0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лирика свт. Луки Крымского

Святитель Лука Крымский в поэзии

Святитель Лука Крымский в поэзии

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

11 июня совершается молитвенная память нашего святого современника – Божьего архиерея и великого врача – святителя Луки Крымского!

Удивительную и весьма подвижническую жизнь прожил сей Великий человек! По профессии врач, а по призванию от Господа – священник (а затем и архиерей), Лука Войно-Ясенецкий показал высокий пример самоотверженной любви к ближним и стяжания Духа Святого.

Православная поэтесса Вера Бойченко написала поэму, посвященную цельбоносному святителю, которую мы ниже прилагаем для поэтического и духовного прочтения.

Святителю Луке Крымскому
Вера Бойченко

Целитель и душ и телес,
Святителю Божий Лука,
От юности принял с небес
Ты дар своего врачевства.

Всю жизнь – до конца – посвятил
Убогим, страдальцам,больным:
От тяжких болезней лечил,
Для многих спасением был.

Ты Божьим служителем стал
В годину лихую, когда
За веру народ погибал,
Гнобился за имя Христа.

А сколько пришлось претерпеть –
Аресты и ссылки, тюрьму,
И зверские пытки, и смерть
Любимой жены… Никому

Такого нельзя пожелать!
Но выдержал все, пережил.
Заставил себя уважать,
Врагам никогда не служил.

Во время великой войны,
Как истинный врач, патриот,
Писал руководству страны,
Что хочешь спасать свой народ,

Чтоб ссылку прервали твою
И дали работать врачом:
«Помочь я солдатам могу,
А в ссылку отправлюсь потом».

Ах, скольким ты жизнь подарил!
Работал без отдыха, сна,
Когда уже не было сил –
Молитва спасала одна.

И ныне живут среди нас
Седые, как лунь, старики,
Которых от смерти ты спас
И в семьи свои возвратил.

Хирург и епископ – в одном
Тебе неразрывно слились.
Ты, преданный Богу во всем,
Врачом оставался всю жизнь.

Целитель от Бога – умел
И души спасать и тела,
А силу такую имел –
За веру стоял, как скала!

Ничто не сломило тебя:
Сначала гоненья, затем –
Награды, почет… Но всегда,
Везде проповедовал тем,

Что ты никогда не снимал
С себя облаченье и крест,
Безбожную власть обличал,
Ей свой выражая протест.

И даже когда ты ослеп,
То близким своим говорил,
Что духом сильнее окреп,
Страданья свои возлюбив:

«Как вера моя глубока!
В служении Богу – вся жизнь,
Он – радость, святыня моя,
Хоть труден мой путь и тернист.

И все ж я ученый, и врач,
И тем призван людям служить.
Пусть слеп буду я или зряч,
Иначе не мыслю я жить».

Святителю, отче Лука,
Собою пример ты явил
Несенья Христова креста –
И многих к тому вдохновил.

И ныне приходит к тебе
Болящий,скорбящий народ,
Во всякой житейской беде
Защиты и помощи ждет.

О, врач богомудрый Лука!
Повсюду разносится весть,
Как помощь твоя велика,
За что тебе слава и честь!

И Бог тебе славу воздал
За крепкую веру твою –
Для всех ты святителем стал,
Душой пребывая в раю.

Молись же, святитель, о нас –
Живущих, несущих свой крест.
Твоими молитвами Спас
Да милует нас и с небес

Пошлет нам Свою благодать
И сил на несенье креста.
О том не устань вопрошать,
Святитель, Иисуса Христа.

Как дивен и чуден Господь
В святых Своих! Отче Лука,
Явивший нам образ Его,
Да множится слава твоя!

Наставления и цитаты Святителя Луки Войно-Ясенецкого​

Запомните, что надо уходить оттуда, где люди занимаются зубоскальством, пересмеиванием, где издеваются над ближними своими. Уходите, уходите, когда попадете в такую нечистую среду. Заткните уши ваши и уходите от этих несчастных зубоскалов и смехотворцев.
Корни неблагодарности — в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет за то, что не получил больше. Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу и честь, великую благодать.
Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть — знайте, что действуют в сердце вашем бесы.

Знайте, что каждый раз, когда лжёте, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним — знайте, что бесы действуют в сердце… Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен.

Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа.
1. Познать Бога — это значит познать всесовершенную, абсолютную любовь.

2. Молитва есть важнейшее из всех дел христианина. Все прочие дела его малы и ничтожны, совершенно ничтожны по сравнению с делом и трудом молитвы.

Читать еще:  Барнаульские верующие отказываются на 40 дней от скоромной пищи

3. Стоит Христос у двери сердца каждого из вас и потихоньку, потихоньку стучит, и ждет — не отворится ли дверь, не впустят ли к себе. И стоит только отворить дверь, чтобы вошел Он и вечерю с вами сотворил.

4. Совесть дана от Бога всем, но от человека зависит, слушать голос совести и следовать ему или заглушать этот голос.

5. Бог близок к нам, когда имеем постоянное общение с Ним в молитве и делах любви.

6. За жизнь, полную добрых дел и милосердия, воздаст Всеправедный Бог славой, честью и миром даже в этой жизни, и прежде всего иудею, то есть знающему Божий закон, за его верность этому закону и исполнение его.

7. Есть высшая форма молитвы — молитва без слов, вопль души к Богу, разверзающий небеса и приводящий нас в самое живое общение с Богом.

8. Положите себе за правило никогда не вспоминать добрых своих дел, совсем забывайте о них. Помните всегда только о грехах, о дурных делах ваших. И тогда станете смиренными, будете считать себя грешнее всех людей, а смирение есть первая и основная добродетель христианина.

9. Милостыня имеет огромную, бесконечную силу.

10. Цель жизни — совершенство в любви, в праведности, а для этого надо неустанно работать над очищением сердца своего.

11. Молитва, которая не творит видимых, изумляющих ум наш чудес, творит чудеса в тайне человеческих сердец.

12. Милосердие наше производит великую благодарность Богу в людях, далеких от Него.

13. Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца.

14. Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными.

15. Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий (Лука Крымский) — (1877 -1961)

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Проповеди и слова

Архиепископ Симферопольский и Крымский, доктор богословия, духовный писатель. Доктор медицинских наук, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.

Биография

В миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), родился в Керчи. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

Читать еще:  Предстоятель возглавил канонизацию святых в Александрии

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после — в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз — в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды — Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Читать еще:  Поляки поздравляют Папу по SMS

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святителю Луке Крымскому посвящается. Евгений Громыко

вкл. 17 марта 2020 . Опубликовано в Культура

Дорогие братья и сестры!
18 марта будет отмечаться День обретения мощей Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Один из этапов его биографии напрямую связан с 75-летием Великой Победы, когда в Красноярском эвакуационном госпитале он исцелял раненых бойцов и командиров Красной Армии. В связи с этим автор посвятил свои стихи тем драматическим событиям. В основе произведения — многочисленные воспоминания очевидцев.

Памяти Святителя Луки ( В.Ф. Войно-Ясенецкого)

Метель в окне надрывно воет,
Скребёт замерзшее стекло,
Солдата рану беспокоит,
Что выжил – всем смертям назло!

На санитарном эшелоне
Он в Красноярск доставлен был,
Где, на заснеженном перроне,
Его судьбу определил

Профессор Ясенецкий-Войно.
Он в суетливой толкотне
Окинув взором, беспокойно
Сказал: «его – сейчас ко мне!»

В просторной операционной
Царит порядок деловой.
Вот входит старец в ризе чёрной
С седою снежной бородой.

Поверх надет халат больничный.
Очки в оправе роговой.
И голос — басовитый, зычный,
Звучащий, как призыв на бой,

Даёт привычные приказы:
«Наркоз! Укол! Тампон! Зажим!»
Давно заученные фразы…
Строжайше выверен режим…

Вот он себя с благоговеньем
Знаменьем крестным осенил…
И вмиг отточенным движеньем
Надрез изящный совершил!

И там, где скальпель плоть раздвинул,
Свинцовым жалом под ребром
Чернела пуля, что он вынул,
И, чуть склонившись над столом,

Сказал: «ну всё… теперь – жить будешь!
Даст Бог – поправишься к весне.
А может статься – и заслужишь
Ещё ты орден на войне!»

Затем уверенной рукою
Наложил шов, и, не спеша,
Спросил студентов, что толпою
Теснились рядом, чуть дыша:

«Надеюсь, было всё понятно?
Иль, может, что-то пояснить?»
Как вдруг… кольнуло неприятно:
«Дозвольте, батюшка, спросить!»

Не дожидаясь разрешенья,
Других локтями растолкав,
Уже дрожа от предвкушенья,
И, на солдата указав,

Ехидным взглядом комсомолка
Луку окинула всего:
«Вот – селезёнка, вот – печёнка…
А где же здесь душа его?»

В разбушевавшейся метели
На Красноярск упала мгла…
«Выходит, ты в солдатском теле
Увидеть душу не смогла…

А ведь узреть её – несложно.
Глаза раскрой – и погляди!
Подсказку даст тебе, возможно,
Вот эта рана на груди!

Весь мир вокруг огнём был полон,
Но, не склонив свою главу,
На вражьи пули грудью шёл он,
Пока мы были здесь – в тылу…

Его не тронула измена,
Он спас меня и спас тебя
От оккупации и плена,
Не пощадив в бою себя!

Бездушным тварям – не под силу
Собою жертвовать, любя,
Шагнуть бестрепетно в могилу
За тех, кто и не знал тебя…»

Души коснулся Исцелитель,
И поняла девчонка вдруг:
Пред ней стоит сейчас Святитель!
Архиепископ и – Хирург…

Давясь внезапною слезою,
«Простите…», — лишь произнесла,
И, с преклонённой головою,
Назад стыдливо отошла…

Красноармейца положили
В носилки – но забит проход!
«Да расступитесь, что застыли!
Другой на очереди ждёт…»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector