0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

митрополит Иларион (Капрал)

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)

Митрополит Иларион. Фото: Г.Балаянц / Православие.Ru

Митрополит Иларион (в миру – Игорь Алексеевич Капрал) происходит из семьи украинских эмигрантов. Его родители, Алексей и Евфросиния Капрал, в 1929 году переехали из Волынской области в Канаду, спасаясь от натиска поляков, которые жестко насаждали на Западной Украине свои порядки. Обосновались они на западе страны, в области Спирит-Ривер, где, как и другие переселенцы, получили от правительства участок земли.

Будущий архипастырь родился 6 января 1948 года и был младшим из семерых детей. Детство он провел в сельской местности. В школу ему в первые годы приходилось ходить пешком почти за пять километров от дома. С ранних лет Игорь окормлялся при русском Свято-Троицком храме неподалеку от Спирит-Ривер.

Как сказано в официальной биографии владыки Илариона, он с юности «имел тяготение к Церкви и любил читать журналы и книги духовно-нравственного содержания». В 1967 году Игорь поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию Русской Зарубежной Церкви в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). Завершив учебу в 1972 году, стал послушником Свято-Троицкого монастыря.

В декабре 1974 года был пострижен в рясофор с именем Илларион – в честь преподобного Илариона, схимника Печерского (память 21 октября / 3 ноября). В декабре 1975 года рукоположен во иеродиакона, в 1976 году – во иеромонаха. Нес послушания редактора английской версии журнала «Православная жизнь» и наборщика в монастырской типографии. В 1976 году окончил Сиракузский университет со степенью магистра славистики и русской литературы.

В декабре 1984 года хиротонисан во епископа Манхеттенского, викария Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Благодаря трудам владыки Илариона за десять лет число приходов епархии выросло до 64. С декабря 1995 года – епископ Вашингтонский.

В июне 1996 года возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии. В 2003 году награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. С 2006 года – первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ.

После кончины в марте 2008 года Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурлы; 1928–2008) являлся исполняющим обязанности председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. В мае 2008 года Архиерейским Собором избран шестым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и возведен в митрополичий сан. Также избран председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Данные решения Собора епископов Зарубежной Церкви утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви. 18 мая 2008 года, в неделю четвертую по Пасхе, в синодальном Знаменском храме в Нью-Йорке состоялось настолование новоизбранного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

ИЛАРИОН (КАПРАЛ)

Митрополит Иларион (Капрал)

Иларион (Капрал), (род. 1948), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, председатель Архиерейского Синода РПЦЗ, правящий архиерей Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Капрал Игорь Алексеевич, родился 6 января 1948 года в Спирит-Ривер (Spirit River) (провинция Альберта), самым младшим в семье Алексея Капрала и Ефросиньи (урожденной Касянюк). Родители Игоря были родом из деревни Обенижи в Волынской области на Украине. В 1929 году, во время польской оккупации, местное население испытывало давление и насилие со стороны поляков, которые ополячивали Западную Украину, поэтому 19-летний Алексей вместе с молодой женой решили эмигрировать в Канаду. В то время правительство Канады предоставляло возможность переселенцам осваивать обширные земли в западной части страны, где и обосновалась молодая семья. По прибытии в провинцию Альберта семья Капралов получила 160 акров непаханой земли, $100 наличными, молоток и топор, чтобы построить себе жилье. В развивающейся области Спирит-Ривер было около двухсот украинцев, которые, ввиду надвигающихся холодов, быстро построили себе дома. Великий экономический кризис 1929-1930 годов повлиял и на переселенцев, сделав и без того тяжелую жизнь еще более сложной. Алексею Капралу приходилось искать работу довольно далеко от дома, и работал он всего за 25 центов день. Тем не менее, семейство росло и пополнялось – пять мальчиков и две девочки наполнили дом детскими голосами, говоря дома по-украински. Родители их говорили также по-русски и по-польски.

Детство Игоря прошло в сельской обстановке. В школу ему приходилось ходить пешком за три мили от дома. Позже он перешел в другую школу в Блубери-Крик (Blueberry Creek), а потом вернулся, чтобы закончить гимназию, где и получил в 1966 году аттестат зрелости. С ранних лет Игорь посещал Свято-Троицкую русскую церковь, расположенную неподалеку от Спирит Ривер. Среди прихожан было много нестроений, поскольку одна группа украинцев хотела, чтобы церковь принадлежала Украинской автокефалии. Позже приход был присоединен к епархии архиепископа Пантелеимона (Рудыка), служившего сначала в Русской Зарубежной Церкви, потом оказавшегося в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Молодой Игорь нашел себе духовника в Русской Зарубежной Церкви в лице преосвященного Саввы (Сарачевича), епископа Эдмонтонского – серба, большого почитателя святителя Иоанна (Максимовича).

Игорь с юношеских лет имел тяготение к Церкви, и любил читать журналы и книги духовно-нравственного содержания. В 1967 году, когда Игорю Капралу было 19 лет, он поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле, США. Окончив семинарию в 1972 году, Игорь поступил в Свято-Троицкий монастырь послушником.

2 декабря 1974 года он пострижен в рясофор с именем в честь преподобного Илариона, схимника Печерского.

4 декабря 1975 года был рукоположен во иеродиакона архиепископом Аверкием (Таушевым), при котором будущий владыка служил келейником.

В 1976 году рукоположен во иеромонаха епископом Манхэттенским Лавром (Шкурлой). В том же году отец Иларион закончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Был редактором английской версии журнала «Православная жизнь», работая одновременно наборщиком в монастырской типографии.

10 декабря 1984 года хиротонисан во епископа Манхэттенского, хиротонию возглавил митрополит Филарет (Вознесенский) при участии девяти архиереев.

Будучи епископом Манхэттенским, отвечал за приходы в в штате Пеннсильвания, а также Архиерейским Собором был утвержден в должности заместителя секретаря Архиерейского Синода. Через 10 лет, благодаря архипастырским трудам епископа Илариона, число приходов в Восточно-Американской епархии возросло до 64. Посещая приход за приходом, владыка снискал любовь и уважение тех, с кем он общался. Занимая ответственную должность в центре церковно-административного управления Русской Зарубежной Церкви, владыка также являлся деятельным участником важнейших событий в ее истории.

В 1995 году получил титул епископа Вашингтонского с местопребыванием в Нью-Йорке, но ввиду нестроений в Австралийской епархии, возникших после ухода на покой по болезни архиепископа Павла (Павлова), и исключительных пастырских качеств владыки Илариона, 20 июня 1996 года он был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

На Архиерейском Соборе 15-19 мая 2006 года — определен первым заместителем председателя Архиерейского Синода с местопребыванием в Нью-Йорке.

Архиеп. Сиднейский Иларион (Капрал)

После кончины митрополита Лавра 16 марта 2008 года архиепископ Сиднейский Иларион, как первый заместитель председателя, стал временно управляющим Русской Зарубежной Церковью, а 12 мая в Знаменском синодальном соборе в Нью-Йорке Архиерейский Собор избрал его первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей с возведением в сан митрополита и титулованием Восточно-Американским и Нью-Йоркским. Патриаршим указом от того же 12 мая архиепископ был возведен в сан митрополита. 14 мая Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил его избрание, а 18 мая в Нью-Йоркском синодальном соборе состоялось его настолование.

С 8 декабря 2016 по 20 сентября 2018 года года временно управлял приходами Великобританской епархии по должности председателя Архиерейского Синода [1]. Со 2 октября 2017 по 20 сентября 2018 года временно управлял Западно-Европейской епархией [2].

Награды

  • бриллиантовый крест на клобуке (2003)
  • орден прп. Серафима Саровского 2-й степени (2013, в связи с 65-летием со дня рождения) [3]
  • вторая панагия (ок. 9 июня 2017, в ознаменование 10-летия подписания Акта о каноническом общении и во внимание к ревностным трудам по упрочению обретенного духовного единства) [4]

Государственные

  • знак отличия «За усердие» (12 февраля 2016 года, «за большой личный вклад в укрепление отношений между Забайкальским краем и российскими соотечественниками Австралии, активное содействие в организации премьерного показа фильма о жизни Забайкальских казаков «Забайкальская Одиссея»», от правительства Забайкальского края) [5].

ИЛАРИОН

(Капрал Игорь Алексеевич; род. 6.01.1948, Спирит-Ривер, пров. Альберта, Канада), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1929 г. его родители эмигрировали из присоединенной к Польше части бывш. Волынской губ. (совр. Украина) в Канаду. С ранних лет он был прихожанином рус. Свято-Троицкой ц. близ Спирит-Ривер (с 1959 в юрисдикции РПЦ) и желал быть священнослужителем. В 1966 г. окончил гимназию и тогда же стал духовным сыном Эдмонтонского еп. Саввы (Сарачевича) (РПЦЗ). В 1967-1972 гг. учился в Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии, к-рую окончил со степенью бакалавра богословия. В 1973 г. поступил послушником в джорданвиллский во имя Святой Троицы мужской монастырь. 2 дек. 1974 г. пострижен в монашество с именем И., в честь прп. Илариона схимника Киево-Печерского. Исполнял послушание келейника при архиеп. Аверкии (Таушеве; † 1976).

4 дек. 1975 г. И. рукоположен во диакона архиеп. Аверкием, 17 апр. 1976 г.- во иерея Манхаттанским еп. Лавром (Шкурлой, впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ; Ɨ 2008). В том же году окончил Сиракьюсский ун-т со степенью магистра славяноведения и рус. лит-ры. С 1973 по 1988 г. редактировал англ. версию ж. «Православная жизнь» (см. «Православная Русь»), одновременно работал в просфорне, а также наборщиком и корректором в монастырской типографии. С 1975 г. И. преподавал в Свято-Троицкой джорданвиллской ДС Свящ. Писание НЗ, нравственное и сравнительное богословие, библейскую археологию. Летом 1979 г. был направлен в Иерусалим для духовного окормления жен. обителей. По окончании командировки был назначен духовником джорданвиллского Свято-Троицкого мон-ря.

10 дек. 1984 г. И. хиротонисан митр. Филаретом (Вознесенским; † 1985) во епископа Манхаттанского. Окормлял приходы в шт. Пенсильвания. Собором епископов был утвержден в должности заместителя секретаря Архиерейского Синода. Вел миссионерскую работу: посещал приходы, в т. ч. вне США, отправлял посылки с духовной лит-рой в Россию, участвовал в работе миссионерских съездов. В 1986 г. назначен председателем Комитета рус. правосл. молодежи. В 1995 г. он получил титул «епископа Вашингтонского» с местопребыванием в Нью-Йорке. 14-20 янв. 1996 г. посетил миссию на Гаити, приезд И. стал 1-м посещением страны рус. православным архиереем.

20 июня 1996 г. после ухода на покой по болезни архиеп. Павла (Павлова) был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С того же года является главным редактором офиц. печатного органа Сиднейской епархии ежемесячного ж. «Церковное слово». В 1997 г. с целью поддержки возрождения Православия в Китае посетил эту страну с группой бывш. харбинцев. 23 янв. 1998 г. И. освятил пришедшие в Австралию российские корабли «Надежда» и «Паллада», 13-22 июня 1999 г. возглавил миссионерскую поездку на о-в Тайвань и в Республику Корея. Организовывал паломничества из зарубежья в Россию, поддерживал православную миссию в Индонезии. В 1999 г. после бомбардировки Югославии войсками НАТО И. направил письмо премьер-министру Австралии, в котором выразил несогласие духовенства и паствы епархии с агрессией НАТО против сербского народа и просил правительство не поддерживать военные акции в Югославии.

В 2003 г. был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 2006 г. И. был назначен первым заместителем председателя Архиерейского Синода с местопребыванием в Нью-Йорке, оставаясь архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским. После кончины Первоиерарха РПЦЗ митр. Лавра (16 марта 2008) исполнял обязанности Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 12 мая 2008 г. Архиерейским Собором РПЦЗ И. был избран ее Первоиерархом с возведением в сан митрополита, 13 мая — Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ, 14 мая был утвержден Свящ. Синодом РПЦ в должности Первоиерарха РПЦЗ, 18 мая 2008 г. в Знаменской ц. в Нью-Йорке возведен в сан митрополита. Деятельность И. на посту главы РПЦЗ направлена на укрепление достигнутого в мае 2007 г. единства с РПЦ, на окормление рус. диаспоры и на усиление свидетельства о Православии в совр. мире. 10 дек. 2008 г. утвержден членом Комиссии по подготовке Поместного Собора РПЦ 2009 г. 24 дек. 2008 г. Свящ. Синод РПЦ, принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, включил И. в Президиум Архиерейского Собора 2009 г. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008).

30 янв. 2013 г. Священным синодом РПЦ, «принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата», включён в состав Священного Синода на время работы Собора. Награжден орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени (2013).

«Любовь к России мы храним в наших сердцах». Как Зарубежная Церковь отметит свое столетие

– Расскажите, как Зарубежная Церковь будет отмечать свой вековой юбилей?

– Прежде всего, молитвами. Кроме того, мы проведем ряд конференций. В частности, в 2021 году планируем посетить Сербию, где в городе Сремски-Карловцы с 1921 по 1944 годы находилось наше Высшее церковное управление во главе с митрополитом Антонием Храповицким. Мы хотим побывать в местах, где жили русские люди, бежавшие от большевиков из Крыма в 1920 году, где они похоронены, в монастырях, которые стали неотъемлемой частью духовной жизни как для русских, так и для сербов.

– Оглядываясь назад, как бы вы могли охарактеризовать этот период и тот путь, который Зарубежная Церковь проделала за 100 лет?

– Я бы сказал, что наша Церковь поддерживала и поддерживает традиции русского православия и всегда помнит, что мы являемся частью Русской Православной Церкви. Просто в течение долгого времени эта часть была отделена из-за преследований коммунистов. Тогда, в начале ХХ века, с благословения Святейшего Патриарха Тихона, епископы, находившиеся на неподконтрольных большевикам территориях, организовали временные церковные управления на юге России, потом в Сербии и в других странах. Но мы всегда помнили, что являемся ветвью Русской Православной Церкви, временно отделенной от основного древа из-за гонений на веру в России.

– РПЦЗ с самого начала была нацелена на воссоединение с Русской Православной Церковью. Как удавалось поддерживать стремление к единству столь долгое время?

– Устав нашей Церкви говорит, что мы являемся неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. И мы всегда так считали и сохраняли эту цель. Из-за различных обстоятельств, сложного времени, которое было в XX веке, органическое воссоединение затянулось. Процесс занял многие годы, но он все-таки завершился.

– Для русских в рассеянии порой было очень трудно поддерживать свои национальные и духовные корни, ведь из-за «железного занавеса» люди, родившиеся уже за границей, чаще всего даже не могли посетить историческую родину. Вы, например, впервые приехали в Россию, когда вам было уже больше 40 лет. Как удавалось поддерживать веру в таких условиях?

– Это не только моя ситуация, это касается всех. Мы поддерживали любовь к России, откуда приехали наши родители. Дома они хранили русские традиции и всячески старались поддерживать в нас русский язык. Так эта любовь перешла от них к нам. И прежде всего, это произошло благодаря православной вере, поскольку Россия и православие неотделимы друг от друга. У нас так много святых, такая богатая церковная история, в России столько священных мест. И мы стараемся сохранить это в наших сердцах.

– 12 лет назад состоялось историческое воссоединение двух Церквей, и почти весь этот период церковного единства пришелся на время вашего первоиераршего служения. Поначалу многие опасались, что РПЦЗ потеряет независимость. Зарубежная Церковь остается независимой?

– Мы обладаем той же независимостью, что была у нас и прежде. У нас есть широкая автономия, и мы можем поддерживать наши традиции, которые зародились уже в иммиграции. Важно отметить, что Русская Церковь очень поддерживает нас и это помогает РПЦЗ расти и развиваться. На самом деле, наша Церковь сейчас укрепляется и в США, и в других странах.

– А как бы вы охарактеризовали этот 12-летний отрезок? Был ли он успешным, всех ли целей удалось достичь?

– Главное заключается в том, что мы продолжаем поддерживать наши традиции, к нам приходят люди, которые хотят стать частью Православной Церкви. Конечно, 12 лет назад многие верующие не понимали ситуацию и думали, что Церковь в России остается под контролем государства. До сих пор остаются люди, хотя и не скажу, что их много, которые так считают. Они не понимают, что их отделение от Церкви причиняет вред нашей духовной жизни и проповеди православия.

– Как помочь детям и молодым людям остаться в Церкви и даже на чужбине сохранить русские корни? Что Зарубежная Церковь делает в данном направлении?

– Во многих наших приходах, хотя и не во всех, есть воскресные школы, где люди поддерживают русский язык. С каждым новым поколением это становится все сложнее, но когда родители говорят дома по-русски и пытаются привлечь к этому детей – это один из вариантов. Правда, значительная часть молодежи, к сожалению, потом отходит от нашей культуры, просто потому что их окружает другая жизнь. Зачастую молодые люди забывают русские традиции, но, слава Богу, остаются крепкими в вере. Они видят то, чем живет Церковь, и это помогает им поддерживать свои корни, веру, вести духовную жизнь и быть частью Церкви.

– Сейчас возникла еще одна проблема: в связи с предоставлением Вселенским Патриархатом так называемой автокефалии непризнанной Православной церкви Украины, Московский Патриархат решил приостановить евхаристическое общение с Константинополем. РПЦЗ это решение поддержала. В США, возможно, ситуация ощущается более остро, чем в других странах, поскольку здесь абсолютное большинство православных приходов – греческие, а представители Константинополя занимают основные посты в межправославных организациях. Вы не чувствуете себя здесь в изоляции?

– Нет, мы не чувствуем этого, поскольку стоим за правду.

– А другие церкви в США поддерживают вас?

– Одни поддерживают, другие нет. Некоторые выступают против того, что произошло на Украине, но не прекращают отношения с Константинополем. Это очень тонкий вопрос. Вмешательство Вселенского Патриархата в дела Церкви на Украине привело к проблемам в православном мире. У нас были братские отношения, но действия высших иерархов Константинополя принесли людям огорчение и печаль. Мы молимся о том, чтобы Господь помог каким-то образом вернуть мир и стабильность в мировое православие.

– Владыка, а что ждет РПЦ в будущем, на ваш взгляд?

– Я думаю, наша Церковь будет расти и развиваться. К нам приходит все больше молодежи, и есть все основания полагать, что все больше людей хотят стать православными.

Иларион (Капрал)

Митрополит Иларио́н (в миру Игорь Алексеевич Капра́л; 6 января 1948, Спирит-Ривер (англ.), Альберта, Канада) — епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ); с 18 мая 2008 года митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ, — первый в её истории утверждённый на должности Священным Синодом Московского Патриархата.

Тезоименитство — 21 октября по юлианскому календарю (преподобного Илариона, схимника Печерского).

Содержание

Биография

Родился 6 января 1948 года в Спирит-Ривер в Канаде. Родители происходили из деревни Обенижи Волынской губернии (мать в девичестве — Ефросиния Касянюк). В 1929 году, когда Волынь была в составе Польши, родители эмигрировали в Канаду, где получили в провинции Альберта 160 акров земли и 100 долларов наличными, а также молоток и топор для строительства дома [1] .

В 1966 году закончил гимназию. С ранних лет посещал Свято-Троицкую русскую церковь, расположенную неподалеку от Спирит-Ривер. В приходе, перешедшем в 1959 году в юрисдикцию Московского Патриархата [2] , были сильны украинские автокефалистские настроения. С детства хотел быть священником.

Его духовником был епископ Эдмонтонский Савва (Сарачевич), под влияем которого Игорь решил принять монашество.

По окончании семинарии в 1972 году, поступил в Свято-Троицкий монастырь послушником.

2 декабря 1974 года был пострижен в рясофор с именем Иларион в честь преподобного Илариона схимника Печерского.

4 декабря 1975 года архиепископом Аверкием (Таушевым) († 1976), у которого был келейником, был рукоположён во иеродиакона. Был последним ставленником архиепископа Аверкия до его смерти и служил ему как келейник.

В 1976 году епископом Манхеттенским Лавром был рукоположён во иеромонаха; в том же году окончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы.

Был редактором английской версии журнала «Православная жизнь», работая одновременно наборщиком в монастырской типографии.

10 декабря 1984 года был хиротонисан во епископа Манхеттенского, викария Восточно-Американской епархии. Хиротонию совершил митрополит Филарет (Вознесенский) в сослужении архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима (Иванова), архиепископа Лос-Анджелосского и Южно-Калифорнийского Антония (Синкевича), архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова), архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра (Шкурлы), архиепископа Сиднейского и Австралийской-Новозеландского Павла (Павлова), епископа Вашингтонского Григория (Граббе), епископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) и епископа Кливлендского Алипия (Гамановича) [3] . Окормлял приходы в штате Пенсильвания.

Собором епископов был утверждён в должности Заместителя Секретаря Архиерейского Синода.

В качестве официального представителя Архиерейского Синода РПЦЗ неоднократно посещал Россию: принимал участие в праздновании 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской Руси в Цареконстантиновском соборе города Суздаля, присоединившемся к РПЦЗ, в 1990 году, возглавлял пресс-конференцию в журнале «Огонёк», посвящённую провокационным попыткам общества «Память» втянуть РПЦЗ в свою политическую деятельность, в 1992 году [4] .

В декабре 1995 году году получил титул епископа Вашингтонского с местопребыванием в Нью-Йорке.

20 июня 1996 года, ввиду нестроений в Австралийской епархии, возникших после ухода на покой по болезни Архиепископа Павла (Павлова), был назначен на Сиднейскую и Австралийско-Новозеландскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

В 2003 году был награждён правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

По смерти Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра 16 марта 2008 года, исполнял обязанности Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ [5] .

12 мая 2008 года Архиерейским Собором РПЦЗ был избран её Первоиерархом [6] [7] [8] , получив 9 голосов из 11 [9] ; 14 мая того же года был утверждён Священным Синодом Московского Патриархата на должности Первоиерарха с возведением в сан митрополита [10] [11] . 18 мая 2008 года был настолован (возведён в сан) в Знаменском храме Нью-Йорка [12] [13] .

24 декабря 2008 года Священным синодом РПЦ, принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского собора самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, включён в состав Священного синода, являющегося по Уставу Президиумом Архиерейского Собора, на время работы Собора 2009 года. [15]

Мнения и оценки

В конце мая 2008 года ушедший в раскол протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, клирик Свято-Николаевского храма в Лионе (Франция), на вопрос корреспондента о том, будет ли первоиерарх самостоятельной фигурой, ответил: «Ну, конечно же, нет. Он — человек безвольный и всегда таковым был. В сторону Москвы он смотрел всегда. В прежние времена, я помню, мог даже поставить у себя в машине послушать патриархийный хор, что многим весьма не нравилось. Он — добрый, да, но бесхарактерный.» [16]

В консервативной церковной среде недоумение вызвала прозвучавшая в его интервью Комсомольской правде мысль о возможности богослужения на русском языке [17] [18] : в интервью, опубликованном 13 мая 2008 года, наречённый Первоиерарх Иларион сказал, очевидно имея в виду под «старославянским» современный церковнославянский язык: «если что-то менять, так вот, например, я думаю назрела необходимость в переводе молитв со старославянского на русский язык» [19]

Православная Жизнь

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион (Капрал) о действиях Константинополя, церковных расколах, претерпевании гонений и духовных связях с Украиной.


Фото: www.ru.hts.edu

– Владыко, как из зарубежья видятся действия Константинопольского Патриархата, принимающего раскольников, посягающего на власть во всей Церкви?

– Мы с большой скорбью и недоумением наблюдаем за действиями Константинопольского Патриархата, в которых чувствуется влияние сильных мира сего и пренебрежительное отношение к правде о Православии в священной для нас земле Украинской. Удивляет и полное отсутствие у Константинополя пастырского подхода к Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.

Ведь, «легализовав» раскольников и всячески добиваясь их признания со стороны Поместных Православных Церквей, Патриарх Варфоломей фактически отлучает не только подавляющее большинство верных Святому Православию наших собратьев-архипастырей, клир, монашествующих и верующих Украины, но и всех нас. Непонятно, почему Патриарх Варфоломей и его Священный Синод поспешили с такого рода единоличным решением, приняв его без совета Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. Определение об отмене документа трехсотлетней давности с попытками оправдать свое вторжение на территорию Украинской Православной Церкви выглядит по меньшей мере нелепо и безответственно.

Тем не менее мы стараемся молиться о нем и его окружении, чтобы Господь их вразумил, просветил и помиловал, при этом испрашивая небесной помощи Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и всей Украинской Православной Церкви, единственно Христовой и канонической на территории Украины.

– На территории Украины гонения на Церковь в той или иной мере не прекращаются ещё со времен революции 1917 года. Насколько в этом контексте для всех нас важна память новомучеников – как пример стойкости в самых тяжелых условиях?

– Естественно, пример наших новомучеников и исповедников показывает, как жить в условиях гонений. Когда человек глубоко верит в Бога и всем сердцем доверяет Его водительству, то он учится терпению, смирению и спокойному перенесению нестроений, причем этими добродетелями заражаются его ближние. Такой человек всегда будет поступать по-евангельски. Вспомним мученический подвиг Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), молившегося о прощении своих убийц и благословившего их перед собственным расстрелом. Дальний родственник святителя Владимира, Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский), второй по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, назвал его «предводителем боговенчанного полка» новых страстотерпцев и исповедников Христовых. Представьте себе, какого просвещающего благословения удостоились духовенство и верующие того времени, узнав о примере нового священномученика Владимира и его спокойно молитвенном отношении к гонениям и гонителям! Стоит вспомнить и пример святителя Тихона (Белавина), Патриарха-Исповедника, которого, как и ныне Блаженнейшего Онуфрия, Константинопольский Патриархат отверг. Святитель Тихон воспринимал зверства, которые совершались во времена гонений, как попущение Божие, помня слова Псалмопевца: «…Мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа». Поэтому для нас самое сложное сейчас и в то же время главное ‒ следовать их примеру и крепко стоять в вере, со смирением и благодарностью принимать Промысл Божий, зная, что Он ведет нас к жизни вечной, горячо молясь как за гонимых, так и за гонителей. Надо надеяться, что такая молитва и такое поведение привлекут милость Божию.

– Вы были пострижены в рясофор с именем Иларион в честь преподобного Илариона, схимника Печерского. Чувствуется ли в этой связи особое отношение к киевской земле?

– Безусловно! В моей келье хранится образ моего небесного покровителя преподобного Илариона, схимника Печерского, с частицей его святых мощей. Эта икона выносится на середину Знаменского собора в Нью-Йорке для поклонения верующих в день памяти этого святого. Приезжая в Киево-Печерскую Лавру, всегда стремлюсь к его раке, моля его о помощи. К Лаврам Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской, а также и к другим святыням Украины у меня, конечно, особо трепетное отношение. В этой стране проживают и мои родственники, которых стараюсь навещать и с которыми поддерживаю контакт.

Такому особому отношению к земле Киевской способствуют и те братские узы, связывающие нашу Русскую Зарубежную Церковь с Украинской Православной Церковью. Во-первых, святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, родился в селе Адамовка 125 лет тому назад, жил и учился в Харькове, где познакомился с будущим Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), возглавившим Русскую Зарубежную Церковь в 1920 году. Во-вторых, известно, что Митрополит Антоний служил на Киевской митрополичьей кафедре после убиения Митрополита Владимира (Богоявленского). Говоря о священномученике-митрополите Владимире, невольно вспоминаю и начальника типографского братства в Почаеве архимандрита Виталия (Максименко), скончавшегося в сане архиепископа на чужбине. Именно он восстановил Почаевское типографское братство за границей и устроил для него тихое пристанище в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (Нью-Йорк). Владыка Виталий не мог без слез рассказывать о последнем акафисте Успению Пресвятой Богородицы, совершенном Митрополитом Владимиром в Печерской Лавре. Тогда еще архимандрит Виталий сослужил Митрополиту на этом акафисте и был очень тронут тем, как Архипастырь молился в последние дни своей земной жизни. Это отражено в богородичне девятой песни канона службы новомученикам, составленной в Русской Зарубежной Церкви в 1981 году архиепископом Антонием (Медведевым), духовным чадом владыки Виталия: «О, всепетая Мати! Аще и разорися от злых Великая церковь Твоя печерская, в ней же священномученик Владимир приблизившуся дни убиения его, со многим умилением акафист чтый, Тебе моляшеся, но не оскудеет во век к людем кающимся милость Твоя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».

Архимандриты Димитрий (Биакай) и Нектарий (Чернобыль), служившие в нашей миссии на Святой земле, и архимандрит Геласий (Майборода), скончавшийся клириком Знаменского собора г. Нью-Йорка, как и многие другие деятели русского зарубежья, были родом из Киевской Руси и лично знали многочисленных мучеников и исповедников. Я имел счастье знать этих и других подвижников, высоко державших Святорусский хоругвь в рассеянии, с любовью вспоминавших свою родину, ее мучеников и других святых.

Но не только прошлое вызывает в нас особое отношение к Украине. Нынешние монашеские, первосвятительские и исповеднические подвиги Блаженнейшего Митрополита Онуфрия пробуждают в нас чувства любви и уважения к Его Блаженству и возглавляемой им Украинской Православной Церкви, истинной наследницы той Церкви, которая, омывшись в Днепровской купели, восприняла Православную Веру отцов наших.

‒ Что сегодня может объединить верующих?

‒ В Великом посту верующих объединяет соборный постный подвиг покаяния всей Церкви, который каждый несет по мере своих сил и возможностей, а после него – Пасхальная радость о Христе Воскресшем. Мы призваны жить этой радостью. Вот почему Пасха именуется «Праздником праздников и торжеством из торжеств» и всегда стоит выше двунадесятых. Вообще, святые отцы пишут, что самое идеальное состояние души человеческой – это соединение состояний напряженности Великого поста и умилительной радости светозарной ночи Пасхи Христовой. Поэтому, как мне кажется, если каждый будет стараться «работать Господеви со страхом», соборне и терпеливо неся наш общий крест исповедничества, и вместе «радоваться Ему с трепетом», «веселясь божественне, яко воскресе Христос», то это всех нас сильно объединит и укрепит! Сие буди, буди!

‒ Какие вызовы стоят перед современным человеком?

‒ На мой взгляд, самый сложный вызов нашего времени – это всеобъемлющая секуляризация общества, которая вытягивает людей из спасительного лона Христовой Церкви. Одни очень легко смиряются с этим явлением, удостаиваясь различных благ за свою теплохладность, другие – стараются с ним бороться посредством активного стремления к Богу, проповедуя Евангелие не столько словом, сколько своей жизнью. Последние воодушевляют других людей и сохраняют их в Святом Православии.

‒ Кто из святых является для Вас примером для подражания?

‒ Как архиерей, живущий и по мере сил совершающий свое служение в сложных заграничных условиях, скажу, что святитель Иоанн (Максимович) успешно боролся с начавшейся еще тогда секуляризацией общества, соединив в себе разнообразные служения святых: пророческое, апостольское, святительское, мученическое, преподобническое и бессребренническое. Он прекрасно знал жития святых, помня подробности из жизни даже не особенно известных подвижников, и старался им подражать. Именно таким образом, совершая в своей жизни пророческое, апостольское и иные служения святых, он сумел, с Божией помощью, привлечь, утешить, просветить, укрепить и объединить многочисленных верующих, которые после 55 лет, прошедших со времени его преставления (1966), продолжают благоговейно чтить его память. Именно ему и следует подражать в наше тяжелое время!

‒ Что бы Вы пожелали верующим Украинской Православной Церкви?

‒ С добрым сердцем и братской любовью желаю такого преодоления всех кризисов, которое возвысит их духовно, обновит все силы Народа Божия и откроет другим глаза на Правду Божию!

Читать еще:  В Пекине скончался последний православный священник
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector