемся осознающим, а не тем, что осознается. Понимание этого дает нам замечательное чувство бесстрашия. А бесстрашие дает свободу, потому что страх сковывает нас», — сказал Оле Нидал.

Затем, по его словам, появляются ощущения богатства и спонтанной радости, сочувствие к другим живым существам — и люди начинают больше делать для блага друг для друга, «развивать все полезное и уменьшать все болезненное».

Пространство, по убеждению Нидала, есть не что иное, как информация. В подтверждение этих слов он приводит результаты западных научных исследований, в частности, экспериментов с адронным коллайдером, расщеплением частиц, временем отклика частиц на воздействие. «Информация всегда и везде, она вне времени. Пространство содержит в себе весь потенциал… Эти эксперименты подтверждают слова Будды о том, что форма есть пустота, а пустота есть форма», — отметил лама.

Медитация, ожидания и другие вопросы

Говоря о важности медитации, он пояснил, что «ум может познать себя, только находясь в покое». Он также призвал вкладывать деньги именно в «работу со своим умом». «Лучше сдерживать потребление на низком уровне — это дает нам больше свободы. Мы все время бегаем за новинками, которые, может быть, и не нужны нам вовсе… Все, что мы можем взять с собой — это свой ум», — сказал лама.

На вопрос, «как работать с ожиданиями», он ответил: «Желать всего самого хорошего для блага всех живых существ! Делайте свои пожелания большими (на благо других) — тогда ожидания скорее сбудутся».

Буддийский наставник советует воздерживаться от «негативной критики», от которой людям становится грустно и которая не помогает. «Хвалите людей: если вы хвалите людей за то, что они не делают, а следовало бы, то они постепенно начинают с этим отождествляться», — пояснил лама.

Он также пожелал россиянам иметь больше детей, отметив, что на российской территории прекрасно разместились бы 500 миллионов человек.

Кроме того, Оле Нидал обратился к российским буддистам с просьбой помочь созданию первого в Москве крупного буддийского центра школы Карма Кагью для медитаций и обучения.

Тур по Транссибу

Лама Оле Нидал дважды в год объезжает вокруг света с лекциями о современном буддизме. Последний раз он был в Москве полгода назад — летом 2013 года. На этот раз лама с группой из 250 буддистов из почти 30 стран побывает в шести городах РФ, проехав почти 10,5 тысячи километров по Транссибирской магистрали.

В программе тура — посещение Международного фестиваля Буддизм.ру, участие в празднике Сагаалган (встрече буддийского нового года) в Улан-Удэ. Оле Нидал посетит также Иволгинский дацан неподалеку от столицы Бурятии, где находится нетленное тело хамбо ламы Итигэлова, умершего в первой половине 20 века, побывает в других местах паломничества буддистов и центрах медитации в России.

Среди крупнейших городов маршрута, помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ — Самара (22-23 января), Омск (25-26 января), Томск (27-28 января), Владивосток (5-9 февраля).

Карма Кагью в России

Согласно последней переписи населения, около 900 тысяч россиян называют себя буддистами. По другим источникам, в России сегодня насчитывается до полутора миллионов буддистов. В Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью зарегистрировано около 80 общин (крупнейшие — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске), последователей — до нескольких десятков тысяч.

В традиционных буддийских регионах России (Калмыкии, Бурятии, Туве) среди этнических буддистов больше распространено учение школы Гелугпа. Однако Карма Кагью, существующая на территории современной России с XIII века, сегодня во всех странах мира активно проявляет себя в обществе и СМИ — и, несмотря на сравнительно небольшое число последователей, выделяется среди миллиона российских этнических буддистов.

Главой линии преемственности духовных наставников Кармы Кагью в наши дни является Кармапа XVII. Лама Оле Нидал и Российская ассоциация Карма Кагью признают им родившегося в Тибете в 1983 году Тхае Дордже.

Предыдущий глава школы — Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже, скончавшийся в 1981 году, — распространил учение Карма Кагью по всему миру именно при помощи своих западных учеников — датчан Оле Нидала и его супруги Ханны Нидал. Благодаря их усилиям за 40 лет в самых разных точках планеты, по словам путешествующего ламы Оле, было создано около 650 буддийских центров.

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Из интервью Оле Нидала:

Можно избегать мешающих чувств, ослаблять и трансформировать их или даже использовать для узнавания ума. Вовсе не будучи «грехами» или чем-то абсолютно ужасным, наши ощущения отражают нашу карму, а наш способ обращения с ними — наш уровень зрелости.

Взрываются ли быстрые и неуправляемые эмоции подобно жарким вспышкам, производя вредные действия и слова, или наш ум предпочитает медленное горение? Придерживается ли он негативного настроя, постепенно его нагнетая, пока не случается настоящая неприятность?

В первом случае резкий звук «Пэй», произнесённый про себя или немного в голос, может рассеять поверхностную мешающую энергию. Если у вас есть лама, которого вы ощущаете близким, то можно также мгновенно представить его над своей головой, затем как бы втянуть его внутрь и просто быть ламой.

Если ваши эмоции постепенно и медленно набирают силу, то очень полезно создавать масляную плёнку из мантр, чтобы негативные эмоции плавали на ней. Это держит их поодаль, не подпускает к телу и речи и предотвращает образование разрушительных привычек. Поскольку они обусловленны, то спустя некоторое время они непременно потеряют силу и отпадут. Ум это заметит и в следующий раз не так легко попадётся на их удочку.

Нандзед: Вот так когда-то я прекратил курить — не бросал, просто перестал, потому что проявилось качество начитанных мантр и эта энергия восполнила то, что было изъяном.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

1. Есть ли какая-нибудь разница между родителями-небуддистами и родителями-буддистами?

Лама Оле Нидал: Важнее всего, какие связи — хорошие и плохие — объединяют семью. Если они, как это часто бывает, разнообразные — и сладкие и горькие, — то буддийское внедвойственное воспитание, конечно же, приносит максимально быстрое развитие. Способность говорить «и то и другое» вместо «или — или» — это огромное богатство.

2. Что важнее всего дать детям?

Лама Оле Нидал: Основополагающее доверие к тому, что жизнь имеет смысл, а также понимание закона причинно-следственной связи и уверенность в том, что родители и их жизненные ценности — непоколебимы. Понимание, что каждый момент, здесь и сейчас, мы, в соответствии со своими способностями, создаем наше будущее, превращает нас в щедрых людей, думающих о других.

3. Нужно ли воспитывать детей «по-буддийски» или лучше ждать, пока они начнут сами задавать вопросы?

Лама Оле Нидал: Все должно происходить как можно естественнее и без давления. Если малыши почувствуют, что родители могут ответить на вопросы, которых избегают другие, то будут гордиться ими. Наибольшее влияние на детей оказывает ежедневное поведение родителей. Здесь не нужна никакая особая буддийская печать. Часто им просто нравится, когда родители медитируют, и они садятся рядом. Позже можно объяснить, что именно мы делаем и зачем. Охотно присоединяются к нам и домашние животные, они наслаждаются волнами, которые излучает мозг во время медитации.

4. Если речь заходит о том, почему родители не христиане и что означает буддизм, малыши часто не знают, как это объяснить. Насколько родители могут позволить своему ребенку отличаться от его сверстников в детском саду и в школе?

Лама Оле Нидал: Следует сказать ребенку, что все люди едят, носят, думают и делают разные вещи и что если они при этом хорошо себя ведут, это приносит обществу только пользу.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.

Защитники в нашей жизни удаляют все те ситуации, которые не нужны для нашего развития, поскольку являются лишь бессмысленными проблемами. Однако то, что нам нужно для того, чтобы стать человечнее и развиваться дальше, они постоянно «выкладывают на стол» ума таким образом, что мы можем научиться максимально многому. Чем сильнее внутреннее развитие, тем больше вплывает всего изнутри и тем важнее защищающие энергии.

В соответствии с тем, какие мы получили благословения и посвящения, мы окружены полем силы Защитников.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag
  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

«Ум каждого существа – это ум Будды» (Лама Оле Нидал)

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Что же происходит, когда вы начинаете работать со всем своим умом путём медитации и расслабления в собственном уме? Все остальные аспекты также начинают развиваться. Забавно тогда видеть, как совершенно умные, рассудительные и очень эффективные люди начинают проходить всё те же уровни (как в детстве — прим.) в своём развитии, но затрагивает оно теперь все аспекты ума. В то время как все замороженные качества высвобождаются и раскрываются, многие вещи, которым не позволялось развиваться, и много чувств в связи с этими стадиями также высвобождаются.

Читать еще:  Учёные: верующие чаще выигрывают в игровые автоматы Вулкан

Сначала идёт некое волшебное состояние: мантра даст всё. Конечно, пока карма хорошая и человек верен своей связи, она даёт всё. Затем человек начинает отображать все чувства, которые имел относительно родителей, на Ламу. Разные виды привязанности: «Он смотрит на меня, он не смотрит на меня», «Он любит меня, он не любит меня» — вот все эти вещи. Затем идёт период отвержения, который большинство детей проходит примерно в возрасте двух лет, я думаю: «Я знаю лучше его», «Он сделал ошибку» и т. п. И однажды в гуще всевозможных этапов развития вы внезапно понимаете, что Лама, вообще-то, хороший человек. Он очень упорно работает, любит вас, думает больше о вас, чем о себе, и фактически также знает лучше, по крайней мере, в пределах той области, с которой работает, а это природа ума. И тогда мы становимся коллегами на пути, работающими вместе. И это полезно. Правильный вид развития.

Если кармические связи очень сильны, можно прорубиться сквозь эти вещи очень быстро. ( Read more. Collapse )

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Проверяй, развиваются ли люди в той свободе, которую получают, или они используют новое пространство для консервации дурных привычек.

Сочувствием, лишенным всякого смысла, называется такое поведение, когда позволяешь людям укрепляться в их негативных или глупых идеях. Это для них совсем не полезно.

Самый лучший совет дает старая немецкая поговорка: «То, что меня не убьет, сделает меня сильнее». Самая трудная школа — лучшая школа, а самый лучший и быстрый путь — через выдержку.

Ламе Оле Нидалу исполнилось намедни 76 лет. Он — один из немногих западных людей, имеющих полную квалификацию ламы и учителя медитации буддийской традиции Карма Кагью.

В 1969 году Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы. В течение трех лет Оле Нидал изучал буддийскую философию и проходил интенсивную медитационную подготовку. Завершив обучение, по просьбе Кармапы он стал учить буддизму в Европе. С тех пор Лама Оле непрерывно передает благословение линии преемственности — ежегодно совершает лекционные туры, читая лекции и проводя медитационные курсы.

В 2015 году Лама Оле Нидал получил премию Ассоциации ЮНЕСКО за поддержание межкультурного диалога и мирного сосуществования. Премия также предназначалась Ханне Нидал, ушедшей из жизни в 2007 году. Премия вручена, кроме того, за значимость вклада Ламы Оле Нидала и его жены Ханны в свободу слова, ума, религий и личности; за активное проявление сочувствия в стремлении к миру и благополучию.

В 2016 году Лама Оле Нидал награжден орденом Фонда Агвана Доржиева за распространение учения Будды по всему миру, создание около 700 буддийских центров во многих странах, принесение вневременной пользы огромному количеству людей. Первый такой орден был вручен Далай-ламе XIV в 2014 году.

Из ответов Ламы Оле Нидала на вопросы:

— Что значит «доверять пространству»?
Быть здесь и сейчас. Не надеяться, не опасаться, не жить в прошлом или будущем, но полностью осознавать, каким является ум в данный момент. Мы ищем то, что между мыслями, за мыслями, то, что знает мысли. Именно это и становится просветлённым.

«Глубина славянского ума», М., 2014

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

— Как сохранять высокий уровень энергии?
— Просто решите, что вы этим наслаждаетесь. Это вопрос вашего решения. Скажите себе: «Это именно то, чего я хотел». Иначе у вас никогда не будет стабильности и внутреннего избытка, чтобы помогать другим. Энергия возникает из энергии, счастье возникает из счастья, это вопрос мотивации и решения быть счастливым.

Лама Оле Нидал

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Дуккар, Белый Зонт, очень тесно связана с Буддой, её называют его «дочерью сердца». Её мантра не была кем-либо произнесена. Она просто проявилась в тот самый момент, когда Дуккар возникла из ушниши, узла на макушке Будды. ( Далее. Collapse )

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Это наставления ламы Оле о Защитниках:

Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.

Защитники в нашей жизни удаляют все те ситуации, которые не нужны для нашего развития, поскольку являются лишь бессмысленными проблемами. Однако то, что нам нужно для того, чтобы стать человечнее и развиваться дальше, они постоянно «выкладывают на стол» ума таким образом, что мы можем научиться максимально многому. Чем сильнее внутреннее развитие, тем больше вплывает всего изнутри и тем важнее защищающие энергии.

Лама-датчанин Оле Нидал рассказал россиянам, как избавиться от гнева

Известный западный лама, 72-летний датчанин Оле Нидал (школа тибетского буддизма Карма Кагью), прибывший на этой неделе в Москву в рамках зимнего лекционного тура по миру, призвал российских буддистов избавляться от гнева как признака слабости и развивать осознанность, бесстрашие и сочувствие к другим.

Как избавиться от гнева

«Гнев — это всегда признак слабости… Замените гнев на сочувствие, на желание помочь другим людям», — посоветовал лама.

Его лекцию в Москве о буддизме в современном мире посетили около 3 тысяч человек, преимущественно молодежь и люди среднего возраста. Ряд вопросов аудитории лектору были посвящены именно чувству гнева и методам управления им.

Оле Нидал рассказал о нескольких приемах. «Надо просто сказать себе: «У меня есть эта вещь, которая называется «гнев». Она мне не особенно нравится. Могу я ее кому-нибудь продать? Нет? Если никто не хочет ее купить, тогда я ее просто выбрасываю!» Можно также представить себе резкий звук: «пэм!» А если вы встречаете трудного человека, скажите себе: «Я с ним общаюсь каких-то 10 минут, а он с собой находится 24 часа в сутки, и длинные выходные». И тогда, если вы не слишком черствы, у вас, скорее всего, появится сочувствие, а не гнев», — посоветовал лама.

По его словам, гнев означает потерю самообладания, поэтому, когда человек злится, он всегда «выглядит идиотом». «Я не в состоянии справляться со своей жизнью так, чтобы это было приятно, — следовательно, я глуп. Злящийся ходит как будто с грязью на лице… Если вы понимаете, что никто не хотел бы испытывать чувства, которые испытываете вы, значит, это плохие чувства, избавьтесь от них», — добавил Оле Нидал.

Если назревает «кухонная драма», лама рекомендует сказать партнеру: «Ты всегда играешь это в лучшем шекспировском стиле! Нельзя, чтобы это пропадало даром! Подожди минутку — я позову соседей!»

Как достичь бесстрашия и сочувствия

Особое внимание лама уделил понимаю «я», которое, согласно буддийскому учению, нельзя отождествлять ни с телом, ни с мыслями и чувствами, потому что и то и другое преходяще. «Но есть зеркало за всеми этими отражениями, картинками, есть неизменный океан за всеми переживаниями — есть осознание, ум… Мы являемся осознающим, а не тем, что осознается. Понимание этого дает нам замечательное чувство бесстрашия. А бесстрашие дает свободу, потому что страх сковывает нас», — сказал Оле Нидал.

Затем, по его словам, появляются ощущения богатства и спонтанной радости, сочувствие к другим живым существам — и люди начинают больше делать для блага друг для друга, «развивать все полезное и уменьшать все болезненное».

Пространство, по убеждению Нидала, есть не что иное, как информация. В подтверждение этих слов он приводит результаты западных научных исследований, в частности, экспериментов с адронным коллайдером, расщеплением частиц, временем отклика частиц на воздействие. «Информация всегда и везде, она вне времени. Пространство содержит в себе весь потенциал… Эти эксперименты подтверждают слова Будды о том, что форма есть пустота, а пустота есть форма», — отметил лама.

По его словам, «все существа — потенциальные будды, и все необходимое уже содержится внутри нас». «Не верьте ни единому слову только потому, что его сказал Будда, — проверяйте все сами, будьте себе сами путеводным светом. Это значит, доверяйте своему критическому уму… Помните о причинно-следственных связях», — напомнил Нидал.

Медитация, ожидания и другие вопросы

Говоря о важности медитации, он пояснил, что «ум может познать себя, только находясь в покое». Он также призвал вкладывать деньги именно в «работу со своим умом». «Лучше сдерживать потребление на низком уровне — это дает нам больше свободы. Мы все время бегаем за новинками, которые, может быть, и не нужны нам вовсе… Все, что мы можем взять с собой — это свой ум», — сказал лама.

На вопрос, «как работать с ожиданиями», он ответил: «Желать всего самого хорошего для блага всех живых существ! Делайте свои пожелания большими (на благо других) — тогда ожидания скорее сбудутся».

Буддийский наставник советует воздерживаться от «негативной критики», от которой людям становится грустно и которая не помогает. «Хвалите людей: если вы хвалите людей за то, что они не делают, а следовало бы, то они постепенно начинают с этим отождествляться», — пояснил лама.

Он также пожелал россиянам иметь больше детей, отметив, что на российской территории прекрасно разместились бы 500 миллионов человек.

Кроме того, Оле Нидал обратился к российским буддистам с просьбой помочь созданию первого в Москве крупного буддийского центра школы Карма Кагью для медитаций и обучения.

Тур по Транссибу

Лама Оле Нидал дважды в год объезжает вокруг света с лекциями о современном буддизме. Последний раз он был в Москве полгода назад — летом 2013 года. На этот раз лама с группой из 250 буддистов из почти 30 стран побывает в шести городах РФ, проехав почти 10,5 тысячи километров по Транссибирской магистрали.

В программе тура — посещение Международного фестиваля Буддизм.ру, участие в празднике Сагаалган (встрече буддийского нового года) в Улан-Удэ. Оле Нидал посетит также Иволгинский дацан неподалеку от столицы Бурятии, где находится нетленное тело хамбо ламы Итигэлова, умершего в первой половине 20 века, побывает в других местах паломничества буддистов и центрах медитации в России.

Среди крупнейших городов маршрута, помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ — Самара (22-23 января), Омск (25-26 января), Томск (27-28 января), Владивосток (5-9 февраля).

Карма Кагью в России

Согласно последней переписи населения, около 900 тысяч россиян называют себя буддистами. По другим источникам, в России сегодня насчитывается до полутора миллионов буддистов. В Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью зарегистрировано около 80 общин (крупнейшие — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске), последователей — до нескольких десятков тысяч.

В традиционных буддийских регионах России (Калмыкии, Бурятии, Туве) среди этнических буддистов больше распространено учение школы Гелугпа. Однако Карма Кагью, существующая на территории современной России с XIII века, сегодня во всех странах мира активно проявляет себя в обществе и СМИ — и, несмотря на сравнительно небольшое число последователей, выделяется среди миллиона российских этнических буддистов.

Главой линии преемственности духовных наставников Кармы Кагью в наши дни является Кармапа XVII. Лама Оле Нидал и Российская ассоциация Карма Кагью признают им родившегося в Тибете в 1983 году Тхае Дордже.

Предыдущий глава школы — Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже, скончавшийся в 1981 году, — распространил учение Карма Кагью по всему миру именно при помощи своих западных учеников — датчан Оле Нидала и его супруги Ханны Нидал. Благодаря их усилиям за 40 лет в самых разных точках планеты, по словам путешествующего ламы Оле, было создано около 650 буддийских центров.

Биография

Также известный как Лама Оле (тибетское имя — Карма Лоди Чжамцо), передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде — «ученые люди усложняют простые вещи, а йогины упрощают сложные вещи». Он основал более 550 Буддийских Центров Алмазного Пути (англ.)русск. во всём мире. Карма Кагью является подшколой Кагью — одной из четырёх крупнейших школ Ваджраяны тибетского буддизма, центры Алмазного Пути так же признаются принадлежащими к школе Кагью определённой частью Лам Карма Кагью. С начала 1970-х годов Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая «буддийские центры Алмазного Пути». У него более 10 000 учеников в том числе более 2 000 в России.

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров — в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки.

Оле Нидал фотография

Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи — в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче — Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле Нидал фотография

Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.

Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Оле Нидал фотография

Согласно оценкам Кюзига Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тринле Тхае Дордже, Оле Нидал признаётся учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны) в рамках одной из частей школы Карма Кагью.

Центры Алмазного Пути

Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

Лучшие дня

«Моему сердцу ближе шорт-трек»
Посетило:5654
Принцесса Лея Органа из «Звездных войн»
Посетило:5648
Кто изобрел динамит?
Посетило:4913

Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тринле Тхае Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом.

Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь — это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений — даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

В России насчитывается 73 центра и медитационных группы, открытых с благословения Ламы Оле Нидала.

Преподавательская деятельность

Оле Нидал непрерывно путешествует по различным странам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) — способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

Начиная с 1978 года, Оле Нидал написал несколько книг о буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других школ Ваджраяны. Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Монастырское буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, не подходит образу жизни в западном обществе.

Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхае Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

Карма Кагью в России сегодня

Большинство общин Карма Кагью, имеющихся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус — учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г.

Нынешние европейские и российский центры Карма Кагью, как и другие буддийские центры Сакья, Ньингма, тоже существующие в России (за исключением традиционной для России школы Гелуг), сильно отличаются по стилю от той школы, что возникла в XI-XII вв. в Тибете. Но это естественно, ибо любая религиозная организация, где бы и когда бы она не возникла, попав в иное культурное пространство, приспособится к нему, а иначе будет обречена на исчезновение. Европейские и российские центры Карма Кагью ориентированы на небольшие группы светских последователей данного направления буддизма, на занятие практикой буддийской медитации, освоение по мере надобности буддийской теории, не связанное ни с уходом в монашество (отшельничество), ни с отказом от своих гражданских обязанностей. Это естественная и спокойная форма поиска религиозной истины в рамках буддизма.

Смущение по поводу практики буддизма мирянином и принижение этого вида против монашества (отшельничества), имеют стереотипную основу, что якобы буддист только тот, кто монах. В истории буддизма есть и место мирскому буддизму, например, благодаря ему буддизм смог не исчезнуть в виду исламизации Индии. Мирской буддизм со стороны практики не имеет противоречий с учением, которое утверждает, что есть множество видов ума и соответственно множество подходов к работе с этим умом, одним из которых и является мирской буддизм. Некоторые думают, чтобы стать буддистом, нужно стать монахом или идти в отшельничество, что является большим заблуждением, поскольку работать с умом можно и без платья монаха, сидя дома, а не в пещере, медитируя. Это и есть один из показателей логического подхода ко всему в буддизме, ведь быть врачом можно и без халата, для этого нужны знания и опыт, то же самое и в Карма Кагью — нужны знания и опыт. На этом и заканчивается кажущаяся свобода мирского буддизма, потому что мирянин так же как и монах должен выполнять практику данную ему учителем, иначе он не достигнет цели — узнавание природы ума. В Карма Кагью выделяется особое место для учителя — он главная фигура, благодаря его опыту практик может идти быстро по пути развития, используя качество ума — отождествление. Также нужно помнить, что весь буддийский пантеон не имеет ничего общего с пантеоном святых в других религиях, поскольку в буддизме главная движущая сила развития — это ум индивидуума который встал на путь буддизма, который практикует (развивается) или не практикует (не развивается). Данное заключение напрямую связано с законом причины и следствия (одно из ключевых понятий в Буддизме). Если говорить о «Святых», то нужно понять, что они указывают просветленные качества вашего ума и помогают своим благословением не ввиду их божеской милости а по причине их просветленного настроя, что по определению вызывает желание помогать всем существам как равным себе.

Разногласия

Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью — Кюнзига Шамара Ринпоче — Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма. Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.

Критика

Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине (англ.), указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками — независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

Мартин Бауманн, профессор Бернского университета (Швейцария), заметил в интервью в 2005 году, что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстрорастворимого буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.

В буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, назначенные по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связанные с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее: «Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка».

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские.

В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни»[.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

В этих краях на выбор имени пол ребенка никак не влияет.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое, просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 57

Лама Оле Нидал – Открытие алмазного пути.

Лама Оле Нидал. ОТКРЫТИЕ АЛМАЗНОГО ПУТИ: тибетский буддизм встречается с Западом — 4-е изд., СПб.: Издательство ‘Алмазный путь’, 2001 г. — 296 с.

Во время своего свадебного путешествия в 1969 году молодые датчане Ханна и Оле Нидал встречаются с 16-м Кармапой, духовным главой линии преемственности Карма Кагью тибетского буддизма. Этой встрече суждено изменить их жизнь.

В этой автобиографической книге Лама Оле Нидал описывает настроение прорыва, которое господствовало в шестидесятые годы в Копенгагене. Поиск духовного опыта привёл Ханну и Оле от изучения философии к расширяющим сознание наркотикам, и затем — к тибетским ламам, обладающим истинным постижением. Читатель приглашается к участию в путешествиях и приключениях, близком общении с буддийскими мастерами и растущем понимании Алмазного пути буддизма.

В книге не только увлекательно рассказывается о годах, проведённых автором в Гималаях и о приходе Алмазного пути буддизма на Запад, но также содержатся основные буддийские знания.

Содержание

Предисловие автора 7

Наше свадебное путешествие10

Свобода в тюрьме54

Поездка в Непал 64

В стране шерпов112

Прощание с наркотиками142

Мы принимаем Прибежище в Будде150

Дорога в Бутан172

Обучение у Калу Ринпоче 192

Кармапа даёт добро210

Домой, в Сонаду224

Продолжение стабильной практики234

Мы — бодхисаттвы 246

Работа начинается 286

Региональные буддийские центры290

Книги Ламы Оле Нидала на русском языке 292

Это новое, третье издание данной книги требует небольшого предисловия. Я перевёл её на английский язык в 1985 году, и сейчас, перед тем как она должна была переводиться на голландский и шесть восточно-европейских языков, впервые сам её перечитал. Моё знание английского с тех пор, несомненно, улучшилось, и я постарался отразить это в новой редакции текста. Кроме того, я устранил неточные места, внёс больше ясности и привёл содержание в соответствие с новыми реалиями, чтобы избежать двусмысленности.

За прошедшее время вышло также продолжение этой книги, ‘Верхом на тигре’, где описываются первые двадцать лет прихода Алмазного Пути в разные страны мира, и книга Томека Ленерта ‘Жулики в рясах’ — о недавних попытках воздействия на тибетский буддизм со стороны китайцев. Обе книги на английском языке выпустило издательство ‘Блу Долфин’ (на русском — издательство ‘Алмазный Путь’ — прим. ред.).

Я выражаю признательность Кэрол Аронофф за первую редакцию и благодарю Сару Кальф, Шарлотту Вебер, Стюарта Джарвиса и Ханну за помощь в этот раз.

Ваши Томек, Кати, Ханна и Лама Оле.

Перт, западная Австралия.

День Дакинь, месяц Защитника — февраль 1998 года.

Центр Дхармачакра, Румтек, Сикким, Индия Тел. 363

RUMTEK. SIKKrM, INDIA.

Его Святейшество Шамарпа

To Whom It Kay Concern.

This ie to certify that Mr. Ole Nydahl, Denmark, ie appointed Buddhist Master, and that he transmits the blessing and activity of the Karma Kagyud Lineage.

Hie qualifications are thesei He haa been a close, personal disciple of H.H. the Gyalwa Karmapa since December 1969, when he met Him at the Swayambhu Stupa in Nepal, and he has taken i-nitiations and Mahamudra teachings from His Holiness and the highest Kagyud Lamas which he has practiced accordingly.

For the last 10 years he has been starting centres, teaching and protecting the practitioners all over the world on the request of His Holiness, and he is fully qualified in guiding meditations and leading people in the Dharma.

His wide-ranging activity has been of great benefit for countless students eo far, and it is my request that Mr. Ole Nydahl may be recognized in accordance with the above declaration and receive all help in his important

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 57

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019-му история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отчет ведется, как уже сказано выше, с Третьего, а его предшественники стали называться таковыми уже после прекращения их земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но наиболее выдающимися из них считаются лишь некоторые.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, по праву открывает этот список, но следует упомянуть и Четвертого, который являлся единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим миролюбием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в единое мощное государство, начать строительство Потала с участием истинных мастеров художественных дел, привести в относительный порядок религиозную литературу.

Ценность этой личности была столь велика, что факт смерти скрывался в течение 15 лет. На официальных встречах и приемах говорилось, что отсутствие связано с глубокой медитацией. Иногда его заменял в обязательном полумраке схожий с ним внешне «житель монастыря».

Далай-лама V и ойратский хан

После него «пост принял» молодой и наделенный поэтическим даром Цангьянг Гьяцо, который оказался далек от аскетизма и не воздерживался от насущных радостей. Ими были длинные роскошные волосы и модная шелковая одежда, стрельба из лука и, конечно, увеселительный образ жизни в компании вина и женщин.

В искусстве обращения с последними не скрывался особенный интимный факт – он в совершенстве овладел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. Гордились им, в ответ, и все тибетцы. Впрочем, ему не удалось прожить долгую жизнь – ламу, едва достигнувшего 23-летнего рубежа, отравили враги у горного озера.

Индукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 года

Следующий его святейшество прославился тем, что в начале своего «правления» занимался только «возвышенными» делами, отринув политику (в конце жизни, впрочем, вернув себе власть), и был тем, кто первым допустил на собственную территорию представителей католичества. Копилку достижений дополняют также и 8 томов духовных сочинений.

С Далай-ламой Восьмым связана легенда, что в год его появления ячменные стебли, все как один, покрывались не единственным колосом, а сразу пятью, а на чрево матери указала небесная радуга. Девятый умер еще в детстве, в 9 лет, но те, кто успел познакомиться с ним, описывали необычайно привлекательную внешность ребенка и ее сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIII

После него очередного наставника искали чуть менее 10 лет. Им стал ребенок из бедного семейства, который по мере взросления и вовсе не интересовался политическими делами. Два других гуру перешли в мир иной также относительно рано – оба так и не достигли 20-летия.

Число 13 оказалось счастливым и для Далай-ламы, носившего его, и для его народа. Очередная реинкарнация бодхисатвы активно участвовала как во внутренней, так и во внешней политике, придав родному государству современный вид. Например, начал взимать налоги и устраивать бой коррупции, плюс – уделять пристальное внимание уровню военной подготовки солдат.

Оле Нидал

Биография

Также известный как Лама Оле (тибетское имя — Карма Лоди Чжамцо), передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде — «ученые люди усложняют простые вещи, а йогины упрощают сложные вещи». Он основал более 550 Буддийских Центров Алмазного Пути (англ.)русск. во всём мире. Карма Кагью является подшколой Кагью — одной из четырёх крупнейших школ Ваджраяны тибетского буддизма, центры Алмазного Пути так же признаются принадлежащими к школе Кагью определённой частью Лам Карма Кагью. С начала 1970-х годов Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая «буддийские центры Алмазного Пути». У него более 10 000 учеников в том числе более 2 000 в России.

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров — в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки.

Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи — в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче — Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.

Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Согласно оценкам Кюзига Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тринле Тхае Дордже, Оле Нидал признаётся учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны) в рамках одной из частей школы Карма Кагью.

Центры Алмазного Пути

Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тринле Тхае Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом.

Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь — это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений — даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

В России насчитывается 73 центра и медитационных группы, открытых с благословения Ламы Оле Нидала.

Преподавательская деятельность

Оле Нидал непрерывно путешествует по различным с

транам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) — способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

Начиная с 1978 года, Оле Нидал написал несколько книг о буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других школ Ваджраяны. Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Монастырское буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, не подходит образу жизни в западном обществе.

Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхае Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

Карма Кагью в России сегодня

Большинство общин Карма Кагью, имеющихся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус — учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г.

Нынешние европейские и российский центры Карма Кагью, как и другие буддийские центры Сакья, Ньингма, тоже существующие в России (за исключением традиционной для России школы Гелуг), сильно отличаются по стилю от той школы, что возникла в XI-XII вв. в Тибете. Но это естественно, ибо любая религиозная организация, где бы и когда бы она не возникла, попав в иное культурное пространство, приспособится к нему, а иначе будет обречена на исчезновение. Европейские и российские центры Карма Кагью ориентированы на небольшие группы светских последователей данного направления буддизма, на занятие практикой буддийской медитации, освоение по мере надобности буддийской теории, не связанное ни с уходом в монашество (отшельничество), ни с отказом от своих гражданских обязанностей. Это естественная и спокойная форма поиска религиозной истины в рамках буддизма.

Смущение по поводу практики буддизма мирянином и принижение этого вида против монашества (отшельничества), имеют стереотипную основу, что якобы буддист только тот, кто монах. В истории буддизма есть и место мирскому буддизму, например, благодаря ему буддизм смог не исчезнуть в виду исламизации Индии. Мирской буддизм со стороны практики не имеет противоречий с учением, которое утверждает, что есть множество видов ума и соответственно множество подходов к работе с этим умом, одним из которых и является мирской буддизм. Некоторые думают, чтобы стать буддистом, нужно стать монахом или идти в отшельничество, что является большим заблуждением, поскольку работать с умом можно и без платья монаха, сидя дома, а не в пещере, медитируя. Это и есть один из показателей логического подхода ко всему в буддизме, ведь быть врачом можно и без халата, для этого нужны знания и опыт, то же самое и в Карма Кагью — нужны знания и опыт. На этом и заканчивается кажущаяся свобода мирского буддизма, потому что мирянин так же как и монах должен выполнять практику данную ему учителем, иначе он не достигнет цели — узнавание природы ума. В Карма Кагью выделяется особое место для учителя — он главная фигура, благодаря его опыт

у практик может идти быстро по пути развития, используя качество ума — отождествление. Также нужно помнить, что весь буддийский пантеон не имеет ничего общего с пантеоном святых в других религиях, поскольку в буддизме главная движущая сила развития — это ум индивидуума который встал на путь буддизма, который практикует (развивается) или не практикует (не развивается). Данное заключение напрямую связано с законом причины и следствия (одно из ключевых понятий в Буддизме). Если говорить о «Святых», то нужно понять, что они указывают просветленные качества вашего ума и помогают своим благословением не ввиду их божеской милости а по причине их просветленного настроя, что по определению вызывает желание помогать всем существам как равным себе.

Разногласия

Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью — Кюнзига Шамара Ринпоче — Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма. Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.

Критика

Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине (англ.), указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками — независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

Мартин Бауманн, профессор Бернского университета (Швейцария), заметил в интервью в 2005 году, что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстрорастворимого буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.

В буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, назначенные по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связанные с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее: «Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка».

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские.

В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни»[.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector