1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Патриарх Кирилл напомнил миру о золотом правиле нравственности

Содержание

Патриарх Кирилл напомнил миру о золотом правиле нравственности

Патриарх Кирилл. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

В основу законодательной работы следует заложить нравственный консенсус, который един для всех народов и религий. О том, как утвердить истинные, а не «универсальные» ценности и каким миротворческим потенциалом обладают традиционные религии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, выступая перед участниками 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге.

Как парламентарию защитить свободу человека

У предстоятелей Русской православной церкви (РПЦ) огромный опыт выступления перед парламентариями. В 2007 году ныне упокоившийся патриарх Алексий Второй выступал перед делегатами ПАСЕ. Его преемник в патриаршем служении Кирилл выступает перед парламентариями России и других стран регулярно. Однако речь патриарха на Ассамблее МПС отличалась от других его речей. Если прежде он общался в основном с аудиторией с христианскими традициями и корнями, то в Санкт-Петербурге его слову внимали и представители других религий. Речь патриарха звучала в полной тишине, что и неудивительно. Как отмечали позже депутаты Госдумы в разговоре с корреспондентом «Парламентской газеты», слово патриарха — это возможность понять, каким путём движется Россия.

Наказы патриарха могут обрести форму законов

В своём выступлении патриарх предложил парламентариям всего мира путь развития законодательной деятельности. Последние 30 лет показали — ценности, которые утверждались в качестве «универсальных», не выдержали проверки временем, благодаря им мир не стал более предсказуемым и стабильным. В жизни большинства стран наметились тенденции к усилению роли традиционных ценностей и традиционных религий. Патриарх связал это с желанием людей сохранить базисные ценности, которые «вложены в природу человека Творцом»: «Законотворческая деятельность и сегодня продолжает сохранять связь с вложенным Творцом в человеческую природу нравственным принципом. Однако в современном мире нередко предпринимаются попытки эту связь игнорировать. Это неизбежно приводит к дискуссии о соотношении нравственности, справедливости и закона».

По убеждению патриарха, установление справедливости в форме закона — важнейшая задача парламентариев мира. Он отметил связь понятий «справедливость» и «праведность»: «Такая терминология отсылает нас не к суду, а к Божественной правде. Тогда как термин justice отсылает нас исключительно к нормам суда. Мы уверены, что человек не может жить в мире и счастье, если в социуме нет понятия «нравственности»».

В связи с этим патриарх Кирилл посетовал, что сегодня во многих странах непреходящие нравственные ценности оторваны от социально-культурного и исторического контекста. «Например, людям говорят — существует ценность свободы человека. Да, эта ценность неоспорима. Но у национальных парламентов остаётся всё меньше правовых возможностей свободно определить содержание этой ценности, не подвергаясь внешнему давлению со стороны тех политических систем, которые провозглашают себя высшим авторитетом», — отметил он. И добавил: если превратить МПС в «единообразный парламент», то делегации перестанут представлять истинные интересы своих стран, каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности.

Нравственный консенсус как основа миротворчества

Патриарх Кирилл напомнил парламентариям мира о золотом правиле нравственности, изречённом в Евангелие — «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». «Мы каждый имеем голос совести: это наша нравственная природа, это подлинный базис человека, присущий нам от рождения при всей разности культур, народов и учреждений. Это не универсальные ценности, которые кто-то сконструировал и может в любой момент «улучшить» в угоду тем или иным финансово-экономическим интересам», — сказал священнослужитель, подчеркнув при этом, что в вопросах морали нет «договорных норм».

Константин Косачев и Патриарх Кирилл. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

По его словам, во всех религиозных традициях есть совпадение, которое христиане называют голосом Бога в сердце. Патриарх отметил — аксиоматика религий различна, но как только «мы переходим на нравственный уровень в нашем диалоге, различные религиозные традиции демонстрируют несомненный нравственный консенсус». Именно такой консенсус должен стать основой деятельности парламентариев всего мира. Глава РПЦ привёл пример, что нравственная природа для всех едина — понятие положительного героя одинаково для каждой культуры, каждого этноса в каждой культуре, а злодей не может быть привлекательным, он всегда терпит крах.

В качестве примера единства позиций по таким вопросам, как защита традиционной семьи, защита от терроризма и религиозного экстремизма, недопустимость гонений христиан во многих странах мира, патриарх Кирилл привёл итоги встречи с папой римским в Гаване. По его словам, реакция на встречу продемонстрировала на практике необходимость и возможность общего нравственного консенсуса различных сил.

Людям говорят — существует ценность свободы человека. Да, эта ценность неоспорима. Но у национальных парламентов остаётся всё меньше правовых возможностей свободно определить содержание этой ценности, не подвергаясь внешнему давлению со стороны тех политических систем, которые провозглашают себя высшим авторитетом.

Отдельно он упомянул о колоссальном миротворческом потенциале религий. Например, христианские лидеры активно принимают участие в разрешении таких сложнейших конфликтов, как в Сирии или в Нагорном Карабахе. Живая рана — тема Украины, где предпринимаются попытки привлечь Церковь на ту или иную сторону через принятие дискриминационных законов в отношении церковных общин и епархий.

«В украинском обществе нет другой силы, кроме канонической Украинской православной церкви, которая и может стать основой для примирения. Законодательные попытки дискриминировать эту Церковь, диктуемые радикальными силами, вносят дополнительный раскол в общество и лишают людей надежды на примирение. Прошу вас обратить на данную ситуацию самое пристальное внимание», — обратился патриарх Кирилл к парламентариям всего мира. Кроме того, он напомнил о грандиозном крёстном ходе летом прошлого года, который объединил запад и восток Украины — около ста тысяч православных верующих встретились тогда в Киеве, и никаких инцидентов не было.

Голос совести не зависит от политической доктрины

Парламентарии, комментируя выступление патриарха, выражали особую благодарность организаторам ассамблеи и лично спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко за возможность услышать слово предстоятеля Русской православной церкви. Несколько раз выступающие на ассамблее ссылались на речь патриарха в ходе пленарного заседания. В частности, представители исламских стран отмечали необходимость нравственного консенсуса в диалоге всех религий, чтобы защитить ислам от радикальных и экстремистских интерпретаций. В том числе со стороны ряда стран Европы, которые всё реже готовы видеть грань между исламом и «псевдоисламом».

Спикер Госдумы расширяет горизонты «Православной энциклопедии»

Послание патриарха Кирилла констатировало — в России, где давно устоялось «соработничество» традиционных конфессий, предлагают своё видение политического развития не только своей страны, но и всего международного сообщества. На это обратил внимание председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов. По его словам, нравственный консенсус, о котором говорил патриарх в Санкт-Петербурге, складывается на основе тех ценностей, которые формируются не за счёт какой-то идеологии.

«Искусственные построения морали живут зачастую лишь одно поколение, а нравственные основы складываются тысячелетиями. Голос совести не зависит от неких политических доктрин, а именно эта традиция даёт человеку истинную свободу — свободу от греха и порока. Поэтому, считаю, что послание патриарха предлагает вектор законодательного развития разных стран», — сказал депутат.

Он отметил, что в Санкт-Петербурге обсуждается множество острых тем. Они связаны с гонениями на мусульман-рохинджа в Мьянме, с ядерными испытаниям в КНДР, с борьбой с терроризмом, с глобальной бедностью, с вопросами изменения климата. Отсюда — серия перепалок, которые имели место в первый же день ассамблеи.

«Всё это — производное от различных политических доктрин. Патриарх же предлагает иную конструкцию — уважение к Церкви, семье, другим институтам, которые формируют традиции в обществе, связанных со свободой религиозных общин, ответственностью к своей стране. Мы не хотим никого учить, просто базовые ценности общие для всех религий позволяют странам уже сегодня успешно взаимодействовать на международной арене», — считает Сергей Гаврилов.

ebrk

  • Add to friends
  • RSS

Идея всеобщего народного покаяния за убийство Николая II очень популярна в некоторых кругах, связанных с РПЦЗ. Сторонники всеобщего покаяния обвиняют русский народ в предательстве царя, называют народ проклятым, требуют от народа покаяния за предательство.

Не вдаваясь в детали кто кого предал (я то считаю что Николай II не имел никакого морального права отрекаться от престола, что отречение фактически означало отказ от ответственности за судьбу русского народа, то есть и было предательством Николая II по отношению к России), хочу обратить внимание на официальную позицию Русской Православной Церкви по вопросу всеобщего покаяния.

В выступлении в в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Патриарх Кирилл дал оценку подобным призывам:

Остаётся только выразить благодарность Патриарху Кириллу за мудрую и справедливую позицию.

  • 1
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Thread

И в предвзятости не обвинишь. Аккуратно так завернул всепокаяльщиков. Особенно отрадно в отношении части «монархистов», ибо на православной аудитории паразитируют.

Edited at 2015-02-02 07:36 am (UTC)

  • Reply
  • Thread

Покаяние в русском понимании- это непременно катарсис,переоценка своего жизненного пути, и поняв его греховность- ты принимаешь решение исправиться и более не грешить.
В данной речи один из иерархов библейского проекта чётко разделяет » то греховное время» от » этого времени,когда бог вернул нам наши святыни».
То время- это период ссср.
это время- это постперестроечное время.
и он опосредованно снимает с общественного безсознательного чувство вины за то разрушение страны, в котором мы все так или иначе участвовали. он объявляет нас » не несущими вины за те грехи, что были ДО нас,то есть лукаво
Предлагается дистанцироваться от периода ссср.своего рода индульгенция, всего то надо внутри себя убедить себя,что ты ничего общего не хочешь иметь с советским периодом.

Edited at 2015-02-02 06:01 pm (UTC)

  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread

Это не так

Патриарх Кирилл занимает по отношению к советскому периоду очень взвешенную позицию. Он призывает к целостному пониманию истории, и из советского периода предлагает взять как благо человеческую солидарность (и справедливость — из революционного периода). Он комсомольцев как положительный пример бескорыстного труда на благо страны приводит.

А вы пытаетесь выставить его как антагониста СССР — мол, для Патриарха Кирилла советский период это «греховное время». В приведённых словах этого нет, а позиция его по советскому периоду изложена, например, тут — http://ebrk.livejournal.com/20041.html

Цитирую: «А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени — одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность.»

> Предлагается дистанцироваться от периода ссср.
Ничего подобного — наоборот, он предлагает осуществить синтез всех периодов истории России, взяв лучшее из каждого периода. Зачем вы приписываете ему чужую позицию? Зачем вы пытаетесь выставить его врагом?

Edited at 2015-02-02 08:48 pm (UTC)

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Re: Это не так

Конечно библейскому проекту очень нужно и безкорыстие советского человека и трудолюбие- ещё хорошо, когда раб трезвый и многодетный, поработал на благо Транснациональных сионистских корпораций и отдыхай- молись- детей рожай..

«Религия- опиум для народа но она ему необходима чтобы легче переносить тяжесть своих ЦЕПЕЙ».(С)

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Re: Это не так

У-у-у.
Вам говорят — прекратите приписывать человеку пакости, которые он не говорил, Вы в ответ опускаетесь до банального хамства. Вы хотите оскорблять верующих в моём журнале? Этого не будет. Блокирую вас на месяц.

Edited at 2015-02-02 09:17 pm (UTC)

  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Thread

Как можно обвинять народ в предательстве предателя(грешника-отреченца)?
Его свергала СОБСТВЕННАЯ буржуазная элЫта
Потом САМА Церковь присягнула этому буржуазному временному правительству, которое, подобно ельцинско-гайдаровскому, окончательно добило Россию.
Потом пришли Большевики на эти раздираемые 15-ю иноземными государствами развалины и ЗАНОВО начали сборку России.
Кому каятся нужно? Церкви, белоэмигрантам и буржуазии нашей продажной. Всё.

А Кирилл вызывает всё больше и больше уважения. Только за словом должно последовать дело.

Edited at 2015-02-02 08:11 am (UTC)

  • Reply
  • Thread

Вы не обратили внимание на чёткое выделение того периода,за который требуется каяться предыдущему поколению: это период » закрытых храмов»- безусловно речь идет не о свержении царя( ибо при царизме с количеством храмов было все в порядке с точки зрения иерархов библейского проекта).
Иерарх готов освободить нашу совесть от осознания своей сопричастности к тому разрушению великого государства, в котором мы все так или иначе приняли участие,кто деятельно, кто бездеятельно. всего лишь надо убедить себя- что лично не желаешь иметь ничего общего с тем временем. ведь главный критерий греховность того времени, высказанные иерархом — это «закрытые храмы»- и плевать, что даже и это утверждение лживо,но Иерарх и просто забыл, что по морали и нравственности то время было в разы выше нынешнего, когда есть и массовая проституция и педофилия и торговля человеческими органами и прочие отличительные черты капитализма 21 века.

Edited at 2015-02-02 07:22 pm (UTC)

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Вы перегнули палку

1. Где вы увидели в приведённых словах патриарха ТРЕБОВАНИЕ к поколению каяться? Не призыв даже, а вы употребили слово «требуется».

Патриарх сказал: призыв каяться за то, что не совершало нынешнее поколение — это лукавство.
Вы читаете эти слова как «ага! так он требует каяться от прошлого поколения!». Но этого требования в процитированных словах нет.

2. Вы сказали — «Иерарх готов освободить нашу совесть от осознания своей сопричастности к тому разрушению великого государства, в котором мы все так или иначе приняли участие» — вот с чего вы это взяли? Где он сказал, что готов освободить вашу совесть? Вы приписали ему то, чего в его словах нет. У Патриарха Кирилла НЕТ антогонизма к советскому периоду, он говорит о целостном понимании истории. Патриарх Кирилл многократно выступал и говорил о духовных и моральных вызовах общества потребления. А вы что пытаетесь сделать? Выставить его как аморального человека? Это бред.

3. «главный критерий греховность того времени, высказанные иерархом — это «закрытые храмы»» — он не говорил, что главный критерий греховности это закрытые храмы. Вы опять приписываете ему эти слова.

По существу Патриарх Кирилл сказал — 1. хорошо, что без крови общество получило возможность ходить в церковь и верить в Бога. 2. нельзя каяться за то, что нынешнее поколение не совершало.

А вы пытаетесь так вывернуть его слова, чтобы выставить его врагом. Мне кажется, это и некрасиво, и неправильно.

Edited at 2015-02-02 08:45 pm (UTC)

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Re: Вы перегнули палку

Некрасиво и неправильно было участвовать в развале СССР. Не зря «Голос Свободы» и прочие вражеские станции так истово орали нам из-за рубежа- о том- как это «Ужасно- что в СССР религия под запретом».

  • Reply
  • Parent
  • Thread
  • Reply
  • Thread

Совершенно здравая позиция патриарха Кирилла. Помню в начале 2000-х годов был просто какой-то бум «покаянных молебнов» перед св. Царем-Мучеником Николаем II . Непонятного происхождения.

Edited at 2015-02-02 10:53 am (UTC)

Новый человек в финансовой части

Синод принял решение освободить митрополита Рязанского и Михайловского Марка от должности председателя финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, которую тот занимал с 2014 года. Причины не названы, но отмечается, что решение принято «с благодарностью за понесенные труды».

  • Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
  • Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов)

Как и Варсонофий, Марк — человек из старой гвардии, которая по возрасту ближе к патриарху и вместе с ним шла наверх.

Новым председателем финансового управления стал митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) — человек того же поколения, что и Савва (Михеев), 1977 года рождения.

«Это [должности управделами патриархии и главы финансового управления администрация Московского патриархата] — администрация церкви, ее управленческая и хозяйственная верхушка. Я думаю, результатом этих кадровых перестановок должны стать как оптимизация самого управления Московской патриархии, так и отладка системы управления духовенством, приходами. Сейчас происходит взрывной рост количества епархий: за последние десять лет прибавилось две сотни епископов и около тысячи представителей духовенства. Все это требует, конечно, более молодого поколения, которое должно всем этим управлять», — сказал РБК руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

На оба поста назначены люди, посвященные в сан при нынешнем патриархе, причем оба были рукоположены митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном, отмечает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Варсонофий, напоминает эксперт, был рукоположен при патриархе Алексии и мог скорее считаться союзником, а не ближайшим к Кириллу человеком. «В последнее время было много слухов, в том числе в Telegram-каналах, что патриарха Кирилла отправят на покой, но результаты заседания синода показывают, что он активно и вполне дееспособно руководит церковью», — резюмирует Макаркин.

И физик, и клирик. Тайны биографии главы РПЦ патриарха Кирилла

Кем был глава РПЦ до того, как занял патриарший престол

В этом году исполнилось 10 лет, как Патриарх Кирилл руководит Русской православной церковью. Что скрывает биография святейшего?

Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) родился в Ленинграде в 1946 году.

Родные брат и сестра также пошли по церковной линии, став преподавателями богословских дисциплин.

Глава РПЦ живет в резиденции в Серебряном Бору (элитный поселок рядом с центром Москвы), а лето проводит в резиденции в Дивноморском на Черном море.

Внук и сын опальных священников

В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом».

Но быть священником он мечтал с раннего детства.

– Я всегда хотел быть священником, не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником, – признался Патриарх в автобиографии. – Вскоре после того, как я научился ходить и говорить, я потребовал, чтобы у меня было свое облачение. Одна монахиня, алтарница в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде (это первый храм, где служил мой отец), сшила мне из части старого протодиаконского ораря епитрахиль, а мама сделала палицу. Какую-то ткань я использовал в качестве фелони – и «служил». Жили мы тогда очень бедно: помимо совсем маленькой комнатки, где находились книги отца и его письменный стол, у нас была одна 19-метровая жилая комната на Васильевском острове (на пять человек семьи). В этой 19-метровой комнате и прошло мое детство, там я и «служил».

Вероятно, на необычный выбор советского ребенка повлияло окружение: и дед, и отец Володи Гундяева (мирское имя Кирилла) были священниками. Дед очень серьезно пострадал от светских властей: 47 тюрем и 7 ссылок почти за 30 лет заключения, большая часть которых прошла на Соловках. Три года за политическую нелояльность получил и отец будущего Патриарха.

Глава РПЦ рассказывал, что в детстве чуть не погиб от затяжной пневмонии. А помогло выкарабкаться ему, как он считает, обращение к чудотворцу Иоанну Кронштадтскому, портрет которого висел у Гундяевых дома.

В 6 лет родители взяли маленького Володю в поездку в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону, почитаемому среди верующих. Симеон, по воспоминаниям, был чудесный добрый старик, что, возможно, тоже укрепило будущего Патриарха в выборе религиозного пути.

Семинарист

Несмотря на серьезный религиозный бэкграунд семьи, Владимир Гундяев мог пойти и по светской дороге. После 8-го класса он ушел из дома и поступил в геологическую экспедицию, чтобы как-то жить – его семья еле сводила концы с концами и все время была в долгах.

Володя работал и учился в вечерней школе. После ее окончания даже серьезно думал стать физиком, а не клириком – хотел поступить на физический факультет Ленинградского университета. Отговорил его митрополит Никодим (Ротов), который тогда возглавлял Ленинградскую кафедру. Встречу организовал старший брат Владимира Гундяева, Николай, который уже учился в семинарии.

– Выслушав меня, он сказал: «Знаешь, Володя, ученых в нашей стране очень много. Если их поставить друг за другом, то цепочка дотянется до Москвы, а вот священников мало. Кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Так что поступай-ка ты сразу в семинарию», – описывал потом беседу с Никодимом сам Кирилл.

Он послушал совета и не прогадал. В 60–70-е годы был разгул атеизма и царство точных наук. Молодежь в религию не шла. И любой способный семинарист легко мог сделать очень успешную карьеру.

По заграницам

Кирилла называют любимцем самого влиятельного православного иерарха советских времен – митрополита Никодима (Ротова). Он постриг Владимира Гундяева в монахи и дал ему церковное имя, под которым сейчас его знает весь мир – Кирилл. Никодим же, еще будучи главой Отдела внешних церковных сношений, и направил перспективного молодого священника представлять церковь за границей.

Кирилл возглавил представительство Московского патриархата в Женеве. Выезжал на церковные мероприятия в Чехию, Болгарию, Румынию, Югославию, Кению, Грецию, Италию, США, Канаду, Германию. Говорят, что именно «западный» период жизни наложил отпечаток на пристрастия Кирилла к отнюдь не аскетичным увлечениям: горными лыжами, яхтенными прогулками, дорогими часами и элитной недвижимостью. А в любимой Швейцарии он со временем приобрел себе виллу.

Агент?

Завидный карьерный рост Патриарха связывают с его дружбой с властями. Осевший в США священник Виктор Потапов впервые опубликовал данные, что Кирилл был завербован КГБ и сотрудничал под псевдонимом «Михайлов».

В 1991 году в Верховном Совете РФ даже была создана «комиссия Якунина – Пономарева» для расследования связей КГБ и РПЦ.

– Это было первое, а может, и единственное большое парламентское расследование – по перевороту ГКЧП, в рамках которого наши эксперты впервые попали в архивы 5-го «идеологического» управления КГБ, – рассказал нам экс-депутат и правозащитник Лев Пономарев. – Ельцин его ликвидировал, а архивы открыл. Тогда же мы стали исследовать материалы о связях РПЦ с чекистами. Но поработать нам удалось не больше месяца, потом нас выдавили оттуда. У меня осталось четкое понимание, что связи РПЦ и КГБ реальны, а основные иерархи были агентами, в том числе и Патриарх Алексий, и нынешний – Кирилл. Мы с Глебом Якуниным тогда написали письмо Патриарху с предложением покаяться или хотя бы принести извинения. Мало ли, какие у них могли быть обстоятельства непреодолимой силы – возможно, это было необходимо, чтобы сохранить церковь и себя. Но ответ пришел в такой форме: Глеба Якунина предали анафеме и лишили сана, а комиссию распустили. Я, как увидел Патриарха в коридорах Верховного Совета, понял, что конец нашему расследованию.

Еще меньше проработала аналогичная комиссия внутри РПЦ.

– В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, – признался в 2012 году журналистам украинский иерарх Филарет, которого также все эти годы пытались уличить в сотрудничестве с органами под псевдонимом «Антонов». – Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все. Например, архиерей не имел права назначить священника на приход без согласия КГБ.

Мимикрировавший оппозиционер

В 1974 году Кирилл вернулся в СССР на хорошую должность – второго человека в «сердце» церкви – Отделе внешних церковных сношений и параллельно возглавил Ленинградскую духовную академию и семинарию. Но привезенные из-за границы «западные веяния» чуть было не сыграли с будущим Патриархом роковую шутку.

В 1984 году молодого перспективного священника Кирилла вдруг ссылают в Смоленскую епархию. Как Патриарх позже сам признавался в узком кругу, он попал под опалу из-за того, что не проголосовал против резолюции ЦК Всемирного совета церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Причем Кирилл опасный документ и не поддержал, а всего лишь «воздержался». Но и этого оказалось достаточно, чтобы позже некоторые журналисты назвали этот поступок «подвигом».

В 2009 году Кирилл возглавил Всемирный русский народный собор, который поначалу был даже оппозиционен к власти. Но уже во второй половине 90-х годов политическая ситуация изменилась, и высокопоставленный священник стал тем Кириллом, которого мы знаем сегодня.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №04-2019 под заголовком «И физик, и клирик».

Патриарх Кирилл о духовном первородстве РПЦ и невмешательстве в политику

9 декабря 2019 Ахилла

После литургии в храме Христа Спасителя г. Калининграда патриарх Кирилл сказал проповедь, взяв за основу слова апостола Павла, написанные им в тюрьме: «умоляю вас, братия, будьте снисходительны друг к другу, будьте терпеливы и созидайте союз мира и любви».

Из этих слов апостола патриарх сделал такой вывод: Церковь и священнослужители должны уклоняться от интриг и политики:

«Многие выдающиеся люди оказывались в заключении и писали там письма. Нередко это были призывы к продолжению начатой ими борьбы, некие политические прокламации; но только у апостола Павла мы читаем дивные слова о долготерпении и снисхождении друг к другу. Это послание помогает понять самую суть христианства. Церковь Божия не предлагает политических концепций, которые могут быть положены в устройство человеческой жизни. Она устраняется от тех сфер общественной деятельности, в которых кипят страсти, конкуренция, борьба, в том числе борьба за власть. Священнослужитель должен быть отстранен от всякого рода интриг и конфликтов внешнего мира. Это не значит, что он не должен уметь разбираться в людях, это не значит, что он должен быть безразличен к тому, какие силы берут верх в обществе, но нельзя, чтобы он душу свою отдавал на растерзание всех этих сил. Священнослужителю необходимо сохранять некую дистанцию, чтобы оказаться близким к любому — и к правому, и к левому, вне зависимости от политических взглядов».

Тут же патриарх показал собственный пример, как стать близким и правым, и левым, «вне зависимости от…», перед лицом страшных врагов извне:

«Мы знаем, что стихии мира пытаются ворваться в церковную ограду. Все вы хорошо знаете, что сегодня происходит за рубежами нашего Отечества, какое колоссальное давление оказывается и на страну, и на Церковь нашу. Одно давление тесно связано с другим, у них одни и те же источники, за ними стоят одни и те же силы. Но мы как Церковь с двухтысячелетней историей хорошо знаем, что любое давление, проистекающее от человеческой неправды, преодолевается силой Божией и честной, мужественной позицией того, кто ему противостоит. И сегодня нам как народу особенно нужна консолидация сил, преодоление разногласий несущественных, второстепенных, таких, которые остаются на поверхности, не затрагивая глубинные интересы народа».

Патриарх почеркнул, что наши — это только те, кто наши, а вот от заграницы — чаще всего один вред:

«Я говорю об этом сегодня, потому что и на наших законодателей сегодня оказывается влияние, в том числе под благовидными предлогами и со ссылками на пример соседей, которому якобы должны следовать и мы. Подобные ссылки на чужой опыт, пренебрежение к собственным традициям ни к чему доброму привести не могут. Это не означает, что мы не должны учиться у других, тем более что нам следует оказаться в изоляции и вовсе не знать, что в мире происходит. Но от своего духовного первородства, от своей духовно-нравственной традиции, которая является стержнем всей национальной жизни, мы ни в коем случае не можем отказываться, принимая законы, которые воле Божией противоречат».

В общем, дал понять патриарх, Церковь и священнослужители в политику и борьбу за власть не вмешиваются, но законы следует принимать только такие, какие устраивают РПЦ. Потому как у РПЦ — «духовное первородство», а все, кто за границей РФ находятся, те потенциальные враги и агрессоры. Хотя и входящие в каноническую зону влияния РПЦ.

Фото: Олег Варов/patriarchia.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Словом и делом. Как патриарх Кирилл борется со стяжательством

Патриарх Кирилл в проповедях часто говорит о греховности погони за деньгами, стяжательства и материальных излишеств, однако уже много лет его имя окружено непрекращающимися скандалами, связанными с роскошным имуществом главы РПЦ. Medialeaks сопоставил слова патриарха с его образом жизни, отраженным в публикациях СМИ.

«На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия. Во-первых, он подталкивает человека к нечестным, преступным действиям. Все те, кто похищает материальные ценности, — сребролюбцы. Среди них нет ни одного, для кого деньги не играли бы самой важной роли. Деньги так вожделенны, что уже невозможно раздумывать о средствах, — все средства хороши, лишь бы денег было как можно больше»

Проповедь в Страстную неделю, 16 апреля 2014 года

В последние месяцы чаще всего предметом обсуждений становится личная яхта патриарха Кирилла. На ней он в июле приехал в город Плёс, став причиной отмены крупного веломарафона и возмущения общественности. Теперь интернет облетели снимки, на которых похожий на Кирилла мужчина отдыхает на яхте. На снимке можно разглядеть название изготовившей судно верфи — итальянская Azimut. На сайте компании самые простые яхты стоят порядка 600 тысяч евро.

Однако эту яхту можно считать скромной по сравнению с «Палладой», на которой патриарх был замечен раньше. Предыдущим владельцем СМИ считают президента России Владимира Путина, а само судно поражает своей роскошью — белая кожаная мебель, элитные породы дерева, «королевские» двуспальные кровати. На сайте Валаамского монастыря сообщается, что яхту выкупил «Лукойл» и передал её РПЦ. По информации «Новой газеты», стоимость такой яхты может составлять более 4 млн долларов.

«Но когда люди приобретают то, что им не нужно, приобретают ради приобретения, когда не знают, что выдумать, чтобы утешить свою плоть, требующую все больше и больше для своего удовлетворения, — вот тогда и наступает грех»

После литургии в Саввино-Сторожевском монастыре, 24 августа 2015 года

Резиденция патриарха в Геленджике, где он и был замечен за купанием с борта яхты, регулярно вызывает скандалы в местной и федеральной прессе. Возмущенные вырубкой редких деревьев экологи в 2011 году провели расследование и показали необычное здание, которое было чем-то средним между особняком и храмом.

При этом представители церкви заявляют, что это вовсе не дача патриарха, а некий духовный центр. Вокруг резиденции возведены глухие заборы с колючей проволокой, стоят предупреждающие знаки, а проход к пляжу закрыт.

«Всегда человеческое счастье зависит от количества денег? Почему тогда миллионеры кончают жизнь самоубийством? Почему сын самого богатого человека в Италии бросился с моста в Тибр и разбился? В чем дело-то, денег не хватало? 60 миллиардов, кажется, было состояние. 60 миллиардов — это сумасшедшие деньги, представить себе трудно! Так вот, не количество денег»

В интервью «Российской газете», 9 октября 2014 года

В 2012 году в центре внимания оказалась московская квартира патриарха в знаменитом Доме на набережной, оформленная на его мирское имя Владимир Гундяев. История началась с того, что в квартире этажом ниже, принадлежащей бывшему министру здравоохранения Юрию Шевченко, шел ремонт. Проживающая в квартире патриарха Лидия Леонова, которая по разным данным является то ли знакомой главы РПЦ, то ли его родственницей, заявила, что пыль от соседей якобы поднялась в жилище Кирилла и осела на старинных книгах таинственными «наночастицами», вызывающими рак.

Ущерб был оценен в 20 млн рублей, а в качестве компенсации представители патриарха захотели получить квартиру Шевченко, а также жилье его супруги, расположенное по соседству. Несмотря на выплаченную компенсацию, арест с квартиры долго не снимали, а главу РПЦ журналисты и блогеры обвиняли в попытке рейдерства.

Позже патриарх Кирилл прокомментировал скандал в интервью журналисту Владимиру Соловьеву. Глава РПЦ заявил, что даже проявил снисходительность к ответчику, так как согласился не на двойную очистку книг, а на одинарную, и что простить Шевченко, по его мнению, было бы некорректно.

Это квартира, по его собственным словам, досталась будущему патриарху «во времена Бориса Ельцина» и позже была приватизирована. Он сам рассказывает, что московские чиновники были поражены виду его «развалюхи» в Серебряном бору и поэтому решили выделить жилье. Он утверждает, что не провел там ни недели жизни, но перевез свою «многотысячную раритетную библиотеку отца, который всю зарплату тратил на приобретение редких книг». По версии журнала The New Times, пентхаус Патриарха был куплен в 2002 году и является единственной зарегистрированной на его настоящее имя собственностью.

«Для умершего человека богатства нет. Представьте себе: всю жизнь человек работал только для того, чтобы созидать материальный фактор, только для того, чтобы умножать свое богатство, и что же означает тогда его конец? Полное фиаско. То, что создавал, исчезло, оно больше не твое, ты к нему не имеешь никакого отношения»

После литургии в Саввино-Сторожевском монастыре, 24 августа 2015 года

2012 год, ознаменовавшийся для церкви громким судебным процессом по делу Pussy Riot, для патриарха Кирилла оказался богат на скандалы. Самой громкой и запоминающейся стала история с исчезнувшими часами. Тогда всплыла фотография 2009 года, на которой патриарх запечатлен на встрече с министром юстиции. На его руке часов нет, но их отражение хорошо различимо на блестящей поверхности стола. Благодаря оригиналу снимка удалось выяснить, что патриарх выбрал модель марки Breguet за 30 тысяч долларов, а эти часы на его руке можно увидеть и на других фотографиях.

Кирилл стал отпираться, назвал фотографии с часами коллажем и заявил, что их невозможно носить в патриаршем одеянии. При этом он признал, что часы Breguet за 30 тысяч долларов у него есть, но, по его словам, они лежат среди коробок с подарками дома.

«Далее я стал с интересом и ужасом смотреть, сколько же стоят подарки, которые мне делали. И подумал: и куда их девать? Конечно, можно их передаривать, но тогда что подумают о Патриархе? Как же Патриарх живет, если он такие дорогие подарки делает?», — заявил он Владимиру Соловьеву.

Представители и защитники церкви стали заявлять о спланированной кампании, обвинять блогеров и журналистов во вмешательстве в частную жизнь, но злополучные часы патриарху припоминают до сих пор.

«Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные»

Во время визита на Украину в 2009 году

Это далеко не полный список роскошного имущества, которое приписывают патриарху СМИ. В «Новой газеты» 2012 года приводится обширный список его «достижений» — сигаретный бизнес, освобожденный от налогов благодаря участию РПЦ, экспорт нефти, добыча морепродуктов, множество дворцов и резиденций по всей стране, богатые кортежи. Его состояние было оценено в $4 млрд долларов. В РПЦ назвали статью трансляцией непроверенных слухов.

Угроза справа

В целом же поведение митрополита Тихона – это не только пример пастырской заботы о прихожанах и духовенстве, но и показатель грамотного диалога с властями. В своих интервью и высказываниях на тему коронавируса он подчёркивал своё тесное взаимодействие с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым. Каждое слово и действие митрополита – пример грамотного антикризисного управления, при котором принимаются конкретные меры, будь то снижение епархиальных сборов или громогласное слово пастыря, призывающего не ходить в храм в условиях эпидемии ради ближних. Но случай Тихона скорее исключение.

Консервативное крыло РПЦ уже ставит свою лояльность под сомнение.

Говоря о том, что к Церкви у государства неправильное отношение, оно возлагает на него вину в том числе и за разорение приходов, живущих на пожертвования, большую часть которых составляют доходы в период Великого поста и Пасхи. Протодиакон Владимир Василик пишет: «Нынешняя ситуация – “лакмусовая бумажка”. Она показала, как государство реально относится к своим гражданам. В том числе, разумеется, к священнослужителям».

На этом фоне «либералы» в РПЦ, призывающие не ходить в храм, оказываются лоялистами патриархии и властей.

Становление самого богатого священнослужителя России

Родился будущий Патриарх в Ленинграде. Его отец был иереем храма Смоленской иконы Божьей Матери, а мать — школьным учителем немецкого языка. В семье было еще 2 детей — старший сын Николай и младшая дочь Елена. После школы молодой человек продолжил учебу в духовной семинарии, а затем в академии. После выпуска в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество и получил имя Кирилл.

Карьера священнослужителя развивалась вполне успешно. Почти сразу же после завершения обучения он был выбран представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. За 20 лет службы сумел достигнуть сана митрополита.

Благодаря мирной позиции во времена распада СССР и лихие 90-е, Патриарх смог заслужить всеобщее уважение среди народа. На момент кончины главы РПЦ в 2008 году Кирилл был наиболее узнаваемым православным священнослужителем в России. С годами Патриарх Кирилл сумел заработать авторитет человека, обладающего фундаментальными знаниями, высоким интеллектом и широкой эрудицией.

Священный табак

Согласитесь, интересное сочетание — священнослужитель и табачный бизнес. Это не ошибка, до того, как стать главой РПЦ, Кирилл был неплохим предпринимателем. Табачный бизнес был запущен в далеком 1993 при непосредственном участии Московского патриархата. Для его управления создали финансово-торговую организацию “Ника”. Это позволило церкви под статусом гуманитарной помощи, которая не облагалась налогами, ввозить в страну изделия из табака, чтобы впоследствии реализовывать их через обычные точки сбыта.

Изначально правительство поддерживало данную инициативу РПЦ. Льготные квоты на ввоз подакцизных товаров были способом оказания государством поддержки некоммерческим организациям для выполнения социальных программ, в том числе, таким, как Российский фонд инвалидов войны в Афганистане, Национальный фонд спорта, Фонд 50-летия Победы. По такому принципу за 1996 в страну было импортировано не меньше 2 миллиардов сигарет. Позже, в ноябре этого же года, по просьбе Алексия II, все льготы были отозваны.

На видео можно подробнее узнать о бизнесе Владимира Гундяева:

Нынешние доходы и размер имущества Патриарха Кирилла в значительной степени выстроены на прибыли с табачного бизнеса тех лет. Как утверждают эксперты, когда Патриарх прекратил участие в этом бизнесе, на таможенных складах остались запасы «священных» сигарет на сумму около 50 миллионов долларов.

Священная нефть

Кирилл также был учредителем коммерческого банка “Пересвет”, организаций “Свободное народное телевидение” и “Международное экономическое сотрудничество”. В 1996 Патриарх начал вывозить из страны нефть. Новый бизнес также имел официальное освобождение от таможенных взысканий. Этому поспособствовал Алексия II. Только в 1997 суммарный годовой оборот нефтяного бизнеса достиг порядка 2 миллиарда долларов. Сейчас неизвестно, поддерживает ли Патриарх Кирилл это бизнес направление.

Священные дары моря

В 2000 имущество Патриарха Кирилла смогло значительно вырасти благодаря его попытке выйти на рынок морепродуктов. Для продвижения рыбного предприятия он основал компанию АО «Регион». Правительственные структуры выделили для нее специальные государственные квоты на отлов камчатского краба и креветок. Общий объем «священного» улова был равен четырем тысячам тонн. По приблизительным подсчетам, это увеличило состояние и имущество Патриарха Кирилла на 11 миллионов рублей.

Ситуация в Среднеуральском женском монастыре «Спорительница хлебов» выходит из-под контроля церковных иерархов. Видимое пока спокойствие может быстро перерасти в конфликт. Почему в ситуацию не вмешиваются светские власти, каковы шансы на мирное урегулирование конфликта и из-за чего началось противостояние схимника Сергия и митрополита Кирилла – в материале «Нового Дня».

Накануне СМИ сообщили о захвате монастыря. Однако говорить о неком силовом конфликте, по крайней мере, на тот момент было нельзя. Как отмечает корреспондент «Нового Дня», побывавший в обители, еще вчера там было настолько спокойно, что человеку со стороны, не осведомленному о деталях происходящего, даже могло показаться, что Среднеуральский монастырь живет своей обычной жизнью. Никаких вооруженных казачьих патрулей обнаружить не удалось – трое или четверо мужчин в камуфляже стояли на самом въезде на территорию монастыря, у Серовской трассы, но на чужаков никакого внимания не обратили. Корреспонденты агентства также спокойно прошли к основным постройкам – лишь у надвратной церкви из будки вышел охранник, окинул взглядом посетителей и удалился к себе. Внутри все тихо – совершались литургии, проводились исповеди, монахини ходили по своим делам, вечером вели беседы на улице, на детской площадке играли подростки, живущие здесь же, на территории.

Впрочем, де факто захват все же есть. Среднеуральский женский монастырь является собственностью екатеринбургской епархии Русской православной церкви. Однако то, что происходит сейчас в обители, РПЦ не контролирует. Об этом говорит уход настоятельницы – если говорить мирским языком, главного управленца в монастыре, назначаемого Священным синодом. Игуменья Варвара и еще несколько монахинь несколько дней назад покинули обитель, не разделяя взглядов заштатного клирика Сергия, которого в епархии называют духовником монастыря (который, кстати, тоже назначается не самовольно, а правящим архиереем – по представлению настоятельницы). Сейчас игуменья и монахини находятся в Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге. Оттуда же в Среднеуральск был направлен протоиерей Георгий, которого, впрочем, оставшиеся в монастыре, то есть те, кто занял позицию Сергия, не приняли. Таким образом, действительно можно говорить о некой попытке рейдерства.

Эксперты говорят, что отказ Сергия покинуть монастырь – это уже принципиально новый уровень конфронтации схимника с епархией. И, несмотря на то, что представители последней пока сдержанно комментируют ситуацию, демонстрируя намерение максимально мирно решить конфликт, дело все же действительно может дойти до применения силы. «Может статься, что туда придут полицейские и возьмут его под арест, поскольку дело уже заводят по определенным статьям», – сказал РИА «Новости» директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев.

Кстати, в понедельник, когда на место выезжал отец Георгий, назначенный митрополитом Кириллом на должность заместителем старшего священника Среднеуральского женского монастыря, сторонники Сергия сообщали, что у обители в числе противников назначенного клирика находился генерал, член общественного совета при Министерстве общественной безопасности Свердловской области Сергей Иванов. Он же, по словам активиста Всеволода Могучева, дал правовую оценку происходящему, заявив, что ничего противозаконного не происходит. Однако в МОБ «Новому Дню» сообщили другое. «Члены общественного совета не являются сотрудниками Министерства общественной безопасности Свердловской области, поэтому содержание их заявлений не может быть приравнено к официальной позиции ведомства. Просьб об участии в каких бы то ни было мероприятиях на территории Среднеуральского городского округа в адрес членов общественного совета со стороны министерства общественной безопасности не поступало», – сказали агентству в МОБе.

Источники «Нового Дня», знакомые с ситуацией, утверждают, что масштаб противостояния искусственно раздувается. «Подвели пару ребят под камеру, а настоящие казаки читают и диву даются», – прокомментировал представитель казачества в Свердловской области.

…перед бурей?

Что до самого Сергия, то он, несмотря на запрещение в служении, продолжает носить наперсный крест, совершать службы и, конечно, проповедовать. В одном из последних выступлений он заявил, что раскол в церкви и обществе вносит «епископат, который не встал на защиту веры, боясь лишиться кафедры». «Из дома матери Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердце спокойно. Им, то есть священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», – заявил он в аудио, опубликованным Могучевым.

То, что Сергий провоцирует епархию на силовой конфликт, в котором та может остаться в проигрыше, не вызывает сомнений. Подобные истории уже происходили в Свердловской области в новейшей истории. Более 20 лет назад, в 1999-м, подобное происходило с епископом Никоном. Тогда группа священников написала жалобу в Священный синод. Клирики были недовольны действиями Никона, они обвинили его в содомии и даже нашли тех юношей из семинарии, с которыми он вступал в сексуальный контакт. Однако по началу синодальная комиссия из Москвы не стала прислушиваться к жалобам клириков – отцы Тихон и Авраам были выведены за штат, Фома и Геннадий – самые рьяные – запрещены в служении. «В итоге они свои храмы закрыли и никого из епархиального руководства не пускали. Так же, как и сейчас в Среднеуральском монастыре, с прихожанами заняли оборону. В итоге стало понятно, что у Церкви нет механизма, как выходить из такого конфликта, как это решать. А решать можно только переговорами и компромиссами», – рассказал «Новому Дню» непосредственный участник событий, попросивший сохранить инкогнито.

В итоге для Никона история закончилась плохо – в области даже проходили многолюдные крестные ходы, так что Москве пришлось менять решение. Комиссия синода во главе с отцом Александром принесла извинения группе бунтовщиков, сказав, что первое решение было неправильным, те, в свою очередь, покаялись, что вынесли сор из избы, обратившись в СМИ, а Никон был фактически сослан, на его место пришел Викентий. Он, кстати, рукоположил отца Сергия. По словам собеседника «Нового Дня», на сегодня у РПЦ по-прежнему нет никаких механизмов урегулирования конфликта. Силовые методы сыграют только на руку бунтовщикам. «У Сергия много сторонников, в него не миллионы – миллиарды вложены, причем не местными, а московскими, серьезными людьми, которые тоже, если начнется активная фаза, за него вступятся. Ситуация будет тупиковая – его оттуда не выкурить. Вы были на территории? Там есть все – сельхозугодья, жилье, производство, они даже в длительной осаде прокормить себя смогут», – сказал собеседник агентства.

Причем, по его словам, вмешательство светских властей, которые, в общем, пока заняли выжидательную позицию, может лишь усугубить ситуацию. Сейчас в отношении Сергия есть административные дела, одно из судебных заседаний назначено на следующую неделю. Также его проповедь признана экстремисткой – и если за первый эпизод следует только «административка», то за второй и последующие нарушителю грозит уголовное наказание. Судя по содержанию видеовыступлений Сергия, возбудить дело – вполне реально. Однако последствия такого решения могут быть непредсказуемы. «Будет протест, и протест серьезный, если начнутся подобные действия. Они [сторонники Сергия] будут специально обострять ситуацию до максимума, чтобы его еще и мучеником признать. Его сторонники, казаки – сбегутся за минуту. Они только того и ждут. Особенно на фоне всей ситуации в стране. Поэтому перспектив силового решения, по моему мнению, нет», – добавил собеседник «Нового Дня».

Из-за чего конфликт?

В православных группах в соцсетях ситуацию обсуждают горячо – сторонники Сергия и те, кто придерживается позиции митрополита Кирилла, называют происходящее не иначе как расколом. Причем обе стороны обвиняют в организации раскола оппонентов. У тех, кто на стороне епархии, больше логичных аргументов, у тех, кто на стороне Сергия, – больше пыла. Однако, как утверждают источники «Нового Дня», корень конфронтации кроется не в том, протирать или не протирать спиртом лжицу (ложечка для причастия, с которой верующие пьют разбавленное вино – символ крови Христа), хотя множество споров вертится именно вокруг подобных вопросов. Проблема может носить куда более мирской характер. Речь о деньгах.

Среднеуральский женский монастырь был основан в 2005 году. Во многом стараниями Сергия, бывшего настоятеля мужского монастыря на Ганиной Яме, стал одним из самых процветающих. И, по некоторым данным, весьма доходных. «Нужно держать в уме, что деньги в монастырь жертвуют большие. И дают их именно Сергию», – сказал источник «Нового Дня».

Масштабы территории и стройки на его территории действительно поражают. Монастырь – это фактически автономия. Здесь есть огромное фермерское хозяйство со спецтехникой, повсюду стройматериалы, свидетельствующие о размахе работ, требующих существенного финансирования, ремесленные мастерские, школа, хоспис для тяжелобольных, даже свое кладбище, где покоятся не только монахи, но и те, кто нашел последний приют в обители.

Плюс три церкви и один строящийся двухпрестольный храм, а также постройки на территории, куда нет доступа рядовым паломникам. Возможно, причиной нынешнего конфликта стало нежелание отчислять положенные проценты в головную организацию. Однако для большинства тех, кто сейчас втянут в дискуссии по поводу происходящего в монастыре, – это конфликт канонов и санитарных правил.

Для справки

Несколько лет назад православная журналистка Раиса Ильина обращалась в областную прокуратуру, ГУ МВД России и министерство соцполитики Свердловской области с просьбой проверить деятельность отца Сергия. Журналистка рассказала, что сталкивалась с фактами нарушения уголовного, трудового, семейного, гражданского, конституционного законодательства со стороны представителей Среднеуральского женского монастыря. Ей удалось раздобыть информацию о домонашеском периоде жизни отца Сергия. «Этот человек, в миру – Николай Васильевич Романов (19.03.1955 г.р., родился в селе Криуши, Вознесенского района, Горьковской области) впервые был осужден на четыре года Пушкинским городским судом Московской области за хищение госимущества. Впоследствии также был осужден Московским областным судом на 13 лет за убийство и разбой, писала Ильина. Наказание отбывал в Свердловской области, в колонии № 13 Нижнего Тагила для бывших сотрудников силовых структур. Отбыл наказание в 1997 году. После освобождения начал строительство монастыря в Ганиной Яме.

Официально биографию отца Сергия в епархии не комментируют. «Отец Сергий (Романов) рукоположен Владыкой Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии», – это справка, которую предоставляют журналистам в епархии.

Однако, как указала в письме Ильина, Сергий «скрыл факт своего тяжелого уголовного прошлого, благодаря которому он, по канонам Православия, ни при каких допущениях не может быть священнослужителем, совершать таинства Православной Церкви». Отметим, что, по канонам церкви, совершивший в прошлом убийство может действительно стать монахом, принять схиму, но не может быть священником. В практике церковных судов есть примеры, когда священников лишали сана. Это одно из самых тяжелых наказаний – серьезнее него только отлучение от Церкви и предание анафеме. Примет ли во внимание этот факт епархиальный суд, который дал еще один шанс отцу Сергию, неизвестно.

Напомним, в минувший понедельник уже состоялось одно заседание. Сергий, временно запрещенный в служении и лишенный права носить наперсный крест, тем не менее, приехал на суд при этом атрибуте священничества, на вопросы судей по существу отвечать не стал, зачитал по бумажке обращение и удалился. Новое слушание назначено на 26 июня.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

Читать еще:  Две иконы обретут сегодня кузбасские православные
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector