0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мариам Кавтарадзе – хранительница монастыря Ркони

Содержание

Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян

Москва, 12 октября 2021 г.

12 октября 2021 года в Патриаршей резиденции в московском Даниловом ставропигиальном монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II, сообщает Патриархия.ru.

Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС архиепископ Клинский Леонид, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям Д. Аракелян.

Высокого гостя сопровождали глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас Нерсисян, заведующий отделом внешних сношений и протокола архиепископ Натан Оганнисян, глава Арцахской епархии епископ Вртанес Абраамян, заведующий отделом внешних церковных сношений и ректор Святогеоргиевской духовной академии протоархимандрит Шаге Ананян, член Верховного духовного совета Геворг Даниелян.

Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Верховного Патриарха и Католикоса Гарегина II и сопровождающую его делегацию.

Коснувшись темы двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью, Его Святейшество подчеркнул: «Между Русской Церковью и Армянской Церковью многовековые связи, и, к счастью, сохраняются добрые отношения между Россией и Арменией. Во многом, думаю, это обусловлено добрыми отношениями между нашими Церквами».

Святейший Владыка отметил, что большинство граждан России считают себя православными и принадлежат к Русской Православной Церкви, так же, как и к Армянской Апостольской Церкви принадлежит подавляющее большинство армян — как жителей Республики Армения, так и проживающих в диаспоре во многих странах мира.

«На Церкви, которые имеют тесную связь с большинством народа, возложена особая ответственность за благополучие людей. Когда я говорю о благополучии, то имею в виду не столько материальное благополучие (этим занимаются в большинстве своем светские власти), а благополучие нравственное, духовное. Надеюсь, Ваш визит даст нам возможность сегодня поговорить о наших двухсторонних отношениях, проанализировать то, что в последнее время происходило в этой сфере и наметить планы на будущее. Чтобы эта встреча помогала и дальше нашим Церквам и нашим народам взаимодействовать, содействуя братским отношениям», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

Со своей стороны Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II свидетельствовал, что Армению и Россию связывают прочные узы многовековой дружбы, которая неизменно проявлялась и в самых трудных, непростых ситуациях.

«Многовековая дружба между нашими народами и Церквами на протяжении веков проявлялась и в радости, и в печали. Мы радовались совместным достижениям и вместе боролись за незыблемое сохранение нашей дружбы и нашего братства. И наши встречи с Вашим Святейшеством как нельзя лучше свидетельствуют об этом. Мы всегда чувствуем поддержку Предстоятеля Русской Православной Церкви», — подчеркнул Католикос Гарегин II.

«Сегодня, как известно Вашему Святейшеству, для нашего народа и нашей страны — трудные времена. Но мы верим, что с помощью Божией и благодаря поддержке дружественных стран, в первую очередь Российской Федерации, это испытание мы сможем преодолеть»,— сказал глава Армянской Апостольской Церкви.

В ходе беседы состоялось также обсуждение ряда актуальных вопросов, включая миротворческий процесс в Нагорном Карабахе.

По окончании беседы Святейший Патриарх Кирилл наградил Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II орденом Русской Православной Церкви «Славы и Чести» I степени за вклад в развитие дружественных отношений между Армянской Апостольской Церковью и Московским Патриархатом и в связи с 70-летием со дня рождения.

Глава Армянской Апостольской Церкви поблагодарил Патриарха Кирилла за высокую награду. «Воспринимаем эту награду как знак уважения и любви по отношению к нашему народу и нашей Церкви со стороны Вашего Святейшества», — сказал, в частности, высокий гость.

Выразив надежду на дальнейшее сохранение высокого уровня отношений между двумя Церквами, а также подчеркнув важность христианского присутствия на Кавказе, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Одно из самых сильных, может быть, присутствий осуществляется через вашу Церковь, через Вашу личность. Всячески будем содействовать тому, чтобы Ваше служение было успешным настолько, насколько это возможно для Русской Православной Церкви».

В завершение встречи стороны обменялись памятными подарками.

13 октября состоится трехсторонняя встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II и председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейха Аллахшукюра Паша-заде, посвященная теме карабахского урегулирования.

Затерянный монастырь РКОНИ, Грузия. Тайные места ущелья Тедзами.

Собрались мы тут вечерком с моим другом и заговорили о выезде за город. К нам присоединился еще один наш друг Бесо. Услышав наши пожелания о совместном отдыхе о путешествиях по интересным не туристическим маршрутам Грузии, предложил нам отправиться для начала к нему в загородний дом, где он обычно изготавливает вино и гонит чачу.

Это предложение было воспринято нами общим согласием и мы особо долго не собираясь, на следующий день утром уже напихались в Туарег и помчались в сторону г. Гори в глухое село Тедзмисхеви.

Внимание, видео об этой поездке загружено на мой канал www.youtube.com/channel/U…F55Kx84tMRHwDKYL2w/videos

Ехать не далеко, по дороге отличные виды радовали глаз. Через минут 30 мы уже были на месте. Однако место расположения этого села очень интересно, хоть оно и не далеко от цивилизации, но, как только мы съехали на грунтовку, случилось перемещение во времени. Гужевые повозки запряженные осликами заменяли тут жигули, самой крутой машиной уведенной мной был изрядно потрепанный Уазик 70х годов выпуска. Даже был замечен древний Виллис времен войны. Несколько гужевых повозок запряженных лошадьми, это уже наверно уровень Волга газ 24)).

Приехали к дому, старый дом, строили предки Бесо. За домом высится большая гора песчанника, в которой не вооруженным глазом виднеются неизведанные пещеры. Как шутил Бесо, еще его пра пра пра дедушка там рос в этих пещерах)))).

Беглый осмотр поместья Бесо и мы уже сидели за столом и дегустировали вино, которое изготовил сам Бесо. А он оказывается еще тот любитель создать новые виды)). Вино белое сухое с особым ароматом и вкусом, очень легкое и казалось бы слабо пьянящее, но это только казалось.
Через полчасика, мы снова напихались в машину и отправились на экскурсию по эксклюзивному маршруту.
Вот тут хочу заострить ваше внимание, этот маршрут вам никто и нигде не предложит, потому, что он сложный, хотя и не долгий. Сложный он для автомобиля. Дорога суровая но Туарег справился отлично. Так, что если у вас возникнет желание побывать там, пишите мне, я вам все организую.

Мало того, у вас так же есть возможность остановиться в гостевом доме у Бесо и прочувствовать на себе настоящую жизнь в настоящей грузинкой колоритной деревне в шикарных местах между Триалетскими горами и песчаными скалами на которых стоит Уплисцихе. Более подробно об этом чуть позже.
Проехав сложный участок дороги потратив примерно час времени мы оказались почти на месте, перед неизвестной крепостью Ркони над рекой.

Далее пешком по живописному парку на территории монастыря, по дороге можно видеть остатки древностей еще с языческих времен. Разные жертвенники и капища. И вдруг мы оказываемся у монастырского комплекса. Место мгновенно нагнетает на вас чувство перемещения в VII век, так как развалины не облагорожены, они просто тонут в вековых отложениях листвы и веток. Сам монастырь не отреставрирован в новодел, как это сейчас модно в Грузии. А вокруг монастыря есть где полазить и даже есть строения где опасно. Так, как это видимо бывшие жилые помещения, где были подземные хранилища, которые сейчас обваливаются и можно спокойно оказаться на минус первом этаже какого нибудь древнего домика)).
Буду краток, получили мы огромное впечатление, вообще не устали и вернувшись домой к Бесо, его мать и очаровательная дочь оперативно накрыли на стол. Бесо и его друзья развели костер из виноградной лозы и наша трапеза состояла из вкуснейшего шашлыка, отличного вина и чачи, а так же множество историй из уст хозяина, отличная закуска приготовленная мамой Бесо.

Читать еще:  FDA был одобрен новый метод лечения варикоза

Было очень душевно. Позже к столу присоединились еще друзья и началось настоящее грузинское застолье.
Друзья, впечатлений масса, а рассказывать я могу вам еще пару томов текста, думаю cейчас остановитьcя и предоставить вам исторический материал.

Кому интересно обязательно почитайте и если у вас появится желание отправиться в это таинственное интересное очень старинное местечко, обязательно напишите мне .

*Монастырь Ркони (რკონი) – по причине трудно доступности малоизвестный грузинский монастырь в Каспском районе.

История у монастыря неполная и фрагментарная. Мы знаем, что он был основан примерно в конце VII века. Именно тогда была построена центральная большая базилика. Придел базилики вероятно был пристроен позже — судя по количеству украшений. В XII или XIII веке к югу от базилики были пристроены ещё две зальные церкви. Они интересны большим количеством резьбы по камню — даже в интерьере. Ну и ещё позже, в XVII или XVIII веках, рядом была построена довольно примитивная колокольня. Вокруг трех храмов и колокольни было построено еще множество строений, но они сейчас выглядят как невнятные фундаменты.
Ркони – один из многих сотен монастырей в триалетских ущельях, хотя из них всех он вероятно самый старый. В эти ущелья люди уходили с равнин во время вражеских нашествий — а в VII веке сюда приходили сначала персы, а потом арабы. Монастырь специально построен так, чтобы до него было трудно добраться.
Рконский мост известен едва ли не больше, чем сам монастырь. Он построен предположительно в эпоху царицы Тамары и часто называется «мостом Тамары». Это узкий арочный каменный мост, он очень сильно напоминает тот, на котором Гэндальф воевал с Барлогом. Таких мостов сейчас в Грузии не более дюжины, и практически все они — в Аджарии. Рконский — редчайшее исключение.
Важный момент – в этом месте сливаются две реки. Тедзами – с правой стороны, мелкий приток – с левой. Ркони справа! Там, где реки сливаются, высоко на горе находится Рконская крепость, которая сохранилась полным периметром стен и выглядит эффектно.
*Достоверная информация о монастыре и его описание я взял с очень хорошего сайта о Грузии www.travelgeorgia.ru

Всем хорошего дня! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ.
Все фото мои.

Мариам Кавтарадзе – хранительница монастыря Ркони

«Не стоит село без праведника», – гласит пословица. И это, действительно, так. Поэтому мне бы хотелось рассказать о «Героях «Имеди»».

Несколько лет назад на грузинском телеканале «Имеди» начал транслироваться цикл короткометражных документальных фильмов «Имедис гмиреби» («Герои «Имеди»») – краткие рассказы о героях нашего времени.

Целью этой передачи является знакомство зрителей с обычными людьми, совершившими гражданский подвиг. Проект стал настолько успешным, что организаторы проекта решили sms-голосованием выявлять финалиста года и вручать награды тем, кто поразил людей своим мужеством.

История первая. Шпион

90-ые годы. Абхазия. В кабинет полковника госбезопасности ввели задержанного.

– Задержан при переплытии Ингури, – доложил сержант.

В кабинете появился невысокий человек с целлофановым пакетом.

– Фамилия и имя? – спросил полковник, доставая формуляр.
– Отар Маршава.
– Лучше сразу признайтесь – Вы грузинский шпион? С какой целью пытались проникнуть в Абхазию?
– Я врач. Переплыл, чтобы сделать операцию.
– Не считайте меня за идиота. Что, здесь своих врачей нет?
– Есть, – устало согласился задержанный, – но вызвали меня. Я же не мог отказать.
– Чем Вы это докажете?

«Шпион» покопался в своем пакете и достал оттуда операционный набор инструментов и клочок газеты, на котором вкривь и вкось было написано по-русски: «Отар, приезжай. Ты срочно нужен!»

– Что там у вас не могли придумать легенду получше?
– Это не легенда. Это правда.
– Где собиралисьоперировать?
– Где получится. Скорее всего, дома у больного. Как-то я оперировал прямо на мандариновой плантации. Не было времени искать более подходящее место. В следующий раз я вам привезу с собой свой диплом.
– А Вы уверены, что мы Вас отпустим?

«Шпион» пожал плечами.

Спустя какое-то время полковник, сделав несколько звонков, выписал «шпиону» постоянный пропуск и проводил до двери.

– Неудачное время для плавания Вы выбрали. Холодина какая.

Чудаковатый врач пожал протянутую руку и побежал вон из КПП. Где-то поблизости его ждал пациент.

За свою жизнь профессор Отар Маршава сделал множество операций. Поначалу считал. Когда дошел до 300, бросил. Надоело забивать голову цифрами

История вторая. И один в поле воин

На экране крохотная высокогорная деревушка. В небольшом здании школы звенит звонок. Через окна здания видны снежные пики так явно, что хочется протянуть руку.

44-летний Каха Годердзишвили входит в класс. В нем только одна парта. Единственный ученик Лука встает навстречу учителю.

Каха-мас (сокращенное обращение к учителю (груз.)) здоровается и начинает урок. Сперва спрашивает домашнее задание. Лука, встав, отвечает. Потом учитель рассказывает о правлении Давида Строителя.

Звенит звонок с урока. Историк выходит из школы и, прощаясь с коллегами у входа, идет к себе домой

На улице его провожают взглядами пожилые муж и жена. Слышится комментарий в спину уходящему:

– Дай Бог Кахе-мас здоровья! Каждый день ходит 30 километров туда и обратно в любую погоду из-за одного Луки, даже если выпадет двухметровый снег А иначе школу закроют, а семьи с детьми – их всего семеро – будут вынуждены выехать отсюда, и деревня постепенно обезлюдеет, как другие вокруг.

Голос диктора говорит за кадром:

– Зарплата Кахи – 125 лар.

Телезрителю остается делать невеселые выводы: прожиточный минимум одного человека по Грузии – 200 лар. Семью на такие деньги мужчине, конечно, не завести.

История третья. Спасительница деревни

В 2011 году жюри объявило главного героя этого проекта. Им оказалась мать пятерых детей осетинка Мадина Шиукаева, во время войны 2008 года спасшая грузинскую деревню Кнолеви от сожжения.

Вот что она рассказала в своем интервью:

«Все войны когда-то кончаются. Главное, когда они бушуют, не впускать в душу их гнев и не потерять человечность. После завершения войны, когда всё уладится и встанет на свои места, тебя не должна мучить совесть, иначе не выйти тебе в люди, и начинается твоя война– война с собственным «я». Оно часто будет спрашивать: «Ты же мог спасти его – почему поступил иначе?»

Этот конфликт стал для меня огромной трагедией: на одной стороне мой муж и дети, на другой – брат, сестра, родственники…

Почти все жители оставили село во время воздушной бомбежки. Дома осталось лишь несколько пожилых, в том числе мой тесть, лежачий больной.

Бомбежка прекратилась, и я решила вместе с остальными вернутся в село Кнолеви. Вскоре я увидела, как направлялись машины мародеров и стреляли. Соседи испугались и решили не идти дальше; мне посоветовали вернуться домой– говорили, что я осетинка и мне нечего боятся. Соседи, которые оставались в деревне, узнали о моем приходе; у них появилась надежда, и все собрались у меня. Потом были выстрелы, и с дома поднялся дым. Боевики продолжили свой путь вверх по деревне. Я вернулась к себе и отвела стариков в заднюю часть дома. Вскоре в дом вошли двое с автоматами. Один взял телевизор, второй – видеомагнитофон. Я и мои соседи прижимались друг к другу от страха, каждую минуту ждали беду.

Я, не долго думая, вышла к незваным гостям и сказала на осетинском:

Они направили на меня автоматы – я чуть не умерла от страха. К счастью, один из них узнал меня.

– Не боишься одна? – спросил один.
– Я осетинка; вы мои братья, и я чувствую себя в безопасности, – ответила я.

Читать еще:  И вот я сижу на полу перед черной лужей

Один бородатый мужчина средних лет спросил, не прячу ли я грузин дома. Я стала отрицать… К счастью, поверили и передумали обыскивать дом. Спрашивали про молодых, угрожали, что настанет и их конец. Я поинтересовалась причиной их озлобленности. Оказалось, что у одного из них грузины убили двоих сыновей и они думали о мести.

Я хотела сказать, что война как война и кто-то всегда умирает, но мстить другим, проявлять злобу к невинным людям – это уже называется терроризмом и не вмещается в правила войны, но воздержалась – у меня не было гарантии, что они не поступят хуже. Я – осетинка, и они посоветовали выходить на улицу при звуке машины, чтобы они смогли меня увидели издалека и не расстрелять дом огневыми снарядами. У меня прибавилось смелости, и я попросила не сжигать дома в моей части деревни – в противном случае я угрожала сжечь свой дом. Я не знаю, подействовала угроза или просьба, но они не сжигали дома – только грабили. »

Дослушав эту историю, весь зал долго аплодировал стоя этой женщине. У многих на глазах были слезы.

История четвертая. Богатая внучка

Кетеван Леквеишвили называет себя самой богатой в мире внучкой, т.к у нее есть 10 бабушек. Она взяла к себе в дом 10 одиноких старушек и полностью содержит их за свой счет.

– Меня воспитывала прабабушка, которую я очень любила, – рассказывает Кетеван. – В 20 лет мне пришлось уехать за границу, и больше всего я скучала по ней. Тогда я дала себе слово, что когда-нибудь у меня будет много бабушек и я буду заботиться о них, – в этом месте рассказчица плачет. – И я воплотила свою мечту..

– Все они, как дети, живут сейчас своим красивым прошлым. Кто-то из них учил детей, кто-то был медработником. Большинство из них одиноки и беспомощны. Не могут даже сами умыться. Все они смотрят на меня и видят того, кого они вырастили. Одна из бабушек называет меня Мамука – именем своего племянника, которого она вырастила и который ни разу ее не проведал. В моем пансионате был такой случай. Одна изстарушек потеряла сына и попросила меня: «Похорони меня и на могиле поставь свою фамилию, иначе ко мне на могилу никто не придет!» Я так и сделала.

На экране показывают могильный камень с выгравированной фамилией Леквишвили.

– Похоронив ее, – продолжает Кетино, – я почувствовала, что выполнила наконец-то тот не отданный моей родной бабушке долг, которая умерла без меня..

История пятая. Хранительница монастыря

Мариам Кавтарадзе 82 года. Она живетсовершенно одна в опустевшей деревне – хранит ключи от монастырского комплекса Ркони. Она встречает паломников, открываетдля них церковь и принимает к себе на ночлег монахов. Живет тем, что посеет в огороде, и тем, что даст корова.

Нет вокруг ни поликлиники, ни магазина. Транспорт тоже не ходит в эту деревню. Люди давно покинули ее из-за отсутствия элементарных условий жизни.

Большое путешествие четы Беляевых

Спрятанные от посторонних глаз монастырь Ркони VII века и мост Тамары в Грузии

Хотите отправиться на поиски затерянного в лесах уголка древней грузинской культуры? Тогда наш маршрут по Шида-Картли до средневекового монастыря Ркони и моста Тамары — как раз то, что вам нужно.

Будьте готовы к тому, что придётся идти через дикий лес и не встретить по пути никого, кроме бродячего пса, который будет сопровождать вас на всём вашем пути.

Содержание

  • Расположение и как добраться
  • Монастырь Ркони VII века
  • Арочный мост Тамары XII века
  • Что посмотреть рядом

Расположение и как добраться

Средневековый монастырь Ркони и мост Тамары находятся в районе Шида-Картли (центральная Грузия) в муниципалитете Каспи.

В Шида-Картли много отличных нетуристических достопримечательностей: например, 900-летний храмовый комплекс князей Магаладзе со смотровой башней, 1000-летний собор Самтависи с богатым резным фасадом, крепость Дриси (Тамариси) о которой не знают даже местные и ещё много всего.

Расположение монастыря Ркони: 77 км от Тбилиси и 46 км от города Гори. Из Тбилиси ехать больше 2 часов, из Гори — 1,5 часа. Как и всегда (если это касается нетуристичных троп) сначала вы будете ехать по хорошей трассе, а затем по грунтовой дороге. Так что желательно ехать не на легковушке.

Вбейте в Яндекс-карты или в Google-карты 41.807602, 44.224991 и навигатор приведёт вас на место.

Сначала вы доедете до села Ркони. Увидев мостик через реку Тедзами, оставляйте автомобиль. Дальше минут 20 придётся идти пешком.

Сразу после моста поворачивайте налево и идите вдоль реки.

Вдалеке, на высоком холме вы увидите Рконскую крепость. Мы туда не залазили, так как там кроме стен ничего не сохранилось. Наша цель — средневековый Рконский монастырь.

Мы посещали монастырь летом 2019 и зимой 2020 года. Зимой лес выглядит угрожающе: голые деревья, одинокая тропа и никого кругом. Денис сказал, что тут водятся медведи 🙂

Летом виды, конечно, совсем другие. К тому же от села Ркони нас сопровождал уличный пёс, который отлично знал дорогу и порой даже подсказывал её.

На самом деле, нужно просто идти по тропе и вы не потеряетесь.

По пути вы увидите камень с вырезанным рисунком. В Живом Журнале vartumashvili.livejournal.com сказано, что возможно, это древнее надгробие, но скорее всего это декоративный элемент от одной из церквей монастыря Ркони, утащенный и брошенный кем-то.

Монастырь Ркони VII века

Тропа вас выведет прямо к монастырю. Зимой он выглядит немного зловеще, не так ли? 🙂

Колокольня, первая встречающая путников, смотрится очень древней, но на самом деле это самая молодая постройка монастыря, возведённая в XVIII веке, когда монастырь уже перестал быть популярным.

Монастырь стоит у края ущелья, оберегая себя от непрошенных гостей. Место выбрано не случайно: монастырь выполнял функцию убежища. Согласно преданиям, лишь один враг смог найти монастырь. Это был Тамерлан, вторгшийся в Грузинское царство в конце XIV века и забравший себе южные и юго-западные области Грузии.

Общий вид на монастырь Ркони в Грузии, слева направо: колокольня XVIII века, базилика Девы Марии VII века и церковь Иоанна Крестителя XIII века. Ещё одна церковь XIII века не попала в кадр.

Минутка познавательной истории.

Крещение Руси произошло в X веке, а крещение Грузии значительно раньше, в IV веке. Вообще, Грузия одной из первых стран в мире, а точнее, вторая после Армении, приняла христианство в качестве государственной религии. Так что когда в Грузии уже было христианство, на Руси ещё в течение 6 веков процветало язычество.

К чему я это всё?

Согласно авторитетному ресурсу travelgeorgia.ru, с приходом христианства в Грузию (напоминаю, это IV век), началось масштабное строительство христианских базилик. Хронология такая:

  • с IV по VI век христиане строили только базилики;
  • с VI века строили и базилики и вошедшие в моду купольные храмы;
  • с X века базилики были окончательно вытеснены купольными храмами.

Так что когда Русь в X веке приняла христианство, базилики уже вышли из моды и на Руси (а это, считай, Россия, Украина и Беларусь) не было построено вообще ни одной базилики.

Итак, как выглядит базилика Девы Марии в монастыре Ркони? Это большое четырехугольное здание с двускатной крышей (на фото справа).

Это самая древняя постройка комплекса. VII век!

В XIII веке к базилике добавили резной притвор. Но 1400-летние стены оригинальной базилики VII века всё ещё видны. Это серая каменная кладка, на которой висит табличка.

Давайте ещё раз посмотрим на колокольню и базилику. Это уже зимний кадр. Совсем другое настроение, не так ли?

Напоминаю, что в XIII веке к древней базилике добавили резной узорчатый притвор. 800 лет узорам.

Заходим внутрь базилики. Есть настенные фрески и другие атрибуты религиозного места.

Убранство довольно скромное, здесь темно и пустынно.

Но если вы думаете, что это типично для Грузии, то это не совсем так. Например, в районе Самцхе-Джавахети мы посетили 800-летний монастырь Сапара с богатым убранством и неплохо сохранившимися фресками. А какой там свет!

Обязательно съездите в монастырь Сапара, даже если вы, как и мы, совсем не религиозны. Культура и искусство раньше были тесно связаны и самые интересные с исторической точки зрения места, имели обычно религиозный характер.

Читать еще:  Две Библии — два пути: зачем сектанты «обрезали» Писание?

Но вернёмся к нашим баранам. В прямом смысле этого слова, между прочим. Рядом с 1400-летней базиликой примостилась совсем молодая, всего лишь 800-летняя церковь Иоанна Крестителя. С символом барана на входе.

Церковь находится правее базилики. Денис с другом идут как раз мимо неё.

Декоративные украшения церкви.

Впервые встречаем такое крепление двери.

Резной потолок. Узоры каждого отсека похожи, но не идентичны. Благодаря этому потолок хочется рассматривать подольше.

Ещё разок взглянем со стороны церковь Иоанна Крестителя. Мрачно и готично 🙂

На краю обрыва стоит ещё одна небольшая зальная церковь с притвором. И летом 2019 и зимой 2020 она была закрыта.

На территории монастыря также сохранились каменные постройки, которые, скорее всего, играли роль двухэтажных хранилищ. Кто нам их показал? Правильно, бродячий пёс 🙂

Арочный мост Тамары XII века

В паре сотен метров от построек есть средневековый мост Тамары. Как его найти: вы увидите жёлтые указатели, идите по ним вдоль реки.

Этот арочный мост — лучший образец мостов средневековой Грузии. Денис впечатлён 🙂

В средние века здесь пролегал крупный торговый и военный путь Грузии, который связывал районы Шида-Картли с Джавахети и с Триалети, а затем, через Армению, и с Ближним Востоком. Видимо, именно по этому мосту и проходил торговый путь.

Мост Тамары датируется XII-XIII веками. Длина моста 12,5 метров, ширина 2,2 м. По нему можно ходить, мост в отличном состоянии. Он построен из битого камня и густого известкового раствора.

Мало что в Грузии сохранилось со средневековых времён в настолько хорошем состоянии.

Денис рассказывает, что высота моста 7,6 метра. Падать далеко, если что 🙂 Как здесь караваны ходили?

Если вы нас давно читаете, то знаете, что мы обожаем затерянные во времени места. Например, в Грузии это скрытый в горах скальный монастырь Ванис-Квабеби (как замена туристической Вардзии), на Шри-Ланке это скала Пидурангала (как замена Сигирии), на Бали это вулкан Батур, а уж во Вьетнаме сколько мы посетили малоизвестных нетуристичских мест уж и не сосчитать.

Но даже после такого бэкграунда монастырь Ркони с мостом Тамары нас умудрился впечатлить. Так что приезжайте, не пожалеете.

Я читала, что за мостом можно найти фрагменты крепостной стены. Но для этого нужно идти в лес, а там змеи, так что я мы решили не рисковать. Найдёте — пишите в комментах, что там сохранилось и стоит ли ехать ещё раз и искать стены.

Зато мы нашли очаровательную цветочную поляну, где можно устроить пикник или просто поваляться в густой мягкой травке.

Сейчас Ркони — это недействующий монастырь, то есть монахи тут не живут. Но грузинские семьи иногда приезжают сюда на христианские праздники. Однако, за оба раза посещения мы застали только 1 мини-группу путешественников, так что, думаю, почти всегда здесь безлюдно и очень тихо.

Когда мы вышли обратно к деревне Ркони, наш пёс-проводник махнул хвостом и убежал вдаль. Спасибо ему за компанию 🙂

Особенности посещения монастыря Ркони

Монастырь Ркони — не самый известный и популярный объект у туристов. Но очень интересный. Настоящий затерянный в ущелье сказочный храм, построенный 13 веков назад.

Это не просто место, где проводились службы. Во время многочисленных набегов на здешние земли люди искали за святыми стенами убежища. И находили. В связи с этим внешне храм больше напоминает крепость, коей он и являлся. Монастырь находится высоко в горах и когда-то был действительно неприступен.

В монастырский комплекс входит несколько строений, датируемых разными эпохами. Здесь видны остатки хозяйственных помещений, колокольня, базилика, построенная в VII веке. Самым старым строением комплекса является базилика.

Храм дошел до наших дней в хорошем состоянии. Внутри помещений на стенах сохранились остатки фресок. Фасады украшают резные каменные элементы.

Чуть глубже в ущелье за монастырем находится средневековый мост. Он заслуживает отдельного внимания. Он ведет через реку Тадзами к монастырю. Таких мостов в Грузии практически не осталось. Разве что несколько в Аджарии.

Лишь единожды до монастыря добрались завоеватели — в начале XV века. Войска Тамерлана опустошили окрестные селения и нанесли храму значительный ущерб.

В наше время Ркони не является действующим монастырем — уж очень он труднодоступен. Но здесь регулярно проводятся службы. В храме лежат свечки и записка — «20 тетри». Никаких сторожей, как вы понимаете, нет. Но, если вам захочется сделать что-то приятное для хранителей тайны монастыря, оставьте немного денег — они пойдут на правильное дело.

Посещение монастыря бесплатно. Если повезет застать там кого-то из служителей и попросить их об экскурсии, то они, скорее всего, не откажут вам в этом.

На входе в ущелье стоит еще одна интересность — Рконский замок. Если время позволяет, поднимитесь на башню. С нее открывается шикарный вид.

Добраться до монастыря достаточно сложно. Общественный и рейсовый транспорт туда не ходит, потому остается либо добираться на собственном авто, либо брать его в аренду. Стоит заметить, что лучше для этой цели подойдет джип, поскольку дорога довольно крутая и сложная даже летом, а в дождливую погоду вообще ехать не стоит.

Именно потому, что этот монастырь столь труднодоступен и отдален, посетить его будет еще интереснее. Он почти не тронут современным миром. Здесь можно ощутить себя таким настоящим, живым и в то же время таким маленьким и незначительным по сравнению с этими величественными многовековыми стенами, повидавшими многое за историю своего существования.

Скончалась игуменья Николо-Одрина монастыря – она восстанавливала обитель 20 лет

Она умерла 1 апреля – в праздник Входа Господня в Иерусалим, сообщает пресс-служба Брянской епархии. Чин отпевания и погребения игуменьи Мариам совершил митрополит Брянский и Севский Александр. Она похоронена монастырском кладбище. Над ее могилой планируется возвести часовню.

«Проводить в последний путь игуменью Мариам приехали родные и близкие, духовные чада, священнослужители, паломники из разных городов, – все те, кому она была дорога. Люди несли матушке розы, и с трудом сдерживали слезы, – до последнего не верилось, что ее земной путь закончился. Но скорбь сменялась радостью, ведь у Бога все живы. Несмотря на то, что в последние годы жизни Мариам болела, в ней было такое желание жить, такая бодрость духа, такая любовь к Богу и людям, что ее примером вдохновлялись многие», – сообщается на сайте епархии.

Митрополит Брянский и Севский Александр перед совершением чина отпевания отметил, что именно благодаря усилиям игуменьи Мариам монастырь был возрожден из руин и вернул чудотворную икону Божией Матери «Споручница грешных».

«Матушка пришла на руины, и с неиссякаемой энергией, упованием на Бога и ходатайством Царицы Небесной стала восстанавливать обитель…А главное – в обитель стали во множестве приезжать люди. Обладая глубокой верой и милостивым сердцем, матушка встречала каждого притекающего сюда с такой любовью, заботой, добротой и искренней улыбкой, что людям хотелось возвращаться сюда вновь и вновь. Игумения Мариам сумела создать крепкую монастырскую общину, для многих став духовной матерью. И за 20 лет служения матушки Николо-Одрина обитель расцвела», – рассказал митрополит Александр.

Игуменья Мариам (Шагарова) родилась 23 марта 1929 года в Уметском районе Тамбовской области в православной семье. Приняла монашеский постриг в 1994 году.

С 1994-го по 2014-й год игуменья Мариам являлась настоятельницей Карачевского Николо-Одрина монастыря, основанного в XV столетии. В Советское время монастырь был закрыт. На его территории располагались детская колония, военный полигон, детский дом, школа, швейная фабрика. К концу ХХ века последние сохранившиеся здания были на грани разрушения.

«Ни потолков, ни крыш, ни полов, ни окон, ямы зияли, аж ходить было страшно. Но когда привезли эту икону ( икону Божией Матери «Споручница грешных»), все дела пошли, Матерь Божия во всем нам помогала. Все сделали. Восстановили игуменский дом, возвели каменную ограду вокруг монастыря и надвратные ворота, построили сестринский корпус… А в 2004 году освятили вновь построенный деревянный храм в честь этого Святого образа», – вспоминала в 2013 году настоятельница Мариам.

С 2014 года игуменья Мариам была почетной настоятельницей Карачевского Николо-Одрина монастыря.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector