0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

митрополит Филипп (Осадченко)

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Филипп, митрополит Полтавский и Миргородский (Осадченко Роман Альбертович)

Родился 2 июля 1956 г. в Днепропетровске в семье военнослужащего. В 1973 г. окончил среднюю школу и поступил на биологический факультет Харьковского ГУ, который окончил в 1979 г.

11 сентября 1980 г. рукоположен во диакона, 28 сентября — во священника, назначен клириком Казанского кафедрального собора Курска, исполнял обязанности заведующего канцелярией Курского епархиального управления, в дальнейшем — секретаря.

С 1985 г. — секретарь Иркутского епархиального управления, настоятель Никольского храма в пос. Листвянки Иркутской обл.

С 1987 г. — настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Дудкин Гай Новосанжарского р-на Полтавской обл.

С 1990 г. — настоятель Николаевского храма г. Комсомольска.

В 1993 г. пострижен в монашество; при сохранении должности настоятеля Николаевского храма г. Комсомольска назначен наместником Мгарского Преображенского монастыря и благочинным Кременчугского округа Полтавской епархии, возведен в сан игумена.

В 1994 г. возведен в сан архимандрита.

С 1997 г. — ректор Полтавского духовного училища, главный редактор газеты «Кременчуг православный».

В 1999 г. экстерном окончил Киевскую духовную академию.

30 декабря 2001 г. в Антоние-Феодосиевском Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского.

29 июля 2006 г. возведен в сан архиепископа.

14 ноября 2007 г. Священный Синод УПЦ принял решение преобразовать Полтавскую и Кременчугскую епархию, выделив из ее состава Кременчугскую и Хорольскую епархию. Синод постановил сохранить управление преобразованной Полтавской епархией, а также должности ректора Полтавской миссионерской духовной семинарии и наместника Преображенского Мгарского мужского монастыря за архиепископом Филиппом, присвоив ему титул Полтавский и Миргородский.

Решением Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. назначен председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела УПЦ.

Решением Синода УПЦ от 10 февраля 2011 г. (журнал № 6) назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ.

С 19 февраля по 19 июня 2011 г. — временный управляющий Кременчугской епархией.

9 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.

Решением Синода УПЦ от 20 июля 2012 г. (журнал № 63) назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви (отдел образован путем объединения Миссионерского отдела и Отдела религиозного образования и катехизации).

Образование:

1988 г. — Московская духовная семинария.

1999 г. — Киевская духовная академия.

Епархия: Полтавская епархия (Правящий архиерей)

ФИЛИПП (ОСАДЧЕНКО)

Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Осадченко)

Филипп (Осадченко) (род. 1956), митрополит Полтавский и Миргородский, председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ.

В миру Осадченко Роман Альбертович, родился 2 июля 1956 года в Днепропетровске в семье военнослужащего.

После окончания средней школы в 1973 году поступил на биологический факультет Харьковского университета, который окончил в 1979 году.

В сентябре 1980 года был рукоположен архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом в сан священника и назначен клириком кафедрального собора в Курске. Там же исполнял обязанности заведующего канцелярией Курского епархиального управления, а в дальнейшем – его секретаря. В 1985 году стал секретарем Иркутского епархиального управления и настоятелем Никольского храма в поселке Листвянки Иркутской области.

С 1987 года настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в селе Дудкин Гай Новосанжарского района Полтавской области.

С 1990 года – настоятель Свято-Николаевского собора в городе Комсомольске Кременчугского района Полтавской области.

В 1993 году был пострижен в монашество с именем Филипп – в честь священномученика Филиппа, митрополита Московского, — и, при сохранении должности настоятеля Свято-Николаевского собора в Комсомольске, назначен наместником Спасо-Преображенского монастыря в селе Мгарь Лубенского района Полтавской области, а также благочинным Кременчугского округа Полтавской епархии, возведен в сан игумена.

В 1997 году, продолжая нести все возложенные на него Церковью труды, вступил в должность ректора Полтавского духовного училища и главного редактора газеты «Кременчуг православный».

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2001 года был определен епископом Полтавским и Кременчугским. Архиерейская хиротония состоялось в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры 30 декабря 2001 года. Рукоположение совершали митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), архиепископ Львовский Августин (Маркевич), епископы Житомирский Гурий (Кузьменко), Хустский Иоанн (Сиопко), Сарненский Анатолий (Гладкий), Переяслав-Хмельницкий Митрофан (Юрчук), Вышгородский Павел (Лебедь).

23 апреля 2002 года был назначен председателем вновь созданного Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства. Когда последний 8 мая 2008 года был разделен на два Синодальных отдела — отдел миссионерства и отдел религиозного образования и катехизации — владыка возглавил первый из них [1].

Архиепископ Филипп (Осадченко)

28 июля 2006 года возведён в сан архиепископа.

14 ноября 2007 года, после выделения из состава Полтавской и Кременчугской епархии Кременчугской и Хорольской епархии, за архиепископом Филиппом сохранено управление преобразованной Полтавской епархией, а также должности ректора Полтавской миссионерской духовной семинарии и наместника Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря с присвоением ему титула Полтавский и Миргородский.

25 декабря 2007 года решением Специализированного Учёного Совета Ужгородской Украинской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия присвоена учёная степень доктора богословия.

10 февраля 2011 года назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ [2].

С 19 февраля по 19 июня 2011 года временно управлял Кременчугской и Лубенской епархией.

9 июля 2012 года митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) возведён в сан митрополита [3].

20 июля 2012 года, в связи с объединением Миссионерского отдела и Отдела религиозного образования и катехизации в Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства, назначен председателем последнего [4].

Труды

  • Докторская диссертация на тему «Миссионерская и просветительская деятельность Спасо-Преображенского Мгарского монастыря в историческом контексте (XVII-XXI века)» (2007)

Награды

  • Церковные:
    • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2011, в связи с 55-летием со дня рождения) [5]
    • орден св. равноап. кн. Владимира 3-й степени
  • Светские:
    • орден «За заслуги» 3-й степени (22 июля 2008, Украина)

Митрополит Филипп (Осадченко)

Дата рождения:
2 июля 1956 г.

Дата хиротонии:
30 декабря 2001 г.

Дата пострига:
1993 г.

День тезоименитства:
22 января

Родился в городе Днепропетровске в семье военнослужащего. После окончания средней школы в 1973 г. поступил на биологический факультет Харьковского Государственного Университета, который окончил в 1979 г.

11 сентября 1980 г. рукоположен во диакона, 28 сентября — во священника, был назначен клириком Казанского кафедрального собора города Курска, исполнял обязанности заведующего канцелярией Курского епархиального управления, в дальнейшем — секретаря.

С 1985 г. секретарь Иркутского епархиального управления, настоятель Никольского храма в пос. Листвянки Иркутской обл.

С 1986 г. клирик Полтавской епархии.

С 1987 г. настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Дудкин Гай Новосанжарского р-на Полтавской обл.

В 1988 году окончил Московскую Духовную Семинарию.

С 1990 г. настоятель Николаевского храма г. Комсомольска Полтавской области.

В 1993 г. пострижен в монашество с именем Филипп в честь священномученика Филиппа, Митрополита Московского при сохранении должности настоятеля Николаевского храма г. Комсомольска. Назначен наместником Мгарского Преображенского монастыря и благочинным Кременчугского округа Полтавской епархии, возведен в сан игумена.

В день Покрова Божией Матери 14 октября 1994 г. возведен в сан архимандрита.

В 1997 году, продолжая нести все возложенные на него Церковью труды, вступил в должность ректора Полтавского Духовного Училища и главного редактора газеты «Кременчуг православный».

В 1999 году окончил Киевскую Духовную Академию.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2001 года определен быть Епископом Полтавским и Кременчугским, преемником почившего в Боге 1 октября 2001 года митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна).

30 декабря 2001 г. в Антоние-Феодосиевском Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского.

С 2002 года — Председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви.

В 2004 году нес послушание временного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви.

28 июля 2006 г. возведен в сан архиепископа.

14 ноября 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение преобразовать Полтавскую и Кременчугскую епархию, выделив из ее состава Кременчугскую и Хорольскую епархию. Синод постановил сохранить управление преобразованной Полтавской епархией, а также должности ректора Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии и наместника Спасо-Преображенского Мгарского мужского монастыря за архиепископом Филиппом, присвоив ему титул «Полтавский и Миргородский».

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 года назначен председателем новообразованного Миссионерского отдела при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

25 декабря 2007 года решением Специализированного Учёного Совета Ужгородской Украинской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия присвоена учёная степень доктора богословия архиепископу Полтавскому и Миргородскому Филиппу за диссертацию на тему «Миссионерская и просветительская деятельность Спасо-Преображенского Мгарского монастыря в историческом контексте (XVII-XXI века)».

9 июля 2012 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир за Божественной литургией в соборном храме Киевского Свято-Пантелеимоновского женского монастыря в Феофании, по случаю 20-летия Предстоятельского служения Его Блаженства и внимания к церковным заслугам, возвел архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа в сан митрополита.

Награды:

Церковные:
орден святого равноапостольного князя Владимира III степени.

Светские:
орден «За заслуги» ІІІ степени Президента Украины от 22 июля 2008 года

Духовные наследники Крестителя Руси сегодня

Капища разрушались, а церкви поставлялись,
идолы сокрушались, а иконы святых являлись,
бесы бежали — Крест города освящал.
(Слово о законе и благодати митрополита Илариона)

Б олее тысячелетия прошло с момента самого знаменательного события нашей истории — Крещения в святой купели Духом Святым нашего народа. «И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом» — пишет митрополит Иларион в своем «Слове» — «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осеяло». Именно Дух Святой созидал ценности, легшие в основу нашей духовной культуры. А будущее нашего народа всегда определялось его способностью сохранить в общественном бытии эти духовные ценности и передать следующим поколениям.

Расстановка приоритетов в жизнеустроении народа и формирование государственной политики проходят в русле стремления в социальных отношениях уменьшить зло и создать среду, удаляющую человека от греха. Ценности как ориентиры, во все времена задающие генеральное направление движения общества, возможны при положении в основу общественного бытия понимания жизни после смерти и стремления жизни со Христом-Богом под водительством Духа Святого.

При усмотрении же большинством народа высшего смысла своего бытия в том, чтобы в пределах земной жизни с максимальным комфортом устроиться на земле («бери от жизни все»), задается противоположный вектор общественного развития, предполагающий культ гедонизма, потребительство и масскультуру во всех их проявлениях. Во втором варианте такие ценности как — семья, дети, Родина, вера, жертвенная любовь к ближнему теряют свой первоначальный глубинный смысл и становятся помехой.

Понимание человеком смысла жизни как служение Богу в деле спасения человека, как соработничество Христу в деле личного спасения, определяет православное религиозное мировоззрение и мотивирует соответствующий образ жизни. Только такое религиозное мировоззрение целостно и внеисторично. Религиозная модель мировосприятия дает ответы на многие вопросы, позволяет видеть историю как целое, составлять факты в единую конструкцию. Соотечественник с таким мировоззрением воспринимает себя, свою семью, народ, Господа и силы небесные как единое целое, как единую Церковь, которая создается энергообразующей силой единства Святого Духа для жизни будущего века.

Инкультурация Православия и формирование религиозного мировоззрения сегодня — это вопрос статуса Церкви в государстве и вопрос отношений Государства, Церкви и Общества в Украине.

Вместе с тем, как показывает предварительный анализ нынешнего положения Церкви в Украине, фактический статус Церкви в украинском обществе сегодня и законодательное поле, регулирующее Церковно-Государственно-Общественные отношения, разнятся. Главное отличие состоит в том, что социальная практика, вопреки конституционной запретительной норме, выработала уже сегодня определенную модель в Государственно-Церковных отношениях. В основе этой модели заложен главный принцип — признания Православия культурообразующей религией в Украине. Это подтверждают следующие факты из Новейшей истории нашей страны: большинство украинского народа крещено в православную веру; действующая Конституция Украины начинается со слов «ощущая ответственность перед Богом, собственной совестью. »; избранный народом Президент принимает присягу на верность Украине на Пересопницком Евангелии; значительная часть официальных государственных праздников привнесены в нашу традицию Православной Церковью; нормой сегодня стала молитва в храмах руководителей государства вместе с народом во время важнейших церковных праздников; значительная часть объектов, включенных в Государственный реестр культурных исторических ценностей Украины, составляют объекты, созданные (построенные) непосредственно при участии Православной Церкви; в Военных Силах Украины введен институт военных капелланов; в украинской школе официально преподаются предметы духовно-нравственного содержания и т. д. [1]

На наш взгляд, пришло время устранить явную правовую коллизию. Узаконивание в нормативном поле Украины модели правовых отношений Церкви и Государства предполагает также такие шаги: обязательное определение таких терминов, как «Церковь», «религиозная организация», «деструктивный культ», «отделение» и др. понятий; исключение или корректировку большевистской нормы ст. 35 Конституции Украины об отделении Церкви и от Государства и Церкви от школы. Отделение Церкви в правоприменительной практике может трактоваться двояко: первое, отделение как фиксацию явно выраженного в социальных отношениях антиклерикализма и, соответственно, отказ практики соработничества Церкви, Государства и Общества; второе, отделение как невмешательство в дела друг друга, предполагающее сотрудничество в жизнеустроении народа, что отображено в практике.

Правовые отношения двух социальных институтов предполагают также определение (оформление) государственных полномочий для правового регулирования публичной деятельности Церкви и религиозных организаций; формализация роли и места Церкви в развитии общества; формирование и определение православного образовательного компонента для предоставления гражданам Украины возможности компактного обучения своих детей в духе Православной веры, пронизывающем всё образовательное и воспитательное пространство.

Выработка отечественной концепции и модели церковно-государственного сотрудничества, соответствующих историческому лицу христианства в нашей стране, включает формулировку предмета и принципов взаимодействия, а также определение светскости как невмешательства Церкви и Государства в дела друг друга, предполагающего, в тоже время, сотрудничество в области воспитания подрастающего поколения, сохранения культурного наследия, созидания общественной нравственности и др. Такая модель, опираясь на собственный багаж истории, должна учесть не только позитивный, но и негативный опыт современных европейских стран и стран постсоветского пространства.

Признания Православия культурообразующей религией позволит Церкви и Государству совместно преодолевать кризис личности, ярко проявивший себя сегодня в постиндустриальном обществе в различных формах, через возврат народу его собственного наследия — православной культуры. После крещения св. равноап. кн. Владимиром Руси Православная вера промыслительно играет доминирующую роль не только в истории нашего народа, став его культурообразующей религией, но и в создании одной из наиболее крупнейших цивилизаций — славяно-православной, выходящей далеко за пределы нашей страны и объединяющей многие народы, что выражается в исторической формуле «Киев — колыбель восточного христианства», «III Иерусалим».

Культуры, столетиями взращиваемые на благодатной почве наследия Церкви, воспитывали достойных носителей традиций, заботившихся о том, чтобы преемственность традиционных ценностей сохранялась столетиями. А это означает, что история обязывает нас воспитывать духовных наследников Киевской Руси.

Каким мы видим сегодня духовного наследника св.равноап.кн. Владимира? Другими словами, каким мировоззрением (внутренним миром) должен обладать современный наследник отечественной культуры:

  • Проекция жизненных целей за порогом земного бытия (сотериологичность культуры);
  • неприемлимость гедонистического образа жизни, выраженного в формуле «бери от жизни все»;
  • неприятие стяжательства как цели земной жизни;
  • понимание своей жизни и судьбы народа как реализации Промысла Божия;
  • связывание своей судьбы с судьбой народа и родной страны;
  • нравственный идеал, задаваемый жизнью святых отцов Православной Церкви;
  • способность воспринять наследие православной культуры от предыдущих поколений и передать его поколениям грядущим;
  • участие в жизни Церкви и исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа в реальной жизни;
  • активная жизненная позиция в осознании духовной ответственности пред Богом, людьми и собой;
  • способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви (к ближним), готовность к преодолению жизненных испытаний;
  • способность на самоограничение и определенные разумные жертвы (своим временем, силами, вниманием, затратами умственной и физической энергии);
  • духовная самоидентификация: православный христианин, ответственный гражданин, заботливый семьянин;
  • нетерпимость к извращению и греху;
  • жертвенность и милосердие;
  • сакральное чувство истории (исторической памяти), чувство патриотизма и сознательной любви к Родине.

Изложенное наглядно очерчивает содержание взаимодействия Церкви и Государства в культурном, образовательном, воспитательном и других пространствах страны. Сегодня очевидно, что возрождение страны не может происходить без воспитания духовных наследников отечественной культуры, — взращивания наследников, способных воспринимать свою жизнь как служение Богу через заботу о народе, измерять религиозными истинами свои поступки, мыслить масштабами столетий, а не нескольких десятков лет, чувствовать себя единым народом, управляемым Промыслом Божиим.

Необходимость взращивания духовных наследников св. равноап. кн. Владимира особенно актуализируется в современных условиях открытого противостояния двух мировоззрений — неоязыческого мировоззрения, возводящего культ греха в норму, и православного религиозного мировоззрения и образа жизни, освященных Духом Святым.

Мы являемся свидетелями открытого противостояния добра и зла в информационном пространстве, демонстрирующего брань за души человеческие. Церковь сегодня является единственным сдерживающим фактором культивации греха в социальных отношениях. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Принимая во внимание историческую миссию нашей земли как колыбели восточного христианства, будущее нашего народа сегодня определится отношением современников к жизни в духе Православной веры. Непонимание и непризнание Обществом этой миссии и далее будет углублять духовно-нравственный кризис.

Обратимся в сердце нашем к св. равноап. кн. Владимиру словами митрополита Илариона «. помолись за землю свою и людей, над которыми благоверно владычествовал, да сохранит их (Господь) в мире и благоверии, преданном тобою, и да славится в нем правоверие. и да сохранит их Господь Бог от всякой рати и пленения, от глада, и всякой скорби и печали».

Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп,
Председатель Отдела религиозного образования,
катехизации и миссионерства
при Священном Синоде УПЦ

Митрополит Филипп: «Благословение граду Комсомольску…»

В трёх сотнях километров от Киева вниз по Днепру стоит славный город Комсомольск, выросший в 1960-е из палаточного колышка ударной стройки, одно время именовавшейся пгт Комсомольск-на-Днепре, ныне переименованный борцами с «тяжким» коммунистическим наследием из Комсомольска в Горишни Плавни. Заметим, в переименовании есть момент глумления галичан из Института национальной памяти над жителями Приднепровья: индустриальному и духовному центру дано хуторское название. Впрочем, подробнее об этом мы ещё скажем.

Комсомольск был создан для освоения месторождений железистых кварцитов и богатых железных руд — в эпоху холодной войны, покорения космоса и новых гонений на Церковь. Заметим, — комсомольцы-созидатели, сотворившие за десять лет в Комсомольске крупнейший в Европе (на тот момент) Полтавский горно-обогатительный комбинат, отношения к гонениям по определению иметь не могли. В постсоветские годы, продолжая созидательную линию, Комсомольск стал значительным центром духовной жизни центральной Украины. Именно в Комсомольске (от Полтавы сто км, от Кременчуга 20 км) находится Полтавская Миссионерская Духовная Семинария, учреждённая Священным Синодом УПЦ в 2007 году. Семинария возникла не на пустом месте — из епархиального Духовного училища, организованного в 1997 году трудами и молитвами архимандрита Филиппа (Осадченко), ныне он митрополит Полтавский и Миргородский.

22 мая, в день празднования Николы Летнего, в красивейшем Свято-Николаевском соборе Архиерейского подворья города Комсомольска — престольный праздник. Приехали гости. Божественную литургию совершил митрополит Филипп в сослужении вице-ректора семинарии епископа Новосанжарского Вениамина, клириков собора, преподавателей Духовной школы в священном сане, духовенства Полтавской епархии; было произнесено несколько проповедей, владыка наградил грамотами того заслуживших, прихожане и паломники накормлены праздничным обедом.

Никольский храм, стоящий на некоторой возвышенности над как бы Y-образным прудом — с перекинутым через этот ухоженный пруд стальным висячем мостом, изящно красив, гармоничен и образует в городе изысканно-живописное пространство. (Мост, в скобках заметим, является, кажется, уменьшенным вариантом Крымского моста в Москве, который был создан на заводах Краматорска.) Видя храм впервые, не зная его истории, решишь, что это творение мастеров XVIII века: исполнен в стилистике петровской эпохи — колокольня завершается высоким шпилем.

Освящение храма в честь святителя Николая было обосновано любопытной преемственностью. По старинному преданию крестьяне хутора Пришиб, на месте которого впоследствии возник рудник Полтавского ГОК, примечали над одним из курганов таинственное свечение. Особенно ярким — как горящая свеча! — сияние, якобы, становилось к Николиному дню. Курган был раскопан, в нём обнаружен из тёсаных плит гранитный ковчег с железом. Ковчег хуторяне разбили на щебень, но место сочли особым, святым; там и была поставлена небольшая Никольская церковь. Впоследствии хутор будто бы стал именоваться Горишни Плавни. В память той церквушки и был освящён в Комсомольске новый собор. Строительство велось в 1991-1994 годы, когда гиперинфляция деньги за одну ночь превращала в груду бумаги. Но строительство вёл энергичный и деятельный молитвенник — о. Роман Осадченко (ныне митрополит Филипп). Заметим, в ту пору о. Роман, получив в 1989 году в Комсомольске приход, вынужден был вести богослужения в сарайчике-времянке, где и в полный рост нельзя было распрямиться. Святое Святых отгораживалась не иконостасом — верёвкой. Но число прихожан росло, некоторые пламенные атеисты, встречаясь с о. Романом, пополняли общину; иные впоследствии приняли священный сан. Один из прихожан, рукоположенный в Комсомольске во священника в 1992 году, ныне известный на Святой Руси батюшка — о. Григорий Голик, который в определённые дни проводит в соборе специальные о здравии молебны — вычитки бесноватых.

Собор строили всем миром, но львиную долю средств внёс ГОК, генеральный директор В.П. Мартыненко принял в строительстве живейшее участие.

Владыка Филипп в проповеди, сказанной в праздничный день, назвал имя Главного строителя: по милости Божией в богоспасаемом граде Комсомольск молитвами чудотворца Николая выстроен собор, создано Духовное училище, а затем и Семинария.

Владыка, возможно, ещё и не знал, что город, в оживление которого он вложил душу, переименован. Надо сказать, что автору этих заметок не удалось встретить в Комсомольске ни одного человека, который бы с одобрением отнёсся к переименованию.

Известно, что на Украине переименование населённых пунктов галичанскими декоммунизаторами породило немало горьких шуток. Вот и в Комсомольске задаются риторическим вопросом: «Как нас теперь будут называть. Плавни — заболоченная вода. Дорогие болотчане?» Комсомольск — название, ставшее родным для его строителей и нескольких поколений его жителей, имеет свои традиции, в числе которых уважение к старшим. Здесь и поныне на мемориале памяти Великой Отечественной войны горит живой «вечный огонь», а не электрическая замена, как в иных «жлобских» городах. В сентябре 1943 здесь шли чудовищные бои. В ходе Полтавско-Кременчугской операции Степной фронт, под командованием крестьянского сына — генерала армии И.С.Конева, нанёс поражение войскам группы армий «Юг» генерала Э. фон Манштейна (в роду которого множество генералов). В течение 28 и 29 сентября советские войска очистили Кременчуг от врага.

Те, кто в советские времена бывал в Комсомольске наездами, в командировках, утверждают, что таких великолепных дорог как в Комсомольске не было нигде в Советском Союзе.

Теперь люди не знают, как обойти, уклониться от переименования. Городские власти в этом вопросе на стороне народа. Отцы города решили воспользоваться идеей заслуженного учителя Украины Сергея Зализняка, который предложил считать название «Комсомольск» не производной от «комсомол» (Коммунистический союз молодёжи — массовой молодёжной организации советских времён), а от слов: «Коллектив молодых социально мотивированных людей справжних (настоящих) казаков». Кто-то воспринимает это как анекдот, смеётся, но таковы реалии. Безумная Верховная Рада, имея рейтинг доверия ниже, чем та мышь, что померла под плинтусом, теперь решила, что «Комсомольский городской совет потерял право решать судьбу названия». Не имея никаких заслуг перед Украиной (но лишь заслуги перед США, превратив «незалежную» в бесправную американскую колонию, поощряя сокращение население со скоростью 200 тыс.чел. в год), Рада поддержала предложение галичан, засевших в Институте нацпамяти. Смена названия индустриального Комсомольска на название хутора, воспринимается как акт ненависти со стороны западенцев, которые никогда не скрывали своего надменного отношения к жителям центральной и восточной Украины.

«Пусть птенцы Парубия построят хоть что-то и тогда называют, как в голову взбредёт!» — такая мысль носится в воздухе Комсомольска. Но, увы, власть пока только умеет огнём «градов» стирать города с лица земли. Массовые переименования, понимают все, это имитация деятельности. Главное: внимание от проблем отвлекает и внушает: протестовать и в этом вопросе, как и по поводу прочих — поздно: поезд ушёл, а рельсы украли. При этом, по сути, действительно эпопея с переименованиями похожа на то, как воры перекрашивают украденное. Украли, перекрасили и натягивают на плечи. Плечи бы не лопнули от натуги! В Комсомольске говорят, что из-за хуторского названия будут судиться. Вряд ли выйдет толк. Но наверняка, придёт время и станет всем очевидно, что киевский режим — колониальный режим, что он не вошёл, а вляпался в историю — именно как сборище разрушителей, воюющих с историей народа. О них будут вспоминать как о персонажах чёрных анекдотов, кроваво-чёрных.

В нашем очерке о «Комсомольске священном» нужно сказать и о первооткрывателях. О том, что в приднепровских песках под хуторами и селениями есть железо, местные жители знали издревле. Свидетельство тому — предание о светящемся кургане. В царствование императора Александра III было положено начало исследований Кременчугской магнитной аномалии учёными, в том числе Петром Армашевским и Владимиром Вернадским. Если о трудах и судьбе В.И. Вернадского достаточно известно, то имя П.Я.Армашевского (1850-1919) почти напрочь забыто, и забыто лишь по одной причине. По убеждениям он был монархист. Профессор кафедры геологии Киевского Императорского университета Святого Владимира Пётр Яковлевич Армашевский научное имя себе в мире сделал, защитив в 1903 году диссертацию по теме «Геологические исследования в области бассейнов Днепра и Дона». В 1905-1907 годы он был активным участником Киевского Русского собрания, позже — товарищем председателя Киевского Клуба русских националистов, членом главного Совета и товарищем председателя киевского отдела Всероссийского национального союза. Его хорошо знал князь Николай Жевахов и оставил о нём воспоминания. От Жевахова известно, что после октябрьского переворота «Киевская ЧК обратила на него внимание. В конце апреля 1919 года он был арестован и в первых числах мая расстрелян».

Богатейшее месторождение Кременчугской магнитной аномалии открыл в 1928 году ленинградский геолог Андрей Александрович Строна. О его судьбе практически ничего неизвестно. Вероятно, она трагична. В Комсомольске есть улица, названная в его честь.

ФИЛИП

Митрополит Полтавський і Миргородський

Архієпископ Полтавський і Миргородський Филип (Роман Альбертович Осадченко) народився 2 липня 1956 року в місті Дніпропетровську в родині військових.

Після закінчення середньої школи в 1973 році був зарахований на біологічний факультет Харківського університету, який закінчив у 1979 році.

11 вересня 1980 висвячений у сан диякона, 28 вересня — на священика, призначений кліриком Казанського кафедрального собору Курська, виконував обов’язки завідувача канцелярією Курського єпархіального управління, надалі — секретаря.

З 1985 року — секретар Іркутського єпархіального управління.

З 1986 року — клірик Полтавської єпархії.

З 1987 року — настоятель церкви на честь Різдва Іоанна Предтечі у с. Дудкин Гай Новосанжарського р-ну Полтавської обл.

У 1988 році закінчив Московську духовну семінарію.

З 1990 року — настоятель Свято-Миколаївського собору міста Комсомольська Кременчуцького району Полтавської області.

У 1993 році пострижений у чернецтво з ім’ям Филип на честь священномученика Филипа, митрополита Московського, і призначений намісником Мгарського Спасо-Преображенського монастиря на Полтавщині, а також благочинним Кременчуцького округу Полтавської єпархії, возведений у сан ігумена.

З 1994 р. возведений у сан архімандрита.

У 1997 році був призначений ректором Полтавського духовного училища.

У 1999 році закінчив Київську Духовну Академію.

Рішенням Священного Синоду Української Православної Церкви від 21 грудня 2001 року Филипа визначено бути Єпископом Полтавським і Кременчуцьким, наступником покійного в Бозі 1 жовтня 2001 року Митрополита Полтавського і Кременчуцького Феодосія (Дикуна).

30 грудня 2001 року відбулося возведення архімандрита Филипа в єпископа Полтавського і Кременчуцького.

23 квітня 2002 року владика Филип був призначений Головою новоствореного Синодального відділу релігійної освіти, катехізації та місіонерства Української Православної Церкви.

У 2004 році ніс послух тимчасового члена Священного Синоду Української Православної Церкви.

28 липня 2006 Филип возведений у сан архієпископа.

14 листопада 2007 Священний Синод Української Православної Церкви ухвалив рішення перетворити Полтавську та Кременчуцьку єпархію, виділивши з її складу Кременчуцьку і Хорольську єпархію. Синод ухвалив зберегти управління перетвореної Полтавською єпархією, а також посади ректора Полтавської Місіонерській Духовної Семінарії та намісника Спасо-Преображенського Мгарського чоловічого монастиря за архієпископом Филипом, присвоївши йому титул «Полтавський і Миргородський».

Рішенням Священного Синоду Української Православної Церкви від 8 травня 2008 року призначений головою новоствореного Місіонерського відділу при Священному Синоді Української Православної Церкви.

25 грудня 2007 рішенням Спеціалізованої Вченої Ради Ужгородської Української Богословської Академії імені святих Кирила і Мефодія архієпископу Полтавському і Миргородському Филипу присвоєно вчений ступінь доктора богослов’я за дисертацію на тему «Місіонерська і просвітницька діяльність Спасо-Преображенського Мгарського монастиря в історичному контексті (XVII-XXI століття)».

Рішенням Синоду УПЦ від 8 травня 2008 призначений головою новоствореного Синодального місіонерського відділу УПЦ.

Рішенням Синоду УПЦ від 10 лютого 2011 призначений головою Синодального відділу релігійної освіти і катехізації УПЦ.

З 19 лютого по 19 червня 2011 — Тимчасовий керуючий Кременчуцькою єпархією.

9 липня 2012 зведений в сан митрополита.

Рішенням Синоду УПЦ від 20 липня 2012 призначений головою новоствореного Синодального відділу релігійної освіти, катехізації та місіонерства Української Православної Церкви (відділ утворений шляхом об’єднання Місіонерського відділу та Відділу релігійної освіти і катехізації).

Церковні нагороди Филипа:

— орден святого рівноапостольного князя Володимира III ступеня,

— орден преподобного Сергія Радонезького II ступеня.

Світські нагороди Филипа:

— орден «За заслуги» ІІІ ступеня Президента України від 22 липня 2008

Читать еще:  Почему выгодно покупать шины и диски через интернет
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector