1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молитва Филарета Московского на каждый день: текст и смысл

Молитва Филарета Московского на каждый день: текст и смысл

Немало святых появилось на русской земле в 19 веке. Одним из них был благочестивый митрополит Филарет. Родился владыка в городе Коломна, все предки в роду имели духовный сан. Святитель получил отличное образование. Патриарх при жизни смог не возгордиться и сохранить евангельский дух.

Филарет составил много трудов — богословских и не только. Он написал толкования на книгу Бытия, сделал перевод акафиста Богородице. Его молитвенными обращениями к Богу было исцелено много народа. Прославился митрополит и просветительской деятельностью. Особую известность приобрела молитва Филарета Московского на каждый день.

В духе Византии

После того, как в СМИ начали на свой лад трактовать слова Филарета, пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря) обнародовал копию письма патриарха на своей странице в Facebook.

В то же время, Евстратий (Зоря) уточнил, что это была общепринятая христианская формулировка. При этом у Филарета нет повода каяться перед РПЦ, потому что он не виноват в том, в чем его обвиняют. «Прощать и просить прощения лично — обязанность каждого христианина», — подчеркнул архиепископ.

Как отмечает религиовед Дмитрий Горевой, переписка между церквями уходит корнями во времена Византийской империи, а священнослужители до сих пор используют словесные обороты в духе той эпохи. «За красивыми словами прячут суть, которая может быть прочитана по-разному. Филарет в письме предлагает забыть взаимные обиды, в том числе и те, которые Киевскому патриархату нанес Московский патриархат. Подобная практика и раньше существовала между конфессиями, когда сто-двести лет продолжались распри, а потом они подписывали мировое соглашение, в котором предлагалось считать прошлые конфликты недействительными. Например, так было в отношениях между РПЦ и Русской православной церковью заграницей», — рассказал РБК-Украина член Молодежной ассоциации религиоведов Дмитрий Горевой.

Эксперт также пояснил, почему патриарх, подписывая письмо, не стал указывать свой сан и даже не поставил знак креста перед именем, который обычно используют архиереи. По его словам, Филарет использовал очень грамотную формулировку. «Называя себя «Ваш собрат» патриарх ничего не утратил в глазах своей паствы, так как все руководители православных церквей называют друг друга «собратьями». В то же время, он пошел на дипломатическую уступку РПЦ, которая не признает его титулов, и таким образом дал возможность ее представителям приступить к рассмотрению письма», — рассказал представитель Молодежной ассоциации религиоведов.

Глава Киевского патриархата Филарет публично опроверг свое покаяние перед российской церковью. Он заявил журналистам, что УПЦ КП не будет подчиняться РПЦ, а «независимая Украина имеет полное право на независимую церковь». По его словам, в Москве перекрутили значение письма. Епархии планировали начать диалог о признании Киевского патриархата, а вместо этого его выставили человеком, который пришел с покаянием.

После заявлений Филарета складывалось ощущение, что в возможном диалоге с российскими церковниками поставлена точка. Но позже в интервью епископа УПЦ КП, главы Информационного управления Киевской патриархии Евстратия (Зори) «Укринформу», содержался намек, что продолжение истории возможно. Но только если Москва выполнит два условия: снимет анафему с Филарета и признает автокефалию УПЦ КП. «Мы готовы рассматривать возможность для тех архиереев и приходов, которые категорически не желают быть в составе украинской церкви, но остаются в составе российской церкви и готовы прекратить враждебное отношение к КП, существование определенной структуры РПЦ в Украине, но уже именно как Русской православной церкви. Так же, как РПЦ признала автокефалию Православной церкви в Америке, но сохранила за собой право на существование патриарших приходов РПЦ», — подчеркнул Зоря.

Пресс-секретарь Киевского патриархата опроверг просьбу Филарета к РПЦ о прощении

Глава самопровозглашенного Киевского патриархата Украинской православной церкви (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) никогда не обращался к Русской православной церкви с просьбой о помиловании, заявил пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря).

«Патриарх Филарет не обращался к патриарху Кириллу и к епископату Русской православной церкви с просьбой помиловать его и вернуть в Церковь (. ) Распространяется провокационная информация, которая не соответствует действительности. Патриарх Филарет никогда не направлял и не будет направлять в адрес Русской православной церкви, патриарха Кирилла или кого-либо другого просьбу о помиловании. Никогда патриарх Филарет никаких писем, заявлений или обращений подобного содержания не направлял, не направляет и направлять не будет», — сказал архиепископ Евстратий (Зоря) агентству «Интерфакс-Украина» в четверг вечером.

Он пояснил, что глава УПЦ КП не считает себя виновным в нарушении канонов по тем обвинениям, по которым его в 1997 году РПЦ предала анафеме.

Между тем, по данным источников «Интерфакса» в киевском патриархате, Евстратий (Зоря) был одним из трех епископов, которые доставили в Отдел внешних церковных связей Московского патриарха упомянутое прошение Филарета (Денисенко).

filaretuos

Друзья и враги

Поучения и наставления святителя Филарета Московского

Святитель Филарет (Дроздов), 46 лет возглавлял Русскую Православную Церковь в 19 веке, а ныне мощи его покоятся в Московском храме Христа Спасителя.
Филарет (Дроздов) является двоюродным пра-прадедом ведущего телепередачи «В мире живтоных».
Святитель вёл большую переписку с интелегенцией России, и ранее я уже писал выдержки из его писем. Сегодня ещё немного из избранных поучений и наставлений.

Когда желаете добра ближнему, скажите просто: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего».

Назначение всякой просфоры употреблять её как благословение от трапезы Господней, а не то, чтобы её беречь под стеклом. Без особой нужды не надо выводить вещей из порядка, им свойственного.

Если сон есть мечтание, то нечего спрашивать о его значении, как у попугая нечего спрашивать о смысле слов его. Если сон есть видение, то оно посылается так, как для нас надобно.

Кто любопытно ищет, тот скорее найдёт мечту, нежели истину. Если бы слепой получил прозрение ночью и увидел луну, он легко принял бы её за солнце. А зрячие давно знают, как мало значит она перед солнцем.

Дарящий подарки волен дарить их, но и другой невольник ли — взять неприменно вещь, ему ненужную, и сделаться её сторожем, неизвестно для чего?

Одну и ту же вещь, сперва не получить бывает огорчительно, потом получить оказывается не совсем желательно. Научитесь тому, как преобретается чистое беспристрастие к земным вещам.

В телесной пище меру находит тот, кто каждое вкушение соединяет с молитвою и благодарением Богу. Уклоняясь от сего, впадают во вкус только телесный и забывают меру.

Читайте Евангелие больше или меньше, но не лишайте себя каждый день сего истинного насущного хлеба.

Каким счастьем почли бы для себя многие умершие, когда бы их возратили в тело и дали бы им по одному дню настоящей жизни! Они могли бы в один день сделать то, что там во веки невозможно. Нам щедро даётся сокровище дней, и мы не находим в том счастье. Не значит ли это, что мы не знаем или не понимаем цены употребления времени, когда так пренебрегаем оное?

Ради небесного, перестаньте влечь небесное на землю, тогда как нам надобнее земное оставлять и стремиться к небесному.

О чужой семейной распри лучше бы не слышать, а если уж слышано, можно было бы не судить и не вмешиваться в то, что до нас не надлежит.

Читать еще:  В Иерусалиме произошло столкновение мусульман и арабов

Долг человеколюбия, молиться о болящем, а не судить того, кого Бог посещает.

Унижать духовного отца в глазах духовного сына — значит обижать одного и вредить другому.

Как расположен человек огорчённый винить других, как легко погрешает в сем обвинении и как было бы лучше отложить неверные и бесполезные обвинения человеческие. чтобы решительно смириться под крепкою рукою Божию.

Если мысли не всегда следуют молитве, не потому ли, что следуют какой либо привязанности здешнего мира, которая и развлекает их, как тяжесть. В этом случае вспомните слова писания :»Всякое ныне житейское, отложим попечение».

Если нельзя помочь бедному, то надобно не огорчить его.

Духовная дочь не должна по произволу переменять духовника, это противно духовным правилам.

Что бы не происходило, Христа у души отнять ни кто не может, доколе человек сохраняет веру, надежду и любовь.

Люди могут ошибаться, но не могут вырывать других людей из рук Провидения.

Лекарство принимать можно больному и в день причастия Святых Таин.

Только терпением погашается вражда и любовью восстанавливается любовь к ближнему.

Не жалуйтесь, что трудно узнавать волю Божью. Доброе и чистое намерение узнает её, хотя разум и запутывается в противоречащих между собой соображениях.

Кладите в чашу скорби хотя бы по капле молитвы, тихой и смиренной. Тогда постепенно вся чаша получиться не такой горькой на вкус.

Господь посылает знамения, а люди закрывают глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать, и уста, чтобы не возвещать ближним, как будто боясь чтобы не обратились и не покаялись, чтобы Господь не прекратил бед, которые посылает, и не отвратил тех, которыми угражает. Надобно молиться, чтобы Господь помиловал нас, и если не от бед, то от ожесточения и непокоянного духа, ибо лучше и легче страдать кающемуся, чем некающемуся.

Если кто в слове не согрешит, тот силен обуздать и всё тело.

Погрешить — дело человеческое, а вот замечать погрешности свои — это дело духовное, христианское.

Холодность к духовному от того, что мы не довольно холодны к делам светским, что наше внимание сильно занято земными делами, и привлекаясь к земному, нелегко восходить к небесному.

Бедные мы человеки! Спотыкаемся, видим погрешности, скорбим, каемся, получаем прощения, и успокаиваясь, вместо того чтобы укрепиться и быть бдительнее, забываем и вновь спотыкаемся там же, где и прежде. Не надобно нам быть небрежными от того, что Господь долготерпелив и многомилостивый.

Судить судий легко, да вот судить судьям трудно.

Друзья не делают нам такой пользы, как наши недоброжелатели, потому что от недругов мы более узнаём о себе правды , чем от друзей.

Если мы видим кающегося грешника, то на душе у нас должна быть радость о надежде до его спасения. И это случай покаянно помянуть и свои грехи .

Пророчества есть для времени, для которого они и назначены. Они не являют своих тайн раннему любопытству.

В грехах мы должны каятся без примест самооправдания. Чем больше в нас Господь узрит смирения, тем больше поможет нам.

И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания. Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного богослужения, если в церковной молитве участвовать в тот день нет возможности.

Если вы были в церкви холодной и слушали службу не совсем боголепную, то жертву Богу вы всё равно принесли и благословение Божье получили, хотя и не ощутили на себе утешения. Утешения тогда обрящите, когда будете внимать молитву более простым сердцем, нежели чувством брезгливо-разборчивым.

Осуждением ближнего многого мы лишаем самих себя. Надобно беречься от осуждения. Молиться, чтобы Бог был милостивным к тем кого мы осуждаем и к нам вместе с ними.

Не всегда скоро находят ищущие, не всегда скоро отворяют стучащим. Но тем не менее сказано : ощяй обретает и толкущему отверзается.

Зло происходит так, как происходит темнота, когда зажмуришь глаза. Сотворивший твоё око не виноват, что ты закрыл глаза и тебе стало темно.

Свобода нам дана для того, чтобы изберать в жизни добрые дела, блаженствовать по -ангельски и по-человечески. а не только бродить по земле как скот или прозябать, как трава.

Бог через бедность ведёт ко спасению. Но, это Он делает сам и нам сего делать не поручал. Нам же он сказал, давать милостыню.

Очень сомнительно поручать Богородицы и Ангелу Хранителю идущих на светские развлечения.

Удивительна у нас забота думать и заботиться о том, что нас совсем и не касается.

Домашнюю молитву не столько надо удлинять, сколько внимательно исполнять.

Если человек духовно пал, поднимите его. Может быть от этого ваши руки будут не так чистые. Но вы отмоете грязь и от упавшего и от своих рук и руки послужив очищению павшего станут ещё чище.

Если в семье знакомых плохо, молитесь : «Господь да будет милостив к бедствующим и да обратит грешника от заблуждения пути его».

Иной христианин более тяжек Господу чем иудей. Но Господь пролил кровь свою для того, чтобы омыть ВСЕ грехи, ВСЕХ людей.

Правду говорить, это дело хорошее, но только если нас к этому призывает обязанность или любовь к ближнему.
Надо ещё знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы, не произвести правдой вражды и вреда.

Если вы увидели себя хуже , чем тем, каким себя видели раньше, может быть это потому, что ваши глаза стали чище.

Когда идёте к Богу, не спотыкайтесь на дороге о человека.

Не надо унывать и представлять себя жалким, особенно там, где и вовсе нет ни какой беды.

Гневом можно только увеличить раздражение другого, а привести в лучшее расположения духа человека, можно только терпением и миром.

Если от судьбы на нас пришла опасность, то нам встречать её следует без ропота и уныния, с молитвою, преданностью себя воли Божьей, с упованием на милосердие Божие. Но подвергать опасности сами себя мы не вправе.

Если почувствовали тяжесть в своей жизни, то возведите взор к милующему Богу, но жаловаться на тягость жизни нельзя. Бог даёт эту тягость, для нашего спасения, а следовательно и эта наша трудность, это дар Бога. Дарующего надо благодарить, а не жаловаться.

Надо о ближних думать как можно лучше, а о себе как можно ниже, тогда человек за себя духовно может быть спокоен.

Детство и юность

Отцом Василия Дроздова был диакон, давший сыну превосходное нравственное воспитание и подобающее начальное образование. С раннего возраста Василий имел тягу к знаниям, не любил шумные компании, предпочитая проводить время в уединении за чтением книг. Ему нравилась игра на гуслях и в шахматы.

В соответствующем возрасте Василий Дроздов поступил учиться в духовную семинарию, где проявлял себя как один из лучших студентов. Он учился с большим желанием и интересом. Позже его обучение проходило в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, после окончания которого Василию Михайловичу было предложено остаться работать преподавателем поэзии. И он согласился.

После возвращения из польского плена митрополита Филарета избрали в Патриархи Московские и всея Руси

По возвращению из польского плена 14 июня 1619 года, митрополит Филарет был торжественно встречен своим сыном, царем Михаилом Федоровичем.

Возвращение Филарета стало знаковым событием означавшим конец Смутного времени, кроме того, сам факт добрых отношений отца и сына можно считать удивительным, ведь в те времена сын зачастую старался убить собственного отца, чтобы занять трон. Именно поэтому в народе сложена песня об этом событии.

Встреча Филарета Никитича князем Пожарским. (Из «Книги о царском избрании»). 1913 год. Первым из польского плена Патриарха Филарета Московского встретил князь Пожарский. После этого с ним встретился его сын, царь Михаил Федорович Романов

С избранием царя Михаила вопрос об избрании Филарета Патриархом можно считать предрешённым. При этом ещё в годы жизни митрополита в польском плену он уже именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не Ростовским, а всея Руси.

Читать еще:  Во Вьетнаме продолжаются гонения на христиан

Официальное же избрание Филарета и его наречение Патриархом Московским и всея Руси совершилось 24 июня 1619 года. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана III, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.

Считается, что деятельность Патриарха на своем посту показала его слабость в церковно богословских делах, так как современники признавали его человеком светским. Он слабо разбирался в них и во все годы правления как Патриарха он сносился с Вселенским Патриархом и спрашивал определения о спорных вопросах Собора Восточных Патриархов.

Примером здесь может служить скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Требнике.

Клобук Патриарха Филарета Московского. Титулярник (17 век, ГИМ). Патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана III. Это третье и последнее постановление его на эту должность

Историки Церкви главный итог патриаршества Филарета Московского видят в том, что он энергично охранял чистоту Православия, развивал печатание богослужебных книг и провёл реформу церковной администрации. Он строго преследовал вольнодумство и нравственную распущенность. Так Филарет:

  • принял строгие меры против князя Хворостинина;
  • запретил кулачные бои;
  • осудил кликание коляды и овсеня как языческие обычаи;
  • настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян;
  • осудил в 1620 году на соборе духовенства мнение крутицкого митрополита Ионы о совершении одного миропомазания и т.д.

В чем помогает святитель

Святой Филарет еще при жизни прославился чудесами, исцеляя безнадежно больных людей. Одно из самых значимых – излечение множества людей от холеры во время эпидемии.

С помощью молитвенных обращений к Господу митрополиту удалось спасти больную дочь дьякона, предотвратить ампутацию руки купцу, восстановив ее, вылечить парализованную девочку.

Поэтому многие верующие обращаются к святому с просьбой:

  • излечить от тяжкого телесного недуга;
  • облегчить душевные страдания;
  • помочь найти свой жизненный и духовный путь;
  • укрепить веру.

К Филарету обращаются те, кто хочет покаяться в грехах и получить благословение Творца. Православные просят праведника помочь при возникновении трудностей, проблемах и несчастиях.

Благодарственная молитва святителя очищает человеческую душу, наполнив ее любовью к Господу.

Как патриарху Филарету удалось получить титул «Великий Государь» и возвести на престол своего сына

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как сделал придворную карьеру «нулевой» Романов?

Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом царя Фёдора, сына Ивана Грозного, и мог законно претендовать на престол. В 1586 году он был нижегородским наместником, в 1590 – воеводой в походе на Швецию, а в 1593-94 годах – псковским наместником.

Во время правления Фёдора Иоанновича Романов был дворовым воеводой и одним из трёх руководителей Ближней думы, а царь ему очень доверял. Но с приходом к власти Бориса Годунова ситуация изменилась не в пользу Фёдора Никитича.

За что Годунов отправил в монастырь Фёдора Никитича Романова

На Романовых был подан донос, в котором их обвиняли в умысле отравить царя. В кладовую Никитича подкинули мешки с кореньями, которые и были обнаружены в ходе обыска. За этим последовал арест Романовых вместе со всеми родственниками и их приятелями. Фёдора Никитича и его племянников подвергали пыткам. Мучили этих людей, пытаясь добиться от них признания и наговора на Романовых. Но никто из них не пошёл на это.

Фёдора Никитича, его супругу и родственников отправили по разным отдалённым городам в монастыри. Скорбные обстоятельства жизни монаха Филарета – опала и разлука с любимой семьёй помогли ему закалить характер, а твёрдая вера помогла удержаться и не быть сломленным.

Народ, выбравший Бориса Годунова на царство, скоро охладел к нему. За время пребывания при дворе в эпоху Ивана Грозного Годунов привык к интригам и не мог возвыситься до служения помазанника Божия. Атмосфера в обществе была отравлена ядом своекорыстия и наветничества. В Москву уже стали приходить вести о самозванце, именовавшим себя царевичем Димитрием, сыном Ивана Грозного. Вдруг приключившиеся засуха, голод и мор усугубили ситуацию. Наступает пора беззакония и разрухи, умножаются разбои. Слишком многие расценивали это как гнев Божий за неправды и несправедливые гонения бояр Романовых и их ближнего круга.

После смерти Годунова Лжедмитрию I удалось воцариться на московский престол, и чтобы убедить народ в подлинности своего происхождения, он стал разыскивать свою мнимую родню, большинство из которой пострадало при Годунове. Из всего семейства Романовых в живых осталось только несколько человек. Филарета Романова вызвали в столицу и возвели в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Филарет не обличал самозванца – он решил выждать удобного случая, чтобы изменить ситуацию в государстве.

Политические игры патриарха Филарета: поддержка Шуйского, Лжедмитрия II и польского короля

Когда появился второй самозванец, Филарет поддержал патриарха Гермогена в борьбе с ним, рассылая грамоты по городам, в которых призывает к верности к законно избранному царю – Василию Шуйскому, предостерегает от измены в вере. Хотя он мог сам претендовать на престол – по своему происхождению он был не меньше этого достоин, чем Василий Шуйский, а по любви народной многократно превосходил его.

Но не это заботило его. Отряды Тушинского вора – Лжедмитрия II, состоявшие из поляков, литовцев, русских казаков предательского сброда, вплотную придвинулись к Ростову. На своём пути они жгли, грабили и убивали мирное население. Такая же судьба ожидала и ростовчан. Ростовский митрополит Филарет наотрез отказался покинуть Ростов.

Когда тушинцы ворвались в город, он один вышел к озверевшей толпе со словами увещевания, надеясь найти в них остатки человечности. Это не подействовало. Митрополит Филарет остался живым, его избитого и униженного, босого, одетым в изодранные польские одежды повезли к самозванцу. Однако, там его встретили с почётом и нарекли патриархом. Самозванец решил так прельстить людей. Но Филарет не преклонился перед ним. За ним установили строгое наблюдение и запретили проповедовать. В Тушино было много православных, лишённых пасторской опеки – именно по этой причине Филарет остался там и не пытался бежать.

Вернувшись из тушинского плена, Романов по просьбе патриарха Гермогена берет на себя посольскую миссию – договариваться о том, кому после смерти Шуйского быть царём. Основная задача – затянуть переговоры с польским королём Сигизмундом III, чтобы, выиграв время, возвести на престол своего сына Михаила. В Речи Посполитой не оставляли надежд завладеть русским троном и убеждали московских бояр признать царём пятнадцатилетнего сына Сигизмунда III Владислава.

Тактика Филарета заключалась в убеждении королевича Владислава принять православие, прежде чем взойти на русский престол. Филарет максимально затягивал переговоры и под благовидными предлогами отказывался подписывать любые соглашения.

Как удалось патриарху Филарету, находясь в польском плену, возвести на престол своего сына Михаила

Целых полгода велась дипломатическая борьба за судьбу русского престола. Хитрость, фальшь, пустые обещания, угрозы присутствовали с польской стороны. В результате все члены русской делегации, в том числе и патриарх Филарет, были арестованы. Им предстояли долгие восемь лет ожидания и плена.

А тем временем в России патриарх Гермоген, Минин и Пожарский поднимают ополчение против поляков. Филарету Романову не суждено было принять участие в освобождении русских земель, ему предстояло в будущем заняться их возрождением. Пока он томился в заточении, в России созвали земский собор, который должен был решить, кому быть правителем России. Заключение в тюрьму не помешало Филарету координировать действия своих сторонников в России.

Результат не заставил себя долго ждать – в 1613 году партия Романовых добилась избрания Михаила на русский престол.

После пережитого в Смутное время народ русский отчётливо понимал, что только избрание настоящего по роду и ничем не запятнавшего себя царя поможет объединению разорённой и истерзанной страны. Умный, хорошо образованный, красивый, как и его отец, Михаил Фёдорович не участвовал ни в одной интриге вокруг престола и к власти не рвался. Бояр эта кандидатура тоже устраивала – молод (ему всего 16 лет), неопытен, они думали, что смогут им манипулировать.

Читать еще:  В храмах Смоленска пройдут поминальные богослужения Памятный камень на месте катастрфы

Но молодой царь не стал марионеткой в руках враждующих боярских кланов, а начал реально управлять государством. Ему хватало мудрости не делать резких шагов, он хорошо понимал, что у него недостаточно для этого опыта и возможностей – страна досталась ему в ужасающем состоянии.

Михаилу Фёдоровичу удалось разбить войска самозванцев (трёхтысячное казачье войско Ивана Заруцкого, которое поддерживало сына Марии Мнишек и Лжедмитрия II), подписать со шведами Столбовский договор, заключить с поляками Деулинское перемирие. Условия последнего предусматривали возвращение на родину всех пленных, заключённых ещё во время Смуты. В числе таковых был и отец царя Михаила – патриарх Филарет.

Вопиющий случай: соправительство патриарха Филарета и Михаила Фёдоровича

После освобождения из плена и возвращения на родину Филарет стал патриархом Московским и всея Руси и соправителем своего сына, получив титул «Великий Государь». Ни о какой борьбе между сыном и отцом речь, конечно же, не шла – 23-летний Михаил безоговорочно признал первенство родителя. Семейная жизнь Михаила сложилась только со второй попытки, но благополучно. Он женился по любви и был счастлив в браке. Постепенно в государстве воцарились покой и равновесие.

Понимая необходимость возвращения забранных Польшей земель, Михаил Фёдорович провёл военную реформу. Но этого оказалось недостаточно, армию надо было ещё научить побеждать. Начатая с Польшей война не принесла существенных результатов. В 1634 году был заключён Поляновский мирный договор, который оставлял за Польшей все ранее завоёванные земли, кроме Серпейска. Россия должна была выплатить контрибуцию в размере 20000 рублей, но зато польский королевич обязан был оставить навсегда свои претензии на российский престол.

Внутренние государственные дела обстояли как нельзя лучше. В Россию охотно приезжали заморские предприниматели, налаживали различные производства и вкладывая в них свои средства. Приезжие образовывали целые поселения – слободы, со своей инфраструктурой. Наступила эпоха экономического благоденствия – ширилась торговля, развивались ремесла, вырос уровень жизни всех слоёв населения. Страна богатела и заново отстраивалась. Голод и разруха были далеко позади. Царь и патриарх заботились и о культурном возрождении страны, был восстановлен печатный двор и огромная царская библиотека. Российское государство приобретало в мире постоянно возрастающий авторитет.

При дворе Ивана Грозного были и другие влиятельные люди. Например, его личный лекарь, которого боялись даже самые лютые опричники.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Епископ — труженик и интеллектуал

Мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого, и во многом святитель Филарет был подобен своему небесному покровителю.

Владыка обладал выдающимися интеллектуальными способностями, острым умом, умением проникать в самую суть вещей, но самое основное — потрясающей работоспособностью. Согласно жизнеописанию святого, он часто трудился по 18 часов. Сам Владыка свидетельствовал, что отдыхом для него служит смена деятельности.

О трудоспособности святителя Филарета Дроздова свидетельствует то количество дел, которое он неизменно, изо дня в день, выполнял:

  • занятия с викарными епископами;
  • личное и письменное общение с духовенством по консистории и епархии;
  • встречи с ректорами и инспекторами духовных учебных заведений;
  • общение с настоятелями женских и мужских монастырей;
  • переписка с частными лицами, наместником Троице-Сергиевой лавры и епископами;
  • дела и переписка с Синодом;
  • совершение служб;
  • освящение храмов;
  • приготовление проповедей;
  • встречи с царственными особами;
  • участие в экзаменационных испытаниях в духовных учебных заведениях;
  • посещение светских учебных заведений.

Об отношении Владыки к своим обязанностям говорит такой факт его биографии: за время преподавания в духовной академии г.Санкт-Петербурга, Владыка лично подготовил полный конспект лекций по каждому из предметов полного курса богословских и церковно-исторических наук — гомилетика, каноническое право, патрология, и т.д. Владыка Филарет первым в Петербургской Академии стал читать лекции на русском языке.

Рабочий день Филарета Дроздова начинался задолго до рассвета с молитвенного правила и богослужения. После чая начинались повседневные дела: до двух часов прием посетителей и служащих, затем обед и один-два часа отдыха, во время которого святитель Филарет читал. Читательские интересы Владыки были чрезвычайно разнообразны: творения античных и немецких философов, труды западных богословов и религиоведов, книги по эстетике, — это малая часть интересов Филарета Дроздова.

Тексты молитв Филарету Московскому

Тропарь, глас 4

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным/ лю́дем пропове́дал еси́,/ мир и ми́лость се́рдцем умиле́нным/ стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и страж неусы́пный/ па́ству росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// и душа́м на́шим спасе́ние.

Перевод: Духа Святого благодать обретя, Богомудрый святитель Филарет, истину и праведность разумом просвещенным людям проповедовал ты, мир и милость сердцем сокрушенным страдающим явил ты, как учитель веры и страж неусыпный паству российскую жезлом правоты (Пс.44:7) сохранил ты. Потому, ко Христу Богу дерзновение имея, моли даровать Церкви укрепление и душам нашим спасение.

Кондак, глас 2

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии/ от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Перевод: Как истинный последователь преподобного Сергия, добродетель с молодости возлюбил ты, Богоблаженный Филарет. Как пастырь праведный и исповедник непорочный после святого успения твоего от безбожников ты принял поругание и поношения, Бог же знамениями и чудесами тебя прославил и явил защитником Церкви нашей.

Молитва святителю Филарету Московскому

О, пресла́вне и богому́дре святи́телю Христо́в Филаре́те, Росси́йския Це́ркве свети́льниче, земли́ на́шея похвало́ и гра́ду Москве́ украше́ние! Ты житие́м и служе́нием твои́м трие́м вселе́нским святи́телем был еси́ подо́бник: Вели́кому Васи́лию – я́ко бытие́ су́щих изъясни́л еси́, Це́ркве Бо́жия и та́ин Христо́вых строи́тель до́брый яви́лся еси́, и́ноческих уста́вов быв ре́вностный исполни́тель и покрови́тель; Богосло́ву Григо́рию – я́ко, небота́инственных созерца́ний о Святе́й Тро́ице и о Бо́зе Сло́ве сподо́бивыйся, сих иску́сный провозве́стник яви́лся еси́; Златоу́стому Иоа́нну – я́ко неусы́пный пропове́дник и учи́тель покая́ния наро́да Бо́жия был еси́. И ны́не, вку́пе с ни́ми предстоя́ во сла́ве Престо́лу Бо́жию и хода́тайствуя о нас, моли́: Це́ркви Росси́йстей на ка́мени испове́дания правосла́вныя ве́ры утвержде́нней бы́ти, стране́ на́шей мир и едине́ние дарова́ти, па́стырем сло́во Боже́ственныя И́стины пра́во пра́вити, град Москву́ и па́ству твою́ от вся́ких напа́стей сохрани́ти. Святу́ю оби́тель, иде́же почива́ют честны́я мо́щи твоя́, по заве́том преподо́бнаго Се́ргия, я́ко учени́к его́ при́сный, до́бре упра́ви; и́ноки в по́двизех укрепи́; наста́вники умудри́; зва́нныя к па́стырскому де́ланию, уча́щияся ве́ре и благоче́стию в вертогра́де твое́м духо́внем, соде́лай избра́нны и досто́йны служе́ния сего́. При́зри с Небесе́, святи́телю, на ны, ча́да твоя́, и да́руй те́плым твои́м хода́тайством ко Го́споду в за́поведех Его́ нам преспева́ти, ве́ру тве́рду, любо́вь нелицеме́рну и благоче́стие до после́дняго часа́ сме́ртнаго сохрани́ти, да непосты́дно предста́нем Спаси́телю на́шему Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector