0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли мирянин быть миссионером?

Христианин не может не быть миссионером

Каковы формы, цели и задачи православной миссии в современном обществе? Можно ли говорить о каком-либо успехе в этой области и, если да, каковы критерии наших успехов и поражений? Мы беседуем с секретарем Белгородского епархиального управления, руководителем сектора «Методология и практика миссионерской работы» Миссионерского отдела Московского Патриархата протоиереем Димитрием Карпенко.

– Отец Димитрий, еще два года назад слово «миссия» вызывало эмоции, энтузиазм, но последнее время эта волна воодушевления спадает. Что изменилось? Нужна ли вообще сейчас какая-либо миссия?

– Вне зависимости от того, какие эмоции вызывает у нас это слово сегодня, оно относится к непреходящим ценностям, которые мы должны отстаивать. Мы должны трудиться и прилагать все усилия для того, чтобы осуществлять то, что это слово подразумевает. Зачастую слово «миссия» сегодня произносится всуе людьми, которые даже не имеют понятия о той повседневной миссионерской работе, к которой призван каждый член Церкви. В словесных баталиях стирается очевидный смысл важных вопросов и вещей, о которых, несомненно, нам нужно говорить ответственно.

Мы должны осознать, что к миссионерской работе и активному свидетельствованию призваны все члены Церкви, но выстраивать стратегию и тактику нашего поведения должны профессионалы. Для этого создаются синодальные структуры, утверждается их кадровый состав. Формулируя стратегию миссионерской деятельности Церкви, мы должны вести профессиональный разговор о предстоящей нам работе.

– А может ли христианин не быть миссионером, не гореть этим огнем и не осуждать себя за это?

– Нет, не может, точнее – не должен, хотя обычно именно так и складывается. Люди считают себя христианами и уверены, что не должны активно проявлять себя в церковной жизни.

Думать, что Церковь делится на профессиональных церковных людей – священнослужителей и тех, для кого они осуществляют эту деятельность – прихожан, – ложная и опасная установка. Считать, что Церковь нужна только для того, чтобы «удовлетворять религиозные потребности» – в корне неверно.

Наверное, даже за всю нашу жизнь мы так и не сможем преодолеть эту косность и инертность, но мы обязаны это делать, независимо от того, будет у нас что-то получаться или нет. Можно сказать с уверенностью, что многое у нас и не получится. Однако мы должны помнить, что наша цель – пробудить в людях жажду и вкус к активному свидетельствованию, к тому, чтобы рассказывать о своей вере и увлекать ею остальных. Если мы осознаем себя членами Церкви, не просто плывем по течению, а хотим активно преобразовывать пространство вокруг себя, мы должны задаваться этими вопросами.

У нас неправильное понимание, что мирянин – это что-то мирское, нецерковное, тот, кого не пускают в алтарь. Этакий «не до конца церковный человек». Это неверно. Православное богословие вообще не знает разделения на посвященных и непосвященных членов Церкви, хотя нечто подобное закрепилось в практике приходской жизни. Тем не менее, все мы составляем единый народ Божий – лаос. Это греческое слово говорит о том, что все мы, духовенство, епископат и миряне едины в Теле Христовом. У каждого из нас – свое дарование, свое место служения, но нужно просто осознать, что на том месте, которое мы занимаем, мы должны нести миссионерское послушание, которое нам дал Сам Бог.

– Давайте конкретизируем: вот человек мирно работает в офисе. Он что, должен тут же проповедовать?

– Пожалуйста. Человек в офисе, прежде всего, должен качественно делать свою работу, тем самым свидетельствуя о вере. Все то, что он обязан делать, он должен делать ответственно, ведь служение христианина — это не только посещения воскресных и праздничных богослужений. Христианство — это всегда ответственность, и эта ответственность должна выявляться прежде всего там, где Бог поставил нас трудиться.
Вера христианина проявляется в том, как он выстраивает личные ежедневные отношения с окружающими людьми: через призму веры или через ее отсутствие? Это раскрывается в мелочах. Нужно, чтобы вера определяла все наши действия. Нельзя служить миру всю неделю, а потом в субботу и воскресенье «побыть христианином», отдать дань Богу. Это совершенно неверно. Каждый день должен осознаваться как время, данное нам Богом для того, чтобы мы отвечали на Его призыв, чтобы мы осуществляли Его волю о нас самих

– Значит, можно говорить, скажем так, об активном миссионерстве-проповеди и миссионерстве, как ежедневном подвиге?

– Уровень приложения дарований может быть разным, но осознание своей ответственности должно быть у всех.

Это может быть тихий, незаметный труд, а может быть публичная деятельность, которая заметна и вызывает дискуссию, но исходный принцип – един.

Нужно понять, что Бог в Евангелии обращается к каждому из нас, независимо от того, сколько у нас денег, машин, домов. Он обращается к нам здесь и сейчас. Вопрос, откликаемся ли мы на это, или оставляем на потом.

Очень часто мы все оставляем на потом. Придет время, я поживу, а потом я буду в храм ходить, молится. Наступит пост – тогда и буду причащаться. Мы всегда находим множество причин для этого «потом». Принцип жизни «потом» губителен. Все нужно сейчас, другого времени нет.

Авва Дорофей замечательно говорит о том, что нам никто не вернет нам того времени, которое мы потеряли: «Кто нам даст время сие, если мы понапрасну потеряем его? По истине мы будем искать сих дней и не найдем их». То время, которое дано сейчас, надо стараться использовать с максимальной пользой. Даже если не все получится, появится самое главное, что невозможно купить ни за какие деньги и взять напрокат – опыт жизни в Церкви, который можно приобрести, отвечая на призыв Бога, через ежедневную борьбу с самим собой.

– В понятии человека, который немного знаком с миссией, она разделяется на два направления: первое – это путешествие в дальние края, связанное с трудозатратными действиями, а второе – миссия среди людей крещеных, но не просвещенных, например, горожан, студентов. Изменилось ли здесь что-нибудь?

– Эти направления миссионерской работы должны развиваться параллельно. Необходимо ездить в отдаленные регионы, в которых люди жаждут простого, обращенного к ним человеческого слова, хотят слышать о Боге и Церкви.

Всем нам, духовенству прежде всего, надо понять, что поле нашей миссионерской деятельности лежит в ежедневном общении с людьми. Господь не случайно каждого из нас поставил именно на это место, где мы и должны трудиться. Мы должны понимать, что не кто-то когда-то все за нас сделает, а именно мы, здесь и сейчас. Когда наступит это осознание, тогда начнется движение вперед.

Чем отличается приходской священник от миссионера и есть ли между ними вообще какая-то разница?

– Можно сказать, что отличается сферой своих обязанностей, но эта разница искусственная, потому что, по большому счету, приходской священник – это самый большой миссионер.

Когда человек обращается в Православие, принимает Крещение, куда он идет дальше? В приход. А приход – это община, семья, где все друг другу братья и сестры во Христе, поэтому роль приходского священника в дальнейшем воцерковлении человека – ключевая. Осознает сам пастырь свое служение как созидание Тела Христова? Осознаем ли мы себя частью этого Тела, или отправляем свои религиозные потребности, поскольку это нам необходимо?

Каждому священнику, несущему послушание на приходе, необходимо видеть себя миссионером, созидателем общины, который должен пробудить в пастве желание свидетельствовать о своей вере через приходское служение.

В ранней христианской Церкви был замечательный принцип – всегда все и всегда вместе. Сейчас, к сожалению, этот принцип настолько забыт, что мы чаще всего не все, а если и все, то далеко не вместе.

Это можно наблюдать постоянно, даже на богослужении. Мы присутствуем, молимся, но не всегда причащаемся вместе – и у каждого из нас найдется уважительная причина, почему он сейчас не может быть со Христом. Мы всегда найдем что-то, что нам мешает, и это вносит разделение во все сферы нашей жизни.

Приходской священник должен осознать себя пастырем, который ведет словесное стадо ко Христу, и во Христе созидает то Тело, частью которого мы являемся. Если приходские священники и все члены прихода осознают свое призвание как миссионерское, тогда можно говорить об успехе нашей деятельности.

– Слово «миссионер» для широкой аудитории связано с небольшим кругом имен, которые буквально можно пересчитать по пальцам. К сожалению, эти люди объективно выходят из того возраста, когда можно часто и много куда-то ездить, постоянно общаться с молодежью. Подрастает ли новое поколение миссионеров, готовы ли они перенимать эстафету или лямку так и будут тащить те, кто впрягся в нее в середине 80 -90-х годах?

– Несомненно, мы должны поклониться и отдать должное тем немногим, кого мы называем миссионерами и знаем по именам. Они действительно сделали многое для нашей Церкви, и мы должны быть им благодарны. Но, конечно, нельзя сказать, что ими ограничивается миссионерская деятельность нашей Церкви. Воспитание новых кадров – вопрос, для решения которого прикладывается много сил. С 1996 года в Белгороде действует первая, и пока единственная семинария с миссионерской направленностью, призванная готовить новое поколение миссионеров, которые могли бы адекватно отстаивать позицию Церкви в обществе.

О новом поколении выпускников различных духовных школ можно судить хотя бы по тем общецерковным мероприятиям, в которых они принимают участие. Я все время встречаю новые лица, вижу новых людей. Видно, что это люди молодые, которые желают и хотят работать на этом направлении.

Несколько лет назад широко велась дискуссия о миссии в интернете. Многие верующие ставили это своей личной задачей, об этом говорило и священноначалие. Что произошло с этой миссией? Не зашла ли она в тупик?

– Да, это слишком громкое это слово. Думаю, сегодня наша задача – просто быть, присутствовать в интернете, говорить о церковной жизни и адекватно выражать свои мысли и чувства, и, опять-таки, обращаясь к ключевому понятию нашей сегодняшней беседы, быть ответственными за все, что мы делаем и в интернете, и в реальной жизни. Если не будет этой ответственности, то все наши слова превратятся в виртуальное сотрясание воздуха, не приносящее ничего, кроме очередного скандала и ссоры.

Я считаю, что православные христиане должны присутствовать в интернете, осваивать его пространства. Понятно, что объять необъятное невозможно, один человек не в состоянии освоить все площадки, которые предлагает ему интернет, поэтому каждый в силу своих талантов, своих дарований должен трудиться на том поприще, где что-то у него получается, где чувствуется обратная связь. Если мы чувствуем, что мы можем быть услышаны другими, надо продолжать тихо и ненавязчиво работать в этой сфере. Но питаться иллюзиями, что мы заведем свой блог, аккаунт и быстренько обратим всех своих собеседников к Богу – давно развеявшаяся иллюзия. Сразу и вдруг ничто не происходит.

Когда-то чем-то свежим, новым была рок-миссия. Какие перемены произошли на этом направлении?

– Свою роль рок-миссия сыграла, через нее, можно говорить наверняка, в Церковь пришло определенное количество людей. Мы переболели этой темой, увидели все ее достоинства и недостатки. Не нужно отбрасывать этот опыт, давайте извлечем из него урок.
продолжение следует…

Православная Жизнь

Может ли мирянин быть миссионером, христианским мыслителем или проповедником? Ответ на этот вопрос давайте поищем в прошлом.

Вы задумывались над тем, что имена многих миссионеров-мирян и так достаточно известны. Здесь сразу нужно вспомнить святителя Григория, просветителя Армении, жившего в первой половине IV столетия. Несмотря на то, что он впоследствии получил сан епископа из рук архиепископа Кесарии Каппадокийской Леонтия, большую часть своего миссионерского и мученического подвига он совершил, будучи мирянином. Самое важное, что обращение в христианство, через его чудесное исцеление от безумства и беснования, армянского царя Тиридата св. Григорий совершил, еще не имея сана.

Примерно в этот же период свой миссионерский подвиг несла равноапостольная Нина, просветительница Грузии. В свое время она спаслась от рук нечестивого Тиридата и достигла Средней Иверии. В городе Мцхете она своей проповедью обратила в христианство карталинских евреев и язычников. Впоследствии трудами святой Нины к Христу обратились царь Мириан и его супруга Нана.

В IV веке проповедь Евангелия в Эфиопию (в то время Аксумское царство) принес также мирянин – финикиец, святой Фрументий. Нужно сказать, что в предании самих абиссинцев сведений о нем не сохранилось, однако есть письмо византийского императора Констанция к абиссинским царям Сазане и Айзане, по поводу поставления Фрументия Аксумским епископом. Рукоположил Фрументия в епископы святитель Афанасий Александрийский, однако причиной этого события был тот факт, что Фрументий вместе со своим братом Едессием, еще будучи мирянами, достигли высоких должностей при аксумском царе Айзане, позволившем им открыто проповедовать христианство. С помощью греков, торговавших с эфиопами, они построили храм в Аксуме, что лишь содействовало распространению христианства. Ряд событий позволил Фрументию уехать, а затем снова вернутся в Эфиопию уже в сане епископа и продолжить свое миссионерское дело.

Нельзя не сказать, что в начале своей деятельности, во время путешествия вместе со св. Германом на Британский остров для борьбы с ересью Пелагия, святой Патрик Ирландский также действовал как миссионер-мирянин. Будучи выходцем из знатного шотландского рода, в Ирландию он попал как раб, выкраденный морскими разбойниками. Шесть лет провел в Ирландии, после чего ему удалось попасть на родину, однако ревность о проповеди Евангелия среди грубых язычников и Божественное призвание подтолкнули его вернуться к кельтским племенам в сане епископа и продолжить свою миссию. Благодаря его трудам Кельтская Церковь носила особенный монашеский характер и устройство.

Затронув такую тему, нельзя не вспомнить о миссии свт. Николая Японского. О ней сохранилось достаточно много сведений, позволяющих понять, что проповедь Евангелия в Стране восходящего солнца была организована на таком уровне, что ему позавидовали бы многие современные логисты. Самое важное, что владыка Николай активно привлекал к делу миссии местное население. Первые, кого он воспитывал, были японцы-катехизаторы, несшие основную нагрузку проповеднической деятельности на местах. Святитель с самого начала искренне верил в успех этого богоугодного дела и этим оптимизмом заражал катехизаторов, многие из которых впоследствии принимали сан.

Читать еще:  О настоящих врагах Церкви. Антимиссионерство

Признаком высокого качества миссионерской работы является тот факт, что владыка Сергий (Тихомиров), назначенный в 1908 году епископом Киотским, викарием Токийской епархии и возглавивший ее после смерти свт. Николая, в первый же год своей миссионерской деятельности указывает на наличие катехизаторов во многих японских городах, таких как Мацуяма, Кобе, Осака, Киото, Тоёхаси, Сидзуока, Такасаки и многих других. Причем довольно частыми были случаи, когда в городах действовали только катехизаторы без наличия постоянного священника, при этом в их обязанность входило написание ежемесячных отчетов о проделанной работе, успехе миссии и состоянии местной общины. Со временем свт. Николай смог даже организовать отдельное училище для катехизаторов, а также, что немаловажно, православное училище для женщин.

Коснемся и роли мирян в сфере просвещения и для примера вспомним англичан и русских. Гримбальд Реймский и Иоанн Саксонский трудились при английском короле Альфреде Великом в IX столетии. Вообще, сам король Альфред прославился как человек благочестивый и постоянно интересующийся вопросами христианства, что побудило его организовать миссию в Индию. У себя же на родине трудами Гримбальда и Иоанна Альфред позаботился о переводе отдельных книг Священного Писания, а также сочинений Боэция, свт. Григория Великого, Орозия и Беды Достопочтенного.

В Российской империи служение мирян в области просвещения приобретает особенные формы. Всё дело в том, что петровские церковные реформы достаточно жестко ввели Церковь в бюрократические государственные структуры, поэтому деятельность всякого христианина, который так или иначе был связан с церковной иерархией, строго, а часто и жестоко контролировалась государством (вспомнить хотя бы правление Анны Иоанновны или цензуру времен Николая I). Такое положение дел привело к тому, что развитие богословской мысли и религиозная активность были связаны с деятельностью мирян, причем без связи с духовенством и какими-либо формальными церковными структурами: «Нередко всю уникальность и неестественность такого положения вещей даже не осознавали сами участники такой ‟православной жизни”, для которых связь с Церковью ограничивалась участием в богослужении», – пишет Сергей Филатов, один из исследователей нашего вопроса. Таким образом, православное богословие и просвещение было связано с именами аристократов Алексея Хомякова и братьев Киреевских. Поначалу все, а в дальнейшем подавляющее большинство мыслителей и философов серебряного века были мирянами, считавшими себя православными, но при этом никак не связанными с церковной иерархией. Вспомним хотя бы имена Николая Бердяева, Владимира Соловьева, Семена Франка, Дмитрия Мережковского и многих других. Нельзя сказать, что описанное положение дел не имеет недостатков, но всё же это определенный исторический опыт.

Не все упомянутые формы служения мирян в Церкви можно восстановить в современной действительности, однако они ясно свидетельствуют, что всем нам – и священникам, и мирянам – стоит быть хоть немного активней и в собственном образовании, и в деле проповеди Евангелия.

Протоиерей Владимир Долгих

Может ли мирянин быть миссионером?

Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе.

Святитель Николай Японский.

Наверное, такой вопрос задает себе каждый человек, ставший православным христианином. И вопрос этот очень и очень не прост. Решение этого вопроса зависит и от самой личности христианина, и от его окружения, и от обстановки, в которой он находится. Вспомним, что одни христиане во время гонений открыто исповедовали свою веру и шли на мучения, а другие – скрывались в лесах или уходили в другие страны. Так и в наше время христианин, живущий в Иране, должен рассчитывать на совершенно иную реакцию общества, чем христианин, живущий в Греции.

Даже в России есть регионы, где совсем не безопасно открыто исповедовать христианство, но не будем говорить о крайностях. Миссия в условиях нехристианских религиозных регионов представляется довольно ясно: это путь с риском для жизни. Но как обстоит дело в секуляризованных, обычных регионах России? Если в «опасных» регионах проповедь могут осуществлять люди мужественные, то в остальных регионах к делу миссии может подключиться любой, но нужно ли это, и в чем собственно будет заключаться такая миссия?

Православный человек оказывается здесь меж двух огней. С одной стороны, исходя из самой главной заповеди (возлюби ближнего своего как самого себя), он чувствует ответственность перед всеми людьми и, не сказав им о Спасителе, посчитает это преступным бездействием. С другой стороны, исходя из той же заповеди, христианин боится нарушить свободу личности, оскорбить человека. Когда на улице ко мне подходят сектанты, я испытываю двоякое чувство: с одной стороны, они раздражают своей навязчивостью, с другой – они искренне хотят помочь. Есть две статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которые близки к этим трудностям: 1) ст. 125 «Оставление в опасности» (подобная ей ст. 124 « Неоказание помощи больному » ); 2) ст. 137 «Неприкосновенность частной жизни». То есть, с одной стороны, ответственность, а с другой – боязнь навредить. Это очень тонкий вопрос, ведь все люди разные и обижаются тоже на разное.

О нужности миссии говорит сам Христос: Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5:16); Идите и научите все народы (Мф.28:19).

Многие, в том числе и в лоне Церкви, считают, что эти слова относятся только к апостолам (и к их преемникам – епископам, на худой конец – священникам), а простые миряне этим заниматься не должны. « Думать, что Церковь делится на профессиональных церковных людей – священнослужителей и тех, для кого они осуществляют эту деятельность – прихожан, – ложная и опасная установка. Считать, что Церковь нужна только для того, чтобы “удовлетворять религиозные потребности” – в корне неверно. Мы должны осознать, что к миссионерской работе и активному свидетельствованию призваны все члены Церкви» [1].

Можно согласиться с тем утверждением, что «сложные задачи должны решаться профессионалами». Было бы идеально иметь в каждом приходе своего опытного профессионального миссионера, который считает для себя дело миссии главным делом жизни. Но еще Господь говорил « жатвы много, а делателей мало » (Мф.9:37). Нет в наше время такой роскоши, как профессиональный миссионер. Зачастую по этой причине миссионерские задачи «автоматически» возлагаются на священников. И это тоже неправильно. В современных условиях приходской священник (особенно сельский) фактически является и бухгалтером, и строителем, и психологом, и просителем, и Бог знает кем еще. Даже если откинуть все «непрофессиональные» обязанности батюшки, у него все равно будет очень мало свободного времени для миссионерской деятельности: служба, исповедь, венчание, крещение, отпевание, молебны и т.д. и т.п.

Представьте, что в больнице один врач будет заботиться о больных сразу во всех отделениях: в операционной он будет за хирурга, в реанимационной – реаниматологом, в палате для выздоравливающих – терапевтом. Понятно, что такой врач ничего не успеет и везде будет плохо выполнять свою задачу. Каждый на своем месте должен выполнять ряд определенных задач. Скорая помощь – это миссионеры, врачи – пастыри, младший медперсонал – миряне.

Таким образом, получается, что профессиональных миссионеров у нас мало [1] , а священники перегружены приходскими заботами. Но остается не занятой самая большая часть тела Церкви – миряне. И тут есть свои минусы и плюсы. Основное преимущество – это количество, мирян много, они распылены по всей стране и потому всегда доступны. Основной недостаток – непрофессионализм и нежелание. Зачастую миряне плохо знают даже основы собственной веры и по разным причинам боятся или не хотят говорить о своей вере. Все это преодолимо, но только при условии осознания обеих проблем самими христианами. Важно осознавать эти проблемы именно одновременно. Часто бывает, что приходит осознание миссии, но не осознание собственного непрофессионализма, и человек начинает компрометировать себя разговорами о чудесах, «непростых» батюшках и старцах, а на богословские вопросы ответить не может. А бывает, что человек начитанный, получивший даже специальное религиозное образование, боится говорить о Христе, предубежден, что его не поймут, что его оскорбят, что это вообще «дело священников и миссионеров, а я недостоин, что это не моего ума дело». « Уровень приложения дарований может быть разным, но осознание своей ответственности должно быть у всех» [1].

С миссионерской точки зрения, миряне должны себя считать тружениками тыла. На миссионерском фронте воюют миссионеры и священники, а миряне должны им помогать. Вспомним, что тружениками тыла были как раз непрофессионалы – женщины, дети, старики, все они в мирное время имели другие профессии.

Второй важный вопрос: в чем должна состоять помощь? Тут надо во внимание принимать два условия: 1) Разнообразие людей. Кого-то привлекает одна тематика, а кого-то другая. Кому-то в Православии нравится один аспект, но настораживает другой. Поэтому миссионер не может рассчитывать на большой успех в работе с аудиторией, в идеале на каждого неверующего должен приходиться один миссионер. 2) Восприятие информации. Зачастую люди анализируют и понимают услышанное о Православии совсем иначе, как хотел проповедник. Так называемое правило «испорченного телефона».

Для лучшего понимания приведем такой пример: есть люди, которые обожают симфонию №6 Бетховена. Они хотят поделиться своей радостью с другими. Почитателям Бетховена кажется, что они отлично помнят симфонию и начинают ее напевать. У кого нет слуха – получается плохо и он не может передать эту музыку, у кого-то получается хорошо, но слушающие его люди либо сами не имеют слуха, либо им просто не нравится классическая музыка. А кому-то из слушающих понравится, и он захочет пойти в консерваторию и послушать симфонию на нормальных инструментах.

Все это приводит к заключению, что миссия должна быть разнообразна и неметодична. Разнообразна не только в зависимости от того, кто проповедует (мирянин, священник или епископ), но и кто слушает (общество – пенсионеры, студенты, солдаты или отдельно какие-либо личности), следовательно, здесь не может быть каких-то общих методов.

Надо понимать, что для мирянина важен не метод, а личность [2]. Судить о его вере будут по его поступкам и образу жизни. Вот поэтому мы должны чувствовать ответственность и должны стремиться к совершенству. Мало надеть платок и отрастить бороду (многих это скорее отпугнет), надо еще иметь и внутреннее содержание и к людям относиться с любовью. Как писал митрополит Антоний Сурожский, «только свет Христов в глазах другого может привести человека к вере» [4]. Может ли каждый мирянин сказать про себя: «да я имею свет, я соль земли»? – Нет! Но мы должны стремиться к этому, чтобы люди, увидев нас, задались вопросом: что во мне не так, почему я так не могу?

Принцип «не навреди», о котором мы говорили в начале статьи, для мирянина особенно актуален, потому что он живет среди людей в той или иной степени настроенных враждебно и предвзято по отношению к христианству. Неверующие люди чаще всего сталкиваются с христианством не в лице священника или монаха, а в лице обычного мирянина. И от поведения последнего зависит, что человек подумает о Православии, заинтересуется ли он Православием. Чаще всего именно миряне отпугивают неверующих от Церкви своим видом, своим образом жизни, своими словами.

Православный христианин в светском обществе должен вести себя так, чтобы у людей появилось желание узнать Православие, чтобы хотя бы какой-то вопрос нарисовался. Таким образом, число слушающих миссионера будет увеличиваться. Ведь к миссионеру или священнику уже приходят, то есть человек уже имеет вопрос, уже заинтересовался, его Православие заинтересовало еще раньше, чем он увидел объявление о лекции или проповеди. И для многих этот интерес возник после общения с обычным верующим другом, коллегой, родственником и т.д.

То есть для того, чтобы человек был готов услышать голос Церкви, ему нужен миссионер, а для того, чтобы человек был готов услышать миссионера (иметь к нему какие-то вопросы), ему нужен наглядный пример в лице мирянина. Да, есть интернет, есть телевиденье, но живое общение все-таки незаменимо, иначе бы люди перестали приглашать друг друга в гости.

Мирянин как миссионер должен быть крайне ненавязчивым. Он не только не должен цепляться к прохожим на улице, но и сводить все разговоры с людьми «к Богу». Если он чувствует ответственность перед Богом, то он должен ее чувствовать во всех сферах жизни, не только в религиозной. В профессиональной сфере – если врач, то ответственный врач, если учитель, то ответственный учитель, если дворник, то ответственный дворник. В социальной сфере – если муж, то ответственный муж, если брат, то ответственный брат, если друг, то ответственный друг. Каждый «должен качественно делать свою работу, тем самым свидетельствуя о вере. Все то, что он обязан делать, он должен делать ответственно, ведь служение христианина — это не только посещения воскресных и праздничных богослужений. Христианство — это всегда ответственность, и эта ответственность должна выявляться прежде всего там, где Бог поставил нас трудиться» [1]. Расхлябанность, лень и безответственность чужды верующему человеку, такое поведение не может привлечь людей.

Если христианин будет ответственно себя вести, то неверующий человек может сделать для себя первое и очень важное откровение: «Надо же, эти Православные тоже люди». Часто, когда мы враждебно настроены против какого-либо общества, нам свойственно «обесчеловечивать» это общество, тем самым создавая ложное моральное право считать себя выше. Если государственные служащие – то «чинуши», если сотрудники полиции – то «менты», если украинцы – то «укропы и хохлы», если русские – то «москали и кацапы»… так и православные для многих – фанатики и мракобесы. Смыть эту враждебность, этот миф – первостепенная задача мирян.

Второе важное откровение: «Эти Православные живут правильнее, чем я» – почти недостижимая для мирян задача, т.к. предполагает, что неверующий человек проделал серьезную внутреннюю духовную работу над собой. И я даже не берусь говорить, как эту нелегкую задачу решить, слишком много зависит от личностных качеств.

Таким образом, с миссионерской точки зрения от мирянина требуется соответствовать трем «И»:

– Он должен быть Исповедником . То есть быть православным христианином, верить, участвовать в Таинствах, жить во Христе. Только в таком состоянии наши слова не будут расходиться с нашими действиями. Идеальное состояние – это святость, к которой должны стремиться все христиане. Вот тогда неверующий человек может разглядеть какой-то особый свет в наших глазах.

– Он должен быть Интеллектуалом . Мало верить, нужно еще и знать свою веру. Если вопрос возник, то задан он будет не миссионеру и священнику, а ближайшему знакомому христианину. Важно грамотно ответить на вопрос, чтобы у человека сформировалось правильное представление. Это не означает, что человек сразу же уверует и побежит в храм или даже сразу верно поймет ответ, но это не отменяет нужды в повышении нашей грамотности. Если Иванов Коля, ученик 7-го класса, не понял закон Архимеда, это не значит, что этот закон вообще бессмысленно изучать в школе. Невежество и лень – точно не могут способствовать правильной подаче информации.

Читать еще:  Новомученики о крестном ходе

– Он должен быть Интеллигентом . Знать веру надо, но нельзя навязываться. Если у человека не возникло желания после общения с вами узнать о вашей вере, то не надо быть напористым. Это только еще больше отпугнет. Религиозная скромность свидетельствует о том, что Вы уважаете собеседника, уважаете его жизненную позицию, не посягаете на его личное пространство, видите в нем прежде всего человека, а не врага. Негласное признание друг в друге человека – это необходимое условие для дальнейшего разговора.

Для каждого «И» есть свой источник информации: для первого – Святое Писание и Святое Предание, для второго – богословская и догматическая литература, для третьего – учебники по этики и психологии.

Это кажется трудной и порой невыполнимой задачей, но к соответствию этим трем «И» нужно стремиться. В принципе, эти требования предъявляются и к любому человеку как к члену Церкви. Первое «И» – это вера, без которой нельзя спастись, второе «И» – это знание, без которого невозможно правильно верить в Бога и правильно Его славить, третье «И» – это любовь к ближним, без которой также немыслимо спасение.

1. Христианин не может не быть миссионером. Интервью с прот. Дмитрием Прокопенко. Ссылка: http://www.pravmir.ru/xristianin-ne-mozhet-ne-byt-missionerom/

2. Миссия кончается там, где начинается пастырство. Интервью с протодиаконом Андреем Кураевым. Ссылка: http://www.pravmir.ru/missiya-konchaetsya-tam-gde-nachinaetsya-pastyrstvo/

3. О. Андрей Кураев. Перестройка в церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. – М, Центр библейско-патрологических исследований.: Alapa, 2009. – 512 с.

4. Митрополит Антоний. О миссионерстве // Церковь и время. М., 2004. № 2 (27). С. 90.

[1] Только в 1996 году была открыта первая и пока единственная семинария с миссионерской направленностью в Белгороде.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
    • 2021 год
    • 2020 год
    • 2019 год
    • 2018 год
    • 2017 год
    • 2016 год
    • 2015 год
    • 2014 год
    • 2013 год
    • 2012 год
    • 2011 год
    • 2010 год
    • 2009 год
    • 2008 год
    • 2007 год
    • 2006 год
    • 2005 год
    • 2004 год
    • 2003 год
    • 2002 год
    • 2001 год
    • 2000 год
    • 1999 год
    • 1998 год
    • 1997 год
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
  • Правовое управление (Юридическая служба)
  • Другие документы

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.

Миссионерская деятельность в Русской Православной Церкви имеет свою структуру и осуществляется на следующих четырех уровнях:

На общецерковном уровне за организацию и осуществление миссионерской деятельности отвечает Синодальный миссионерский отдел. В задачи Отдела входит:

  1. исследование миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви;
  2. разработка общецерковных миссионерских программ и координация их осуществления;
  3. подготовка методических материалов по отдельным направлениям миссионерской деятельности с учетом региональных особенностей и распространение этих материалов в епархиях;
  4. оказание помощи епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских станов, направление священнослужителей-миссионеров и студентов духовных школ для служения в них по согласованию с епархиальными Преосвященными и Учебным комитетом;
  5. мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата сектантских и раскольнических образований; публикация соответствующих миссионерских материалов;
  6. совместно с Учебным комитетом ― подготовка в духовных школах миссионерских кадров Русской Православной Церкви и проведение регулярных семинаров преподавателей миссиологии;
  7. создание методик и учебных пособий для проведения на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях занятий по подготовке активных мирян к миссионерскому служению;
  8. издание миссионерской литературы;
  9. обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других конфессий;
  10. организация и проведение всецерковных миссионерских съездов, конференций и семинаров;
  11. проведение общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
  12. совместно с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества ― поддержка миссионерской работы Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями;
  13. во взаимодействии с Синодальным информационным отделом — сотрудничество со средствами массовой информации в целях предоставления им материалов, имеющих миссионерскую ценность, и организации программ с участием духовенства и миссионеров;
  14. совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей ― содействие монашеским обителям в организации их миссионерской деятельности;
  15. Осуществление контроля за реализацией определений Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерского служения.

Общее руководство миссионерской деятельностью осуществляет епархиальный архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или, там где таковой создать невозможно, — профильный ответственный епархиальный сотрудник, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.

Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

В задачи профильного епархиального отдела (ответственного епархиального сотрудника) входит:

  1. координация всей миссионерской работы в епархии во взаимодействии с Синодальным миссионерским отделом;
  2. распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным миссионерским отделом и предназначенных для обучения различным видам миссионерской работы;
  3. определение направлений и приоритетов миссионерской деятельности благочиний и приходов;
  4. по представлению благочинных — определение меры участия приходов в миссионерской деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан, уровня их воцерковленности и материального достатка, а также наличия раскольнических и сектантских угроз;
  5. проведение обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также курсов подготовки приходских миссионеров;
  6. размещение миссионерских материалов в СМИ, на улицах городов и общественных местах;
  7. проведение миссионерской работы в учебных заведениях, на предприятиях и в рамках общественных объединений;
  8. создание оперативно обновляющегося сайта отдела;
  9. создание базы данных о действующих на территории епархии раскольнических и сектантских образованиях, своевременный мониторинг их деятельности;
  10. содействие укреплению материальной базы епархиальных, благочиннических, приходских и монастырских миссионерских программ за счет церковных и привлеченных средств;
  11. ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную миссионерскую работу;
  12. проведение епархиальных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность;
  13. привлечение учащихся духовных учебных заведений к миссионерской работе;
  14. координация миссионерской работы действующих в епархии братств и сестричеств.

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

В обязанности ответственного за миссионерскую работу в благочинии входит:

  1. исследование миссионерского поля благочиния, выработка главных направлений миссионерского служения;
  2. содействие межприходскому сотрудничеству в миссионерской работе;
  3. планирование, координация и контроль миссионерской деятельности приходов;
  4. изучение и анализ приходских отчетов в части, отражающей миссионерскую деятельность;
  5. составление проекта отчета благочиния по миссионерской работе, который утверждается благочинным и направляется правящему архиерею;
  6. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

На приходском уровне общая организация, координация и контроль миссионерской работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского миссионера, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.

Приходской миссионер назначается на должность и освобождается от должности настоятелем, зачисляется в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняется настоятелю и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за миссионерскую работу в благочинии.

  1. формирует группу прихожан, способных вести миссионерскую деятельность, и организует их обучение основам православной веры и методам миссии;
  2. при поддержке настоятеля прихода заботится о финансовом обеспечении приходских миссионерских инициатив;
  3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет ответственному за миссионерскую работу в благочинии;
  4. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

Приходской миссионер обязан твердо знать основы православного вероучения и уметь «дать ответ всякому вопрошающему» (1 Пет. 3:15).

В рамках миссионерской работы на приходе могут осуществляться следующие виды деятельности:

  1. ведение просветительских бесед с приходящими в храм;
  2. консультирование сотрудников храма, имеющих постоянный контакт с прихожанами — работниками свечного ящика, дежурными;
  3. миссионерские акции в находящихся в пределах прихода образовательных, молодежных, социальных, культурных и иных подобных учреждениях;
  4. мониторинг в границах прихода раскольнической, сектантской, оккультной и атеистической деятельности, противодействие ей, ограждение людей от ее пагубного влияния;
  5. привлечение мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений, в том числе участия в миссионерских экспедициях, работы по подготовке желающих принять Крещение, дежурства в храме, участия в дискуссиях в интернете, теле- и радиопередачах;
  6. распространение просветительских листков, литературы и видеофильмов духовно-просветительского содержания среди невоцерковленных людей;
  7. взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями для осуществления совместных проектов в миссионерских целях.

Миссионерские общества (движения, братства, сестричества или центры) — объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении Церкви и для его поддержки. В своей деятельности они призваны руководствоваться определениями священноначалия.

Устав миссионерского общества, а также его глава утверждаются председателем Синодального миссионерского отдела по согласованию с епархиальными архиереями тех епархий, где по Уставу будет действовать общество. В тех случаях, когда общество призвано действовать в пределах одной епархии устав и глава общества утверждаются епархиальным архиереем.

Ежегодный отчет о своей деятельности миссионерские общества направляют епархиальным архиереям и председателю Синодального миссионерского отдела. Мероприятия, проводимые миссионерскими обществами на территории той или иной епархии, проводятся по согласованию с епархиальным архиереем.

Задача проповеди учения Господа Иисуса Христа, составляя одну из главнейших в церковном служении, остается неизменной во все времена, подобно тому, как неизменен Подвигоположник нашего Спасения, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И потому не только штатные сотрудники миссионерских структур, но и все православные христиане призваны к участию в этом богозаповедданном делании, памятуя слова Священного Писания: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Может ли мирянин быть миссионером?

Мирянин сегодня – какова его роль в жизни прихода и Церкви? Есть ли у тех, кто не облечен саном, свое собственное церковное служение, или они являются просто статистами и реципиентами? Опубликованная сайтом Ахтубинской епархии реплика продолжает начатую дискуссию.

Мирянин – это не статист в Церкви

К сожалению, приходится признать, что в церковной среде понимание положения и роли мирянина в общине зачастую сводится к как некоему отстраненному участию или даже пассивному наблюдению. А между тем, христианская история свидетельствует – миряне всегда играли важную роль в вопросах жизни как приходов и общин, так и Поместных Церквей.

В выпуске программы «Слово пастыря» от 28 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей, коснулся темы положения простого прихожанина в Церкви: «Мирянин, то есть крещеный член Церкви, – это не статист. Мирянин – это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином – это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения».

Святейший Патриарх обращает наше внимание на то, что у мирянина своя, особая миссия и что он не должен занимать пассивную позицию. Но какова она, миссия прихожанина, члена общины?

Заглядывая в историю

Обращаясь к истории Церкви, невозможно пройти мимо сонма мирян, прославленных в лике святых. Большинство из них – мученики: Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, Иоанн Воин, так любимый на Руси святой Георгий Победоносец и многие-многие другие. Миряне становились также и духоносцами, и пророками. Здесь за примерами уже можно обратиться к истории Русской Церкви – Василий Блаженный, Матрона Московская, Ксения Петербургская.

Миряне не только исповедали веру Христову через пытки и страдания. На своих плечах они иногда выносили догматическую непоколебимость Православного учения. Вспомним Эфесский разбойничий собор 449 года, решения которого так и не были приняты полнотой Церкви, результаты Флорентийского собора в XV в., признавшего главенство Рима, отвергнутые православными верующими. Безусловно, простые верующие всегда могли повлиять даже на самые принципиальные вопросы жизни своей Церкви. Здесь мы видим мирянина-защитника Церкви.

Читать еще:  История России опровергает представление о конфликте между христианством и исламом

Из истории Церкви мы также знаем, что существовала так называемая литургическая синергия между служащими священниками и молящимися мирянами. Нельзя сказать, что сегодня этого нет, но литургический диалог требует от современных верующих большего – лучшего знания Писания и Предания, собственной богословской работы, постоянного духовного делания. Ведь в литургии первых веков христианства, где этот диалог был нормой, все евхаристическое собрание было носителем так называемого всеобщего священства, в котором отдельно выделялось уже отдельно священство сакраментальное, являющееся атрибутом клирика. Обратим внимание на Таинство исповеди – ведь в нем, по сути, мирянин непосредственно связуется с Богом, а священник – лишь свидетель покаяния и прощения свыше. Вспомним также, что в особых случаях мирянин может даже совершить Таинство крещения, и оно будет действительным. Это указывает нам на то, что миряне являются как бы сослужителями в литургической жизни Церкви.

Нельзя не обратить внимание и на то, что мирянин – это еще и строитель Церкви. Посмотрим, например, на старую Астрахань и губернию – до революции там было почти 250 храмов, и ведь все они возводились с активным участием простых верующих. Купцы-жертвователи и рыбаки, чиновники и казачество. Безусловно, их лепта – основа благолепия нашей земли.

Постройка храма в наши дни вообще немыслима без участия и инициативы мирян.

Чем послужить Христу?

Одно из определений понятия «Церковь» говорит, что это собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом – всех православных христиан, живущих и умерших (Лк. 20. 38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, святыми Таинствами и священноначалием. Иерархи и простые иереи здесь есть часть (пусть и важная) общего собора, а не его главная составляющая. И об этом важно помнить.

По мнению митрополита Иллариона (Алфеева), «сами миряне – народ Божий – призваны на апостольское служение. Всякий человек, который призван быть христианином, призван быть и апостолом. Соответственно, апостольское служение вполне осуществимо как для лиц в священном сане, так и для мирян».

Но, конечно, нельзя сказать, что сам мирянин сегодня забыл о своей значимости. Прихожане помогают строить и восстанавливать храмы, занимаются с молодежью и детьми в воскресных школах, участвуют в делах благотворительности. Это огромная работа, иногда даже служение на грани подвига. Не все могут уделять таким делам время, но помогают посильно средствами. Современный мир дает новые пространства для служения Христу – соцсети, различные онлайн-площадки, на которых трудами верующих становится «слышно» слово Божье.

Однако, при всем этом, важно не забывать о, пожалуй, самом важном служении – служении своим примером в обычной жизни. Не молчать, когда надо сказать, не клеветать и не совершать подлостей, показывать пример любви и честности, чистоты и внимания.

На документальном уровне

Церковь как общественный институт в последние годы все более пристальное внимание уделяет служению мирян. Архиерейские Соборы 2011-го и 2013-го годов поставили на повестку вопросы необходимости создания целого корпуса профессионально подготовленных мирян, которые на уровне епархий, благочиний и даже приходов занимались бы миссионерской, катехизаторской деятельностью, работой с молодежью, социальной работой. В последние годы был утвержден целый ряд документов, способствующих включению мирян в жизнь своей общины на официальном уровне. Верующие сегодня получили возможность профессионально работать при храмах, монастырях, становиться частью аппарата епархиального управления.

По свидетельству Святейшего Патриарха, всякий раз, когда он встречается с кандидатами на архиерейское служение, он делает акцент именно на том, что в настоящий момент, в связи с созданием новых епархий, нужно уделять особое внимание формированию корпуса православной интеллигенции, способной профессионально работать на уровне епархий, благочиний и приходов.

Процессы, запущенные несколько лет назад, начинают давать свои плоды. К примеру, совсем недавно, 5 октября, в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове проходил семинар «Церковнослужитель и его место в иерархии Церкви». Организатором мероприятия выступила комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви при участии информационно-просветительского интернет-портала «Приходы». На семинаре обсуждались аспекты служения мирянина в современной Церкви. В соответствии с поручениями священноначалия на семинаре работала комиссия, призванная подготовить «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви». Ожидается, что этот документ даст полный регламент в отношении того, как может реализовать себя на приходе православный христианин, не вступая в клир.

Возрастающая миссионерская и просветительская нагрузка на священников, а также все более расширяющееся участие Русской Церкви в общественной и культурной жизни страны ставят мирян на важные роли в этих процессах. Уже сегодня стереотип о пассивности простых прихожан разрушается и в ближайшем будущем мы будем наблюдать формирование того самого корпуса православной интеллигенции вокруг приходов и общин уже на новом уровне.

Юрий ГАРАНОВ

В основе материала – публикация сайта Ахтубинской епархии

Может ли мирянин быть миссионером?

Доклад. Миссионерское служение мирян

Возрождение миссионерского служения мирян в православном благовестии сейчас является одной из самых насущных и актуальных задач Русской Православной Церкви.

Это было признано и Архиерейским Собором, проходившим в Москве в 2000 году. Этот вопрос обсуждается на съездах епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, где ищутся различные способы и пути его решения. Каждый православный христианин призван осознавать христианское просвещение, благотворительность и ученичество как свою обязанность, право и дар Божий.

Современная действительность показывает, что сил одних только священнослужителей явно недостаточно для воцерковления людей. И поэтому в миссионерской деятельности приходов на первый план выдвигается задача миссионерского служения мирян. Звание христианина обязывает не только к тому, чтобы быть в храме на службе, но всей своей жизнью свидетельствовать о Христе. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Ведь без ежедневных трудов личного подвижничества невозможно иметь в душе ту искру жизни, которая без слов способна передаваться окружающим. «Для того, чтобы быть миссионером, для того чтобы передавать свою веру, надо, чтобы эта вера тебя так потрясла, так изменила, что люди, встречая тебя, могли сказать: «О, это не изваяние, это – живой человек! Я хочу стать таким, как он, не потому что он так или сяк верит, а потому что в этом человеке что-то, чего нигде я раньше не встречал. Я посмотреть хочу на его глаза, я хочу послушать его голос, я послушать хочу, воспринять то, что из него как бы светится…» (митр. Антоний Сурожский). Миссионер должен показать истину проповедуемых им слов своей жизнью, так как христианство не доказывается, а показывается. Участие мирян в церковной миссии требует от них необходимой подготовки. Сознательное отношение к своей вере и духовной традиции помогает христианину не только правильно строить свою церковную жизнь, но и делает приход более активным в миссионерском плане. Немаловажным аспектом миссионерского делания приходской общины является социальное служение. Связь миссии и социального служения проистекает из евангельского учения о соответствии слова и дела. Повседневная взаимопомощь и поддержка, если они будут иметь постоянное проявление в жизни общины, оказывают сильное миссионерское воздействие на окружающий мир. Именно готовность всегда прийти на помощь человеку, находящемуся в беде, является наилучшим подтверждением христианской проповеди.

В современных условиях человеку очень трудно правильно устроить свою жизнь. Семья, обще-ство, государство стали лишь внешними формами; они уже почти не существуют как общность. В значительной мере утрачена способность к взаимопониманию, практически утрачены общие цен-ности. Многие проблемы современного общества связаны с глубоким кризисом в жизни такого общественного института как семья. Возрождение христианских ценностей в жизни семьи также является задачей церковной миссии. В результате разрушения христианских основ семьи, ухуд-шилось религиозное и нравственное состояние современной молодёжи.

Итак, для православных мирян сейчас существует огромное невозделанное поле на поприще миссионерского служения, которое принесёт большую пользу не только для окружающих, но и для самих мирян-миссионеров. Ведь каждый христианин, независимо от его положения в обще-стве призван быть «соработником у Бога» (1 Кор.3, 9) в деле освящения мира. Господь в каждый «час» нашей жизни призывает всех трудиться ради приближения Его Царства, и мы не имеем права замыкаться только в деле личного спасения.

Первая тактическая цель миссии заключается в том, чтобы привести в церковь спасенное и искупленное Христом человечество, так как необходимо просветить людей светом Христовой веры, привести их в Церковь, объяснив, что спасение возможно только в Церкви.

Вторая тактическая цель – это качественный или духовный рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Церковь, ведь само присоединение человека к Телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасение. Поэтому необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества. Итак, задачей второй тактической цели, является содействие воцерковлению тех, кто откликнулся на церковное свидетельство о Христе Спасителе.

Жизненно важным для нашей Церкви является как можно более полное участие мирян в бого-служении. Православное богослужение является одним из самых главных способов миссии, но очень часто оно остается малодейственным. Одной из важных проблем является непонятность бо-гослужения многим новым прихожанам. Поэтому сейчас поистине миссионерской задачей является научение людей понимать смысл богослужения. Ведь наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви, так как в них заключается глубочайшая мудрость двадцати веков христианства.

В наши дни, когда таинства Церкви стали доступны каждому человеку, необходимо проведение полной катехизации (по святоотеческому образцу) перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто был крещен, но не научен; проведение бесед перед венчанием. Всем этим вместе со священником могут заниматься и прихожане храма, получившие специальное образование. Цель православной проповеди, православного образования и катехизации – вложить в сердце человека, в его сознание, во все его существо веру, любящую Бога, веру благоговейную, светящую миру любовию и истиной.

Живая практика нашего прихода трудами священника, мирян-катехизаторов, родителей и самих обучаемых освоила следующие формы религиозного образования, катехизации и миссионерства:

a) деятельность ЦПШ;

б) лекторий при приходской библиотеке;

в) подготовка людей к таинству Крещения;

г) православный факультатив в Волоколамской гимназии № 1;

д) систематические беседы по определенным вопросам в храме;

е) публичные выступления в школах, библиотеках, военкомате, на общественных мероприя-тиях;

ж) лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузе (МГУТУ);

з) организации паломничеств;

и) изготовление и бесплатная раздача листовок, брошюр и дисков.

Задачи ЦПШ – просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются важным звеном в возрождении приходов. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский коми-тет, участие в преподавании и так далее) укрепляет братские духовные связи между прихожанами – родителями и их семьями, создает благоприятную среду для воспитания молодого поколения. Учащиеся нашей школы посещают богослужения, в меру своих возможностей деятельно участву-ют в них, а также несут те или иные временные или постоянные послушания в приходе с учетом своего возраста и возможностей.

В ЦПШ детям интересно, приятно, уютно. Это, прежде всего, зависит от преподавателей. Необходима постоянная работа не только по обучению детей и подростков, но и их религиозному и нравственному воспитанию. Для старших детей предлагается углубленное изучение Евангелия, обучение чтению на церковно-славянском языке, пению и т. п. Организуются беседы на различ-ные темы, особенно о нравственности, о богослужении. Важно, чтобы человек оставался при Церкви и в Церкви. При нашей церковной школе создаётся детский хор. Такой хор требует к себе не столько профессионального, музыкального внимания, сколько духовно-молитвенного. Дети должны чувствовать, что их пение – это молитва, помогающая молиться пришедшим в храм.
Общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви сближают людей.

Для сближения членов прихода и учащихся церковно-приходских школ и их религиозного вос-питания очень полезны паломнические поездки.
Работа с молодёжью для Русской Православной Церкви сейчас стала одной из главнейших за-дач. Так как обучение молодёжи большей частью происходит в школе, а общение – вне школьных стен, то необходимо правильно организовать в свободное и внеурочное время (выходные дни, каникулы) досуг молодых людей.

Огромное число детей «заброшено» родителями, они никому не нужны, а в системе организо-ванной досуговой деятельности от общего числа детей и подростков занимаются менее 10% рос-сийских детей. А объединять и воспитывать детей можно в любом совместном деле.

В качестве миссионерской работы с молодежью можно предложить следующие мероприятия:

1) духовно-просветительские вечера (о Царской семье);

2) фестивали церковных хоров (в Пасхальные дни);

3) круглые столы с дискуссионным обсуждением различных вопросов, интересующих молодежь (в школах и техникумах);

4) организацию празднований Святой Пасхи, Рождества Христова, дней памяти Святых рав-ноапостольных Кирилла и Мефодия, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, вклю-чающих различные мероприятия для молодежи.

Сегодняшнее состояние нашего общества хорошо можно проследить по отношению к семье, так как многие проблемы современного общества связаны с кризисом в жизни этого общественного института. Современная семья потеряла православную традицию, перестала быть домашней церковью, несущей нравственные начала в жизнь человека. Даже внешне благополучные семьи тратят все свои силы и средства на приобретение излишних земных благ. Огромное количество незарегистрированных браков, разводов говорит о том, что современное состояние общества ненормально. Выход – в укреплении семьи, в возвращении к нравственным ценностям Евангелия. От того как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависит его жизненный путь, духовное и душевное состояние и развитие. Церковь по своей природе есть миссия, а значит и создание малой, домашней церкви, есть миссия во всей полноте этого слова. Для успешной деятельности миссии православной семьи, необходимо проводить на приходах различные мероприятия, способствующих рождению все большего количества православных семей. В результате этого пополняется число православно верующих за счет рождения детей и воспитания их в православных семьях.

Мероприятия, проводимые нашими прихожанами для молодёжи в этом направлении:

а) беседы, круглые столы, вечера – для формирования у молодых семей понятий о семье как домашней церкви, о воспитании детей;

б) подготовка специальных брошюр по этой тематике – для бесплатного распространения их не только среди молодых семей, но и среди подростков.

Благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность в со-временных условиях, православный миссионер должен всегда иметь в своем сердце апостольские слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13,2).

МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(МОСКОВКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МРОПП Покровской церкви
г. Волоколамска Московской области
Московской епархии РПЦ

Доклад на тему:
Деятельность мирян на приходе
в миссионерско-катехизаторской работе

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector