3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сближение без политики

Сближение без политики. Патриарх Кирилл посетил Молдову и Приднестровье

Сокровищница молдавского языка

По просторам интернета быстро распространилась сногсшибательная новость – на следующий день после вступления в должность президента Игоря Додона на сайте главы государства румынский язык заменили на молдавский.

Всемирная паутина буквально взорвалась: «Ай, молодца!», «Да, не может быть!», «Вот это да!», «Мужественный шаг президента», «Здорово начал» и т.д.

На самом деле данная «сенсация» выеденного яйца не стоит. Произошло всего лишь техническое исправление на интернет-ресурсе Президента Республики Молдова – сочетание букв, обозначающее переход на версию на государственном языке, было заменено на сайте с RO (румынский) на MD (молдавский).

Согласно Конституции РМ, молдавский язык является государственным языком Республики Молдова. Тем самым администрацией Игоря Додона выполнена чисто техническая формальность в замене двух букв и только. Содержание материала на сайте молдавского президента в разделе «MD» осталось в румынской интерпретации.

Исторически молдавский язык сформировался на несколько веков раньше румынского языка. Он создавался на основе латинской графики в отличие от румынского языка, который использует латиницу. После прихода к власти в Молдове политических сил, проповедующих унионистские идеи, произошел языковой переворот. Молдова отказалась от своего исторического языка в пользу румынского, обозвав его молдавским с использованием латинской графики. Затем Конституционный суд РМ узаконил первенство Декларации о независимости РМ над Конституцией, где употреблено понятие «румынский язык» в качестве официального государственного языка страны.

После развала Советского Союза литературная форма молдавского языка на исторической родине не развивается в среде политики, культуры, науки и искусства Молдовы вообще. На сегодняшний день Приднестровская Молдавская Республика стала сокровищницей молдавской языка. Приднестровье сегодня единственная страна мира, где функционирует и развивается исторический молдавский язык. Не станет ПМР – умрет молдавский язык.

Так что ничего революционного в Молдове на самом деле не происходит. Спираль истории вернулась во времена правления коммунистического лидера Владимира Воронина, который активно заигрывал с Москвой, используя пророссийские настроения в молдавском обществе. Социалист Игорь Додон использует ту же тактику – на отливе проевропейских настроений. Он, используя пророссийскую риторику, взобрался на гребень волны.

Теперь для удержания баланса в своеобразном политическом серфинге Додон будет активно использовать подобные трюки, которые фактически малозначительны для смены курса страны и изменения жизни населения, но способны помочь продержать как можно дольше у власти. Известный факт, русские славятся своим радушием и доверчивостью, поэтому Игорь Додон выбрал правильную тактику, которую всегда можно кардинально видоизменить при перемене «погодных условий».

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com

Отзывов (18) на «Сокровищница молдавского языка»

  1. Гражданин пишет:
    28 Дек 2016 в 9:14

Бесконечно дурить русский народ не получится. Хотя такие шаги всегда будут приветствоваться и, если это всерьез и надолго, то могут стать спасительными для Молдовы и ее несчастного народа.

Не станет ПМР – умрет молдавский язык. Спасибо, поржал

Всегда надо начинать с малого, а ваш новый президент что делает, приписывает себе чужие заслуги…….

У России две беды: дураки и дороги. Насчет дорог уже давно все известно, а вот русские дураки не перестают нас удивлять… И забавлять заодно.
Оказывается провинция где 80% молдаван запрещено образование на родном языке- сегодня единственная страна мира, где функционирует и развивается исторический молдавский язык. Не станет ПМР – умрет молдавский язык.

Вот какрго оно оказывается. Ни добавить, ни убавить. Интересно, чем там кормят народ в приднестровье что бы такое сказать?

300 Лет назад, Дмитрий Кантемир, которого никто не может обвинить в нелюбви к русским написал “Хроникул векимей романо молдо-влахилор”. И там есть такое высказывание, цитирую:
…Мы, молдаване, также называем себя румынами, а язык свой (называем) не дакийским или молдавским, а румынским, так если мы хотим спросить у чужака если он знает наш язык, мы не спрашиваем-”знаешь молдавский?”, а “знаешь румынский?”…

Автор, румынским языком владеешь? Чем от отличается от молдавского?

Анатолий, наивно предположу что румынский развивался, а молдавский был как бы заморожен и не в отношении изящной словестности, всякие стишки конечно писали и в советское время, но сколько-нибудь сложный технологический процесс уже не в состоянии описать.

Уважаемый, если наивно предположить что Китай когда нибудь захватит Россию или там часть России, и русский язык будет запрещен в употреблении, и если через 100 лет та часть России освободится, то по вашей логике русский язык использовать в какой либо сфере будет нерационально потому что: русский сколько-нибудь сложный технологический процесс уже не в состоянии описать. Согласны ли вы с таким положением дел?

Второе, как уже ясно из моего первого коммента, румынский и молдавский это один и тот же язык. И это сказал не и не вы а Дмитрий Кантемир, 300 лет назад, находясь в (России). А как известно, румынским языком пволне успешно пользуется такая страна как Румыния которая не менее развита чем Россия а по уровню доходов населения даже опережает. Так что не в языке дело.

Ну Дмитрий Кантемир немножко не так сказал … мы романский народ… интерпретация от понятия рымская империя, а смесь народов, не зависимо от языка, произошла в Молдавии, кстати часть Румынии входила в Молдавию, появилась примерно лет за 200 раньше чем выделась Румыния в отдельное госудаство. Удачи

История освобождения русскими войсками молдован от турецкого ига умышленно забывается врагами молдавского народа. А зря. Такого процветания как под защитой русского оружия у молдавской нации не было и не будет никогда.

6. описал свои предположения не намекая на то что надо так и хранить молдавский на полочке, а что теперь приходится заимствовать из румынского слова, понятия, конструкции

8. я так понимаю молдову “освободили” русские, а румынию не смогли и результат мы наблюдаем. не такой контрастный как кореи, но ощутимый

И такого унижения и оскорбления как под русскими Молдова никогда не будет иметь : расстрелы , ГУЛАГи ,тюрьмы , колхозы , ссылки и высылки , исскуственные голодоморы и т . д. ни одна смерть младенца не стоит вашего ,, процветания ,, и вообще ,, гражданин ,, ты недалёкий индивидум !

10. надо быть турком чтоб констатировать очевидное? если так, то несомненно турок

Влас а 1992 тебе напомнить, а 1941-1944?
Игорь никто в тебе и не сомневался.
В 1918 — 1940 вообще-то Молдавия была под румынами. Какой там был ГУЛАГ, колхозы? Влас, выброси румынский учебник истории сразу полегчает.

Читать еще:  В Российском исламском институте пройдет День открытых дверей

Юрий, Дмитрий Кантемир именно так и сказал как я написал. Кстати, не часть Румынии прнадлежало Молдове, а Молдова обьеденившись с Валахией создала Румынию. А нынешняя Республика Молдова к Молдавскому Княжеству претензии не может иметь: потому как тут была Бессарабия.

Гражданин, находясь под турецким игом, Молдова имела свое государство, своего князя, законы на своем языке, чиновников молдаван, своих таможеникоа, свою армию, запрет на строительство мечетей на молдавской земле и прочее.
В “Освобожденной” Бессарабии, молдаване были лишены всего этого. Русский патриарх умудрился закрыть более 1000 молдавских церквей, потому что было невозможно провести там службы на русском. Потом тот же патриарх согревал свое жилище молдавским церковными книгами.
Вот это мы молдаване “забываем”
Гражданин напомните пожалуйста, про 92 год, напомните про 41-44 год.
Напомните пожалуйста как сталин поделил Европу с гитлером. Или как русские нпали на полицейском отделении вопреки договору о перемирии.

Анатолий красиво поешь, впрочем для адвокат дьявола со стажем это не редкость.

Гражданин ! ты дурак или мне кажется ? При чем здесь 1918 и 40 г . г . и ГУЛАГи они начались в первый же месяц после оккупации 28 июня 1940 — 49 года Бессарабии русскими .

А про румынскую оккупацию 1918-1940, 1941-1944 чего не вспомнил или тогда тюрем, пыток, зверств и издевательств не было?

Отношения с Румынской церковью

После распада СССР, в связи с восстановлением Бессарабской митрополии решением Священного Синода Румынской Церкви от 14 сентября 1992 года, возникли трения в связи с взаимными юрисдикционными притязаниями на территорию Молдавии.

В конце октября 2007 года конфликт вновь обострился после принятия 24 октября Священным синодом Румынской Церкви решения о создании в составе Румынского патриархата семи новых епископатов: в частности, в Бессарабской митрополии решено возродить Бельцкий епископат (бывший Хотинский), епископат Южной Бессарабии с центром в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Как заявили в Румынском Патриархате, означенные епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их восстановлении по требованию румынских православных верующих [2] [3] . Тираспольская и Дубоссарская епархия Православной Церкви Молдовы (РПЦ) назвала решение Синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три собственные епархии, центром одной из которых станет город Дубоссары (Приднестровье), незаконным [4] . Митрополит Кирилл (Гундяев) расценил решение Румынского Синода как «шаг, который разрушает православное единство и не останется без последствий» [5] .

6 ноября 2007 года СМИ распространили заявление митрополита Петра (Пэдурару), главы Бессарабской митрополии, о том, что «Румынский патриархат намерен расширять своё влияние в Молдавии и на Украине, в частности, увеличивая здесь количество приходов и епархий» [6] .

7 ноября 2007 года Заявление Священного Синода РПЦ «в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении её епархий на территории Молдавии и Украины» выразило «глубокую озабоченность и скорбь» в связи с таким решением РумПЦ, расценив такой шаг как «попрание самих основ церковного строя»; Заявление выразило «решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы» [7] .

14 ноября 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) признал неправомерными действия РумПЦ по созданию своих епархий на территории Украины и выступил с заявлением [8] [9] .

22 ноября 2007 года в Троянском монастыре (Болгария) состоялась встреча представителей РумПЦ с представителями РПЦ, на которой последние потребовали упразднить три румынские епархии в составе «Бессарабской митрополии» [10] [11] . По сообщениям румынской печати, РумПЦ высказалась за создание в Молдавии автокефальной Церкви как способа решения «проблемы Бессарабской митрополии» [12] .

В январе 2008 года в конфликт вмешались власти Молдавии, потребовав от четырёх священнослужителей и монахини Бессарабской митрополии покинуть территорию страны; Румынский патриархат усмотрел в этом попытку запугивания клириков митрополии [13] и обратился в Совет Европы с жалобой на президента Молдавии Владимира Воронина [14] .

21 января 2008 года Владимир Воронин и Алексий II совместно осудили политику Румынского Патриархата на территории Молдавии; в частности Воронин заявил, что «создание так называемой „Бессарабской митрополии“ и её структур — это часть агрессивной политики Румынии против суверенного молдавского государства» [15] . В тот же день Воронин получил от Патриарха Алексия II премию Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» [16] .

Епархии

Православная церковь Молдовы включает шесть епархий:

Митрополия: «Церковь унижена и поставлена на колени»

Митрополия Молдовы опубликовала обращение главы церкви, в котором подчеркивается, что священнослужители высказывают недовольство тем, с какими серьезными ограничениями прошли пасхальные праздники. Обеспокоенность вызвали запреты на службы с участием прихожан и посещение кладбищ в поминальные дни.

«Священство спрашивает нас, руководство Церкви Христовой в Молдове, почему мы сдались так просто, почему согласились на эти жесткие меры, учитывая, что другие страны не прибегали к таким ограничениям?» — сказано в обращении.

Митрополит отметил, что «самым печальным» стало то, что государство предпочло разрешить работу продуктовым супермаркетам, которые были переполнены, а церковь «поставили в один ряд со строительными магазинами и компаниями, предоставляющими услуги».

Митрополит выразил недовольство тем, что некоторые церкви были оштрафованы на крупные суммы, от 22,5 тыс. леев до 70 тыс. леев. Также он отметил, что в одном из пресс-релизов правительства говорилось о том, что 26 апреля воскресная литургия прошла только в 564 церквях, а в 816 не проводилась. Он отметил, что священники в каждой церкви ведут службы и молятся о прекращении пандемии, исцелении больных и прекращении засухи. Митрополит Владимир подчеркнул, что за последние два месяца священники поддерживают духовно и материально медработников и нуждающихся людей, не предавая это огласке.

«Церковь полностью вовлечена в преодоление кризисной ситуации, но орудия церкви — это Литургия и семь таинств, без которых церковь не может полностью выполнять свою работу», — заявил митрополит.

Владимир отметил, что отношение правительства является «тревожным и совершенно недопустимым». «Православная церковь Молдовы — это не субъект сектора HoReCa или бизнес, который можно остановить на время эпидемии. Православная церковь — это бого-человеческий институт, который два тысячелетия трудится на благо людей, в том числе во время эпидемий, что доказано веками. Православная Церковь в Молдове существует еще до основания государства Республика Молдова и была и является основой морали и благосостояния граждан этого государства, обеспечивая столь необходимую каждому духовную пищу. Церковь по закону отделена от государства и находится за пределами светских и политических интриг», — сказал митрополит.

Владимир призвал правительство «умерить враждебное отношение и обесценивание Церкви, униженной и поставленной на колени в последнее время».

Читать еще:  Акторка Катерина Васильєва прийняла постриг у монастирі

Расследование

  • 6
  • 2873

Новости по теме

Комментарии (6) Добавить комментарии

Гостю. Есть множество живых свидетелей того, как Серапион грубо оскорблял молдавский клир, называл не согласных с ним националистами, румынофилами, подчеркивал, что молдавский язык не знает и знать не намерен и т.д. Значительная часть этих людей не имеет никакого отношения к Бессарабской митрополии, а была и ныне принадлежит к Митрополии Молдовы. И возраст Серапиона не имеет никакого значения. Ему было 55, но ведь не 80 же, не полный маразматик. Это возраст зрелого мужа, который должен отчетливо понимать, что и где делает, и не совершать опрометчивых поступков, которые его компрометируют, тем паче как церковного иерарха. И то, что он все-таки совершал эти поступки, показывает, что для него ненависть к молдавскому была сильнее осознания того, какой пост он занимает и какой эффект произведут его поступки. Тем более он не должен был вмешиваться в политику, а концентрировать верующих на сугубо религиозных вопросах, и сам подавать в том пример. Он же делал совершенно обратное. За что и был изгнан. Нападки на Владимира это уже дело несколько более поздних дней, и совершались они вовсе не по тем же причинам, что в случае с Серапионом. Владимир никогда не позволял себе таких хамских выходок, как Серапион, а вел себя дипломатично и достойно. Ненависть к нему объяснялась тем, что он представлял здесь РУССКУЮ православную церковь, а не румынскую. И только этим.

Вы используете ярлыки,которые были в ходу в 1988-1992.Вы же историком называете себя,т.е. исследователем происшедших событий,фактов,да и рубрика так называется,а не колонка сплетен,домыслов и т.д.Это ж политики наши выступают от балды,а вы вроде бы исследование пишите.Каким образом Серапион издевался над молдаванами,оскорблял их и т.д?Привидите факты все-таки,Сомневаюсь,чтоб церковный деятель вел себя так,как вы приписываете.есть ,конечно,как исключение,некоторые деятели из Бессараб.митрополии,позволяют такие глупости.По незнанию языка,все-таки вспомните возраст Серапиона.Не поддержал движение. А как именно?Может он не поддержал истерические вопли Дабижи,Лари и других?Церковь стала развиваться,открывались храмы,возвратили главный храм,если долгое время был архимандрит Кишиневский и Молдовы,так очень быстро через епископат стала митрополия.Наверняка,это и его заслуга.Может он не поддержал тех деятелей церкви,когда они стали заниматься политикой,была же взаимная поддержка самых оголтелых деятелей Нарфронта и тех священников,ставших в последствии нардепами и СССР,и Молдовы,т.е вошли в властные структуры.По совпадению,наверно,позже они составили костяк Митрополии Бессарабии,да и во время пребывания в депутатах значительно улучшили свое матер.состояние.Тоже случайно,наверно.Если у церкви был такой авторитет,наверно и заслуга в этом тоже была Серапиона.А его освистывали только активисты НФ здесь,в Кишиневе.Ну за ними много подобных заслуг,общеизвестных.Почему Владимир стал?Ну это ж решение Синода.а не бюро ЦК,или союза писателей мсср.да и голосованием на площади такие вещт не решаются.Вы ж не желаете же,чтоб на площади голосованием решалась быть кому доктором наук,или нет.Нужен был с знанием языка молдавского,да и чин должен быть соответствующий.Митрополиты не на каждом углу сидят.И много чего,что учитывалось РПЦ,как и положено у них.а не у мирян.Не все хорошие дела делались на площади.Но вы не указали,что спустя некоторое время повелась атака и на Владимира.И обращение деятелей СП и НФ к Патриарху с просьбой не давать автокефалию Молдавской церкви вы не упомянули.А ведь вы не можете отрицать ,что это важнейшая деталь к пониманию ситуации с Владимиром,и с Серапионом,и с всей церквью.Велась атака и борьба,и вы должны понимать для чего.И опасность этой безответственной игры в той наэлектризованной ситуации в республике.Вам тогда было мало лет,15-17, это все прошло мимо вас,так восполните пробел.Заодно прочтите открытое письмо к Друцэ от архимандрита,скорее всего секретаря Митрополии,не помню его фамилии и должности.Оно было опубликовано в прессе,очень культурное и выдержанное,чем выгодно отличалось от выступлений таких борцов за . как Дабижа,Лари,Виеру и др.известные и забытые ныне имена.Неужели вы и сейчас не понимаете,что пытались расколоть не только церковь,но и паству,т.е.народ.Мало Приднестровья было?И цель этих ясна абсолютно даже тогда,к чему они стремились.

Упрямцу. Собственно, я сам сказал, что в его биографии не все известно. Например, почему выбрали митрополитом именно его, уроженца Буковины, а не взяли выходца из современной Молдовы. Неизвестны результаты голосования по нему. И, несомненно, еще много чего неизвестно. Что касается Серапиона, то он как раз был известен тем, что враждебно относился к национальному движению в Молдове, и преследовал, как мог, тех, кто это движение поддерживал. И не только не знал, но и демонстративно подчеркивал свое нежелание знать язык молдаван. И потому прихожане его и стали гнать вон. Так что он получил лишь то, что заслужил. Что касается объективного размышления, то кто бы говорил Это Вы до сих пор вели себя объективно? Не смешите, прошу Вас. Гостю. Было и то, о чем Вы говорите про блокирование машины, про срыв его проповедей и т.д. Серапион не понял, что наступили другие времена, и народ больше не будет молчать, когда издеваются над молдавским языком и народом. А он издевался и оскорблял и унижал молдаван. Вот за то и восприняли его так. Вот за то и добились его удаления по его же просьбе. Так что все по заслугам. Что касается Вашего выражения так поясните-что именно имеете ввиду -не поддержал стремление — поясните, что Вы имеете в виду.

опять неправда.основной открытой претензией к нему было незнание им молдавского языка.Блокировали его машину,пытались сорвать службы с его участием.Надо описывать все,как было.заодно о роли Моисея Молдавского народа и его коллег.Это продолжилось и при Владимире,но не в экстремисткой форме.так писатели-фронтисты обращались к Патриарху с требованием не давать Молдавской митрополии автокефалию.А какое было движение народа в1988,если Владимир стал главой в 89?Неужто вы приписываете поголовно всем стремление к независимости?а если нет,так поясните-что именно имеете ввиду -не поддержал стремление.кстати,таким образом увольняли судьей не тольков 1990.Многие и переехали в Тирасполь.вот и результат.

Можно , до некоторой степени радоваться тому , что уважаемый автор сам собственной рукой добавил аргумент в пользу тех , кто заметил характер заказанности его публикаций . Читатели помнят , что в этом году наш митрополит праздновал свой 60 — летний юбилей . Может быть именно эти обстоятельства принудили автора сообщить нам , что «по сей день не все в его биографии известно» . Мне казалось , что дело историка в том и заключается , чтобы отыскать и донести до читателя все подробности по теме . Но это не было заказано .Заказано было чтобы поднести нам оплошности предыдущего митрополита , подчеркнуть родственность Владимира и обойти его «отсутствие» в деле появления Бессарабской митрополии и роли в нелицеприятных скандалах с принятием закона и недискриминации . Не думаю , что комментарии принудят автора коренным образом изменить свое отношение к объективизму истории , но полагаю , что они наверняка заставят его чаще задуматься над ролью историка — интеллектуала и обяжут предаваться объективному размышлению .

Читать еще:  Заседание президиума Межсоборного присутствия состоится в Москве

Русская православная церковь является по сути светской организацией, которая дублирует все, что делает власть. Очень похожа в этом смысле на КПСС. Просто обрядность и фразеология другая.

Предстоятель: Постоянный член Священного синода РПЦ, Высокопреосвященнейший митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (Кантарян).

Высокопреосвященнейший архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва (Волков).

Преосвященнейший епископ Кагульский и Комратский Анатолий (Ботнарь).

Преосвященнейший епископ Унгенский и Ниспоренский Петр (Мустяцэ).

Преосвященнейший епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл (Михэеску).

Преосвященнейший епископ Единецкий и Бричанский Никодим (Вулпе).

викарий Кишиневской епархии, Преосвященнейший епископ Сорокский Иоанн (Мошнегуцу).

викарий Кишиневской епархии, Преосвященнейший епископ Орхейский Силуан (Шаларь).

Молитва — встреча со святыми

Как научиться молитве?

Сам Господь наш Иисус Христос учит нас, как надо молиться, читать молитву «Отче наш». Это самая легкая молитва, мы произносим ее каждый Божий день. Но для того, чтобы молиться, мы должны осознать, что являемся творением Божьим, что Бог – это наш Отец, а Церковь – это духовная мать. Если мы приходим к своим земным родителям и просим что-то, то, конечно, мы это получаем. Получаем один раз, получаем второй. Если же мы лицемерим, то родители нас прощают один раз, второй раз, но могут не простить в третий.

Так и наша Церковь. Если мы искренне приходим, молимся, причащаемся, творим добрые дела, то Господь прощает наши грехи. Если мы этого не делаем, то тогда, конечно, вместо того, чтобы получить прощение, мы можем получить и осуждение, чего нашему православному миру я не желаю.

Владыка, а в Вашей жизни бывали встречи со святыми?

Я всегда чувствую их присутствие. Всякий верующий, православный христианин, молясь тому или иному святому, получает то, чего просит в своей духовной жизни. У меня была встреча с человеком, которого в Украинской Православной Церкви причислили к лику святых. Это старец из Почаевской Лавры, архимандрит Амфилохий. Я родился в Черновицкой области на Украине, и ближайшим монастырем была Почаевская Лавра. Я часто туда приезжал и встречался с ним, с таким вот живым святым, брал благословение…

Беседовала Мария Сеньчукова, фото Юлии Маковейчук, видео — Петр Каминский

filaretuos

Друзья и враги

Молдавские святые и Молдавская Православная Церковь

14 октября в День Покрова Пресвятой Богородицы, празднуется память всех Молдавских святых.
Собор Молдавских святых — праздник установленный в честь святых, чья жизнь проходила или связана с Молдавией. Установлен в 2004 году

Исторически считается, что первые православные на земле Молдавии появились в девятом веке .

В тот же день были канонизированы Штефан из Маре (2/15 июля), за которым в 2004 г. был закреплен титул Святого воеводы, и Св. Леонтие из Рэдэуць , живший в 15 веке и являвшийся монахом местного монастыря (отмечается 1/14 июля).

5 июля 2005 г. Священный Синод Румынской Православной церкви канонизировал Св. Иерарха Дософтея (отмечается 13/26 декабря). Известный в миру как Димитрие Барила (1624-1693), он учился в Латино-греческо-славянской академии в Яссах, был епископом Хуш (1658-1659), Романа (1659-1671) и митрополитом Молдовы (1673-1674, 1675-1686). Дософтей переоборудовал Ясскую митрополичью типографию, был первым молдавским поэтом, книгоиздателем и автором ряда переводов. В его честь названа одна из улиц в центре Кишинева.

Так же в собор Молдавских святых вписаны : Святитель Пётр (Могила) -память 13 января, Преподобный Паисий Величковский — 28 ноября, Священномученик Серафим (Чичагов) — 11 декабря и Священномученик Никадим (Кротов) — 8 августа, Преподобный Антипа Валаамский , Преподобный Иоанн Новый Хозевит , Преподобная Феодора Сихлская .

Главная Молдавская святыня, это Гербовецкая Богородица . Её день празднования тоже 14 октября, на ряду в этот день с такими иконами как Люблинская, Барская, Касперовская, Браиловская, Псково-Покровская .

Происхождение Гербовецкой иконы неизвестно, её появление в Гербовецком Успенском монастыре (Молдавия) связывают с событием, произошедшим незадолго до Рождества 1790 года. Тогда в обитель к игумену Пахомию прибыл из Подмосковья его старый приятель полковник Албадуев. Здесь с ним произошёл трагический случай: необъезженный конь сбросил гостя, причинив смертельную рану. Это произошло 14 декабря, а 17 декабря полковник был погребен в монастырской церкви. После этого приехали родственники и привезли в дар Гербовецкому монастырю семейную реликвию, — передававшуюся из поколения в поколение старинную икону Божьей Матери. С тех пор она и стала называться Гербовецкой.

Трижды в истории монастыря он был уничтожаем турками, но каждый раз, возвращаясь в оскверненный монастырь братия находила среди пепла неповреждённый образ Богородицы, разве что края полотна оказались почерневшими, да краска местами вскипала. Но лики Богородицы, младенца Христа и их руки остались неповреждёнными.

Богомольцы приносили в дар иконе различные пожертвования на её украшение. Так, некто Степан Лупов и его жена Елена Иванова украсили икону серебряной ризой, а при настоятеле Иерониме эти ризы вызолотили и добавили драгоценные камни, поместив образ в киот.

В начале XX века история иконы оказалась связанной с священномучеником Серафимом (Чичаговым). В 1908 году он был назначен епископом Кишинёвским и Хотинским и ввёл в обычай совершать еженедельно службу перед иконой с чтением акафиста.

В мае 1995 года Успенский монастырь был вновь открыт и с тех пор Гербовецкая икона в зимнее и весеннее время (до Пасхи) пребывает в нём, а в остальное время переносится по храмам Кишинёва и окрестных сёл.

Все случаи чудотворений, происшедших от иконы, фиксировались и многократно проверялись.

В 1861 году, во время крестного хода с иконой из Кишинёва в монастырь исцелились парализованная М. И. Гречин-Людвигская и страдавший лихорадкой священник Никифор из села Гординешты. В этом же году исцеление получила 5-месячная дочь священника Варфоломея Усаневича. В 1862 году от укуса зверя заразились бешенством трое детей. Одного из них, сына священника тут же отправили в Кишинёв молиться перед чудотворным образом и он остался жить, а другие дети умерли .

Вторая Молдавская известная икона Богородицы носит название Варзарештская .

В Молдавии 98% населения — православные, но храмы посещают из них только 2% . В маленькой Молдове, 6 православных епархий Русской Православной Церкви и 1277 приходов.

Молдавское православие не представляет единства в вопросах юрисдикции и распадается на десяток различных православных церквей и групп.

На втором месте после Русской Православной Церкви стоит Румынская Православная Церковь Молдавии , она объединяет 106 приходов, 7 монастырей и около 10—20 % православных верующих .

Так же в Молдавии имеется аж три различные группы Русскиой Православной Зарубежной Церкви .

Также имеются Церкви : Истинная Православная, Молдавская Автокефальная, Православная Церковь Восточной Молдавии, Украинская Церковь в Молдове, Апостольская Православная Церковь, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Православная Автономная Церковь, Старостильная Православная Церковь .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector