0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм рождества в Вифлееме: история и святыни

Храм рождества в Вифлееме: история и святыни

Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.

Базилика Рождества Христова

Первая церковь была возведена над пещерой Христа еще в 326 году. Спустя двести лет она оказалась разрушена во время восстания в Самарии, но император Юстиниан подошел к ее восстановлению со всей отвестсвтвенностью: церковь не только возникла на прежнем месте в кратчайшие сроки, но и обросла новыми приделами. В этом виде она и сохранилась почти нетронутой до наших дней мусульманские владыки, в последствии захватившие эти земли, к святыне относились уважительно, и многочисленные войны не затронули больше ее камней.

Снаружи стены базилики выглядят довольно скромно. Главная ее достопримечательность, притягивающая тысячи паломников со всего мира, заключена внутри, где винтовые лестницы ведут вниз, к Гроту Рождества.

Место рождения Иисуса отмечено вделанной в пол серебряной звездой и мраморным алтарем. Пространство вокруг озарено светом многочисленных лампад. С икон на стенах грота молчаливо взирают лики святых, и все пространство пещеры пронизано атмосферой божественного.

Координаты: 31.70430600,35.20763900

А какие достопримечательности Вифлеема вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Культурная ценность

Серебряная звезда, отмечающая место рождения Иисуса, была украдена в 1847 году. Некоторые верующие утверждают, что этот роковой знак предвещал (или даже вызвал напрямую) разгромную Крымскую войну против Российской империи.

Храм Рождества Христова в Вифлееме является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм также включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой.

Базилика Рождества Христова: как добраться

В заключении хотел бы вам поведать о том как же добраться до города Вифлеем. Есть четыре способа о которых я вам расскажу, а вы для себя выберете более подходящий. И так :

  • первый — это самостоятельно на автобусах Эгед это израильский перевозчик который отправляется со Станции в Иерусалиме. На нем проезд будет до десяти шекелей. Так же есть автобус который относится к арабским перевозчикам. Но главное есть моменты такие как : на посту между Израилем и Палестиной — Вифлеем вас пропускают не придавая особого значения. Но вот на обратном пути вас обыщут. Так же вы должны за ранее продумать маршрут и посмотреть какие автобусы идут обратно. Так как если Компании Эгед довезет вас туда на обратном пути придется добираться другими номерами автобусов.

  • второй — это такси их так же можно увидеть на посту или за постом. Но будьте бдительны ведь прежде чем ехать обговорите цену. Что бы не получилось что эта сума выше.
  • третий — это если вы хотите все сделать сами. То тогда для вас лучшим вариантом будет арендовать машину. На Израильской регистрации. Только при заключении договора об аренде авто проконсультируйтесь о том как правильно вести себя при пересечении поста и что нужно вообще знать
  • четвертый — это для тех кто как я считаю не хочет тратить свое время на поиски автобусов и с таксистами договариваться. Этот вариант заказать экскурсию у местных израильских тур операторов. В этом случае вам да нужно будет побольше денег чем если вы будете добираться первым или даже вторым способами. Но за то здесь вы сможете по полной проникнутся теми моментами которые присутствуют в Базилике Рождества Христова. Да и сама тематическая экскурсия направленная на то что бы вы насладились всем процессом.

Во всяком случае Вам решать какой для Вас будет оптимальный вариант. Но то что это место нужно посетить это по моему мнению даже не обсуждается. Так что друзья хорошего отдыха.

Вячеслав Брыгардый

Мне 30 лет родился в Украине, на данный момент в Израиле. Веду личный Блог об маленькой и удивительной стране

Историческая ценность

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков. К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными. Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11 Вселенских соборов.

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

РОЖДЕСТВО НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника. В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки. В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.

С новым… Сильвестром

В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года. Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее). Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.

Читать еще:  архимандрит Кассиан (Шостак)

Главная подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.

Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице

Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.

В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.

При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.

Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.

Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.

В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.

Генеральная уборка в Вифлееме

На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.

В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.

В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.

Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.

Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.

По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.

Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.

Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!

Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.

Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.

Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.

Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.

Колядки и василопита с запеченными монетками

Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.

В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.

У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.

В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.

Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате

Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема. По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русско­язычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен. После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях. Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.

Читать еще:  Почему в посланиях апостола Павла не осуждается рабство?

Храм Рождества Христова в Вифлееме

На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря. Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин. Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.

Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.

Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ. Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира. Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.

После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.

Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.

Рецепт

Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника

На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.

Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов. Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.

Святыни

Пещера Рождества Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Вифлеемская икона Божией Матери На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

Паломничество во Святую Землю

Место Рождества Христова

Vifleem Vifleem Vifleem Vifleem Древний Вифлеем (по-еврейски Бейт-Лехем — «дом хлеба») был ничем не примечательным небольшим городком. Сейчас это город, куда стекаются паломники со всего мира. Его название говорит о том, что раньше здесь были плодородные поля, во что с трудом верится сегодня. Другое наименование города — Евфрафа — означает «плодородие».

Вифлеем неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Первый раз о нем говорится в книге Бытия в связи с кончиной праматери Рахили: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Евфрафу, то есть, Вифлеем» (Бытие. 35:19). Затем, Вифлеем упоминается в книге Руфь, где рассказывается о Ноемини и ее снохе Руфи Моавитянке. В окрестностях Вифлеема находились поля Вооза, на которых Руфь собирала упавшие колоски, чтобы прокормить свекровь и себя. В Вифлееме же появился на свет царь и пророк Давид и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.

Ясли

Однако, главное событие прославившее этот небольшой городок по всему миру — это Рождество Спасителя, совершившееся здесь. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли в Вифлеем из-за переписи населения, устроенной тогда римскими правителями. Каждый должен был тогда прийти записываться в свой родовой город. Поскольку Иосиф и Мария были из рода царя Давида, они должны были прийти в Вифлеем.

Гостиница, видимо, в Вифлееме была одна, стечение народа было большое, и свободного места в ней не нашлось. Поэтому Иосиф с Марией поместились в пещере, которая использовалась для содержания скота. Рождение Мессии было окружено крайней бедностью и стеснением, Спаситель нисшел здесь до последней степени уничижения. Он родился в яслях для скота, посреди волов и ослов, которые, вероятно, были в пещере, ибо многие, прибывшие на перепись, не пришли пешком, а приехали.

Читать еще:  В Киеве состоялось первое заседание богословского клуба `София`

А наименование города — «дом хлеба», являлось неким прообразом Рождества Христова. Ведь Господь называл себя «Хлебом, сшедшим с Небес». И, причащаясь этого Хлеба в Таинстве Евхаристии, мы соединяемся с Господом, становимся причастниками Жизни Вечной. Это один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Ин. 6:51)

Базилика Рождества Христова

Первый престол в Вифлееме

Место рождения Спасителя было постоянным местом поклонения христиан. Римский император Адриан во втором веке, желая осквернить святыню, построил здесь языческое капище. Однако, тем самым, он в точности указал последующим поколениям место, где располагалась пещера, в которой родился Господь. В четвертом веке равноапостольная царица Елена построила на месте Рождества Христова великолепную базилику. Храм был расширен и перестроен при императоре Юстиниане. Однако, при этом базилика утратила прежнее великолепие. Сквозь отверcтия в настиле пола можно увидеть мозаики, которыми в первом храме был выстлан пол. Этот храм практически единственный, который не был тронут персами в 614 году. Дело в том, что на фасаде базилики находились мозаичные картины, изображающие Рождество Христово и поклонение волхвов. Увидев изображение своих соотечественников, персы не тронули храм.

Вход в базилику сейчас очень низкий, его называют «вратами смирения», ибо всякий, входящий в храм, должен наклониться. Однако, ранее этот вход был гораздо просторнее. Присмотревшись к кладке, мы это можем увидеть. Вход сделали таким низким, заложив дверной проем, чтобы воспрепятствовать мусульманам въезжать в церковь на лошадях.

Войдя в храм, мы оказываемся в небольшом притворе, где в древности стояли оглашенные. Оттуда мы попадаем в центральное пространство огромной базилики, устроенной в форме креста. Частично в нем сохранились старинные мозаики и росписи, выполненные редким способом — это роспись по камню. Над пещерой Рождества Христова устроен алтарь, справа от которого можно спуститься в саму пещеру. Место Рождества Христова обозначено звездой, над ней — православный престол, на котором ежедневно совершается Литургия. Слева от входа расположен небольшой придел на том месте, где находились ясли, в которые Матерь Божия положила новорожденного Богомладенца. Выйти из пещеры можно по другой лестнице, расположенной слева. Сами ясли были унесены крестоносцами в Рим, где они и находятся ныне, в соборе Санта Мария Маджоре.

У входа в пещеру Рождества

Перед спуском в пещеру, на стене, находится Вифлеемская икона Божией Матери. Этот образ примечателен тем, что на нем Богородица улыбается. Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Российским Императорским домом. Этот образ прославился многими чудотворениями и очень почитается в Палестине. Существует традиция молиться перед этой иконой о даровании детей и о семейном благополучии. В этом же приделе базилики находится чудотворный образ Спасителя, написанный на одном из столпов храма.

Если выйти на улицу из южных дверей храма (рядом с входом в пещеру Рождества), то попадаешь в небольшой дворик, из которого можно спуститься в пещеру Вифлеемских младенцев. По преданию, в этой пещере были погребены младенцы, убиенные Иродом и почитающиеся как первые мученики за Христа. Здесь также имеются древние христианские захоронения. Также, в этой пещере находится самый древний православный престол, устроенный в Вифлееме.

С другой стороны базилики, у выхода из пещеры Рождества, расположен армянский придел.

Слева к базилике примыкает католический придел с отдельным двориком, в котором установлена статуя блаженного Иеронима Стридонского. Из католического придела есть лесенка вниз, она ведет к могиле святой Павлы. Блаженный Иероним подвизался некоторое время здесь в одной из пещер, примыкающих к пещере Рождества Христова. Он очень почитается в западном мире, поскольку именно он перевел Библию на латинский язык.

Поле пастушков

Поле пастушков

Никто в мире не знал о том, что родился его Спаситель. Однако же это событие, славословимое Ангелами на небе, по чрезвычайной важности своей, не должно было остаться в безвестности и на земле. И первое благовестие о нем было пастухам, которые пасли свое стадо недалеко от Вифлеема. По чистоте сердец, по вере и праведности жизни, они оказались достойными такого высокого избрания — первыми на земле услышать благовестие о Рождении Искупителя, Мессии.

Вот как повествует об этом евангелист Лука: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2:8-20).

Это место находится к востоку от Вифлеема. Сейчас здесь арабская деревня Бейт-Сахур (в переводе с арабского «дом пастухов»). А во времена Спасителя здесь были поля, на которых пасли свои стада пастухи, которым и явились ангелы, возвестившии о Рождестве Спасителя мира. Паломниками с первых веков христианства почиталась здесь небольшая пещера, в которой был устроен храм. Над ним была построена сначала небольшая часовня, а затем и величественная базилика, развалины которой мы видим сейчас. По преданию, в этой пещере пастухи укрывались от непогоды. Ныне здесь небольшой монастырь — подворье Лавры преподобного Саввы Освященного. В нижнем храме — мощи пастушков и мощи монахов, убиенных персами в 614 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector