0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мечеть пророка

Мечеть пророка

Мечеть Пророка Мухаммеда или Аль-Масджид ан-Набави расположена на территории Саудовской Аравии в провинции Эль-Мадина в городе Медина ( M edina) и относится к типу Джами-мечети. Она была построена в 622 году и до сих пор является второй святыней Ислама после мечети Аль-Харам в Мекке (Заповедной мечети).

О мечети Пророка в Медине известно, что первое здание храма было построено еще когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ ( M uhammad), а последующие мусульманские правители предприняли много усилий для того, чтобы расширить и украсить святыню. В здании мечети Пророка ﷺ в Медине проводились общественные и культурные мероприятия, базировался суд и религиозная школа.

Камень Каабы

Каждый мусульманин в своей жизни должен хоть раз посетить Каабу, чтобы совершить хадж. Паломникам необходимо семь раз обойти Каабу против часовой стрелки в начале хаджа и еще семь — по его завершению. Многие мусульмане мечтают дотронуться до чёрного камня, вмонтированного в основание восточного угла кубической постройки.

По мусульманскому преданию, Аллах даровал этот камень изгнанному из рая Адаму после его покаяния, и первое время камень блистал ослепительным светом, который было видно за 4 дня пути до Мекки. Однако затем он почернел от прикосновений грешников, каждый из которых считал себя праведником. По другой версии, «Кааба стояла на белом холме, который сиял, как солнце и луна, — до тех пор, пока Каин не убил Авеля, и тогда камень стал черным».

Согласно научной точке зрения, данный камень является осколком метеорита, либо частью застывшей вулканической породы, поскольку ландшафт Аравии богат на потухшие вулканы и геологические редкости.

В средние века Чёрный камень был расколот и похищен сектой карматов, это племя считало хадж актом суеверия. Убив смотрителей и вставших на пути паломников, они выкрали Чёрный камень и раскололи его на несколько частей. Впоследствии камень удалось собрать воедино. Историки говорят, что были найдены не все его фрагменты. Сейчас он представляет собой несколько скреплённых цементным раствором кусков в серебряной оправе.

Кааба является одним из самых посещаемых мест на земле, где в любое время суток тысячи верующих совершают таваф (священный обход святыни). Из-за гигантского людского потока в хадж далеко не всем удаётся даже увидеть Чёрный камень, не то что дотронуться до него. Люди часами кружатся в импровизированных и хаотичных очередях, сверху напоминающих виражи. Примечательно, что до появления систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы, но даже они не могли удержать верующих от совершения тавафа практически вплавь.

Кааба в Мекке на Гугл-панораме:

Медина

В 430 км к северу от Мекки находится вторая мусульманская святыня на Аравийском полуострове — Медина.

Поселение было основано в последние века до нашей эры и имело название Йасриб. Первыми поселенцами были евреи, и еще долгое время большинство города составляли еврейские общины. Город получил свое нынешнее название благодаря Мухаммаду. В Медине находится могила пророка и здесь он провел большую часть своей жизни. Войдя в Медину, Мухаммад с помощью верблюдицы, которая остановилась в определенном месте, выбрал участок для своего будущего дома. Он купил этот участок у двух братьев за 10 динаров. На этом месте росли пальмовые деревья, находились руины древних построек и могилы. После того как захоронения перенесли и часть пальм вырубили, был построен дом, который затем стал заповедной частью Мечети Пророка. Но во времена Мухаммада он еще не считался священным, так как был жилым помещением и местом для обсуждения важных дел.

В VII в. дом был глиняным. Постройка включала в себя внутренний двор (около 50 кв. м), часть его была покрыта навесом (сделанным также из смеси глины и пальмовых листьев, с опорами из пальмовых стволов), который служил верующим укрытием от солнца. Именно такая структура постройки стала определяющей для первых мечетей. С восточной стороны были комнаты жен. В северной части находили себе приют бездомные. Молитвы осуществлялись в сторону Мекки, и ориентиром для этого служил навес. Однако был период, когда мусульмане обращали свои взоры к Иерусалиму, считая его главным священным городом. Йасриб, как уже было сказано, населяли еврейские общины, и Мухаммад, чтобы заручиться их поддержкой, начал осуществлять намазы в сторону Иерусалима. Но в 624 г. во время молитвы на него сошло откровение об изменении кыблы в сторону Мекки.

Все двери в дом были открыты. Правда, такой обычай существовал только тогда, когда намаз происходил в сторону Иерусалима. Когда молитвы стали происходить в сторону Мекки, открытой оставалась только одна дверь.

Мечеть пророка. Общая характеристика

Аль-Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка‎) — мечеть в Медине, являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке (мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — третья). Место погребения Мухаммада.

Изменения в мечети начались после смерти Мухаммада, когда место молитв вместе с могилой Пророка стало превращаться в центр паломничества. С каждым годом желающих побывать в святом месте становилось все больше, и, таким образом, возникла необходимость расширения постройки. Так дом Мухаммада постепенно стал превращаться в культовое место — мечеть. С годами и столетиями мечеть только увеличивалась.

Уже первые праведные халифы начали ее видоизменять, во времена правления Умара была сделана первая крыша, а при третьем халифе Усмане (644-656) был добавлен камень в качестве строительного материала и появился декор. Когда арабским государством стала править новая династия Омейадов (661-750) и столица была перенесена из Медины в Дамаск, в доме-мечети произошли серьезные изменения. Правитель Валид ибн Малик (705-715) приказал эмиру Медины Умару ибн Абд ал-Азизу перестроить мечеть, расширить ее и включить в постройку комнаты жён. Декор при этом дополнился мозаикой и мрамором. В начале XIII в. мечеть едва не погибла из-за извержения вулкана. Мечеть разрушалась в XIII и XV вв. Один раз в минарет мечети попала молния, и его пришлось восстанавливать. Золотой декор был добавлен в убранство мечети в XVI в . когда контроль над большей частью Аравийского полуострова перешел в руки Османской империи. Последняя большая реконструкция Мечети Пророка была выполнена в 1950-х гг., когда король Саудовской Аравии Абд ал-Азиз (1932-1953) подписал указ о новом расширении мечети. В 1951 г. вокруг священного места были скуплены дома, и за несколько последующих лет на реконструкцию мечети было потрачена около 50 млн риалов. Мечеть расширяется до сих пор. Наличие величественных зданий на просторах исламских владений говорит о могуществе исламской цивилизации и способности мусульман к оптимальному сочетанию духовных и материальных ценностей и созданию подходящих условий для их приумножения.

Читать еще:  Виктор Казанцев встречается с религиозными деятелями Кавказа

Принцип планировки этого здания был принят для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала. Мечеть также служила помещением для проведения культурных и общественных мероприятий, судом и религиозной школой.

В мечети многое сделано для удобства верующих, как, например, специальные большие зонты для предохранения от жары.

Мечеть Пророка является местом захоронения второго праведного халифа Умара и дочери Мухаммада Фатимы.

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной.

Счастье быть паломником: какие записи вели хаджии во время путешествия в Мекку, Медину и Стамбул

Хаджнаме: путевые заметки, мемуары, приключения и документалистика

Вот и подошел к концу хадж-2016. Скоро из Саудовской Аравии начнут возвращаться первые паломники, угощать всех водой Замзам и делиться впечатлениями об увиденном. Если сейчас для пересказа своего путешествия достаточно фотографий и видеозаписей, сделанных во время поездки, то сто лет назад верующие вели дневники о каждом дне. Колумнист «Реального времени» Альфина Сибгатуллина свой цикл колонок о хадже российских магометан завершает материалом о таком явлении, как хаджнаме.

Литературный жанр без строгих правил

Среди пяти столпов ислама, без исполнения которых невозможно быть истинным мусульманином, хадж является пятой и последней обязанностью верующего. Считается, что при совершении мусульманином паломничества в Мекку и Медину прощаются все грехи. Однако в виду различных причин не всем удается выполнить эту обязанность. Поэтому человек, имевший счастливую возможность совершить хадж, испокон веков пользуется большим уважением среди единоверцев, получает почетное звание «хаджи» и носит его до самой смерти. В некоторых регионах даже сейчас на дверях дома, где проживает хаджи, вывешивается зеленая дощечка с надписью, напоминающей о совершенном хозяином паломничества в святые для всех мусульман мира места.

До чего велико было раньше уважение к хаджиям, можно судить и по тем торжественным проводам и встречам, какие устраивали паломникам односельчане, соседи и многочисленные родственники. После приезда из Хиджаза новоиспеченного паломника в течение недели (а иногда и месяца) навещали родные и друзья, с удовольствием принимали от него различные экзотические подарки и гостинцы (эфирные масла, четки, намазлык, финики и т. п.) и обязательно водичку из святого колодца Замзам. Они, не без зависти, слушали увлекательные рассказы о путешествии хаджи по странам Востока. Некоторые паломники в пути вели и дневники, где подробно описывали все увиденное.

Торговля святой водой из колодца Замзам в Мекке. Фото idmedina.ru

Часть этих устных рассказов и путевых записей позже составили основу тех письменных произведений, которые называются хаджнаме. Это одна из разновидностей саяхатнаме, путевых записок, где пилигрим описывает свое путешествие в Хиджаз, процесс совершения хаджа, посещение святых мест. Хаджнаме является произвольным тематическим жанром и не имеет определенных условностей и канонов, поэтому существуют как прозаические, так и поэтические произведения, при этом как художественная сторона, так и содержательно-информационная суть данных произведений довольно сильно отличаются друг от друга. Для нас эти памятники имеют некую ценность, так как по таким источникам можно определить, например, маршруты российских паломников, места их остановок, условия пребывания в Османской империи, Египте, Афганистане, Индии, Сирии, Аравии и т. д., особенности прохождения таможен, карантинов, даже конкретные имена тех лиц, с кем они контактировали за рубежом, у кого получали наставления, чьи могилы посещали и прочее.

Хадж: и себя показать, и других посмотреть

Читая хаджнаме, написанные в XIX – начале XX веков представителями тюркоязычных мусульман Российской империи, приходишь к такому мнению, что совершение паломничества для многих из них являлось основной и зачастую единственной возможностью выйти из своей глубинки в «большой свет» и увидеть мир. Именно по причине хаджа, выезжая в путь, многие из них впервые в своей жизни сталкивались с достижениями цивилизации: ездили на поезде — «железной арбе без лошади», плавали на пароходе, катались на автомобиле. Мусульманину из Поволжья или Сибири все было в диковинку: огромные морские волны и безбрежное водное пространство, так же, как и пустыни с верблюдами и бедуинами, и караваны с огромным количеством паломников, и невыносимая жара, и устои жизни арабов. Обычно хаджнаме начинаются с детального описания атмосферы подготовки к дороге, прощания паломника со своей семьей, родственниками и односельчанами. Основу большей части таких сочинений, как уже сказано, составляют дневниковые записи, поэтому часто указываются точные даты, дни недели, порой даже час, как например: «В 1892 году, 4 марта, рано утром, напутствуемые пожеланиями огромной толпы провожающих, мы, шесть человек мусульман Уфимской губернии, тронулись от Уфимского вокзала в далекую Мекку, чтобы исполнить там религиозную обязанность (фарз)».

Читать еще:  В Италии проходят торжества, посвященные 500-летию со дня рождения Папы Пия V

Чувство тоски по родным постепенно проходило, вернее, забывалось на время, когда паломники в Одессе или Севастополе садились на пароходы и покидали пределы России. Новые места, новые события отвлекали их внимание: Золотой Рог, Босфор, Царьград, красоты и прелести чудных его окрестностей, мечети султанов Сулеймана, Махмуда, Ахмеда, Салима, Баязита; приморский, бойкий торговый город Смирна и острова Эгейского моря, Триполи, мечеть Омейядов в Дамаске, мечети Аль-Акса, Харам-шериф и Омара в Иерусалиме, небольшая крепость Ямбо, наконец, историческая священная Медина, «Вечный рай» («Джаннатуль-баки»), где покоятся родные и близкие пророка, величественная Мекка, главная святыня Кааба (Бейтуллах), знаменитый черный камень, колодец Замзам, обряды таваф и саги, долина Арафат, равнина Муздалифа, долина Мина… Хотя караванный путь на спине верблюда в глубоких плетеных корзинах «шюрдюфах» под тропическими жгучими лучами солнца, по песчаным аравийским пустыням и горам был тяжел и сопряжен с большими лишениями, паломники стойко переносили трудности, полагая, что они увеличивают заслугу хаджа. Но даже дальняя дорога продолжительностью в несколько месяцев, отрицательные эмоции, вызванные различными обманами, непривычным климатом, условиями жизни в Аравии, карантинами и т. д., не могли омрачить их восторг, связанный с пребыванием на Святой Земле.

Страница хаджнаме Хамидуллы-хазрата Альмушева. Фото idmedina.ru

Они были счастливы в истинном смысле этого слова, так как могли ходить по той священной земле, где жили пророки трех религий, совершать молитву в той мечети, которая помнит самого Любимца Аллаха, утолить жажду водой из святого колодца. Находясь в Хиджазе, паломники, независимо от возраста и расы, гражданства и языка, чувствовали родство между собой, знакомились друг с другом, расширяли свой кругозор, представляя наглядным образом идею религиозного единства. Безусловно, хадж в Мекку и Медину был и является одним из действенных средств объединения последователей ислама разных стран в единую религиозно-политическую общину.

Стамбул, как много в этом звуке…

Обратная дорога, Джидда, Синайские горы, Порт-Саид и Стамбул…

Нужно отметить, что в хаджнаме довольно подробно рассказывается о пребывании паломников в Стамбуле. Это объясняется тем, что в Османской империи, чей султан считался халифом всех мусульман-суннитов, тюркоязычным российским подданным оказывали теплый прием. Как известно, Стамбул из века в век считался основным перевалочным пунктом для российских мусульман по пути в священные города Мекку и Медину. Здесь путники могли передохнуть после Черного моря, набраться новых физических и моральных сил для продолжения дальней дороги через пустыни и моря, а также запастись продуктами и водой.

Как видно из путевых записей, паломники, благополучно проходившие таможню, в Стамбуле устраивались в «ханах» — постоялых дворах или карвансараях. Но многие имели здесь также знакомых или родственников и останавливались у них. Паломники находились в Стамбуле самое малое неделю и не теряли времени впустую: вели оживленную торговлю, посещали наиболее интересные для мусульманина места. Многие считали своим долгом посещение (зийарат) мавзолеев святых, коих было довольно много в городе, мечетей. Но, прежде всего, всем хотелось увидеть реликвии пророка Мухаммеда (отпечаток ноги, одежду (хирка-и саадат) и его сподвижников (сахаба-и кирам). О них описывается почти во всех указанных произведениях.

Религиозные деятели с передовыми взглядами ходили в библиотеки Айасофия, Баязид, Фатих, в музей восковых фигур янычаров, в чудесный сад султана Абдулхамита, где много бассейнов, озер, лодок и автомобилей. Для купцов же настоящим музеем являлся «Чаршы кябир», большой базар, где продавалась всякая всячина, в том числе антиквариат, золото, серебро.

Мост через Золотой Рог в Стамбуле. Фото idmedina.ru

Скорей бы домой!

Чувство выполненного долга перед Всевышним, восторг от увиденного во время самого процесса хаджа в путевых записях постепенно сменялись невыносимой тоской по родным, с которыми уже не виделись четыре — шесть месяцев, усталостью и материальными затруднениями… Скорей бы домой! Сочинено немало грустных, проникновенных песен на эту тему в такие минуты паломниками, чувствовавших себя в «гурбат», то есть вдали от Отчизны. И само понятие «Родина» становилось шире для паломника: в начале пути оно больше означало родное село, волость и, может быть, уезд, но, побывав в Турции, Сирии, Египте, Аравии и других странах, в зависимости от выбранного маршрута, паломник из провинции начинал ощущать себя гражданином большой и сильной империи — России.

Например, Абульманих Каргалы (1782 — после 1833) из далекого Оренбуржья, приехавший в составе посольства Бухарского эмира в Константинополь, после того как совершил хадж, не смог долго удержаться на службе и уехал в родные края. В начале своего стихотворного «Саяхатнаме» (1817) он с гордостью сообщает о себе, что является гражданином «Московского государства», которое, по его наблюдениям, ни в чем не уступает тем странам, в которых он побывал. Поэт осмеливается даже критиковать османского султана, египетского эмира и арабского правителя за их различные недостатки в государственной политике.

Другой автор «Хаджнаме» (1872) Гали Чокрый (1826 — 1889), выходец из темного башкирского аула, также восхищается цивилизацией в Российской империи, сравнивает ее общественные порядки с порядками в странах, посетивших им, и ему кажутся удобными, чистыми и ухоженными вокзалы и порты именно в России. Поистине, чтобы узнать цену родной земли, нужно побывать в чужбине. Это доказывал себе почти каждый паломник…

Читать еще:  Более 400 паломников отправятся в малый хадж прямым авиарейсом из Грозного

Хаджнаме, как документальному, литературному, мемуарному и приключенческому жанру Востока, не грозит исчезновение. Пока жива мусульманская умма, ее будет вечно тянуть в Мекке-и-мукаррама (Благородная Мекка, – прим. ред.) и Медине-и-мунаввара (Лучезарная Медина, – прим. ред.). Каждый будет проходить и переживать путь на Святую Землю по-своему, потому что счастье всегда индивидуально. Это блаженное чувство, переживаемое паломником во время посещения родины Пророка, составляло и будет составлять основу тех произведений, которые именуют «хаджнаме».

Справка

Альфина Тагировна Сибгатуллина — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва).

  • В 1979 году с отличием окончила среднюю школу.
  • В 1984 году с отличием окончила Елабужский государственный педагогический институт (специальность: русский язык и литература, татарский язык и литература). Принята на кафедру русского языка.
  • В 1990 году в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН РТ защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция концепции личности в татарской поэзии XIX века».
  • В 2000 году в Казанском государственном университете защитила докторскую диссертацию на тему: «Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности)».
  • В 2002 году присвоено ученое звание профессора.

Медина: экскурс в историю

История Медины восходит еще к тем временам, когда шли войны между Моисеем и амалекитянами. До прихода пророка Мухаммеда этот город был крупным еврейским центром на Аравийском полуострове. Тут жили преимущественно кланы, основной религией которых был иудаизм.

Медина стояла на торговом пути, поэтому очень часто люди останавливались тут отдохнуть, запастись едой и прочими припасами, необходимыми в дороге. Долгое время Медина принимала странников и помогала им, однако со временем жители города тоже начали развивать сферу торговли и даже отправлялись в другие страны.

В 622 году пророк Мухаммед вынужден был бежать из Мекки, и поселился в этом, небольшом на то время, городке. В 632 году Мухаммед скончался, однако за десять лет жизни в этом месте он коренным образом изменил привычный ход вещей в городе на многие века. Его учения остались глубоко в сердце жителей Медины, все больше людей стали обращаться в ислам, и с тех пор город стал очень религиозным и, более того, Медина стала вторым по значению городом после Мекки в мусульманском мире.

Кланы Кайнука и Надир, которые на протяжении многих веков жили тут, в 627 году были истреблены: мужчин вырезали, а женщин и детей продали в рабство. Дело в том, что они не хотели принимать новую веру и готовили покушение на Мухаммеда. Пророк смог узнать об этом заранее и избежал злой участи, однако за предательство по отношению к братским народам, которые живут бок-о-бок с ними, мусульмане решили уничтожить Кайнука и Надир.

Мусульмане направляются в Мекку

На десятый день месяца рамадан восьмого года хиджры Пророк Мухаммад ﷺ покинул Медину и направился в Мекку во главе де­ся­ти тысяч своих сподвижников. Остановившись в местечке Марр аз-Захран, они поставили свои палатки и зажгли десять тысяч ог­ней, осветив долину .

Накануне завоевания Мекки ислам принял один из лидеров курайшитов Абу Суфйан. Именно Абу Суфйан, оповестил жителей Мекки о надвигающейся военной мощи, во главе с пророком Мухаммадом ﷺ и предостерег её жителей от сопротивления этой армии. Абу Суфьян, использовал следующую фразу, которой почтил его Пророк ﷺ : «В безопасности будет тот, кто войдёт в дом Абу Суф­йана». Однако курайшиты, в числе которых была и жена Абу Суф­йа­на — Хинд бинт ‘Утба, были разгневаны его поведением .

На подходах к Мекке, между мусульманами и язычниками происходили короткие сражения .

Захват мечети Аль-Харам в ноябре 1979 года

20 ноября 1979 года мечеть Аль-Харам вместе с 6000 находившимся в тот момент людьми была захвачена группой боевиков из 500 человек. Главарь группы ал-Утайби требовал, чтобы нефть не продавалась Соединенным Штатам, а государственное изобилие не растрачивалось, и потребовал низложить династию Саудитов. Первая попытка штурма мечети была отбита, вторая попытка началась 22 ноября: была предпринята атака на ворота мечети — но без успеха. Затем была предпринята третья атака, на этот раз силами 3000 солдат при поддержке 12 бронетранспортеров и пяти вертолетов. Но террористы из ракетных установок уничтожили 3 БТР и сбили вертолет. Тогда король обратился к Франции за помощью. Это было единственное исключение для лиц другого вероисповедания. 4 декабря французский спецназ штурмовал мечеть, погибло 200 боевиков и 250 заложников.

Как добраться до Мекки

В ту часть Саудовской Аравии, где находится Мекка и Медина, сегодня лучше всего добираться самолетом. Ближайший аэропорт размещен в городе Джидда, расположенном в нескольких десятках километров от Мекки.

Из Джидды в священные города проложена линия высокоскоростной железной дороги, с ее помощью можно за два с половиной часа добраться до Медины и менее чем за полчаса – до Мекки.

Между городами Саудовской Аравии существует удобное автомобильное и железнодорожное сообщение, и на каждом вокзале или автобусной станции вам непременно укажут, где находится Мекка и как до нее добраться.

Однако не все паломники предпочитают пользоваться современными видами транспорта. До сих пор известны случаи, когда люди отправлялись на хадж пешком, как в былые времена.

Таким образом, все правоверные мусульмане прекрасно знают, где находится Мекка, в какой стране они бы ни жили. А для представителей всех других вероисповеданий есть один очень простой способ узнать это. Достаточно взглянуть на любую мечеть, в любом городе мира: ее михраб обязательно будет направлен в ту сторону, где Мекка находится.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector