1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

митрополит Антоний (Паканич)

Содержание

50 малоизвестных фактов об управляющем делами УПЦ митрополите Антоние (Паканиче)

25 августа отмечает свой 50-летний юбилей управляющий делами Украинской Православной Церкви, митрополит Антоний. Он добрый пастырь, опытный руководитель, молитвенник и талантливый проповедник. Его официальная биография известна многим. Тем не менее существуют интересные факты, о которых знает лишь узкий круг людей.

25 августа отмечает свой 50-летний юбилей управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич).

Митрополит Антоний добрый пастырь, опытный руководитель, молитвенник и талантливый проповедник. Его официальная биография известна многим. Тем не менее существуют интересные факты, о которых знает лишь узкий круг людей.

Центр информации УПЦ собрал 50 малоизвестных фактов о митрополите Антоние, которые помогут узнать его лучше.

1. Родился на Закарпатье в селе Чумалево Тячевского района. Первые воспоминания о детстве — горы, речка и удивительная природа Карпат.

2. В миру — Иван Иванович Паканич.

3. С детства посещал Вознесенский монастырь, который находится в его родном селе.

4. В четыре года уже хотел быть священником — на крестинах младшего брата пытался помогать батюшке.

5. В детстве перед Божественной литургией всегда просыпался самый первый, чтобы семья не опоздала в Церковь.

6. Рано научился читать и просил в монастыре богословские книги, которым радовался, как самому ценному подарку.

7. С ранних лет приучен родителями к труду — работал в поле и выполнял работу по хозяйству.

8. В детстве играл в футбол.

9. В школе был одним из лучших учеников. Любимыми предметами была литература, геометрия и география.

10. В пятом классе отказался выполнять задание, высмеивающее священника.

11. Первая книга, которая повлияла на формирование мировоззрения — «Киево-Печерский патерик».

12. В детстве, когда храм был заполнен людьми и попасть внутрь было уже не возможно, забирался на черемуху, чтобы видеть Богослужение.

13. В школьные годы ездил за сто километров нести послушание у епископов Мукачесвских Саввы и Дамаскина.

14. Перед службой в армии исповедовался у старца Иова Угольского, которого позже причислили к лику святых.

15. Службу в Советской армии проходил в Сибири. Окончил службу в звании командира взвода.

16. Когда подал документы в духовную семинарию, за ним тут же отправили машину из военкомата, чтобы забрать на «переподготовку». Разминуться удалось чудом – будущий митрополит шел из дому по другой дороге.

17. В 1994 году в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пострижен в монашество в честь преподобного Антония Печерского.

18. В 1995 году закончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия, полученной за диссертацию «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике».

19. После окончания Академии был приглашен преподавать. Впервые войдя в класс, обратился к семинаристам: «Мне удобнее было бы сидеть рядом с вами за партой, чем стоять здесь на кафедре, но Господь определил так, поэтому давайте учиться вместе».

20. В Московской духовной академии преподавал Литургию и Новый Завет. Иногда ставил «двойки», но в итоге все студенты семинарии знали Священное Писание.

21. Был помощником ректора Московской духовной академии по представительской работе – встречал иностранные делегации и глав государств, которые посещали Троице-Сергиеву лавру.

22. Занимал должность заведующего Церковно-археологическим кабинетом при Московской духовной академии. Несмотря на то, что не имел специальных знаний, самостоятельно изучал искусствоведческую литературу, вникая в суть реставрации и тонкостей иконописи.

23. На должности заведующего Церковно-археологическим кабинетом инициировал создание каталога всего, что находилось в музее. В результате те иконы и церковную утварь, которые удалось «отстоять» у искусствоведов, передал в действующие храмы.

24. В 2002 году направлен в распоряжение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и назначен руководителем Информационно-просветительского центра Киево-Печерской лавры.

25. В 2006 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви избран епископом Бориспольским, викарием Киевской митрополии.

26. 31 мая 2007 года назначен ректором Киевской духовной академии и семинарии. Именно в этот день перед главным корпусом Академии установили памятник Петру Могиле.

27. О том, что станет епископом, узнал в 2006 году, осенью, было ранее утро, и его вызвал к себе Блаженнейший митрополит Владимир. Хиротония состоялась 26 ноября 2006 года в Трапезном храме Киево-Печерской лавры.

28. В сентябре 2008 года возведен в сан архиепископа.

29. В 2013 году возведен в сан митрополита Бориспольской и Броварской епархии.

30. Постоянный член Священного Синода УПЦ.

31. Ездит на Святую Гору Афон, где несет монашеское послушание.

32. Является управляющим делами УПЦ, комментируя в средствах массовой информации основные церковные события и позицию Церкви по многим вопросам.

35. За время ректорства Киевскую духовную академию и семинарию окончили более 2000 студентов.

36. Осуществил более 200 хиротоний в священный сан.

37. В одной из рабочих поездок посетил Латинскую Америку.

38. Посетил Антарктиду, в храме Святой Троицы на острове Ватерлоо служил Божественную литургию.

39. Вырос в семье, где всегда звучат украинские песни и духовные песнопения, а на Рождество не умолкают колядки.

40. В дороге слушает Моцарта, а также произведения современных авторов на религиозную тематику.

41. Сегодня жизнь семьи митрополита связана с Православной Церковью: брат служит священником на Закарпатье, а сестра замужем за священником — настоятелем Благовещенского храма в Праге.

42. Ценит тонкое чувство юмора и сам умеет пошутить «к месту». Считает, что добрая шутка способна разрядить обстановку и даже помочь в сложной ситуации.

43. Ректор духовной семинарии живет на первом этаже студенческого общежития, поэтому всегда в курсе проблем и забот будущих священнослужителей.

44. Среди его учеников есть нынешние архиереи.

45. Завтраки, обеды и ужины — только со студенческой кухни, чтобы «желудком чувствовать», что едят его семинаристы.

46. Любимые писатели — Достоевский, Чехов, Нечуй-Левицкий. Из современных авторов — Валентин Распутин и Владимир Крупин.

47. В июле 2014 года основал Центр для беженцев на территории Бориспольской епархии.

48. Считает, что самый страшный грех – это грех войны, поскольку на войне человек смотрит на ближнего сквозь прицел автомата. С началом военных действий на Востоке Украины ежедневно молится и призывает к миру.

49. Свой День рождения и День ангела всегда встречает в храме – это Божественная литургия, исповедь и причастие.

50. В свой 50-летний юбилей искренне благодарен Богу, что его жизнь сложилась именно так.

АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ)

Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)

Антоний (Паканич) (род. 1967), митрополит Бориспольский и Броварский, управляющий делами Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода УПЦ, член президиума и председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия

В миру Паканич Иван Иванович, родился 25 августа 1967 года в селе Чумалево Тячевского района Закарпатской области в крестьянской семье.

В 1982 году окончил Чумалевскую восьмилетнюю школу, а в 1984 — Драговскую среднюю школу. В 1981-1985 годах нес послушание старшего иподиакона епископов Мукачевских Саввы и Дамаскина.

С 1985 по 1987 год служил в армии СССР.

С 1988 по 1992 год учился в Московской духовной семинарии, а в 1995 году окончил Московскую духовную академию. В это время нес послушание иподиакона ректоров академии архиепископа Александра (Тимофеева) и епископа Филарета (Карагодина). За научную работу на тему «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике» получил ученую степень кандидата богословия и оставлен преподавателем.

4 января 1994 года пострижен в монашество ректором Московской духовной академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным), с именем в честь преподобного Антония Печерского.

18 февраля того же года рукоположен в сан диакона патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

7 октября того же года рукоположен в сан иеромонаха епископом Филаретом.

С 14 июня по 31 августа 1995 года был помощником инспектора Московской духовной академии, а с 1 сентября по 31 декабря 1995 года — секретарем-референтом академии. С 1 января 1996 года по 9 сентября 2002 года — помощник ректора Московской академии по представительской работе и заведующий Церковно-археологическим кабинетом.

На Пасху 1999 года был возведен в сан игумена патриархом Алексием II.

Епископ Антоний (Паканич)

9 сентября 2002 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину, где вступил в число братии Киево-Печерской Лавры, а 26 октября того же года был назначен руководителем Информационно-просветительского центра Лавры.

11 мая 2003 года стал заведующим канцелярией Киевской митрополии.

14 марта 2004 года возведен в сан архимандрита митрополитом Киевским Владимиром.

В октябре 2005 года принимал участие в работе третьего Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшего на острове Родос.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 2006 года назначен епископом Бориспольским, викарием Киевской митрополии. Его наречение состоялось 25 ноября, а хиротония — 26 ноября 2006 года в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Хиротонию совершили митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Черновецкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Тернопольский и Кременецкий Сергий, Львовский и Галицкий Августин, Херсонский и Таврический Иоанн, Вышгородский Павел, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, Полтавский и Кременчутский Филипп, епископы Житомирский и Новгород-Волынский Гурий, Белоцерковский и Богуславский Серафим, Черниговский и Нежинский Амвросий, Васильковский Лука и Святогорский Арсений.

С 31 мая 2007 года назначен ректором Киевских духовных семинарии и академии. Решением Синода Украинской Церкви от 14 декабря того же года была создана соединенная Богословско-каноническая комиссия Украинской Православной Церкви, возглавление которой было также поручено владыке Антонию с сохранением за ним прежних должностей.

На Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года в Киево-Печерской Лавре как председатель Каноническо-богословской комиссии возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу Церкви. Указом президента Украины от 24 марта 2008 №256/2008 включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Постановлением кабинета министров Украины от 23 апреля 2008 №419 включен в состав наблюдательного совета национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Синодальным решением от 8 мая 2008 года он был освобожден от возглавления Богословско-канонической комиссии, а вместо этого назначен председателем Учебного комитета при Синоде [1]

Архиепископ Антоний (Паканич)

24 сентября 2008 года был возведён в сан архиепископа.

27 мая того же года включён в состав комиссии по образованию Межсоборного присутствия.

9 июля 2009 года был вновь назначен председателем Богословско-канонической комиссии при Синоде и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с «Украинской автокефальной Православной Церковью» и рабочей группы по подготовке диалога с представителями «Киевского Патриархата».

27 июля того же года вошёл в состав членов и призидиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — сопредседатель Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия [2].

Принял участие в совещании ректоров духовных школ в 2008 году и 13 ноября 2009 года в Московском храме Христа Спасителя под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

23 декабря 2010 года был освобождён от председательства в Синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ.

21 февраля 2012 года был назначен председателем Отдела внешних церковных связей УПЦ.

8 мая 2012 года назначен первым викарием Киевской митрополии, управляющим делами УПЦ и постоянным членом Священного Синода УПЦ по должности с освобождением от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ [3].

20 июля 2012 года освобождён от должности председателя Учебного комитета УПЦ [4].

19 января 2013 года возведен в сан митрополита предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром (Сабоданом) [5].

25 сентября 2013 года назначен правящим архиереем новообразованной Бориспольской и Броварской епархией [6].

21 декабря 2017 года был освобождён от ректорства в Киевских духовных школах с вынесением благодарности за многолетние плодотворные труды [7].

Награды

    • орден прп. Нестора Летописца 1-й степени (2007, Украинская Православная Церковь)
    • орден равноап. Марии Магдалины 2-й степени (Польская Православная Церковь)
    • орден свт. Петра Могилы (2012, Украинская Православная Церковь) [8]
    • орден свят. Кирилла Туровского 1-й степени (2012, Белорусская Православная Церковь) [9]
    • орден «За заслуги» 3-й степени (2008, Украина) [10]
    • орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций) [11]
    • орден «За заслуги» 2-й степени (2013, Украина) [12]

Труды

  • Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике (кандидатская диссертация).
  • Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику.

Публикации и интервью

  • ««Духовная академия на брегах Днепра» — Интервью с епископом Бориспольским Антонием (Паканичем), ректором Киевской духовной академии и семинарии,» Встреча №1(26), 2008.
  • ««Не просто музей, а продолжение храма» — Интервью с заведующим Церковно-археологическим кабинетом игуменом Антонием (Паканичем),» Встреча, №3(13), 2000.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №1-2, 2004.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №1, 2005.
  • «»У Церкві ніхто не самотній» — ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №2, 2005.
  • «»Святість — тернистий шлях усього життя» — ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №3, 2005.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №4, 2005.
  • «Ответы на вопросы епископа Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №1, 2007.
  • «»Духовна робота об’єднує Бога і людину» — ответы на вопросы епископа Антония (Паканича),» Печерский благовестник, №2, 2007.
  • «»Ми тільки на початку шляху» — интервью с Ректором КДАиС епископом Бориспльским Антонием,» Печерский благовестник, №2, 2007.
  • «Предательство Иуды Искариотского», Україна Православна, май 2006.
  • ««Ваш апокалипсис на каждый день». Интервью,» Зеркало недели, газета, № 27 (656) 14 — 20 июля 2007.
  • «Изменения в Уставе должны отобразить нынешнее состояние УПЦ», Церковная газета, №25 (201), декабрь 2007.
  • Веб-конференция преосвященного Антония, епископа Бориспольского, декабрь 2007:
    • http://orthodox.org.ua/uk/node/2273/
  • «Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине», выступление на Архиерейском Соборе 2008 года.
  • «Игры в религию приводят к психическим расстройствам», Православие в Украине, ноябрь 2008.
  • «Православие – религия радости», диалог между ректором Киевской духовной академии и семинарии архиепископом Бориспольским Антонием и заместителем начальника Государственного управления делами Президента Украины Ростиславом Любомировичем Валихновским, Информационное агентство ИнтерМедиа Консалтинг, апрель 2009.
  • «Священников и врачей нельзя учить заочно», Фома, октябрь 2009.
  • «Розділення – це неприродний стан для Церкви»:
    • http://religions.unian.net/ukr/detail/1976
  • «Чекати кардинальних перемін не потрібно. », Православие в Украине, 9 сентября 2009:
    • http://religion.in.ua/main/interview/1874-chekati-kardinalni. tml
  • Интервью «Святитель Димитрий олицетворял новую плеяду богословов, открытых культуре. », Религия в Украине, 10 ноября 2009:
    • http://religion.in.ua/main/interview/2393-svyatitel-dimitrij. tml
  • «Поместные Церкви и церковное единство. Несколько слов о церковной автокефалии», Труды Киевской Духовной Академии, №8, 2008.
  • «Отношение православных к «смысловому» переводу Библии», Труды Киевской Духовной Академии, №9, 2008.
  • «Перспективи розвитку духовної освіти в Україні», Труды Киевской Духовной Академии, №9, 2008.
  • «Православна відповідь на виклик кризи сучасного суспільства», Труды Киевской Духовной Академии, №10, 2009.
  • «Повод и цель написания Послания апостола Павла к Римлянам», Труды Киевской Духовной Академии, №10, 2009.
  • ««С чувством братского единства», интервью Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского ректора Киевской духовной академии и семинарии,» Русский инок, февраль 2009.
  • «Интервью епископа Бориспольского Антония, ректора КДАиС, редседателя Богословской комиссии Украинской Православной Церкви: «Изменения в уставе должны отобразить нынешнее состояние УПЦ»,» Церковня газета, №25 (201), декабрь 2007.
  • «Веб-конференция преосвященнейшего Антония, епископа Бориспольского Ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии «В Духовной школе все вопросы решаются индивидуально, универсальных способов нет»,» Православная газета, №4 (206), 2008.
  • «„Священство – це самовіддане служіння Богу і людям, іноді служіння аж до самопожертви” – интервью ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония,» сайт Белоцерковской епархии, 22 апреля 2009.
  • «Будь яка людина церкви – солдат», журнал Україна, №3, 2009.
  • «Святоотеческие основания таинства Священства», V Международная богословская конференция РПЦ Православное учение о церковных таинствах, Москва, 13-16 ноября 2007.
  • «Историософия «Слова о Законе и Благодати»», VIII международные Успенские чтения Память и история: на перекрестке культур, Киев, 29 сентября 2008.
  • «Православие и СОВРЕМЕННОСТЬ – ВСТРЕЧА ДИСКУРСОВ», международная научно-практическая конференция ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОПЫТ ВСТРЕЧИ (к 100-летию Киевского Религиозно-философского общества и сборника «Вехи»), 1 мая 2009.

Мнимое благочестие митрополита Антония (Паканича)

24 февраля 2014 года в Украинской православной церкви Московского патриархата состоялось заседание Священного Синода, на котором был выбран местоблюститель митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). Произошло это эпохальное событие спустя всего лишь два дня после кровавых столкновений на Майдане Незалежности в Киеве, ставших поводом для бегства президента Украины В.Ф.Януковича и победы революции.

К чему такая спешка, в чем заключалась необходимость введения поста местоблюстителя при живом предстоятеле УПЦ МП Блаженнейшем митрополите Владимире (Сабодане)? Ссылки на то, что митрополит Владимир (Сабодан) недееспособен, лживы, особенно со стороны членов Священного Синода, которые как архиереи Украинской Церкви должны были блюсти чистоту православной веры во время болезни предстоятеля. Но вера была попрана ради одного – желания власти. Не секрет, что некоторые члены Священного Синода уже давно добивались прошения на покой больного митрополита Владимира (Сабодана), надеясь тем самым возглавить УПЦ МП. Не отставал от этого желания и управляющий делами Украинской Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич), выдвигавший свою кандидатуру на пост местоблюстителя.

Такое поведение митрополита Антония (Паканича) более чем странно, ведь именно стараниями Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) Антоний (Паканич) за 11 лет стал из московского игумена украинским митрополитом и управляющим делами Украинской Церкви. Но благодарности к своему наставнику никогда не было у Антония (Паканича), более того, он постоянно плел заговоры и интриги за спиной Владимира (Сабодана). Особенно преуспел митрополит Антоний (Паканич) в травле ближайшего помощника предстоятеля, ныне митрополита Переяслав – Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко). Антонию (Паканичу) поучиться бы благочестию у молодого митрополита Александра (Драбинко) и его преданности своему учителю Владимиру (Сабодану), но вместо этого Антоний (Паканич) постоянно ищет поводы к удалению Александра (Драбинко) от предстоятеля УПЦ МП. Для чего? Антоний (Паканич) прекрасно понимает, что лишенный поддержки в болезни и заступничества со стороны Александра (Драбинко) Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) быстро угаснет, а вместе с его успением Украинскую Церковь постигнут большие нестроения. Именно этих нестроений и добивается «тайный иезуит» Антоний Паканич.

14 июня 2013 года митрополит Антоний (Паканич) при помощи своего властного покровителя Генерального прокурора В.Пшонки – правой руки президента В.Ф.Януковича осуществил успешную провокацию против митрополита Александра (Драбинко) в деле похищения игуменьи Свято – Покровского монастыря Калисферии (Шамайло) и Е.Науменко. Пикантность ситуации состоит в том, что в деле фигурирует супруга В.Пшонки, очень активная прихожанка Свято – Покровского монастыря. 18 томов уголовного дела оказались полны самого мерзкого вранья и лжесвидетельств, после бегства В.Януковича и В.Пшонки, все задержанные отпущены, но «некто» продолжает настаивать на возобновлении следствия. Для чего? Ясно, что не для того, чтобы проводить карательную акцию против предпринимателя С.Бута, скорее против Александра (Драбинко) и заинтересован в этом исключительно Антоний (Паканич), все еще пытающийся возглавить УПЦ МП.

Хиротонию во епископы Антония (Паканича) 22 ноября 2006 года возглавлял член Священного Синода митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), поэтому вполне естественно, что именно он сегодня является руководителем деятельности Антония (Паканича), направленную не только на церковные вопросы, но и на политические, главным из которых является националистический вопрос УПЦ МП. И этого национализма западнического (галицийского) толка уже никто не скрывает. 2 марта 2014 года местоблюститель митрополит Онуфрий (Березовский) обратился с письмом к президенту Российской Федерации В.В.Путину, где в частности говорилось:

После затянувшегося внутриполитического кризиса и гибели людей, серьезным поводом для волнений стало наделение Вас Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации правом использования Вооруженных Сил России на территории Украины. Совсем немного отделяет нас от сползания в бездну, выход из которой займет не одно десятилетие.

Разве Россия толкает в бездну Украину, разве Россия жгла милицию и здания в Киеве? В чем ответственность России за внутренние дела украинского народа, за его выбор и его цели? Вся эта националистическая риторика местоблюстителя УПЦ МП стала еще более явной в послании к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, датированным тем же 2 марта 2014 года, где говорилось:

Как Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры обращаюсь к Вам, Ваше Святейшество, с просьбой сделать все возможное, чтобы не допустить кровопролития на территории Украины. Прошу Вас возвысить свой голос о сохранении целостности территории Украинского государства.

Как может Патриарх Кирилл заниматься целостностью Украинского государства, разве это не внутренний выбор граждан самого государства? И разве недопущение кровопролития не дело самой Украинской Церкви, несущей слово правды своей пастве и всему украинскому обществу? На деле оказалось, что именно Священный Синод УПЦ МП, сотворив предательство по отношению к митрополиту Владимиру (Сабодану), совершил и следующее предательство, уже по отношению к своему собственному народу, когда занял откровенно антироссийскую, националистическую позицию, вылившуюся в итоге в кровавое противостояние на Юго – Востоке Украины. Одно предательство всегда следует за другим предательством, но не все архиереи УПЦ МП встали в один ряд с киевской хунтой и «Правым сектором» И.Коломойского и Д.Яроша. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин), поддавшись всеобщему помутнению разума, вывел митрополита Александра (Драбинко) в 2012 году из состава Священного Синода. И во время проведения заседания Священного Синода, руководя им, предложил пост местоблюстителя, что прямо противоречит умеренной позиции Агафангела (Саввина). Отрадно, что эти негативные тенденции митрополит Одесский сумел преодолеть, обратившись с заявлением по поводу сожжения людей карателями 2 мая 2014 года в Доме Профсоюзов в Одессе:

Книги Бытия повествуют нам об ужасном последствии такой гордыни: «и когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8). Однако это убийство не принесло радости и успокоения первоубийце, напротив, пролитая кровь вменилась в проклятие, и наказанием его стало изгнанничество в той земле, которая ранее щедро питала его.

Но где же заявления, осуждающие ужасное кровопролитие в Одессе, местоблюстителем митрополитом Онуфрием (Березовским) и митрополитом Антонием (Паканичем)? Нет осуждения тем, кто радостно, с ликованием встретил весть о новой Хатыни, кто поддержал фашистскую акцию, вместо этого в послании Онуфрия (Березовского) от 4 мая 2014 года говорится:

В океане Божественного милосердия исчезают все наши земные страсти и противостояния. Поэтому и Церковь Христова не делит свою паству по национальным признакам или политическими предпочтениями. Мы молимся за всех, несмотря на то, по какую сторону баррикад они оказались.

Поздно спохватились, дорогие отцы и братия, ваши действия (или бездействия) уже привели молодежь и тех, кто стоит за ними к варварскому, бесчеловечному акту всесожжения мирных граждан, среди которых были женщины и дети. Грех братоубийства уже лег на ваши плечи и этот груз Украинская Церковь сегодня несет в будущее, которое уже не зависит от тех, кто предал своего предстоятеля – главу Церкви на Священном Синоде 24 февраля 2014 года. Почему только митрополит Агафангел (Саввин) выступил в защиту убиенных и с проклятием к фашистам? Никто больше не рискнул идти против киевских властей? Патриарх Кирилл в своем обращении от 3 мая 2014 года особо подчеркнул:

Молюсь о спасении и исцелении Украины, о прекращении кровопролития, об умирении враждующих, о том, чтобы люди, занимающие противоположные политические позиции, оказались, по милости Божией, способны услышать друг друга и понять, что попытки навязать другим свое мнение силой ведут лишь к гибели прекрасной, благословенной страны. Считаю крайне важным, чтобы виновные в убийстве своих сограждан, а также те, кто попирал святыни в разрушенной молитвенной палатке, были выявлены и понесли заслуженное наказание.

Но члены Священного Синода УПЦ МП не требуют наказать карателей новой Хатыни, повторивших мерзость своих предков в 1943 году, уничтоживших мирных жителей белорусской деревни Хатынь только за то, что они сочувствовали партизанам. 2 мая 2014 года за это же сочувствие были уничтожены уже граждане Украины, не желающие подчиняться антинародной власти Киева. Разве эти страшные события взволновали души тех, кто печется только о своем благополучии, кто забыл предназначение священника, а тем более, монаха. В этом же домостроительстве УПЦ МП радеющих только о личном благе, давно занимает первое место митрополит Антоний (Паканич), который не гнушается никакого предательства ради достижения своих целей. Постоянные контакты с главой УГКЦ С.Шевчуком, иезуитом и протеже папы Римского Франциска, освещают истинные цели «поборника благочестия» Антония (Паканича), особенно учитывая его закулисные переговоры с главой УПЦ КП Филаретом (Денисенко). Вместо того чтобы стать опорой Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), на что очень рассчитывал украинский предстоятель, приближая к себе ученого монаха, Антоний (Паканич) пытается выстроить новую церковь, объединившись с католиками и раскольниками, а также с масоном Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

То, что подобное объединение станет могильщиком Украинской православной Церкви, нисколько не волнует митрополита Антония (Паканича), ведь ему будет даровано если не патриаршее место, то управляющего делами Всеукраинской церкви точно, ведь папа Римский Франциск обязательно облагодетельствует того, кто служит ему верой и правдой. Но сегодня, к предательскому служению Антония (Паканича) примкнули и другие члены Священного Синода УПЦ МП, противопоставляя друг другу народ Украины своим фактическим устранением от все расширяющегося конфликта интересов и цивилизационного выбора народа некогда цветущего края. Уже сегодня они одобряют выводы Антония (Паканича), которые он продемонстрировал в интервью газете «УНIАН – Релiгii» 9 апреля 2014 года:

В тех областях, где советская власть продержалась дольше и где традиции церковной жизни подверглись более серьезному разрушению, там процент воцерковленных людей несколько ниже. А вот там, где коммунистическая идеология не смогла пустить серьезных корней, практикующих христиан значительно больше. Например, я вырос в Закарпатье. У нас в храм ходило практически все село. А вот на Востоке Украины такое и сегодня является редкостью.

Это прямая подтасовка фактов, которые можно найти в его же интервью, где Антоний (Паканич) ссылается на статистические данные, показывающие, что на Востоке Украины приходов УПЦ МП больше, чем на Западе. Тем самым управляющий делами Украинской Церкви явно демонстрирует свой национализм, свое отношение к восточным областям Украины, как атеистическим, живущим в прошлом наследии СССР, в то время как западные области уже перенастроились в европейское светлое будущее, погрязшее в гомосексуализме и толерантности к меньшинствам. Там, в этом светлом будущем видит Украинскую Церковь тот, кто предал своего учителя и свою Церковь, ради красной мантии католического епископа. Таков выбор Антония (Паканича), таковы его стремления, таково его благочестие.

Владимир Каминский,

Митрополит Антоний (Паканич) – о духовном законе, ключах спасения и пути к любви

Отвечать на Божественную любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия

– Владыка, мы приближаемся в Рождеству. Каждый из нас идёт своей дорогой ко Христу – уникальной и неповторимой. Но путь к Нему – это всегда путь к любви, так как любовь – основной закон бытия. Как Вы понимаете этот закон?

– Любовь – это великий дар Божий, которым Господь награждает нас в ответ на наши усилия. Любовь невозможно навязать другому человеку, равно как и невозможно самому искусственно исполнять эту заповедь. Ты либо чувствуешь любовь в своем сердце, либо нет. И парадокс заключается в том, что все мы испытываем недостаток любви в мире, и вместе с тем понимаем, что это то, на чем этот мир все еще держится, а значит любовь присутствует в нашей жизни.

И эта любовь – Божественная. Апостол Иоанн, по праву названный апостолом любви, говорит о нашем отношении к Богу: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Это значит, что наша любовь – это всего лишь отклик на любовь Божественную, взаимный ответ Тому, Кто уже любит нас. И ради этой любви к нам Бог не только создал всю вселенную, но и Сам принял наше естество, чтобы на кресте в страшных муках пострадать за нас. Отвечать на эту любовь безразличием — значит уничтожать основы бытия, которые на этой любви держатся. Наш жизненный опыт прямо показывает, что все, что противоречит любви – ненависть, злоба, жадность, похоть и самолюбие, способно повредить личность и даже уничтожить жизнь не только отдельного человека, но и целого общества, народа, а возможно и всего человечества.

Разве найдется хоть один человек, который не согласится с тем, что любовь делает жизнь счастливой и полноценной? И если любовь не подменять похотью, то мы увидим ее силу. Мы увидим, как она меняет, преображает человека, делает его счастливым, а мир вокруг – радостным. Поэтому апостол Павел и говорит: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). И мы должны приложить максимум усилий, чтобы исполнять в своей жизни самую главную заповедь христианства: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Как говорили святые отцы, без любви добра не бывает. И если открыть свое сердце Господу, трудиться над собой в свете евангельских заповедей, то мы обязательно почувствуем в своем сердце главный закон бытия – любовь к Богу и ближнему.

Все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом, а вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях

– Что же происходит, если человек нарушает духовный закон?

– Происходит то же самое, что и при нарушении любого другого закона – физического или гражданского. Едва ли кто-нибудь захочет спорить с законом, например, земного притяжения, ибо это закончится плачевно. И все знают, что лучше не шутить с уголовным кодексом. А вот закон духовный часто нарушают, не задумываясь о возможных катастрофических последствиях этого. И хотя кажется, будто выбирая путь беззакония, человек нивелирует действие закона духовного, на самом деле это не так. Независимо от нашего выбора, закон действует, пусть и не моментально, пусть и не очень явно, но всегда и для всех.

Духовный закон – это голос самого Бога, который мы слышим в своей совести, и который звучит через Священное Писание, Его святые заповеди. Все проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни, связаны с нарушением этого закона, ибо он дан для того, чтобы мы жили полноценной жизнью, исполняя заповеди и пребывая в согласии со своей совестью. Как сказал Пушкин устами одного из своих персонажей, «жалок тот, в ком совесть нечиста».

Преступая духовный закон, человек лишается не просто внутреннего покоя, но самих основ бытия. Происходит распад личности, возникает чувство пустоты, неудовлетворенности жизнью, и в конечном итоге – эта черная дыра поглощает человека. Чтобы этого избежать, нужно помнить, что закон дан по причине нашего несовершенства, которое нужно исправлять. Мы должны жить в гармонии с Богом и людьми, со своей собственной совестью. Созидание полноценной духовной личности, достижение полноты бытия невозможны без исполнения духовного закона.

Рождественская служба в Киево-Печерской Лавре

Почему Лесков нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

– Цикличность истории никто не отменял. На примере творчества Лескова, который внимательно изучал всё, что было связано с Церковью и её служителями, можно выявить все болезни и явления, которые мы наблюдаем сегодня. В одном из писем он написал: «Более чем когда-либо верую в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя». Относится ли это высказывание к нашему времени?

– Весьма показательно, что эти слова были сказаны в эпоху служения преподобного Амвросия Оптинского, святителей Филарета Московского (Дроздова), Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия Херсонского (Борисова), апостола Сибири митрополита Иннокентия (Вениаминова), Феофана Затворника (Говорова) и многих других. Сам писатель родился, когда еще был жив преподобный Серафим Саровский, а молодость пришлась на время расцвета оптинского старчества. И он нигде не увидел и не почувствовал «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя»?

Нужно отдать должное литературному гению Лескова. Такие его произведения, как «Очарованный странник» и «Леди Макбет Мценского уезда», поистине являются жемчужинами русской классической литературы. Моими любимыми произведениями Лескова являются «Соборяне» и «На краю света». Но при этом нужно все же отметить, что Николай Семенович вряд ли являлся голосом истинного религиозного народного самосознания. После 1880 года наблюдается отход великого писателя от Церкви. Наверное, ему ближе был Лев Толстой (с которым он весьма сдружился в то время), чем оптинские старцы.

Как весьма точно подметил профессор Дунаев, в натуре Лескова во всём властвовала стихия. И она иногда увлекала его слишком далеко, и в писательской, и в семейной, и в бытовой, и во всех прочих сферах жизни. Недаром сам Лесков это состояние подвластности стихийным влечениям характеризовал так: «ведёт и корчит». Вело и корчило его часто и в религиозных исканиях. Об одном из произведений Лескова Достоевский отозвался очень резко: «Много вранья, много чёрт знает чего, точно на луне происходит». Конечно, Лесков художник правдивый, он всегда избегал намеренной неправды. Но следует не забывать о том, что у него возможно ненамеренное искажение реальности.

Многих интересует вопрос – правда ли то, о чём поведал Лесков в поздних произведениях, раскрывающих человеческие недостатки православного духовенства? И ответ очевиден – правда. То есть всё это в жизни встречалось. Равно как встречается и в наше время. Едва ли не более жёсткие обвинения церковной жизни можно встретить даже у святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Но ничего нового в признании этой правды нет, лишь ещё одно подтверждение, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Однако Лесков совершает в своей критике одну принципиальную ошибку – он переносит грех отдельных людей на Церковь как на средоточие благодати. Но человек, отклоняющийся в грехе от Христа, отклоняется и от Его Церкви. Необходимо разделять этих отклонившихся и праведность мистического Тела Христова. Лесков такого разделения не совершает. И в этом – его неправда.

Ещё важнее понять неправду лесковского обличения тех, кто был прославлен Церковью в лике святых: святителя Филарета (Дроздова) и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Оно имеет ту же причину, что и в творчестве писателя – невозможность постижения духовной высоты при помощи душевного воззрения. Несмотря на патетические рассуждения писателя о том, что он верит в «великое значение Церкви», Лесков все же отверг духовное значение Церкви в народном бытии. Тут либо духовность Церковью и впрямь была утрачена, либо слишком расположившись к душевному, Николай Семенович заслонил от себя духовное, и тем вынужден был обращаться к своим иллюзиям и химерам.

Если говорить о первом, то сама история показала, что спустя всего чуть более двадцати лет после смерти Лескова, Церковь явила целый сонм новомучеников и исповедников, которые во времена богоборческих гонений, живым примером явили такую силу духа, что сомневаться в духовности Церкви и в наличии у Нее «того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя» уже не приходится. Уверен, что эта сила, несмотря на многие проблемы, остается в Церкви Христовой и в наше время. И останется вовек, как говорил о том Сам Спаситель: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

«Бог спасает нас не без нас». Как Церковь спасает людей?

– Согласно христианской эсхатологии (учению о конце времен), Церковь после Второго Пришествия явится как Царство Небесное, как обожение святых праведников, «мир» же как совокупность греховных связей и «испорченных» грехом творений уничтожится — «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10). Церковь не ставит перед собой утопической цели преображать мир, ее цель, по словам апостола Павла, «спасти хотя бы некоторых». Как Церковь спасает людей?

– Как сказал святитель Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Спасение души – это путь соработничества Бога и человека, когда в ответ на наши усилия Бог дает Свою благодать, оказывает нам помощь и содействие. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20), – говорит Спаситель. Спасение открывается нам через некую внутреннюю дверь сердца, ключи от которой находятся у нас самих. Господь приходил в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Он преподал людям Свое Божественное учение, показал личный пример для подражания и, самое главное, в крестных муках искупил человечество от греха, проклятия и смерти. И теперь этот путь, который прошел Христос от Голгофы до воскресения и вознесения, открыт каждому из нас.

Святые отцы говорили, что только тот человек воскреснет со Христом, кто с Ним сначала распнется. Поэтому Церковь предлагает нам путь несения креста, которое проявляется в самоотверженности, исполнении заповедей, послушании воли Божьей. И одновременно Церковь – это источник воскресения, неиссякаемый родник благодати, спасающей и преображающей человека. Той благодати, которая есть только в Церкви и открывается в ее Таинствах. Все, что требуется от нас, – откликнуться на призыв Господа: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Все остальное приложится.

Какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием?

– Что Вы цените больше всего в людях?

– Больше всего я ценю в людях порядочность. Буду откровенен, мне легче общаться с людьми верующими. Наверное, это не случайно. Ведь любые положительные качества личности тесно связаны с евангельскими добродетелями. Когда мы слышим о христианских добродетелях, то часто не задумываемся над тем, какое огромное значение они имеют для частной и общественной жизни человека. Кому приятно иметь дело, например, с эгоистом, который думает только о себе и в любой решающий момент может просто предать тебя ради своих личных интересов? Не нужно объяснять, насколько неблагонадежно связывать свою жизнь с людьми, одержимыми греховными страстями – будь то пьянство или скупость, блуд или тщеславие.

Общаясь с любым человеком – дома или на работе, по личным или служебным делам – мы подспудно ждем от него, по крайней мере, самых элементарных человеческих качеств: порядочности, честности, надежности. Все это в полной мере раскрывается в человеке тогда, когда он не замыкается в кругу своих личных интересов, а, по слову Спасителя, готов отвергнуться себя ради Бога и ближних (Мф. 16, 24). Казалось бы, какая связь между обычной человеческой порядочностью и Евангелием? Эта связь прямая. Путь Евангельского самосовершенствования – это путь преодоления всего того, что отравляет наши человеческие взаимоотношения.

Христос пришел для того, чтобы объединить всех, а для этого каждому из нас нужно работать над собой – становиться добрее, искреннее, быть отзывчивыми, а если надо, то и жертвовать ради ближних своими личными интересами. Такие взаимоотношения будут крепкими, и такие человеческие качества всегда будут ценными, ибо на них основаны понятия дружбы, преданности, чести и, конечно же, человеческой порядочности.

Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея

– Какая Ваша любимая притча из Евангелия?

– Моя любимая притча – о пастыре добром, ибо она явилась определяющей в моем жизненном выборе. В этой притче Христос указывает на Себя, как на истинного Доброго Пастыря, приводящего пасомых к жизни вечной и на значение для всех нас Его пастырства. Не случайно излюбленные образы пастыря и овец особенно часто встречаются в Священном Писании, ведь в них глубокий внутренний смысл. Овцы – это самые кроткие и беспомощные животные, которые особенно нуждаются в заботах, защите от волков и других грозящих им опасностей. Их благополучие всецело зависит от пастыря.

Так и души человеческие, которым угрожают козни мироправителя тьмы века сего (Еф. 6, 12), то есть диавола, подвержены лжеучениям, соблазнам и различным опасностям, отравляющим душу влияниям этого мира. Поэтому все мы остро нуждаемся в едином, истинном Божественном Пастыреначальнике – Иисусе Христе. «Я есмь Пастырь Добрый» (Ин. 10, 14), – сказал Спаситель и указал при этом на отличительное свойство истинного пастыря: на самоотверженную любовь к овцам, даже до смерти. Это и доказал Господь на деле Своей добровольной искупительной смертью на Кресте для спасения рода человеческого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), – говорит Господь. Выражением этого подвига, несомненно, является священническое призвание, которое свершается по примеру служения Иисуса Христа.

Эти евангельские образы с детства запечатлены в моем сердце и оказали такое огромное влияние, что определили мой жизненный путь, и я за это бесконечно благодарен Богу. Образ Доброго Пастыря – это образец для жизни и служения каждого православного священника и архиерея. Дай Бог нам всем хотя бы приблизиться к этому идеалу.

Митрополит Антоний (Паканич)

В 1982 году окончил восьмилетнюю чумалевскую школу, а в 1984 году — драговскую среднюю школу.

В 1981-1985 гг. Нес послушание старшего иподиакона у правящих архиереев Мукачевской епархии: преосвященных Саввы (Бабинца) и Дамаскина (Бодрого).

С 1985 по 1987 гг. Служил в вооруженных силах СССР.

Поступил в Московскую Духовную Семинарию в 1988 году, по окончании которой продолжил обучение в Московской Духовной Академии. Во время учебы в Московских Духовных школах нес послушание иподиакона ректоров МДАиС архиепископа Александра (Тимофеева) и епископа Филарета (Карагодина).

4 января 1994 года ректором Московской Духовной Академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) пострижен в монашество с именем Антоний, в честь преподобного Антония Печерского.
18 февраля 1994 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан диакона, а 7 октября того же года епископом Филаретом — в сан иеромонаха.

В 1995 году закончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, полученной за диссертацию «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике». Оставлен преподавателем и помощником инспектора МДАиС (с 14 июня по 31 августа 1995 года). С 1 сентября по 31 декабря 1995 года нес послушание секретаря-референта Ректора МДА.

1 января 1996 года назначен помощником ректора МДАиС по представительской работе и заведующим Церковно-археологическим кабинетом.

К празднику Светлого Воскресения Христова 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан игумена.

9 сентября 2002 года, согласно поданному прошению, направлен в распоряжение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

26 октября 2002 года назначен руководителем Информационно-просветительского центра Киево-Печерской Лавры.
11 мая 2003 года становится заведующим канцелярией Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви. 14 марта 2004 года возведен в сан архимандрита. В октябре 2005 года принимал участие в работе третьего Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшего на о. Родос.

22 ноября 2006 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви избран епископом Бориспольским, викарием Киевской митрополии.

Наречение и архиерейская хиротония архимандрита Антония (Паканича) состоялись в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. 26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, во время воскресной Литургии, митрополит Киевский и всея Украины Владимир и сослужащие ему митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы: Тернопольский и Кременецкий Сергий, Львовский и Галицкий Августин, Херсонский и Таврийский Иоанн, Вышгородский Павел, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, Полтавский и Кременчутский Филипп, епископы: Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Белоцерковский и Богуславский Серафим, Черниговский и Нежинский Амвросий, Васильковский Лука, и Святогорский Арсений рукоположили архимандрита Антония во епископа Бориспольского.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года (журнал № 56) преосвященный Антоний, епископ Бориспольский назначен ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии.

14 ноября 2007 года постановлением Священного Синода УПЦ ( журнал № 105 ) назначен председателем Синодальной Каноническо-богословской комиссии.

На Архиерейском Соборе УПЦ, прошедшем 21 декабря 2007 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира,
епископ Бориспольский Антоний как Председатель Каноническо-богословской комиссии УПЦ возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу УПЦ. Указом Президента Украины от 24.03.2008. №256/2008 включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия крещения Киевской Руси. Постановлением Кабинета министров Украины от 23.04.2008 №419 включен в состав наблюдательного совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 года ( журнал № 40 ) назначен на должность председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ и освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ.

24 сентября 2008 года возведен в сан архиепископа.

Принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27–29 января 2009 года в храме Христа Спасителя.

27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ ( журнал №41 ) включен в состав Комиссии по образованию Межсоборного присутствия РПЦ.
Решением Синода УПЦ от 9 сентября 2009 г. ( журнал №45 ) вновь назначен на должность председателя Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП.

В ходе состоявшегося 29 января 2010 года первого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошедшего под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где были утверждены тринадцать комиссий Межсоборного присутствия и их состав, решением президиума Межсоборного присутствия возглавил комиссию по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

Таврийский Иоанн, Вышгородский Павел, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, Полтавский и Кременчутский Филипп, епископы: Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Белоцерковский и Богуславский Серафим, Черниговский и Нежинский Амвросий, Васильковский Лука, и Святогорский Арсений рукоположили архимандрита Антония во епископа Бориспольского.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года (журнал № 56) преосвященный Антоний, епископ Бориспольский назначен ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии.

14 ноября 2007 года постановлением Священного Синода УПЦ ( журнал № 105 ) назначен председателем Синодальной Каноническо-богословской комиссии.

На Архиерейском Соборе УПЦ, прошедшем 21 декабря 2007 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира,
епископ Бориспольский Антоний как Председатель Каноническо-богословской комиссии УПЦ возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу УПЦ. Указом Президента Украины от 24.03.2008. №256/2008 включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия крещения Киевской Руси. Постановлением Кабинета министров Украины от 23.04.2008 №419 включен в состав наблюдательного совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 года ( журнал № 40 ) назначен на должность председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ и освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ.

24 сентября 2008 года возведен в сан архиепископа.

Принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27–29 января 2009 года в храме Христа Спасителя.

27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ ( журнал №41 ) включен в состав Комиссии по образованию Межсоборного присутствия РПЦ.
Решением Синода УПЦ от 9 сентября 2009 г. ( журнал №45 ) вновь назначен на должность председателя Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП.

В ходе состоявшегося 29 января 2010 года первого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошедшего под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где были утверждены тринадцать комиссий Межсоборного присутствия и их состав, решением президиума Межсоборного присутствия возглавил комиссию по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

Книги

Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику. К.:Издательский отдел УПЦ, 2009. 232 с.

Научиться доверять Богу. К.:Издательский отдел УПЦ, 2011. 112с.

Не ходи один. К.:Издательский отдел УПЦ, 2012. 154 с.

Да будет радость ваша совершенна.Проповеди. К.:ПАО «Випол», 2012. 244с.

Богословские статьи, доклады и речи. К. : Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2013. 448 с.

Орден Белорусской Православной Церкви свт. Кирила Туровского І степени;

Орден прп. Нестора Летописца І-й степени;

Орден Польской Православной Церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины ІІ-й степени;

Митрополит Антоний (Паканич): духовные размышления о разном

Как распознать свое безверие: 3 основных признака

Теория и практика

Почему апостола Фому назва­ли неверующим? Кто из апостолов поверил, не увидев? Все сначала увидели, а потом поверили… Как же может уверовать современный человек, не увидев Христа?

Мы можем Его увидеть. Благо­даря титаническим трудам святых отцов. Это их заслуга, что учение о Личности Иисуса Христа приобре­ло ту возможную огранку, которая соответствует Священному Писа­нию, церковному Преданию и на­шему восприятию.

Святые отцы не создавали новое учение, они, по словам преподоб­ного Викентия Лиринского, лишь назвали старые вещи новыми име­нами. Они дали нам те формулы человеческого понимания, через которые Божественное Откровение становится доступным. И Христос оживает.

Благодаря усилиям святых отцов, многие из которых жизнь свою по­ложили за чистоту церковного ве­роучения, мы верим в Триединого Бога, верим в Господа нашего Иису­са Христа, истинного Бога и истин­ного Человека, в котором Божеская и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, верим в то, что во Хри­сте действует не одна воля, а две: и Божеская, и человеческая. Догматы веры — необходимая теория. Но как обстоят дела с практикой? Ведь все святые стали практиками, они не только указали путь, по которому нужно двигаться, но и сами его оси­лили. К сожалению, многие из нас, изучив теорию, не переходят к дей­ствиям, так и оставаясь всю жизнь в рядах многословных и всезнаю­щих теоретиков. «Блаженны слы­шащие и исполняющие»: важно не просто слушать слово Бога, важно исполнять его, реализовывать в своей жизни. Читая Евангелие, мы слышим Самого Христа. Все, что в Новом Завете, написано не только для современников земной жизни Спасителя — эти слова обращены к каждому из нас.

Три варианта

Земная жизнь — это предва­рительная подготовка к жизни вечной, и чтобы быть с Богом на Небесах, нужно прежде жить с Ним на земле. Вера подлинного христианина должна быть одно­значной, понятной и с полной силой выражаться по отношению к жизни и людям.

Немногие поднимаются на эту вершину, довольствуясь не­сколькими шагами. Возможно, некоторые пугаются подъема, другие боятся, что не хватит сил, а кто-то не верит, что с высоты ему откроются другие горизонты. Существует несколько признаков безверия среди верующих людей, регулярно бывающих в храме. Некоторые вроде правильные слова говорят, владеют знаниями, красивы и благочестивы внешне, но полностью гнилые внутри, как почерневший от дождей плод или изъеденный червями. Так опу­стошают душу черви сомнения и гнетущие мысли у маловера. Он владеет теоретической базой, но не доверяет свою жизнь Христу, оставаясь в ней полным и нераз­дельным хозяином.

Как правило, основными стра­стями этого человека будут высо-коумие, самомнение и гордыня. Вера таких людей, внешне вы­полняющих все по правилам, без живой жизни с Богом внутри. При малейшем испытании их «вера» терпит крушение. И они пере­стают ходить в храм, замыкаясь в себе, считая себя единственно правым, а Церковь заблуждаю­щейся. Им не хватает спаситель­ной простоты.

Вера других людей может быть скороспелой. Душа, не дозревшая до встречи со Христом, самораз­рушается. Зачастую разные зна­ния и информация, набранные отовсюду, наспех соединены мно­жеством тонких нитей, и при пер­вом штормовом ветре они рвутся, не выдерживая натиск. Такие люди быстро загораются, но и быстро гаснут. Они движутся по верхам, не погружаясь в глубины веры. Они, как правило, не знают себя и не пытаются познать, из­бегая честного разговора с самим собой, а следовательно, с Богом. Они всеми силами не пускают в свою жизнь Творца, довольству­ясь знаниями о Нем.

И наконец, самый распростра­ненный признак безверия — меха­ническая вера. Когда все делается без раздумий. Человек не задумы­вается ни над словами молитвы, ни над церковными обрядами, ни над ходом служб, он механически все делает, потому что так делают все.

Механическая вера не при­носит плодов. Она ни жива ни мертва. Жизнь таких людей от­считывает месяцы, годы, как стрелка часов, вращаясь по одно­му и тому же кругу. Они годами не меняются, оставаясь в тех же рамках понимания Божествен­ного, а точнее, даже не выходят на путь познания, их устраивает механическое проживание. Это самый бесполезный жизненный путь. Очень сложно или даже почти невозможно достучаться до сердец таких людей.

Будем же стараться как можно чаще напоминать себе, что мы живем для вечности, а любые земные заботы, какими бы важ­ными они ни были для нас, нашей семьи, преходящи, по сравне­нию с тем, что уготовано для нас Самим Богом.

Уготовано же нам вечное спа­сение.

О скрытой и опасной болезни в каждом из нас

Каждый человек в той или иной мере подвержен этому за­болеванию. Оно коварно, умело маскируется, и его порой не­возможно распознать. Но толь­ко тому это не под силу, кто не захочет усердствовать в этом направлении. Лишь открыто выявив опасный недуг у себя, в честном поединке, его можно победить.

Отвратительный грех

По словам святителя Василия Великого, лицемерие — самый отвратительный грех, который является плодом зависти. Препо­добный авва Исайя уточняет: ли­цемер — это тот, у кого на языке святость, а в сердце злоба.

Лицемерие — признак того, что наша духовная жизнь неправиль­ная, хотя внешне при этом, может быть, мы и стараемся исполнить Закон Божий.

Недуг лицемерия весьма опа­сен для каждого из нас. Мы легко судим о духовной жизни других, а на собственную, к сожалению, не обращаем внимания. Мы так редко заглядываем в свою душу.

Исцеляться и высвобождать­ся из пут лицемерия крайне не­просто. Это требует постоянных усилий, преодоления себя, сло­жившихся привычек.

Рассмотрим некоторые распро­страненные признаки лицемерия, которые плотно вплетены в нашу жизнь, в наше сознание, в наше общение.

Признаки лицемерия

Если мы считаем, что у нас все в порядке с духовностью, то глубоко ошибаемся и лицемерим перед собой. Кроме Бога, никто не может дать нам критической оценки.

Предположение о том, что мы вроде все исполняем не хуже, а даже в чем-то и лучше дру­гих — коварная уловка и верный признак поражения души лице­мерием и гордостью.

Нужно быть предельно внима­тельным и ежесекундно контроли­ровать свои мысли, отслеживать их, чтобы не впасть в прелесть и не сойти со спасительной дороги.

Мы все лицемерим и лжем, когда говорим, что любим Бога. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто го­ворит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которо­го видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Только любя ближнего и сми­ряясь перед Богом, человек может увидеть в своей жизни Творца, рассчитывать на Его милосердие.

Мы лицемерим, когда стара­емся казаться христианами, а не быть ими. Ведь истинное хри­стианство не в имени, а в жизни нашей. Для подлинной жизни во Христе нужны вера, самоукоре-ние и сердечное смирение. Мы должны неустанно трудиться над собой, над своим духовным со­стоянием. Внешнее христианство губительно, оно уводит от глубин самопознания и постижения Бога.

Нам не следует, оправдывая грехи, сравнивать свою жизнь, подобно фарисею, с жизнью тех, кто грешит, кто живет якобы хуже нас. Мы должны соизмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом. И именно таким под­вижникам важно подражать.

Не нужно никогда считать себя кем-то особенным, как бы хорошо ни получалось у нас что-то сде­лать по земным меркам, каких бы земных высот мы бы ни достигли.

Это не наша заслуга — так угодно Богу. Все блага и таланты дарованы нам с одной целью: по­могать ближнему, служить Хри­сту.

Мысли о том, что мы заслужи­ли то, что имеем, опасны и не­верны в корне. Они лицемерны в глазах Божиих.

И это ключевой момент.

Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, мы стараемся вы­глядеть хорошо и правильно в глазах людей, забывая о золотом и непреложном правиле: важно выглядеть хорошо только в глазах Божиих. Мы обязаны ориентиро­ваться исключительно на Него, переживать, что подумает Он.

И пока в нашей жизни не про­изойдет эта важная и определяю­щая перемена, пока мы не будем ежесекундно предстоять перед Богом, а не перед людьми, угож­дать Ему, а не людям, улавливать Его желания, а не людские, то останемся одержимыми страш­ным недугом — лицемерием, ко­торое не позволит двинуться вперед, ко Христу, не даст насто­ящей жизни, а лишь ее иллюзию.

Желаю всем нам круто изме­нить свою жизнь, как это сделал расслабленный Эней, который во­семь лет лежал в постели в рас­слаблении. Когда святой апостол Петр обратился к нему, сказав: «Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей», — он тотчас, не задумываясь, встал и пошел.

Дай Бог, чтобы наша вера по­бедила наше лицемерие и мы об­рели настоящую, а не призрачную жизнь во Христе!

Люди перестали думать

Мы перестали думать. За нас все решают другие. И многие об этом даже не догадываются.

Реклама делает из нас недума­ющих потребителей. Человек все меньше способен к аналитике, к куль­турному росту, к психологической деликатности в общении, к глубоким отношениям. Он черпает радость исключительно в потреблении все­возможных товаров и получении удовольствий. Таким образом, чело­веческое общение обесценивается. Мир обесчеловечивается.

Производители и реализаторы пекутся исключительно о прибыли, изучая психологию человека и пора­бощая его товарами. Это их главная задача.

Человек отдаляется от всего, что является для него естественным и спасительным: убивает природу, ко­торая питает его и дает силы, забыва­ет о близких людях, забота о которых наполняет жизнь смыслом, отступает от Бога, своего Создателя. Он дове­ряет непроверенной информации, не задумываясь о последствиях.

Способность размышлять, анали­зировать дарована человеку при рож­дении. Но он зачастую игнорирует ее, порой из-за банальной лени. Легче быть ведомым: ни о чем не надо ду­мать, ни за что не нужно отвечать. Тебе предлагают — ты соглашаешься.

Жить так намного легче, но толь­ко на первый взгляд. Каждому неиз­бежно придется давать в конце жизни отчет о своих делах, словах. И вот тогда придется ответить за безволие, лень, безрассудность. Но будет позд­но, так как изменить уже ничего не получится.

Задумайтесь над своей жизнью, пока не поздно. Не принимайте что попало в вашу жизнь, не засоряйте свои дни информационным мусо­ром, не идите на поводу рекламных трюков, а включайте ум и рассуди­тельность. Несмотря ни на что, на­полняйте свою жизнь только светом и добром!

Почему ненавидеть и злиться опасно?

Естественное желание нор­мального человека — стать лучше и, как следствие, жить лучше. Мы не всегда довольны собой, своим поведением. И это хороший знак. Довольство собой — признак де­градации, нежелания расти и раз­виваться.

Но люди никогда не смогут из­менить к лучшему свою жизнь через ненависть, злость и осуж­дение. Мы меняемся к лучшему только через прощение и любовь. Ненависть обесточивает наше сердце не только духовно, но и на физическом уровне. Злость раз­рушает нашу личность, наш орга­низм. Все необходимые силы дает только мирный дух, любящее и до­брое сердце.

Именно к таким изменениям и следует стремиться, убавляя все злое и насаждая доброе. Это срод­ни прополке и уборке клумбы: вы­рывается с корнем весь бурьян, очищается место от прошлогодней листвы и высаживаются саженцы красивых цветов или сеются семе­на. За клумбой, безусловно, нужен уход: регулярный полив и пропол­ка.

Если бы мы хоть малую часть своего времени уделяли заботе о своей душе, выкорчевыванию из нее сорняков — злых помыслов, ненависти, мести, то как бы мы преобразились и как бы изменился мир вокруг.

Человек хочет жить среди кра­сивой, первозданной природы, но медленно и уверенно убивает ее, хочет купаться в чистых водоемах, пить чистую воду, но умышленно загрязняет ее, хочет дышать све­жим воздухом, но выбрасывает вовне все отходы, засоряя его.

Мы хотим стать лучше и жить лучше, но лично сами ничего для этого не делаем, только сотрясаем воздух своими недовольствами и протестами. В силах каждого из нас самому не стать помойной ямой или свалкой, заполненной мусором старых обид, жадности, лицемерия и злости. Для этого нужно одно — послушание. До­верьтесь Господу, прислушайтесь к Его советам, и тогда жизнь воис­тину станет несравненно лучше.

Читать еще:  Как правильно определить рамки и границы поста?
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector