0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Лимасольский Афанасий

Афанасий Лимасольский,

Митрополит Лимасольский Афанасий родился 8 февраля 1959 года на Кипре в городе Лимассоле. Его отец был известным в городе предпринимателем, человеком далеко не бедным. Семья мальчика была верующей, с самого раннего детства ребёнка приобщали к Православной Церкви. Когда Андрею, будущему митрополиту Лимасольскому, исполнилось 14 лет, он уезжает от семьи в одну из древнейших епархий Кипрской Православной Церкви — в Пафскую митрополию. Согласно преданию первую церковную общину в Пафосе основали апостолы Пётр и Варнава ещё в 46 году.

Там юноша обучается в школе. В 1976 году он завершает обучение в Первой гимназии г. Пафоса и рукоположен в сан диакона. В этом же году поступает на богословский факультет университета в Фессалониках в Греции. Духовная жизнь жителей той местности поразила будущего митрополита. Он вспоминает, что первый раз придя на службу в православную церковь Салоников, он увидел множество молодых людей. Вот именно обилие молодёжи в храме поразило его больше всего. Так как рядом располагалась Святая гора Афон, владыка мог беспрепятственно ее посещать во время учёбы. И по окончании обучения он решает обосноваться именно там. В 1980 году он вступает в число братии скита, который назывался Неа-Скити. Духовником этого скита на тот момент был известный христианский подвижник Иосиф Ватопедский, бывший учеником старца Иосифа Исихаста, наставника многих афонских монахов.

В 1982 году состоялось главное событие в жизни Афанасия Лимасольского — пострижение в великую схиму и принятие сана иерея. Через год возведен в достоинство духовника. Следует пояснить, что на Святой горе Афон, как и во всей Греции, духовником назначали только опытного священника-монаха, у кого можно постоянно исповедоваться другим христианам.

В 1987 году братия скита Иосифа начала работу по восстановлению монашеской жизни в древнейшем Ватопедском монастыре, где иеромонах Афанасий был назначен помощником настоятеля. А также он представлял эту прославленную обитель в Протате — главном исполнительном органе власти Святой Горы Афон.

В 1991 году назначен управляющим Святой Горы Афон. Впервые за всю историю христианства эту должность занял столь молодой священник-монах. Обычно ставили многоопытных, преклонного возраста старцев. Таково было уважение и почтение к иеромонаху Афанасию. Но по предложению архиепископа Кипрского Хризостома I он вскоре возвращается на Кипр. И в 1993 году становится во главе монастыря Божьей Матери Махера.

В 1999 году по единогласному решению Священного Синода назначен главой Лимасольской епархии, возведен в сан митрополита. Владыка очень многое сделал для вверенной ему епархии, которая находилась в плачевном состоянии. Буквально, она находилась в долговой яме, а сами жители были крайне негативно настроены против Православной церкви. Митрополит Афанасий с помощью грамотных экономистов избавил Лимассольскую епархию от долгов, а также сделал всё бухгалтерию прозрачной для всех жителей Лимассола. На ежегодных конференциях каждый мирянин мог узнать, сколько денег было потрачено и на какие нужды. Также каждый год третья часть всех доходов митрополии передавалась на благотворительные нужды. Под руководством митрополита Афанасия возобновились работы по возрождению древнейших обителей епархии и действующих монастырей.

В 2008 году митрополит Афанасий посетил Москву в составе миссии под руководством архиепископа Хризостома II. В 2014 году повторно побывал в столице нашей страны, почтив своим присутствием собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, которое прошло в Московской духовной академии.

Сегодня митрополит Лимасольский Афанасий является одним из авторитетнейших архиереев Кипрской Православной Церкви.

Бесконечная ложь на бесконечную Истину

Дьякон Георгий Максимов продолжает публиковать серию профанаций митр. Афанасия Лимассольского (Кипрская Православная церковь). Переведенные о. Максимовым почему-то с болгарского, статьи митр. Афанасия находятся в целом за гранью Христианства, поскольку содержат в себе атеистическую критику Христианской религии и аморальную критику христианской морали.

О. Владимир Переслегин уже писал об атеистических выпадах митр. Афанасия, донесенных о. Максимовым до русского читателя. В последней статье митр. Афанасия “Из списка правил не познаешь Бога” (“Богослов.Ру” – 3.05.2011) мы встречаем вполне закономерную пропаганду аморализма, который неотлучно сопровождает богословский модернизм.

Митр. Афанасий предлагает следующую карикатурную картину того, что он называет морализмом:

Некоторые могут сказать: «Если ты желаешь верить в Бога, то должен делать это и это». И мы слышали нечто такое, от чего волосы встают дыбом, особенно адресуемое молодёжи: «Чтобы быть церковным человеком, Божьим человеком, хорошим человеком, нужно каждую неделю ходить в храм, не совершать нехорошего, не делать того и этого, причащаться три-четыре раза в год и четыре раза исповедоваться». И на этом всё заканчивается.

Это, конечно, язвительная шутка со стороны митрополита: никто и никогда не говорил, что соблюдение церковных установлений, и тем более участие в Таинствах, отменяет и устраняет первые христианские добродетели: веру, надежду и любовь.

Неужели в Кипрской Церкви более не возглашают перед Причастием Святых Христовых Таинств: “Со страхом Божиим и верою приступите”? Неужели нигде не учат о вере в Бога? Конечно, нет, и в церковной действительности приведенные митрополитом советы необходимо дополняются увещаниями веровать, надеяться и любить.

Бесконечная ложь аморализма

Однако митр. Афанасий занимается не исправлением вымышленных им искажений в Православии. Его задача более общая: он вводит новый догмат:

Не бывает так, что, выполняя какой-то список ограничений и предписаний, ты становишься хорошим.

Вполне в духе современных “православных” аморалистов, вроде борца с “пиетизмом” Х. Яннараса, митр. Афанасий объявляет морализм неправославным, протестантским изобретением. Он пишет: «Смотри, не делай плохих вещей, не ходи в плохие места, не говори плохих слов» – весь этот морализм болен, это некое антинравственное, неправославное понимание, пуританство, пиетизм, которые ориентируются только на видимый результат. При этом митрополит утверждает: Отцы Церкви не занимались такими вещами, а смотрели в суть,- что категорически ложно.

Во-первых, нет никакого противоречия между сутью Христианства и исполнением заповедей и церковных установлений. Во-вторых, даже беглое знакомство с сочинениями Святых отцов показывает, что они занимались именно предписанием нравственных правил, и, как монах, митр. Афанасий мог бы это знать по монашеским правилам св. Василия Великого или прп. Пахомия Великого.

С точки зрения нашего борца с пиетизмом, долг не имеет ничего общего с Православием. Он пишет, например: Наши отношения с Богом – это вопрос любви. Это не вопрос долга – ходить в церковь, исполнять заповеди и быть хорошим человеком. Здесь мы погружаемся в какую-то особую неправославную среду, где долг противоречит любви.

Основой христианской нравственности, презрительно именуемой о. Максимовым “морализмом”, являются десять заповедей, в которых указаны правила, нормы, которые должен исполнять христианин, нравится ли это митр. Афанасию и его переводчику или нет. И эти заповеди не какое-то “устаревшее” наследие Ветхого Завета. Нет, Сам Спаситель говорит: Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17).

Божественное Откровение не видит ничего антихристианского в долге. Ведь Сам Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Вот вам и любовь, и долг одновременно!

Дело в том, что “любовь” митр. Афанасия – совсем не та Любовь, о которой мы читаем в Писании и у Святых отцов. Мало того, что “любовь” митр. Афанасия не имеет ничего общего с заповедями и долгом, она еще и безразлично направляется на всех: и грешных и праведных, на демонов и святых. В это трудно поверить, но митр. Афанасий утверждает, что Бог одинаково любит Пресвятую Матерь Божию и сатану:

Бог любит всех без исключения – это основная истина Церкви; нет ни малейшей перемены в любви Бога к Своему творению. Как Он любит нас, так любит и демонов. Ибо если Бог кого-то любит меньше, а кого-то больше, то это означало бы, что Он имеет меру в любви, имеет изменения в Себе и не является совершенным. Но дело в том, что как раз мы не равны в своей любви к Богу. Дьявол вообще не любит Бога, а Пресвятая Богородица всецело любит Его. Из нас же кто-то любит Его на десять процентов, кто-то на двадцать, кто-то на сто, и поэтому в наших отношениях с Богом есть различная мера – в зависимости от человека, а не от Бога.

Скажем прямо: этот абзац есть инфернальное извращение Христианства.

Иначе учит Спаситель, иначе учит Писание.

Нет, не “каждый любит”, а сказано: Аз любящих Мя люблю (Притч. 8:17).

Писание говорит: Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их (Пс. 33:15-16). Равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его,- учит Премудрый (Прем. Сол. 14:9).

Св. Иоанн Златоуст обращается к нам, забывшим о добре и зле:

Узнай, что Бог любит и что ненавидит. Кого же любит Он? Того, кто исполняет заповеди Его. “Сего Аз возлюблю, – говорит Он, – и прииду к нему”,- не богатого, не здорового, но повинующегося Моим повелениям. А кого ненавидит Он и отвращается? Того, кто не исполняет заповедей Его.

О Боге говорится в Писании: Возненавидел еси вся делающия беззаконие (Пс. 5:6). И поэтому, вопреки заповедям митр. Афанасия, мы не должны чувствовать любовь ко всем без исключения. Как христиане, мы обязаны ненавидеть врагов Божиих: Не ненавидящие ли Тя, Господи, возненавидех; и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистью возненавидех я (Пс. 138:21-22).

Читать еще:  Латвийские миссионеры отправились в Африку

Сочинения митр. Афанасия показывают, что он не осведомлен о самых началах Христианства, и он не знает ничего о Боге, как было видно из его статьи “Величайший опыт, который может получить человек“. Там он писал: Святые отцы говорят, что Бог не существует. Понятно, что так может писать только человек никогда не читавший Святых отцов, либо тот, кто считает “святыми отцами” Маркса, Ленина и Емельяна Ярославского.

И здесь мы, наконец, проникли в суть проблемы. Оказывается, поверить словам Спасителя: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15),- можно только при вере в Бога. Если же такой веры нет, то исполнение заповедей будет неприятным и бессмысленным соблюдением какого-то списка ограничений и предписаний. Христианская мораль противна человеку, который не верит в то, что Бог есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11:6).

Нам могут сказать, что митр. Афанасий и о. Максимов не отрицают добродетель, хотя статья и направлена против заповедей. Действительно, в статье “Из списка правил не познаешь Бога” есть некоторые намеки на это. Но не удивительно ли, что митрополит и дьякон говорят о христианском исполнении Божественных заповедей лишь нехотя и с большими оговорками?

То-то и ужасно, что добродетель в этом новом учении для видимости остается, но ей придается совершенно новое значение. Так, митр. Афанасий уделяет особое внимание милостыне. За этой добродетелью он отрицает всякое отдельное значение. Почему Христос призвал нас быть милостивыми?– спрашивает автор, и отвечает: Для того ли, чтобы бедных сделать богатыми или богатых бедными? Конечно, не для этого, а для того, чтобы мы общались с другим человеком.

Мы думали, что благотворение предполагает желание помочь человеку, то есть сделать бедного – небедным, голодного – сытым, нагого – одетым, а здесь, в духе современных коллективистских идеологий, смысл доброделания состоит в социальной значимости милостыни, в том, что она сплачивает людей.

Для христиан духовным смыслом всей христианской жизни является Богообщение через веру и исполнение Божиих заповедей. Поэтому св. Григорий Палама учит: Какова же цель делания добродетелей? Единение с Богом и уподобление Ему. А для митр. Афанасия “духовной” является именно социальная функция милостыни. Он пишет: Причина милостыни… лежит не в социальной, а в духовной сфере – научиться общаться со своим братом, сострадать ему в его бедах. Это учение, так сказать, параллельно Христианству, которое учит не помнить о себе и, следовательно, об общении, а творить милостыню так, что правая рука не знала, что делает левая.

Итак, надо признать, что о. Г. Максимов открыл для русского читателя маленький, но весьма зловонный ящик Пандоры, потому что Благо и Истина – безмерны, и значит – безмерно ужасно всякое против них кощунство.

Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау).

История Кипрской Православной Церкви двадцатого столетия носит драматичный характер. За периодом английского владычества, последовала турецкая оккупация северного Кипра, а послевоенные годы были отмечены тяжёлым тяжелым богословским, духовным и пастырским кризисом. Наступила эпоха безбожия, апогей которой пришелся на 1960–1970-е гг.

Церковь безуспешно боролась против материализма с помощью апологетических схоластических сочинений, основывались воскресные школы протестантского типа, пропагандировавшие исключительно нравственные основы жизни. Однако, все усилия были тщетны: храмы были пусты, а отпадение детей от Православия было всеобщим явлением. Церковная иерархия имела светский характер, занимаясь больше социальными, а не духовными вопросами, резко сократилось число священников (молодые люди, воспринимавшие Православие как одну из идеологий, просто не хотели принимать сан). В этих условиях для обыкновенных киприотов все свелось к простой обрядовости: крещение, венчание, похороны, именины.

Но “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.6,20). Среди океана общего индифферентизма и культа потребления нашлись люди, которые за внешней пеленой наносного смогли разглядеть истинную красоту Православия. Одним из тех, кто вывел церковный корабль из бури и вернул его на правильный курс, был митрополит Афанасий (Николау).

8 февраля 1959 года в семье преуспевающего лимасольского[1] предпринимателя родился сын, нареченный во Святом Крещении Андреем. Мальчик жил благополучнее чем большинство сверстников, с детства мог ни в чём себе не отказывать и наслаждаться материальными благами. Но у Андрея были совсем другие интересы. С юнных лет его жизненной средой была Православная Церковь: с ней были связаны все его мысли, надежды и достижения. Земным удовольствиям необычный юноша предпочитал молитву и чтение духовной литературы.

В возрасте 14 лет Андрей принимает важное решение: он уходит из родительского дома и поступает в школу при Священной Митрополии кипрского района Пафос. Три года спустя он был рукоположен во диакона митрополитом Пафоса Хризостомом[2].

Получив среднее образование, отец Андрей решил продолжить учебу на богословском факультете Университета им. Аристотеля в Салониках. Обстановка в городе святого великомученика Димитрия приятно удивила юношу: “Помню, как в 1976 году я поехал учиться в Грецию, и я был необыкновенно поражен, когда, в первое же воскресенье придя в храм, я увидел там молодых людей. Впервые я видел молодых людей в церкви”.

Учеба в Салониках позволила юноше регулярно посещать расположенную неподалеку Святую Гору Афон. Отец Андрей с раннего детства много читал о подвигах афонских монахов, а теперь получил возможность лично познакомиться с современными богодухновенными святогорскими старцами: «Эти люди открыли нам, что человек действительно может стать истинным чадом, сыном Божиим. Своей святой жизнью они показали нам, что все, о чем говорит Спаситель в Евангелии, все, что Он обещал нам, все, что мы читаем в житиях святых, может стать реальностью, может происходить и в наши дни”.

В 1980 году по окончании учебы в Университете отец Андрей удалился на Святую Гору Афон, где вступил в число братии Нового Скита, духовником которого был известный старец Иосиф (впоследствии прозванный Ватопедским). Отец Иосиф был учеником великого афонского старца Иосифа Исихаста (1898-1959). После смерти своего наставника он некоторое время подвизался на Кипре в монастыре Иереев в городе Пафос. Там в конце 70-х гг. старец Иосиф познакомился с двумя юношами: диаконом Андреем (впоследствии митрополитом Лимасольским Афанасием) и его школьным товарищем Василием (впоследствии игуменом обители Ватопед архимандритом Ефремом). Теперь все трое воссоединились на Святой Горе Афон.

В 1982 году отец Андрей был пострижен в великую схиму и рукоположен во пресвитера.

С 1987 года братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в афонской Ватопедской обители. Старец Иосиф продолжил оставаться духовником братии, отец Ефрем был избран игуменом, а отец Афанасий помошником игумена и членом собора старцев. Их трудами монастырь был за короткий срок преобразован из идиоритмического в общежительный, стал самым большим по численности на Святой Горе Афон, начал вести огромную общественную, благотворительную и миссионерскую работу.

Способности и управленческий талант отца Афанасия не остались незамеченными. Он был избран Протэпистатом [3] (управляющим) Святой Горы на период с 1991 по 1992 годы. Значение этого события трудно переоценить. Ответственную должность Прота на Афоне принято доверять пожилым монахам, которые обладают высоким авторитетом и большим опытом монашеской жизни. Отец Афанасий стал самым молодым Протоэпистатом за всю тысячелетнюю историю афонского монашества.

В 1991 году Святую Гору посетил Архиепископ Кипра Хризостом I. В административном центре Афона его встречали представители Священного Кинота [4] во главе с отцом Афанасием (Николау). Под впечатлением от встречи с молодым иеромонахом Архиепископ Хризостом предложил ему вернуться на Кипр, чтобы помочь возрождению одного из древних монастырей. Отца Афанасия очень опечалило это предложение, так как он не хотел покидать Афон. Но получив одобрение старца Порфирия Кавсокаливита и благословение своего духовного отца, он решил оказать им послушание и ехать на Кипр.

В 1992 году вместе с тремя другими ватопедскими иноками отец Афанасий вступил в монастырь святителя Николая в Пафосе (также известный как “Агия-Мони” и обитель Иереев). В ноябре 1993 года братия в полном составе перешла в монастырь Божией Матери Махера и 4 ноября того же года отец Афанасий был избран игуменом этой обители. Он с большим рвением взялся за дело: занимался благоустроением монастыря, духовно окормлял братию и паломников, число которых росло с каждым днем. Большинство насельников обители составили молодые люди с высшим образованием. Монахи за короткий срок отреставрировали полуразрушенные постройки и построили новые братские корпуса. Нестотря на многочисленные попечения, значительную часть своего времени игумен Афанасий уделял общению с народом: выступал с открытыми беседами, принимал исповедь, помогал людям советом и материально.

Служение отца Афанасия не осталось незамеченным. Священноначалие Кипрской Православной Церкви принимает решение рекомендовать его как кандидата на освободившуюся архиерейскую кафедру. 11 февраля 1999 г. он был единогласно избран духовенством и мирянами митрополитом Лимасольским. 14 февраля 1999 г. состоялась его хиротония.

Читать еще:  Православные Молдавии возмущены новой датой празднования Рождества

Став архиереем отец Афанасий не побоялся внести изменения в жизнь епархии: он действует в рамках Святоотеческого предания и в своём служении ориентируется на духовный опыт Святой Горы Афон. То обстоятельство, что стараниями Владыки сотни молодых людей вернулось в церковную ограду не могло не вызвать зависти диавола. Против Митрополита начинается спланированная информационная компания: выдвигаются чудовищные по своему масштабу и несправедливости обвинения. Сам он относится к гонениям с удивительным беззлобием: не осуждает своих врагов, не оправдывается и не бросает встречных обвинений. На состоявшемся церковном суде и общецерковном соборе митрополит Афанасий был полностью и единогласно оправдан. За период испытаний он еще больше сблизился со своей паствой, которая все это время боролась за защиту доброго имени своего Владыки.

Высокий сан не изменил отца Афанасия. Став епископом он не перестает быть монахом. Как добрый пастырь относится к людям по-отечески, просто, искренне и нелицимерно. Владыка доступен и открыт для всех. В течении года в обязательном порядке посещает все военные части и 130 учебных заведений своей епархии: Университет, колледжи, детские сады и школы. Разговаривает с молодежью и преподавателями, рассказывает им о Церкви и Христе. Каждый год Митрополит старается хотя бы по одному разу отслужить во всех храмах Лимассольской митрополии. Нескончаемые часы он посвящает тому, чтобы выслушать каждого, кто хочет выговориться, поделиться с архиереем своей болью и проблемами. Для всех Митрополит находит слова утешения и поддержки, помогает выйти из тупика и обрести Христа.

Особое внимание отец Афанасий уделяет поддержке священников и монашествующих. Только за первые семь лет своего служения он рукополагает 42 новых клирика. Стараниями Владыки духовно возрождаются действующие монастыри, кроме того возобнавляется монашеская жизнь в трех древних обителях.

Митрополита Афанасия отличают уникальные управленческие способности. На момент его поставления на Лимасольскую кафедру, епархия была обременена огромными долгами. Из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей было негативно настроено по отношению к Церкви.

Для решения накопившихся проблем Владыка назначил особую комиссию профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от тяжелого долгового гнета. Исходя из представления, что каждый мирянин имеет право знать всё о том как управляется Церковь, митрополит Афанасий вводит традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о её начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской епархии неизменно выделяется на благотворительные нужды.

Подобно любящему отцу Владыка особую заботу проявляет о молодёжи. По инициативе митрополита Афанасия была построена база отдыха, которая круглогодично принимает школьников и студентов. В Лимассоле он открыл центр целостного духовного и физического развития молодежи: юноши и девушки бесплатно занимаюся спортом, посещают иконописную мастерскую, берут уроки музыки, церковного пения, художественной лепки и народных танцев. Для детей из малоимущих семей действуют бесплатные репетиторские классы иностранных языков.

По инициативе Владыки в 2004 году был открыт “Центр по изучению природы и экологическому просвещению”, в его образовательных программах уже приняли участие тысячи школьников со всех уголков Кипра.

Кроме того, Митрополит Афанасий создал центр помощи наркоманам «Святой Покров», который работает одновременно и как медицинское учреждение, и как «православный монастырь». В расположенном за чертой города комплексе молодые люди ежедневно проходят необходимую терапию и живут по уставу общежительного монастыря. Это помогает им постепенно обрести смысл бытия, очиститься от наркотиков и вернуться к нормальной жизни в обществе.

По призыву и инициативе Владыки соместные группы клириков и мирян несут добровольное дежурство в больнице Лимасола: помогают пациентам делом и словом утешения.

Простое перечисление всех инициатив реализованных трудами владыки Афанасия заняло бы у нас ещё несколько страниц. Вкратце упомянем, что при Лимасольской митрополии действует центр поддержки семьи, центр помощи юношеству, центр поддержки матерей-одиночек. Большая материальная помощь оказывается православным в Зимбабве и Уганде, Косово и Ближнем Востоке, малоимущим киприотам предоставляются бесплатные обеды. Епархиальная радиостанция “Апостол Андрей” пользуется у киприотов заслуженной популярностью. Регулярно в прямом радиоэфире на вопросы слушателей отвечает сам Владыка.

При епархии действует центр духовного просвещения для невоцерквленных и иноверных, в нем работают священники и богословы, владеющие английским, немецким, болгарским, русским, персидским, турецким и арабским языками.

С 1993 года четыре раза в месяц митрополит Афанасий выступает с открытыми беседами в храмах Лимасольской митрополии и Кипрском Университете. За короткий срок молва о его выступлениях распространилась по всему Кипру, они неизменно проходят при полном аншлаге, под влиянием слов проповедника воцерковляются сотни людей. Особенным успехом беседы с Владыкой пользуются у студенческой молодёжи.

Аудиозаписи открытых бесед с Митрополитом очень популярны в Греции и на Кипре: сложно найти христианина, который ни разу не слышал проповедей Владыки. Из-за нехватки времени митрополитом Афанасием пока не написано ни одной книги, все немногочисленные издания за его авторством – представляют собой компиляции его проповедей.

В православном мире митрополита Афанасия (Николау) называют «Новым Златоустом», подобно своему великому прешественнику он сочетает умение говорить на современные злободневные темы с глубокой укорененностью в Предании Православной Церкви. Каждое его слово основано на богатом духовном опыте. Рассказывая о красоте Православия, Владыка избегает затрепанных и обесцененных фраз, говорит просто, понятно и вместе с тем глубоко.

Порой у митрополита Афанасия бывает по несколько бесед в день и он просто не успевает заранее подготовить текст своих выступлений. Но кроме начитанности и знаний, проповеди должна способствовать еще и Божия благодать. Перед каждым своим выступлением митрополит Афанасий молится и просит Господа просветить его, когда, что и для какой аудитории нужно сказать. Именно смиренное упование на Бога, сочетаемое с опорой на Церковное Предание и богатый духовный опыт самого Владыки, делают его слова источником утешения, вразумления и духовной поддержки для каждого православного христианина, живущего в нашу непростую эпоху.

Афанасий Зоитакис (кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

Этот материал лег в основу предисловия к книге “Открытое сердце Церкви”, опубликованной издательством Сретенского монастыря.

[1] Лимасо́л (греч. Λεμεσός [лемесос]) – второй по величине город Кипра, крупный экономический, культурный и финансовый центр. Население — 235 тыс. человек (на 01 ноября 2011 г.).

[2] В настоящий момент он возглавляет Кипрскую Православную Церковь.

[3] Протоэпистат (Прот) — старший надзиратель, ежегодно избираемый из одного из пяти привилегированных монастырей и являющийся главой исполнительной власти на Святой Горе.

[4] Священный Кинот занимается управлением Святой Горы. Состоит из двадцати представителей от двадцати монастырей, которые избираются сроком на один год.

Афанасий Лимасольский,

Митрополит Лимасольский Афанасий родился 8 февраля 1959 года на Кипре в городе Лимассоле. Его отец был известным в городе предпринимателем, человеком далеко не бедным. Семья мальчика была верующей, с самого раннего детства ребёнка приобщали к Православной Церкви. Когда Андрею, будущему митрополиту Лимасольскому, исполнилось 14 лет, он уезжает от семьи в одну из древнейших епархий Кипрской Православной Церкви — в Пафскую митрополию. Согласно преданию первую церковную общину в Пафосе основали апостолы Пётр и Варнава ещё в 46 году.

Там юноша обучается в школе. В 1976 году он завершает обучение в Первой гимназии г. Пафоса и рукоположен в сан диакона. В этом же году поступает на богословский факультет университета в Фессалониках в Греции. Духовная жизнь жителей той местности поразила будущего митрополита. Он вспоминает, что первый раз придя на службу в православную церковь Салоников, он увидел множество молодых людей. Вот именно обилие молодёжи в храме поразило его больше всего. Так как рядом располагалась Святая гора Афон, владыка мог беспрепятственно ее посещать во время учёбы. И по окончании обучения он решает обосноваться именно там. В 1980 году он вступает в число братии скита, который назывался Неа-Скити. Духовником этого скита на тот момент был известный христианский подвижник Иосиф Ватопедский, бывший учеником старца Иосифа Исихаста, наставника многих афонских монахов.

В 1982 году состоялось главное событие в жизни Афанасия Лимасольского — пострижение в великую схиму и принятие сана иерея. Через год возведен в достоинство духовника. Следует пояснить, что на Святой горе Афон, как и во всей Греции, духовником назначали только опытного священника-монаха, у кого можно постоянно исповедоваться другим христианам.

В 1987 году братия скита Иосифа начала работу по восстановлению монашеской жизни в древнейшем Ватопедском монастыре, где иеромонах Афанасий был назначен помощником настоятеля. А также он представлял эту прославленную обитель в Протате — главном исполнительном органе власти Святой Горы Афон.

В 1991 году назначен управляющим Святой Горы Афон. Впервые за всю историю христианства эту должность занял столь молодой священник-монах. Обычно ставили многоопытных, преклонного возраста старцев. Таково было уважение и почтение к иеромонаху Афанасию. Но по предложению архиепископа Кипрского Хризостома I он вскоре возвращается на Кипр. И в 1993 году становится во главе монастыря Божьей Матери Махера.

В 1999 году по единогласному решению Священного Синода назначен главой Лимасольской епархии, возведен в сан митрополита. Владыка очень многое сделал для вверенной ему епархии, которая находилась в плачевном состоянии. Буквально, она находилась в долговой яме, а сами жители были крайне негативно настроены против Православной церкви. Митрополит Афанасий с помощью грамотных экономистов избавил Лимассольскую епархию от долгов, а также сделал всё бухгалтерию прозрачной для всех жителей Лимассола. На ежегодных конференциях каждый мирянин мог узнать, сколько денег было потрачено и на какие нужды. Также каждый год третья часть всех доходов митрополии передавалась на благотворительные нужды. Под руководством митрополита Афанасия возобновились работы по возрождению древнейших обителей епархии и действующих монастырей.

Читать еще:  Формула преподобного Серафима

В 2008 году митрополит Афанасий посетил Москву в составе миссии под руководством архиепископа Хризостома II. В 2014 году повторно побывал в столице нашей страны, почтив своим присутствием собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, которое прошло в Московской духовной академии.

Сегодня митрополит Лимасольский Афанасий является одним из авторитетнейших архиереев Кипрской Православной Церкви.

Митрополит лимассольский Афанасий: от Кипра до Афона и снова на Кипр

Современная Греция не самая богатая и развитая страна. От этого страдает не только мирская жизнь государства, но и духовная. С плачевной ситуацией духовных заведений столкнулся в митрополит лимассольский Афанасий.

Столкнулся и справился с ней. Благодаря его стараниям удалось спасти от закрытия несколько обителей и храмов, а со временем и возродить потерянные монастыри.

Видя это, в церкви потянулись простые люди — послушать проповеди и отчеты митрополита. Но прежде чем Афанасий совершил подобное чудо, он прошел немалый путь, получив духовное образование и побыв иеромонахом на Святой Горе Афоне.

Афанасий получает высшее духовное образование и участвует в жизни афонских монастырей

Родился Андрей Николау в 1959 году, а именно так в миру звали митрополита Афанасия, в семье успешного частного предпринимателя в городе Лимассол, что расположен на острове Кипр. С ранних лет Андрея тянуло к церкви, и он проводил в ней много времени.

Ему нравилась духовная жизнь, дающая смысл бытию и наполненная помощью ближним своим. Поэтому, когда юноше исполнилось четырнадцать лет он покинул родной дом и отправился получать образование в духовной школе при митрополии города Пафос.

Сразу после завершения учебы митрополит пафский Хризостом рукоположил перспективного молодого человека в сан диакона.

После сего события Афанасий отправляет получать высшее духовное образование в город Салоники. Здесь он поступает в Университет Аристотеля на богословский факультет.

Университет Аристотеля, именно тут, на богословском факультете, получал высшее образование молодой Андрей Николау, он же отец Афанасий

Постигая науки, юноша не бросает посещение храмов города и неожиданно для себя обнаруживает на проповедях множество молодых людей.

Это очень сильно удивило Афанасия, так как в его родном Лимассоле молодежь редко посещала духовные заведения. Кроме того, неподалеку от места учебы возвышалась Святая Гора Афон, славная своими монастырями и суровыми нравами.

Юноша, за время своей учебы, нередко посещал ее и это производило на Андрея неизгладимое впечатление. Настолько сильное, что после окончания университета он решил отправиться монахом на Афон.

Иеромонах Афанасий становится протоэпистатом

Как и во всех высших учебных заведений, для успешного завершения учебы, требовалось защитить диплом. Афанасий проделал это с успехом и завершил учебу в 1980 году. После чего, недолго думая, отправился прямиком на Святую Гору и присоединился к монахам, что обитали в Новом Ските.

В тот момент духовником братства монахов был старец Иосиф Ватопедский. Этот уважаемый монах сам родился на Кипре, но из-за стечения обстоятельств вынужден был его покинуть.

Энтузиазм и благочестивые намерения позволили Афанасию быстро подняться среди остальных монахов. Он быстро завоевал всемирную любовь и уважение своих братьев.

В 1982 году брат Афанасий принял великую схиму, а чуть позже, но в этом же году, митрополит Иерисский Никодим возвел его в сан пресвитера.

Церковная карьера Афанасия стремительно развивалась и в 1983 году его возвели в достоинство духовника. В сан его рукоположил лично митрополит Верийский Павел. Все это время святой отец находился в братстве старца Иосифа Ватопедского в Новом Ските.

И с ним же он отправился возрождать заброшенную обитель Ватопед. Братьям-монахом приходилось много трудиться, и Афанасий также прилагал все усилия. Это не осталось незамеченным и его избрали помощником игумена монастыря.

Кроме того, он стал представителем монастыря Ватопед в Священном Киноте Святой Горы Афон.

Ватопедский монастырь горы Афон, сюда направился молодой Афанасий из Нового Скита и именно помощником настоятеля этого монастыря он стал впоследствии

Афанасий продолжал с усердием трудиться и все окружающие замечали его рвение. Результатом стало невиданное доселе событие. В один из дней иероманаха Афанасия назначили протоэпистатом горы Афон.

Если вкратце, он стал управляющим всей Святой Горы. Причем самым молодым за вся десятивековую историю этого святого места. В этой должности батюшка провел 1991-1992 годы.

Афанасий возвращается на Кипр и становится игуменом

В 1991 году Афон посетил архиепископ Кипра Хризостом I. Он предложил протоэпистату вернуться на родной остров. Афанасий долго думал обдумывал это предложение и решил вернуться на Кипр.

Вместе с ним Ватопед покинули еще три монаха, вызвавшиеся его сопровождать и поддерживать в начинаниях. Первым домом на Кипре Афанасию стал монастырь святителя Николая, иначе известный как «Агия-Мони».

В этом монастыре Афанасий с братьями пробыл недолго и уже в 1993, вместе со всем братством, переехал в другую обитель. Новым домом для монахов стал монастырь города Махер, посвященный Божей Матери. На новом месте Афанасия избрали игуменом обители.

Произошло это 4 ноября 1993 года. Кроме настоятельства в монастыре, игумен Афанасий занимается просветительской деятельностью и регулярно выступает в храмах и Кипрском Университете. Здесь любой желающий мог послушать его проповеди и лекции, а также задать интересующие его вопросы.

Отца Афанасия выбрал Священный Синод на должность митрополита Лимассольского

Следующее важное событие в жизни Андрея Николау наступило в 1999 году. В лимассольской митрополии избирали нового митрополита.

Созвали Священный Синод, на котором рассматривалось несколько достойных кандидатур. По итогам голосования новыми митрополитом Лимассола назначается Афанасий.

Официальная интронизация прошла 14 февраля 1999 года.

Фото родного города владыки Афанасия — Лимассола, где он впоследствии стал митрополитом

Митрополит Афанасий принял митрополию не в самое лучшее для нее время. Паства все время уменьшала, падало количество жертвуемых церкви денег. К тому же у лимассольской митрополии скопилось огромное количество долгов.

К 1999 году уже закрылось несколько древних обителей, а на еще целый ряд монастырей находился на грани. Афанасий придумал изящный способ разобраться с финансовыми проблемами своей вотчины.

Первые результаты пошли почти сразу. Оптимизация денежных потоков сразу снизила долговую кабалу и позволила свободно распределять бюджет. А спустя несколько лет большая часть долга была погашена, нашлись средства для восстановления и ремонта духовных заведений.

Еще одним интересным нововведением Афанасия стала ежегодная пресс-конференция, на которой открыто выставлялась вся годовая бухгалтерия митрополии. Это позволило прихожанам видеть куда уходят деньги и благотворно сказывалось на доверии к церкви.

Митрополит Афанасий Лимассольский не только проповедник, но и автор книг

Отец Афанасий зарекомендовал себя как человек образованный и мудрый. Его открытые выступления и проповеди в церквях и учебных заведениях Лимоссала собирали и собирают немалое количество слушателей. Кроме того, он написал несколько публицистических книг.

«Брак — ад или рай?» Актуальная книга отца Афанасия

Книга митрополита Афанасия, посвященная рассуждениям о современно понимании христианского брака и о том, как правильно создать и сохранить семью. Труд в виде сборника бесед и проповедей иеромонаха

«Открытое сердце Церкви»

Сборник проповедей и бесед митрополита Афанасия Лимассольского, проповедника и священнослужителя Греческой православной церкви

Статьи отца Афанасия можно увидеть на православных порталах

Отец Афанасий один из постоянных авторов портала «Православие.Ru».

Он пишет о воспитании детей, браке, общении человека с Богом.
Вот цитата из одной из статей о том, что человеку надо придать себе образ Божий.

«Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица.

Потом, когда уважаешь себя, ты уважаешь и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.

Так наша жизнь становится красивой, ведь что дашь другому, то он и вернет тебе. Если ты варвар, тогда и к тебе будут относиться так же.

Поэтому нам надо поработать над собой, и когда мы делаем что-нибудь, то сесть и спросить себя: «А зачем я это делаю, по какой причине?

Нацепила на себя 15 серег, обвешалась ими сверху донизу. А зачем?

Для красоты? Но это же некрасиво. В чем же тогда причина? Что меня к этому побуждает?» Мы должны увидеть побуждение, то есть исследовать себя, однако не с душевным надрывом, а чтобы поработать над собой.

Мы нуждаемся в педагогике. Греческое слово μόρφοση («образование») означает «придать образ», оно не означает, что надо только выучить буквы, компьютер или цифры, а придать себе образ.

Вот была какая-то аморфная масса, и ты придаешь ей конкретный образ, причем это касается всего человека.

Ведь человека видно по мелочам, по тому, как он сядет, что будет говорить, как будет держаться, как сделает что-нибудь. Это очень важно».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector