0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мачке у уметности Далеког истока

Мачок — лекарственный родственник мака

В роде мачок семейства маковые насчитывается около 20 видов, растущих от берегов Англии и Средиземноморья до гор Тянь-Шаня и Северного Китая.

Все они имеют сильно рассечённые голубоватые листья, собранные в розетку. Некоторые виды бесстебельные, и очень похожи на мак, особенно во время цветения. От маков мачки хорошо отличаются очень длинными узкими плодами – стручковидными коробочками с перегородкой, распадающимися вдоль на 2 створки.

Наиболее часто в России встречаются и выращиваются 2 вида – мачок желтый и мачок рогатый. Оба произрастают в Причерноморье, но отличаются по местообитанию и внешнему виду.

Мачок желтый (Glaucium flavum)

Двулетнее, реже одно- или малолетнее растение с сизой листвой, шершавое от густого опушения. В первый год образует очень красивую розетку крупных, до 30 см длиной листьев. Эти листья глубоко перисто раздельные, с крупными острозубчатыми долями и часто волнистым краем, покрытые густым, мохнатым, курчавым сизым опушением. Розетка чрезвычайно декоративна. Доли листа расположены ярусами, и способны менять угол наклона в зависимости от освещённости по принципу жалюзи. Это даёт возможность растению приспосабливаться к существованию на самом жгучем солнце.

На второй год растение выбрасывает высокие сильно ветвящиеся цветоносы до 90 см высотой. Стеблевые листья сидячие, стеблеобъемлющие, голые, с почти цельными по краю лопастями более зелёной окраски, чем розеточные.

Бутоны продолговатые, голые или щетинистые, длиной до 3 см. Цветки крупные, многочисленные, с 4 ярко желтыми блестящими лепестками. Чашелистиков 2, опадающих при распускании цветка. Лепестки до 3 см длиной, широкие, округлые. Распустившийся утром цветок, как правило, держится только до конца дня. Цветёт в мае-июле, плодоносит с июня по август. После плодоношения обычно погибает. Опыление происходит ещё в бутоне, что также даёт возможность мачку обеспечивать потомство в чрезвычайно неблагоприятных условиях произрастания. Плоды — стручковидные коробочки с перегородкой, на которой располагаются чёрные блестящие семена. Длина плода — до 25 см, часто они слегка изогнуты. Высохшие плодоносящие кусты обламываются и катятся как перекати-поле, рассыпая по дороге семена.

Мачок желтый — типичное литоральное растение, живущее на прибрежных песках, галечниках, реже на приморских глинистых и каменистых обрывах. Встречается в Причерноморье, Средиземноморье и по берегам Атлантики вплоть до Норвегии. Хорошо растёт на слабо щелочных и слабозасолённых почвах, устойчив к морским брызгам, засыпанию песком и ракушечником. Из-за столь специализированного местообитания у нас растение оказалось под угрозой, поскольку на песчаных пляжах сильно вытаптывается многочисленными на крымских и кавказских курортах отдыхающими. В результате мачок желтый оказался занесён в Красные книги Украины и России.

Лекарственные свойства

Мачок желтый ядовит. При употреблении внутрь вызывает тошноту, рвоту, запор, задержку мочеиспускания, а в больших дозах угнетает дыхательный центр. Содержит алкалоиды изохинолинового ряда, влияющие на дыхательный центр. Во время массового цветения содержание алкалоидов может достигать 4%.

Выпускаются препараты «Бронхолитин», «Глауцина гидрохлорид» и «Глаувент», отключающие кашлевой центр и применяемые при сухом кашле. По противокашлевой активности превосходит кодеин, но не вызывает привыкания и зависимости.

Кроме того, извлечения из мачка желтого снижают кровяное давление. Для промышленных целей мачок желтый приходится выращивать, поскольку его сырьевая база очень незначительна. Препараты мачка вырабатываются в основном в Болгарии, хотя он успешно введён в культуру в Краснодарском крае, на юге Украины и в Казахстане.

Выращивание и размножение

Мачок легко выращивается из семян и способен давать самосев даже в условиях Средней полосы. Предпочитает подзимний посев, хотя при весеннем всходит приблизительно через 2 недели. Требует как можно более солнечного местоположения, нейтральной или слегка щелочной почвы. Хорошо отзывается на подкормку.

Изредка встречается форма с оранжевыми или почти красными цветками, отличающаяся от мачка рогатого отсутствием пятен на лепестках и крупным размером.

Мачок рогатый (Glaucium corniculatum)

Другой вид, часто встречающийся по берегам Средиземноморья и Чёрного моря, занесён в Англию и другие европейские страны, иногда разводится как декоративное.

Он гораздо меньше, до 30 см высотой. От предыдущего вида отличается меньшими размерами, опушенными бутонами и плодами, и, прежде всего, окраской цветков. У мачка рогатого они ярко- или винно-красные, в большинстве случаев с чёрно-фиолетовыми пятнами у основания лепестков. Опыляется пчёлами. Так же распространяется по принципу перекати-поля. Плоды прямые и длинные, до 25 см длиной, молодые покрыты густым белым опушением. Цветёт в условиях Причерноморья с апреля до конца июля, по некоторым данным, даже до сентября. В средней полосе, соответственно, позже.

Этот мачок чаще однолетник, гораздо реже — двулетник. Мачок рогатый встречается значительно чаще, чем желтый, так как его местообитания не связаны с приморскими песками, хотя он и может там расти. Это типичное растение нарушенных почв — полей, сорных каменистых мест, дорог, обрывов и осыпей, меловых склонов. В Турции поднимается в горы до высоты 2000 м. Посев этого вида проводят как можно раньше, пока в почве достаточно влаги. Можно выращивать и рассадой, но в этом случае пикировку проводят в отдельные горшочки уже при появлении первого настоящего листа. В более поздние сроки мачок, как и все маковые, пересаживается очень плохо. Если посеять этот мачок поздно, он может повести себя как озимый двулетник и зацвести только на следующий год.

Фото: Наталья Замятина, Рита Бриллиантова

Что такое Исток

Я принял решение выложить черновой вариант одной из глав книги, которую сейчас пишу. В этой главе я описываю суть явления, которое я в своих статьях называю Истоком. Решение о публикации этой главы вызвано тем, что я должен дать пояснение людям, которые приходят на сайт, посвященный обучению – www.istok.guru, понимание того, на работу с какой силой направлены мои Школы. По мере написания книги, я буду продолжать выкладывать отрывки из нее, чтобы сделать информацию на сайте завершенной и гармоничной для восприятия.

Данная глава стала для меня самой переписываемой главой из всех, что я уже успел написать. Более того, ни одна из статей, которые написаны мной для блога, не подвергалась такому количеству редакций. Я то садился за неё, то оставлял, возвращаясь к написанию других глав. Странно для меня было то, что я отчетливо понимал то, что хотел описать. Но каждый раз, когда пальцы касались клавиатуры, я впадал в мысленный ступор – не знал, как подступиться к объекту описания, с чего начать рассказ. В конечном итоге, я был вынужден полностью отключить внутренний диалог, войти в состояния тотального восприятия Истока, позволив потоку самому формировать текст. После этого написание пошло довольно просто. Потом мне осталось только выстроить логическую цепочку того, что было написано, внеся небольшие смысловые коррективы, и добавив несколько примеров.

Глава получилась очень короткая. Я старался использовать максимально ёмкие словесные обороты, вследствие чего текст получилось внешне очень простым. Эта простота, по мере чтения, начинает формировать в сознании образы, и постепенно чтение превращается из слов в картинки. Чтобы добиться такого эффекта, перед чтением нужно полностью успокоить своё сознание. И чем лучше это получится у читателя, тем полней будет понимание написанного.

Выпускаю в жизнь новые образы…

Что такое Исток

Намерение объяснить суть Истока упирается в почти полную невозможность сделать это в словесной форме. И даже не потому, что наш язык уже давно утратил образность, когда буквально одна буква могла передать не только звук, но и энергетическую суть обозначаемого ей явления или объекта. Дело не в словах, а в глобальной масштабности явления, именуемого «Истоком». Начав говорить об Истоке, нить рассказа сразу притягивает к себе множество других тем, не затронув которые, будет сложно сказать, что рассказ был полным.

Понятие «Исток» сейчас представляется мне своеобразной смысловой сферой или шаром, в геометрическом смысле. Когда человек смотрит на шар с одной стороны, он не видит другую его сторону. Если покрутить шар в руке, можно увидеть другую его часть. Изучить шар целиком возможно только тогда, когда наблюдатель рассмотрит его со всех сторон. Объяснение Истока очень похоже на этот пример. Сейчас я начну рассказывать об одной его стороне, постепенно переходя к другой. Поэтому в процессе чтения держите в уме предложенный мной образ шара. Так сознанию будет проще воспринимать и структурировать получаемую информацию.

Начало объяснения может быть не сразу понятно, но когда я пройду весь круг повествования и вернусь к началу, в голове читателя сложится законченный образ того, что я сейчас начну рисовать словами. Эту главу для полного понимания придется перечитать несколько раз.

В процессе описания я буду часто использовать фразы типа «это похоже на..», «это можно сравнить с..». Нужно помнить, что сравнение – это не сам объект, который я стараюсь описать. Это именно сравнение с чем-то похожим, что не является сутью описываемого. Это единственный способ рассказать об Истоке посредством слов.

Читать еще:  Александро-Невская лавра надеется, что ей вернут ее святыни

Цель существования любого разумного существа в нашей Вселенной – подняться до уровня сознания Творца. И, в конечном итоге, самим стать Творцом.

Человек, как существо, осознающее себя, проходит определенные ступени развития своего сознания. Правильней сказать, что не человек проходит эти ступени, а его Душа. Слово «человек» многими понимается как то, что отражается в зеркале – физическое тело. Многие думают, что тело и есть человек, но это не так. Да, все слышали о Душе, знают, что она у них есть, но всё равно продолжают себя ассоциировать с физическим телом, которое для Души является самой обычной одеждой. Точно такой же, как висит у каждого в шкафу. Сейчас важно понять, что ниже речь пойдет не о телах Души, коих кроме физического еще немало, а о ней самой в чистом виде – энергетической сущности, себя осознающей.

Когда Душа в процессе своей эволюции поднимается до уровня сознания нашего Творца, она обретает целостность восприятия нашей Вселенной. Для Души становится понятен замысел Творца, она осознаёт его Суть. Это является конечной ступенью развития сознания Души в пределах этой Вселенной. Далее путь развития Души уже лежит за ее пределами.

Наша Вселенная находится в пространстве, называемом Унивёрсум. Если очень сильно утрировать это понятие, то Унивёрсум – это Вселенная Вселенных. Я не буду сейчас останавливаться на описании Унивёрсума. Сейчас мне достаточно ввести этот термин в свой рассказ.

Душа, достигшая полного осознания замысла нашего Творца, сама выходит на уровень, на котором она получает возможность создать собственную Вселенную.

Зачем Душе нужно создавать свою Вселенную? Вопрос, который требует полного осознания.

Давайте снова вернемся к моменту, когда Душа только была рождена нашим Творцом. Душа развивается через уроки. Урок для Души – это воплощение. Душа очень много раз рождалась в разных телах, познавая все грани нашей Вселенной. Можно сказать, что тела в этом случае являлись инструментом познания Душой Вселенной. И эти тела предоставлял ей Творец. Верней предоставлял не Он лично, а Принцип познания, который был Им внесен в нашу Вселенную. Это именно тот способ, посредством которого происходит эволюция любого сознания в нашем Мире. Воплощение можно сравнить с классом образовательной школы. В каждом классе имеется своя программа, которую ученик должен выучить. Заканчивай один класс, ученик переходит в другой. Очень точный пример, полностью отражающий суть описываемого явления.

Если снова воспользоваться образным примером, то нашу Вселенную можно представить в виде учебного заведения, закончив которое, нужно идти в другое, более высокой ступени. Точно также люди, закончив школу, идут в колледж или ВУЗ. После окончания учебного заведения, именуемого «наша Вселенная», Душа должна идти дальше в своем развитии. За пределами нашей Вселенной всё происходит уже совершенно по иным законам – по законам Унивёрсума. В Унивёрсуме развития сознания происходит через творение.

Хочу сказать, что когда Душа достигает такого уровня, её уже будет не правильно называть также – Душой. «Душа» – термин, обозначающий уровень вибрационноэнергетического состояния сознания. Снова можно сравнить со школьными терминами – первоклашка, второклашка и так далее. Поэтому теперь мы заменяем слова «Душа» словом «Творец».

И вот перед молодым Творцом стоит его первая задача: начать познавать себя через творение. Он ничем не ограничен – Он может создать все, что захочет. На уровне Унивёрсума процесс творения происходит точно также, как и в нашей Вселенной. А именно:

— Формируется Намерение её проявить,

— Запускается процесс творения.

И если ранее Творец, будучи еще Душой, познавал Вселенную посредством тел как инструментов познания, то сейчас Он сам становится таким инструментом. Он имеет возможность развивать и познавать себя через свое же творение. Сам становясь тем, что Он создаёт.

Еще находясь в Унивёрсуме в виде чистого сознания, Творец обдумывает то, что Ему хочется сотворить. Он продумывает каждую мелочь. В итоге Его мысли выливаются в полностью законченную мыслеформу. Я применил понятие «мыслеформа», т.к. оно многим знакомо из психологии. Однако правильней будет применить слово «программа» или «мыслепрограмма», т.к. созданный Творцом информационный блок и являет собой программу, которая впоследствии будет запущена.

После того, как программа творения создана, Творец запускает её проявление путём манифестации на то своего Намерения. Если снова прибегнуть к привычным нам образным примерам, то программу Творца можно сравнить с компьютерным файлом, который мы запускаем, нажав на клавиатуре кнопку Enter. Именно это действие и является Намерением. Оно запускает в действие Принцип Творения, который имеется в Унивёрсуме.

После манифестации Намерения, мыслепрограмма, созданная Творцом, начинает проявляться в Унивёрсуме за счет силы, которая и именуется Истоком. Исток можно сравнить с электричеством, которое приводит в действие разнообразную технику в нашем мире.

Мыслеформа, которая была создана Творцом, запущена Его Намерением за счет силы – Истока, и являет собой то, что мы называем Вселенная.

Сейчас я хочу немного отвлечься от описания, и обратить внимание читателя на то, что наша Вселенная создавалась по точно такому же принципу. Давайте на некоторое время задумаемся о том, какая наша Вселенная огромная, сколько в ней всего есть интересного, как все взаимосвязано друг с другом, как всё в ней продумано и гармонично. Хотя бы на мгновение попытайтесь представить себе, насколько мощной была мыслепрограмма Творца, какова была сила Его концентрации в те мгновения, когда Он формировал эту мыслеформу! Даже если вы сейчас оглянитесь вокруг себя и посмотрите на то, что вас сейчас окружает, вы обнаружите огромное количество вещей. Если у вас дома есть, скажем, кот, то попытайтесь осознать, что именно в момент, когда наш Творец строил мыслепрограмму нашей Вселенной, Он уже тогда вложил в свою программу то, что в будущей Вселенной будет создание, которое мы называем котом. Кот – сложнейшее программа ДНК и РНК. А ведь кроме самого кота, Творец продумал и то, в какой экосфере будет жить это животное, чем он будет питаться, как он будет взаимодействовать с Миром. Вследствие того, что кошки существа плотоядные, Творцом было продумано и появление существ, которыми питается кот. И для них, в свою очередь, была также создана своя экосистема. И цепочка эта воистину огромна. А ведь кроме кошек существует огромное множество всего, что мы видим и не видим – другие животные, другие планеты, на которых живут другие животные, другие звезды, которые освещают эти планеты, другие галактики, в которых все они находятся, и далее и далее. И всё это было продумано Творцом в момент, когда Он формировал мыслепрограмму.

Я каждый раз прихожу в состояние полного восхищения, когда думаю об этом!

Возвращаюсь к описанию.

Дальше я буду описывать процесс проявления мыслепрограммы Творца на примере нашей Вселенной, которая когда-то очень давно создавалась нашим Творцом по описанным мной прицнипам.

Выше я рассказал о том, как это выглядело внешне, с позиции Творца. Дальнейший рассказ я буду строить на том, как это все выглядело внутренне – с позиции проявленной мыслепрограммы.

Итак, Творец создал мыслепрограмму, выразил своё Намерение проявить Себя в ней, Намерение активировало силу, находящуюся в Унивёрсуме – Исток. Запуск!

В начале была проявлена, назову это так, суперточка – максимально сублимированное состояние созданной Творцом мыслеформы, которая после запуска обрела своё физическое проявление в новой Вселенной. Термин «суперточка» можно заменить каким угодно другим. Это слово, которое первое пришло мне в голову, и я использовал его сейчас только для того, чтобы как-то описать суть процесса. На самом деле сейчас не так важно, как это назвать. Важна суть происходящего. Этот процесс можно представить в виде воздушного шарика, который равномерно раздувается из его центра.

По мере расширения Вселенной начало зарождаться её пространство согласно программе, вложенной Творцом. В начале были проявлены Законы, по которым живет наша Вселенная. После этого начало проявляться пространство. Затем начало формироваться все остальное. Я сейчас не ставлю перед собой задачу подробно описать процесс расширения Вселенной. На данный момент важно понять то, как это всё зарождалось и развивалось.

Творец в момент манифестации своего Намерения и активизации после этого силы Истока, вошёл в созданную Им мыслепрограмму, став, по сути, ей. Таким образом, фразу «всё, что нас окружает, является Творцом» надо понимать в само что ни на есть в прямом смысле – всё, включая нас самих, является Им. Творец начал развиваться через познание Себя в бесконечных вариантах событий, происходящих в созданной Им Вселенной. Масштабность этого явления нет смысла описывать словами, его можно только увидеть и пережить.

Всё, чем является наша Вселенная в плане её наполненности, создаётся энергией Истока. Всё, что вы видите вокруг себя, включая вас самих, является Истоком. Исток является изначальным строительным материалом, из которого состоит наша Вселенная. Если это крайне сильно утрировать, то Исток можно сравнить с песком на пляже, из которого маленькие дети строят домики. Домики разные, их формы разные, разные способы их постройки, но все они по своей сути являются песком.

Читать еще:  Московское правительство не допустит строительства крупного кришнаитского храма

И здесь возникает своеобразный парадокс: всё, что нас окружает, является Творцом. Но одновременно с этим, всё также является и Истоком. С одной стороны, можно сказать, что в нашей Вселенной Творец и Исток являются единым целым. Но с другой стороны, Творец и Исток – совершенно разные по своей сути. Этот парадокс очень сложно понять, находясь в гуще событий. В полной мере его можно осознать только находясь на очень высоком уровне осознания. А для того, чтобы прийти к такому высокому уровню, мы должны пройти все ступени развития нашей Души, и выйти на уровень сознания нашего Творца.

Вот мы и вернулись к началу. Прочитайте эту главу ещё раз.»

Подписывайтесь на мой Telegram-канал и будьте всегда в курсе новых статей:

Понравилась статья? Хотите помочь развитию блога?

Друзья, я принял решение убрать всю рекламу с блога, чтобы чтение статей для Вас было максимально комфортным и удобным. Если у Вас возникнет желание помочь моему проекту, Вы можете сделать пожертвование, воспользовавшись формой, которая расположена ниже. Сумму можно указать любую. Все деньги от пожертвований будут использованы для развития сайта, на написание новых и интересных Вам статей.
Заранее благодарю Вас за поддержку!

Мачок желтый и рогатый в народной медицине

Растения рода Мачок представляют собой «уменьшенную копию» привычного всем мака. Мачок желтый имеет ярко-лимонный окрас лепестков, а мачок рогатый расцветкой полностью повторяет своего «старшего собрата». Эти растения используются не только в народной медицине, но и в официальной фармакологии при изготовлении препарата «Глауцина гидрохлорид».

Растение мачок жёлтый

Описание мачка жёлтого (Glaucium flavum Crantz): относится к семейству Маковые (Papaveraceae), представляет собой многолетнее (иногда одно-двулетнее) травянистое растение, развивающее в первый год жизни прикорневую розетку листьев, на второй год кроме розетки вырастают генеративные облиственные побеги с ветвистыми голубовато-зелёными стеблями высотой до 50 см.

Листья сизые, лировидно-перисто-рассечённые, толстоватые; прикорневые — густо опушённые, верхние стеблевые — обычно голые, очередные.

Цветки одиночные, расположены на верхушках побегов и в пазухах листьев, крупные, диаметром до 5 см. Бутоны поникающие, яйцевидно-продолговатые, длиной 2-5 см, на верхушке заострённые.

Каждый цветок с 2 зелёными чашелистиками, закрывающими бутон и опадающими при расцветании, 4 жёлтыми, оранжевыми или красными лепестками длиной до 3 см, имеющими обычно красноватое, жёлтое или чёрное пятно у основания, многочисленными тычинками и пестиком с верхней завязью и широким рыльцем. Плоды — прямые или слегка изогнутые стручковидные линейные коробочки длиной до 2,5 см, раскрывающиеся двумя створками, с многочисленными чёрными семенами.

Цветёт все лето, начиная с мая-июня.

Плоды созревают в разное время, по мере отцветания (с июня до осени).

Особые приметы: все части растения содержат жёлтый млечный сок. Запах слабый, специфический.

Посмотрите, как выглядит желтый мачок на этих фото:

Распространение: родина растения — южные морские побережья Европы и Передней Азии, сейчас распространено и в Северной Америке, Центральной Европе и Новой Зеландии. Растёт на хорошо дренированных почвах — на песчаных морских побережьях, галечниках, щебнистых склонах, обращенных к морю; дальше от моря встречается лишь в долинах рек. В России встречается только в причерноморских районах Краснодарского края, где растёт по приморским галечникам и каменисто-щебнистым склонам. Для лекарственных нужд растение ввели в культуру, собрав семена в дикорастущих зарослях мачка в Крыму и на Кавказе. В России мачок жёлтый выращивают в специализированных хозяйствах на Кубани.

Используемые части растения: трава, семена.

В различных частях растения содержатся:

  • аллокриптопин (альфа-фагарин) — корень 0,04%, растение;
  • бокконин (хелирубин) — корень, растение;
  • глауцин — раст. 1,61-1,97%;
  • изоболдин (N-метиллауэллиптин) — растение;
  • кверцетин (кверцитин) — листья;
  • коридин — растение;
  • кофейная кислота — листья;
  • магнофлорин — корень, растения;
  • протопин — корень 0,62%, растения 0,08%;
  • сангвинарин — корень 0,06%, растения, листья, семена;
  • феруловая кислота — листья;
  • хелеритрин — корень, растение;
  • хелидонин (стилофорин) — растение.

Время сбора: июнь-август.

Сбор: траву мачка жёлтого заготавливают на посевах первого года в период бутонизации или начала цветения, с начала июня по август, срезая ножницами или ножом. Сушат на воздухе под навесами или в сушилках при температуре 50-55°С. При воздушной сушке трава высыхает за 5-7 дней. Семена собирают по мере созревания. Срок хранения сырья — 3 года.

Растение находится в Красных Книгах Российской Федерации и Украины.

Выращивание: размножают мачок семенами. Лучший срок посева в южных районах — подзимний, в конце октября — начале ноября, желательно сразу на постоянное место. Можно сеять весной семенами, стратифицированными в течение месяца при температуре 0°С. Посев осуществляют на глубину 1,5-2 см. Хорошо при посеве внести суперфосфат (20 г на кв. м) для улучшения питания молодых растений. Требуется умеренно плодородная, хорошо дренированная почва и солнечное место. Во влажных местах он растёт гораздо лучше, в таких зонах у мачка жёлтого крупные цветки и листья.

В северных районах мачок выращивают как однолетник, рассадным способом, высевается на рассаду в марте. Рассадные растения зацветают в первый год жизни.

Растение нуждается в регулярных рыхлениях почвы и прополках.

Мачок жёлтый в фазу бутонизации иногда повреждается шовным листоедом. При появлении личинок обрабатывают 1,5% суспензией пиретрума или 0,2% раствором БИ-58.

Применение: сырьё мачка жёлтого заготавливают для получения содержащихся в нем алкалоидов, обладающих противокашлевым действием. Фармацевтическая промышленность выпускает препарат «Глауцина гидрохлорид», который назначают при различных заболеваниях: ОРЗ, остром бронхите, бронхиальной астме, абсцессе лёгкого, пневмониях, туберкулёзе лёгких, плеврите и др. По силе и продолжительности противокашлевого эффекта глауцин несколько активнее кодеина. Он не оказывает побочного действия на желудочно-кишечный тракт и не вызывает привыкания.

В народной медицине мачок жёлтый используется для лечения кашля любого происхождения, ушибов, ревматизма, воспалений, при нарывах, ранах и как мочегонное.

В народной медицине применяют водные настои мачка рогатого как общеукрепляющее средство с возбуждающим эффектом, а также спиртовую настойку от золотистого стафилококка.

Растение мачок рогатый

Описание мачка рогатого (Glaucium corniculatum (L.) Rudolph): относится к семейству Маковые (Papaveraceae), представляет собой однолетнее, реже двулетнее травянистое растение.

Стебель ветвистый, 10-30 см высотой. Прикорневые листья немногочисленные, черешковые, перисторассечённые. Стеблевые — сидячие.

Листья не такие мясистые как у мачка жёлтого и более ровные.

Цветки крупные, одиночные, с 4 лепестками красного или жёлтого цвета, с пятком фиолетового или чёрного цвета. Плод — коробочка, длиной до 2,5 см. Всё растение сизого цвета, опушённое. Цветёт в апреле-мае. Плодоносит с конца мая.

Используемые части мачка рогатого: трава, семена.

В различных частях растения содержатся:

  • аллокриптопин (альфа-фагарин) — 0,2-0,3%, корень 0,1%;
  • берберин (умбеллатин) — растение;
  • коптизин — корень, растение;
  • коридин — 8%, корень; 0,01%, растение;
  • протопин — корень 0,08%, растение 0,03%;
  • сангвинарин — корень. 0,06%, растение;
  • хелеритрин — корень 0,07%, растение.

Сбор мачка рогатого: цветки и листья заготавливают во время цветения, сушат в хорошо проветриваемых помещениях или в тени. Семена собирают по мере созревания. Срок хранения сырья — 3 года.

Хозяйственное назначение: мачок жёлтый и мачок рогатый используются в декоративном садоводстве.

Рецепты и фармацевтические препараты

Трава мачка желтого используется в народной и официальной медицине.

Рецепты:

  • порошок при кашле: на кончике ножа принимать порошок из семян мачка жёлтого, запивая тёплой водой 3 раза в день, равномерно распределив приём через каждые 8 часов.
  • настой: 1 столовая ложка измельчённой травы мачка жёлтого на 1 стакан кипятка, настоять 1 час, профильтровать. Принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в день.
  • настой семян мачка рогатого как сильное тонизирующее средство: 1 кофейная ложка без горки порошка семян на 250 мл кипятка, настоять 2 часа, профильтровать через ткань. Принимать по 100 мл 1 раз в день.
  • настойка от золотистого стафилококка: 5-10 г травы мачка рогатого на 100 мл водки, настоять 7-14 дней, профильтровать. Принимать по 1-2 чайной ложки 3 раза в день перед едой.
  • сок мачка рогатого при гноящихся ранах: сок смешать с мёдом в соотношении 2:1 и замесить тесто на ржаной муке. Лепёшку приложить к ране на 4 часа, примотав эластичным бинтом без утепления.

Фармацевтические препараты:

«Глауцина гидрохлорид»/«Глауцин» (Glaucinumhydrochloricum): противокашлевое. Избирательно угнетает кашлевой центр продолговатого мозга. Не вызывает угнетения дыхания, привыкания, лекарственной зависимости. Обладает слабыми адреноблокирующими свойствами. Хорошо всасывается из желудочно-кишечного тракта. Эффект развивается через 30 минут и длится около 8 часов. Подвергается биотрансформации в печени. Выводится почками как в виде метаболитов, так и в неизмененном виде. Показания к применению: бронхит, бронхиальная астма, пневмония, плеврит, коклюш, туберкулёз, трахеобронхит, сухой непродуктивный кашель.

Противопоказания: гиперчувствительность, артериальная гипотензия, инфаркт миокарда в остром периоде, гиперпродукция мокроты.

Побочные действия: гипотензия, головокружение, слабость, тошнота, аллергические реакции.

  • настой мачка рогатого как общеукрепляющее и тонизирующее средство после продолжительной болезни: 1 столовая ложка травы (листья и цветки) на 250 мл кипятка, настоять 1 час, профильтровать. Принимать по 1-2 столовые ложки 3-4 раза в день за 5 минут до еды.
  • настой семян как тонизирующее средство: 1 чайная ложка семян на 250 мл кипятка, настоять 1 час, профильтровать. Принимать по 100 мл 1 раз в сутки, утром, через 1 час после еды.
Читать еще:  Как всегда пребывать в хорошем настроении?

Противопоказания: препараты из мачка жёлтого обычно хорошо переносятся, в отдельных случаях отмечаются головокружение, тошнота.

  • Не принимать мачок жёлтый при кашле с большим содержанием мокроты.
  • Может наблюдаться умеренное гипотензивное действие, связанное с адренолитическими свойствами препаратов из мачка жёлтого, в связи с чем, его не следует назначать при пониженном артериальном давлении и инфаркте миокарда.
  • Мачок рогатый также противопоказан при сердечной недостаточности и гипотонии.

ДЕВОЈКА СА БРИЛИЈАНТСКОМ МИНЂУШОМ

КУЗЊЕЦОВ НИКОЛАЈ ДМИТРИЈЕВИЧ (1850–1929)

Један од најпознатијих и најтраженијих уметника последње четвртине XIX века, па до 20-тих година ХХ века. Дела Николаја Дмитријевича Кузњецова изузетно су ретка на тржишту уметности.

ДЕВОЈКА СА БРИЛИЈАНТСКОМ МИНЂУШОМ

Потпис и датум у средини десно: N.Kusnezow 1921.
Платно, уље
69 x 55.5 цм

ЕКСПЕРТИЗА:
Мишљење историчара уметности, пензионисаног музејског саветника Николе Кусовца, од 22. маја 2007. године.

ОЧУВАНОСТ:
Слика је у одличном стању.

  • БИОГРАФИЈА

КУЗЊЕЦОВ НИКОЛАЈ ДМИТРИЈЕВИЧ (1850–1929)

Један од најпознатијих и најтраженијих уметника последње четвртине XIX века, па до 20-тих година ХХ века. Рођен 2. децембра 1850. године, у селу Степановка, у Херсонској губернији Одеског округа (данашња Одеска област), у породици херсонског земљопоседника. Радио је као портретиста, сликар жанра. Отац познате оперске певачице Марије Николајевне Кузњецове-Бенуа (1880-1966).

Породица Кузњецови била је настањена у Одеском округу. Отац, Дмитриј Михајлович, поседовао је села Новомаринкова, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марјановка, Пшењаново.

Николај је своје образовање стекао у Одеској гимназији. Учење га је оптерећивало. Није показао склоност ка наукама и у 7. разреду напушта гимназију. У селу води живот безбрижног барчука, а лов му је омиљена забава.

Његова мајка, Клавдија Гавриловна Кузњецова (рођена Леонтович), открива склоност сина ка цртању и одводи га у Одесу, код породичног пријатеља, сликара Ф.Д. Малмана, једног од најбољих учитеља Одеске школе цртања. Годину дана је узимао часове код њега.
Када је Николај напунио 25 година, изненада и неочекивано за све, доноси одлуку да постане сликар, креће као волонтер на Академију уметности. Студирао је на Царској академији уметности од 1876. до 1879. године, са паузама. За време студија одликован је са три сребрне медаље.
Познанство са И.Ј. Репиним, И. Н. Крамским, И.И. Шишкиним имало је велики утицај на формирање уметничких и естетских погледа сликара. Рад у сталном контакту са В.Д. Поленовим, В.М. Васњецовим, В.А. Серовим, формирао је и усавршио уметниче вештине овог сликара.

Период стваралачког формирања сликара био је врло кратак. Природни таленат и вештина омогућили су му успешно решавање компликованих сликарских задатака. Славу и популарност је стекао брзо.

Прво учешће на деветој изложби передвижника 1881. године, било је изузетно успешно и све четири изложене слике је узео П.М. Третјаков за своју галерију. Од тог тренутка, сликар је сваке године учествовао на путујућим изложбама Удружења передвижника. 1883. године постаје члан Удружења.
Као и већина передвижника, Кузњецов је сматрао својом дужношћу да на платну представи лик знаменитих људи свог времена. У портретима настоји да открије унутрашњи свет човека, да одреди његов друштвени значај и психолошку свестраност.

1887. године постао је један од оснивача Удружења јужноруских уметника и стални излагач на изложбама Удружења. Учествовао је и на међународним изложбама и изложбама руске уметности у иностранству.

Био је професор-руководилац радионице војне уметности на Вишој уметничкој школи при Царској академији уметности од 1895. године. Ипак, педагошки рад му није био интересантан и 1897. године враћа се у Одесу и потпуно се посвећује стваралаштву. Николај стиче део поседа бивше резиденције Лидерса и почиње да гради галерију и радионицу.
1900. године уметничка галерија је отворена. Њена колекција обухватала је дела И. Репина, В. Серова, И. Крамског, В. Васњецова, И. Похитонова, дела француских уметника салона Марсових поља, Ж. Александера, Л. Деламо, Ч. Цоттета, Г. Латуша, Ф. Таулова и других. Ова галерија је имала значајну улогу у дефинисању стваралачких позиција сликара из Одесе.

Н.Д. Кузњецов је био веома популаран у Одеси, имао је много наруџбина. Његова радионица је била својеврсни центар, где су се налазили не само локални уметници, већ и И.Ј. Репин, В.А. Поленов, М.А. Врубељ, Ф.И. Шаљапин, П.К. Саксаганскиј и многе друге изузетне личности културе.

Одликован је сребрним медаљама на светским изложбама у Паризу 1889. и 1900. године.
1900. године Академија уметности му је доделила звање академика „за славу на уметничком пољу“. Почетком 1920. године емигрирао је са породицом у Краљевину Срба, Хрвата и Словенаца. Живео је у градовима Вршац, Бела Црква, Ријека и Сарајево. Учествовао је на изложби руског сликарства и скулптуре у берлинском музеју (1923.) и на изложби Удружења руских уметника у Краљевини СХС (1928.)

Дела овог сликара представљена су у галеријама и музејима широм света. У исто време, желели бисмо да напоменемо да су дела Н.Д. Кузњецова изузетно ретка на тржишту уметности. Његов портрет насликао је Репин (1884. године, налази се у Народном музеју у Београду; Такође је послужио као модел Репину за слике „Искушење Исуса Христа“ (Ђаво), „Свети Никола у Ликији“ (џелат), „Одговор Запорошких козака турском султану“ (козак са повезом на челу).
Н.Д. Кузњецов сликао је сцене из сељачког живота и сеоских пејзажа: „Обилазак имања“ (1879.), „У надницу“ (1882.), „Стадо свиња“ (1886.), „После ручка“, „Помиритељ“, „У свом врту“.

Уметник је насликао портрете многих знаменитих личности:
1. сликара Илије Јефимовича Репина;
2. сликара Ивана Павловича Похитонова;
3. сликара Виктора Михајловича Васњецова;
4. сликара Аполинарија Михајловича Васњецова;
5. композитора Петра Иљича Чајковског;
6. оперског певача Фјодора Ивановича Шаљапина;
7. генерал-потпуковника Андреја Александровича Нилуса;
8. кнеза Ивана Николајевича Кантакузина;
9. грофа Михаила Михаиловича Толстоја;
10. сликара Михаила Васиљевича Несторова;
11. сликара Јефима Јефимовича Волкова;
12. сликара Алберта Николајевича Бенуа;
13. Марије Николајевне Кузњецове-Бенуа;
14. сликара Герасима Семјоновича Головкова;
15. А. С. Мамонтове;
16. сликара Василија Дмитријевича Поленова;
17. Наталије Васиљевне Поленовне (1858-1931), супруге сликара В. Д. Поленова;
18. Александра Григорјевича Строганова (руски државник) (1795 -1891; гроф). Будући генерал-гувернер Новорусије и Бесарабије и других.

Дела Николаја Дмитријевича Кузњецова представљена су у следећим музејима:
1. Државна галерија Третјакова, Москва (9 слика, укључујући и портрете сликара Ивана Павловича Похитонова, Виктора Михајловича Васњецова, Аполинарија Михајловича Васњецова, композитора Петра Иљича Чајковског);
2. Државни Руски музеј, Санкт Петербург (2 слике, укључујући и портрет сликара Илије Јефимовича Репина);
3. Државни централни позоришни музеј А.А. Бакхрусина;
4. Књижевни музеј Института за руску књижевност Руске академије наука;
5. Санктпетербуршки државни музеј позоришне и музичке уметности (портрет Марије Николајевне Кузњецове-Бенуа и др.);
6. Државни музеј-имање В.Д. Поленова (портрет сликара Василија Дмитријевича Поленова, портрет Наталије Васиљевне Поленове, супруге сликара В.Д. Поленова и др.);
7. Државна кућа-музеј П.И. Чајковског у Клину;
8. Државни музеј уметности М. В. Нестерова Уфа (портрет сликара Михаила Васиљевича Несторова и др.);
9. Аркхангелски музеј лепих уметности;
10. Бердјански уметнички музеј И.И. Бродског;
11. Регионални музеј уметности у Вороњежу И. Н. Крамског (портрет сликара Јефима Јефимовича Волкова и др.);
12. Бурјатски републикански музеј уметности назван по Ц.С. Сампилову. Улан Уде;
13. Музеј уметности Далеког истока. Хабаровск;
14. Музеј уметности у Дњепропетровску (портрет сликара Алберта Николајевича Бенуа и др.);
15. Музеј уметности Запорожје;
16. Иркутски регионални музеј уметности В. П. Сукачева;
17. Кологривски локално-историјски музеј назван по Г.А. Ладиженском;
18. Музеј-имање “Абрамцево”. Портрет А. С. Мамонтове и др;
19. Музеј узгоја коња. Москва;
20. Музеј ликовне уметности. Ростов на Дону;
21. Музеј музичке културе М.И. Глинка;
22. Николајевски музеј уметности В.В. Верешчагина;
23. Државни историјски, архитектонски и уметнички музеј-резерват у Рибинску;
24. Херсонски музеј уметности А.А. Шовкуњенко;
25. Регионална галерија слика у Чељабинску;
26. Јакутски музеј лепих уметности;
27. Туркменски државни музеј лепих уметности. Ашхабад;
28. Национални музеј уметности Украјине. Кијев;
29. Музеј позоришне, музичке и филмске уметности Украјине;
30. Алупски музеј-дворац;
31. Национални музеј Шептицког у Лавову;
32. Музеј уметности у Одес, Украјина (портрет Фјодора Ивановича Шаљапина, портретгенерал-потпуковника Андреја Александровича Нилуса, портрет кнеза Ивана Николајевича Кантакузена, портрет грофа Михаила Михаиловича Толстоја и др.);
33. Одески историјско-археолошки музеј (портрет Александра Григорјевича Строганова, руског државника, грофа и др.);
34. Регионални музеј уметности у Доњецку;
35. Белоруски музеј уметности. Минск;
36. Национални музеј у Београду, Србија (портрет сликара Герасима Семјоновича Головкова, портрет Људмиле Николајевне Гросул-Толстој – ћерке уметника и др.);
37. Градски музеј града Вршац, Србија;
38. Национални музеј у Варшави;
39. Национална галерија Финске и др.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector