0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мгарский монастырь – сердце Полтавщины

Содержание

Мгарский монастырь – сердце Полтавщины

В ЧЕМ СМЫСЛ ЕВАНГЕЛЬСКОГО РАССКАЗА О ЧУДЕСНОМ ЛОВЕ РЫБЫ

  • 10.10.2021
  • Автор: Администрация монастыря
  • Оставьте комментарий на В ЧЕМ СМЫСЛ ЕВАНГЕЛЬСКОГО РАССКАЗА О ЧУДЕСНОМ ЛОВЕ РЫБЫ

Прочтенный евангельский отрывок повествует, как вы слышали, о проповеди Господа Иисуса Христа большому количеству людей. И берег, где Он находился, так плотно был занят людьми, желающими послушать проповедь, что Господь должен был войти в одну из лодок и уже оттуда продолжать наставлять народ. Среди рыбаков, которые трудились на этих лодках, были и ученики Его: Симон, […]

ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА, ИЛИ КАК ПОНЯТЬ «НЕБЕСНУЮ АРИФМЕТИКУ»?

  • 09.10.2021
  • Автор: Администрация монастыря
  • Оставьте комментарий на ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА, ИЛИ КАК ПОНЯТЬ «НЕБЕСНУЮ АРИФМЕТИКУ»?

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – xеловек, которому были открыты высочайшие тайны Царствия Небесного, бездонные глубины духовного неба. Именно ему Церковь усвоила символ орла, т. е. птицы, которая устремляется ввысь и парит выше всех остальных птиц. Человек, которого первого в церковной истории назвали Богословом. Потому что это прозвище точно отражало и сущность самого святого […]

«Да приидет Царствие Твое». О чем мы молимся этими словами?

  • 06.10.2021
  • Автор: Администрация монастыря
  • Оставьте комментарий на «Да приидет Царствие Твое». О чем мы молимся этими словами?

Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Рассказать о том, что мы можем узнать о Царствии Небесном из Евангелия и Ветхого Завета, как понимать призывы Христа и о чем мы молимся, призывая Его Царствие, мы попросили священника Сергия Круглова.

Архиерейское богослужение в Мгарской обители

  • 03.10.2021
  • Автор: Администрация монастыря
  • Оставьте комментарий на Архиерейское богослужение в Мгарской обители

3 октября 2021 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, после Воздвижения, Высокопреосвященнейший Филипп, митрополит Полтавский и Миргородский, священноархимандрит Спасо-Преображенского Мгарского монастыря возглавил Божественную литургию в обители.

ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ?

  • 02.10.2021
  • Автор: Администрация монастыря
  • Оставьте комментарий на ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ?

Священное Писание неоднократно рассказывает, как враги Господа нашего старались задать Ему вопрос-провокацию, чтобы «уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лк. 11:54). Для этого ими придумывались всевозможные софизмы и хитросплетенные вопросы. Вот и в сегодняшнем евангельском чтении повествуется об одном таком случае. Строкой выше прочтенного евангельского отрывка есть важное уточнение: «фарисеи, услышав, что Он […]

ОТКАЗ ОТ ЧТЕНИЯ – ПУТЬ К УТРАТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

  • 30.09.2021
  • Автор: Администрация монастыря
  • Оставьте комментарий на ОТКАЗ ОТ ЧТЕНИЯ – ПУТЬ К УТРАТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

30 сентября отмечается Всеукраинский день библиотек, только вот сегодня эти самые библиотеки практически пустые. Похоже, люди читают всё меньше, что не может не отразиться на работе мозга. Я прекрасно понимаю, что проблема чтения книг напрямую вроде как не связана с духовной жизнью и ее можно было бы не затрагивать, но высказаться на данную тему, думаю, […]

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Мiръ Украина Полтавская область село Мгарь Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский монастырь — мужской монастырь Полтавской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается над живописной Сулой, маня к себе все новых искателей даров небесных. Сердца паломников раскрываются здесь навстречу чему-то несказанному, непостижимо высокому и давно желанному. Мир иной стучится в души людей тишиной и радостью, которые в суете будней, увы, нам недоступны.

Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI вв. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные.

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой.

Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии.

Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны.

Предание, о котором вспоминает Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы.

В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский).

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев.

В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова.

С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко).

В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий.

Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия.

На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский).

В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

В начале 30-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Современное состояние [ править ]

Возрождение этой святой обители началось лишь в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — Митрополит Полтавский и Миргородский. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ.

  • Спасо-Преображенский собор
  • Теплая церковь в честь святителя Афанасия Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца
  • Скитская церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Святые [ править ]

  • Святитель Афанасий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец
  • Святитель Иоасаф, епископ Белгородский
  • Святые преподобномученики Мгарские
  • Святитель Афанасий (Вольховский), епископ Полтавский
  • Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский
  • Преподобный Паисий Киевский
  • Патриарх Константинопольский Серафим (Анин)
  • Митрополит Киевский Исаия (Копинский)
  • Митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский)
  • Архимандрит Феофан (Обмок)

Святыни [ править ]

  • Чудотворная икона Божией Матери «Лубенская-Владимирская» (XIX в.)
  • Икона святителя Афанасия (Пателлария) Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца с частицей мощей
  • Икона святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского с частицей мощей
  • Икона святителя Афанасия (Вольховского), епископа Полтавского с частицей мощей
  • Икона святителя Илариона (Юшенова), епископа Полтавского с частицей мощей
  • Икона святых преподномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей
  • Икона священномученика Александра (Петровского), архиепископа Харьковского с частицей мощей
  • Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского чудотворца с частицей мощей
  • Могила преподобномучеников Мгарских
  • Ковчег с частицей Честнаго Животворящего Креста Господня и с частичками мощей:
    • Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
    • Святителя Николая Мирликийского Чудотворца
    • Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского
    • Преподобного Кукши Одесского
    • Святого праведного Ионы Одесского
    • Соловецких святых
    • Святой великомученицы Варвары
    • Мученика Серафима
    • Мученика Харлампия
    • Мученика Феодосия

Престольные праздники [ править ]

  • Преображение Господне — 19 августа
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
  • Афанасий III Пателарий, патриарх Константинопольский, Лубенский, cвятитель — 15 мая

Как добраться [ править ]

Адрес: 37536, Украина, Полтавская область, Лубенский район, с. Мгар

Паломнику [ править ]

О возможности остановки в монастыре лучше уточнить по телефону +38 095 611 41 36.

Расписание богослужений:

  • 6:00 – Утренние молитвы и полунощница
  • 6:45 – Часы и Божественная литургия
  • 17:00 – Вечернее богослужение: 9-й час, вечерня, повечерие, утреня, 1-й час и молитвы на сон грядущим.

После вечерней службы ежедневно совершается крестный ход вокруг монастыря.

  • В среду после полунощницы читается акафист Божией Матери
  • В четверг богослужение совершается в Благовещенском скиту и после полунощницы читается акафист преподобномученикам Мгарским
  • 6:00 – Утренние молитвы и полунощница
  • 8:00 – Молебен с акафистом святителю Иоасафу Белгородскому
  • 9:00 – Часы и Божественная литургия
  • 11:00 – Панихида
  • 17:00 – Всенощное бдение
  • 7:00 – Утренние молитвы
  • 8:00 – Молебен с акафистом святителю Афанасию Патриарху Цареградскому, Лубенскому чудотворцу
  • 9:00 – Часы и Божественная литургия
  • 17:00 – Вечернее богослужение
Читать еще:  Предстоятель: Кто выполняет Закон Божий – становится святым

Фото [ править ]

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Мгарский мужской монастырь

Мгарский монастырь – сердце Полтавщины

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Мгарский монастырь

Немного собственных впечатления и наблюдений
Мгарский монастырь расположен над живописной рекой Сула, неподалеку от города Лубны Полтавской области. Ощущения от этого места самые солнечные, уютные и светлые.Здесь легко думается и дышится.
Неподалеку от входа в монастырь, на водонапорной башне, свили гнездо аисты, а сам монастырь летом утопает в разнообразных цветах.

М-м-м. А как там всё пахнет! %)

Экскурсию для нас проводил молодой эрудированный монах, который, помимо прочего, заведует компьютерными делами. У монастыря есть собственный сайт www.mgarsky-monastery.org. От рассказов о монастыре туристы постепенно увели монаха к темам духовным, расспрашивали о различных философских вещах. Монах ничуть не сконфузился, а легко, просто и современно отвечал на них. После встречи с ним мое мнение о монахах как людях темных и консервативных сильно изменилось…

Гнездо аистов на водонапорной башне. Вид на монастырь.

На стенах Свято-Преображенского собора, о котором сказано чуть ниже, есть много интересных элементов.

Например, эти загадочные звери — беззубый и зубастый

И практически исчезнувшие фрески с птичьими гнездами

История Мгарской обители
По преданию первые монахи-отшельники поселились на Мгарской горе еще в X–XI веках.
Мгарский Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1619 году Исаией Копинским на средства княгини Раины Вишневецкой, сестры Петра Могилы и вдовы собственника огромных феодальных владений.
В повести «Близнецы» Тарас Шевченко упоминает такую легенду о монастыре: «. дочери лютого Еремии Вишневецкого снился сон, что она в раю и ее оттуда вывели ангелы, говоря, что если она своим коштом выстроит храм Божий близ города Лубен, то поселится уже на веки вечные в раю».
В 1622 году Исаия Копинский основал здесь православное братство, противостоявшее окатоличиванию левобережных украинцев.
В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Константинопольский патриарх Афанасий III Пателарий. Он сильно заболел и, предчувствуя скорую смерть, завещал похоронить себя на территории мгарской обители.
Константинопольских патриархов всегда хоронили в сидячем положении. Так поступили и с Афанасием. Патриарха похоронили в храме, под амвоном, в каменном склепе в деревянном кресле. Спустя много лет митрополит Газский Паисий, посетив монастырь, попросил показать ему гробницу. Когда ее открыли, то обнаружили хорошо сохранившиеся мощи Афанасия. Через некоторое время он был канонизирован, и на поклон к нему начали приходить с надеждой на исцеление тысячи людей.
По сведениям украинского историка Д. Яворницкого, жена легендарного атамана Запорожской Сечи Сирка, которая «вельми хворала», получила исцеление именно в Мгарском монастыре от мощей святителя Афанасия.
После 1936 года мощи были перенесены в кафедральный Благовещенский собор города Харькова.

Святитель Афанасий на фреске в монастырском дворе

В 1692 году на месте существующей на территории монастыря деревянной церкви, на средства гетманов И. Самойловича и И. Мазепы был возведен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн Баптист).

В 1736 году сильный пожар уничтожил большинство сооружений, но монастырь был восстановлен. Императрица Елизавета пожертвовала монастырю огромную по тем временам сумму — 2000 рублей. Благодаря этому был отстроен главный храм и главный корпус келий. Основная часть архива монастыря, к сожалению, не уцелела.
С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко). Икона святителя хранится в Казанской церкви, что на Лысой Горе в Харькове. Мощи святителя находятся в Преображенском соборе Белгорода. По делам церкви митрополит Иоасаф много раз бывал в Харькове. Кроме того, Горленко состоял в родственных отношениях с семьей Квиток. Приезжая из Белгорода, останавливался и жил на Основе у Квитки.
В 1785 году на месте, где любил уединяться святой Афанасий, была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Монастырь до реставрации (wikipedia.org). Вид на Спасо-Преображенский собор с колокольни

Виды с колокольни в разные стороны

Икона Божией Матери в соборе. Оборонная башенка монастыря. Колокольня

В монастыре жили, в основном, запорожские казаки, принявшие монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. В монастыре также побывали Петр І, Т. Шевченко, А. Пушкин, И. Мазепа…
На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский).
В XVII–XVIII веках была создана летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

Скитская церковь Благовещения. Необычная икона

Благовещание. Архангел Михаил

Еще две интересные иконы церкви

Первое невеселое нелирическое отступление — большевистское
В 1911 году Мгарский монастырь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Об этом событии в «Полтавских епархиальных ведомостях» писали так:

«22 августа посетила лубенский Спасо-Преображенский монастырь Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Навстречу Великой Княгине, к 5-часовому киевскому утреннему поезду выехал из монастыря настоятель архимандрит Александр. Ее Высочество прибыла в сопровождении гофмейстера Корнилова и трех сестер милосердия московской Марфо-Мариинской общины…
Откушав чаю в покоях настоятеля, Ее Высочество со свитой и почетными гостями изволила осматривать обитель. С молитвенным настроением прошла она по липовой алее, насаженной руками святителя Иосафа Белгородского, взяла на память кусочек дуба святителя Афанасия, приобрела в иконно-книжной лавке много икон святителя Афанасия. При этом Ее Высочество благодарила за гостеприимство, а особенно за доставленное Ей молитвенное утешение благолепным служением и трогательным исполнением песнопений старинного церковного напева.
Удостоив разделить с почетными гостями скромную трапезу, предложенную Ее Высочеству отцом настоятелем монастыря, Великая Княгиня еще раз прошла в собор, приложилась к монастырским святыням и, милостиво простившись с провожавшими, отбыла на станцию Лубны для дальнейшего следования в Москву через Белгород…»

Княгиня считалась одной из первых красавиц среди европейских принцесс, обладала очень приятным голосом, хорошо пела, рисовала, составляла с большим вкусом букеты цветов. В ночь на 5 (18) июля 1918 года Елизавета Фёдоровна, вместе с пятью князьями, сестрой Марфо-Мариинской обители и управляющим делами великого князя Сергея Михайловича, была сброшена большевиками в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска, где умерла от голода и ран. В 1992 году Елизавета была причислена к лику святых Русской православной церкви.

В августе 1919 года большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.
Напоминанием о большевистских временах в храме является расстрелянная икона святой Александры. Её лик изрешечен солдатскими пулями. Его не реставрируют специально — в назидание потомкам.

Княгиня Елизавета (wikipedia.org). Расстрелянная икона святой Александры

Второе невеселое нелирическое отступление советское
В начале 30-х годов ХХ века на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа».
С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады.
В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Возрождение обители началось в 1993 году. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. В монастырской лавке можно приобрести мед, хлеб, квас местного производства. Здесь же можно купить христианскую литературу на любой вкус.

Монастырская пасека. Дорога

Мемориал народной скорби
Рядом с монастырем находится небольшой пруд. А за ним, на холме в 1993 году был открыт Мемориал народной скорби «Голодомор-1933». Инициатором его создания выступил украинский писатель Олекса Коломиец. Атвором проекта стал Анатолий Игнащенко. Мемориал в виде огромного колокола с маленькими колокольчиками впечатляет. Жаль только, не запомнила я фразу, написанную на нем. Рядом нашла разломанные часы с символической надписью — «Украина».

Мгарский монастырь – сердце Полтавщины

Мгарский монастырь с золотыми звездами на куполах, построенный на возвышенности, виден на многие километры вокруг. Его новая история насчитывает всего несколько лет. Хотя появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI векам. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные.

Целительская деятельность братии была настолько успешной, что в свое время Петр І, возвращаясь этими местами после Полтавской битвы, велел учредить здесь первую полевую аптеку.

В иконной лавке, как и в храме, снимать не разрешено. Но меня поразил “ассортимент”: изделия из золота, множество церковных книг, сотни икон самых разных размеров. Такого изобилия церковных товаров я не видела ни в Киево-Печерской Лавре, ни в Почаевской Лавре.

Я была здесь лет десять назад летом, в отдельных клетках сидели павлины. Сегодня на этом месте клетки с голубями и двумя ястребами:

По количеству следов у клеток можно догадаться о популярности этого места, особенно у детишек.

Голубь почему-то получился во флере белого облака, в святом месте – святые и голуби

Еще один пернатый невольник:

Предание, о котором вспоминает Т.Г.Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы.

Я отдаю себе отчет, что средства немалые были нажиты семейством Вишневецких за счет использования своих феодальных владений. Но, невольно возвращаясь к настоящему, известны ли случаи, когда современники — богатые люди (в т.ч. и вдовы) совершают подобные поступки, заботясь о духовном? Если Вам известны что-либо о богоугодных делах, совершаемых ныне, откликнитесь, пожалуйста, в комментариях. Очень интересно.

В 1692 году, на месте деревянной церкви, на средства гетманов Самойловича и Мазепы был построен каменный красавец-собор по проекту архитектора Иоанна Баптиста, автора Троицкого собора в Чернигове. Ему помогал Мартин Томашевский, а после смерти И.Баптиста работу закончил мастер А. Пирятинский. Плотничьи работы выполнил «тесельский мастер» Д. Ворона. В росписи монастырских стен принимал участие известный украинский художник Иван Максимович.

Внешние стены храма декорированы орнаментами:

Освящал новопостроенный 7-главый собор митрополит Киевский . Но в 1728 году центральный купол собора обвалился. После восстановления в 1754-м собор стал пятиглавым.

Внутреннее убранство храма сегодня скромное, восстановлена роспись Николая Чудотворца, оставлена для потомков нереставрированной фреска с изображением великомученицы Александры.

В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, храм посетил константинопольский патриарх Афанасий. В январе 1653 года он путешествовал в Москву, где был принят с любовью и щедро одарен милостыней. В конце 1653 года на пути домой святитель тяжело заболел и был вынужден остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. 25 февраля 1654 года его торжественно и гостеприимно встретили отец игумен с братией по чину, в священных ризах. Когда игумен о. Петроник подошел к нему под благословение, Святейший Патриарх прорек ему: «Желает душа моя в этом монастыре грешное тело мое погребсти». Пророчество святителя о своей кончине сбылось через месяц его пребывания в монастыре. Патриарх был похоронен по оставленному им завещанию в этом монастыре в усыпальнице Преображенского собора по восточным традициям в патриаршей одежде и… сидя.

Читать еще:  В Китае ограничили нахождение в Тик-Ток детей младше 14 лет

Уже через восемь лет после блаженной кончины Афанасия были найдены нетленными его мощи. Митрополит Газский, Паисий (Лигарид), посетил обитель Мгарскую и возвестил игумену Виктору откровение, которое было ему на пути: явился ему сам святитель Афанасий и открыл о мощах своих, что почивают под соборным амвоном.

Действительно нетленными были обретены святые мощи, и митрополит, посовещавшись с игуменом и братиею, донес о драгоценном сокровище, таившемся в недрах земли, восседавшему тогда на кафедре Киевской митрополии Иосифу Тукальскому, который управлял епархиею южной России, как независимый Экзарх Патриаршей области Царьграда.

«Когда с благословения Киевского митрополита открыли гробницу, наполнилась церковь благовония, и обрели Святейшего патриарха тело цело, только у правой руки, которой он держал посох, пальцев двух или трех нет. Священная одежда, что была на Святителе с тела его спала и истлела, на чем сидел он кресла сгнили, целыми обрели только палицу да посох». На мощи Святейшего патриарха надели новые ризы и положили в церкви Преображения Господня снаружи. В ознаменование чудес; бывших до открытия честных мощей и при открытии их, на новой гробнице тогда же была сделана такая надпись:

«Всемогущий и Непостижимый Бог почивающего Святейшаго патриарха Константинопольскаго Афанасия прославити благоволил чудотвореньми плотию неистленна и благодати преисполнена во дни Благочестивейшаго Государя, Царя, Великаго Князя Алексия Михайловича. 1662 года. Февраля 1».

1 февраля 1662 года был осуществлен соборный чин канонизации святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе Харькова.

В 1785 году на месте, где любил уединяться святой Афанасий, была заложена колокольня. Отдельно стоящая колокольня в стиле классицизма была достроена только в 1844 году.

На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский).

В 1785 году был основан и скит с теплой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1889-1891 гг. в скиту на месте старой часовни сооружена каменная однокупольная церковь свт. Афанасия (ныне Благовещенская).

…По длинной аллее идем от храма к скиту. В морозном воздухе запах силоса, дорога ведет мимо скотного подворья. Лают собаки…

Церковь закрыта. На территории скита – ни одной живой души. Пес на цепи голоса не подал…

Ежегодно стекаются многочисленные богомольцы в обитель на день святителя Афанасия. Памятный знак — новодел о пребывании в храме свт. Афанасия :

Но кто же он, святой Афанасий?

Вот какие любопытные исторические сведения о нем мне удалось найти. http://wishnewez.org.ua/html/mgarsk.html

В начале 1654 года, на обратном пути из Москвы к Константинополь, в Лубнах, главном на то время городе Левобережной Украины, остановился цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Он происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов.

Родился он в 1597 году на острове Крит, получил блестящее разностороннее образование. Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его. Будущего святителя влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца, в 1623 году, св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Вскоре он стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Свт. Афанасий перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе.

В 1626 году святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван.

За свои труды и духовные дарования он был назначен Константинопольским патриархом Кириллом I проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 году — епископом Фессалоникийским (Солунским). Но Кирилл Лукарис был изгнан турецкими властями и, 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, святитель Афанасий был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриаршество и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель остался верен Православию. С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений и многого другого.

С 1634 года свт. Афанасий трижды занимал Константинопольскую патриаршую кафедру, терпя при этом притеснения и скорби. Церковь в Костантинополе тогда очень бедствовала, потому патриарх ее неоднократно обращался к русскому царю за помощью и поддержкой. А затем святитель сам отправился в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

Возвращаясь в Константинополь в феврале 1635 года от тяжелого дорожного пути потревожились раны, полученные патриархом еще в Фессалоникийской тюрьме, тело его опухло, и он умер «яко мученик, яко Святитель, подавая благословение всем христианам, которых при жизни еще своей благословлял». Это произошло 5 апреля 1654 года. Местное предание свидетельствует, якобы святитель Афанасий, сидя на горнем месте во время чтения Евангелия, отдал чистую душу свою небесному Пастыреначальнику. Но такое предание, вероятно, основано на том, что покойный святитель похоронен был в сидячем положении, по древнему обычаю патриархов восточных.

Церковь в честь Преображения Господня была в то время еще деревянной и достаточно убогой по скромным началам обители. Промыслом Божьим главной драгоценностью монастыря, его духовным сокровищем должен был стать именно святитель Афанасий, Вселенский Патриарх.

Предчувствуя приближение кончины, святитель Афанасий составил краткое духовное завещание, в котором распределил часть принесенной им милостыни царской по разным церквам и монастырям греческим и валашским (молдавским и румынским), оставив некоторую часть и Мгарской обители, как залог своей благодарности за ее гостеприимство. Игумен, братия монастыря и свита патриарха, выполняя последнюю волю святого Афанасия, похоронили его в храме Преображения Господня под амвоном перед царскими вратами, в сидячем положении, как принято погребать восточных патриархов. На него были надеты все священные одежды, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидящего вложили в каменную гробницу.

Известны многочисленные факты исцеления телесного и духовного, уверовавших и просящих об исцелении у Святого Афанасия. О них, в частности упоминается здесь.

В 60-х гг. XIX века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его мощах. В 1901 году, при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, Патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».

Празднование памяти его установлено — 2/15 мая, в день памяти соименного святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского

В целом за счет твердой позиции в борьбе против расширения унии на украинских землях монастырь быстро набрал популярности и поддержку среди казачества. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий.

В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

В начале 30-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Возрождение этой святой обители началось лишь в 1993 году.

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге Вы заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю и известное на всю Украину село Мгар.

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 году на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским).

В состав комплекса монастыря входят:

Преображенский собор, 1684 г.

Колокольня, 1785 г.

Дом настоятеля, 1786 г.

Гостиница, вторая половина XIX в.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в.

В 1654 год, 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь, в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородский патриархов его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован.

В 1663 году, когда незадачливый сын Богдана Хмельницкого Юрась был вынужден принять постриг, то именно в Мгарском монастыре он тянул свою монашескую лямку. Тащил под именем Гедеона.

Спасо-Преображенский собор
В 1684 году на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра (Иоанна Баптиста – автора Троицкого собора в Чернигове) в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 году. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович.

В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII столетия при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

Читать еще:  Митрополит Афанасий (Николау) о налоге на глупость

В 1728 г. обрушился центральный купол сооружения, а в 1736 г. оно пострадало от пожара. При восстановлении в 1754 г. изменился облик памятника: уменьшилось количество куполов (5 вместо 7), появился лепной декор. Здание каменное, прямоугольное в плане, трехнефное, шестистолпное, пятиглавое; из общего объема выступает граненая апсида; угловые башни и трансепт отмечены на фасадах ризалитами. Фасады разделены широким карнизом, оформлены ионическими пилястрами, завершены живописными фронтонами, характерными для гражданских зданий. Особый интерес представляет лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично, даже в интерьере они не связаны с религиозной тематикой. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры.

Памятник – одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы.

Колокольня
В 1785 году на месте, где любил уединяться Афанасий Лубенский, патриарх Цареградский (позже прославленный как святой) была построена колокольня в стиле барокко.

Колокольня, начата в 1785 г., достроена в 1837–1844 гг. Включена в кольцо ограды и служила главным входом на территорию монастыря. Кирпичная, трехъярусная, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. В плане первый ярус представляет собой квадрат с закругленными углами, остальные – круглые. Увенчана полусферическим куполом. Фасады первого яруса оформлены четырехколонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Верхние ярусы прорезаны высокими арочными проемами, украшены спаренными колоннами – ионическими во втором ярусе и коринфскими – в третьем и двумя рядами ниш.

Памятник является произведением архитектуры в стиле барокко.

Дом настоятеля, 1786 г.

Представляет собой каменное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание в стиле классицизма. Устроенная на главном фасаде обширная лоджия ограничена четырьмя тосканскими колоннами.

Гостиница, вторая половина XIX в.

Вытянутое в плане двухэтажное здание под четырехскатной крышей с простыми, лишенными украшения фасадами.

К 1917 году в монастыре сохранялись святые мощи Афанасия Лубенского. Патриарх который здесь умер, возвращаясь из Москвы в Константинополь. Святитель Афанасий причислений к лику святых в 1662 году. Сейчас мощи его находятся в Благовещенском соборе Харькова.
Мгарский монастырь всегда играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины. В 1622 году известный церковный деятель Исаия Копинский создал здесь братство, активно противостояло окатоличиванию левобережной Украины.

Население монастыря состояло в основном из бывших запорожских казаков. В 1663 году в монастыре под именем монаха Гедеона находился сын Богдана Хмельницкого, Юрий.

С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. Его преемником стал Иларион Рогалевский.

На территории монастыря были похоронены немало выдающихся церковных деятелей: киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), Константинопольский патриарх Серафим Анин, архиепископ Тобольский Амвросий Келембет, епископ Мефодий Писнячевський. В 1781-1786 годах в монастыре находился знаменитый вдохновитель Колиивщины о. Мелхиседек (Значко-Яворский). Обо всех этих незаурядных личностей остались сведения в летописи Мгарского монастыря, сохранившаяся в архивах.

В 1773 году в монастыре произошел большой пожар, от которого обитель значительно пострадавшая.

В XVII-XVIII веках здесь была создана Мгарская летопись.

При монастыре был основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Теплая церковь, конец XIX в. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, двухъярусное, одноглавое, завершено невысоким шатровым на восьмигранном барабане куполом с главкой. Плоскость стен раздроблена многочисленными нишами, сдвоенными и строенными окнами. Фасады увенчаны фронтонами различной формы. В интерьере сохранились остатки масляной росписи.

Построено в характерном для того времени псевдовизантийском стиле.

В 1889 году по благословению епископа Полтавского Илариона было решено на холме монастырского сада вместо часовни построить церковь, а местность, окружавшую курган, отделить от монастырского сада каменной стеной, поставить забор и дать этому месту название и значение монастырского скита. 25 сентября 1891 (день памяти преподобного Сергия) состоялось освящение новой церкви. Освящение совершил лично владыка, прибывший специально с этой целью в Лубенский округ.

Монастырь в свое время посетили почти все гетманы Украины, многие из которых жертвовали значительные средства на ее содержание. Среди меценатов монастыря отличился Людвиг Дант, принц Гессен-Гамбургский. Здесь побывали Петр I, Пушкин, Шевченко, почти все классики украинской литературы ХIХ-ХХ веков.
Монастырь играл важную роль в духовном становлении святого блаженного старца Паисия Киево-Печерского, уроженца Лубен, который еще мальчиком посещал обитель.

Рядом с Афанасьевский скитской церковью (теперь она называется Благовещенской) высится огромный крест. Он установлен на месте захоронения 17 Мгарский монахов, которых расстреляли в 1919 году большевики.

Но 1919 год, это было только начало. В 1922 году из монастыря была изъята и отправлена в Харьков серебряная рака Афанасия, которая весила более 4 пудов. Впоследствии в Харьков были забраны и мощи самого Афанасия. Сейчас они находятся в кафедральном харьковском Благовещенском соборе.

После утверждения советской власти на Украине монастырь был закрыт. С началом сталинских репрессий в монастыре был патронат для детей «врагов народа», а с 1937 года размещался дисциплинарный батальон.

После второй мировой, с 1946 года, в бывших монастырских помещениях были устроены военные склады, а с 1985 – пионерский лагерь. Годы осквернение привели к запустению монастыря. Здесь сохранились: разграблен Преображенский собор; колокольня; кельи XVIII века; Благовещенская церковь, превращенная в кухню; разрушены дом настоятеля и странноприемница. Почти не сохранились кельи XVII века. В ските сохранилась Афанасьевская (Благовещенская) церковь и часть каменного забора.

Возрождение этой святой обители началось лишь в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне – Архиепископ Полтавский и Миргородский. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ.

37536 Украина, Полтавская область, Лубенский р-н, с. Мгарь. Спасо-Преображенский монастырь. Тел./факс (05361) 5-48-06

orhidea777

Мысли, если они есть

  • Свежие записи
  • Друзья-приятели
  • Архив
  • Личная информация
  • Добавить в друзья
  • RSS

Мгарский монастырь

На выходных посчастливилось побывать в прекрасном уголке на Полтавщине, в Мгарском монастыре. Впечатления от увиденного превзошли все мои ожидания. Мгарский монастырь — духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается она над живописной рекой Сулой. Земля здесь такая богатая и красивая, что невозможно налюбоваться и надышаться. Недалеко от этих мест находится Миргород с минеральными водами и все прочие места из рассказов Гоголя. Можно сказать, что это сердцевина Украины и природа Полтавской земли — отражение самых лучших и характерных черт настоящего украинца, в котором есть физическая красота, певучесть, философское спокойствие и неторопливость.

Монастыри находятся в самых красивых местах, на возвышенности и на удалении от людских поселений. К сожалению, киевские монастыри уже утратили этот дух отшельничества и отстранения, большой город влияет на дух монастыря. Поэтому после посещения этой обители я получил неимоверный заряд энергии и насладился монастырской красотой и здешним спокойствием.

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится недалеко от провинциального, но очень древнего города Лубны, известного по документам с 988 г. ( период Крещения Руси).Чтобы попасть в обитель, нужно подъехать к горе Мгарь. Меня еще до поездки заинтересовало название, которое непривычно для славянского уха. Название это со времен татаро-монгольских нашествий и слово это означает на их языке — стоянка.

Мемориал народной скорби «Голодомор-33». Это насыпной курган, над ним установлен большой колокол, который завершается Крестом. На колоколе надпись: «Голодомор-1933 — когда уходит один человек с ним умирает мир. Когда же миллионы идут в пропасть, тогда умирает уже целая Галактика».

Мозаичная икона Богородицы.

Зелени здесь очень много, май был довольно влажным. И даже купола зеленые.

Вид на территорию монастыря с постройками, гостиницей. Вдали виднеется необычайный скит, о нем я расскажу позже подробнее.

Монастырь старинный. Во время революции последних монахов, которые оставались в обители расстреляли большевики. Казнь семнадцати человек была именно в праздник Преображения, в престольный праздник Преображенского монастыря.

Вход в главный храм.

Колокольня. Виды оттуда потрясающие.Вообще, она закрыта для посетителей, только один раз в году после Пасхи открыт доступ, но нас пустили. Благодаря тому, что с нами в группе были священники. Кстати, женщинам на колокольню почему-то не разрешается.

У входа монастыря на водонапорной башне аист свил гнездо.

В этом доме снимался эпизод в фильме «Свадьба в Малиновке», кажется бал там был. Сейчас это домик митрополита Полтавского.

Территория монастыря очень ухожена. Парковая зона,цветники, беседки, водоем с черепахами. Особенное место занимает монастырский птичник с орлами и совами, а также гуляющие павлины, аисты, индюки. О его жителях отдельный рассказ.

Монашеская трапезная (столовая).

Собаки и кошки тут тоже спокойные.

Количество братии насчитывает 25 человек.

Мозаичная икона Константинопольского патриарха Афанасия, который очень почитается в монастыре. Цареградский патриарх во время путешествия остановился на некоторое время в обители, тут же он и скончался († 1654 ). Его мощи оставались здесь, но потом были перенесены в Харьковский кафедральный собор. Интересная деталь, что мощи практически единственные в мире подобного рода, потому что . сидячие. Говорят, что тапочки у святого стираются время от времени и их меняют, что символизирует его путешествующего по миру в молитвах.

Попробовал воду на монастырском дворе. Хорошая.

На территории много скамеек и они все белые. Необычно и напоминают какую-то эпоху давно ушедших дней.

На стене композиция. Скорее всего это изображение Марии и Её Сына Христа послераспятия. Голубь — символ Духа Святого.

Какие-то хозяйственные постройки или жилые помещения.

Красавец храм с золотыми звездами.

Место для фотографирования в санях.

Вид сверху. Лепота.

Образ, известный как Нерукотворный образ Христа Спасителя.

Сохранились и монашеские келии 17 века.

Монастырская пасека. В монастыре есть сад, есть и пастбища с коровами, и другим хозяйством. Трудятся монахи, и это хорошо.

Мудрый кот, который гуляет по монастырю сам по себе.

Еще один монашеский корпус. Чем не санаторий?)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector