0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Антоний (Паканич) о Константине Паустовском

Содержание

Митрополит Антоний (Паканич) – о духовном законе, ключах спасения и пути к любви

Отвечать на Божественную любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия

– Владыка, мы приближаемся в Рождеству. Каждый из нас идёт своей дорогой ко Христу – уникальной и неповторимой. Но путь к Нему – это всегда путь к любви, так как любовь – основной закон бытия. Как Вы понимаете этот закон?

– Любовь – это великий дар Божий, которым Господь награждает нас в ответ на наши усилия. Любовь невозможно навязать другому человеку, равно как и невозможно самому искусственно исполнять эту заповедь. Ты либо чувствуешь любовь в своем сердце, либо нет. И парадокс заключается в том, что все мы испытываем недостаток любви в мире, и вместе с тем понимаем, что это то, на чем этот мир все еще держится, а значит любовь присутствует в нашей жизни.

И эта любовь – Божественная. Апостол Иоанн, по праву названный апостолом любви, говорит о нашем отношении к Богу: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Это значит, что наша любовь – это всего лишь отклик на любовь Божественную, взаимный ответ Тому, Кто уже любит нас. И ради этой любви к нам Бог не только создал всю вселенную, но и Сам принял наше естество, чтобы на кресте в страшных муках пострадать за нас. Отвечать на эту любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия, которые на этой любви держатся. Наш жизненный опыт прямо показывает, что все, что противоречит любви – ненависть, злоба, жадность, похоть и самолюбие, способно повредить личность и даже уничтожить жизнь не только отдельного человека, но и целого общества, народа, а возможно и всего человечества.

Разве найдется хоть один человек, который не согласится с тем, что любовь делает жизнь счастливой и полноценной? И если любовь не подменять похотью, то мы увидим ее силу. Мы увидим, как она меняет, преображает человека, делает его счастливым, а мир вокруг – радостным. Поэтому апостол Павел и говорит: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). И мы должны приложить максимум усилий, чтобы исполнять в своей жизни самую главную заповедь христианства: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Как говорили святые отцы, без любви добра не бывает. И если открыть свое сердце Господу, трудиться над собой в свете евангельских заповедей, то мы обязательно почувствуем в своем сердце главный закон бытия – любовь к Богу и ближнему.

Все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом, а вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях

– Что же происходит, если человек нарушает духовный закон?

– Происходит то же самое, что и при нарушении любого другого закона – физического или гражданского. Едва ли кто-нибудь захочет спорить с законом, например, земного притяжения, ибо это закончится плачевно. И все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом. А вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях этого. И хотя кажется, будто выбирая путь беззакония, человек нивелирует действие закона духовного, на самом деле это не так. Независимо от нашего выбора, закон действует, пусть и не моментально, пусть и не очень явно, но всегда и для всех.

Духовный закон – это голос самого Бога, который мы слышим в своей совести, и который звучит через Священное Писание, Его святые заповеди. Все проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни, связаны с нарушением этого закона, ибо он дан для того, чтобы мы жили полноценной жизнью, исполняя заповеди и пребывая в согласии со своей совестью. Как сказал Пушкин устами одного из своих персонажей, «жалок тот, в ком совесть нечиста».

Преступая духовный закон, человек лишается не просто внутреннего покоя, но самих основ бытия. Происходит распад личности, возникает чувство пустоты, неудовлетворенности жизнью, и в конечном итоге – эта черная дыра поглощает человека. Чтобы этого избежать, нужно помнить, что закон дан по причине нашего несовершенства, которое нужно исправлять. Мы должны жить в гармонии с Богом и людьми, со своей собственной совестью. Созидание полноценной духовной личности, достижение полноты бытия невозможны без исполнения духовного закона.

Рождественская служба в Киево-Печерской Лавре

Почему Лесков нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

– Цикличность истории никто не отменял. На примере творчества Лескова, который внимательно изучал всё, что было связано с Церковью и её служителями, можно выявить все болезни и явления, которые мы наблюдаем сегодня. В одном из писем он написал: «Более чем когда-либо верую в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя». Относится ли это высказывание к нашему времени?

– Весьма показательно, что эти слова были сказаны в эпоху служения преподобного Амвросия Оптинского, святителей Филарета Московского (Дроздова), Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия Херсонского (Борисова), апостола Сибири митрополита Иннокентия (Вениаминова), Феофана Затворника (Говорова) и многих других. Сам писатель родился, когда еще был жив преподобный Серафим Саровский, а молодость пришлась на время расцвета оптинского старчества. И он нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

Нужно отдать должное литературному гению Лескова. Такие его произведения, как «Очарованный странник» и «Леди Макбет Мценского уезда», поистине являются жемчужинами русской классической литературы. Моими любимыми произведениями Лескова являются «Соборяне» и «На краю света». Но при этом нужно все же отметить, что Николай Семенович вряд ли являлся голосом истинного религиозного народного самосознания. После 1880 года наблюдается отход великого писателя от Церкви. Наверное, ему ближе был Лев Толстой (с которым он весьма сдружился в то время), чем оптинские старцы.

Как весьма точно подметил профессор Дунаев, в натуре Лескова во всём властвовала стихия. И она иногда увлекала его слишком далеко, и в писательской, и в семейной, и в бытовой, и во всех прочих сферах жизни. Недаром сам Лесков это состояние подвластности стихийным влечениям характеризовал так: «ведёт и корчит». Вело и корчило его часто и в религиозных исканиях. Об одном из произведений Лескова Достоевский отозвался очень резко: «Много вранья, много чёрт знает чего, точно на луне происходит». Конечно, Лесков художник правдивый, он всегда избегал намеренной неправды. Но следует не забывать о том, что у него возможно ненамеренное искажение реальности.

Многих интересует вопрос – правда ли то, о чём поведал Лесков в поздних произведениях, раскрывающих человеческие недостатки православного духовенства? И ответ очевиден – правда. То есть всё это в жизни встречалось. Равно как встречается и в наше время. Едва ли не более жёсткие обвинения церковной жизни можно встретить даже у святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Но ничего нового в признании этой правды нет, лишь ещё одно подтверждение, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Однако Лесков совершает в своей критике одну принципиальную ошибку – он переносит грех отдельных людей на Церковь как на средоточие благодати. Но человек, отклоняющийся в грехе от Христа, отклоняется и от Его Церкви. Необходимо разделять этих отклонившихся и праведность мистического Тела Христова. Лесков такого разделения не совершает. И в этом – его неправда.

Ещё важнее понять неправду лесковского обличения тех, кто был прославлен Церковью в лике святых: святителя Филарета (Дроздова) и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Оно имеет ту же причину, что и в творчестве писателя – невозможность постижения духовной высоты при помощи душевного воззрения. Несмотря на патетические рассуждения писателя о том, что он верит в «великое значение Церкви», Лесков все же отверг духовное значение Церкви в народном бытии. Тут либо духовность Церковью и впрямь была утрачена, либо слишком расположившись к душевному, Николай Семенович заслонил от себя духовное, и тем вынужден был обращаться к своим иллюзиям и химерам.

Если говорить о первом, то сама история показала, что спустя всего чуть более двадцати лет после смерти Лескова, Церковь явила целый сонм новомучеников и исповедников, которые во времена богоборческих гонений, живым примером явили такую силу духа, что сомневаться в духовности Церкви и в наличии у Нее «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя» уже не приходится. Уверен, что эта сила, несмотря на многие проблемы, остается в Церкви Христовой и в наше время. И останется вовек, как говорил о том Сам Спаситель: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

«Бог спасает нас не без нас». Как Церковь спасает людей?

– Согласно христианской эсхатологии (учению о конце времен), Церковь после Второго Пришествия явится как Царство Небесное, как обожение святых праведников, «мир» же как совокупность греховных связей и «испорченных» грехом творений уничтожится — «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10). Церковь не ставит перед собой утопической цели преображать мир, ее цель, по словам апостола Павла, «спасти хотя бы некоторых». Как Церковь спасает людей?

– Как сказал святитель Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Спасение души – это путь соработничества Бога и человека, когда в ответ на наши усилия Бог дает Свою благодать, оказывает нам помощь и содействие. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20), – говорит Спаситель. Спасение открывается нам через некую внутреннюю дверь сердца, ключи от которой находятся у нас самих. Господь приходил в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Он преподал людям Свое Божественное учение, показал личный пример для подражания и, самое главное, в крестных муках искупил человечество от греха, проклятия и смерти. И теперь этот путь, который прошел Христос от Голгофы до воскресения и вознесения, открыт каждому из нас.

Святые отцы говорили, что только тот человек воскреснет со Христом, кто с Ним сначала распнется. Поэтому Церковь предлагает нам путь несения креста, которое проявляется в самоотверженности, исполнении заповедей, послушании воли Божьей. И одновременно Церковь – это источник воскресения, неиссякаемый родник благодати, спасающей и преображающей человека. Той благодати, которая есть только в Церкви и открывается в ее Таинствах. Все, что требуется от нас, – откликнуться на призыв Господа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Все остальное приложится.

Какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием?

– Что Вы цените больше всего в людях?

– Больше всего я ценю в людях порядочность. Буду откровенен, мне легче общаться с людьми верующими. Наверное, это не случайно. Ведь любые положительные качества личности тесно связаны с евангельскими добродетелями. Когда мы слышим о христианских добродетелях, то часто не задумываемся над тем, какое огромное значение они имеют для частной и общественной жизни человека. Кому приятно иметь дело, например, с эгоистом, который думает только о себе и в любой решающий момент может просто предать тебя ради своих личных интересов? Не нужно объяснять, насколько неблагонадежно связывать свою жизнь с людьми, одержимыми греховными страстями – будь то пьянство или скупость, блуд или тщеславие.

Общаясь с любым человеком – дома или на работе, по личным или служебным делам – мы подспудно ждем от него, по крайней мере, самых элементарных человеческих качеств: порядочности, честности, надежности. Все это в полной мере раскрывается в человеке тогда, когда он не замыкается в кругу своих личных интересов, а, по слову Спасителя, готов отвергнуться себя ради Бога и ближних (Мф. 16, 24). Казалось бы, какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием? Эта связь прямая. Путь Евангельского самосовершенствования – это путь преодоления всего того, что отравляет наши человеческие взаимоотношения.

Христос пришел для того, чтобы объединить всех, а для этого каждому из нас нужно работать над собой – становиться добрее, искреннее, быть отзывчивыми, а если надо, то и жертвовать ради ближних своими личными интересами. Такие взаимоотношения будут крепкими, и такие человеческие качества всегда будут ценными, ибо на них основаны понятия дружбы, преданности, чести и, конечно же, человеческой порядочности.

Читать еще:  Как не сломаться от стресса?

Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея

– Какая Ваша любимая притча из Евангелия?

– Моя любимая притча – о пастыре добром, ибо она явилась определяющей в моем жизненном выборе. В этой притче Христос указывает на Себя, как на истинного Доброго Пастыря, приводящего пасомых к жизни вечной и на значение для всех нас Его пастырства. Не случайно излюбленные образы пастыря и овец особенно часто встречаются в Священном Писании, ведь в них глубокий внутренний смысл. Овцы – это самые кроткие и беспомощные животные, которые особенно нуждаются в заботах, защите от волков и других грозящих им опасностей. Их благополучие всецело зависит от пастыря.

Так и души человеческие, которым угрожают козни мироправителя тьмы века сего (Еф. 6, 12), то есть диавола, подвержены лжеучениям, соблазнам и различным опасностям, отравляющим душу влияниям этого мира. Поэтому все мы остро нуждаемся в едином, истинном Божественном Пастыреначальнике – Иисусе Христе. «Я есмь Пастырь Добрый» (Ин. 10, 14), – сказал Спаситель и указал при этом на отличительное свойство истинного пастыря: на самоотверженную любовь к овцам, даже до смерти. Это и доказал Господь на деле Своей добровольной искупительной смертью на Кресте для спасения рода человеческого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – говорит Господь. Выражением этого подвига, несомненно, является священническое призвание, которое свершается по примеру служения Иисуса Христа.

Эти евангельские образы с детства запечатлены в моем сердце и оказали такое огромное влияние, что определили мой жизненный путь, и я за это бесконечно благодарен Богу. Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея. Дай Бог нам всем хотя бы приблизиться к этому идеалу.

Митрополит Антоний (Паканич) о Константине Паустовском

Священное Писание направляет мысли каждого из нас на идеалы человечности, ибо мы созданы по образу и подобию Божию. Константин Георгиевич Паустовский был настоящим христианином и человеколюбцем.


Фото: pravlife.org

Родился мастер прозы в Москве в 1892 году, был крещен в Георгиевской церкви. В метрической книге указано, что отец писателя и мать православного вероисповедания. Через 6 лет семья переехала в Киев, где «москвич по рождению и киевлянин по душе» учился в Первой киевской гимназии, Киевском университете, здесь был написан его первый рассказ.

Писатель стал свидетелем революций, в годы Великой Отечественной работал военным корреспондентом. В советское время страну, в которой обрушились устои православия и царствовал воинствующий атеизм, Паустовский был склонен описывать, взывая к самому Творцу: «Боже, до чего Ты довел Россию. Хочется молиться в теплых блещущих матовым золотом полутемных соборах. Молиться и знать, что за папертью идут в голубых огнях и снегу тихие площади Кремля, живет быт, пушистые снежинки падают на бархатную девичью шубку. Молиться… Больше умирают от этой душевной тошноты, тоски и одиночества, чем от голода и сыпняка».

В дневниках религиозным подтекстом насыщены строки автора о «глухом чугунном» времени, когда власть «прикармливала интеллигенцию»: «Кто из них потом повесится, как Иуда, на высохшей осине? Кто однажды продал душу? Господи, да минует меня чаша сия».

Молитва была услышана. Горькая чаша миновала писателя. Он всю жизнь посвятил описанию «молитвенной, церковной красоты» родной земли и воспеванию души человека, сознаваясь: «Бог прислал меня на землю с даром красок. Поэтому – я художник. Я остро чувствую краски и настроения дней, хотя близорук. И в людях я чувствую краски их души. Пишу, и слова ложатся мазками, как краска на холст, и вся моя мысль – в этих тонах, то блеклых, то густо-алых, но больше всего золотых, золотеющих, насыщенных внутренней теплотой».

Внучка ялтинского священника, с которым был дружен Паустовский, в своих воспоминаниях запишет: «Константин Георгиевич был человеком щедрой души и глубокой веры. У дедушки в тетрадке рукой Паустовского было записано, кого нужно поминать, – дорогие, родные ему имена. Он тайно приобретал нужное для храма, а нас, детей, одаривал конфетами, и мы всегда очень ждали его приезда».

Энциклопедию жизни и культуры страны Паустовский, имевший феноменальную память, создал автобиографической книгой «Повесть о жизни», запечатлев выдающихся личностей того времени: И. Бунина, М. Волошина, М. Булгакова, И. Бабеля и др. Главу «Корчма на Брагинке» Бунин считал лучшим рассказом русской литературы. Книга в целом проникнута любовью к человечеству, она раскрывает человеческие отношения и благородство человеческой души, как, впрочем, и светлые рассказы, и сказки писателя, где воспевается доброе и прекрасное, сострадание и любовь к ближнему.

В произведении «Теплый хлеб» Паустовский показывает, как равнодушие, свойственное человеку, порой приводит к плачевным последствиям. Филька по прозвищу «Ну Тебя» совершает зло, не давая хлеба раненному в бою коню. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно». Взвилась метель. Но после рассказанной бабушкой истории о жестоком мужике, сотворившем злое дело – не давшем солдату хлеба, Филька решает исправить свою ошибку, на деле доказывая свое раскаяние.

Рассказ «Старый повар» учит нас помогать друг другу, видеть прекрасное в мире. По сюжету, умирающий старик понимает, что надо исповедаться, и велит дочери привести из улицы для этого первого попавшегося человека. Им оказывается сам Моцарт. «Может быть, властью, данной мне Богом через искусство, я смогу облегчить ваши последние минуты и вашу душу», – говорит гость. Игра музыканта возрождает душу старика. В этом произведении Моцарт словно олицетворяет Христа, а музыка выполняет функцию Церкви.

В рассказе «Телеграмма» Паустовский буквально воплощает библейскую заповедь «Почитай отца своего и мать», рассказывая о Насте, заботящейся о своей карьере и забывшей о своей одинокой старенькой маме, которая проживает в дальнем селе. Дочь хоть и пересылает ей деньги, но не всегда находит время ответить на ее письма. Только после смерти старушки Настя, не успевшая на похорон, но посетившая свежий могильный холм, ощущает сожаление и осознает свое одиночество. В комнате ушедшей мамы она проплачет всю ночь, ей будет казаться, что никто, кроме мамы, не сможет «снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Вот отчего Борис Зайцев пророчески утверждал, что Паустовский несовременен: «У него всегда сочувствие, к слабости, старости, беззащитности», а сам писатель неслучайно Святки, Рождество и Пасху называл «самыми душистыми праздниками в жизни», ведь именно тогда души людские возрождаются к человечности, к добру, радости и настоящей любви к ближнему. Даже в «Последней главе» «Повести о жизни» скромный автор попросит читателя «хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка». «Я приму эту улыбку, – напишет Паустовский, – как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет ‟ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная”».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Митрополит Антоний (Паканич): духовные размышления о разном

Как распознать свое безверие: 3 основных признака

Теория и практика

Почему апостола Фому назва­ли неверующим? Кто из апостолов поверил, не увидев? Все сначала увидели, а потом поверили… Как же может уверовать современный человек, не увидев Христа?

Мы можем Его увидеть. Благо­даря титаническим трудам святых отцов. Это их заслуга, что учение о Личности Иисуса Христа приобре­ло ту возможную огранку, которая соответствует Священному Писа­нию, церковному Преданию и на­шему восприятию.

Святые отцы не создавали новое учение, они, по словам преподоб­ного Викентия Лиринского, лишь назвали старые вещи новыми име­нами. Они дали нам те формулы человеческого понимания, через которые Божественное Откровение становится доступным. И Христос оживает.

Благодаря усилиям святых отцов, многие из которых жизнь свою по­ложили за чистоту церковного ве­роучения, мы верим в Триединого Бога, верим в Господа нашего Иису­са Христа, истинного Бога и истин­ного Человека, в котором Божеская и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, верим в то, что во Хри­сте действует не одна воля, а две: и Божеская, и человеческая. Догматы веры — необходимая теория. Но как обстоят дела с практикой? Ведь все святые стали практиками, они не только указали путь, по которому нужно двигаться, но и сами его оси­лили. К сожалению, многие из нас, изучив теорию, не переходят к дей­ствиям, так и оставаясь всю жизнь в рядах многословных и всезнаю­щих теоретиков. «Блаженны слы­шащие и исполняющие»: важно не просто слушать слово Бога, важно исполнять его, реализовывать в своей жизни. Читая Евангелие, мы слышим Самого Христа. Все, что в Новом Завете, написано не только для современников земной жизни Спасителя — эти слова обращены к каждому из нас.

Три варианта

Земная жизнь — это предва­рительная подготовка к жизни вечной, и чтобы быть с Богом на Небесах, нужно прежде жить с Ним на земле. Вера подлинного христианина должна быть одно­значной, понятной и с полной силой выражаться по отношению к жизни и людям.

Немногие поднимаются на эту вершину, довольствуясь не­сколькими шагами. Возможно, некоторые пугаются подъема, другие боятся, что не хватит сил, а кто-то не верит, что с высоты ему откроются другие горизонты. Существует несколько признаков безверия среди верующих людей, регулярно бывающих в храме. Некоторые вроде правильные слова говорят, владеют знаниями, красивы и благочестивы внешне, но полностью гнилые внутри, как почерневший от дождей плод или изъеденный червями. Так опу­стошают душу черви сомнения и гнетущие мысли у маловера. Он владеет теоретической базой, но не доверяет свою жизнь Христу, оставаясь в ней полным и нераз­дельным хозяином.

Как правило, основными стра­стями этого человека будут высо-коумие, самомнение и гордыня. Вера таких людей, внешне вы­полняющих все по правилам, без живой жизни с Богом внутри. При малейшем испытании их «вера» терпит крушение. И они пере­стают ходить в храм, замыкаясь в себе, считая себя единственно правым, а Церковь заблуждаю­щейся. Им не хватает спаситель­ной простоты.

Вера других людей может быть скороспелой. Душа, не дозревшая до встречи со Христом, самораз­рушается. Зачастую разные зна­ния и информация, набранные отовсюду, наспех соединены мно­жеством тонких нитей, и при пер­вом штормовом ветре они рвутся, не выдерживая натиск. Такие люди быстро загораются, но и быстро гаснут. Они движутся по верхам, не погружаясь в глубины веры. Они, как правило, не знают себя и не пытаются познать, из­бегая честного разговора с самим собой, а следовательно, с Богом. Они всеми силами не пускают в свою жизнь Творца, довольству­ясь знаниями о Нем.

И наконец, самый распростра­ненный признак безверия — меха­ническая вера. Когда все делается без раздумий. Человек не задумы­вается ни над словами молитвы, ни над церковными обрядами, ни над ходом служб, он механически все делает, потому что так делают все.

Механическая вера не при­носит плодов. Она ни жива ни мертва. Жизнь таких людей от­считывает месяцы, годы, как стрелка часов, вращаясь по одно­му и тому же кругу. Они годами не меняются, оставаясь в тех же рамках понимания Божествен­ного, а точнее, даже не выходят на путь познания, их устраивает механическое проживание. Это самый бесполезный жизненный путь. Очень сложно или даже почти невозможно достучаться до сердец таких людей.

Будем же стараться как можно чаще напоминать себе, что мы живем для вечности, а любые земные заботы, какими бы важ­ными они ни были для нас, нашей семьи, преходящи, по сравне­нию с тем, что уготовано для нас Самим Богом.

Уготовано же нам вечное спа­сение.

О скрытой и опасной болезни в каждом из нас

Каждый человек в той или иной мере подвержен этому за­болеванию. Оно коварно, умело маскируется, и его порой не­возможно распознать. Но толь­ко тому это не под силу, кто не захочет усердствовать в этом направлении. Лишь открыто выявив опасный недуг у себя, в честном поединке, его можно победить.

Отвратительный грех

По словам святителя Василия Великого, лицемерие — самый отвратительный грех, который является плодом зависти. Препо­добный авва Исайя уточняет: ли­цемер — это тот, у кого на языке святость, а в сердце злоба.

Лицемерие — признак того, что наша духовная жизнь неправиль­ная, хотя внешне при этом, может быть, мы и стараемся исполнить Закон Божий.

Недуг лицемерия весьма опа­сен для каждого из нас. Мы легко судим о духовной жизни других, а на собственную, к сожалению, не обращаем внимания. Мы так редко заглядываем в свою душу.

Читать еще:  Продолжается визит Алексия II в Эстонию

Исцеляться и высвобождать­ся из пут лицемерия крайне не­просто. Это требует постоянных усилий, преодоления себя, сло­жившихся привычек.

Рассмотрим некоторые распро­страненные признаки лицемерия, которые плотно вплетены в нашу жизнь, в наше сознание, в наше общение.

Признаки лицемерия

Если мы считаем, что у нас все в порядке с духовностью, то глубоко ошибаемся и лицемерим перед собой. Кроме Бога, никто не может дать нам критической оценки.

Предположение о том, что мы вроде все исполняем не хуже, а даже в чем-то и лучше дру­гих — коварная уловка и верный признак поражения души лице­мерием и гордостью.

Нужно быть предельно внима­тельным и ежесекундно контроли­ровать свои мысли, отслеживать их, чтобы не впасть в прелесть и не сойти со спасительной дороги.

Мы все лицемерим и лжем, когда говорим, что любим Бога. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто го­ворит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которо­го видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Только любя ближнего и сми­ряясь перед Богом, человек может увидеть в своей жизни Творца, рассчитывать на Его милосердие.

Мы лицемерим, когда стара­емся казаться христианами, а не быть ими. Ведь истинное хри­стианство не в имени, а в жизни нашей. Для подлинной жизни во Христе нужны вера, самоукоре-ние и сердечное смирение. Мы должны неустанно трудиться над собой, над своим духовным со­стоянием. Внешнее христианство губительно, оно уводит от глубин самопознания и постижения Бога.

Нам не следует, оправдывая грехи, сравнивать свою жизнь, подобно фарисею, с жизнью тех, кто грешит, кто живет якобы хуже нас. Мы должны соизмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом. И именно таким под­вижникам важно подражать.

Не нужно никогда считать себя кем-то особенным, как бы хорошо ни получалось у нас что-то сде­лать по земным меркам, каких бы земных высот мы бы ни достигли.

Это не наша заслуга — так угодно Богу. Все блага и таланты дарованы нам с одной целью: по­могать ближнему, служить Хри­сту.

Мысли о том, что мы заслужи­ли то, что имеем, опасны и не­верны в корне. Они лицемерны в глазах Божиих.

И это ключевой момент.

Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, мы стараемся вы­глядеть хорошо и правильно в глазах людей, забывая о золотом и непреложном правиле: важно выглядеть хорошо только в глазах Божиих. Мы обязаны ориентиро­ваться исключительно на Него, переживать, что подумает Он.

И пока в нашей жизни не про­изойдет эта важная и определяю­щая перемена, пока мы не будем ежесекундно предстоять перед Богом, а не перед людьми, угож­дать Ему, а не людям, улавливать Его желания, а не людские, то останемся одержимыми страш­ным недугом — лицемерием, ко­торое не позволит двинуться вперед, ко Христу, не даст насто­ящей жизни, а лишь ее иллюзию.

Желаю всем нам круто изме­нить свою жизнь, как это сделал расслабленный Эней, который во­семь лет лежал в постели в рас­слаблении. Когда святой апостол Петр обратился к нему, сказав: «Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей», — он тотчас, не задумываясь, встал и пошел.

Дай Бог, чтобы наша вера по­бедила наше лицемерие и мы об­рели настоящую, а не призрачную жизнь во Христе!

Люди перестали думать

Мы перестали думать. За нас все решают другие. И многие об этом даже не догадываются.

Реклама делает из нас недума­ющих потребителей. Человек все меньше способен к аналитике, к куль­турному росту, к психологической деликатности в общении, к глубоким отношениям. Он черпает радость исключительно в потреблении все­возможных товаров и получении удовольствий. Таким образом, чело­веческое общение обесценивается. Мир обесчеловечивается.

Производители и реализаторы пекутся исключительно о прибыли, изучая психологию человека и пора­бощая его товарами. Это их главная задача.

Человек отдаляется от всего, что является для него естественным и спасительным: убивает природу, ко­торая питает его и дает силы, забыва­ет о близких людях, забота о которых наполняет жизнь смыслом, отступает от Бога, своего Создателя. Он дове­ряет непроверенной информации, не задумываясь о последствиях.

Способность размышлять, анали­зировать дарована человеку при рож­дении. Но он зачастую игнорирует ее, порой из-за банальной лени. Легче быть ведомым: ни о чем не надо ду­мать, ни за что не нужно отвечать. Тебе предлагают — ты соглашаешься.

Жить так намного легче, но толь­ко на первый взгляд. Каждому неиз­бежно придется давать в конце жизни отчет о своих делах, словах. И вот тогда придется ответить за безволие, лень, безрассудность. Но будет позд­но, так как изменить уже ничего не получится.

Задумайтесь над своей жизнью, пока не поздно. Не принимайте что попало в вашу жизнь, не засоряйте свои дни информационным мусо­ром, не идите на поводу рекламных трюков, а включайте ум и рассуди­тельность. Несмотря ни на что, на­полняйте свою жизнь только светом и добром!

Почему ненавидеть и злиться опасно?

Естественное желание нор­мального человека — стать лучше и, как следствие, жить лучше. Мы не всегда довольны собой, своим поведением. И это хороший знак. Довольство собой — признак де­градации, нежелания расти и раз­виваться.

Но люди никогда не смогут из­менить к лучшему свою жизнь через ненависть, злость и осуж­дение. Мы меняемся к лучшему только через прощение и любовь. Ненависть обесточивает наше сердце не только духовно, но и на физическом уровне. Злость раз­рушает нашу личность, наш орга­низм. Все необходимые силы дает только мирный дух, любящее и до­брое сердце.

Именно к таким изменениям и следует стремиться, убавляя все злое и насаждая доброе. Это срод­ни прополке и уборке клумбы: вы­рывается с корнем весь бурьян, очищается место от прошлогодней листвы и высаживаются саженцы красивых цветов или сеются семе­на. За клумбой, безусловно, нужен уход: регулярный полив и пропол­ка.

Если бы мы хоть малую часть своего времени уделяли заботе о своей душе, выкорчевыванию из нее сорняков — злых помыслов, ненависти, мести, то как бы мы преобразились и как бы изменился мир вокруг.

Человек хочет жить среди кра­сивой, первозданной природы, но медленно и уверенно убивает ее, хочет купаться в чистых водоемах, пить чистую воду, но умышленно загрязняет ее, хочет дышать све­жим воздухом, но выбрасывает вовне все отходы, засоряя его.

Мы хотим стать лучше и жить лучше, но лично сами ничего для этого не делаем, только сотрясаем воздух своими недовольствами и протестами. В силах каждого из нас самому не стать помойной ямой или свалкой, заполненной мусором старых обид, жадности, лицемерия и злости. Для этого нужно одно — послушание. До­верьтесь Господу, прислушайтесь к Его советам, и тогда жизнь воис­тину станет несравненно лучше.

Архиепископ Антоний Паканич

Архиепископ Антоний Паканич

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сын человеческий приидет не для того, чтобы Ему послужили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих. Такими словами сегодня Господь наш Иисус Христос обратился к Своим ученикам и эти слова обращены к нам, к каждому, кто хочет и называет себя христианином. Эти слова Христа Спасителя завершают, как бы венчают, весь круг евангельских чтений святой Четыредесятницы, потому что, уже начиная с субботы, Церковь нас пригласит отречься от себя, забыть о себе, забыть свои греховные порывы и вникнуть в дни Страстной седмицы, которые начинаются величайшим чудом – воскрешением четверодневного Лазаря и торжественным входом Христа Спасителя в Иерусалим. Далее будут печальные и трагические дни, которые мы будем с вами переживать: дни предательства, моменты предательства, моменты человеческого безразличия и самые страшные мы будем с вами сопереживать, постараемся с вами сопереживать Христу Спасителю в Его страданиях за нас, за весь род человеческий.

Сегодня пятая неделя святой Четыредесятницы и сегодня последний раз за утреней, согласно церковному уставу, пелось покаяние. Мы совершили путь святой Четыредесятницы, постарались, в меру наших сил, насколько было у нас желания, потрудиться для того, чтобы очистить нашу душу, чтобы в наше сердце проник свет воскресшего Христа Спасителя. И очень важно, дорогие братья и сестры, что наш путь святой Четыредесятницы проходил в храмах Божиих, проходил во внимании к тому, что пелось и что читалось. Наше внимание всегда было в Евангелии, в Божественном откровении, которое старалось от силы в силу возводить наш ум на новую ступень духовного преуспеяния. И, наверное, сегодня имеет смысл немножко продумать, хотя бы в общих чертах, о том, что было сказано каждому из нас в Евангельских чтениях воскресного дня.

В первую неделю, которую мы именовали Торжеством Православия, мы услышали слова Христа Спасителя, которые являются началом всякого пути того человека, кто хочет спастись. Христос Спаситель через призвание первых учеников сказал истину, которой живут поколения христиан всех веков. Он сказал, что именно с воплощения Сына Божия открываются для человека небеса и человек способен проникнуть в небеса, человек способен через факт Боговоплощения, через спасительный подвиг Христа Спасителя отняться от земли на небо, может жить со Христом в вечности. Именно через веру во Христа открывается этот путь, именно верой оправдывается наш подвиг постный, к которому мы призывались и призываемся. Но человек как бы не стремился, все же он является наследником греховной природы Адама, а грех извратил самого человека, извратил его жизнь, извратил его природу и поэтому тогда только человек возводится на небо, поднимается на небо, когда он в борьбе с грехом побеждает.

И вот вторая неделя, которую мы именовали, праздновали тоже торжество Православия, но торжество через победу над ересью, которая утверждала о невозможности здесь, на земле, соприкоснуться с нетварным Божественным светом. Мы праздновали память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, и преподобных отцев Киево-Печерских. В этот воскресный день читалось Евангелие о исцелении расслабленного, где Господь сказал: «Прощаются тебе грехи»,- и после этого человек исцелился. Христос указал этим на тесную связь между здоровьем человека как физическим, так и духовным, его внутренним состоянием. Человек болеет, человек страдает тогда, когда он живет грехом и если человек исцеляется от греха, тогда он исцеляется и физически, и духовно. Но в этом Евангельском чтении есть такой еще важный факт, который проходит часто мимо нашего внимания. Расслабленного в дом Капернаумский, где Господь проповедовал, этого расслабленного человека в параличе, который не мог ходить, принесли его друзья.

Очень важную роль в нашей жизни играют друзья, потому что очень многое зависит от каждого из нас, от нашей воли, от нашего семейного воспитания. Но очень многое зависит от той обстановки, от того общества, того сообщества, в котором мы оказываемся. И если есть возможность избрать таковых, избрать свое окружение, то нужно, конечно, это делать очень тщательно и трепетно, потому что не зря еще до Рождества, давным-давно до Рождества Христова, царственный пророк Давид сказал: «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых». А в другом месте Священного Писания сказано, что злые сообщества извращают нравы. Нам, конечно, хочется всегда, как мы говорим, выбираем себе друзей для того, чтобы расслабиться, и чаще всего не думаем о последствиях, не думаем о том, к чему это приведет. Если нас окружают люди добрые, мы стремимся к добру, если нас окружают люди святые, мы от силы в силу стремимся к святости, но если нас окружают люди, которых мы называем друзьями, совершено других нравов, то нам хочется также быть похожими, но, может быть, внутри мы не таковые, но нам хочется быть и смешными, и разными, такими, которыми не соответствуют евангельским заповедям и христианским нормам.

Есть очень важное изречение Паисия Святогорца, который жил совсем недавно, умер он в начале 90-х годов. Человек, который всю жизнь посвятил самоочищению на Афоне, внутренней борьбе и он сказал слово, которое нам может показаться очень резким, наверное, для такого человека, который не заземляется своей мыслью, своей жизнью здесь, этим миром, я думаю эти слова может каждый человек взять себе во внимание. Святогорец сказал: «Если есть у тебя необходимость в дружбе после Бога, если тебе все же еще тяжело жить самому с Богом, то подружись со святым человеком, но если нет в близости от тебя святого человека, то подружись с диким зверем». Действительно, задача очень сложная, потому что мы живем в обществе, мы живем, когда нужно общаться, нужно делать какие-то важные дела, может быть для того послушания, для того дела, на которое ты поставлен в этой жизни. Нужно общаться со многими и показать изнутри себя пример, что ты идешь евангельскими заповедями. Не обязательно дружить с такими людьми, потому что это чаще всего действительно приводит к очень плохим последствиям.

И вот третья неделя святой Четыредесятницы еще и еще раз нас, поднимая на ступеньку духовного возрождения нашего, напоминает нам очень важный факт, очень важное требование для каждого христианина. В Евангельском чтении мы слышали: «Кто хочет идти за Христом, тот должен, прежде всего, отвергнуть себя», то есть наступить на свою гордыню, отказаться от тех греховных привычек, попытаться, по крайней мере, это сделать, взять крест свой, то есть все то, что нам Господь посылает в этой жизни, взять на свои рамена, но нести его не так, чтобы кого-то осуждать, роптать, а нести так крест свой, чтобы всегда перед собой видеть Христа и тогда наш крест, в соизмерности с крестом Христа, окажется мизером, потому что все, что необходимо для нашего спасения — Христос совершил. Нам необходимо вот только взять этот маленький наш крестик и без ропота, без осуждения ближних, без нарекания на то, что у кого-то проще это проходит, идти, падая, но идти.

Читать еще:  Европа становится атеистической — исследования

И четвертую неделю, прошлую неделю, когда мы праздновали память преподобного Иоанна Лествичника, Господь еще и еще раз указал нам пример этой страшной связи греха и жизни человеческой, когда человек может дойти до того, что им овладеет бесовская сила. И только через пост и молитву, только через самоограничение, только через самоуничижение возможна победа над грехом, победа над злой адской силой.

И вот сегодня мы уже на пятой неделе святой Четыредесятницы и Господь говорит нам уже о нечто большем, Христос говорит нам о Своих крестных страданиях, о том, что завершается Его земной путь и начнется крестный путь, путь, который завершится Воскресением. Но опять же, как сложно каждому из нас, как и апостолам, отрешиться от того земного понимания, что мы понимаем о Царстве. Ведь Христос говорит о страданиях, Он говорит о том, что Он восходит в Иерусалим и все, конечно, прекрасно знают, что Иерусалим ожидает своего Мессию, но Христос говорит о страданиях и как будто апостолы этого не слышат. Самые любимые ученики подходят к Христу и говорят, чтобы, когда Христос сядет во царение, чтобы один сел по правую руку, а другой – по левую. Апостолы все же думают еще о земном царстве, у них еще те же мнения о царстве Мессии, что были и у всех законников и фарисеев. Но здесь очень важно опять же соизмерить себя и Бога. Нам дано очень многое, но спасти род человеческий мог только Сам Бог, Который взял на Себя человеческую природу и исцелил ее. И поэтому только Божественной Троице дано определять, кому нести какой крест, какое дело, какое послушание в этой земной жизни. Нам же важно только, чтобы мы всегда соизмеряли задачу свою, цель своей жизни и то, что мы можем потихонечку, но все же вставать, падая — подниматься, все в шишках, все в каких-то болезнях, страданиях, но все же мы со Христом и если есть в сердце Христос, то эти страдания только нам во спасение.

Вот сегодняшний воскресный день еще раз нам напоминает, дорогие братья и сестры, о завершении святой Четыредесятницы. Напоминает нам, чтобы мы в оставшуюся неделю Четыредесятницы, а потом и Страстную седмицу, постарались еще и еще раз вникнуть все глубже и глубже в тайники своей души и очистить их от греха. Тогда Господь прольет в наше сердце свет воскресшего Бога и все эти страдания, которые мы каждый переносим, будут нам действительно во спасение, потому что Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою, чтобы спаслись хоть некоторые. Аминь.

АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ)

Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)

Антоний (Паканич) (род. 1967), митрополит Бориспольский и Броварский, управляющий делами Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода УПЦ, член президиума и председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия

В миру Паканич Иван Иванович, родился 25 августа 1967 года в селе Чумалево Тячевского района Закарпатской области в крестьянской семье.

В 1982 году окончил Чумалевскую восьмилетнюю школу, а в 1984 — Драговскую среднюю школу. В 1981-1985 годах нес послушание старшего иподиакона епископов Мукачевских Саввы и Дамаскина.

С 1985 по 1987 год служил в армии СССР.

С 1988 по 1992 год учился в Московской духовной семинарии, а в 1995 году окончил Московскую духовную академию. В это время нес послушание иподиакона ректоров академии архиепископа Александра (Тимофеева) и епископа Филарета (Карагодина). За научную работу на тему «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике» получил ученую степень кандидата богословия и оставлен преподавателем.

4 января 1994 года пострижен в монашество ректором Московской духовной академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным), с именем в честь преподобного Антония Печерского.

18 февраля того же года рукоположен в сан диакона патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

7 октября того же года рукоположен в сан иеромонаха епископом Филаретом.

С 14 июня по 31 августа 1995 года был помощником инспектора Московской духовной академии, а с 1 сентября по 31 декабря 1995 года — секретарем-референтом академии. С 1 января 1996 года по 9 сентября 2002 года — помощник ректора Московской академии по представительской работе и заведующий Церковно-археологическим кабинетом.

На Пасху 1999 года был возведен в сан игумена патриархом Алексием II.

Епископ Антоний (Паканич)

9 сентября 2002 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину, где вступил в число братии Киево-Печерской Лавры, а 26 октября того же года был назначен руководителем Информационно-просветительского центра Лавры.

11 мая 2003 года стал заведующим канцелярией Киевской митрополии.

14 марта 2004 года возведен в сан архимандрита митрополитом Киевским Владимиром.

В октябре 2005 года принимал участие в работе третьего Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшего на острове Родос.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 2006 года назначен епископом Бориспольским, викарием Киевской митрополии. Его наречение состоялось 25 ноября, а хиротония — 26 ноября 2006 года в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Хиротонию совершили митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Черновецкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Тернопольский и Кременецкий Сергий, Львовский и Галицкий Августин, Херсонский и Таврический Иоанн, Вышгородский Павел, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, Полтавский и Кременчутский Филипп, епископы Житомирский и Новгород-Волынский Гурий, Белоцерковский и Богуславский Серафим, Черниговский и Нежинский Амвросий, Васильковский Лука и Святогорский Арсений.

С 31 мая 2007 года назначен ректором Киевских духовных семинарии и академии. Решением Синода Украинской Церкви от 14 декабря того же года была создана соединенная Богословско-каноническая комиссия Украинской Православной Церкви, возглавление которой было также поручено владыке Антонию с сохранением за ним прежних должностей.

На Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года в Киево-Печерской Лавре как председатель Каноническо-богословской комиссии возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу Церкви. Указом президента Украины от 24 марта 2008 №256/2008 включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Постановлением кабинета министров Украины от 23 апреля 2008 №419 включен в состав наблюдательного совета национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Синодальным решением от 8 мая 2008 года он был освобожден от возглавления Богословско-канонической комиссии, а вместо этого назначен председателем Учебного комитета при Синоде [1]

Архиепископ Антоний (Паканич)

24 сентября 2008 года был возведён в сан архиепископа.

27 мая того же года включён в состав комиссии по образованию Межсоборного присутствия.

9 июля 2009 года был вновь назначен председателем Богословско-канонической комиссии при Синоде и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с «Украинской автокефальной Православной Церковью» и рабочей группы по подготовке диалога с представителями «Киевского Патриархата».

27 июля того же года вошёл в состав членов и призидиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — сопредседатель Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия [2].

Принял участие в совещании ректоров духовных школ в 2008 году и 13 ноября 2009 года в Московском храме Христа Спасителя под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

23 декабря 2010 года был освобождён от председательства в Синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ.

21 февраля 2012 года был назначен председателем Отдела внешних церковных связей УПЦ.

8 мая 2012 года назначен первым викарием Киевской митрополии, управляющим делами УПЦ и постоянным членом Священного Синода УПЦ по должности с освобождением от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ [3].

20 июля 2012 года освобождён от должности председателя Учебного комитета УПЦ [4].

19 января 2013 года возведен в сан митрополита предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром (Сабоданом) [5].

25 сентября 2013 года назначен правящим архиереем новообразованной Бориспольской и Броварской епархией [6].

21 декабря 2017 года был освобождён от ректорства в Киевских духовных школах с вынесением благодарности за многолетние плодотворные труды [7].

Награды

    • орден прп. Нестора Летописца 1-й степени (2007, Украинская Православная Церковь)
    • орден равноап. Марии Магдалины 2-й степени (Польская Православная Церковь)
    • орден свт. Петра Могилы (2012, Украинская Православная Церковь) [8]
    • орден свят. Кирилла Туровского 1-й степени (2012, Белорусская Православная Церковь) [9]
    • орден «За заслуги» 3-й степени (2008, Украина) [10]
    • орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций) [11]
    • орден «За заслуги» 2-й степени (2013, Украина) [12]

Труды

  • Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике (кандидатская диссертация).
  • Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику.

Публикации и интервью

  • ««Духовная академия на брегах Днепра» — Интервью с епископом Бориспольским Антонием (Паканичем), ректором Киевской духовной академии и семинарии,» Встреча №1(26), 2008.
  • ««Не просто музей, а продолжение храма» — Интервью с заведующим Церковно-археологическим кабинетом игуменом Антонием (Паканичем),» Встреча, №3(13), 2000.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №1-2, 2004.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №1, 2005.
  • «»У Церкві ніхто не самотній» — ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №2, 2005.
  • «»Святість — тернистий шлях усього життя» — ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №3, 2005.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №4, 2005.
  • «Ответы на вопросы епископа Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №1, 2007.
  • «»Духовна робота об’єднує Бога і людину» — ответы на вопросы епископа Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №2, 2007.
  • «»Ми тільки на початку шляху» — интервью с Ректором КДАиС епископом Бориспльским Антонием,» Печерский благовестник, №2, 2007.
  • «Предательство Иуды Искариотского», Україна Православна, май 2006.
  • ««Ваш апокалипсис на каждый день». Интервью,» Зеркало недели, газета, № 27 (656) 14 — 20 июля 2007.
  • «Изменения в Уставе должны отобразить нынешнее состояние УПЦ», Церковная газета, №25 (201), декабрь 2007.
  • Веб-конференция преосвященного Антония, епископа Бориспольского, декабрь 2007:
    • http://orthodox.org.ua/uk/node/2273/
  • «Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине», выступление на Архиерейском Соборе 2008 года.
  • «Игры в религию приводят к психическим расстройствам», Православие в Украине, ноябрь 2008.
  • «Православие – религия радости», диалог между ректором Киевской духовной академии и семинарии архиепископом Бориспольским Антонием и заместителем начальника Государственного управления делами Президента Украины Ростиславом Любомировичем Валихновским, Информационное агентство ИнтерМедиа Консалтинг, апрель 2009.
  • «Священников и врачей нельзя учить заочно», Фома, октябрь 2009.
  • «Розділення – це неприродний стан для Церкви»:
    • http://religions.unian.net/ukr/detail/1976
  • «Чекати кардинальних перемін не потрібно. », Православие в Украине, 9 сентября 2009:
    • http://religion.in.ua/main/interview/1874-chekati-kardinalni. tml
  • Интервью «Святитель Димитрий олицетворял новую плеяду богословов, открытых культуре. », Религия в Украине, 10 ноября 2009:
    • http://religion.in.ua/main/interview/2393-svyatitel-dimitrij. tml
  • «Поместные Церкви и церковное единство. Несколько слов о церковной автокефалии», Труды Киевской Духовной Академии, №8, 2008.
  • «Отношение православных к «смысловому» переводу Библии», Труды Киевской Духовной Академии, №9, 2008.
  • «Перспективи розвитку духовної освіти в Україні», Труды Киевской Духовной Академии, №9, 2008.
  • «Православна відповідь на виклик кризи сучасного суспільства», Труды Киевской Духовной Академии, №10, 2009.
  • «Повод и цель написания Послания апостола Павла к Римлянам», Труды Киевской Духовной Академии, №10, 2009.
  • ««С чувством братского единства», интервью Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского ректора Киевской духовной академии и семинарии,» Русский инок, февраль 2009.
  • «Интервью епископа Бориспольского Антония, ректора КДАиС, редседателя Богословской комиссии Украинской Православной Церкви: «Изменения в уставе должны отобразить нынешнее состояние УПЦ»,» Церковня газета, №25 (201), декабрь 2007.
  • «Веб-конференция преосвященнейшего Антония, епископа Бориспольского Ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии «В Духовной школе все вопросы решаются индивидуально, универсальных способов нет»,» Православная газета, №4 (206), 2008.
  • «„Священство – це самовіддане служіння Богу і людям, іноді служіння аж до самопожертви” – интервью ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония,» сайт Белоцерковской епархии, 22 апреля 2009.
  • «Будь яка людина церкви – солдат», журнал Україна, №3, 2009.
  • «Святоотеческие основания таинства Священства», V Международная богословская конференция РПЦ Православное учение о церковных таинствах, Москва, 13-16 ноября 2007.
  • «Историософия «Слова о Законе и Благодати»», VIII международные Успенские чтения Память и история: на перекрестке культур, Киев, 29 сентября 2008.
  • «Православие и СОВРЕМЕННОСТЬ – ВСТРЕЧА ДИСКУРСОВ», международная научно-практическая конференция ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОПЫТ ВСТРЕЧИ (к 100-летию Киевского Религиозно-философского общества и сборника «Вехи»), 1 мая 2009.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector