0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Санкт–Петербургский Варсонофий: нужно понять и не соблазняться

Прямая линия с патриархом Кириллом пройдет в России 3 сентября

— Задача архиерея — быть пастырем для народа Божия в том месте, куда его Господь поставил.

Сейчас в Петербурге имеется более 200 храмов, значительная часть которых расположена в историческом центре, что, конечно, недостаточно для такого многонаселенного города. Тем более если учитывать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поставившего перед архиереями задачу, чтобы один храм был хотя бы на 10 тыс. человек. По этому показателю Северная столица находится в аутсайдерах.

Если в нашем городе проживает около 5 млн человек, то, соответственно, храмов должно быть в три раза больше. Верующих людей, конечно, большинство, но, к сожалению, у многих имеются определенные стереотипы, соблазны, искушения, которые мешают в полной мере развиться этому чувству. Ведь не секрет, что верующие люди имеют более серьезную мотивацию для того, чтобы стремиться быть добропорядочными гражданами Отечества. Они понимают: что здесь посеешь, то там, в будущей жизни, и пожнешь. Если общество будет верующим, то и жизнь наша будет меняться к лучшему, уменьшатся зло и пороки.

Новый глава управделами

Одна из главных перемен – уход митрополита Варсонофия (Судакова) с поста управляющего делами Московской патриархии. Должность, которая считается второй по влиятельности в РПЦ, митрополит Варсонофий занимал в течение почти всего срока правления патриарха Кирилла.

Назначенный на этот пост 38-летний митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) – человек по церковным меркам очень молодой, что характерно для политики Патриарха Кирилла.

  • Митрополит Варсонофий (Судаков)
  • Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев)

Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) родился 10 мая 1980 года в Перми в семье рабочих, чуть позже семья переехал в город Касимов Рязанской области. В биографии владыки Саввы есть интересная закономерность: все серьезные события в его жизни были так или иначе связаны с праздником Преображения Господня. В честь этого евангельского события были освящены и первый храм, где будущий митрополит служил пономарем, и церковь рядом с домом. Семь лет назад его нарекли епископом в верхнем храме Спасо­-Преображенского собора Валаамской обители. Да и последнюю Божественную Литургию в Новоспасском монастыре, где он много лет был наместником, митрополит Тверской и Кашинский Савва провел тоже в Преображенском соборе.

Тверским архиереем владыка Савва становится тогда, когда идет подготовка к главному церковному событию этого года – 700-­летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, мощи которого долгие годы покоились в главном храме Тверской земли – Спасо-Преображенском соборе.

Несмотря на закономерность, управляющим делами Московской Патриархии митрополит Савва стал 26 февраля 2019 года. Данную должность в свое время занимал будущий патриарх Алексий II и его предшественник патриарх Пимен.

о совершении богослужений в храмах Санкт-Петербургской епархии в дни вредоносного поветрия (Исх.№ 353 от 13 апреля 2020 г.)

Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

В первый день Страстной седмицы и ожидания грядущего Светлого Христова Воскресения со скорбью в сердце извещаю вас о новом порядке служения в храмах епархии на ближайшее время.

В дни вредоносного поветрия, постигшего Отечество, все чада нашей Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом усердно молятся о том, чтобы Господь помог нам пережить это испытание и выйти из него духовно обновленными, сделав правильные выводы об истинных причинах случившегося.

До сего дня духовенство епархии неустанно следовало пастырскому долгу, окормляя прихожан во всех храмах, совершая богослужения и вознося молитвы ко Господу Иисусу Христу. Как вы знаете, мы до последнего не закрывали храмы для верующих, хотя и призывали во избежание большого скопления людей по возможности воздерживаться от их посещения в надежде, что эпидемия умалится. К сожалению, ситуация с каждым днем только ухудшается. Оказалось, что в Санкт-Петербурге соблюсти в полной мере санитарные нормы в грядущие великие и святые дни не представляется возможным. Прихожан много, а храмов, особенно в спальных районах, по-прежнему не хватает.

Учитывая эти обстоятельства, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в период с 14 по 19 апреля во всех приходских и монастырских храмах епархии надлежит совершать богослужения без участия прихожан. В них могут находиться только клирики, певчие, церковные работники, волонтеры и съемочные группы, обеспечивающие трансляции. Конечно, просмотр богослужений на мониторе не заменит личного участия, но поможет в домашней молитве не забыть о храме как месте особого присутствия благодати Божией.

Как вы понимаете, данная мера в высшей степени вынужденная, и никто бы на неё не пошел, будь хоть небольшая возможность поступить иначе. Господь, видимо, нас испытывает. Кому дорог храм, должны понести скорбь и хранить терпение, чтобы, когда все закончится, с большим усердием посещать богослужения и больше ценить возможность свободно молиться в доме Божием.

Как иудеи скорбели о разрушенном Иерусалимском храме, взирая на храмовую гору, так и прихожане, смотря по Интернету и телевизору богослужения, будут ждать того дня, когда смогут участвовать в принесении бескровной Жертвы Христовой.

Благочинным необходимо озаботиться информированием духовенства своих округов о новом порядке служения в храмах и иметь попечение об исполнении благословения.

Настоятелям храмов также следует сообщить прихожанам о совершениослужений в закрытом режиме, разместив информацию на стендах и страницах приходов в социальных сетях, иными доступными средствами.

Прошу всех — клириков и мирян епархии — отнестись к этому с пониманием, уповая на всеблагую и совершенную волю Божию, которая помогает человеку идти по пути спасения. Главная цель жизни христианина — спасение души.

Желаю вам помощи Божией в трудах и вечного спасения.

С Божиим благословением,

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Все важные новости храма на период карантина:

Меры предостережения по коронавирусу в приходе. Молитва во время губительного поветрия и смертоносныя заразы.

Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Ситуация в Среднеуральском женском монастыре «Спорительница хлебов» выходит из-под контроля церковных иерархов. Видимое пока спокойствие может быстро перерасти в конфликт. Почему в ситуацию не вмешиваются светские власти, каковы шансы на мирное урегулирование конфликта и из-за чего началось противостояние схимника Сергия и митрополита Кирилла – в материале «Нового Дня».

Накануне СМИ сообщили о захвате монастыря. Однако говорить о неком силовом конфликте, по крайней мере, на тот момент было нельзя. Как отмечает корреспондент «Нового Дня», побывавший в обители, еще вчера там было настолько спокойно, что человеку со стороны, не осведомленному о деталях происходящего, даже могло показаться, что Среднеуральский монастырь живет своей обычной жизнью. Никаких вооруженных казачьих патрулей обнаружить не удалось – трое или четверо мужчин в камуфляже стояли на самом въезде на территорию монастыря, у Серовской трассы, но на чужаков никакого внимания не обратили. Корреспонденты агентства также спокойно прошли к основным постройкам – лишь у надвратной церкви из будки вышел охранник, окинул взглядом посетителей и удалился к себе. Внутри все тихо – совершались литургии, проводились исповеди, монахини ходили по своим делам, вечером вели беседы на улице, на детской площадке играли подростки, живущие здесь же, на территории.

Впрочем, де факто захват все же есть. Среднеуральский женский монастырь является собственностью екатеринбургской епархии Русской православной церкви. Однако то, что происходит сейчас в обители, РПЦ не контролирует. Об этом говорит уход настоятельницы – если говорить мирским языком, главного управленца в монастыре, назначаемого Священным синодом. Игуменья Варвара и еще несколько монахинь несколько дней назад покинули обитель, не разделяя взглядов заштатного клирика Сергия, которого в епархии называют духовником монастыря (который, кстати, тоже назначается не самовольно, а правящим архиереем – по представлению настоятельницы). Сейчас игуменья и монахини находятся в Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге. Оттуда же в Среднеуральск был направлен протоиерей Георгий, которого, впрочем, оставшиеся в монастыре, то есть те, кто занял позицию Сергия, не приняли. Таким образом, действительно можно говорить о некой попытке рейдерства.

Эксперты говорят, что отказ Сергия покинуть монастырь – это уже принципиально новый уровень конфронтации схимника с епархией. И, несмотря на то, что представители последней пока сдержанно комментируют ситуацию, демонстрируя намерение максимально мирно решить конфликт, дело все же действительно может дойти до применения силы. «Может статься, что туда придут полицейские и возьмут его под арест, поскольку дело уже заводят по определенным статьям», – сказал РИА «Новости» директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев.

Кстати, в понедельник, когда на место выезжал отец Георгий, назначенный митрополитом Кириллом на должность заместителем старшего священника Среднеуральского женского монастыря, сторонники Сергия сообщали, что у обители в числе противников назначенного клирика находился генерал, член общественного совета при Министерстве общественной безопасности Свердловской области Сергей Иванов. Он же, по словам активиста Всеволода Могучева, дал правовую оценку происходящему, заявив, что ничего противозаконного не происходит. Однако в МОБ «Новому Дню» сообщили другое. «Члены общественного совета не являются сотрудниками Министерства общественной безопасности Свердловской области, поэтому содержание их заявлений не может быть приравнено к официальной позиции ведомства. Просьб об участии в каких бы то ни было мероприятиях на территории Среднеуральского городского округа в адрес членов общественного совета со стороны министерства общественной безопасности не поступало», – сказали агентству в МОБе.

Источники «Нового Дня», знакомые с ситуацией, утверждают, что масштаб противостояния искусственно раздувается. «Подвели пару ребят под камеру, а настоящие казаки читают и диву даются», – прокомментировал представитель казачества в Свердловской области.

…перед бурей?

Что до самого Сергия, то он, несмотря на запрещение в служении, продолжает носить наперсный крест, совершать службы и, конечно, проповедовать. В одном из последних выступлений он заявил, что раскол в церкви и обществе вносит «епископат, который не встал на защиту веры, боясь лишиться кафедры». «Из дома матери Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердце спокойно. Им, то есть священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», – заявил он в аудио, опубликованным Могучевым.

То, что Сергий провоцирует епархию на силовой конфликт, в котором та может остаться в проигрыше, не вызывает сомнений. Подобные истории уже происходили в Свердловской области в новейшей истории. Более 20 лет назад, в 1999-м, подобное происходило с епископом Никоном. Тогда группа священников написала жалобу в Священный синод. Клирики были недовольны действиями Никона, они обвинили его в содомии и даже нашли тех юношей из семинарии, с которыми он вступал в сексуальный контакт. Однако по началу синодальная комиссия из Москвы не стала прислушиваться к жалобам клириков – отцы Тихон и Авраам были выведены за штат, Фома и Геннадий – самые рьяные – запрещены в служении. «В итоге они свои храмы закрыли и никого из епархиального руководства не пускали. Так же, как и сейчас в Среднеуральском монастыре, с прихожанами заняли оборону. В итоге стало понятно, что у Церкви нет механизма, как выходить из такого конфликта, как это решать. А решать можно только переговорами и компромиссами», – рассказал «Новому Дню» непосредственный участник событий, попросивший сохранить инкогнито.

Читать еще:  Церковь открыла "горячую линию"

В итоге для Никона история закончилась плохо – в области даже проходили многолюдные крестные ходы, так что Москве пришлось менять решение. Комиссия синода во главе с отцом Александром принесла извинения группе бунтовщиков, сказав, что первое решение было неправильным, те, в свою очередь, покаялись, что вынесли сор из избы, обратившись в СМИ, а Никон был фактически сослан, на его место пришел Викентий. Он, кстати, рукоположил отца Сергия. По словам собеседника «Нового Дня», на сегодня у РПЦ по-прежнему нет никаких механизмов урегулирования конфликта. Силовые методы сыграют только на руку бунтовщикам. «У Сергия много сторонников, в него не миллионы – миллиарды вложены, причем не местными, а московскими, серьезными людьми, которые тоже, если начнется активная фаза, за него вступятся. Ситуация будет тупиковая – его оттуда не выкурить. Вы были на территории? Там есть все – сельхозугодья, жилье, производство, они даже в длительной осаде прокормить себя смогут», – сказал собеседник агентства.

Причем, по его словам, вмешательство светских властей, которые, в общем, пока заняли выжидательную позицию, может лишь усугубить ситуацию. Сейчас в отношении Сергия есть административные дела, одно из судебных заседаний назначено на следующую неделю. Также его проповедь признана экстремисткой – и если за первый эпизод следует только «административка», то за второй и последующие нарушителю грозит уголовное наказание. Судя по содержанию видеовыступлений Сергия, возбудить дело – вполне реально. Однако последствия такого решения могут быть непредсказуемы. «Будет протест, и протест серьезный, если начнутся подобные действия. Они [сторонники Сергия] будут специально обострять ситуацию до максимума, чтобы его еще и мучеником признать. Его сторонники, казаки – сбегутся за минуту. Они только того и ждут. Особенно на фоне всей ситуации в стране. Поэтому перспектив силового решения, по моему мнению, нет», – добавил собеседник «Нового Дня».

Из-за чего конфликт?

В православных группах в соцсетях ситуацию обсуждают горячо – сторонники Сергия и те, кто придерживается позиции митрополита Кирилла, называют происходящее не иначе как расколом. Причем обе стороны обвиняют в организации раскола оппонентов. У тех, кто на стороне епархии, больше логичных аргументов, у тех, кто на стороне Сергия, – больше пыла. Однако, как утверждают источники «Нового Дня», корень конфронтации кроется не в том, протирать или не протирать спиртом лжицу (ложечка для причастия, с которой верующие пьют разбавленное вино – символ крови Христа), хотя множество споров вертится именно вокруг подобных вопросов. Проблема может носить куда более мирской характер. Речь о деньгах.

Среднеуральский женский монастырь был основан в 2005 году. Во многом стараниями Сергия, бывшего настоятеля мужского монастыря на Ганиной Яме, стал одним из самых процветающих. И, по некоторым данным, весьма доходных. «Нужно держать в уме, что деньги в монастырь жертвуют большие. И дают их именно Сергию», – сказал источник «Нового Дня».

Масштабы территории и стройки на его территории действительно поражают. Монастырь – это фактически автономия. Здесь есть огромное фермерское хозяйство со спецтехникой, повсюду стройматериалы, свидетельствующие о размахе работ, требующих существенного финансирования, ремесленные мастерские, школа, хоспис для тяжелобольных, даже свое кладбище, где покоятся не только монахи, но и те, кто нашел последний приют в обители.

Плюс три церкви и один строящийся двухпрестольный храм, а также постройки на территории, куда нет доступа рядовым паломникам. Возможно, причиной нынешнего конфликта стало нежелание отчислять положенные проценты в головную организацию. Однако для большинства тех, кто сейчас втянут в дискуссии по поводу происходящего в монастыре, – это конфликт канонов и санитарных правил.

Для справки

Несколько лет назад православная журналистка Раиса Ильина обращалась в областную прокуратуру, ГУ МВД России и министерство соцполитики Свердловской области с просьбой проверить деятельность отца Сергия. Журналистка рассказала, что сталкивалась с фактами нарушения уголовного, трудового, семейного, гражданского, конституционного законодательства со стороны представителей Среднеуральского женского монастыря. Ей удалось раздобыть информацию о домонашеском периоде жизни отца Сергия. «Этот человек, в миру – Николай Васильевич Романов (19.03.1955 г.р., родился в селе Криуши, Вознесенского района, Горьковской области) впервые был осужден на четыре года Пушкинским городским судом Московской области за хищение госимущества. Впоследствии также был осужден Московским областным судом на 13 лет за убийство и разбой, писала Ильина. Наказание отбывал в Свердловской области, в колонии № 13 Нижнего Тагила для бывших сотрудников силовых структур. Отбыл наказание в 1997 году. После освобождения начал строительство монастыря в Ганиной Яме.

Официально биографию отца Сергия в епархии не комментируют. «Отец Сергий (Романов) рукоположен Владыкой Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии», – это справка, которую предоставляют журналистам в епархии.

Однако, как указала в письме Ильина, Сергий «скрыл факт своего тяжелого уголовного прошлого, благодаря которому он, по канонам Православия, ни при каких допущениях не может быть священнослужителем, совершать таинства Православной Церкви». Отметим, что, по канонам церкви, совершивший в прошлом убийство может действительно стать монахом, принять схиму, но не может быть священником. В практике церковных судов есть примеры, когда священников лишали сана. Это одно из самых тяжелых наказаний – серьезнее него только отлучение от Церкви и предание анафеме. Примет ли во внимание этот факт епархиальный суд, который дал еще один шанс отцу Сергию, неизвестно.

Напомним, в минувший понедельник уже состоялось одно заседание. Сергий, временно запрещенный в служении и лишенный права носить наперсный крест, тем не менее, приехал на суд при этом атрибуте священничества, на вопросы судей по существу отвечать не стал, зачитал по бумажке обращение и удалился. Новое слушание назначено на 26 июня.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

«Общаться с ним не хочу»

Не сложились отношения с владыкой и у Анатолия Чернова, генерального директора АО «АК «Корвет». Руководитель завода вместе с коллективом вложил в строительство церкви целителя Пантелеймона 10 млн рублей. Помог пробурить скважину, открыть воскресную школу и во всём поддерживал отца Владимира.

Руководитель крупного предприятия, меценат болезненно воспринял отстранение настоятеля и все происходящее в церкви. Делал все возможное, что бы не допустить публичного скандала.

«Конфликт у владыки Иосифа не с отцом Владимиром, а с очень большой массой прихожан и курганской интеллигенцией. Мы часто с ним встречались, общались, он всегда говорил: «у вас народ не такой какой–то». Я считаю, что многие претензии митрополита к настоятелям необоснованны, – рассказал Анатолий Чернов.– Мое отношения к церкви, к вере не поменялось, изменилось отношение к конкретному человеку. Не хочу встречаться с ним и общаться. Да и о чем говорить, если он отрицает очевидные факты, обвиняет меня в том, что выложил кресты на дорожках храма, хотя сделано это было по его указанию, он заботится лишь о собственной судьбе. Я считаю, что он разрушает основу – фундамент веры в Бога и церковь».

Завод «Корвет» помогает Курганской епархии восстанавливать храм святого Александра Невского. Благодаря помощи предприятия укрепили фундамент, отреставрировали храм внутри, а нынче закончили благоустройство. Но, несмотря на конфликт, коллектив предприятия и в будущем не отказывается от помощи церкви.

Непоминающие. Соборно за Православие. запись закреплена

По поводу иерея Сергея Цепова и его суда.
Вообще-то все последние годы Сергей Цепов хулил Духа Святаго, что мол все поминающие даже старец Петр Кучер есть еретики. Более того он хулил и старца Рафаила и старца Гавриила Карейского как еретиков киприонитов, а также всех их духовных чад и на Сергия Романова считал за еретика.
Показать полностью… А вот сейчас его судят, что плохо конечно, но он хулитель непоминающих и всех поминающих и был обязан продав служебную квартиру епархиальную отчитаться по деньгам, почему он этого не сделал и не предоставил деньги в епархию до сих пор не понятно.
Ниже вы увидете скрин с его страницы о его исповедании с хулой на отцов и до сих пор на его странице нет упоминаний о старцах исповедниках нашего времени как-будто их и нет для него. Если он хулитель Духа Святаго в наших отцах и не раскаялся, то нет у него части с нашими отцами исповедниками, будем честны до конца.
По версии следствия, в 2016 году священник продал принадлежавшую епархии квартиру в поселке Сява и не внес вырученные от сделки 500 тыс. руб. в кассу своего прихода. В Городецкой епархии Московского патриархата РПЦ, признанной потерпевшей по делу, уверены, что бывший настоятель совершил множество финансовых нарушений.

Епархия со ссылкой на прихожан уличала его в краже пожертвований из кружки и подаяний, а также сейфа из церковной лавки.
В епархии сообщили, что просили иерея добровольно вернуть имущество и деньги прихода, бухгалтером которого работала его супруга Наталья Цепова, но получили на это отказ. После того, как урегулировать ситуацию не удалось, настоятеля отлучили от церкви сроком на пять лет. Городецкая епархия обратилась в правоохранительные органы, и в 2018 году было возбуждено дело о продаже епархиальной квартиры. По версии и.Сергея Цепова он всё потратил на нужды храма, но продажа епархиальных земель и домов строго подотчётна и он не мог этого не знать, сумма могла расходоваться только с указания епархии. Как ни жаль его даже после того как он хулит наших старцев, но надо было отдать все средства епархии и суда бы не было.

Непоминающие. Соборно за Православие. запись закреплена
Среднеуральский Женский Монастырь (паломники)

Непоминающие. Соборно за Православие. запись закреплена
Среднеуральский Женский Монастырь (паломники)

Старец Гавриил Карейский c Aфона благословляет схиигумена Сергия Романова обличать еретиков
https://www.youtube.com/watch?v=Nh6UkmvmT7U

Расшифровка аудиозаписи со старцем:

Показать полностью…
Многоуважаемый старче Сергий

Святая игумения, святые монахи и монахини

Желаю от всей души, чтобы благословение Божие было с вами и со всеми вашими близкими, и с целым русским народом, и со всем миром, во всей вашей жизни и во всей вечности

Желаю, чтобы Господь записал ваши имена в вечные книги жизни, чтобы помянул вас во Царствии Своем, чтобы вы были с Авраамом, Исааком, Иаковом

Читать еще:  Иракские христиане готовятся к празднику

При Втором Пришествии, чтобы поставил вас одесную, чтобы каждый из вас услышал желаемый голос Господа

Добрый и верный раб, войди в радость Господина твоего

Желаю, чтобы Господь дал вам свою благодать, чтобы вы защищали православную веру

Святой Григорий Палама говорит: Существует три вида безбожия. Первый вид – это атеисты, которые говорят, что Бога нет. Второй вид – это еретики. А третий вид, это когда вера в опасности, а я не сопротивляюсь

Один святой сказал, что если вера в опасности, а я молчу и не сопротивляюсь, тогда это равно отречению от Христа

Святой Паисий говорит: Молитва молитвой, но слова словами

Т.е. не надо полагаться только на молитву, а надо еще говорить

Святой Златоуст говорил: Как не пойти в ад тому, кто видит что многие молятся с еретиками, служат с еретиками, а он делает вид, что ничего не видит и ничего не слышит

Святой Феодор Студит говорил: Заповедь Божия не молчать, когда вера в опасности

А также, Феодор Студит сказал, что задача монаха не терпеть ни малейшего изменения в Евангелие

Апостол Павел говорит, что согрешающих явно, открыто надо обличать

Еретики – это враги Господа и Богородицы, нельзя с ними молиться, ни сослужить с ними – это запрещают правила нашей Церкви

Сорок пятый апостольский канон говорит: Епископ, пресвитер или дьякон, только помолившись с еретиками, отлучается от Церкви. А если разрешено им какое священнодействие как клирикам, тогда извергаются

Желаю, чтобы Господь дал вам сил обличать, публиковать все беззакония

Буду молиться о вас и прошу также ваших молитв

Непоминающие. Соборно за Православие. запись закреплена
Роман Старочелнинский
Непоминающие. Соборно за Православие. запись закреплена
Дмитрий Христов

Непоминающие. Соборно за Православие. запись закреплена

Гундяев решил на проповеди обелить себя от милиардного состояния, народ не поверил.
До вступления на этот престол личное состояние Кирилла оценивалось некоторыми экспертами в 4 млрд долларов.

Стартовый и финишный капиталы
Показать полностью…
Начало бизнесу В.М. Гундяева было положено в 1992—1994 гг. Наиболее обширное досье на этот бизнес составил доктор исторических наук Сергей Бычков, опубликовавший не один десяток статей, в основном о табачном бизнесе будущего патриарха. Ни одна из его публикаций не была официально опровергнута, во многом Кирилл признал, что факты, собранные Бычковым, соответствуют действительности.

Сигареты
В 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), которым руководил Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две «параллельные» комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая — ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам. По этому каналу только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи). Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП, — считается, что они и «заказали» информационную кампанию по разоблачению бизнеса Кирилла. По утверждению Бычкова, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень. А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Нефть
Но вернемся в «лихие годы», когда возникла «кривизна нашей истории». Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил тогда учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около $2 млрд.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Морепродукты
По сообщениям «Портала-Credo.Ru», в 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн). По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в $ 1,5 млрд. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $ 4 млрд.

Угроза справа

В целом же поведение митрополита Тихона – это не только пример пастырской заботы о прихожанах и духовенстве, но и показатель грамотного диалога с властями. В своих интервью и высказываниях на тему коронавируса он подчёркивал своё тесное взаимодействие с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым. Каждое слово и действие митрополита – пример грамотного антикризисного управления, при котором принимаются конкретные меры, будь то снижение епархиальных сборов или громогласное слово пастыря, призывающего не ходить в храм в условиях эпидемии ради ближних. Но случай Тихона скорее исключение.

Консервативное крыло РПЦ уже ставит свою лояльность под сомнение.

Говоря о том, что к Церкви у государства неправильное отношение, оно возлагает на него вину в том числе и за разорение приходов, живущих на пожертвования, большую часть которых составляют доходы в период Великого поста и Пасхи. Протодиакон Владимир Василик пишет: «Нынешняя ситуация – “лакмусовая бумажка”. Она показала, как государство реально относится к своим гражданам. В том числе, разумеется, к священнослужителям».

На этом фоне «либералы» в РПЦ, призывающие не ходить в храм, оказываются лоялистами патриархии и властей.

Что вменяют схиигумену?

Из текста указа митрополита Кирилла, опубликованного Екатеринбургской епархией, следует, что о. Сергию Романову, по всей видимости, могут вменить нарушение Апостольского правила.

     «Поскольку учительная власть в святой церкви принадлежит епископам, которую те делегируют пресвитерам, но равно могут и отказать пресвитеру в данном праве, как об этом свидетельствуется в толковании Вальсамона на 58-е Апостольское правило (АП): «Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно», являясь вашим правящим архиереем, от которого вы черпаете право священнодействовать и проповедовать — отныне прекращаю делегировать вам право учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов», — говорилось в тексте указа, подписанного еще в конце апреля 2020 года.     

Проще говоря, о. Сергию Романову вменяют непослушание правящему архиерею. С точки зрения канонического права в традиции РПЦ МП это тяжкое преступление, ведь 58-е АП закладывают в сознание священника с момента посвящения в сан.

Напомним, что 27 апреля 2020 года руководство Екатеринбургской епархии запретило схиигумену любые публичные выступления.

«Я нахожусь вне монастыря и вне скита. Являюсь заштатным священником. Запрета правящего архиерея не нарушаю. Иногда приезжаю в монастырь как паломник. Говорю об этом, чтобы это беседа не послужила провокацией в отношения скита и монастырёв», — объяснялся схиигумен Сергий Романов в своем недавнем видеообращении.

Протоиерей Александр Абрамов: С кем разговаривает Церковь.Ответ Александру Усатову — клирику, отказавшемуся от сана

Монолог Александра Усатова — бывшего священника, разочаровавшегося в служении и вере, вызвал большой резонанс. Его переживания и объяснения мотивов своего выбора дают много поводов для споров и различных суждений. Одна из сторон в этих спорах — те, кто остаются в лоне церкви, обличаемой Усатовым. «Сноб» попросил протоиерея Александра Абрамова отреагировать на монолог Усатова.

Для начала о том, что нас объединяет и различает. Александр Усатов начинает свой текст следующими словами: «Я отдал РПЦ 30 лет своей жизни, многие годы я горел верой и стремился нести свет Христов людям. После 15 лет священнического служения я полностью разочаровался в религии и решил оставить сан священника».

Мне хотелось бы начать со сходных хронологических констатаций, но, может быть, с меньшим пафосом («горел верой и стремился нести свет Христов людям»). Я тоже служу в Церкви больше 30 лет. После 20 лет священнического служения с уверенностью говорю о том, что ни дня не разочаровывался в своем решении стать священником. И эта разница в подходах, мне кажется, дает право попробовать взглянуть на ситуацию, изложенную господином Усатовым, с отличающейся от его точки зрения. Не полемизировать с ним, потому что, если честно, я не вижу здесь каких-то серьезных оснований для полемики, но предложить иную перспективу.

Странствующие ренегаты

Те аргументы, которые высказывает в своей статье господин Усатов, конечно, абсолютно не новы. Именно поэтому я говорю, что здесь нет почвы для дискуссии — это «хорошо забытое старое» унылого антирелигиозного агитпропа середины прошлого столетия. Если вы возьмете брошюрки и книжки против Церкви, написанные в 1950–1960-х годах, то увидите то же утомительное единообразие подходов, стиля и аргументов. Вообще феномен такого «странствующего ренегата» — человека, обменивающего свой отказ от религии на лекции, деньги, признание, славу, — совершенно не уникален. Такой отказ, как и в случае Александра Усатова, не тих, а нарочито декларативен и сопровождается шумными цветистыми манифестами. История знает тому немало примеров. В 1958 году, например, священник П. Дарманский уходит из Церкви. 10 февраля он служит последнюю Литургию, не забывает поучаствовать в разделе денег из кружки, берет с собой четыре с лишним тысячи рублей, облачения, а затем через несколько дней пишет статью «Почему я порвал с религией». Другой знаменитый ренегат, А. Осипов, который тоже придерживается идеи антинаучности религиозного мировоззрения, одну за другой печатает статьи под названиями «Отказ от религии — единственный правильный путь», «Разум против мистики» и т. п.

Читать еще:  Духовные лидеры ислама призвали мусульман надавить на Францию

Общий посыл всех этих материалов один и тот же, он содержит два главных пункта. Первый: «Я раньше был не такой умный, но теперь прочел книжки, и они озарили мой путь. Теперь я все вижу совершенно иначе и понимаю, как Церковь/религия замшела». И второй: «Я раньше видел, как ужасна церковная действительность, но мирился с этим. А теперь мириться не хочу и не могу».

На этих тезисах и строится деятельность ренегатов-вагантов — тех людей, которые путешествовали в 1950–1960-е годы по райцентрам, выступали в клубах перед колхозниками и рассказывали, как они порвали с религией. Я думаю, что это, в общем, путь любого человека, который ставит в центр мироздания самого себя и свои интересы, а не что-то значительно большее. Такой человек, конечно, заинтересован в том, чтобы каким-то образом обратить себе на пользу историю разрыва с религией.

Я не хочу говорить об этической стороне дела своими словами, а лучше дам возможность сказать тем, кто имеет значительно больше моральных прав на это. Знаменитый религиозный публицист и писатель XX века А. Э. Левитин-Краснов, говоря о ренегатах и их произведениях, пишет: «Сначала самыми черными красками рисуется духовная среда, причем выясняется, что автор очередной «исповеди» был единственным исключением из правила: был искренне верующим, бескорыстным, морально чистым человеком. Затем следует рассказ о «противоречиях» в Евангелии — эти так называемые «противоречия» (вроде того, что неизвестно, в котором году умер Христос) уже давным-давно всем известны. Однако наш «праведник» только сейчас их заметил и «прозрел»».

Другой человек, о котором никто не скажет, что он был низких убеждений или что он не находился в очень глубоком и содержательном интеллектуальном и духовном поиске, — это священник Сергий Желудков. Он так говорит об авторах подобных текстов (конкретно — о Дарманском): «Вот он уже окончательно решил, что он — атеист и… продолжает служить священником — воистину народ обманывает, не в силах оторваться от церковного пирога. Никто не принуждал Вас идти в священники, Вы сами этого просили, хотя нужно было Вам по совести не спешить, посомневаться вволю и найти себе прочное мировоззрение. Можно потерять веру, иногда это бывает нужно по ходу нашего духовного развития, но никогда, никогда не станет человек оплевывать и публично поносить то, что действительно было его святыней».

Каков поп?

Вот как Александр Усатов видит церковную реальность — через запятую: «инфантилизм», «невротизм», «некомпетентность», «комплексы», «средневековье», «франшиза», «из книг по психологии я узнал», «суеверия».

Но, спрашивается, 15 лет был человек священником. Что мешало ему создать прекрасную общину? Кто препятствовал честному и искреннему слову? Какой священноначальник ограничивал Вас в борьбе с суевериями? Я за 20 лет своего священства абсолютно всегда говорил с амвона и в личных разговорах то, что считал необходимым. Я веду еженедельную программу на телеканале «Спас», где в том числе полемизирую с известными атеистами, выступаю на светских теле- и радиоканалах. И там, где я хотел бы не согласиться с какими-то аспектами церковной деятельности, я прямо и ясно не соглашаюсь. Я высказываюсь — и за все эти годы меня никто не цензурировал.

Если говорить о приходской жизни, то община доверяет мне, а я ей. Всем нам нелегко, все мы ошибающиеся люди. Но признаков некомпетентности, невротизма и взлелеивания комплексов вины и неполноценности я не замечаю, признаться, ни в малейшей степени — ни в своих прихожанах, ни в себе самом.

Мне-то как раз суждения Александра Усатова представляются путаными, демонстрирующими растерянность и непонимание жизни Церкви.

Что значит, например, следующее сочетание слов: «Современная Русская Церковь не имеет никакого отношения к “историческому Иисусу”, а Промысл Божий в истории Церкви отсутствовал»? Какое именно отношение должна иметь современная Церковь к историческому Иисусу? Что Вы понимаете под «историческим Иисусом»?

Или, например: «С IV века Церковь стала совсем другой» — и из-за этого, дескать, Владимирскую икону написал не апостол Лука. Видите в чем дело, никто не против того, чтобы обсуждать авторство Владимирской иконы Божьей Матери, но это не имеет никакого отношения к тому, что Церковь с IV века стала другой.

Или: «Все лучшее в христианстве дал Господь Иисус и апостол Павел». Да, но это так же ценно, как сказать, что, например, все лучшее в исламе дал Мухаммед, а все лучшее в буддизме — Будда.

Путаность, растерянность (но одновременно и кокетство) проступают и в высказываниях Александра о себе самом: «Я антитеист». Хорошо. Теизм — ясно, атеизм — ясно. А антитеизм? На мой взгляд — это форма кокетливого дезориентированного самоопределения: «Я вышел из среды этих неврастеников и глупцов, поумнев и обогатившись собственной точкой зрения, и теперь занимаю противоположную им позицию». Во всем этом чувствуется и переживание, и уязвленность, и обида, и, может быть, досада на своих прихожан, которые оказались «недостойны» такого священника, но нет сострадания, эмпатии.

Блаженный Августин говорил так: «Чтобы не потерпел ущерба мир Церкви, то нужно весьма щадить пшеницу, как бы не вырвать ее с плевелами». «Пощады пшенице» в тексте «Монолога» начисто нет.

Иными словами, в оценке явлений церковной жизни я во многом согласился бы с Александром Усатовым. Но, характеризуя эти явления, Вы должны оценивать и Вашу роль во всем этом. Вы не содействовали невротизму, вы не использовали власть священника, вы не пользовались тем, что Вы называете франшизой? Но Вы 15 лет священник. Где тот добрый результат, который принесло Ваше священство? Вы рисуете себя человеком, который горел верой. Если человек горит верой, то его узнают по плодам, как говорит Священное Писание. Поэтому вместо того, чтобы просто критиковать нашу действительность (которая в действительности может в ряде аспектов оказаться еще более сложной и многоярусной), может быть, стоило бы предъявить добрые результаты того, что Вы делали? А не кивать на то, что публика какая-то не слишком хорошая, завшивевшая и конопатая. Ты умный, блестящий, в белых одеждах — да вот народ не подходящий. Подкачал. Откуда этот сквозняк высокомерия?

Дальше. Вы прочли книги по психологии религии, эти книги сделали Вас свободным. Но дело в том, что это тоже форма ретрансляции мифов: будто бы отказываясь от одних мифов, вы попадаете во власть иных. И разве может это не видеть свободный, ясный и открытый ум?

О науке и религии

Перехожу к следующей теме — теме богословия, мнимого противоречия науки и религии. Хотя это, конечно, уже набило оскомину. Бесконечное перебирание одних и тех же аргументов: мы не верим в историчность Иисуса — мы верим в историчность Иисуса; Он не был Богом — Он был Богом; подчистки и изменения Священного Писания. Здесь стоит обратить внимание на то, какие у Александра Усатова авторитеты. Одним из них он называет М. Борга в качестве библеиста. Но Борг, во-первых, не христианин, а во-вторых, он вполне тоталитарен: принимает те факты, которые ложатся в его концепцию, и не слушает тех аргументов, которые ему не нравятся. Он ищет первотекст, отрицает возможность ошибок, описок, текстуальных правок, которые ни с чем не связаны, ни с какой идеологией. То есть те люди, которые называются Вами в качестве авторитетных, — они сами в некотором смысле маргинализованные богословы. Что Борг, что Д. Кроссан — это люди, относящиеся к так называемому «Семинару Иисуса», где предлагают разбирать Евангелие и новозаветные тексты методом последовательного исключения того, что кажется неприемлемым.

Самым неприемлемым становится Воскресение Христово, объявляемое гарантированно недостоверным. А принятие текстов в число достоверных или сомнительных на семинарах происходит как на партийных съездах — с помощью голосования. Кубиками или шариками. Красный шарик — текст достоверный, а черный шарик или кубик — недостоверный. В этот семинар входит очень много людей, не все из них профессиональные библеисты. Есть просто любители, журналисты, есть продюсеры. Научная результативность такого метода совершенно не доказана. И сам «Семинар Иисуса» очень многими исследователями критически воспринимается.

Но если Вы называете Борга и Кроссана, назовите тогда и Крейга Эванса, который критикует подобные методики исследования текста. Но дело в том, что Вам просто нравятся эти богословы — по той причине, что они, как и Вы, встали в позу обиды и несогласия. Один оставил сан — это Кроссан; другой не был целиком интегрирован в научное сообщество — это Борг. Барт Эрман — действительно человек, являющийся учеником известного специалиста Брюса Мецгера, но и к нему у академического сообщества немало вопросов. Его концепция — отнюдь не передний край науки: еще в XX веке А. Швейцер много писал о том, что Иисус — это деятель Апокалипсиса, а такие ученые, как И. Иеремиас и Р. Бультман, сформулировали эту концепцию значительно шире и глубже.

Вот что бросается в глаза — за всем этим книгочейством нет системы. Одни мне нравятся — я принимаю их постулаты. Другие нет — и я их игнорирую. В профессиональном мире такое назвали бы дилетантизмом, и сколь-нибудь сильное впечатление подобное перечисление имен может произвести лишь на людей, очень далеких от тематики.

Итоговый тезис Александра Усатова о том, что вера в личное божество противоречит науке — это, конечно, тезис совсем не новый, такой уже затертый, затрапезный. Он по крайней мере с XVIII века вдохновляет людей, отходящих как от науки, так и от религии. На эту тему очень хорошо высказался отец Глеб Каледа — и ученый, доктор наук, и священник: «Только плохая наука отрицает религию — это не наука, а шарлатанство; и только дурная религия отрицает науку — это не религия, а предрассудок и суеверие».

Словом, в случае текста господина Усатова мы не столкнулись ни с чем новым. «Я был так умен и прекрасен, а вы меня вытолкнули на обочину, и у меня открылись глаза, как безобразно церковное общество. Но теперь я стану еще умнее и прекраснее, потому что я буду читать книги библеистов, я буду читать книги по психологии религии. И это сделает меня новым человеком».

Боюсь, что так не случится. Мне не хочется прибегать к классической риторике и цитировать Священное Писание: «Они вышли от нас, но не были нашими». Но я думаю, что такой уход из Церкви хорош и для Церкви, и для господина Усатова. Он хорош для Церкви, потому что она освобождается от людей, которые продемонстрировали нежелание и неспособность быть священниками, пастырями, сохраняющими в себе единство веры при полном трезвомыслии и здравом видении происходящего внутри Церкви. Для господина Усатова оставить Церковь — тоже хорошо, потому что он сможет реализовывать свои творческие начинания: читать книжки, участвовать в семинарах, заниматься публицистикой (чего, по-видимому, ему раньше не хватало) в совершенно свободной обстановке, не тяготясь постылыми поповскими обязанностями. В выигрыше оказываются все.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector