0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молодому сельскому приходу нужна помощь в ремонте храма

Благотворительная программа «Ремонт и поддержка сельских храмов Русской Православной Церкви»

Отправьте SMS на номер 3434 с текстом nahram 500

где 500 — сумма в рублях Подробнее

Цель программы — восстановление, ремонт и поддержание действующих сельских храмов РПЦ, которые нуждаются в целевом финансировании на ремонт, восстановление или благоустройство храма и прихрамовой территории. Еще

Расскажите своим друзьям и знакомым, и тем самым Вы поможете собрать необходимую сумму.

Другие проекты автора (6 активных, 4 завершенных)

Видеообращение автора проекта

Благотворительная программа «Восстановление и ремонт сельских храмов Русской Православной церкви»

Заходишь в храм, и за толстыми каменными стенами храма и тяжелой дверью остается бушующее житейское море. В храме спокойно, тепло, горят свечи и пахнет ладаном. Мерцает золотом резьба, слышится пение молитв, с икон смотрят святые лики.

К сожалению, это доступно далеко не всем. За годы безбожной советской власти в России было разрушено около 47 266 церквей и монастырей. До Революции в каждом селе нашей огромной Родины, на возвышенном месте стоял красивый и величественный храм. Приходской храм на протяжении столетий был центром не просто духовной жизни, а обычной жизни каждого человека. В храме крестили детей, венчались, отпевали усопших, отмечали праздники и освящали урожай. По всей России сияли золотом купола, а по воскресениям разливался колокольный звон.

Точное число уничтоженных, взорванных и перестроенных под светские нужды храмов трудно даже подсчитать. За последние 20 лет ситуация постепенно меняется. В крупных городах, где проживает много людей, восстановление и ремонт церквей идет достаточно быстро. Храмы заполнены молящимися, возрождается правильная приходская жизнь, а вместе с ней духовная жизнь и нравственность.

Сельским церквям повезло меньше – деревенская жизнь в России постепенно угасает, что связано, в том числе, и с разрушением советской властью многовекового уклада жизни русского народа. Взрывы храмов, расстрелы священнослужителей, а потом долгие годы пропаганды «жизни без Бога» привели к тому, что люди потеряли смысл жизни. До сих пор тысячи людей не имеют храма, а значит, не слышат Евангельского учения. Не имея возможности прийти к Богу, народ теряет духовность и нравственность. А без нравственных устоев страна не может быть сильной, а общество развитым. В деревнях население живет гораздо беднее, чем в городах, в некоторых доживают свой век только одинокие старики. Им негде помолиться, некому совершить над ними таинства крещения, исповеди и причастия. В таких условиях восстановить или отремонтировать храм практически невозможно. Поэтому и стоят по всей России заброшенные храмы, без крыш, куполов и окон. Суровый русский климат довершает начатое безбожниками – ветер и дождь размывают стены, безвозвратно гибнут памятники каменной и деревянной архитектуры и настенные росписи.

Благотворительный фонд «Правжизнь» реализует проект помощи в ремонте и восстановлении храмов и монастырей. В первую очередь он направлен на сбор средств для поддержания действующих сельских храмов. Помощь фонда «Правжизнь» целевая – на сайте публикуются все документы и фотографии храмов, которые обратились за помощью, а также отчеты о собранных средствах.

Помочь может любой – если каждый человек пожертвует хотя бы рублем, будет собрана огромная сумма. Восстановить сельские храмы – значит возродить нормальную жизнь в деревнях, вернуть людям веру в Бога и смысл жизни.

Пожертвовать деньги на восстановление и ремонт сельских храмов можно на сайте проекта «Правжизнь».

Можно помочь проекту, рассказав о нем своим друзьям и знакомым в соцсетях.

Внес лепту в благое дело
Щенников Александр Викторович

Храм новомучеников

Если вы хотите приобрести для храма церковную утварь, полезные в хозяйстве предметы или помочь в благоустройстве территории, то вы можете обратиться и попросить список необходимой помощи к настоятелю либо к его помощнику.

Для консультации по списку можно звонить помощнику настоятеля Борису Владимировичу, тел. 8 (908) 993-53-70.

1. Дежурство в храме

Есть ли возможность остаться в тишине пустого храма? Помолиться, подумать и просто побыть. В нашем храме такая возможность есть.

Для тех, кто хочет оказать посильную помощь храму, есть возможность в нем дежурить. Что необходимо делать дежурному:

1. находиться всегда в храме

2. поддерживать чистоту: снимать огарки свечей, протирать иконы. Для этого есть весь необходимый инвентарь: кисть, которой нужно периодически счищать воск с подсвечников, тряпки, чистящие средства.

Читать еще:  Представники УПЦ взяли участь в онлайн-колегії «молодіжок»

3. следить за тишиной и порядком в храме. Тишина необходима для молитвы всем приходящим в храм. Сложно молиться, когда вокруг шумно. В чрезвычайных случаях есть тревожная кнопка.

Если у вас есть свободные полдня в будние дни, и вы хотите послужить Богу, помогая в храме, то можете обратиться настоятелю храма или его помощнику либо позвонить по телефонам выше указанным.

Можно построить церковь, детский дом, а можно внести свои две лепты, которые, как мы помним, были признаны Христом большей жертвой, чем все крупные жертвы богатых людей.

2. Уборка храма

Каждый раз, приходя на службу, мы видим чистый храм, в котором все необходимое готово к богослужению. Конечно, все это воспринимается как должное. А труд наших прихожан, чьими руками это чистота создается, остается, как правило, для нас за кадром. Труд этот, надо признаться, не легкий. Если утренняя служба, то нужно прийти раньше, чтобы успеть все подготовить. После службы — протереть иконы, отскрести пол от воска, почистить подсвечники. А вычистить как следует подсвечник — занятие чрезвычайно трудоемкое. И все это делается руками наших прихожан, которые тихо и с радостью несут свое послушание.

Но не всегда удается убрать храм как следует. Иногда для этого не хватает рук, иногда времени, а иногда и желания. Особенно возникает острая необходимость в помощи по уборке в дни праздников и после них. Причем помощи оперативной: убирать огарки из подсвечников, чтобы было место (в дни больших праздников это особенно необходимо). Поэтому мы всегда рады видеть в нашем храме всех желающих потрудиться во славу Божию. Вы можете оставить нам свои контакты, написав или позвонив, чтобы мы могли с вами связаться. А кажущаяся тяжесть такой помощи обернется для вас неожиданной духовной радостью.

Храмы России

В последнее время в наш адрес все чаще приходят письма с вопросами о том, как восстановить церковь, с чего начать, к кому и куда обращаться. Для ответа на эти важные вопросы мы составили список советов, основанных на реальном опыте сотрудников проекта «Храмы России».

В первую очередь необходимо выяснить, кому юридически принадлежит здание храма. В советское время сельские церкви национализировались и передавались во владение местных сельхоз-предприятий или колхозов.

Возможно, что здание до сих пор находится на балансе местного сельского округа. Возможно, что юридически храм уже передан епархии.

Необходимо встретиться со священником, являющимся благочинным округа, в котором территориально находится храм. Кто именно является благочинным, можно выяснить в епархии. У многих епархий есть сайты в интернете, где можно найти нужные контакты. Кроме того, эти контакты может дать любой священник в соседней действующей церкви.

Прежде чем заниматься восстановлением храма, необходимо получить у благочинного на это благословение . У благочинного можно выяснить, кому именно юридически принадлежит здание храма. Узнать, как епархия относится к вопросу восстановления данной конкретной церкви. В беседе с благочинным можно выяснить и другие вопросы. Более того, он может помочь советом, что и как делать дальше.

До тех пор, пока при церкви не будет открыт приход , епархия не сможет участвовать в восстановлении храма. Епархии необходима уверенность в том, что желание восстановить храм не является секундным порывом, что людям на самом деле нужна эта церковь и что она не будет пустовать.

Для официального открытия прихода необходимо собрать инициативную группу минимум из двадцати человек . Группа может состоять не только из местных жителей, главное чтобы люди реально участвовали в жизни прихода. Имеется в виду отнюдь не материальный вклад, а именно участие в жизни храма, богослужениях и т.п. Информацию о том, как правильно зарегистрировать приход, также можно получить у благочинного.

Официальная регистрация прихода решает еще один важный вопрос — для прихода может быть открыт банковский счет. Такой счет полезно иметь для возможности получения благотворительных пожертвований от юридических лиц.

Финансовый вопрос остается самым трудным, по крайней мере, на первичном этапе. Для начала имеет смысл попытаться подключить местную администрацию. Есть определенная вероятность того, что с их стороны может быть оказана поддержка, пусть не финансами, но материалами или техникой, как для восстановительных работ, так и для очистки здания от мусора.

Нужно быть готовым к тому, что процесс реставрации здания и возвращения его к нормальному виду, может растянуться на долгое время. Самым первым шагом в восстановлении церкви является консервация здания. Много сделать сразу невозможно, но необходимо попытаться остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения.

Вырубить деревья на крыше и стенах, очистить от битого кирпича и т.п. В первую очередь восстанавливаются или ремонтируются кровли, окна, двери, укрепляются конструкции церковного здания — стены, фундаменты, своды. Церковное здание, таким образом, выводится из аварийного состояния.

Читать еще:  Председатель Папского Cовета кардинал Вальтер Каспер прибывает с визитом в Москву

Существуют специальные организации, профессионально занимающиеся консервацией и восстановлением церквей. Одна из них — межрегиональная общественная благотворительная организация «Центр Сельская Церковь».

Центр занимается проведением срочных противоаварийных работ, оказывает содействие в восстановлении погибающих сельских храмов. Существует эта организация на благотворительные пожертвования. Именно туда стоит обратиться за помощью на самом начальном этапе. Специалисты Центра, квалифицированные инженеры и архитекторы, смогут помочь в работе над консервацией зданий, проведением противоаварийных работ и дадут профессиональную консультацию по вопросам дальнейшей работы.

Необходимо довести информацию о возрождении храма до жителей окружающих сел и деревень. Для этого желательно оформить небольшой информационный стенд или доску объявлений, где бы вывешивались сведения о ходе дел, объявления о субботниках по уборке, богослужениях, если таковые проводятся. Можно разместить там же информацию об истории храма, самого села и т.п. Желательно там же оставить контактный адрес или телефон. Стенд желательно разместить на видном месте.

Основной смысл такого стенда — показать людям, что дело движется, пусть даже и медленно. Это будет вселять в людей уверенность и поможет общему делу возрождения храма. Кроме того, такой стенд может привлечь добровольных помощников и потенциальных меценатов.

«Чтобы восстановить храм, нужно желание, всё другое приложится»

Беседа с иереем Алексием Твердовым

Священник Алексий Твердов уже шесть лет служит настоятелем в Покровском храме, что в селе Никоновское Бронницкого благочиния Московской епархии. Каменный храм, признанный памятником архитектуры, был построен в первой половине XVIII века. Переживший годы советского безбожия храм восстанавливают сегодня всем миром. Процесс этот небыстрый. Но постепенно Покровская церковь, еще не так давно являвшая собой аварийную постройку, буквально рассыпающуюся на глазах, приобретает свой изначальный вид. Отец Алексий уверен, что основополагающим в этой работе должен быть интерес у людей, прежде всего – у молодежи.

– Отец Алексий, как начиналась история Покровского храма?

– Покровский храм в 1738 году построила Софья Дмитриевна Матюшкина, вдова генерал-аншефа Михаила Афанасьевича Матюшкина. Он был родственником и сподвижником Петра Великого. С семилетнего возраста они оба состояли вместе в Потешных войсках. Уже после смерти супруга Софья Дмитриевна начала строительство этого замечательного храма. И тут есть важный момент. По приказу Петра Великого каменное строительство было запрещено во всей России, кроме Петербурга. Это делалось ради того, чтобы побыстрее закончить возведение Северной столицы. Покровский храм был построен в обход этого указа. Возможно, помогли связи.

Кстати, внучка Софьи Дмитриевны была фрейлиной Екатерины Великой. А ее портрет вместе с братом находится в Третьяковской галерее.

В алтаре располагался магазин. Рассказывают, будто едва ли не на амвоне рубили мясо

– Храм действовал до 1929 года, потом его, якобы по решению верующих, закрыли. Затем переоборудовали в столовую при «Госплемзаводе», который был организован на базе конезавода. Потом был магазин, который располагался как раз на месте алтаря. Рассказывают, будто едва ли не на амвоне рубили мясо. В колокольне устроили водонапорную башню. Там стояла бочка с водой, которая постоянно протекала. Был утеплитель из опилок, который постоянно горел. Однажды его тушили семь дней.

– Когда вас назначили настоятелем храма, в каком он был состоянии?

– Я пришел сюда в мае 2015 года. В храме был бетонный пол, было достаточно холодно. В ужасном виде был алтарь: в стенах щели, трещины, проваленный пол. И самое печальное было даже не чудовищное состояние храма, самое ужасное – это отсутствие прихожан, отсутствие интереса к церковной жизни, к церковным праздникам. Людей нужно было согреть любовью и внимательным отношением. Люди это почувствовали, и стало гораздо легче.

– В поселке живет около двух тысяч человек. На службы народ ходит, но сказать, что храм забит до отказа, нельзя. Проблема в том, что храм некому обеспечивать и зимой он закрыт, потому что невозможно расчистить к нему дорогу. Но люди стали более осознанно относиться к храму, к Церкви, к праздникам.

– Ремонтные работы в храмах-памятниках – это довольно сложный процесс. С кем вам приходилось или приходится согласовывать вопросы по восстановительным работам?

– Буквально каждый шаг нужно согласовывать с Главным управлением культурного наследия. Это и есть самая большая проблема – документооборот. Всевозможные проволочки. Тебе говорят, что все твои документы недействительны, ты начинаешь с нуля, пытаешься доказать, что тут есть храм, который 1738 года постройки. Рассказываешь, что его нужно восстанавливать, а для того, чтобы его восстанавливать, нужно, чтобы он был оформлен в собственность прихода или в пользование прихода в собственности государства. Проблема была и в том, что земля, на которой стоит храм, не принадлежит этому храму. Мне сейчас удалось полностью оформить храм в собственность прихода, а земля на стадии завершения оформления. Тоже будет в собственности прихода. Сейчас началось планомерное восстановление храма. Произведены противоаварийные работы: поставлены леса, укреплена колокольня, сделали над ней временную крышу, защищающую от осадков. Все это было бы невозможно без поддержки фонда Московской епархии.

Читать еще:  Объявлены победители XV кинофестиваля «Покров»

– По стране множество церквей стоят разрушенными. Как, на ваш взгляд, можно сохранить это наследие?

– В регионах, увы, эта проблема очень актуальна. Пожилые люди уходят в жизнь вечную, а молодежь перебирается в города. Их сложно за это осуждать, поскольку нет никаких перспектив в деревне. Храмы существуют за счет верующих, священникам в этих условиях очень тяжело жить. В нашем сельском поселении четыре храма, в которых служат два священника. И если в двух храмах крепкие приходы, работают воскресные школы, то в двух других священники приезжают и уезжают. Но это, увы, единственный выход. С одной стороны, это очень тяжело отцам, к тому же содержание храма требует финансов, прежде всего оплаты коммунальных расходов. С другой стороны, понимаешь, что местным бабушкам просто некуда пойти. Это место коммуникации, место общения друг с другом, место встречи с Богом, что самое главное.

– Как сохранять в такой ситуации храмы-памятники?

– Это консервация. Самый реалистичный вариант. Восстановление храма – это огромная работа, большие деньги. Но самое главное – должен быть интерес у людей, прежде всего энтузиазм у молодежи. Как бывает обычно? Находятся благотворители, которые хотят построить храм в деревне. Обычно все начинается с установки памятного креста на месте утраченной церкви, потом ставят часовню, а потом уже возводят храм.

Увы, часто люди хотят, чтобы у них был храм, но чтобы его строил сам священник

– Так было и в XIX веке?

– В XIX веке люди строили храм не так. Они приходили к архиерею и говорили: у нас есть такой-то капитал, мы хотим на эти деньги построить храм, готовы содержать священника, платить ему, давать пропитание, возможность ездить по округе, совершать требы. В наше время ситуация другая. Люди хотят, чтобы у них был храм, но чтобы его строил сам священник.

– Есть вероятность, что эти законсервированные храмы позже станут действующими? Возможен ли церковный ренессанс в глубинке?

– Мы сейчас находимся на пике и потихоньку скатываемся вниз. Оптимистических надежд у меня нет. В Европе сносят храмы, это не значит, что и мы к такому же не придем. В этом, может быть, и нет чего-то плохого. Когда в Римской империи христианство стало массовым, появилось монашество. Потому что христианство стало явлением моды; меркантильные побуждения толкали людей к принятию христианства. А люди хотели какого-то подвига. Когда людей мало – это уже какой-то подвиг, когда люди отличаются чем-то от остальных в лучшую сторону.

– Почему на Церковь в начале ХХ века выпали такие испытания? Почему она стала гонимой?

– Потому что Церковь воспринималась как некий государственный институт, что и сейчас опасно. Церковь выступала в роли увещевателя народа, а нужно было быть внешним арбитром, но она оказалась внутри всего процесса и попала в жернова революции. Церковь перестала быть авторитетом. Про Ленина рассказывают, что он стоял на собственном венчании и смеялся. Без венчания нельзя было зарегистрировать брак, он был вынужден венчаться, хотя не верил в Бога. Потом эти люди, которые раз в год причащались, стали сжигать храмы, разорять их. Те же самые люди. Чуть позднее все были коммунистами, все любили Родину, но потом стали ее дербанить. В Чечне, вспомним, создавались бандформирования, и все главари были комсомольцами, руководителями ячеек, коммунистами.

Если священник сам горит, то он и других зажжет этим горением

– Все зависит от священника. Есть священники, которые сами горят и зажигают молодежь этим горением. Если священник просто исполняет требы, он, естественно, будет неинтересен. Есть интересные священники, например отец Димитрий (Першин). Он преподавал в медицинском институте биоэтику, разбирал этические проблемы современной медицины. Он был очень интересен аудитории. Студенты, на скучных парах засыпавшие, отмечали, что на его парах невозможно было уснуть. Он приходил в пиджаке, представлялся мирским именем. А Антоний Сурожский мог стоять на ступеньках храма и рассказывать молодежи о Христе.

С иереем Алексием Твердовым
беседовал Никита Филатов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector