0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митр. Антоний (Паканич) о вере в жизни А. П. Чехова

Содержание

Православная Жизнь

Сообщение об ошибке

Митр. Антоний (Паканич) о вере в жизни А. П. Чехова

Великий и до сих пор неузнанный Чехов… Эпохальная личность… Гений слова и духа…

Сложнейшие художественные замыслы и неординарные задачи, воплощенные в его творческих шедеврах, исполнены искания смысла жизни, правды, Бога, различных ипостасей природы человека, его чаяний и неудач, взлетов и падений…

Чехов утверждал, что в течение многих лет выдавливал из себя по каплям раба. Его жизненный путь – это Возрождение… По четкому замечанию Паустовского, стоит разложить фотографии Чехова по годам – от юношества до последних лет жизни, чтобы воочию убедиться, как постепенно исчезает с его внешности легкий налет мещанства и как все строже, значительнее и прекраснее делается его лицо и все изящнее и свободнее его одежда.

В конце жизни писателя складывается странная ситуация: Чехова, вроде, все любят, никто не отказывается от его денег, помощи, советов, им восхищаются, но никто не заботится о нем, не сострадает, нет рядом близкого человека. Чехов слабеет с каждым днем. Единственное, что у него остается, – творчество.

При слабом теле, мозг писателя работал идеально. Он много напишет, включая пьесу «Три сестры», доведет до печати 16 томов собраний своих сочинений и под занавес жизни выдаст «Вишневый сад».

Антон Павлович не строил никаких теорий, никаких философских концепций. У него нет громоздких размышлений Льва Толстого, претендующих на религию. У Чехова вообще нет законченности. Везде он ставит троеточие. Будто оставляет своим героям, которые, конечно, списаны с реально существующих людей, «воздух», дает им возможность жить дальше своим умом, развиваться в соответствии со своей природой.

Он не стал холодным и безжалостным рационалистом, судящим о мире свысока. Своих героев, как и людей, он наблюдает только, а не осуждает. Чехов сопереживает им, сам запутывается в их жизнях, сам вместе с ними пытается пробраться по загадочным лабиринтам, которые представляют собой наши жизни.

Интерес к вере Чехов пронёс через всю жизнь, о чём свидетельствуют письма и подборка книг духовного содержания в его библиотеке. В своих письмах и записных книжках Чехов всегда стоял как будто бы не «за» и не «против» религии, а против религиозной сумятицы в головах, против некритичного ответа на вопрос о существовании Бога: «Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью…», оставляя человечеству надежду на познание настоящей Истины.

Сострадательная любовь Антона Павловича к людям по воспоминаниям современников, была «требовательной и действенной»: «…нет ни низших, ни высших, ни средних нравственностей, а есть только одна, а именно та, которая дала нам во время оно Иисуса Христа…»

Очевидной становится главная черта Чехова — самопожертвование. Он как никто страдал за людей и стремился им помочь, был скромен, как подлинно великий человек. Презирал чванство, спесивость, хвастовство. Он сам себя воспитал и показал нам урок порядочности по отношению к людям и к своему призванию – писательству. К.Г. Паустовский вспоминает:

«Во всей огромной литературе о Чехове, во всех воспоминаниях о нем нет ни одного слова о том, что Чехов когда-нибудь плакал. Его слезы видел только писатель Тихонов (Серебров)… Рассказ Тихонова производит потрясающее впечатление. То были скрытые от всех ночные слезы одинокого, по существу, брошенного и умирающего человека. И слезы свои и свои страдания Чехов скрывал по своей доброте, по огромному своему мужеству и благородству, — только для того, чтобы не омрачать жизнь близких, чтобы не причинять окружающим даже тени неприятности».

Показательной является деятельность А. П. Чехова, предложившего себя в качестве «холерного врача» во время эпидемии 1892 года и безвозмездно обслуживавшего 26 соседских деревень и монастырь Давидова пустынь.

Революция, прочувствованная писателем, была неизбежной… Кто, как не он, стал рубить прекрасный цветущий вишневый сад, осознавая, что его время миновало и будущее ломит старый уклад.

Максим Горький вспоминал: «Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники! В хлопотах о постройке дома в Ялте он говорил:

– Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Иногда Антон Павлович выходил в сад, но тайком, чтобы не разбудить и не напугать мать и сестру. Мучила бессонница, и он долго бродил в ночной темноте один, как бы забытый всеми, несмотря на то, что слава его уже жила во всем мире…

Завещание Чехова в краткой фразе, которую он вложил в уста одной из своих героинь: «Умей нести свой крест и веруй».

Митрополит Антоний (Паканич) – о духовном законе, ключах спасения и пути к любви

Отвечать на Божественную любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия

– Владыка, мы приближаемся в Рождеству. Каждый из нас идёт своей дорогой ко Христу – уникальной и неповторимой. Но путь к Нему – это всегда путь к любви, так как любовь – основной закон бытия. Как Вы понимаете этот закон?

– Любовь – это великий дар Божий, которым Господь награждает нас в ответ на наши усилия. Любовь невозможно навязать другому человеку, равно как и невозможно самому искусственно исполнять эту заповедь. Ты либо чувствуешь любовь в своем сердце, либо нет. И парадокс заключается в том, что все мы испытываем недостаток любви в мире, и вместе с тем понимаем, что это то, на чем этот мир все еще держится, а значит любовь присутствует в нашей жизни.

И эта любовь – Божественная. Апостол Иоанн, по праву названный апостолом любви, говорит о нашем отношении к Богу: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Это значит, что наша любовь – это всего лишь отклик на любовь Божественную, взаимный ответ Тому, Кто уже любит нас. И ради этой любви к нам Бог не только создал всю вселенную, но и Сам принял наше естество, чтобы на кресте в страшных муках пострадать за нас. Отвечать на эту любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия, которые на этой любви держатся. Наш жизненный опыт прямо показывает, что все, что противоречит любви – ненависть, злоба, жадность, похоть и самолюбие, способно повредить личность и даже уничтожить жизнь не только отдельного человека, но и целого общества, народа, а возможно и всего человечества.

Разве найдется хоть один человек, который не согласится с тем, что любовь делает жизнь счастливой и полноценной? И если любовь не подменять похотью, то мы увидим ее силу. Мы увидим, как она меняет, преображает человека, делает его счастливым, а мир вокруг – радостным. Поэтому апостол Павел и говорит: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). И мы должны приложить максимум усилий, чтобы исполнять в своей жизни самую главную заповедь христианства: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Как говорили святые отцы, без любви добра не бывает. И если открыть свое сердце Господу, трудиться над собой в свете евангельских заповедей, то мы обязательно почувствуем в своем сердце главный закон бытия – любовь к Богу и ближнему.

Все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом, а вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях

– Что же происходит, если человек нарушает духовный закон?

– Происходит то же самое, что и при нарушении любого другого закона – физического или гражданского. Едва ли кто-нибудь захочет спорить с законом, например, земного притяжения, ибо это закончится плачевно. И все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом. А вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях этого. И хотя кажется, будто выбирая путь беззакония, человек нивелирует действие закона духовного, на самом деле это не так. Независимо от нашего выбора, закон действует, пусть и не моментально, пусть и не очень явно, но всегда и для всех.

Духовный закон – это голос самого Бога, который мы слышим в своей совести, и который звучит через Священное Писание, Его святые заповеди. Все проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни, связаны с нарушением этого закона, ибо он дан для того, чтобы мы жили полноценной жизнью, исполняя заповеди и пребывая в согласии со своей совестью. Как сказал Пушкин устами одного из своих персонажей, «жалок тот, в ком совесть нечиста».

Преступая духовный закон, человек лишается не просто внутреннего покоя, но самих основ бытия. Происходит распад личности, возникает чувство пустоты, неудовлетворенности жизнью, и в конечном итоге – эта черная дыра поглощает человека. Чтобы этого избежать, нужно помнить, что закон дан по причине нашего несовершенства, которое нужно исправлять. Мы должны жить в гармонии с Богом и людьми, со своей собственной совестью. Созидание полноценной духовной личности, достижение полноты бытия невозможны без исполнения духовного закона.

Рождественская служба в Киево-Печерской Лавре

Почему Лесков нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

– Цикличность истории никто не отменял. На примере творчества Лескова, который внимательно изучал всё, что было связано с Церковью и её служителями, можно выявить все болезни и явления, которые мы наблюдаем сегодня. В одном из писем он написал: «Более чем когда-либо верую в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя». Относится ли это высказывание к нашему времени?

Читать еще:  Виртуальная SIM-карта Гравител.

– Весьма показательно, что эти слова были сказаны в эпоху служения преподобного Амвросия Оптинского, святителей Филарета Московского (Дроздова), Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия Херсонского (Борисова), апостола Сибири митрополита Иннокентия (Вениаминова), Феофана Затворника (Говорова) и многих других. Сам писатель родился, когда еще был жив преподобный Серафим Саровский, а молодость пришлась на время расцвета оптинского старчества. И он нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

Нужно отдать должное литературному гению Лескова. Такие его произведения, как «Очарованный странник» и «Леди Макбет Мценского уезда», поистине являются жемчужинами русской классической литературы. Моими любимыми произведениями Лескова являются «Соборяне» и «На краю света». Но при этом нужно все же отметить, что Николай Семенович вряд ли являлся голосом истинного религиозного народного самосознания. После 1880 года наблюдается отход великого писателя от Церкви. Наверное, ему ближе был Лев Толстой (с которым он весьма сдружился в то время), чем оптинские старцы.

Как весьма точно подметил профессор Дунаев, в натуре Лескова во всём властвовала стихия. И она иногда увлекала его слишком далеко, и в писательской, и в семейной, и в бытовой, и во всех прочих сферах жизни. Недаром сам Лесков это состояние подвластности стихийным влечениям характеризовал так: «ведёт и корчит». Вело и корчило его часто и в религиозных исканиях. Об одном из произведений Лескова Достоевский отозвался очень резко: «Много вранья, много чёрт знает чего, точно на луне происходит». Конечно, Лесков художник правдивый, он всегда избегал намеренной неправды. Но следует не забывать о том, что у него возможно ненамеренное искажение реальности.

Многих интересует вопрос – правда ли то, о чём поведал Лесков в поздних произведениях, раскрывающих человеческие недостатки православного духовенства? И ответ очевиден – правда. То есть всё это в жизни встречалось. Равно как встречается и в наше время. Едва ли не более жёсткие обвинения церковной жизни можно встретить даже у святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Но ничего нового в признании этой правды нет, лишь ещё одно подтверждение, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Однако Лесков совершает в своей критике одну принципиальную ошибку – он переносит грех отдельных людей на Церковь как на средоточие благодати. Но человек, отклоняющийся в грехе от Христа, отклоняется и от Его Церкви. Необходимо разделять этих отклонившихся и праведность мистического Тела Христова. Лесков такого разделения не совершает. И в этом – его неправда.

Ещё важнее понять неправду лесковского обличения тех, кто был прославлен Церковью в лике святых: святителя Филарета (Дроздова) и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Оно имеет ту же причину, что и в творчестве писателя – невозможность постижения духовной высоты при помощи душевного воззрения. Несмотря на патетические рассуждения писателя о том, что он верит в «великое значение Церкви», Лесков все же отверг духовное значение Церкви в народном бытии. Тут либо духовность Церковью и впрямь была утрачена, либо слишком расположившись к душевному, Николай Семенович заслонил от себя духовное, и тем вынужден был обращаться к своим иллюзиям и химерам.

Если говорить о первом, то сама история показала, что спустя всего чуть более двадцати лет после смерти Лескова, Церковь явила целый сонм новомучеников и исповедников, которые во времена богоборческих гонений, живым примером явили такую силу духа, что сомневаться в духовности Церкви и в наличии у Нее «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя» уже не приходится. Уверен, что эта сила, несмотря на многие проблемы, остается в Церкви Христовой и в наше время. И останется вовек, как говорил о том Сам Спаситель: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

«Бог спасает нас не без нас». Как Церковь спасает людей?

– Согласно христианской эсхатологии (учению о конце времен), Церковь после Второго Пришествия явится как Царство Небесное, как обожение святых праведников, «мир» же как совокупность греховных связей и «испорченных» грехом творений уничтожится — «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10). Церковь не ставит перед собой утопической цели преображать мир, ее цель, по словам апостола Павла, «спасти хотя бы некоторых». Как Церковь спасает людей?

– Как сказал святитель Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Спасение души – это путь соработничества Бога и человека, когда в ответ на наши усилия Бог дает Свою благодать, оказывает нам помощь и содействие. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20), – говорит Спаситель. Спасение открывается нам через некую внутреннюю дверь сердца, ключи от которой находятся у нас самих. Господь приходил в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Он преподал людям Свое Божественное учение, показал личный пример для подражания и, самое главное, в крестных муках искупил человечество от греха, проклятия и смерти. И теперь этот путь, который прошел Христос от Голгофы до воскресения и вознесения, открыт каждому из нас.

Святые отцы говорили, что только тот человек воскреснет со Христом, кто с Ним сначала распнется. Поэтому Церковь предлагает нам путь несения креста, которое проявляется в самоотверженности, исполнении заповедей, послушании воли Божьей. И одновременно Церковь – это источник воскресения, неиссякаемый родник благодати, спасающей и преображающей человека. Той благодати, которая есть только в Церкви и открывается в ее Таинствах. Все, что требуется от нас, – откликнуться на призыв Господа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Все остальное приложится.

Какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием?

– Что Вы цените больше всего в людях?

– Больше всего я ценю в людях порядочность. Буду откровенен, мне легче общаться с людьми верующими. Наверное, это не случайно. Ведь любые положительные качества личности тесно связаны с евангельскими добродетелями. Когда мы слышим о христианских добродетелях, то часто не задумываемся над тем, какое огромное значение они имеют для частной и общественной жизни человека. Кому приятно иметь дело, например, с эгоистом, который думает только о себе и в любой решающий момент может просто предать тебя ради своих личных интересов? Не нужно объяснять, насколько неблагонадежно связывать свою жизнь с людьми, одержимыми греховными страстями – будь то пьянство или скупость, блуд или тщеславие.

Общаясь с любым человеком – дома или на работе, по личным или служебным делам – мы подспудно ждем от него, по крайней мере, самых элементарных человеческих качеств: порядочности, честности, надежности. Все это в полной мере раскрывается в человеке тогда, когда он не замыкается в кругу своих личных интересов, а, по слову Спасителя, готов отвергнуться себя ради Бога и ближних (Мф. 16, 24). Казалось бы, какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием? Эта связь прямая. Путь Евангельского самосовершенствования – это путь преодоления всего того, что отравляет наши человеческие взаимоотношения.

Христос пришел для того, чтобы объединить всех, а для этого каждому из нас нужно работать над собой – становиться добрее, искреннее, быть отзывчивыми, а если надо, то и жертвовать ради ближних своими личными интересами. Такие взаимоотношения будут крепкими, и такие человеческие качества всегда будут ценными, ибо на них основаны понятия дружбы, преданности, чести и, конечно же, человеческой порядочности.

Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея

– Какая Ваша любимая притча из Евангелия?

– Моя любимая притча – о пастыре добром, ибо она явилась определяющей в моем жизненном выборе. В этой притче Христос указывает на Себя, как на истинного Доброго Пастыря, приводящего пасомых к жизни вечной и на значение для всех нас Его пастырства. Не случайно излюбленные образы пастыря и овец особенно часто встречаются в Священном Писании, ведь в них глубокий внутренний смысл. Овцы – это самые кроткие и беспомощные животные, которые особенно нуждаются в заботах, защите от волков и других грозящих им опасностей. Их благополучие всецело зависит от пастыря.

Так и души человеческие, которым угрожают козни мироправителя тьмы века сего (Еф. 6, 12), то есть диавола, подвержены лжеучениям, соблазнам и различным опасностям, отравляющим душу влияниям этого мира. Поэтому все мы остро нуждаемся в едином, истинном Божественном Пастыреначальнике – Иисусе Христе. «Я есмь Пастырь Добрый» (Ин. 10, 14), – сказал Спаситель и указал при этом на отличительное свойство истинного пастыря: на самоотверженную любовь к овцам, даже до смерти. Это и доказал Господь на деле Своей добровольной искупительной смертью на Кресте для спасения рода человеческого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – говорит Господь. Выражением этого подвига, несомненно, является священническое призвание, которое свершается по примеру служения Иисуса Христа.

Эти евангельские образы с детства запечатлены в моем сердце и оказали такое огромное влияние, что определили мой жизненный путь, и я за это бесконечно благодарен Богу. Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея. Дай Бог нам всем хотя бы приблизиться к этому идеалу.

Митр. Антоний (Паканич) о вере в жизни А. П. Чехова

Митр. Антоний (Паканич) о вере в жизни А. П. Чехова

На сайте Правозащитного общественного движения « Правда и Вера » опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония :

Великий и до сих пор неузнанный Чехов… Эпохальная личность… Гений слова и духа…

Сложнейшие художественные замыслы и неординарные задачи, воплощенные в его творческих шедеврах, исполнены искания смысла жизни, правды, Бога, различных ипостасей природы человека, его чаяний и неудач, взлетов и падений…

Чехов утверждал, что в течение многих лет выдавливал из себя по каплям раба. Его жизненный путь – это Возрождение… По четкому замечанию Паустовского, стоит разложить фотографии Чехова по годам – от юношества до последних лет жизни, чтобы воочию убедиться, как постепенно исчезает с его внешности легкий налет мещанства и как все строже, значительнее и прекраснее делается его лицо и все изящнее и свободнее его одежда.

Читать еще:  В Дагестане убит преподаватель мусульманской школы

В конце жизни писателя складывается странная ситуация: Чехова, вроде, все любят, никто не отказывается от его денег, помощи, советов, им восхищаются, но никто не заботится о нем, не сострадает, нет рядом близкого человека. Чехов слабеет с каждым днем. Единственное, что у него остается, – творчество.

При слабом теле, мозг писателя работал идеально. Он много напишет, включая пьесу «Три сестры», доведет до печати 16 томов собраний своих сочинений и под занавес жизни выдаст «Вишневый сад».

Антон Павлович не строил никаких теорий, никаких философских концепций. У него нет громоздких размышлений Льва Толстого, претендующих на религию. У Чехова вообще нет законченности. Везде он ставит троеточие. Будто оставляет своим героям, которые, конечно, списаны с реально существующих людей, «воздух», дает им возможность жить дальше своим умом, развиваться в соответствии со своей природой.

Он не стал холодным и безжалостным рационалистом, судящим о мире свысока. Своих героев, как и людей, он наблюдает только, а не осуждает. Чехов сопереживает им, сам запутывается в их жизнях, сам вместе с ними пытается пробраться по загадочным лабиринтам, которые представляют собой наши жизни.

Интерес к вере Чехов пронёс через всю жизнь, о чём свидетельствуют письма и подборка книг духовного содержания в его библиотеке. В своих письмах и записных книжках Чехов всегда стоял как будто бы не «за» и не «против» религии, а против религиозной сумятицы в головах, против некритичного ответа на вопрос о существовании Бога: «Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью…», оставляя человечеству надежду на познание настоящей Истины.

Сострадательная любовь Антона Павловича к людям по воспоминаниям современников, была «требовательной и действенной»: «…нет ни низших, ни высших, ни средних нравственностей, а есть только одна, а именно та, которая дала нам во время оно Иисуса Христа…»

Очевидной становится главная черта Чехова — самопожертвование. Он как никто страдал за людей и стремился им помочь, был скромен, как подлинно великий человек. Презирал чванство, спесивость, хвастовство. Он сам себя воспитал и показал нам урок порядочности по отношению к людям и к своему призванию – писательству. К.Г. Паустовский вспоминает:

«Во всей огромной литературе о Чехове, во всех воспоминаниях о нем нет ни одного слова о том, что Чехов когда-нибудь плакал. Его слезы видел только писатель Тихонов (Серебров)… Рассказ Тихонова производит потрясающее впечатление. То были скрытые от всех ночные слезы одинокого, по существу, брошенного и умирающего человека. И слезы свои и свои страдания Чехов скрывал по своей доброте, по огромному своему мужеству и благородству, — только для того, чтобы не омрачать жизнь близких, чтобы не причинять окружающим даже тени неприятности».

Показательной является деятельность А. П. Чехова, предложившего себя в качестве «холерного врача» во время эпидемии 1892 года и безвозмездно обслуживавшего 26 соседских деревень и монастырь Давидова пустынь.

Революция, прочувствованная писателем, была неизбежной… Кто, как не он, стал рубить прекрасный цветущий вишневый сад, осознавая, что его время миновало и будущее ломит старый уклад.

Максим Горький вспоминал: «Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники! В хлопотах о постройке дома в Ялте он говорил:

– Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Иногда Антон Павлович выходил в сад, но тайком, чтобы не разбудить и не напугать мать и сестру. Мучила бессонница, и он долго бродил в ночной темноте один, как бы забытый всеми, несмотря на то, что слава его уже жила во всем мире…

Завещание Чехова в краткой фразе, которую он вложил в уста одной из своих героинь: «Умей нести свой крест и веруй».

Митрополит Антоний (Паканич): духовные размышления о разном

Как распознать свое безверие: 3 основных признака

Теория и практика

Почему апостола Фому назва­ли неверующим? Кто из апостолов поверил, не увидев? Все сначала увидели, а потом поверили… Как же может уверовать современный человек, не увидев Христа?

Мы можем Его увидеть. Благо­даря титаническим трудам святых отцов. Это их заслуга, что учение о Личности Иисуса Христа приобре­ло ту возможную огранку, которая соответствует Священному Писа­нию, церковному Преданию и на­шему восприятию.

Святые отцы не создавали новое учение, они, по словам преподоб­ного Викентия Лиринского, лишь назвали старые вещи новыми име­нами. Они дали нам те формулы человеческого понимания, через которые Божественное Откровение становится доступным. И Христос оживает.

Благодаря усилиям святых отцов, многие из которых жизнь свою по­ложили за чистоту церковного ве­роучения, мы верим в Триединого Бога, верим в Господа нашего Иису­са Христа, истинного Бога и истин­ного Человека, в котором Божеская и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, верим в то, что во Хри­сте действует не одна воля, а две: и Божеская, и человеческая. Догматы веры — необходимая теория. Но как обстоят дела с практикой? Ведь все святые стали практиками, они не только указали путь, по которому нужно двигаться, но и сами его оси­лили. К сожалению, многие из нас, изучив теорию, не переходят к дей­ствиям, так и оставаясь всю жизнь в рядах многословных и всезнаю­щих теоретиков. «Блаженны слы­шащие и исполняющие»: важно не просто слушать слово Бога, важно исполнять его, реализовывать в своей жизни. Читая Евангелие, мы слышим Самого Христа. Все, что в Новом Завете, написано не только для современников земной жизни Спасителя — эти слова обращены к каждому из нас.

Три варианта

Земная жизнь — это предва­рительная подготовка к жизни вечной, и чтобы быть с Богом на Небесах, нужно прежде жить с Ним на земле. Вера подлинного христианина должна быть одно­значной, понятной и с полной силой выражаться по отношению к жизни и людям.

Немногие поднимаются на эту вершину, довольствуясь не­сколькими шагами. Возможно, некоторые пугаются подъема, другие боятся, что не хватит сил, а кто-то не верит, что с высоты ему откроются другие горизонты. Существует несколько признаков безверия среди верующих людей, регулярно бывающих в храме. Некоторые вроде правильные слова говорят, владеют знаниями, красивы и благочестивы внешне, но полностью гнилые внутри, как почерневший от дождей плод или изъеденный червями. Так опу­стошают душу черви сомнения и гнетущие мысли у маловера. Он владеет теоретической базой, но не доверяет свою жизнь Христу, оставаясь в ней полным и нераз­дельным хозяином.

Как правило, основными стра­стями этого человека будут высо-коумие, самомнение и гордыня. Вера таких людей, внешне вы­полняющих все по правилам, без живой жизни с Богом внутри. При малейшем испытании их «вера» терпит крушение. И они пере­стают ходить в храм, замыкаясь в себе, считая себя единственно правым, а Церковь заблуждаю­щейся. Им не хватает спаситель­ной простоты.

Вера других людей может быть скороспелой. Душа, не дозревшая до встречи со Христом, самораз­рушается. Зачастую разные зна­ния и информация, набранные отовсюду, наспех соединены мно­жеством тонких нитей, и при пер­вом штормовом ветре они рвутся, не выдерживая натиск. Такие люди быстро загораются, но и быстро гаснут. Они движутся по верхам, не погружаясь в глубины веры. Они, как правило, не знают себя и не пытаются познать, из­бегая честного разговора с самим собой, а следовательно, с Богом. Они всеми силами не пускают в свою жизнь Творца, довольству­ясь знаниями о Нем.

И наконец, самый распростра­ненный признак безверия — меха­ническая вера. Когда все делается без раздумий. Человек не задумы­вается ни над словами молитвы, ни над церковными обрядами, ни над ходом служб, он механически все делает, потому что так делают все.

Механическая вера не при­носит плодов. Она ни жива ни мертва. Жизнь таких людей от­считывает месяцы, годы, как стрелка часов, вращаясь по одно­му и тому же кругу. Они годами не меняются, оставаясь в тех же рамках понимания Божествен­ного, а точнее, даже не выходят на путь познания, их устраивает механическое проживание. Это самый бесполезный жизненный путь. Очень сложно или даже почти невозможно достучаться до сердец таких людей.

Будем же стараться как можно чаще напоминать себе, что мы живем для вечности, а любые земные заботы, какими бы важ­ными они ни были для нас, нашей семьи, преходящи, по сравне­нию с тем, что уготовано для нас Самим Богом.

Уготовано же нам вечное спа­сение.

О скрытой и опасной болезни в каждом из нас

Каждый человек в той или иной мере подвержен этому за­болеванию. Оно коварно, умело маскируется, и его порой не­возможно распознать. Но толь­ко тому это не под силу, кто не захочет усердствовать в этом направлении. Лишь открыто выявив опасный недуг у себя, в честном поединке, его можно победить.

Отвратительный грех

По словам святителя Василия Великого, лицемерие — самый отвратительный грех, который является плодом зависти. Препо­добный авва Исайя уточняет: ли­цемер — это тот, у кого на языке святость, а в сердце злоба.

Лицемерие — признак того, что наша духовная жизнь неправиль­ная, хотя внешне при этом, может быть, мы и стараемся исполнить Закон Божий.

Недуг лицемерия весьма опа­сен для каждого из нас. Мы легко судим о духовной жизни других, а на собственную, к сожалению, не обращаем внимания. Мы так редко заглядываем в свою душу.

Исцеляться и высвобождать­ся из пут лицемерия крайне не­просто. Это требует постоянных усилий, преодоления себя, сло­жившихся привычек.

Рассмотрим некоторые распро­страненные признаки лицемерия, которые плотно вплетены в нашу жизнь, в наше сознание, в наше общение.

Признаки лицемерия

Если мы считаем, что у нас все в порядке с духовностью, то глубоко ошибаемся и лицемерим перед собой. Кроме Бога, никто не может дать нам критической оценки.

Предположение о том, что мы вроде все исполняем не хуже, а даже в чем-то и лучше дру­гих — коварная уловка и верный признак поражения души лице­мерием и гордостью.

Нужно быть предельно внима­тельным и ежесекундно контроли­ровать свои мысли, отслеживать их, чтобы не впасть в прелесть и не сойти со спасительной дороги.

Мы все лицемерим и лжем, когда говорим, что любим Бога. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто го­ворит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которо­го видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Только любя ближнего и сми­ряясь перед Богом, человек может увидеть в своей жизни Творца, рассчитывать на Его милосердие.

Мы лицемерим, когда стара­емся казаться христианами, а не быть ими. Ведь истинное хри­стианство не в имени, а в жизни нашей. Для подлинной жизни во Христе нужны вера, самоукоре-ние и сердечное смирение. Мы должны неустанно трудиться над собой, над своим духовным со­стоянием. Внешнее христианство губительно, оно уводит от глубин самопознания и постижения Бога.

Читать еще:  Муфтий Таджуддин публично отказывается от критики муфтия Гайнутдина

Нам не следует, оправдывая грехи, сравнивать свою жизнь, подобно фарисею, с жизнью тех, кто грешит, кто живет якобы хуже нас. Мы должны соизмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом. И именно таким под­вижникам важно подражать.

Не нужно никогда считать себя кем-то особенным, как бы хорошо ни получалось у нас что-то сде­лать по земным меркам, каких бы земных высот мы бы ни достигли.

Это не наша заслуга — так угодно Богу. Все блага и таланты дарованы нам с одной целью: по­могать ближнему, служить Хри­сту.

Мысли о том, что мы заслужи­ли то, что имеем, опасны и не­верны в корне. Они лицемерны в глазах Божиих.

И это ключевой момент.

Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, мы стараемся вы­глядеть хорошо и правильно в глазах людей, забывая о золотом и непреложном правиле: важно выглядеть хорошо только в глазах Божиих. Мы обязаны ориентиро­ваться исключительно на Него, переживать, что подумает Он.

И пока в нашей жизни не про­изойдет эта важная и определяю­щая перемена, пока мы не будем ежесекундно предстоять перед Богом, а не перед людьми, угож­дать Ему, а не людям, улавливать Его желания, а не людские, то останемся одержимыми страш­ным недугом — лицемерием, ко­торое не позволит двинуться вперед, ко Христу, не даст насто­ящей жизни, а лишь ее иллюзию.

Желаю всем нам круто изме­нить свою жизнь, как это сделал расслабленный Эней, который во­семь лет лежал в постели в рас­слаблении. Когда святой апостол Петр обратился к нему, сказав: «Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей», — он тотчас, не задумываясь, встал и пошел.

Дай Бог, чтобы наша вера по­бедила наше лицемерие и мы об­рели настоящую, а не призрачную жизнь во Христе!

Люди перестали думать

Мы перестали думать. За нас все решают другие. И многие об этом даже не догадываются.

Реклама делает из нас недума­ющих потребителей. Человек все меньше способен к аналитике, к куль­турному росту, к психологической деликатности в общении, к глубоким отношениям. Он черпает радость исключительно в потреблении все­возможных товаров и получении удовольствий. Таким образом, чело­веческое общение обесценивается. Мир обесчеловечивается.

Производители и реализаторы пекутся исключительно о прибыли, изучая психологию человека и пора­бощая его товарами. Это их главная задача.

Человек отдаляется от всего, что является для него естественным и спасительным: убивает природу, ко­торая питает его и дает силы, забыва­ет о близких людях, забота о которых наполняет жизнь смыслом, отступает от Бога, своего Создателя. Он дове­ряет непроверенной информации, не задумываясь о последствиях.

Способность размышлять, анали­зировать дарована человеку при рож­дении. Но он зачастую игнорирует ее, порой из-за банальной лени. Легче быть ведомым: ни о чем не надо ду­мать, ни за что не нужно отвечать. Тебе предлагают — ты соглашаешься.

Жить так намного легче, но толь­ко на первый взгляд. Каждому неиз­бежно придется давать в конце жизни отчет о своих делах, словах. И вот тогда придется ответить за безволие, лень, безрассудность. Но будет позд­но, так как изменить уже ничего не получится.

Задумайтесь над своей жизнью, пока не поздно. Не принимайте что попало в вашу жизнь, не засоряйте свои дни информационным мусо­ром, не идите на поводу рекламных трюков, а включайте ум и рассуди­тельность. Несмотря ни на что, на­полняйте свою жизнь только светом и добром!

Почему ненавидеть и злиться опасно?

Естественное желание нор­мального человека — стать лучше и, как следствие, жить лучше. Мы не всегда довольны собой, своим поведением. И это хороший знак. Довольство собой — признак де­градации, нежелания расти и раз­виваться.

Но люди никогда не смогут из­менить к лучшему свою жизнь через ненависть, злость и осуж­дение. Мы меняемся к лучшему только через прощение и любовь. Ненависть обесточивает наше сердце не только духовно, но и на физическом уровне. Злость раз­рушает нашу личность, наш орга­низм. Все необходимые силы дает только мирный дух, любящее и до­брое сердце.

Именно к таким изменениям и следует стремиться, убавляя все злое и насаждая доброе. Это срод­ни прополке и уборке клумбы: вы­рывается с корнем весь бурьян, очищается место от прошлогодней листвы и высаживаются саженцы красивых цветов или сеются семе­на. За клумбой, безусловно, нужен уход: регулярный полив и пропол­ка.

Если бы мы хоть малую часть своего времени уделяли заботе о своей душе, выкорчевыванию из нее сорняков — злых помыслов, ненависти, мести, то как бы мы преобразились и как бы изменился мир вокруг.

Человек хочет жить среди кра­сивой, первозданной природы, но медленно и уверенно убивает ее, хочет купаться в чистых водоемах, пить чистую воду, но умышленно загрязняет ее, хочет дышать све­жим воздухом, но выбрасывает вовне все отходы, засоряя его.

Мы хотим стать лучше и жить лучше, но лично сами ничего для этого не делаем, только сотрясаем воздух своими недовольствами и протестами. В силах каждого из нас самому не стать помойной ямой или свалкой, заполненной мусором старых обид, жадности, лицемерия и злости. Для этого нужно одно — послушание. До­верьтесь Господу, прислушайтесь к Его советам, и тогда жизнь воис­тину станет несравненно лучше.

Как отличить настоящую веру от ненастоящей – митрополит Антоний

Управляющий делами Украинской православной церкви митрополит Антоний (Паканич) – о том, как опыт помогает верующему человеку:

Бог познается не столько с помощью знаний, сколько опытом жизни в Нем. Тот, кто не прочувствовал это опытным путем, не испробовал, к сожалению, не всегда в состоянии самостоятельно отличить истинную веру от лжеучений.

Сегодняшняя ситуация вокруг православной веры иллюстрирует слова Спасителя, сказанные почти две тысячи лет назад: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные«. Господь не просто говорит нам, Его чадам, что волки придут, а предупреждает: берегитесь! Таким образом Он указывает на большую опасность, исходящую от них.

Приходящие лжеучителя будут не явными врагами, не станут открыто противостоять Христу, Его учению, Его Церкви, а начнут очень коварно действовать, скрытно, тщательно маскируясь. Их будет трудно сразу распознать под личиной, потребуется особая тщательность. Они могут вполне благопристойно выглядеть, говорить на первый взгляд правильные слова, облачаться как пастыри, но по сути будут не пастырями стада Божия, а хищными волками, затесавшимися в нем, от которых следует всячески уклоняться.

Господь нам дает подсказку, как можно выявить ложь и обман, как узнать замаскированного волка в стаде. По плодам.

Волк – хищное животное, он нападает на свою жертву и убивает ее, перед этим долго подстерегает, выжидая удачное время, чтобы напасть на стадо. Его плоды всегда кровавы.

Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Не может любящий нападать и захватывать, присваивать чужое и делать больно брату. Такие действия всегда порождают боль, смущение и смуту, которые противостоят истине и добру, удаляют от мира, смирения и любви. «…Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами«, – говорит апостол Павел. Где нет любви, там нет Бога.

Истинная вера ведет человека к Живому Христу, к Которому должны быть устремлены все силы нашей души, ведь в Нем весь смысл нашего бытия. Если такой веры нет, значит и Христа нет в нашей жизни, а вера наша тщетна.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему. » –поучаетсвт. Игнатий Брянчанинов.

Будем же молить Господа о даровании нам прозрения духовного в поиске истины, твердости в подражании Христу, верности в служении Его Церкви. Будем всегда и во всем следовать только за истинным Пастырем!

Митрополит Антоний (Паканич). Как отличить настоящую веру от ненастоящей

Управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата о том, как опыт помогает верующему человеку

Бог познается не столько с помощью знаний, сколько опытом жизни в Нем. Тот, кто не прочувствовал это опытным путем, не испробовал, к сожалению, не всегда в состоянии самостоятельно отличить истинную веру от лжеучений.

Сегодняшняя ситуация вокруг православной веры иллюстрирует слова Спасителя, сказанные почти две тысячи лет назад: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Господь не просто говорит нам, Его чадам, что волки придут, а предупреждает: берегитесь! Таким образом Он указывает на большую опасность, исходящую от них.

Приходящие лжеучителя будут не явными врагами, не станут открыто противостоять Христу, Его учению, Его Церкви, а начнут очень коварно действовать, скрытно, тщательно маскируясь. Их будет трудно сразу распознать под личиной, потребуется особая тщательность. Они могут вполне благопристойно выглядеть, говорить на первый взгляд правильные слова, облачаться как пастыри, но по сути будут не пастырями стада Божия, а хищными волками, затесавшимися в нем, от которых следует всячески уклоняться.

Господь нам дает подсказку, как можно выявить ложь и обман, как узнать замаскированного волка в стаде. По плодам.

Волк – хищное животное, он нападает на свою жертву и убивает ее, перед этим долго подстерегает, выжидая удачное время, чтобы напасть на стадо. Его плоды всегда кровавы.

Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Не может любящий нападать и захватывать, присваивать чужое и делать больно брату. Такие действия всегда порождают боль, смущение и смуту, которые противостоят истине и добру, удаляют от мира, смирения и любви. …Будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами, – говорит апостол Павел. Где нет любви, там нет Бога.

Истинная вера ведет человека к Живому Христу, к Которому должны быть устремлены все силы нашей души, ведь в Нем весь смысл нашего бытия. Если такой веры нет, значит и Христа нет в нашей жизни, а вера наша тщетна.

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему…» – поучает свт. Игнатий Брянчанинов.

Будем же молить Господа о даровании нам прозрения духовного в поиске истины, твердости в подражании Христу, верности в служении Его Церкви. Будем всегда и во всем следовать только за истинным Пастырем!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector