0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

митрополит Нифонт (Солодуха)

НИФОНТ (СОЛОДУХА)

Митрополит Нифонт (Солодуха)

Нифонт (Солодуха) (1948 — 2017), митрополит б. Волынский и Луцкий, настоятель Луцкого Покровского кафедрального собора

В миру Солодуха Василий Андреевич, родился 5 октября 1948 года в селе Галина Воля Старовыжевского района Волынской области Украины в крестьянской семье.

В два года остался круглым сиротой.

В 1963 году окончил местную восьмилетнюю школу.

С 1963 по 1967 год работал в колхозе.

В 1967-1969 годах служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста.

В 1971-1974 годах был иподиаконом патриарха Московского и всея Руси Пимена.

20 марта 1974 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Нифонт.

15 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове города Москвы патриархом Московским и всея Руси Пименом.

В 1974 году окончил Московскую духовную семинарию и в том же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.

26 февраля 1977 года рукоположен в сан иеромонаха в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) и направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма села Рудка Козинская Рожищенского района Волынской области.

В 1985 году возведён в сан игумена.

В 1988 году возведён в сан архимандрита архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко).

20 марта 1990 года определено быть епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. 30 марта был наречён, а 31 марта — хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского во Владимирском кафедральном соборе города Киева.

25 августа 1992 года переведён на Волынскую кафедру в связи со сложной межконфессиональной ситуацией в городе Луцке.

28 июля 1993 года возведён в сан архиепископа.

11 апреля 2001 года возведён в сан митрополита.

С 13 июля 2006 по 26 февраля 2010 года был исполняющим обязанности ректора Волынской духовной семинариии [1].

С 20 июля 2012 года титуловался Волынским и Луцким [2].

18 октября 2016 года был освобождён от управления епархией по состоянию здоровья с определением пребывания в городе Луцке и назначением настоятелем Луцкого Покровского кафедрального собора [3].

Скончался в четыре часа утра 22 марта 2017 года, на 69-м году жизни.

Сочинения

  • Слово архимандрита Нифонта при наречении во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского:
    • http://orthodox.org.ua/node/4594

Награды

  • орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских II ст. (1998, УПЦ)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского II ст. (1998)
  • орден равноап. кн. Владимира III ст. (1999, УПЦ)
  • орден «Рождество Христово — 2000» I ст. (2000, УПЦ)
  • медаль «Харьковский Собор — 10 лет» I степени (2002, УПЦ)
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст. (2003)
  • орден равноап. кн. Владимира I-II ст., с присвоением титула «Старшина Ордена Св. Князя Владимира» (2003, УПЦ)
  • орден св. ап. Иоанна Богослова II ст. (2005, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии)
  • орден прп. Нестора Летописца II ст. (2006, УПЦ)
  • орден св. равноап. Марии Магдалины II ст. (2008, Польская Православная Церковь)
  • орден свв. Кирилла и Мефодия I ст. (2008, Православная Церковь Чешских земель и Словакии)
  • орден свт. Алексия Московского III ст. (2008)
  • орден св. ап. Иоанна Богослова I ст. (2008)
  • медаль им. свв. Кирилла и Мефодия I ст. (2008, Ужгородская Богословская Академия)
  • научная степень «Почётный доктор богословия» Ужгородской Украинской богословской академии имени святых Мефодия и Кирилла (20 февраля 2008, за значительные заслуги перед УПЦ и за весомый вклад в развитие духовного образования [4])
  • орден свт. Димитрия Ростовского (2010)
  • отличие Предстоятеля УПЦ (2011)
  • орден прпп. Антония и Феодосия Печерских I ст. (2012)
  • орден прп. Серафима Саровского II ст. (2013, в связи с с 65-летием со дня рождения) [5]
  • право служения с двумя панагиями (2014) [6]
  • медаль «За гуманизм» (1997, Центральный Совет «Союза Чернобыль Украины»)
  • дипломант в номинации «Благотворитель года» в программе » Человек года’98 » г. Луцк (1998)
  • почетная грамота Волынского областного совета народных депутатов (1998, за подвижнический труд в духовном возрождении Волыни, активное участие в организации и проведении мероприятий по благотворительности и милосердия)
  • признан благодетелем года в программе «Человек года Волынского края ‘ 99» (1999)
  • орден «За заслуги» III ст. (1999, Украина)
  • памятная медаль Президента Украины к 10-летию независимости Украины (2001)
  • диплом лауреата областного меценатства и спонсорства (2001, Волынская облгосадминистрация)
  • памятный знак Детского Фонда Украины «Сердце отдаю детям» (дважды: 2003 (первым на Волыни), 2004)
  • орден «За заслуги» II ст. (2003, Украина)
  • нагрудный знак «Отличный пограничник» I ст. (2003, командование Волынского пограничного отряда)
  • орден «Казацкая слава» I ст. (2003, МОО «Казачество Запорожское»)
  • медаль «За заслуги» III ст. (2005, Союз ветеранов Афганистана)
  • золотая медаль «Казацкая слава» и медаль 10- летия МОО «Казачество Запорожское» (2006)
  • отличие МВД Украины «За содействие органам внутренних дел Украины» (2007)
  • орден «Покрова» I ст. (2007, верховный атаманом Украины и диаспоры)
  • орден «За заслуги» I ст. (2008, Украина)
  • почетный знак отличия Управления МВД Украины в Волынской области (2008)
  • орден «Гетман Байда — Вишневецкий» I ст. (2008, МОО «Казачество Запорожское»)

Памяти митрополита Нифонта (Солодухи)

22 марта 2017 года, в 4 часа утра, на 68-м году жизни отошел к Господу Высокопреосвященнейший митрополит Нифонт, возглавлявший Волынскую епархию Украинской Православной Церкви с 1992 по 2016 год.

Духовный подвиг, самоотверженное служение Господу и наставнический труд в самые сложные для украинского Православия годы – наследие, которое оставил почивший митрополит своим братьям и сестрам по Вере.

Владыка Нифонт, уроженец Волынской области, сын украинской земли, отдал всю свою духовную силу и стойкость своей пастве и родному краю. Он нес послушание, служа Церкви, вдали от волынской паствы, пока не пришлось, оставив все, вернуться в Луцк, чтобы поддержать силы раненной расколом Волынской кафедры, защитить последние оставшиеся незахваченными раскольниками храмы, отстаивать права своих прихожан – иногда рискуя здоровьем и жизнью.

Высокопреосвященнейший Нифонт, митрополит Луцкий и Волынский (в миру Василий Андреевич Солодуха), родился в семье крестьянина 5 октября 1948 в селе Галина Воля Старовыжевского района Волынской области. В два года остался круглым сиротой.

В 1963 году окончил местную школу.

С 1963 по 1967 годы работал в колхозе.

В 1967-1969 годах – служил в советской армии.

В 1969-1970 годах работал в железнодорожном депо города Брест.

В 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1971-1974 годах был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена (Извекова, +1990).

В 1974 году окончил Московскую духовную семинарию. В этом же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году.

20 марта 1974 года принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре. 15 апреля этого же года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Патриархом Пименом рукоположен в иеродиакона.

26 февраля 1977 года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой Лавры Высокопреосвященнейшим Владимиром, архиепископом Дмитровским, рукоположен в иеромонаха и направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 года архиепископом Волынским и Ровенским Дамианом (Марчуком, +1987), назначен настоятелем Свято-Троицкого храма, села Рудка-Козинская Рожищенского района Волынской области.

В 1985 году возведен в сан игумена.

В 1988 году архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко, +1990) возведен в сан архимандрита. В 1989 году занимает должность благочинного Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

Решением Священного Синода от 20 марта 1990 года назначен епископом Хмельницким и Каменец-Подольским.

30 марта 1990 года во Владимирском кафедральном соборе Киева был совершен чин наречения, а 31 марта 1990 года – хиротония во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского.

Согласно Указу Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 августа 1992 года, в связи со сложной межконфессиональной ситуацией в городе Луцке переведен на Волынскую кафедру. Ее он и возглавлял в течение 24-х лет, пока пошатнувшееся здоровье владыки не вынудило священноначалие освободить его от бремени руководителя и отправить на покой.

По опубликованным воспоминаниям священнослужителя, в 1992 году, в разгар раскола, его родная Волынь «горела», охваченная пламенем обмана и антицерковной пропаганды. Когда владыка оставил Хмельницкую кафедру преемнику и помчался в Луцк, практически все городские православные храмы были захвачены, а последнее прибежище оставшихся верными Церкви прихожан – древний Свято-Покровский храм – также угрожали забрать у растерянных верующих.

В течение года владыке отказывали в прописке, он не мог подолгу оставаться на предоставленных прихожанами квартирах из-за угроз и нападок, которые стоически терпели эти люди. Последний оставленный Волынской кафедре храм некоторое время был опечатан властями, и люди молились во дворе, иногда под проливным дождем. Один из них смыл с бумаг печати, и община решила войти в храм и служить в нем во славу Божию.

Владыка пережил нападения, публичные столкновения, клевету в газетах, но Вера его не пошатнулась, укрепив его примером моральные силы остальных священников и паствы. За годы его руководства епархия расширилась и укрепилась, а украинское богословие пополнилось новыми церковными переводами. Силами верующих, священников и меценатов возводились новые храмы, взамен отобранных в городах и селах, возрождались древние волынские монастыри, восстанавливались приходы, вновь заработала Волынская духовная семинария. В 1996 году решением Священного Синода УПЦ из восстановленной епархии выделили еще одну, с кафедрой в древнем Владимире-Волынском.

28 июля 1993 года владыка Нифонт был возведен в сан архиепископа.

11 апреля 2001 года возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, некоторое время исполнял обязанности ректора Волынской духовной семинарии.

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, решением Ученого совета от 20 февраля 2008 года, за значительные заслуги перед Украинской Православной Церковью и за весомый вклад в развитие духовного образования присвоена научная степень «Почетный доктор богословия».

18 октября 2016 года решением Синода УПЦ освобожден от управления Волынской епархией по состоянию здоровья.

22 марта 2017 года отошел ко Господу.

За подвижнический труд удостоен большого количества орденов и наград.

Одним из уникальных проектов, которым дала ход епархия под руководством митрополита Нифонта, является уже традиционный Рождественский благотворительный концерт. Средства, собранные силами и талантом верующих, передаются тем, кто нуждается в помощи. Выросший без родителей монах, ставший митрополитом, не забывал об одиноких, немощных, осиротевших, овдовевших людях, ведя духовенство епархии дорогой милосердия и действенной помощи, старательно избегая конфликтов и сглаживая былые обиды. Сегодня труженики Волынской епархии Украинской Православной Церкви взяли на себя самые сложные социальные участки – работу с наркозависимыми, борьбу с алкоголизмом; священники поддерживают семьи детей с особенностями развития, не оставляют без духовного окормления оступившихся и осужденных.

В последние месяцы жизни, уже после ухода владыки Нифонта на покой, священники и общины Волынской епархии во главе с новым архиереем, епископом Нафанаилом, продолжили проделанную за годы руководства митрополита колоссальную социальную работу, благодаря которой Волынская епархия УПЦ, невзирая на политические тенденции, заняла свое прочное положение в структуре общественных и церковных организаций региона.

Нифонт (Солодуха)

Биография

Родился в крестьянской семье [1] . Родителя будущего митрополита умерли, когда он был в младенческом возрасте, ребёнка воспитывала бабушка, глубоко верующая [2] , а после её смерти — тётка [3] .

В 1963 году окончил восьмилетнюю школу. В течение 1963—1967 годов работал в колхозе, с 1967 по 1969 год служил в Советской армии в Новгороде Великом [2] . В 1969—1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста [1] .

С 1970 по 1974 год учился в Московской духовной семинарии. Во время учёбы в семинарии был иподиаконом у патриарха Московского и всея Руси Пимена [2] . Духовником студента был Иоанн (Маслов) [2] . 20 марта 1974 года принял монашеский постриг с именем Нифонт в честь святого Нифонта, епископа Новгородского, чудотворца Киево-Печерского [1] . В 1974 году принял сан иеродиакона [1] . В том же году был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году [4] .

В 1977 году был рукоположён в сан иеромонаха и направлен служить в Волынскую епархию [1] . 18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма в селе Рудка Козинская Волынской области [1] .

В 1988 году возведён в сан архимандрита, а в 1989 году назначен благочинным Ржищевского округа Владимир-Волынской епархии [1] .

В 1990 году из Винницкой епархии была выделена Хмельницкая. 31 марта 1990 года состоялась епископская хиротония архимандрита Нифонта во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского [1] . За два года служения владыка освятил более двухсот храмов [5] .

25 августа 1992 года Нифонт был переведён на Волынскую кафедру [1] . В это время все храмы Луцка, кроме Свято-Покровской церкви, были заняты сторонниками «Киевского патриархата» [6] , захвачены кафедральный Свято-Троицкий собор, епархиальное управление и помещения Волынской духовной семинарии [6] . Несмотря на нападения [6] [3] членов «Руха» [6] [3] [7] и сторонников Киевского патриархата [6] [3] [7] на Свято-Покровскую церковь и на Волынскую семинарию [6] [3] [7] , владыке удалось обеспечить обучение студентов; к 2005 году в Луцке действовали уже 18 общин УПЦ [3] , к 2006 году митрополит Нифонт рукоположил более трёхсот священнослужителей [6] . Полтора года после назначения Нифонта в Луцк местные власти отказывали владыке в прописке в этом городе [5] [7] , называя епископа Нифонта, коренного волынянина, «московским попом» [7] .

С 11 апреля 2000 года — митрополит Луцкий и Волынский [1] [4] . 20 июля 2012 года титул изменён на Волынский и Луцкий [8] .

Митрополит Нифонт высказывался против полного отделения УПЦ (МП) от Русской православной церкви, поскольку, по его мнению, идея автокефалии дискредитирована церковным расколом и может привести к новому расколу [7] [9] .

Владыка Нифонт преподаёт студентам Волынской духовной семинарии сектоведение [6] [3] .

Нифонт (Солодуха)

Биография [ править ]

Родился в крестьянской семье [1] . Родителя будущего митрополита умерли, когда он был в младенческом возрасте, ребёнка воспитывала бабушка, глубоко верующая [2] , а после её смерти — тётка [3] .

В 1963 году окончил восьмилетнюю школу. В течение 1963—1967 годов работал в колхозе, с 1967 по 1969 год служил в Советской армии в Новгороде Великом [2] . В 1969—1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста [1] .

С 1970 по 1974 год учился в Московской духовной семинарии. Во время учёбы в семинарии был иподиаконом у патриарха Московского и всея Руси Пимена [2] . Духовником студента был Иоанн (Маслов) [2] . 20 марта 1974 года принял монашеский постриг с именем Нифонт в честь святого Нифонта, епископа Новгородского, чудотворца Киево-Печерского [1] . В 1974 году принял сан иеродиакона [1] . В том же году был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году [4] .

В 1977 году был рукоположён в сан иеромонаха и направлен служить в Волынскую епархию [1] . 18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма в селе Рудка Козинская Волынской области [1] .

В 1988 году возведён в сан архимандрита, а в 1989 году назначен благочинным Рожищенского округа Владимир-Волынской епархии [1] .

В 1990 году из Винницкой епархии была выделена Хмельницкая. 31 марта 1990 года состоялась епископская хиротония архимандрита Нифонта во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского [1] . За два года служения владыка освятил более двухсот храмов [5] .

25 августа 1992 года Нифонт был переведён на Волынскую кафедру [1] . В это время все храмы Луцка, кроме Свято-Покровской церкви, были заняты сторонниками «Киевского патриархата» [6] , захвачены кафедральный Свято-Троицкий собор, епархиальное управление и помещения Волынской духовной семинарии [6] . Полтора года после назначения Нифонта в Луцк местные власти отказывали владыке в прописке в этом городе [5] [7] , называя епископа Нифонта, коренного волынянина, «московским попом» [7] . Несмотря на нападения [6] [3] членов «Руха» [6] [3] [7] и сторонников Киевского патриархата [6] [3] [7] на Свято-Покровскую церковь и на Волынскую семинарию [6] [3] [7] , владыке удалось обеспечить обучение студентов; к 2005 году в Луцке действовали уже 18 общин УПЦ [3] , к 2006 году митрополит Нифонт рукоположил более трёхсот священнослужителей [6] .

С 11 апреля 2000 года — митрополит Луцкий и Волынский [1] [4] . 20 июля 2012 года титул изменён на Волынский и Луцкий [8] .

Митрополит Нифонт высказывался против полного отделения УПЦ (МП) от Русской православной церкви, поскольку, по его мнению, идея автокефалии дискредитирована церковным расколом и может привести к новому расколу [7] [9] .

Владыка Нифонт преподаёт студентам Волынской духовной семинарии сектоведение [6] [3] .

28 августа 2014 года, митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием награжден правом ношения второй панагии.

Митрополит Нифонт (Солодуха)

22 марта 2017 года, в 4 часа утра, на 69-м году жизни отошел ко Господу митрополит Нифонт (Солодуха).

С 1992 года в течение 14 лет владыка Нифонт был правящим архиереем Волынской епархии, с 22 октября 2016 года по состоянию здоровья находился на покое.

О месте отпевания и погребения митрополита Нифонта будет сообщено дополнительно. Распоряжением епископа Волынского и Луцкого Нафанила священникам епархии благословляется совершение заупокойных богослужений о новопреставленном владыке, сообщает Официальный сайт Русской Православной Церкви.

Митрополит Нифонт (в миру Василий Андреевич Солодуха) родился 5 октября 1948 г. в селе Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской области Украины в крестьянской семье. После окончания в 1963 г. восьмилетней школы работал в колхозе. В 1967-1969 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал в железнодорожном депо г. Бреста.

В 1970 г. поступил в Московскую духовную семинарию.

С 1971 г. исполнял послушание иподиакона Патриарха Пимена (Извекова).

20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 15 апреля рукоположен во иеродиакона.

В 1974 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия.

26 февраля 1977 г. рукоположен во иеромонаха, направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 г. назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка Козинская Рожищенского р-на Волынской обл.

В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г. — в сан архимандрита.

В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 20 марта 1990 г. избран епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта за Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе Киева.

25 августа 1992 года переведен на Волынскую кафедру.

28 июля 1993 г. возведен в сан архиепископа, 11 апреля 2001 г.— в сан митрополита.

С 20 июля 2012 г. – митрополит Волынский и Луцкий.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 18 октября 2016 г. (журнал № 42) был освобожден от управления Волынской епархией по состоянию здоровья и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Луцка.

Нифонт (Солодуха)

Биография

Родился в крестьянской семье [1] . Родители будущего митрополита умерли, когда он был в младенческом возрасте, ребёнка воспитывала бабушка, глубоко верующая [2] , а после её смерти — тётка [3] .

В 1963 году окончил восьмилетнюю школу. В течение 1963—1967 годов работал в колхозе, с 1967 по 1969 год служил в Советской армии в Новгороде [2] . В 1969—1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста [1] .

С 1970 по 1974 год учился в Московской духовной семинарии. Во время учёбы в семинарии был иподиаконом у патриарха Московского и всея Руси Пимена [2] . Духовником студента был Иоанн (Маслов) [2] . 20 марта 1974 года принял монашеский постриг с именем Нифонт в честь святого Нифонта, епископа Новгородского [1] . В 1974 году принял сан иеродиакона [1] . В том же году был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году [4] .

В 1977 году был рукоположён в сан иеромонаха и направлен служить в Волынскую епархию [1] . 18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма в селе Рудка-Козинская Волынской области [1] .

В 1988 году возведён в сан архимандрита, а в 1989 году назначен благочинным Рожищенского округа Владимир-Волынской епархии [1] .

31 марта 1990 года состоялась епископская хиротония архимандрита Нифонта во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского [1] . За два года служения владыка освятил более двухсот храмов [5] .

25 августа 1992 года Нифонт был переведён на Волынскую кафедру [1] . В это время все храмы Луцка, кроме Свято-Покровской церкви, были заняты сторонниками «Киевского патриархата» [6] , захвачены кафедральный Свято-Троицкий собор, епархиальное управление и помещения Волынской духовной семинарии [6] . Полтора года после назначения Нифонта в Луцк местные власти отказывали владыке в прописке в этом городе [5] [7] , называя епископа Нифонта, коренного волынянина, «московским попом» [7] . Несмотря на нападения [6] [3] членов «Руха» [6] [3] [7] и сторонников Киевского патриархата [6] [3] [7] на Свято-Покровскую церковь и на Волынскую семинарию [6] [3] [7] , владыке удалось обеспечить обучение студентов; к 2005 году в Луцке действовали уже 18 общин УПЦ [3] , к 2006 году митрополит Нифонт рукоположил более трёхсот священнослужителей [6] .

С 11 апреля 2000 года — митрополит Луцкий и Волынский [1] [4] . 20 июля 2012 года титул изменён на Волынский и Луцкий [8] .

Митрополит Нифонт высказывался против полного отделения УПЦ (МП) от Русской православной церкви, поскольку, по его мнению, идея автокефалии дискредитирована церковным расколом и может привести к новому расколу [7] [9] .

Владыка Нифонт преподаёт студентам Волынской духовной семинарии сектоведение [6] [3] .

28 августа 2014 года, митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием награждён правом ношения второй панагии.

18 октября 2016 года освобождён от управления епархией по состоянию здоровья [10] .

Награды

Напишите отзыв о статье «Нифонт (Солодуха)»

Примечания

  1. 1234567891011 [orthodox.org.ua/article/nifont-mitropolit-volinskii-%D1%96-lutskii Нифонт, Митрополит Волинський і Луцький] Официальный сайт УПЦ
  2. 1234 [pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=14851 Митрополит Луцький і Волинський Нифонт: «Кожному з нас потрібно так працювати з людьми, щоб вони йшли за живим, євангельським словом, яке має лунати з наших уст» (2007)]
  3. 1234567 [archiv.orthodox.org.ua/page-635.html Митрополит Луцький і Волинський Нифонт. «Віра — це та рушійна сила, яка запалює молоде серце, спонукає його служити Богу, навіть віддати за Нього своє життя» (2003)]
  4. 123456789 [www.patriarchia.ru/db/text/67720.html Нифонт, митрополит Луцкий и Волынский (Солодуха Василий Андреевич)] Официальный сайт РПЦ
  5. 12 [pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=7187 Митрополит Луцький і Волинський Ніфонт: «Усі кричать про об’єднання, а в дійсності силою прагнуть усіх загнати до анафеми» (2005)]
  6. 12345678 [pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=11578 Митрополит Луцький і Волинський Ніфонт: «Волинська духовна семінарія є джерелом духовності, яке поповнює Церкву освіченими священнослужителями» (2006)]
  7. 123456 [www.rian.ru/interview/20090805/179769865.html Митрополит Нифонт: это было самое настоящее исповедничество]
  8. [orthodox.org.ua/article/zhurnali-zas%D1%96dannya-svyashchennogo-sinodu-ukra%D1%97nsko%D1%97-pravoslavno%D1%97-tserkvi-v%D1%96d-20-lipnya-2012 Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 20 липня 2012 року], Журнал № 57
  9. [chel.kp.ru/online/news/523117/ Независимость украинской церкви принесет нам лишь новые разногласия]
  10. [news.church.ua/2016/10/18/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sinodu-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-18-zhovtnya-2016-roku/ Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 18 жовтня 2016 року], Журнал № 42
  11. [www.patriarchia.ru/db/text/3278238.html Патриаршее поздравление митрополиту Волынскому и Луцкому Нифонту с 65-летием со дня рождения]

  • Со времени превращения Украинского экзархата Московского патриархата в Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в октябре 1990 года.

Отрывок, характеризующий Нифонт (Солодуха)

«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu’il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l’Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l’Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l’Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.

Читать еще:  Сколько священников умерло от коронавируса
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector