0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

митрополит Владимир (Мороз)

Православная Жизнь

О том, как маленький мальчик с Буковины захотел жить в Почаевской Лавре, а когда вырос, стал ее настоятелем.

Свое 60-летие 15 августа с. г. митрополит Владимир (Мороз), наместник Почаевской Лавры, отметил с подобающим монаху смирением: совершил Литургию иерейским чином на Свято-Духовом скиту. Наместника Лавры с юбилеем поздравил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, священноархимандрит обители, который в свое время (1988–1990 гг.) до архиерейской хиротонии и назначения на Черновицко-Буковинскую кафедру также нес послушание наместника Почаевской Лавры. В поздравительном адресе Предстоятеля, в частности, говорится: «Приняв дар жизни от Всеблагого Бога, Вы шаг за шагом восходили от силы к силе, росли и крепли духом, наполнялись премудростью и благодатью Божией, чтобы в определенное Всемудрым Промыслителем время использовать полученные и приумноженные таланты во славу Святой Матери Церкви. Поставленный Богородицей начальствовать в Почаевской Лавре, Вы по-отечески заботливо выращиваете ростки на ниве духовной, которые приносят обильные плоды для небесной трапезы. В этот знаменательный день молитвенно желаю Вашему Высокопреосвященству душевной и телесной крепости, милостей и щедрот от Спасителя нашего, вместе с благодатной помощью в высоком Апостольском служении. Пусть дни вашей жизни будут наполнены радостью в Святом Духе на многая и благая лета!»

В одном из интервью нашему порталу владыка Владимир делился своими воспоминаниями, рассказывал, как в далеком детстве в родном селе Молодия Черновицкого края на Буковине, в родительском доме на стене висела литография Почаевской Лавры с изображением Божией Матери и преподобного Иова Почаевского. На вопрос маленького Виорела (мирское имя митрополита), что изображено на картине, мама пояснила: это святая гора Почаев, на которой явилась Божия Матерь и оставила след Своей Стопы на камне, откуда уже 800 лет не перестает течь чудотворный источник. И на месте этом стоит Почаевская Лавра, где день и ночь о всем мире молятся монахи. «Ах, как бы я хотел жить на этой горе!» – воскликнул мальчик в ответ на рассказ мамы.

Видимо, Господь презрел на юную душу будущего инока и в 23-летнем возрасте облек его в монашеские ризы в святой Почаевской обители, где он в скором времени был рукоположен в диакона, затем в иеромонаха. После окончания Московской духовной семинарии иеромонах Владимир назначается на ответственную должность ризничного Троице-Сергиевой Лавры с возведением в сан игумена, а еще через два года, в 1991 году, игумену Владимиру было поручено возрождать старинный Крещатицкий Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии в качестве наместника.

Вскоре архимандрит Владимир направлен в Почаев на должность эконома Лавры и регентом братского хора. Нужно отметить, что на всех послушаниях будущий митрополит взыскал уважение и любовь братии и прихожан. И не случайно в 1996 году братия святой обители пожелала видеть его на посту наместника.

Это был период бурного строительства и обустройства возращенных Лавре территорий, ремонтно-реставрационных работ, строительства гостиничного комплекса, мастерских, осваивания пахотных земель и огромного подсобного хозяйства. Братия Лавры стала инициатором создания Почаевской духовной семинарии и по сей день оказывает духовным школам всеобъемлющую помощь.

Но главным и эпохальным сооружением Лавры было возведение нового Преображенского собора. Половина Почаевской горы, оккупированной в советские годы, была отдана под психоневрологический диспансер, здесь находились в аварийном состоянии полуразрушенный корпус администрации больницы, складские помещения, кочегарки. Все это пребывало в полном запустении и беспорядке. И вот трудами неутомимого наместника с братией на горе вырос новый уникальный собор. Владыка Владимир пояснил, что идея назвать собор Преображенским появилась «в знак благодарности Богу, что Он помог возродить и преобразить Почаевскую гору, а вместе с этим и духовную жизнь нашего народа». Следует заметить, что все внутренние росписи собора выполнены мозаичными иконописцами. Находясь внутри, поражаешься красотой и художественным богатством мозаичных изображений. 70-метровый собор вмещает до 5 тысяч молящихся.

В день своего 60-летия наместник Почаевской Лавры митрополит Владимир принимает множество поздравлений со всей Украины и из-за рубежа.
Редакция портала «Православная жизнь» присоединяется к поздравлениям и размещает в этой публикации некоторые высказывания из бесед и интервью с владыкой Владимиром, которые были опубликованы на страницах нашего сайта.

О современном монашестве

Монах имеет маленькую келью, он не имеет недвижимости, каких-то сбережений в банках, он служит Богу верой и правдой. Молитвенный дух царит в его душе, и он дает знать, как реагировать на происходящее в мире. Дух Божий выводит его на ту тропу, которая ведет в Царство Небесное, и поэтому монаха трудно обмануть или прельстить чем-то. Он много молится, правильно верует, и, смотрите, после раскола Филарета в 1992 году ни один монастырь не поддержал его!

Об исповедничестве и современных гонениях

Христианство и в былые времена, и в ХХІ веке – это исповедничество, потому что мир нас не понимает и не воспринимает. Как сказал Господь: «Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:17). Не случайно светлой памяти Святейший Патриарх Алексий ІІ напоминал, что этот современный секулярный мир никогда не примет учение Церкви Христовой, и мы видим, как в развитых европейских странах и во всем мире христианство отвергается, нивелируется, преследуется и уничтожается. Или подменяется каким-то суррогатом. События сегодняшних дней напоминают 1920-е и 30-е годы, когда большевики лишали Церковь ее имущества, когда передавали храмы обновленцам.

О расколе

А сейчас в роли «обновленцев» – так называемая ПЦУ. Но радетели ее создания забыли перелистать страницы истории и убедиться, что искусственно создаваемая карманная церковь обновленцев не получила поддержки у верующих, миллионы людей шли в лагеря, ссылки, в места мучений и казней, но оставались верными Церкви Христовой. Через несколько десятилетий обновленческая церковь исчезла с лица земли, а наша Церковь, пройдя через горнило испытаний, остается и поныне, и мы верим, что, по слову Христа, «врата ада не одолеют ее» (ср. Мф. 16:18).

Жаль наших земляков, наших современников, которые дерзают посягать на Церковь Христову, вмешиваться в область духовной жизни, будучи совершенно несведущими в ней, и навлекают на себя таким образом лишь наказания Божии. Во всех этих антицерковных явлениях, в различных политических инициативах нужно усматривать духовную причину. По слову Достоевского, «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»…

Почаевская Лавра сегодня

О главном пути человека

Нужно помнить, что с нами Господь, что тернистый и узкий путь ведет в Царство Небесное. Нам предоставлена свобода, поэтому нужно больше употреблять ее на молитву, чаще осенять себя крестным знамением, чтоб Господь не лишил нас Своей милости, чтоб Дух Божий нас вразумлял, вдохновлял, чтобы мы помнили, что путь терпения, смирения и любви ведет в Царство Небесное. Сейчас христианам очень трудно. Но Господь видит и знает наши нужды и никогда не оставит без Своей защиты и помощи. Не случайно Он говорил: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32). Нам следует иметь веру святых как образец – образно говоря, быть глухими и немыми к соблазнам этого мира. Суд Божий совершается здесь, на земле. Там будет приговор. Нужно иметь определенное сознание, нужно иметь веру. И все пропускать сквозь призму Священного Писания. Мы должны понимать, к чему нас призывает Господь. К совершенству, к святости, к Царству Небесному, к правильному, богоугодному провождению христианской жизни. И какие бы обстоятельства ни складывались, мы должны оставаться верными чадами Церкви Христовой.

Подготовил диакон Сергий Герук

«Мы сами решаем, впустить ли нам Христа в свой дом или нет…»

Митрополит Владимир (Мороз) – о Почаевской лавре, бесновании и коронавирусе

Беседа с Владимиром (Морозом) – митрополитом Почаевским, викарием Киевской епархии, наместником Свято-Успенской Почаевской лавры – о смысле Великого поста, чудесах от Почаевских святынь и покаянном изменении людей, встретившихся с благодатью.

– Владыко, 24 года вы несете послушание наместника лавры. Хотелось бы получить напутствие от вас на окончание Великого поста.

– Великий пост установлен для того, чтобы мы остановились, проанализировали, как живем, что мы делаем не так, чтобы потрудились исправить свои ошибки, очистились и обновились, чтобы достойно встретить большой праздник Христова Воскресения. А без труда в жизни ничего не дается. Царство Небесное силою берется. Если мы целый месяц не работали и идем к кассе за вознаграждением, то должны быть готовы услыхать: «Слушай, тебя в ведомости нет, ты мало потрудился».

Из своего крестьянского жития до монастыря могу сказать, и знаю отчетливо – нужно трудиться, нужно поститься! Я с 13 лет ходил с отцом на покос. Перед большими праздниками мы знали, что нужно было сугубо попоститься. Бывало, не успеваешь поесть, прихватишь бутылку воды – и айда на поле. Целый день трудились на жаре, только губы смачивали, и никто из нас не упал. Сельский труд – очень тяжелый: что полоть, что копать, что сапкой возделывать землю. А в церкви стоять еще тяжелее. Но это такой добровольный труд ради личного обновления и спасения. Ничто так не обновляет душу, как пост, покаяние и молитва. Молитва низводит благодать Святого Духа, а труд и воздержание обновляют тело. Так поступали все святые. Так нам советует Христова Церковь. И тогда мы почувствуем благодать и живительные импульсы, которые дадут нам силу и вдохновение.

Молитва низводит благодать Святого Духа, а труд и воздержание обновляют тело

«Я стою у дверей сердца и стучу. Кто услышит мой голос, откроет дверь, и Я пойду, и буду вечерять с ним» (ср. Откр. 3, 20), – говорит нам Господь в Евангелии. Один художник написал картину, на которой Творец, всесильный Бог, стучит в двери, но не может войти, потому что ручка одна, изнутри. Хозяин дома – это человек, и, услышав, что к нему стучат, он должен открыть дверь и впустить Гостя. Господь дал человеку свободную волю, и только он сам может решить, открывать ему дверь или нет. Так вот, Великий пост – это возможность впустить Господа в наше сердце.

– Вы в Почаеве уже много лет. Расскажите о вашей первой встрече с лаврой.

– Когда в юношеском возрасте, в 1973-м году, впервые попал сюда, поднялся по ступенькам Троицкого собора, был поражен обстановкой: то ли отчитка шла, то ли молебен, но вокруг собралось много калек и всяких убогих, каких-то бесноватых. С одной стороны квакали, рычали, хрюкали, с другой – смеялись, мычали. Страх и ужас напал на меня.

Но когда я следом за братом вошел в собор и услыхал ангельское пение с двух сторон (с правого и левого клироса), подошел к распятию, а потом по лесенке поднялся к иконе Богородицы, – от этой Божественной благодати и умиления слезы застлали мне глаза. Я до сих пор помню это ощущение, приятное и жуткое. А на второй день мы с братом стояли на акафисте, несколько монахов пели: «Радуйся, Невесто неневестная!» – и меня поразило их пение: голоса нескольких человек звучали как аккордеон, я стоял как вкопанный и не мог пошевельнуться, до чего красиво и слаженно они пели. Очнувшись, приложился к иконе и больше ни о чем не мог думать. Этот день помню до сих пор.

– Почему такое происходит в Почаеве?

– Нечистая сила только в определенные моменты дает о себе знать. Особенно когда речь идет о святых местах. Помните, что сказал Господь Моисею у горы Хорив? «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5).

Это место постоянно освящается, обновляется и излучает свет

Порой святые места освящаются благодатью, которая впервые посетила какое-то место на земле и почивает на нем, или освящается место это молитвой, подвигом, который свершается там… Так и здесь: сначала Божия Матерь освятила лавру Своим присутствием, затем явилась для защиты, через подвиг преподобных Иова и Амфилохия и многих иноков, которые тут молятся и трудятся. Таким образом, это место постоянно освящается, обновляется и излучает свет, который мы называем Божественной благодатью, освящающей и просвещающей наши души и телеса.

Читать еще:  Прах матери Николая II будет перезахоронен в соответствии с православной традицией

И люди это здесь чувствуют. Вспомните, как это было в Киево-Печерской лавре до ее закрытия: богомольцы только подходили к стенам обители, а находящиеся среди них одержимые на расстоянии уже чувствовали благодать и убегали.

– Бесноватые чувствуют благодать места?

Митрополит Владимир (Мороз) – Да, помню, как возле колодца (во время одного из моих первых посещений лавры) служился водосвятный молебен. Собралось очень много болящих, и зрелище было, как говорят, «не для слабонервных». Когда болящих кропили, они начинали бесноваться. Теперь я понимаю, что благодать освященной воды встречается со злым духом, который господствует в человеке, и происходит сопротивление. Люди чувствуют особенную Божественную силу, которая здесь почивает. Это не наша заслуга, это милость Божия. Но в то же время через такие действия благодати Святого Духа, видимые и невидимые, люди воцерковляются, вразумляются и меняют образ жизни, начинают жить по канонам Церкви и согласно Священному Писанию.

– Почему нечистая сила вселяется в людей?

– Причиной такого страшного недуга является грех. Господь терпелив, многомилостив, но и справедлив. Жизнь современного человека – сплошной грех, это жизнь без Бога, без молитвы, без Причастия. В современном обществе уже не существует идеала христианина. Счастье, когда в семье верующие родители, которые сами стараются жить по заповедям и этому учат детей. Быть бесноватым не означает падать на пол и истекать пеной, скрежетать зубами. Можно внешне соблюдать все человеческие нормы, но при этом откровенно творить злые дела. За примерами далеко ходить не нужно…

Жизнь современного человека – сплошной грех, это жизнь без Бога, без молитвы, без Причастия

– Увы, в наше время невозможно обойти стороной тему коронавируса.

– Мы должны слушать голос Церкви, голос Бога, всячески поддерживая рекомендации медиков. Нам, православным христианам, нельзя забывать о том, что во главу угла должно быть поставлено покаяние. Как сказал об этом прекрасно наш Предстоятель в своем обращении к многомиллионной пастве Украины:

«…Надейтесь на Бога и старайтесь исправить свою жизнь. Потому что наши грехи являются причиной того, что произошло с нами. Не надо отчаиваться, потому что отчаяние – это уже дыхание смерти. В истории человечества было много бед, которые несли опасность, смерть, угрозу. Но люди мужественно, молитвой покаяния все это побеждали – и снова жизнь торжествовала».

Лавра сейчас закрыта для паломников и туристов, но храмы открыты для богослужений. А куда же идти людям, если не в храмы, скажите, ради Господа?! Храм – это дом Божий. Здесь силы Небесные невидимо служат. Здесь благодать Святого Духа, здесь чудотворные святыни, источник Царицы Небесной, вытекающий из Ее Стопы, который Она оставила на камне в 1240-м году.

Кстати, тогда тоже был «коронавирус» в виде татаро-монгольской орды, которая не оставляла после себя ничего живого. Русь пылала в огне пожаров, кровью была залита земля Русская… Это был бич за грехи людские, за междоусобные княжеские брани, за язычество, которое неистребимо жило в народе… И вот, Киево-Печерские монахи бежали на запад, водимые Духом Святым, пришли на Почаевскую гору, и здесь явилась им Матерь Божия в огненном столпе. Не это ли свидетельство Её всегдашнего заступничества?!

«Коронавирус» нападал на нас в атеистическое лихолетье, когда Хрущев намеревался к 1980-м году показать по телевизору «последнего попа». Тогда монахов из келлий выбивали водой из пожарных брандспойтов, сажали в «воронки» и увозили, закрывали в психушки… А они возвращались, некоторые, лишенные прописки, прятались на чердаках и спали зимой в ящиках из-под угля.

Почаевская братия. Исповедники 1960-х

– Сейчас Почаевская лавра, слава Богу, полна монахами, которые открыто молятся Богу. Говорят, вы ведете тетрадку, куда вписываете чудеса исцелений.

Мы раз в два года обновляем брошюрку, в которой записываются истории исцелений

– Многих людей приводят в Почаев скорби и болезни. Если бы не это, наверное, путь к Богу был бы куда более длинным и извилистым, и человек никогда бы и не узнал Бога. А когда, милостью Божьей или по совету близких или врачей, человек попадает к нам, он исповедуется, соборуется, причащается – и таким образом начинается исцеление души, а затем и тела. У нас действительно ведется учет таких случаев: мы раз в два года обновляем брошюрку, в которой записываются истории исцелений. И это не сказки или легенды, а действительные события, произошедшие с людьми. Матерь Божия и святые угодники слышат всех, кто бы к ним ни обращался, ибо они вне времени и пространства и намного ближе к нам, чем мы думаем.

– Не могли бы вы зачитать примеры исцелений?

– Вот свежее письмо от Лукии из Кишинёва от 23 марта с.г.: «Наконец-то Бог дал мне четырехкомнатную квартиру. У меня 3 сына и дочь жили в одной комнате, с нами – вшестером, 25 лет! Молилась Почаевской Божией Матери. БОГ С НАМИ. Низкий вам поклон, братия!»

Или вот – пишет Ирина, 28 марта сего года: «Была в лавре при неизлечимой болезни. Наступило облегчение, для меня это неимоверное чудо. Сейчас немного болезнь вернулась, но обязательно хочу приехать опять. Прошу одного: помолитесь о нас, отцы святые».

И таких отзывов ежедневно приходит множество…

Владимир (Мороз)

Биография

Родился 15 августа 1959 года в селе Молодия Глубокского района Черновицкой области Украины в крестьянской семье.

В 1977 году окончил среднюю школу, в 1977—1979 годах служил в рядах советской армии.

В 1979—1980 годах работал на должности заведующего складом в Черновицком епархиальном управлении.

В 1981 году зачислен в число братии Успенской Почаевской лавры.

В 1982 году пострижен в рясофор, в 1983 году — в монашество с наречением имени Владимир.

В 1983 году рукоположён во иеродиакона.

В 1984 году рукоположён во иеромонаха.

В 1989 году мирополитом Никодимом возведён в сан игумена. Назначен ризничим Троице-Сергиевой лавры.

5 августа 1990 года в честь 750-летия Свято-Успенской Почаевской лавры награждён крестом с украшениями.

В 1991 году переведён в клир Черновицкой епархии и назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря села Крещатик.

7 июля 1992 года епископом Черновицким и Буковинским Онуфрием возведён в сан архимандрита.

28 сентября 1992 года переведён в Свято-Успенскую Почаевскую лавру; нёс послушания регента мужского хора и эконома.

27 июля 1996 года назначен наместником Свято-Успенской Почаевской лавры.

3 декабря 2000 года, согласно определению Священного Синода Украинской Православной Церкови от 22 ноября 2000 года, хиротонисан во епископа Почаевского, викария Киевской митрополии, с оставлением в должности наместника Свято-Успенской Почаевской лавры.

9 июля 2006 года возведён в сан архиепископа.

Примечания

  1. Блаженніший Митрополит Володимир нагородив возведенням у новий сан трьох архієреїв Української Православної Церкви

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Владимир (Иркутская область)
  • Стернюк, Владимир Владимирович

Полезное

Смотреть что такое «Владимир (Мороз)» в других словарях:

Владимир (Сабодан) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Владимир (имя). Митрополит Владимир … Википедия

Владимир (Мельник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мельник (значения). Епископ Владимир … Википедия

Владимир (Орачёв) — Епископ Владимир Єпископ Володимир 1 й Епископ Днепродзержинский и Царичанский c 23 декабря 2010 года … Википедия

Владимир Литвин — Владимир Михайлович Литвин Володимир Михайлович Литвин … Википедия

Владимир Михайлович Литвин — Володимир Михайлович Литвин … Википедия

Владимир Павленко — Владимир Павленко на съёмках фильма Ранняя оттепель , 2008 г. Имя при рождении: Владимир Викторович Павленко … Википедия

Мороз по коже (фильм — Мороз по коже (фильм, 1912) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Мороз по коже (фильм). Мороз по коже Жанр короткометражный, драма Режиссёр Владимир Касьянов. В главных ролях … Википедия

Владимир Геннадьевич Резаев — (род. 1956) советский и российский актёр театра, заслуженный артист России (2001)[1]. Содержание 1 Биография 2 Роли в театре 3 Примечания … Википедия

Владимир Резаев — Владимир Геннадьевич Резаев (род. 1956) советский и российский актёр театра, заслуженный артист России (2001)[1]. Содержание 1 Биография 2 Роли в театре 3 Примечания … Википедия

Владимир Баклан — Дата рождения: 25 февраля 1978 Место рождения … Википедия

«НАМ НАДЛЕЖИТ ОСТАВАТЬСЯ ВЕРНЫМИ И ЦЕРКВИ, И ЕЕ КОРМЧЕМУ»! Беседа с митрополитом Владимиром (Морозом), наместником Свято-Успенской Почаевской лавры!

От Редакции: В свое время архиеп. Феофан (Полтавский), духовник св. Царской Семьи, оставил пророчество, которое ему поведали некие старцы: Если Бог даст, и в России восстановится монархия — святая власть истинного Помазанника Божия, — то практически ВСЕ архиереи РПЦ будут… ВЫВЕДЕНЫ ЗА ШТАТ! В Церкви Царем будут оставлены только несколько иерархов, которые остались верными Богу и зову совести. Сосчитать их — хватит пальцев одной или двух рук! Митрополит Владимир (Мороз), наместник Свято-Успенской Почаевской лавры, вызывающий искреннее уважение, станет, скорее всего, — одним из них! Он из тех не многих, кто не боится в наши лукавые дни прямо заявить о пагубности принятия номеров, личных кодов, новых паспортов, цифровых документов и т. д.

В своем обращении от 16.10.12г. № 91/И митрополит Владимир, не страшась церковного начальства (а боятся, увы, есть чего), прямо заявил: «с духовной точки зрения – добровольное принятие и использование человеком цифрового имени вместо имени христианского, а также электронных документов – …, является деянием греховным, равнозначным отречению от Христа…» И это тогда — когда ПОЧТИ ВСЕ архиереи «скромно» молчали и, главное, молчат ДО СИХ ПОР! Исключением, наряду с ним, являются всего лишь несколько иерархов (те самые «пальцы одной или двух рук»): митр. Агафангел (Са́ввин), Одесский и Измаильский; митр. Вениамин (Пушкарь), Владивостокский и Приморский; митр. Викентий (Морарь), Ташкентский и Узбекистанский (куда его «загнали» с Екатеринбургской кафедры); еп. Лонгин (Жар) — ну, и еще, может, несколько архиереев.

Понятно, что сайт «Првославие.ру», будучи официозным рупором Патриархии (как и сам его создатель — архим. Тихон (Шевкунов) (ныне митрополит), который ориентируется в вопросах оцифровки населения на крайне ошибочное мнение по этому поводу архим. Иоанна (Крестьянкина) (читайте об этом важный материал, а также другую публикацию), не затрагивает в приводимом интервью эту «скользкую» для нынешнего апостасийного священноначалия тему. Тем не менее, в данном материале есть важная информация, которую мы посчитали важным донести до наших читателей…

Какую опасность из себя представляет СНИЛС — это абсолютно определенное «число Зверя» — читайте в наших материалах: http://monomah.org/archives/15966 и http://monomah.org/archives/16351

Читайте также важный и дополненный материал, связанный со знамениями и сбывшимися пророчествами: http://monomah.org/archives/17170

Алексей Анатольевич Чеверда

Митрополит Владимир (Мороз) – епископ Украинской Православной Церкви, митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры. 15 августа с. г. владыка отметил свое 60-летие.

Митрополит Владимир (Мороз).

Владыка, в последнем вашем интервью для портала «Православие.Ru» речь шла о противоправных действиях власти в отношении наших великих святынь, таких, как Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская лавры, ряда других древних обителей, которые с легкой руки бывшего гаранта Конституции Украины должны были быть переданы новым раскольничьим структурам. А еще раньше Тернопольская облрада инициировала передачу Почаевской лавры музею, чтобы она стала, по их определению, «общедоступным духовным центром» и для греко-католиков, и для псевдоправославных формирований всех мастей. Сегодня политический слоган «Мова, армія, віра» растворился в небытии вместе с ушедшим президентом Порошенко. Скажите, как братия обители перенесла эти испытания?

– Как и положено монахам, слава Богу, – мужественно, можно сказать даже – героически. Потому что у нас такой девиз, как говорит апостол: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21). Раз взялись за рало, оглядываться нельзя (ср. Лк. 9, 62). Пережив испытания последних пяти лет, сделали выводы, что это еще цветочки в сравнении с терниями, которые вынесли наши предшественники и наставники, жившие в лавре в годы хрущевских гонений 1950–60-х годов. Вот Господь и нам попустил, чтобы каждый из нас испытал свою веру: насколько ревностно он подвизается в Боге, как исполняет монашеские обеты.

Читать еще:  Духовный праздник на киевской Приорке

– Какова ситуация и настроение сегодня?

– Как видим, сегодня ситуация несколько изменилась, наши недоброжелатели, как говорится, пар выпустили, и наступило некоторое затишье. Но что будет дальше – Бог весть, на Него наша надежда. Думаем о худшем, надеемся на лучшее и за все благодарим Господа…

Церковь Христову никогда в покое не оставят, потому что она свидетельствует о том, что мир во зле лежит

Мы понимали, что если бы бывший лидер страны прошел на вторую каденцию, он бы с нами расправился. Но молитвы и воздыхания людей были услышаны Господом. И Он дает возможность, чтобы мы ценили то, что имеем. Касательно нового руководства страны и его отношения к канонической Церкви ничего определенного сказать пока нельзя. Сам новый гарант Конституции заявлял о недопустимости вмешательства в жизнь Церкви, однако его помощники выражают совершенно противоположное мнение: например, заявляют о необходимости смены названия Украинской Православной Церкви, снова достают из старых портфелей политические ярлыки…

Знаете, Церковь Христову никогда в покое не оставят, потому что она свидетельствует о том, что мир во зле лежит. И падший мир не может этого стерпеть. По слову Святого Писания: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе». (1 Ин. 5, 19–20).

Свято-Успенская Почаевская лавра.

Владыка, на многочисленных лаврских службах звучат сугубые молитвы о мире на Украине, даже после трапезы братия опять-таки молится о мире. Известно, что к стенам лавры еще в начале года приезжали автобусы с рейдерами, были и представители униатов, жаждущие захватить Почаевскую лавру. Но будто какая-то сила их не пускала сюда, все эти «инициативы» провалились…

– Действительно, молитва – великая сила. Об этом пишут святые отцы, и мы убеждаемся в этом. Ведь в лавре она не прекращается ни на минуту. Звучит Неусыпаемая Псалтирь (каждый брат поочередно обязан один час ночью молиться), беспрерывно читаются акафисты, братия молится келейно уже после завершения вечерних служб и бдений, поздним вечером, ближе к полночи, крестный ход с иконами, Крестом Господним, обходит обитель… Небесные силы хранят нас. Ведь история помнит, как в часы гонений являлся сам преподобный Иов Почаевский, как на глазах хрущёвских гонителей фрески Троицкого собора, который они пытались закрыть, вдруг обновились и засияли…

Подобные листовки «Правого сектора» вывешивались на стенах Почаевской лавры и по всей Украине у храмов канонической Церкви.

Да, об этом нам, журналистам, в свое время рассказывали лаврские старожилы…

– В начале ХХ века Церковь была обречена на уничтожение. Вспомните из истории эти страшные «безбожные пятилетки» и репрессии, когда Церковь должна была быть стёрта с лица земли. И что произошло? Началась война 1941–1945 гг. И Сталин впервые обратился к народу со словами: «Братья и сестры», а не «товарищи». Храмы стали открываться, священники и архиереи, миряне – возвращаться из тюрем и лагерей. Ведь гонители не с нами воюют, мы хотя и монахи, верующие, но просто люди, немощные, и уничтожить нас не составляет труда. Но воевать против Бога и Его Церкви – значит собирать угли на свою голову. И мы видим, как бесславно закончили жизнь гонители всех веков, начиная с римского Нерона и кончая винтиками репрессивной машины безбожного ХХ века. Ибо Господь и в силе, и в правде. И молитвенное воздыхание народа Божьего не остается без Его внимания. Мы благодарим Бога за испытания, видим, что Господь нас слышит и дает еще время для покаяния, для того, чтобы мы осуществляли то, к чему призваны. Каждая минута, прожитая правильно, для нас радостна, потому что она пережита в покаянии… Потому что она нас обновляет, очищает и готовит к Вечности.

Воевать против Бога и Его Церкви – значит собирать угли на свою голову

Когда на востоке страны возникли боевые действия, националисты-радикалы стали развешивать листовки с призывами отбирать храмы у «церкви-агрессора». Дошло до того, что в кафедральном соборе в г. Сумы СБУ обыскивало подвалы в поисках боевых патронов в ящиках. Кому-то померещилось, что в коробках хранятся патроны. На самом деле это были огарки свечей. В лавру то и дело приходили какие-то подозрительные личности, что-то высматривали. Потом оказалось, что провокаторы пытались подбросить нам оружие, гранаты, чтобы «доказать» причастность монахов к войне и затем организовать захват лавры. Слава Богу, удалось вовремя обнаружить провокацию, вызвать сотрудников милиции и СБУ. Затем мы выставили охрану вокруг лавры, чтобы не допустить подобных провокаций. Господь отвёл врагов Церкви и защитил нас, захватчики были посрамлены. Можно констатировать, что с 2014-го по 2019 год Украинская Православная Церковь пережила настоящее гонение.

Непроизвольно возникает аналогия из истории Почаевской лавры, когда в 1675-м году 50-тысячный отряд турок в страхе бежал, когда пущенные в лавру стрелы обратились против них…

– Вы знаете, этот исторический факт имеет реальное подтверждение. Ведь в Почаеве до сих пор живут потомки тех турецких воинов, которые, увидев это чудо, приняли христианство и остались здесь жить (более подробно об этом удивительном случае читайте во втором материале, расположенном ниже, — ред.). А все эти явления современные, с ярыми нападками на Церковь Божию, с лукавыми «томосами», верующих не удивляют. Ведь все знают слова апостола о том, что диавол ходит, как лев рыкающий, ища, кого погубити (ср. 1 Пет. 5, 8). Ему не нужны материальные ценности и богатства, ему нужно напасть на Церковь, на каноническое её устройство, разрушить правильный союз человека с Богом.

Чудесное избавление Почаевской лавры от нашествия турок 5 августа 1675 г. Литография ХІХ века.

В Патерике читаем, как один преподобный шёл и увидел беса, который сидел на жердочке и беспечно махал лапами, и на вопрос преподобного о том, чего он так праздно сидит, тот ответил, что уже настроил врагов против обители Божией и теперь отдыхает. Так и у нас было: наши враги хотели разорвать союз человека с Богом, навредить Церкви, в первую очередь в таких монастырях, как Киево-Печерская, Святогорская, Почаевская лавры, других обителях Украины. А у нас их, слава Богу, более 200… Вот, против обителей и храмов УПЦ и были устрояемы всевозможные нападки.

У раскольников монастыри практически отсутствуют. Номинально числятся, но проживают в них по два-три человека, в лучшем случае. Почему так, владыка?

– Потому что человек, решивший посвятить себя монашескому подвигу, не поддастся на уловки раскольников. Он сердцем чувствует, где благодать и Правда Божия, а где ее нет. У раскольников ее нет. И практически полное отсутствие монашества тому свидетельство…

Поэтому отдельные и хорошо известные политики, понимая это, искали пути «доказательств» в обратном. Полагая, мол, заберем монастыри и докажем: «правда на нашей стороне». И через министерство культуры, через попытки отменить наши договора с государством на аренду земли и имущества, через районные администрации пытались нас обезоружить. Но Господь нас спас. И, как вы правильно заметили, стрелы нападавших на лавру обернулись против них самих. Политическая карьера недругов Церкви Божией с позором провалилась.

Владыка, мы видим, как новый раскол набирает силу. Видим, как политический фактор внедряется и во взаимоотношения Поместных Церквей. Чего стоит одно признание «ПЦУ» двумя Патриархатами…

– Скажу сразу, что эти заявления вовсе не выражают общую позицию этих Церквей. В личном контакте, в переписке, в заявлениях целого ряда греческих архиереев, многих афонских насельников звучит диаметрально противоположное мнение.

Давайте вспомним Деяния апостолов, когда апостолы были арестованы, а уважаемый в народе законоучитель Гамалиил в синедрионе сказал: отстаньте от этих людей, «ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится» (Деян. 5, 38). Или вспомним события столетней давности. Большевики способствовали утверждению раскольнической «обновленческой церкви», а Константинопольский Патриархат не только признал эту лжецерковь, но и осудил Патриарха-исповедника Тихона как «вносящего смуту» в церковную жизнь. С обновленцами также сослужили представители Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Печальная страница, но это факт. И где сейчас «обновленцы»? Их дело было «от человеков», а не от Бога, и оно в несколько лет разрушилось. Так и сегодня. Верим: правда восторжествует.

«СЦУшники» снова придумывают какие-то «исторические доказательства», тиражируют их в СМИ, а попросту занимаются элементарной фальсификацией.

– Если бы правда была на стороне раскольников, их дела, слова и поступки дышали бы любовью, они бы действовали по законам Божественной Правды, законам, прописанным Святым Духом, святыми апостолами. И в их среде царила бы любовь и взаимопонимание.

Прибытие Крестного хода из Каменец-Подольской епархии в Почаевскую лавру 25 августа 2019 года.

Если бы правда была на стороне раскольников, их слова и поступки дышали бы любовью

Но мы видим обратное – агрессию, они снова раскалываются сами в себе. Ведь это же очевидно, поскольку происходит на глазах всего мира. Не думаю, что святители других Поместных Церквей этого не видят и не поймут. Трудно признавать ошибки, но придется. Светлой памяти Митрополит Владимир (Сабодан) в одной из своих проповедей, по-моему, в слове в Неделю о Страшном Суде, говорил, что Церковь в конце времен станет предметом ненависти и разделений. Может быть, такие времена не за горами.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий призывает всех нас к единству, к стойкости в вере, к личной ответственности каждого христианина за судьбу Церкви, чтобы достойно пройти испытания времени.

– Совершенно верно. Нужно понимать, что всякое испытание – это своеобразный экзамен на хранение нашей веры. И этот экзамен каждый христианин обязан сдать и получить соответствующую оценку. Станет понятно, были ли мы верны Христу, были ли с Ним, или поколебались, испугались, пошли на поводу мирских бурь и штормов. Но Господь с нами, как Кормчий этого корабля – Церкви Христовой. И нам надлежит оставаться верными Церкви, её Кормчему и всему народу Божьему. И пусть Господь поможет в этом. Ибо, кто потрудится для Духа, тот пожнет Жизнь Вечную (ср. Гал. 6, 8).

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР ПОЧАЕВСКИЙ: «Внедрение этой пагубной системы является преступлением перед Богом и человечеством»

Выступление митрополита Владимира Почаевского за круглым столом в комитете Верховной Рады

Уважаемые участники круглого стола!

Братия и сестры!

Сегодня православный народ, как истинный хранитель веры и благочестия, обеспокоен тем, что происходит в религиозной, политической, экономической, научной и культурной жизни нашей страны и всего мира. В этом мы видим отрадное проявление бдительности и духовного трезвения в церковной среде. Тлетворный антихристианский дух все активней проникает в нашу повседневную жизнь посредством упорного навязывания западных ценностей: идолов комфорта, самоуверенности, вседозволенности и т.д. Согласно Откровению, в определенное время этот процесс закончится воцарением антихриста и отпадением многих от благодати Божией через принятие пагубного начертания. Ибо как человечество перед всемирным потопом потонуло в своих грехах и пороках, так и в конце истории люди сначала проникнутся духом антихриста, а потом примут его начертание.

Сегодня как и раньше у многих верующих — чад Украинской Православной Церкви — большую тревогу вызывает внедренная всеобщая безальтернативная кодификация всех людей, которая охватывает все сферы жизни. Немало православных христиан склонны (не без основания) видеть в этом исполнение апокалиптического пророчества о начертании антихриста, воспринимая цифровые идентификаторы как указанное святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом «имя зверя», связанное с числом зверя — 666 (см. Откр. 13, 17-18).

Уже сейчас нетрудно представить возможные последствия цифровой идентификации всего населения страны. Ведь в результате идентификации, сбора персональных данных и создания банка информации о всех гражданах государства колоссально возрастает контроль за каждой отдельной личностью. А дальнейшее международное объединение компьютеризированных систем контроля создает все условия для появления надгосударственных руководящих структур, которые перерастут в пророчествованное «мировое правительство». Это становится последним шагом на пути к полной реализации эсхатологической перспективы (развития событий в последний период истории человечества), описанной святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, ибо в случае овладения подобным аппаратом тотального контроля за человечеством легко реализуется «царство антихриста».

Читать еще:  Центр христианства может переместиться в Африку

Силы, которые готовят воцарение антихриста, сегодня пытаются соблюсти видимость закона и требуют «добровольного» согласия на сбор и обработку персональных данных.

В основе сбора персональных данных лежит цифровой идентификатор, который служит ключом доступа к информации, содержащейся в банках данных.

Очевидно, что система тотального контроля может существовать без антихриста. Она может поддерживать любого диктатора. А вот антихрист без системы тотального контроля царствовать не сможет. Следовательно, система тотального контроля должна быть введена до воцарения антихриста. А нанесение «начертания» на тело человека в этой системе может осуществиться одним указом.

Но при этом необходимо помнить, что начертание антихриста лишь завершит процесс отпадения от Бога и благодати Его, что ныне тайно совершается в глубине человеческих сердец. Именно в этом случае цифровой идентификатор, который присваивается каждому человеку и со временем будет нанесен на него через какую-то «несмываемую» технологию, действительно станет «печатью антихриста». Уже сегодня люди стоят перед выбором: или принять цифровой идентификатор, без которого невозможно существовать человеку в обществе, или же отказаться от него и, как следствие, оказаться вне антихристианского сообщества и подвергнуться гонениям — таковы реалии современности, которые совпадают с Откровением святого апостола Иоанна Богослова.

Внедрение этой пагубной системы является преступлением перед Богом и человечеством.

Считаем своим долгом предупредить всех, что это приведет к лишению государства своего суверенитета, а человек в этой жизни лишится личной свободы и станет объектом тотального контроля, а в будущей лишится Вечного Блаженства.

Господь говорит через Священное Писание, что «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:9-11).

Митрополит Владимир Почаевский (Мороз)

«Преступление без наказания не останется»: Беседа с наместником Почаевской лавры о современных гонениях

Митрополит Почаевский Владимир

«Преступление без наказания не останется»: Беседа с наместником Почаевской лавры о современных гонениях

В послемайданный период Тернопольские депутаты облсовета неоднократно инициировали передачу Почаевской лавры со всеми прилегающими территориями краевому историческому заповеднику, мотивируя тем, что лавра является «общенациональным достоянием», а посему в ней имеют право проводить богослужения и греко-католики, и раскольники лжепатриарха Филарета, и неканонические «автокефалы» (УАПЦ). По сути, это означает – отобрать великую православную святыню у канонической Церкви. К счастью, глава государства пока не откликнулся на обращения тернопольских политиков. Хотя по области, как и по другим регионам Западной Украины, с попущения и при поддержке местных властей прокатилась волна захватов приходских храмов. Всего за последний период преимущественно в западных регионах Украины было захвачено более 40 церквей. Но поразителен факт: отобранные храмы практически пустуют, а многих «активистов» рейдерских налетов, как свидетельствуют верующие этих сел, постигли всевозможные несчастья.

Об этом наш разговор с наместником Почаевской лавры митрополитом Владимиром (Морозом).

Почаевской лавры митрополит Владимир (Мороз).

– Владыка, непроизвольно напрашивается историческая параллель, когда после революции 1917 года большевики поддерживали самозванных «живоцерковников», передавая им православные храмы и монастыри. Так и сейчас в деятельности украинских раскольников очевидны политические слагаемые – спекуляция на национальной идее. Причем всплески агрессии рейдеров выпадают на пики политических обострений и кризисов в стране. Насколько опасны эти инициативы приверженцев так называемого «УПЦ-Киевского Патриархата» сегодня?

Вы знаете, история – лучший учитель. Все эти «инициативы» политиков, кроме вреда, своему народу ничего не приносят. Как сохранить единство и мир в стране, когда поддерживаются расколы в религиозной жизни? Что значит: забрать храм у одной конфессии и передать другой? Это же преступление. Но инициаторы таких методов должны еще помнить, что храмы они отбирают не только у людей, но и у Бога. Ибо сказано в Писании: Дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13).

Смотрите, в советское время работала такая мощная атеистическая машина, и ей не удалось закрыть Почаевскую лавру. Вспомните 1960-е годы, когда в период хрущевских гонений местные власти объявили нашей лавре настоящую войну – монахов силой вывозили в леса и поля, лишали прописки, сажали в тюрьмы и психушки, водой из брандспойтов заливали кельи. Но Матерь Божия не допустила закрытия, лавра устояла.

– Ведь Почаевскую лавру не раз хотели поработить и турки, и татары, и униаты.

На стене Успенского собора изображен исторический эпизод: облога лавры, татары выпускают сотни стрел. Но над обителью является Пресвятая Богородица, и стрелы поворачиваются вспять, поражают захватчиков. Те обращаются в бегство. И это не сказка. Это реальное свидетельство заступничества Божьего. Событие это сохранено в летописях и других документах. А было вот что. В августе 1675 года Магомет IV, турецкий султан, вознамерился мстить Польше за нарушение Бучакского мира и за поражение при Хотине. Он отправил 50-тысячное турецко-татарское войско с конницей, под предводительством Нуреддина, султана татарского, чтобы учинить нападение на короля. Как обычно, татары оставляли после себя выжженную землю. И вот, на пути этого кровавого войска оказался небольшой и незащищенный православный монастырь Почаевский. Подступая к нему, турки уже сожгли окрестные строения, убили двух человек из братии и начали готовиться к штурму. С военной точки зрения, осада обители не представляла для них серьезной операции: монастырь в то время не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, как это изображается на позднейших гравюрах, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев. Помощи ждать было неоткуда. Игумен обители о. Иосиф (Добромирский) благословил братии обратиться к единственной Заступнице – Матери Божией – и к блаженному угоднику Иову.

Облога Почаевской лавры татарами

Ранним утром 5 августа турки пошли на штурм. Монахи ответили на него служением акафиста перед чудотворной иконой Матери Божией Почаевской. И лишь они начали петь первый кондак «Взбранной Воеводе», как над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными Ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и турки и стали пускать стрелы в этих небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрелявших. Нападающие пришли в ужас и замешательство, их охватила паника, и они бросились бежать. Согласно лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании. Навеки запечатлено это событие в памяти Почаева и всей Церкви. Каждый день перед чудотворной иконой Почаевской и перед ракой преподобного Иова приносится благодарность Царице Небесной за это чудесное спасение.

Безчисленны примеры заступничества и помощи Богородицы, и до сих пор каждый паломник, прихожанин лавры испытывает эту помощь. Матерь Божия еще в 1240-м году явилась здесь в огненном столпе и оставила на камне след Своей Стопы. Она, как Неопалимая Купина, свидетельствовала – место это свято. Она здесь Игумения, покровительница этого края…

– Владыка, расскажите о том, какой жизненной трагедией обернулось «хрущевское гонение» для некоторых его исполнителей здесь, в Почаеве.

Это трагическая история. Был такой в Кременце первый секретарь райкома Андрей Ичанский, который поставил себе цель закрыть лавру любыми средствами. Собирал данные на монахов, докладывал в КГБ. Когда закрывали монашеский Троицкий скит, лично присутствовал при поломке старинного иконостаса, чуть ли не плевал на иконы, хулил святых. Одна из женщин сказала ему: «Чи ви Бога не боїтесь, Його кари?» «Як що Він є, нехай карає!» – засмеялся и ушел. А в этот же день его дочка, которая училась во Львовском институте на химика, в лаборатории делала какие-то опыты, и в ее руках взорвалась колба с кислотой, обожгло лицо и глаза, ослепла, а потом умерла… Похоронена на поселковом кладбище недалеко от лавры. Потом этот коммунист горько плакал и приговаривал: «Боже, Боже, на що Ти мене так тяжко покарав…». Говорят, что он потом каялся, уверовал в Бога.

– Интересно, знают ли об упомянутых вами событиях нынешние гонители?

Вряд ли их это интересует. Этих людей можно лишь пожалеть: они сознательно творят преступления, посягая на святыню. А это никогда не остается без наказания. Спрашивается – какая у них цель? Чего они хотят? Исполнить меру беззакония, повторить путь своих предшественников, гонителей Христа? Если они люди верующие (а они выступают как радетели веры), то Господь не учит так поступать. Кроме того, думают, что монахи – это безвольные люди. Но монахи вовсе не безвольные, они исповедники и готовы в любую минуту жизнь положить за Христа.

Поэтому жаль наших земляков, наших современников, которые дерзают посягать на Церковь Христову, вмешиваться в область духовной жизни, будучи совершенно несведущими в ней, и навлекают на себя таким образом лишь наказания Божии. Во всех этих антицерковных явлениях, в различных политических инициативах нужно усматривать духовную причину. По слову Достоевского, сатана борется с Богом, а поле брани – сердца людей…

– Тем не менее за последние годы прокатилась новая волна захватов православных храмов…

Ко мне приезжает духовенство из соседних районов, где были захвачены храмы. Каков результат? Люди в эти храмы не ходят, они пустуют. Возьмем, к примеру, нашумевшую Катериновку, где было совершено настоящее побоище возле храма. Приверженцы «Киевского патриархата», заручившись поддержкой «Правого сектора», силой захватили Свято-Георгиевский храм 15 сентября 2015 года. Захватчики применили силу – дубинки, слезоточивый газ, были травмированы 20 человек, в числе которых беззащитные женщины. Сейчас верующие села Катериновки построили новый храм и в нем молятся. Если вы съездите туда и поговорите с батюшкой, он расскажет, какие последствия постигли захватчиков, что произошло за три года с этими агрессивными людьми. Одни умерли, другие покалечились при различных обстоятельствах, кто-то заболел туберкулезом, кто-то желтухой, кто-то был ранен конем на пашне, а кто-то попал в аварию…

– Что же делать, чтобы воцарился мир не только в религиозной жизни, но и в целом на Украине?

Господь говорил: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Это главное условие для всякого мира – в семье, в обществе, в государстве – исполнение этой заповеди Христа. Какая причина того, что нет взаимопонимания между людьми? Причина в том, что исчезло желание понимать друг друга, уважать, любить, радоваться. И как следствие – рост беззакония. Преп. Серафим Вырицкий говорил, что в наше время от зависти, жажды наживы, любви к деньгам люди будут гибнуть.

Ради денег продаются семейные ценности, продается совесть, продается нравственность, все истинно ценное ради наживы продается. Рекламируется комфорт, как идеал человеческого совершенства, в котором нам всем хочется жить, и современный человек в погоне за этим комфортом погибает духовно. Человек заходит в такие дебри в духовном плане, что оттуда выйти сам не в состоянии, он уже связан силами зла по рукам и ногам, и сатана свою жертву уже не отпускает. Человек думает – еще один шаг, еще одну операцию проверну, тогда уже подумаю о душе… И так до старости, а потом уж ни времени нет, ни сил для этого.

– Хотелось бы, владыка, завершить нашу беседу на оптимистичной ноте. Как верующим быть в этих условиях?

Нужно помнить, что с нами Господь, что тернистый и узкий путь ведет в Царство Небесное. Нам предоставлена свобода, поэтому нужно больше употреблять ее на молитву, чаще осенять себя Крестным знаменем, чтоб Господь не лишил нас Своей милости, чтоб Дух Божий нас вразумлял, вдохновлял, чтобы мы помнили, что путь терпения, смирения и любви ведет в Царство Небесное. Сейчас христианам очень трудно. Но Господь видит и знает наши нужды и никогда не оставит без Своей защиты и помощи. Не случайно Он говорил: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12, 32).

Нам нужно иметь веру святых как образец – образно говоря, быть глухими и немыми к соблазнам этого мира.

10 января 2018 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector