0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Монах и бес» признан лучшим фильмом кинофестиваля «Покров»

a_avvakum

a_avvakum

Нам, живым людям, надоедает знойная иссушающая, испепеляющая нашу жизнь объективная реальность бытия и нам страстно хочется бегства от реальности и погружения в сладостный мир мистико-фантазии будоражащей, оживляющей наш дух человечь. Ну, таковы мы и есть, неизлечимо религиозные, живые люди. И нас можно понять. Мы понимаем, что и наши жития святых — такие же приключенческие триллеры прошлого, призванные воскрешать изнемогающий и унывающий дух наших предков.

Я думал «Монах и бес» это произведение наших украинских околоцерковных кинематографистов и специально для фестиваля «Покров». Но, куда там. Фильм оказывается русский! Украинцам, нам братам незрящим гречкосіям, не дано высокое искусство фильмографии. В отношении высокой эстетики, всякого рода искусств, в литературе, поэзии русским нет равных. Здесь они соревнуются даже на мировой арене с кем угодно. Но, эта русская эстетика – отвлеченное начало, как сказал философ Владимир Соловьев: она вне жизни существует, в достаточно абстрактном идейном поле и измерении. Скажем так: русский писатель и режисер до сего времени выше украинского, но украинец по эстетизму выше русского!

У украинца вложена тяга к тому, что бы выбелить хату, размалевать печь, вышить, разукрасив узорами рушник, какую нибудь плахту, или разукрасить гончарное изделие. Одним словом в бытовой пластике по чувству красоты украинцу нет равных… Это касается и храмов, святилищ народа: пышное украинское барокко пришедшее с запада в 17-18х веках, делает храмы Украины более сложными, орнаментально-нарядными, объемными. Первый вывод: украинцы эстетичней русских, но, повторюсь, в отношении высокого искусства русским нет равных!

Как известно, успех фильма обеспечивает добротность литературного материала, игривость, драйв хорошо выписанного сценария. В этом, как мне кажется фильме нет ни того ни другого. Сюжет фильма, как бы распадается на две части, местами видно как провисает повествовательная линия, из комедии перетекает в триллер, а триллер переходит в драму. Также чувствуется некая незавершенность фильма, которую можно расценить как незавершенную еще не оконченную, продолжающуюся жизнь людей в лицах и поколениях.

Впервые на кинофестивале «Покров» был показан, по своей сути антиклерикальный фильм, в котором представлен диавол в обличье епископа, искушающего игумена захолустного монастыря богатством, славой и властью. Фильм показал, что сознание Церкви и современного окружающего ее мира начинает меняться, в казалось бы нерушимом монолите неприкасаемости неприкасаемых пошли трещины. Фильм уловил настроение широкой общественности в отношении князей церкви, а уж сугубо низовой церковной, то это точно. Время неумолимо наступает на наши неповоротливые ноги. Понимаем, что болезни современной церкви, отношение к ней людей, вызваны ее же собственным ожирением, дутым неистовым кичем и властолюбием горделивых. В этом смысле он чем то перекликается с фильмом «Остров» рижессера Павла Лунгина

Епископ Иона Обуховский, курирующий фестиваль «Покров» предложил митрополиту Онуфрию посмотреть фильм и тот сказал: «Я этих монахов и бесов и так каждый день вижу!» Востро сказал Блаженнейший. Востро.

«Монах и бес» — не то житийная быль, не то русская сказка — плод успешного творческого сотрудничества режиссёра Николая Досталя и сценариста Юрия Арабова. Ироничный и грустный, какой-то очень русский текст последнего расцвёл на экране, подкупая своей искренностью. История монаха, в которого вселился бес, вызывает множество литературных ассоциаций. Это и церковный пласт историй о святых, имевших общения с бесами (например, о том, как святитель Иван Новгородский запросто поймал в рукомойнике беса и велел везти его в Иерусалим и обратно), и литературные сказки — пушкинская «Сказка о Попе и его работнике Балде» и, конечно же, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя.

Первая половина фильма, эффектная и динамичная, похожа на русский лубок, в котором образы чуть-чуть преувеличены, узнаваемы и над всеми, особенно сильными мира сего, легко посмеяться. Кажется, что это народный анекдот, комедия положений, в котором победит мужицкая смекалка, а чёрта крепко ухватят за хвост и заставят служить. Во второй части события сбавляют темп, заглавные герои остаются наедине, и сказка выходит на новый уровень. Перед нами «Фауст» Гёте с вечным торгом о бесценной душе и «Братья Карамазовы» Достоевского, чьё высказывание «дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей» давно стало народной поговоркой. Здесь всё уже совсем не весело, а тягостно и страшно. Победить в такой битве можно только чудом, и оно — настоящее — происходит. Совсем незаметно, как это обычно и бывает, без присущих всяким шоу спецэффектов.

«Нет, это не чудо!» — упрямо твердит настоятель монастыря, отрицая демонстрируемые ему наваждения даже в присутствии Несомненно Духовного Лица (Роман Мадянов), вальяжно и уверенно направляющегося прямиком в незабвенный Кумундай. У настоящего чуда есть невесомый критерий — оно, как воздушный шарик из детства, радует сердце, а не мучает. То же самое проделывает «Монах и бес», распахивая перед нами картины парадоксального людского мира — волшебного и приземлённого, умного и наивного, святого и грешного, милосердного и беспощадного. Выжить в котором, можно лишь этим самым чудом…

«Монах и бес»

Художественный фильм «Монах и бес» стал заметным явлением и в кинематографическом мире, и в православной среде. Настолько, что его обсуждение было организовано на VII Международном фестивале «Вера и слово», а рецензии на фильм прошлись по профильным сайтам. Мнения, как водится, разделились. Одни увидели в нем прекрасное кино, наполненное любовью к монашеству, пониманием «народного» православия и следующего лучшим традициям русской литературы, другие — ересь, опасное и неэтичное заигрывание с бесовской темой.

Александра Родионова, домохозяйка:

— Я смотрела фильм несколько раз. Игра актеров, отборный юмор — это само собой. Фильм — кладезь для обсуждения, он затрагивает много тем и позволяет задуматься. Например, о том, что бес помогает монаху в выполнении послушаний: казалось бы, для монаха очень важно именно послушание, но цель беса — завладеть его душой. Пусть он будет игуменом, пусть он станет великим, даже на ниве церковной, но душа-то будет где? Поразило, как рано этот бес вычислил себе душу для искушения, и монах борется с ним через, по сути, юродство, непонятное даже игумену. Постыдная, казалось бы, смерть, но Сама Матерь Божия пришла за душой монаха.

Лично мне особенно понравился момент, где бес пришел поправить рога к иерусалимскому цирюльнику, а тот вовсе и не удивился: «Много вас тут ходит, и не поймешь, человек ли или козел какой…» То же касается продаваемых «венцов Спасителя», копий, обломков якобы крестов, — это отсыл к современности, где до сих пор так.

Мила Лопатина, преподаватель:

— В целом фильм понравился. Особенно сначала — можно было плакать от смеха, остроумия и актуальности. Мораль и идея ленты тоже хороши. О цели, о милосердии, о любви — «не все свято, что в книгу вмято». Но вот тему с бесом они, на мой взгляд, пережали. Эта лубочность испортила фильм. Во-первых, сюжет с воплощением беса настолько фантастичен, что даже лишен логики, местами казался бредом. Бес, по определению и догматике, уже сделал свой выбор. Смысла его вочеловечения я не увидела. У него на лице написана досада, а не покаяние. Ведь это существо, которое не способно к покаянию? С одной стороны, перемудрили, с другой — слишком опримитивили всей этой сказочностью в сочетании с современной попсовостью. С первых кадров ожидаешь от картины большего, а вторая половина разочаровывает, хотя в целом фильм не растерял своей философии, оставшись притчей.

Анатолий Домрачев,
преподаватель:

— На меня этот фильм впечатления не произвел. Я считаю ошибкой авторов сделать сюжетом художественного фильма искушение монаха. Поскольку для нас, тех, кто смотрит фильмы, жизнь монахов не может быть понятной, ведь мы живем совсем в другом мире. Мне интереснее фильмы о том мире, в котором живу я.

Илья Чернышев, редактор сайта, выпускник Нижегородской духовной семинарии:

— Первая реакция по трейлеру — не понравилось. Потом узнал, что фильм получил Гран-при XIV фестиваля православного кино «Покров» в Киеве, и решил посмотреть. Мне не нравится этот фильм по ряду причин. Первое: личность беса показана слишком привлекательно, неплохой парень, веселый, обаятельный — получается, что таким образом стирается граница между добром и злом. Второе: одержимость бесом — страшный недуг, а тут показано все очень весело. По мне, это равносильно тому, как если бы весело и с юмором показывали фашистские концлагеря. Есть темы, которые лучше не рассматривать в сатирическом ключе, и тема беснования — одна из них. И то, что фильм называют фантастическим, — слабое оправдание. Получается, что под таким соусом на любую тему можно говорить что угодно.

По признанию самих авторов, за основу сценария взято житие святителя Иоанна Новгородского, но, если сравнивать, тогда это житие было исковеркано. Святой не был бесноватым, наоборот, он был духовно силен и поймал беса, когда тот пытался его напугать. И бес отвез его в Иерусалим, в надежде спастись от подвижника, а не потому, что тот пообещал ему поклониться. И уже после паломничества в Иерусалим бес начал мстить и компрометировать святителя, что и привело к изгнанию на плоту. Но, по житию, плот против течения вела сила Божия, и это привело народ к покаянию, а тут это делала сила бесовская, внушая страх. Тема покаяния беса тоже взята из патериков, но искажена — там бес лжет и кривляется, говоря о покаянии. Двойной трактовки тут быть не может — все святые говорят о том, что бес не может покаяться. Ну, и еще много нюансов. Например, граф Бенкендорф был достойным государственным деятелем, а он показан взяточником, да и особого смысла в сценах с «обнаженкой» тоже не было. В общем, я не скажу, что фильм сильно вредный, но, по-моему, он, скорее, псевдоправославный.

Читать еще:  Мусульманские святыни Ирака будут охранять спецподразделения

Любовь Мурыгина,
юрист, член православного молодежного центра:

— Наше молодежное движение во главе со священником Виктором Дудкиным возило фильм в исправительную колонию №5. Отец Виктор получил разрешение на этот кинопоказ от самого режиссера Николая Досталя. Реакция осужденных была положительной, фильм их порадовал. Мне кажется, очень удачно, что мы привезли именно его — слишком серьезное кино могло быть воспринято тяжело. При этом с самого начала проговаривалось, что лента неоднозначная, и мнения о ней могут быть самыми разными, этим она и интересна.

Людмила Журбицкая, художник:

— Я поняла этот фильм по-своему, не буквально. Для меня он — о внутренней борьбе со своей темной стороной, где, чтобы обуздать свои пороки, их нужно увидеть, принять их наличие в себе, как ни странно, возлюбить (здесь, наверное, и коренится прощение и путь к изменению). Я не смотрю на эту картину как на дословное толкование неоспоримых истин, это взгляд автора — и смотрится на одном дыхании. Мы смотрели с детьми, младшему — 14 лет: приемлемо, не нудно, с юмором, не оставляет тяжелого чувства.

Наталия Баева, сотрудник хосписа:

— Понравился фильм. Прямо-таки физическое ощущение постоянной и неизбежной борьбы добра со злом, причем у всех героев без исключения. Каждый герой делает выбор, постоянно идет борьба за душу человека, даже когда это внешне и не видно. Монах — как зеркало того, что происходит с другими вокруг него. Актерские работы замечательные и запоминающиеся.

Иеромонах Лаврентий (Собко),
преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Картина, безусловно, талантливая и интересная. Кроме превосходной игры актеров, можно отметить богатую метафорами и аллюзиями речь киногероев. Что называется, фильм «разговорный», а не основанный на спецэффектах или роскошных декорациях.

Авторы позиционируют свою картину как фольклорную, как фильм-притчу. Если так, то «Монах и бес» — это даже не одна притча, а собрание четырех притч-новелл.

Действие начинается со сцены явления в некий дореволюционный монастырь монаха-странника Ивана Семенова сына. Поселившись в обители, он сразу же становится центром притяжения событий. Кроме многочисленных чудес, которые сопровождают подвижника, в глаза сразу же бросается его странное поведение. Иван «рубит правду-матку», отвечает не в бровь, а в глаз и даже дерзит настоятелю. Вскоре выясняется, что новый насельник то ли бесноватый, то ли знается с нечистым. Особенно удачно и убедительно в этой первой сцене-новелле (апокрифическом житии) то, что актер не стал надевать на себя личину «классического» одержимого — воющего и пускающего слюни, а показал нам такого бесноватого, какого мы зачастую можем увидеть, посмотрев на себя со стороны или в зеркало. Совершенно обычный, но чрезвычайно жуткий образ, даже берет оторопь!

Вторая притча выдержана в духе Салтыкова-Щедрина: в монастырь вдруг приезжает не кто иной, а сам государь-император. В объектив кинооператора сразу же попадают и правительство, и дураки, и дороги, и даже чудесная рыба-монструс — видимо, выросший Премудрый Пескарь.

Часть третья — это уже житийно-сказочное паломничество подвижника на Святую землю. Как водится, на бесовских закорках — для пущей скорости. Святые места, евангельские прообразы, молитвенные озарения — впрочем, намеченные лишь штрихами, исполненные в технике кинолубка.

Заключается киноэпопея блаженной кончиной подвижника и сценой обращения нечистого, чье имя — на минуточку! — Легион. Такой неожиданный поворот сюжета и сопровождающая его актерская игра создают атмосферу, очень напоминающую романы Достоевского, — мрачноватый, но благостный драматизм, хоть в чем-то и нелогичный, и бесцельный.

События фильма, если взглянуть на расстоянии, — ретроспектива русской литературы, или даже русская идея, изложенная эмоционально и сумбурно. Православие как часть этой культуры показано глубоко и пронзительно, как снаружи, так и изнутри. Как раз это и заставляет спорить: один увидит то, что хотелось бы спрятать от чужих глаз, другой, напротив, — то, что следует показать. Фильм предназначен для аудитории старше 18 лет.

Подготовила Татьяна Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Поддержите создание крестильного храма!

Главная » Статьи » Литература, искусство

Фильм «Монах и бес»: смотреть или не смотреть?

Автор: протоиерей Александр Союзов

На 14-м фестивале православного кино «Покров», который проходил в Киеве, художественный фильм российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес» получил гран-при. Картина рассказывает о том, как в мужском монастыре появляется новый послушник Иван. Но вместе с ним в обитель попадает и бес, который искушает монаха, чтобы сбить его с пути служения Богу. Оценки тех, кто успел посмотреть этот фильм, противоречивы: одни считают его талантливым и готовы пересматривать, другие вообще не рекомендуют смотреть, так как, по их мнению, он вреден и антиправославен. Мы попросили поделиться своим впечатлением от просмотра этой картины клирика Скорбященской церкви протоиерея Александра Союзова.

Фильм является определенным знаковым явлением, потому что Православие в нашей стране начинает глубоко проникать в сознание общества, и свидетельством тому является новая картина «Монах и бес». Фильм, думаю, хотя снят на очень специфическую тему и пронизан соответствующими диалогами, будет интересен широкому кругу зрителей. Возможно, в дальнейшем эта работа будет отмечена не только наградами фестиваля православного, но и каких-то других, может быть, даже международных.

Что касается вопросов: нужно ли его смотреть или не нужно, полезен он или не полезен, – мне кажется, сейчас у нас не так много людей, которые спрашивают благословения своего духовника на просмотр той или иной картины. Я считаю, что фильм, безусловно, полезен, потому что вводит нас в определенное культурно-социальное пространство, знакомит зрителя с его целями и задачами, а главная цель – спасение души – важна для каждого человека. И хотя история, рассказанная в картине, разворачивается в XIX веке, такие события происходили, происходят и будут происходить, пока стоит мир.

В фильме показаны всевозможные чудеса, которые многих верующих смущают. Вопрос чуда всегда был большой проблемой. Многим чудо нужно для того, чтобы поверить. Но чудо, если возвращаться к Евангелию и к евангельскому смыслу чудес, является не праздным явлением, которое вырывается из ряда обычных законов физики, биологии, химии и разрывает обычное естественнонаучное представление о мире. Оно, как правило, не развлекает, а направлено, в первую очередь, на спасение людей. Если говорить о чудесах, которые творил Христос, то они являют людям состояние Царствия Божия. Человек после грехопадения поражен нищетой, болезнью, смертью; человеческая природа обречена на страдания и, в конце концов, на смерть. Христос, придя в мир, преодолевает это: Он насыщает (дарует чудесный улов рыбы, кормит несколько тысяч людей пятью хлебами), чтобы люди не голодали, не чувствовали давления со стороны стихии природы; Он исцеляет; Он воскрешает людей. Господь являет нам Царствие Божие, потому что в нём нет смерти, нет болезни, нет нищеты! Но когда мы видим чудеса, которые просто развлекают, можно предположить, что их устраивает лукавый по попущению Божиему. В фильме чудеса происходят для того, чтобы погубить душу главного героя, удивить монахов, тем самым завоевать их доверие и пленить их души.

Главная тема фильма – смысл христианского спасения. Многие считают, что задача человека, вставшего на монашеский путь, путь христианского беззаветного и бескорыстного служения – приобретение даров Святого Духа, при помощи которых можно совершать какие-то чудеса. А в фильме совершенно четко показано, что по мере приближения главного героя к финалу, чудес становится всё меньше и меньше, наконец они прекращаются совсем, и в этот момент наступает кульминация.

А еще, фильм о том, что любовь побеждает всё. Та самая бескорыстная любовь – главная добродетель любого христианина. Сейчас, как и во все времена, она воспринимается как юродство. Таких людей мир называет «блаженными», дурачками, недалекими людьми. И опять это главная тема фильма: христиане – юродивые для мира, то есть они не живут по ценностям этого мира, стараются от них отойти. Хотя эти ценности проникают даже и в монастырь.

Несколько слов о стилистике фильма. Самая хорошая форма говорить о серьезных вещах – это притча, как правило, имеющая элемент здорового юмора. Мы можем это увидеть на примере евангельских притч, например, притча о сеятеле. Для нас это серьезная притча, заставляющая морщить лоб. А Христос рассказывал ее людям, которые два раза в год сеяли пшеницу. В ситуации, когда из четырех зерен только одно попадает на хорошую почву и дает урожай, а три пропадают, что с таким сеятелем сделает господин? В советские времена эту притчу можно было бы переименовать в притчу о пьяном трактористе, который вместо поля разбросал зерно по обочинам и оврагам. Юмор, мне кажется, Православию был свойственен всегда. Главное, чтобы юмор поднимал человека над повседневностью, обыденностью, пошлостью, а не погружал в это еще глубже; чтобы это была именно добрая улыбка, а не злой сарказм. Фильм «Монах и бес», безусловно, носит притчевый характер. Несомненным плюсом картины является и лесковско-гоголевский язык. Хорошо, что такие фильмы появляются. Очень рекомендую посмотреть эту новую кино-притчу-историю.

«Левиафан»: путь в никуда
Автор: Ирина Филиппова
Радует и режиссерский гений, и филигранная операторская работа, и смысловые крючки, которыми ох как цепляет автор неокрепших душой зрителей. Огорчает другое — слишком далеко от России отстоит это самое кино. Как же? — возразит мне оппонент, — разве не наша правдивая действительность изображена в картине?

«Необыкновенные приключения Серафимы»: мои впечатления
Автор: Ольга Леонова
Интересно выстроена сюжетная линия – на протяжении всей истории прослеживается связь девочки Серафимы с ее святым покровителем Серафимом Саровским. Показано состояние страны, поправшей свою религию, свою веру; последствия этого – духовенство в заключении, война, разруха, поломанное детство детей, которые оказались в детских домах.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

«Монах и бес»: смешное кино о серьезном

В сентябре этого года в прокат вышел новый фильм Николая Досталя под названием «Монах и бес». Картина уже успела получить лестные отзывы, а также Гран-при фестиваля православного кино «Покров»-2016, который проходил с 9 по 12 октября 2016 года в Киеве. Сможет ли она достичь успеха «Острова» Павла Лунгина? Нам кажется, что это только вопрос времени. Впрочем, фильм у зрителя вызывает разные мнения. Мы предлагаем вам составить свое, посмотрев картину. А эта статья, надеемся, немного поможет сделать просмотр еще более интересным.

История создания фильма

Идея создания «Монаха и беса» родилась у его режиссера в 2011 году. Когда он посещал Нило-Сорскую пустынь, то узнал о подвизавшемся здесь некогда монахе Иване Семеновиче Шапошникове. Он захотел снять картину, в центре которой будет подобный персонаж. С этой идеей Досталь обратился к сценаристу Юрию Абрамову.

В 2012 году у них уже был готовый сценарий. Отправной его точкой, по словам сценариста, был вопрос Может ли черт стать человеком? Однако поиски средств затянулись, поэтому съемки были завершены только в 2016 году. При этом режиссер все время отказывался от работы над телевизионными сериалами, которая бы принесла ему гораздо больше денег.

Сюжет картины

Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.

Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.

Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.

Между комедией и драмой

Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.

Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.

Где проходили съемки?

Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.

Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.

Образы главных героев

Главным героем ленты «Монах и бес» является странствующий из обители в обитель монах, который называет себя «Иван, Семенов сын». Его роль сыграл актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, который уже снимался в некоторых картинах Николая Досталя (сериалы «Штрафбат», «Раскол»). Изначально режиссер планировал на эту роль другого актера, но снимать с ним не сложилось, а Тимофей Трибунцев как раз оказался свободен и идеально подошел к этому образу.

Как мы уже упоминали, одним из прототипов главного героя стал насельник Нило-Сорского монастыря Иван Семенович Шапошников. Некоторые его черты, например, хромоту и дар прозорливости, создатели православного фильма непосредственно перенесли на своего героя. Кроме того, известно, что Иван Шапошников каждую ночь боролся с бесом, отчего лицо его утром оказывалось все в царапинах.

Еще одним прототипом главного героя фильма, победителя фестиваля «Покров», Досталь называет святого Иоанна Новгородского. Из его жития праведника известно, что он однажды поймал беса в святой воде в рукомойнике. В благодарность за освобождение бес пообещал свозить Иоанна на себе в Иерусалим (сразу вспоминается Вакула у Гоголя, который также заимствовал сюжет из этого жития).

Роль беса по прозвищу Легион сыграл тоже малоизвестный актер Георгий Фетисов. Это первая его главная роль в большом кино. Режиссер специально выбирал актеров не слишком узнаваемых, чтобы избежать аналогий с предыдущими сыгранными ролями. Он считает, что в «Монахе и бесе» этот выбор полностью оправдался, обе роли получились удачными.

Роль игумена монастыря сыграл Борис Каморзин. На роль Николая I подошел Никита Тарасов, который похож на него даже внешне. Его советника Бенкендорфа исполнил Сергей Барковский. В картине также снимался Роман Мадянов, герой всех режиссерских работ Досталя.

Создатели о фильме

Коротко режиссер охарактеризовал картину «Монах и бес» такими словами:

Это фильм о том, как человек победил черта. Своей праведностью, терпением и покорностью Божьей воле монах Иван Семенович в конце концов сделал так, что бес потерял дьявольскую силу. И бес становится человеком, а добрый человек – святым.

И бесы веру укрепляют и о Боге вопиют , — такими словами он оправдывает и объясняет главный замысел православного фильма. Он не рассчитывает на громадный успех, однако в целом картиной остался доволен, особенно удачным выбором актеров на главные роли.

Свою работу Николай Досталь не считает фестивальной, так как вряд ли она будет так же понятна нероссийскому зрителю. Даже осуществить перевод с субтитрами будет довольно сложно. Здесь очень много фольклорных элементов, специфических поговорок, хотя для полноценного перевода им все же удалось найти одного бостонского поэта. Режиссер был бы вполне рад награде с формулировкой За разрушение барьеров между фильмами для всех и кино для избранных , которую он получил когда-то за свою работу «Облако-рай».

Сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Абрамов так характеризует главный ключ, в котором был написан сценарий:

Я противник веры в образе «Мерседеса». Дорогая машина, отрегулированная подвеска, шикарное внутреннее оформление; в ней едешь, заплываешь жиром и благополучием, а потом попадаешь в геенну огненную. Мы должны верить в Бога и не ждать «Мерседеса» в качестве награды за веру.

В успешности картины он не сомневается, поскольку сюжет ее считает уникальным. Однако говорит, что вряд ли следующим будет писать сценарий для очередного православного фильма, так как сейчас это входит в моду, становится своеобразным трендом.

Отзывы зрителей

Среди зрителей новинка кино получила самые разнообразные отзывы, в том числе и на «Покрове». Интересно, что в интервью на открытии фестиваля Предстоятель Украинской Церкви Блаженнейший Онуфрий прокомментировал фильм следующими словами: Я такое кино каждый день вижу…

В целом же никаких запретов со стороны духовенства «Монах и бес» не имеет. Картина снималась по благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия. Еще до выхода на большой экран она была показана многим авторитетным священникам и серьезных возражений ни у кого не вызвала. Поэтому обвинения в ереси не имеют никакого основания. К тому же нужно понимать, что это художественное произведение, а не богословская дискуссия.

Мнения широкой аудитории, вместе с тем, разделились. Кто-то считает фильм понятным только узкому кругу верующих людей, другие, напротив, уверены, что православным его как раз смотреть не стоит. Впрочем, каждый может выразить свое впечатление, посмотрев картину.

Мы же предлагаем вашему вниманию небольшой сатирический отрывок с исповедью монаха:

«Монах и бес» признан лучшим фильмом кинофестиваля «Покров»

  • Рубрики
  • Библеистика
    • Новый Завет
    • Ветхий Завет
    • Текстология
    • Исагогика
    • Экзегетика и герменевтика
    • Библейская археология
    • Греко-еврейская литература эллинистического периода и апокрифы
    • Библейская история
  • Богословие
    • Догматическое богословие
    • Патрология
    • Апологетическое (основное) богословие
    • Сравнительное богословие
    • Вероучение Восточнохристианских (нехалкидонских) Церквей
    • Нравственное богословие
    • Литургическое богословие
  • История
    • История Древней Церкви
    • История поместных и автономных Церквей
    • История Русской Православной Церкви
    • Агиология и агиография
    • Церковная археология
    • История религий
    • История сект и новых религиозных движений
    • История протестантизма
    • Монастыри и монашество
  • Практика
    • Литургика
    • Гомилетика
    • Церковное право
    • Церковные искусства
    • Пастырское богословие
  • Религия и мир
    • Миссия Церкви
    • Социальное служение
    • Церковь и государство
    • Религия и наука
    • Религиозное образование и воспитание
    • Экуменизм
  • Вспомогательные дисциплины
    • Всеобщая история
    • Отечественная история
    • Славяноведение
    • Византология
    • Вспомогательные исторические дисциплины
    • Философия
    • Религиоведение
    • Психология
    • Культурология
    • Искусствоведение
    • Литературоведение
    • Антропология
    • Социология
    • Политология
    • Филология
    • Экономика
    • Педагогика
    • Логика
    • Естествознание
    • Библиотечное дело
    • Журналистика

Комментарии

Сети богословия

Мнение

Дипломат «непобедимого смирения»: к 800-летию Александра Невского
В 2021 году исполнилось 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Князь Александр Невский – это многогранная и уникальная личность в отечественной истории. Он и государственный деятель, и талантливый полководец, и дипломат «непобедимого смирения», и добрый семьянин, и православный христианин, в конце своей жизни монах, а после смерти канонизированный святой и национальный герой. Читать дальше

Тема недели: Благоверный князь Александр Невский: жизнь, эпоха, наследие

Новые материалы

Режиссер Николай Досталь рассказал конкурсантам кинофестиваля «Покров» о своем фильме «Монах и бес». Встреча с метром состоялась 10 октября в киевском Доме кино, сообщает Foma.in.ua.

По словам режиссера, идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского. Святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху.

Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается в творчестве Александра Пушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

Часто звучащие в фильме поговорки взяты сценаристом Юрием Арабовым и режиссером из житий святых.

Во время съемок фильма верующие одной из церквей в Вологодской епархии, узнав, что возле неё будут проходить съемки фильма с таким названием, вышли с протестом. «Они не знали, что фильм православный», – отметил режиссер. А те, кто знал, – поддерживали, в том числе архиереи.

Большинство съемочных дней (съемки продлились около 2 месяцев) прошли на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также в г. Петра (Иордания) и в Крыму, который на время «стал» Святой Землей.

Николай Досталь также рассказал притчу – «ключик к фильму». Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть». Об этом наше кино. И хотелось бы, чтобы его так и воспринимали», – сказал Николай Досталь.

«Монах и бес», 2016 год, Россия.

Режиссер: Николай Досталь.

Сценарий: Юрий Арабов.

В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский.

Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Интересно: сыгравший беса Легиона актер Георгий Фетисов – человек верующий и дважды бывал на Афоне.

К слову: Блаженнейший Митрополит Онуфрий, когда услышал название фильма-открытия фестиваля «Покров», сказал: «О, это то, что я вижу каждый день».

МОНИТОРИНГ СМИ: Монах иль бес? Фильм «Монах и бес» нельзя назвать православным. Более того, он – антиклерикален

Завершился очередной фестиваль православного кино «Покров». Обычно этот форум открывается лучшими работами, которые, по мнению организаторов, не нуждаются в конкурсном рассмотрении. В этот раз фестиваль начался фильмом «Монах и бес». Однако признавать его эталоном православного кинематографа – большая ошибка.

Среди ценителей православного кино в последние годы часто слышу возгласы разочарования – мол, перестали снимать кино в церковной ограде. Да так, чтобы главный герой – добрый батюшка с окладистой бородой, да чтобы свечи и купола из кадра не выходили. Дескать, всё норовит режиссёрская братия про христианские добродетели окольными путями рассказывать.

И вот, наконец – дождались! Главный герой – монах, действие происходит в монастырской ограде, а название «церковнее» и не придумаешь – «Монах и бес». Заявленный жанр – комедия – обещал не только полезное, но и весёлое зрелище.

Однако сразу после просмотра фильм оставляет крайне неприятное «послевкусие». Попробуем разобраться – почему?

Автор фильма Юрий Арабов. Он создал более 20 сценариев полнометражных игровых лент. Ведёт мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии.

В качестве режиссёра и автора идеи, в титрах фильма фигурирует не менее известный мэтр кино – Николай Досталь. Среди актёров – Борис Каморзин, Роман Мадянов, Тимофей Трибунцев, Никита Тарасов, Георгий Фетисов. Все актёры без исключения – с немалым опытом и обширной фильмографией. Съёмки проходили в России и в Иордании. Добротности декораций можно только порадоваться. Среди них – копия фасада Иерусалимского храма Воскресения Христова в натуральную величину. В общем, «матчасть» – на очень приличном уровне.

Для того чтобы фильм отвечал церковной тематике, авторы проанализировали жития нескольких святых и из них составили «мозаику». Этот приём для православного кинематографа не нов. Вот в этой компиляции авторы и допустили ряд непростительных ошибок. Поговорим о них.

Основная канва событий фильма «Монах и бес» вращается вокруг путешествия главного героя в Иерусалим верхом на демоне. Этот случай взят из жития святителя Иоанна Новгородского. Силой крестного знамения святитель связал беса, спрятавшегося в рукомойнике, а потом заставил везти себя на Святую землю. После этого паломничества демон жестоко мстил святому. Но именно последний факт и опущен создателями фильма. Вместо этого нам предлагается аналог сказки про Старика-Хоттабыча, в которой герои путешествуют, ведут философские беседы, вместе попадают в приключения, и в общем, ведут себя панибратски.

Однажды демон Легион всё же вспоминает о том, кто он, и в приступе покаяния спрашивает у Ивана – что ему делать, чтобы Бог его простил. И Иван – Семёнов сын – учит демона: «обратись лицом к востоку, стой три года на одном месте, взывая к Богу: «Боже, помилуй меня – злобу древнюю! Помилуй меня – прелесть помраченную! Помилуй меня – мерзость запустения!»

Этот диалог взят из жития преподобного Антония Великого. Демон не мог сломить его ни силой, ни кознями, а потому изобразил покаяние и попросил научить молитве. Здесь-то и прозвучали процитированные слова. После этого демон с хохотом удалился, прокричав преподобному Антонию, что если бы он захотел назвать себя злобою древнею, то уже давно бы это сделал и был бы спасен, однако бесы уже не могут покаяться. Вопреки житийной версии, герой нашего фильма Легиоша (имя-то какое дивное!) ведёт себя по-другому. Он кается!

Мы негодуем, когда из контекста Священного Писания вырываются цитаты и их используют как заблагорассудится. Почему же здесь никто не бьёт тревогу, ведь извратили житие основателя монашества! Почему создатели фильма отбросили реальное развитие диалога? Думаю потому что оно пошло вразрез с художественным замыслом. Ради эффектного сценарного хода авторы использовали подлог.

Кстати, Паисий Святогорец тоже пытался молиться о покаянии бесов и во время этой молитвы ему явился демон, который стал передразнивать старца. Этот перечень можно продолжить, поскольку в Священном Предании о покаянии демонов сказано много.

Достаточно было бы вспомнить Иоанна Дамаскина: «Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти».

Можно было бы возразить, что пространство фильма – это не «Точное изложение православной веры». Дескать, в кино позволителен вымысел, даже если он является ересью.

Но и при такой смелой натяжке фильм «Монах и бес» нельзя назвать православным. Более того, он – антиклерикален. Монастырская жизнь в нём изображена в традициях советской сатиры. Карикатурно тут всё: шествие монахов в трапезную, исповедь, богослужение, беседа игумена с архиереем. Если картину «Монах и бес» называют «православным кино», то прошу в эту же рубрику включить «Сказку о Попе и его работнике Балде» – ведь там тоже есть герой в рясе.

Можно оправдать режиссёра как художника: для выделения «луча света» всегда нужно «тёмное царство». Но этим «тёмным царством» в фильме стала Церковь.

Кстати, этот контраст дал нужный эффект. Положа руку на сердце, скажите – кто из героев ленты наиболее симпатичен? Правильно – бес Легион. Он блещет эрудицией, изысканно одет, великодушен – в общем, позитивен ещё до начала своего покаяния. А окружающие его людишки злы, трусливы, надменны, алчны. Самыми глупыми и жестокими выглядят монахи. По приказу игумена они связывают своего собрата по рукам и ногам и отправляют на плоту по реке. Кстати, факт позаимствован из жизни уже известного нам святителя Иоанна Новгородского, вот только светлый житийный эпизод создатели фильма опять извратили. В общем, говоря словами главного героя фильма: «Всё у твоего брата вверх тормашками».

То, что такие фильмы снимаются – не плохо и не хорошо. На просторах интернета много всякого контента, который анализу не поддаётся и весь его нам никогда не пересмотреть. Ну, снята очередная нелепость про Церковь – что нам до того? Но ведь нет – из всего многообразия фильмов уважаемые организаторы фестиваля «Покров» вытащили на свет именно эту ленту и наградили её по четырём номинациям! Почему? Отсутствие вкуса или злой умысел? Первое представить трудно, а второе страшно.

Что сделано – то сделано. Фильм снят и о нём уже сообщили все церковные СМИ. Смотреть ли его после этого? Думаю, что да. Хотя бы для того, чтобы потом, на контрасте, узнать настоящее, светлое кино.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector