0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монашеский постриг совершен в Киево-Печерской Лавре

Киево-Печерский монастырь и основание русского монашества

Доклад епископа Боярского Феодосия, викария Киевской митрополии на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» (Москва, Покровский ставропигиальный женский монастырь, 23−24 сентября 2015 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, пастыри, честное монашество, братья и сестры!

В этом году Святая Церковь празднует 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Мы славим Бога, дивного во святых Своих, – приняв чрез Днепровскую купель Святое Крещение, мы были привиты ко Христу, получили возможность освободиться от греха, принести плод святости и унаследовать жизнь вечную (Рим. 6:22).

Принятие христианства Святой Русью от Византии – это эпохальное событие, которое навеки изменило ход истории славян и их образ жизни. Мы приняли не только веру Восточного обряда, которая выкристаллизовалась на протяжении первого тысячелетия, но и древние традиции, которыми жила Вселенская Церковь. Господь благословил нам непосредственно прикоснуться к ангельскому образу жизни, познать монашество, которое, по словам современных подвижников, является лицом Церкви, всегда обращенным ко Христу.

Монашество – это уникальный образ подвижнической жизни Древней Церкви, это жизненный выбор людей, избранников Божьих, о которых Христос сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11, 12). И отвечая на вопрос учеников: «что же будет нам?», – Христос говорит: «И всякий, кто оставит домы, или братьев… или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27, 29).

На протяжении первого тысячелетия мы находим множество примеров уединенного спасения среди сонма угодников Божьих, для которых сей путь праведности был открыт преподобным Антонием Великим и основателем иноческого общежития преподобным Пахомием Великим[1]. Своим примером служения Богу они вдохновили многих на подобный аскетический подвиг.

«Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (середина XI в.) свидетельствует о том, что после Крещения Руси при князе Владимире появляются первые монашеские обители: «Монастыри на горах встали, черноризцы явились»[3].Митрополит Московский Макарий (Булгаков) сообщает, что монастыри появились, без сомнения, вместе с первыми пастырями, пришедшими к нам из Греции[4]. При этом «Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца (начало XII в.) содержит сведения о более позднем периоде существования монашеской жизни. После закладки Святой Софии князем Ярославом Мудрым в 1037 году появляется иноческая жизнь в монастырях святого Георгия и святой Ирины: «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться»[5]. При этом не исключается существование монахов и до этого времени. Об этом как раз говорит уже упоминаемый нами А.В. Карташев: «Нужно думать, что монахи были в среде киевских христиан и до св. Владимира, и что с приходом из Болгарии, Афона и Византии на Русь новых монахов-миссионеров они вышли на свет Божий, соединились в общества, стали селиться возле вновь возникавших церквей»[6].

При этом появление монашества на Руси традиционно связывают с именем преподобного Антония Печерского (983–1073 гг.), отмечая и тот факт, что сохранившееся исторические сведения о прп. Антонии весьма противоречивы.

По сей день спорным является вопрос о количестве хождений прп. Антония на Святую Гору Афон. Так в Древнем Патерике говорится только об одном посещении Афона и возвращении преподобного в Киев в 1051 году. Существуют иные мнения, согласно которым прп. Антоний совершил первое путешествие на Афон в совсем юном возрасте, около 1000-го года, и через некоторое время возвратился на Русь (некоторые источники указывают дату 1013 г.).

Сведения о втором посещении Афона появляются только во второй редакции Патерика, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Кассианом в 1462 году[7]. Согласно его хронике, второе хождение прп. Антония на Афон произошло после смерти князя Владимира в 1015 году и начала междоусобицы. С этого времени он подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим – после 1051). Это мнение поддерживал известный церковный историк и библиограф митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) в своей знаменитой работе «Описание Киево-Печерской Лавры»[8].

Согласно второй версии, 1016 год стал началом русского монашества на Афоне, так как именно монахи, пришедшие вместе с прп. Антонием, основали первый русский монастырь в Уделе Богородицы. Некоторые исследователи предполагают, что это был Свято-Успенский Богородичный монастырь Ксилургу, в котором принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский[9]. Есть и другая версия, более позднего происхождения (XVIII–XIX вв.), согласно которой Антоний принял монашество в Великой Лавре Святого Афанасия или монастыре Эсфигмен[10].

По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству. Таким образом Печерская обитель была основана на высоких идеалах подвижнической жизни Православного Востока[11]. Печерский монастырь со временем стал духовным цветником и первообразом всех русских монастырей. «Молитвы, труды и подвиги преподобного Антония и его ученика преподобного Феодосия стали тем мощным фундаментом, на котором выросло и укрепилось монашество Киевской Руси»[12]. Новообразованные обители Руси полагали свой уклад жизни по образцу Печерского монастыря. Основатели таких обителей в большинстве своем были учениками преподобных Антония и Феодосия.

Кроме Печерского монастыря в Киеве существовало также два богатых княжих монастыря: Георгиевский, основанный Ярославом Мудрым, сыном Владимира, и Дмитриевский, основанный Изяславом Ярославичем, куда в игумены взят был бывший игумен Печерского монастыря Варлаам, непосредственный предшественник преподобного Феодосия. Летописец, очевидно, выразил мнение, бытующее в стенах Печерского монастыря, когда писал: «Изяслав поставил монастырь Святого Димитрия, хотя створити вышний сего монастыря (т.е. Печерского) надеялся богатству»[13].

Но иным был промысел Божий – господствующее значение в Киеве и всей Руси выпало на долю Печерского монастыря. По объяснению прп. Нестора, произошло это потому, что основан он «слезами, пощением, молитвою и бдением»[14].

Сегодня уже классической датой основания Киево-Печерского монастыря считается 1051 год, подтверждение этого мы находим в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Эта начальная летопись, прекрасное и единственное в своем роде произведение, не только положила начало летописному делу на Руси, но и сохранила память о начальных событиях Русской истории. Эта летопись является одним из существенных условий нашего исторического самосознания, и как говорит один из дореволюционных исследователей: «Без этой летописи наша история представляла бы из себя книгу без начальных листов»[15].

Преподобный Нестор упоминает только о втором возвращении Антония и о его поселении в Иларионовой пещере, при этом не указывая тот факт, что о своем прибытии в Киев преподобный старец сообщил князю Ярославу. Поэтому можно согласиться с мнением митрополита Евгения (Болховитинова), что о подвиге великого монаха стало известно уже при Изяславе Ярославиче, который часто обращался к преподобному Антонию за духовной беседой и благословением[16].

С большой долей вероятности можно предположить, что только после 1054 года к преподобному Антонию прибывают подвижники, желающие уединения и молитвы. В числе собратьев прп. Антония были иерей Никон, постриженик одного из Киевских монастырей и 23-летний Феодосий. Таким образом, первое Антониево братство состояло только из четырех монахов: по благословению прп. Антония преподобным Никоном в монахи был пострижен Феодосий, а через некоторое время и преподобный Варлаам, первый игумен Печерский.

Здесь хотелось бы сказать несколько слов о преподобном Никоне Печерском, который на начальном этапе существования Печерского монастыря являлся фактически лидером монахов Киевской Руси.

Личность преподобного Никона – наиболее загадочная в истории монастыря. Доныне невыясненным остается его происхождение, место пострига, обстоятельства и время прибытия к преподобному Антонию[17]. Высокое положение преподобного Никона дало повод исследователю М.Д. Приселкову предположить, что под именем Никона принял схиму митрополит Иларион, сведения о котором теряются около 1053-1054 года. Это предположение не имеет доказательной базы.

Достоверно известно, что преподобный Никон ушел из Печерского монастыря из-за конфликта с Киевским князем Изяславом. Причиной тому послужил постриг в иноки великокняжеского придворного Ефрема и боярского сына Варлаама. Преподобный Никон отправился на остров Тмутаракань, где основал монастырь Богородицы по примеру Печерской обители. С 1062 года вплоть до своей смерти в 1074 году игуменом Киево-Печерской обители был преподобный Феодосий.

Если преподобный Антоний преимущественно созидал тайный, мистический вид пастырского служения, то святой Феодосий как монах воплотил открытое миру и людям деятельное начало. «Земной ангел и небесный человек» – так назвал его Печерский Летописец.

С увеличением числа иноков в 1062 году Лавра основала наземные монастырские сооружения для проживания братии, но благоговейно хранила пещеры для погребения усопшей братии и подвига отдельных иноков. Еще до постройки наземного монастыря прп. Антоний уединился от подвижников, выкопав себе пещеру «под новым монастырем». Что это был за «новый монастырь»? Ответ на этот вопрос находим в «Житии преподобного Феодосия»[18], которое гласит, что невдалеке от монастыря, построенного при первой пещере, есть место, где перед своей кончиной прп. Феодосий, управляя общиной, начал строить каменный храм, и куда по окончании строительства переселилась братия, оставив в старой обители лишь немногих иноков[19].

Увеличение числа монашеского братства заставило прп. Феодосия приняться за поиски Устава для упорядочения жизни Печерского монастыря. Именно с именем преподобного Феодосия Печерского связано введение Студийского общежительного монашеского устава. Обыденное управление стало основополагающим условием для дальнейшего существования Печерской обители; в начале игуменства Феодосия (1062 г.) в монастыре подвизалось 20 монахов, а за короткое время число насельников возросло до ста.

По мнению исследователя В.Н. Топорова, «выбор Студийского устава был не случайным, а сознательным и глубоко обдуманным шагом»[20]. Общежитие, предписываемое Студийским уставом, было единственным условием сохранения монашеской общинной жизни. Сведения о введении Студийского устава в Киево-Печерском монастыре находим в «Житии Феодосия Печерского» и Печерском Патерике. Первая часть устава – традиция совершения богослужения – была получена от византийского монаха Михаила, пришедшего на Русь с митрополитом Георгием в 1062 году.

По благословению прп. Феодосия полную редакцию Устава Студийского монастыря на Русь принес Печерский монах Ефрем около 1065 года. Именно этот устав лег в основу иноческого общежития Киево-Печерского монастыря. Сегодня существуют разные мнения по поводу того, насколько точно прп. Феодосий следовал Студийскому уставу. Для игумена Печерской обители фундаментом жизненного уклада было соблюдение основ Устава – принципа строгого общего жития, отречения от собственности, полного равенства братии между собой, постоянной молитвы и труда.

Таким образом, введение прп. Феодосием Студийского общежительного устава в Печерском монастыре кардинально изменило обыденный характер братской общины, сохраняя при этом традиции «особножительства». Наличие этих двух противоположных типов подвижничества является отличительной особенностью Киево-Печерского монастыря[21].

Свидетельством веры преподобных Антония и Феодосия Печерских явилось начало строительства в 1073 году главного храма монастыря – Успенского собора. Согласно «Слову о создании Церкви печерской» святителя Симона, епископа Владимиро-Суздальского (†1226), накануне закладки храма к преподобным Антонию и Феодосию пришли четверо зодчих из Константинополя. Они рассказали о чудесном явлении Божьей Матери и Ее повелении построить на Руси храм: «И сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить». По данным «Повести», с кончиной прп. Феодосия в 1074 году строительство храма было остановлено, но уже через год следующий настоятель обители игумен Стефан возобновил созидание храма и завершил его в 1078 году[22].

Читать еще:  Всеправославная молитва о мире в Иерусалиме пройдет в канун Пасхи во всем мире

История создания Великой церкви исполнена благодатных чудес, явленных Богом для утверждения молодой христианской Руси в православной вере. Разные эпизоды этой истории подробно описали постриженики Лавры: прп. Нестор Летописец, свт. Симон, епископ Владимиро-Суздальский и Симонов ученик, инок Поликарп, в своем «Послании» к лаврскому настоятелю архимандриту Акиндину.

Согласно «Повести», освящение Великой Лаврской церкви было совершено в 1089 году митрополитом Киевским с епископами при игумене Иоанне Печерском.

Помимо «Жития» Феодосия Печерского, преподобный Нестор написал еще одно произведение, связанное с его именем: «Слово Нестора, монаха Печерского, о перенесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского»[23]. Данное событие произошло в канун Успения Пресвятой Богородицы 1091 года: из пещер в правую часть притвора церкви были перенесены мощи прп. Феодосия. Освящение храма и положение в нем мощей основателя русского монашеского общежития завершило первый этап становления Печерского монастыря как духовного центра Киевской Руси.

За девять с половиной веков исторического бытия Киево-Печерской Лавры в ней просияли великие подвижники. Братия монастыря во все времена по милости Божьей отличалась силой духа. Будучи ревнителями высокого иноческого подвига, монахи были готовы благоговейно и со смирением переносить тяготы убогой жизни, голод, холод и нищету. Ныне в пещерах славной Киевской Лавры почивают мощи множества святых, из которых поименно нам известны более 120 ее насельников.

Киево-Печерская Лавра стала главной монашеской общиной и оплотом духовной жизни Святой Руси, центром созидания сокровищ славянской культуры, местом явления многочисленных чудес. Третий на земле удел Богородицы, словно духовный оазис, источает дух благодати, тайно, непостижимо соединяя в своих стенах землю и небеса. И сегодня великая обитель, возвышаясь над шумным и праздным мегаполисом, смиренно хранит дух древних благочестивых традиций святого Православия, которые находят отклик в душах самых разных современников.

Поэтому и завершить свое слово хотелось бы молитвенным воспеванием тропаря из канона преподобным Антонию и Феодосию Печерским: «Кто не удивится вашему житию, о преблаженные отцы? Кто не почудится ревности по Бозе? Яко во плоти суще, Ангелом весьма уподобистеся, их же и сожителие суще ныне, не забудите и нас, песньми вас ублажающих».

Facebook

Unsupported Browser

Монастырский вестник Украины

В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ СОВЕРШЕН ПОСТРИГ В МАНТИЮ

Традиционно в период Святой Четыредесятницы в Печерской обители совершаются иноческие и монашеские постриги. В четверг второй седмицы Великого поста Наместник ✜ Киево-Печерской Лавры [inok.info/242] митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил монашеский постриг насельников в храме Ближних пещер в честь преподобного Антония Печерского.

Были пострижены в монашество: священноинок Елиазар с наречением монашеского имени в честь прп. Матфея Печерского Прозорливого, иеродиакон Хрисанф был наречен Вениамином также в честь Печерского святого, иноки Севастиан и Филумен в честь святителей Стефана Владимир-Волынского и Феофила Новгородского соответственно.
После пострига владыка Павел обратился к ним с напутственным словом, после чего новопостриженые монахи и братия во главе с Наместником прошли в Крестовоздвиженский храм, где на протяжении нескольких дней будет неусыпно читаться Псалтирь.

Монастырский вестник Украины

Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры

Приглашаем Вас в Паломничество в УРОЧИЩЕ КИПЯЧЕЕ и ОВРУЧ! ⛪
Поездка планируется 4 ноября!
❗ ❗ ❗ НА ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ❗ ❗ ❗
Во время паломничества Вы посетите:
♦️ Мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери: ЛИТУРГИЯ!
— чудотворная икона Божьей Матери «Казанская»;
— святой источник-купель Божьей Матери;
— и другие святыни;
♦️ Женский монастырь Афонской иконы Божьей Матери:
— частица пояса Божьей Матери;
— частица Животворящего Креста Господня;
— мощи 24 старцев с Афона;
— чудотворные иконы Божьей Матери «Троеручица», «Геронтиса»;
— святой источник-купель св.мчч.Киприана и Иустинии;
♦️ Овруч. Женский м-рь в честь Василия Великого:
— частичка мощей св.Макария Овручского и др.святыни;
♦️ Спасо-Преображенский собор
Стоимость 350 грн.
☎️ Запись по телефонам:
(093)345-01-25 (Вайбер),
(044)255-11-75
(096)330-23-55 Святослав

Монастырский вестник Украины

СОБОР ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ БЛИЖНИХ ПЕЩЕР ПОЧТИЛИ В ЛАВРЕ

Память всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, отпраздновали в Успенском соборе ✜ Киево-Печерской Лавры [inok.info/242] 11 октября 2021 года. Божественную литургию возглавил наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, сообщает Lavra.ua.

Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон, митрополит Винницкий и Барский Варсонофий, архиепископ Бучанский Пантелеимон, архиепископ Фастовский Дамиан, епископ Барышевский Виктор, епископ Ладыжинский Сергий, епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий, епископ Вишневский Спиридон, епископ Бышевский Кирилл, братия и гости монастыря в священном сане.

После чтения Евангелия митрополит Павел обратился к прихожанам и многочисленным паломникам со словом проповеди. Владыка наместник рассказал историю становления монашества на Руси, основу которого заложили Киево-Печерские отцы во главе с преподобным Антонием.
«Они жили ради Бога, и Он посылал им ту благодать чудотворений, исцелений, пророчествования, которая была необходима для утверждения Православной веры. Преподобные всегда ограждают и вразумляют нас, находясь нетленными мощами с нами тут, а душою с Богом на Небе.
Нас с ними разделяет не время и расстояние, но наши грехи, которые терзают нашу душу. Попросим же преподобных отцов наших Печерских, дорогие братия и сестры, сохранить нас от всякого зла, научимся от них жить богоугодно, чтобы они укрепили нашу веру, дабы и нам в свое время вместе с ними поселиться в тихой пристани Царства Небесного!» – сказал митрополит Павел.

По окончании Литургии состоялся крестный ход к пещере преподобного Антония, где во время молебна была прочитана молитва к преподобным отцам Печерским и все молящиеся окроплены освященной водой.

В завершение торжеств в честь лаврского праздника всех паломников традиционно пригласили на трапезу.

Монастырский вестник Украины

БЛАЖЕННІШИЙ МИТРОПОЛИТ ОНУФРІЙ ОЧОЛИВ УРОЧИСТОСТІ З НАГОДИ 30-РІЧЧЯ ДОНЕЦЬКОЇ ЄПАРХІЇ У СВЯТОГІРСЬКІЙ ЛАВРІ

10 жовтня 2021 року, у Неділю 16-ту після П’ятидесятниці, Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Онуфрій звершив святкові богослужіння в ✜ Успенській Святогірській Лаврі [inok.info/uk/98] з нагоди 30-ліття Донецької єпархії УПЦ та архієрейської хіротонії митрополита Донецького і Маріупольського Іларіона.

Перед початком богослужіння Предстоятеля урочисто зустріли біля воріт Лаври. Блаженніший владика звершив освячення нового пам’ятника спочилому Предстоятелю УПЦ Блаженнішому Митрополиту Володимиру (Сабодану).

За Божественною літургією в Успенському соборі обителі Предстоятелю співслужили: митрополит Одеський і Ізмаїльський Агафангел, митрополит Донецький і Маріупольський Іларіон, митрополит Вишгородський і Чорнобильський Павел, архієпископ Перемишльський і Горлицький Паїсій (Польська Православная Церква), архієпископ Унгенський і Ниспоренський Петр (Православна Церква Молдови), митрополити: Тернопільський і Кременецький Сергій, Харківський і Богодухівський Онуфрій, Запорізький і Мелітопольский Лука, Святогірський Арсеній, Горлівський і Славянський Митрофан, Ізюмський і Куп’янський Єлисей, Мукачівський і Ужгородський Феодор, Луганський і Алчевський Пантелеімон, Сєверодонецький і Старобільський Никодим, Львівський і Галицький Філарет; архієпископи: Краснолиманський Аліпій, Макіївський Варнава, Бердянський і Приморський Єфрем, Олександрійський і Світловодський Боголєп, Южненський Діодор; єпископи: Інокентій (Шестопаль), Хотинський Веніамін, Баришівський Віктор, Білогородський Сильвестр, Добропольський Спиридон, Волноваський Амвросій, Біловодський Павел, Ірпінський Лавр, Бородянський Марк, Новопсковський Іринарх, Костянтинівський Паїсій, духовенство Лаври, Донецької єпархії та гості у священному сані. За богослужінням молились ігумені монастирів УПЦ та численні віряни.

На малому вході Блаженніший Митрополит Онуфрій з нагоди 70-річчя від дня народження та 30-річчя єпископської хіротонії митрополита Іларіона нагородив його правом преднесення хреста за богослужінням.

Після читання Євангелія Предстоятель звернувся до пастви зі словом проповіді, у якій розтлумачив історію про дивовижну ловитву риб на Генісаретському озері.

Після відпусту виголосили многоліття. Блаженніший владика привітав митрополита Іларіона з особистими ювілеями та 30-річчям Донецької єпархії. «Це красиві числа, які промовляють про милість Божу, що покриває Вас, Ваше Високопреосвященство, і зміцнює Вас у служінні», – зазначив Предстоятель і побажав ієрарху перемоги над випробуваннями та завжди бути на дорозі спасіння.

Вітальне слово також виголосив архієпископ Перемишльський і Горлицький Паїсій. Ієрарх з Польщі передав поклін від Предстоятеля Польської Православної Церкви та висловив підтримку від імені кліру своєї Помісної Церкви Блаженнішому Митрополиту Онуфрію.

«Ми завжди з Вами, – сказав владика Паїсій. – Ви – наш. Ми завжди стараємось підтримувати Вас і словом, і молитвами».

Архієпископ привітав з ювілеєм митрополита Іларіона та від імені Блаженнішого Митрополита Сави вручив йому найвищу нагороду Польської Православної Церкви – орден святої рівноапостольної Марії Магдалини I ступеня, а також передав ювілейну панагію від Предстоятеля Польської Церкви та список Леснінської ікони Богородиці від архієпископа Люблінського і Холмського Авеля.

Митрополит Іларіон виголосив подячне слово. Насамкінець перед Успенським собором зробили фото на пам’ять про урочистості, що відбулись.

В Киево-Печерской Лавре и Рыхловском монастыре Нежинской епархии совершен монашеский постриг

Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил монашеский постриг четырех насельников обители, митрополит Нежинский и Прилукский Климент – двух инокинь Пустынно-Рыхловского Николаевского монастыря Нежинской епархии. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Нежинской епархии и lavra.ua.

25 марта 2021 года, в четверг 2-й седмицы Великого поста, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил монашеский постриг насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в храме Ближних пещер в честь преподобного Антония Печерского.

Были пострижены в монашество: священноинок Элиазар с наречением монашеского имени в честь прп. Матфея Печерского Прозорливого, иеродиакон Хрисанф был назван Вениамином также в честь Печерского святого, иноки Севастьян и Филумен в честь святителей Стефана Владимир-Волынского и Феофила Новгородского соответственно.

После пострига владыка Павел обратился к ним с напутственным словом, после чего новопостриженные монахи и братия во главе с наместником прошли в Крестовоздвиженский храм, где в течение нескольких дней будет неусыпно читаться Псалтирь.

Напомним, 22 марта митрополит Павел совершил постриг в иноческий чин трех священноиноков.

В этот же день митрополит Нежинский и Прилукский Климент посетил Пустынно-Рыхловский Николаевский женский монастырь в селе Рыхлы Коропского района Черниговской области и поклонился его святыням.

После завершения уставного вечернего богослужения архипастырь совершил монашеский постриг над инокинями Галиной и Алевтиной, которые были наречены именами Марионила и Аполлинария.

После завершения чинопоследования владыка Климент дал духовные наставления и благословил сестер.

Также во второй день Великого поста митрополит Мукачевский и Ужгородский Феодор совершил монашеский постриг в Кирилло-Мефодиевском женском монастыре г. Свалява на Закарпатье трех инокинь в мантию. 18 марта епископ Беловодский Павел совершил иноческий постриг в Архистратиго-Михайловском храме пгт. Новоайдар Луганской области.

Преподобный АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, основатель Киево-Печерской Лавры (†1073)

Антоний Печерский (983—1073) — основатель Киево-Печерской лавры, занимает особое место в сонме древнерусских святых и почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Антоний (в миру Антипа) родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет Антипа хотел стать иноком. И повзрослев, отправился странствовать. Достигнув Афона, Антипа был поражён красотой и устроением этого святого места. Через два года в одной из Афонских обителей он и принял монашеский постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках.

Читать еще:  Позиция пермского епископа в отношение толерантности многих повергла в недоумение

Существует предание, согласно которому он принял иноческий постриг с именем Антоний в небольшом древнем монастыре Есфигмен и проходил монашеское послушание как отшельник, под руководством старца игумена Феоктиста.

Монастырь Есфигмен

Однако, вопрос о том, где именно подвизался преподобный Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия, так и Есфигменского монастыря. На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»).

Юный инок во всём старался угодить Богу. Особенно преуспевал он в кротости и послушании. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. На прощание игумен сказал: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы. От тебя произойдёт множество иноков».

Преподобный Антоний Печерский на Афоне

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Антоний начал посещать монастыри в Киевской земле. Но нигде не нашёл он такой правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне.

И вот, на одном из холмов Киевских, на Берестовой горе, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом, будущим митрополитом Киевским. Здесь Антоний и остановился. Это было в 1028 году.

Будущий святой предался отшельническому подвигу в пещере, где стал подвизаться в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.

Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные стали проситься к нему на жительство. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского (†1074) .

Стремившихся к иночеству Антоний принимал с любовью. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроены церковь и кельи. Как только работы были закончены, Антоний удалился из обители, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама.

Выкопав себе новую пещеру, преподобный Антоний затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры .

Через некоторое время пещеры на Берестовой горе стали тесны для умножившейся братии и паломников. И вот Великий Киевский князь Изяслав упросил иноков построить вместо пещер монастырь.

Как свидетельствует Киево-Печерский патерик, сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков. И послала с ними икону Своего Успения, ставшую главной святыней обители. «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить», — молвила Владычица. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра (Печерская, т.е. основанная над пещерами).

Обитель эта стала первым духовным центром государства Российского и Русской Церкви. Из её стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Особенно известны святые Леонтий и Исайя — епископы Ростовские, Нифонт — епископ Новгородский, преподобный Кукша — просветитель вятичей, Нестор и Симон Летописцы.

Ещё при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий .

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Когда число насельников достигло 100 человек, с благословения Антония братия построила на горе над Дальней пещерой первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы .

Слава монастыря уже в первые десятилетия его существования распространилась по всей Руси. По образцу Печерской обители преподобного Антония начали строиться и другие.

Вскоре после основания монастыря преподобный Антоний ушёл в полный затвор, устранившись от управления монастырем. Он умер 7 мая 1073 году , будучи 90-летним старцем. Перед смертью явилась ему Пресвятая Богородица и предсказала близкую кончину. Он просил у Неё, чтобы, как жизнь его всегда была утаённой, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены .

До наших дней сохранилось несколько преданий о его погребении. По одному из них, преподобный Антоний, провидя приближение своей кончины, простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник печерских монахов запретил братии следовать за ним. А когда он несколько отдалился, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки преподобного, но тут из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сегодня.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия.

Преподобный Антоний был канонизирован в 1133 году .

Память преподобного Антония совершается:

23 июля (10 июля по старому стилю);
15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Феодосием Печерским;
11 октября (28 сентября по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Тропарь, глас 4
От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет душы наша.

Кондак, глас 8
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности преподобне, тому от всея души любовию последовал еси: мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому
О, добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. А минь.

Закон Божий. Преподобный Антоний Печерский

Преподобный Антоний Печерский

Передача о житие преподобного Антония Печерского из цикла «Жития преподобных Печерских».
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год
Автор: Ольга Леонтенко

«Вне Лавры я себя не мыслю. »

Интервью с насельником Киево-Печерской лавры, архимандритом Варлаамом (Бурносом)


— Отец Варлаам, добрый день! Не могли бы Вы рассказать о том, каким был Ваш путь к монашеству?

— Об этом на самом деле очень сложно что-то сказать. Это само собой сложилось. Приехал в Лавру — и остался тут уже навсегда.

— А кем Вы были до пострига?

— Я учился, был студентом в Харьковском университете на историческом факультете. Потом, по окончании университета, я задумался о том, чтобы поступить в семинарию, задумывался и о пути монашеском. И в 1988 году в сентябре я пришел в Лавру, стал послушником. А семинарию и академию потом заочно окончил.

— Когда Вас постригли в монашество?

— В ноябре того же года. Тогда Киево-Печерская Лавра только открылась, и кто соответствовал по тем или иным признакам тому, чтобы жить монашеской жизнью, тех постригали в иночество или уже в мантию, которую также называют малой схимой. Но все равно изначально братии было не так много, можно было пересчитать на пальцах рук. Хотя с самого начала мы жили одной семьей, несмотря на то, что пришли в голые стены, несмотря на какие-то лишения и тесноту. Я послушником был недолго, а потом начался мой путь монашеского и священнического служения в этом монастыре.

— В бытность Вашу студентом Харьковского университета никогда не задумывались о том, чтобы создать семью?

— Да как-то особо не было таких мыслей.

— Никогда не жалели о принятии монашества?

— Нельзя сказать, что не было ни единого момента, чтобы я не жалел об этом шаге. Наверное, это было бы лукавством. Каждый человек переживает разные моменты в жизни. Но если и возникали такие мысли, сомнения, то это было чем-то несерьезным, никогда такие мысли не сподвигали меня даже думать о принятии какого-то радикального решения или кардинально менять свою жизнь. Сказать, что я серьезно жалел и каялся о принятии монашества — такого не было никогда.

— Какие послушания Вы несли в Лавре?

— Когда я только пришел в монастырь, меня сразу поставили на послушание в Дальние пещеры. Тогда старшим у нас был отец диакон Иоанн, сейчас — архимандрит Антоний, который поет на левом клиросе. В тот момент он был фактически и благочинным, и ризничным, у него были все ключи от всех пещер. Тогда, в самом начале, когда Лавра только открылась, в монастырь начало приезжать много паломнических групп. И в начале каждой группы, и в конце ее шел один из братьев, сопровождая паломников. Потом собиралась следующая группа — и сопровождали уже их. Так, как сейчас, не было.

— Такая практика долго просуществовала в Лавре?

— Сложно сказать, сколько точно по времени, но в первые времена, в первые месяцы сразу после открытия было именно так! Тогда этим занимался Александр Гергель, который сейчас наместник монастыря в Бортничах. Но вернемся к послушаниям. Вот был сначала пещерником, потом на кухне нес послушание. А дальше меня постригли, начал служить. Нас было тогда мало, как я уже говорил, и потому послушания менялись довольно часто. Был я и помощником отца Софрония, нашего казначея, он теперь наместник Спасо-Преображенского монастыря в Княжичах. Назначали меня и в церковных лавках послушание нести, хотя по сути в первые времена она была у нас одна. В общем, трудились везде, где была в этом необходимость.

Читать еще:  Анаболические стероиды

— Первые дни в Лавре. Какие у Вас воспоминания?

— Приехал я в 1988 году в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Служба шла на улице на площади перед Дальними пещерами возле Аннозачатиевского храма. Служил тогдашний Наместник Лавры, ныне митрополит Ионафан. Я подошел к архидиакону Игнатию, который также был из Харькова, он подвел меня к Наместнику, попросился в братию и вот остался тут. У меня было рекомендательное письмо для поступления в семинарию от архиепископа Иринея, тогда Харьковского архиерея, поэтому все по Промыслу Божьему сложилось.

— Как на Ваших глазах изменилась Лавра за 30 лет с момента ее открытия?

— Много поменялось! В начале сразу после открытия много наместников поменялось, и это также влияло на жизнь в монастыре, на общую обстановку, ведь каждый наместник устанавливал свои какие-то порядки. А вот уже при митрополите Павле все пришло в установленный порядок. И то, что владыка так долго является Наместником, положительно повлияло на все стороны монастырской жизни.

— На Вашей памяти много человек ушло из монастыря?

— А в связи с чем это происходило? И не является ли это соблазном для верующих людей?

— Жизнь есть жизнь. Один человек просто приходил в монастырь попробовать, его это или не его. Это чем-то похоже на то, как люди поступают в институт. У некоторых складывается жизнь потом, когда они работают по специальности, у других — нет. Так и в монастыре: некоторые побудут и понимают, что не созданы для монастырской жизни. Учитывайте и то, что монастыри разные есть. Лавра — большой монастырь. А некоторые хотят уединения от городской суеты где-то в лесу, им не подходит то, что здесь всегда много людей, братии, они чувствуют от этого некий духовный дискомфорт. Такие люди любят тишину, чтобы никого не было. И осуждать их за это никоим образом нельзя.

— О ком из насельников монастыря, кто уже отошел в мир иной, Вы бы хотели поделиться воспоминаниями?

— Очень хорошо помню архимандрита Вениамина, который совсем недавно преставился ко Господу, еще даже сорока дней не было. Он в монастырь пришел сразу после меня. Мы практически одновременно пришли: отец Вениамин, архимандрит Нектарий, я и Мартирий монах. Вениамин и Мартирий, когда постригались, тогда Наместник Ионафан как-то даже негодовал от того, что постригает в монашество людей, которым уже было за 50 лет. Но все же несмотря на то, что они пришли к Богу и к Церкви в довольно зрелом возрасте, из них получились прекрасные монахи. Запомнилось мне, как жил, где жил отец Вениамин, мы с ним поддерживали довольно теплые отношения, нельзя сказать, что мы были друзьями, потому что большая разница в возрасте у нас — практически 25 лет. Но в памяти он останется, как тихий, спокойный человек. У него был хороший характер, никогда и никому он ни в чем не отказывал. Выслушивал прихожан и паломников, давал советы, исповедовал братию. Вот так тихо, спокойно он и почил.

Помню я очень хорошо отца Феофила, он был келейником Наместника Ионафана. Прожил он совсем недолго, пришел в монастырь уже стареньким, пенсионером. До прихода в Лавру он был человеком нецерковным, но как-то Господь привел его в Лавру, и с первого дня после открытия он был здесь, делал всегда без ропота то, что ему говорят. Был человеком глубоко верующим, примером послушания, с чувством, расстановками читал жития святых на трапезе, была у него интересная дикция. Часто делился воспоминаниями, рассказывал про голод 1933 года, который хорошо помнил, про послевоенный голод, про советский период нашей истории. Хороший был человек, но, бедненький, заболел раком и быстро отошел в мир иной, прожив в монастыре небольшой срок.

Был у нас схиигумен Агапит. Он также прожил в Лавре недолго, довольно быстро умер. Но запомнился мне тем, что пел высоким тенором, к нему люди ходили за советом, наставлениями. Очень он страдал ногами, болели они у него. О нем очень часто вспоминает наш уставщик отец Поликарп. Но, несмотря на то, что схиигумен Агапит пробыл в монастыре недолго, он всем запомнился только с наилучшей стороны.

Вспоминается и схиархимандрит Феофил, который потом стал наместником Свято-Троицкой Китаевой пустыни города Киева. Он тогда был Пафнутием в мантии. Небольшого роста, с длинной бородой, немного с восточными чертами во внешности. Пел на клиросе, занимался вычитками, много принимал людей. Был человеком добрым, незлобивым, всегда помогал другим братьям и словом, и материально, если у кого была какая-то нужда или кто-то заболевал. Интересным человеком был, с ним было приятно и интересно общаться, умер сравнительно молодым, похоронен в Китаевой пустыни.

Схиархимандрит Серафим был довольно преклонного возраста, сам родом из Оренбурга, туда он потом и вернулся, там и умер. Он был в Лавре недолго. В короткий срок даже успел побыть благочинным. Многими воспоминаниями и он делился. А рассказать ему было что, ведь он был келейником митрополита Нестора (Анисимова), апостола Камчатки. О нем много рассказывал.

— Как проходит Ваш обычный день в монастыре?

— Полунощница, службы, послушание.

— Какое послушание Вы сейчас несете?

— Большой фонд лаврской библиотеки?

— Да, довольно большая у нас библиотека. Постоянно фонды пополняются новыми изданиями, много книг, особенно старых, приносят прихожане и неравнодушные люди.

— Кто основные посетители?

— Много приходит батюшек заочников, которые обучаются в Киевских духовных школах. Приходят и братия Лавры что-то взять почитать. Студенты семинарии и академии приходят поработать в лаврскую библиотеку, много и мирян также приходят. Записаны порядка тысячи человек, которые регулярно посещают библиотеку.

— Чем для Вас лично является Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра в данный момент?

— Это — мой дом, здесь для меня все родное. Чувствую, что я тут не просто живу, служу, нет, здесь уже все стало моим. Вне Лавры я себя не мыслю.

— И несколько слов тем, кто желает вступить на путь служении Богу и принять монашество.

— Подумайте как следует, поживите в монастыре, посмотрите на монашескую жизнь, но, главное, не спешите, чтобы потом ни о чем не жалеть!

— И последний вопрос, который мы традиционно задаем всем насельникам Лавры: являлись ли Вы свидетелем каких-либо чудес, которые произошли по молитвам Печерских святых с Вашими духовными чадами или просто знакомыми?

— Об этом очень сложно говорить или утверждать. Да, было такое, что люди исцелялись по молитвам Печерских святых. Скептик скажет, что это могло быть просто совпадение или хорошее результативное лечение. Люди обращались, просили молиться, служили молебны в пещерках, люди регулярно причащались. И как следствие — исцелялись. Возможно, здесь сыграло свою роль и врачебное искусство, но для верующего человека это не просто результат лечения, это — чудо, которое произошло в его жизни с молитвой и помощью Божией, а также заступничеством всех Печерских святых!

Тридцатилетие со дня монашеского пострига

Епископ Троицкий Панкратий (в миру – Жердев Владислав Петрович) родился 21 июля 1955 года в Перми. С 1970 по 1980 год обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума, затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института в Душанбе, куда переехала семья. После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе г. Душанбе.

В 1986 году поступил в Московскую Духовную семинарию, осенью этого же года был зачислен в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Пострижен в монашество 3 июля 1987 года с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского, 18 июля 1987 года хиротонисан во иеродиакона, а на будущий год, 8 июня – во иеромонаха. Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, затем нес послушания помощника эконома, а потом – эконома Троице-Сергиевой лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры. 17 июля 1988 года возведен в сан игумена, 4 мая 1990-го – в сан архимандрита.

18 января 1993 года Указом приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II назначен Игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 20 апреля 2005 года постановлением Священного Синода избран викарием Московской епархии с титулом «Троицкий».

2 июня 2005, в день обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий II совершил хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года Владыка назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых.

В день тридцатилетия монашеского пострига Его Преосвященство поздравлял соратник и главный помощник во всех начинаниях – директор Православного Культурно-Просветительского Центра «Свет Валаама» игумен Мефодий (Петров), – в феврале 1993 года с владыкой Панкратием они вместе приехали восстанавливать Северный Афон России:

Владыку я знаю и люблю уже более четверти века. В августе этого года будем отмечать наш юбилей знакомств и духовного родства. Тогда владыка Панкратий был экономом Троице-Сергиевой Лавры, мне он понравился с первого взгляда как благодатный и духовный отец. И это искреннее уважение с годами только возрастает и укрепляется.

Мы знаем великие, титанические подвиги, которые Вы совершили. На Вас исполнились слова царя Соломона: «Блажен человек, который снискал премудрость, и человек, который приобрел премудрость, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота… Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой — богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее — пути приятные, и все стези ее – мирные».

Все мы, братия Вашего монастыря, являемся частью ваших заботливых, мирных путей. Вы нас ведете, а мы служим и благодарим Бога, даровавшего всем нам нашего наилюбимейшего и премудрого владыку Панкратия.

– День монашеского пострига – это не тот день, который празднуется, – отметил игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Признаться, я впервые за 30 лет его вот так торжественно отмечаю. Собственно, даже не сам отмечаю, а меня сегодня понудили это сделать. Потому что, мне кажется, сам Господь тоже должен проследить, как человек прошел свой монашеский путь, вспомнить те обеты, которые тот давал. И день монашеского пострига для всех нас совсем не праздник, а дата проверки своего испытания, испытания своей совести. Все мы пока даем отчет и проводим ревизию своих монашеских обетов. Ибо для каждого из нас однажды настанет тот день, когда это сделает сам Господь — на страшном Праведном суде.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector