0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли искупить грех в аду?

Содержание

Что Церковь говорит об аде?

Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.

Ад — что это?

Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Мы не знаем как выглядит ад на самом деле. Но мы знаем, что сковородки, огненные озера, котлы, расплавленный свинец, пыточные орудия являются метафорами. Это педагогический прием, с помощью которого христиане объясняли друг другу ужасность адских страданий. Уже в III веке появляются подробные «путеводители» по аду, где рассказывается о монстрах, змеях, высоких горах и страшном ветре, где чудовища терзают ту часть тела, с помощью которой человек совершал свой «любимый» грех. (Например, те, кто любил при жизни осуждать близких, в аду могли быть подвешены за язык). Все эти яркие образы — попытка рассказать людям о том, что наказание за нераскаянные грехи — это вечная смерть в постоянных муках.

Что мучает людей в аду?

В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.

Сатана мучается в аду или ему там хорошо?

Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.

Кто создал ад?

Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.

В аду все мучаются одинаково?

Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.

Можно ли выбраться из ада?

Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 19
  • |Видео 745
  • |Мероприятия 0

Искупаются ли человеческие грехи, пребыванием в аду?

Вопрос: Можно ли искупить грехи, попав в ад, и тем самым покинуть то место? Или уже будет слишком поздно?
http://www.youtube.com/watch?v=Fy_SFzdxE_U&index;=12&list;=PLKvSC4CWz.
Отвечает священник Павел Крысанов:
— Ваш вопрос предполагает, что Вы подразумеваете наличие какого-то чистилища. То есть место, где душа в мучениях будет очищаться от совершенных грехов, и после: — Сподобится ли она попасть в Царство Божие? Конечно, невозможно о спасении души, размышлять в таких юридических категориях. Некоторым, спасение представляется таким образом: — Что должен быть установлен баланс между добрыми делами и злыми делами. И, если перекос в сторону злых дел, то это вечные мучения. А если в сторону добрых дел, то жизнь вечная. Поэтому очень бы хотелось, чтобы было такое место, где лишний груз можно было скинуть, и человек был бы спасен. Но все происходит не так. Представим такую ситуацию, когда человеку нечего искупать: — Человек жил сто лет. И все это время планомерно творил только добро. Если мы говорим категориями заслуг, то он достоин ста лет пребывания в раю. Но Бог дарует нам жизнь вечную. Поэтому, очевидно, что о вечном блаженстве, нельзя говорить в категориях юридизма. Спасение- это познание Бога: — Когда человек понял Бога, приблизился к Нему и вступил с Ним в сыновьи отношения. А погибель: – Это пребывание без Бога. Поэтому, если человек на земле грешил: — Ему грехи мешали познать Господа. Но после смерти все освобождаются от неведения. Все узнают, что действительно, есть Бог. Если человек был крещен, то Церковь за него молится. Вот на эти молитвы мы можем возлагать надежды. Потому что, если человек часть Церкви, а Церковь единый целый организм, то подобно тому как мы лечим больное место на своем теле, так и здесь. Если христианин ушел в мир иной с грехами: — Мы за него молимся, и надеемся на то, что Господь сподобит его Своего света истинного.

  • 313 7
  • 3
  • 1

**Искупаются ли человеческие грехи, пребыванием в аду?**
///////////////
— Ничем иным они и не могут быть искуплены, ибо «ад» — тяжкая Земная жизнь.

Лук.16
«25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переход.

Лук.16
«25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.»
Матф.25:41
» Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в
огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:»

Живут ли христиане в страхе перед адом

Христиане — люди, которые искуплены от ада

Время от времени я читаю, как атеисты заявляют, что «могут быть нравственными людьми и без страха перед адом». При этом подразумевается, что для христиан мотив вести себя хорошо — именно страх перед огнем неугасимым, уготованным диаволу и ангелам его. На самом деле это не так — а как именно, мы сейчас и поговорим.

Итак, есть определенное карикатурное представление о христианской жизни. Согласно ему, Бог внимательно присматривает за тобой и обязательно накажет, если сделаешь что-то не то. Впрочем, ты в любом случае сделаешь что-то не то, поэтому ад тебе гарантирован. Вот и ходи пришибленный в ожидании небесной кары и делай все, что велит Церковь, в надежде (по всей вероятности, тщетной) как-то отвертеться.

Читать еще:  О праздности и многоспании

Некоторые внешние именно так и представляют себе христианскую этику, хуже того, иногда это встречается и среди верующих людей — хотя скорее редко, человек с таким нездоровым типом религиозности либо меняет его на более здоровый, либо уходит, поскольку долго так не получится.

Христиане — это люди, которые искуплены от ада.

Церковь — это ковчег спасения, и на борту вам нечего бояться — разве что возможности упасть за борт.

Если неправда будет допущена в рай

Но, чтобы прояснить это, нам придется коротко напомнить о том, что такое гибель и спасение. Люди сотворены Богом для того, чтобы разделить Его вечную жизнь и вечную радость, но отпали от Бога в грех. Грех, противление воле Божией, является источником всех человеческих несчастий — от распавшихся браков до мировых войн. Причем грех — это не просто отдельные эгоистические, жестокие или безответственные поступки, это глубокая порча, которая себя в этих поступках выражает. Мы, христиане (как и большинство культур в мире) верим, что человеческая личность продолжает существовать после физической смерти. Это, само по себе, очень хорошо и утешительно — потому что мы созданы для вечного счастья.

Но это также означает, что грех делает нас несчастными не только в этой жизни — но и за ее пределами. Он отторгает нас от Бога «во тьму внешнюю». Он, грех, оставляет нас за воротами Небесного Иерусалима. Как говорится в последней книге Библии, «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14,15).

Это звучит чрезвычайно пугающе — и здесь, и в других местах Писания — и в наши дни часто вызывает протесты. Бог, раз Он есть Бог любви, должен всех пустить в Небесный Град! Проблема в том, что рай, в который свободно допущены грешники, тут же перестанет быть раем. Люди с большим успехом устраивают себе (и друг другу) ад на земле. И если они не переменятся самым глубоким образом, они устроят ад везде, где появятся.

Если неверность Богу (чародеи и идолослужители), эгоистическое стремление использовать других ради самоублажения (любодеи), ненависть и стремление причинять страдания (убийцы), да и вообще любая неправда будет допущена в рай — он перестанет быть раем. Вы точно не захотите в такой рай попасть — потому, что это, на самом деле, и будет ад.

Дело не в нехватке милости у Бога — Его милость безмерна, а том, что грешника можно избавить от ада, только глубоко изменив.

Он не попадет в рай, если просто открыть перед ним ворота. Он принесет ад с собой. Поэтому ворота будут закрыты. Открывать их перед адом — аду не поможет, а рай погубит.

Даже бесконечная милость Божия не может сделать так, чтобы рай наполнился нераскаянными злодеями — и остался раем.

Бог доведет дело нашего спасения до конца

Поэтому Бог делает нечто другое. Он приходит в наш мир в лице человека, Иисуса из Назарета. Через Свою смерть и Воскресение Господь Иисус дарует нам искупление грехов и новую жизнь, в которую мы входим покаянием и верой. Он создает Церковь, которая преподает верующим установленные Им Таинства.

Фото: Анастасия Студзенек/sreda.org

Через Церковь людей достигает Его прощение и Его благодать — сверхъестественная помощь, которая меняет их изнутри, постепенно превращая из адских — в райских жителей. Это долгий и трудный процесс, в разных людях он происходит по-разному — в великих святых мы уже видим отчетливое присутствие рая, в обычных верующих — пока просто исправление жизни и разрыв с грубыми грехами. Окончательно избавлены от греха мы будем только за порогом этой жизни.

Но Священное Писание обещает, что взявшись за нас, Бог доведет дело нашего спасения до конца. Мы можем на Него полагаться. Поэтому переживание христианской веры — это переживание ошеломляющей милости и благодати. Бог находит и спасает глубоко заблудившихся и испорченных людей, и делает это из чистой, незаслуженной милости. Как говорит апостол Павел, «ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».

Этика Нового Завета — это не этика страха

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:3-7).

То есть христианин думает не «какая беда, сейчас я сделаю что-то не так и Бог отправит меня в огонь неугасимый», а «какая великая радость и утешение, что Бог перехватил меня по дороге в ад, простил, принял и теперь ведет меня в рай».

Этика Нового Завета — это не этика страха. Это этика преданности и благодарности. Как говорит Спаситель, «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Христос искупил нас и сделал нас подданными Своего Царства. Мы граждане небесного Иерусалима и должны вести себя, исходя из этого факта. Как говорит апостол Павел, «итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12,13). Христиане должны вести себя как люди, которым уготован рай — потому что он им действительно уготован.

Да, иногда полезно испугаться — когда человек находится в сильной опасности свалиться за борт. Скрывать и того не будем, что если вы за бортом — вам необходимо как можно скорее взойти на борт. Но христианская жизнь не строится — и не может строиться — на страхе перед адом.

Примеры страшной участи душ умерших христиан, имевших нераскаянные грехи и недостойно Причащавшихся Святых Таин

Примеры страшной участи душ умерших христиан, имевших нераскаянные грехи и недостойно Причащавшихся Святых Таин


А вот пример того, как нераскаявшаяся христианка, при видимой благополучной смерти, оказалась в аду.


Игнатий Брянчанинов (Слово о смерти): «В некотором женском монастыре жила при игумении ее племянница, прекрасная собою, по наружности, и неукоризненного поведения. Все сестры любовались и назидались ее ангеловидностию и необыкновенною скромностью. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа ее воспарила в райские обители. Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы удостоилась ее племянница в лике блаженствующих девственниц? Однажды, когда игуменья, в келейной тишине преполовляющейся ночи, стояла на молитве, – внезапно расступилась земля под ее ногами и клокочущая огненная лава потекла пред взорами молившейся. Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть – и видит среди адского пламени свою племянницу. «Боже мой! – отчаянно воскликнула она. – Тебя ли вижу я?» – «Да», – со страшным стоном произнесла погибшая. – «За что ж это? – с горестью и участием спросила старица. – Я надеялась видеть тебя в райской славе, в ликах ангельских, среди непорочных агниц Христовых, а ты. За что это?» – «Горе мне окаянной! – простонала мучившаяся. – Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени, непрестанно пожирающем, но не уничтожающем меня. Ты хотела видеть меня – и Бог открыл тебе тайну моего положения». – «За что ж это?» – снова сквозь слезы спросила игумения. – «За то, – отвечала мучившаяся, – что я в виду вашем казалась девственницею, непорочным ангелом, а на самом деле была не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела, я не умела сохранить в непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке. По неосторожности моей я питала в себе чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в моих мыслях и мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним, и, понимая, что это грех, совестилась открыться в нем духовнику при исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей святые Ангелы возгнушались мною и оставили меня в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени, вечно буду гореть и никогда, никогда не сгорю, нет конца мучению для отверженных небом!» Сказав это, несчастная застонала – застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении».

Итак, все эти примеры говорят о том, что не только от видимых добрых дел или от веры зависит, кто будет при нашей смерти, но и от того, какие у нас были явные и тайные дела, мысли и образы в нашем сердце, а также, какие страсти нами владели.

Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.7): «Некая женщина совершила смертный грех и не осмеливалась никак его исповедовать — от позора и безобразия содеянного. Она творила другие добродетели: давала милостыню, постилась, бодрствовала, молилась и исповедовала другие грехи, и причащалась Божественных Тайн, думая, что найдет милость у Бога, и Он ей простит скрытый грех за остальные ее доброделания. Когда она тяжело заболела, то исповедала все другие грехи, но тот великий грех несчастная женщина не дерзнула исповедовать даже при смер-ти. Она только плакала по невежеству и, причастившись Божественных Тайн, скончалась.

Через много дней одна из ее дочерей молилась в комнате. Вдруг ощутила такое зловоние, что не могла стоять, так ей было дурно. Она стала бегать по дому, чтобы понять, откуда идет запах. Тут она видит над кроватью тень столь безобразную и страшнейшую, что уже не могла устоять на ногах, но пала на землю и стала звать Господа Христа и Его Матерь на помощь. Тут из тени изошел голос: «Не бойся дочь, я — твоя жалкая мать». После этих слов девушка набралась смелости. Она встала и сказала: «Как это возможно, о мати моя, что ты столь зловонна и безобразна, хотя ты была столь добродетельна?» — Та отвечает: «Помнишь, как я тебе сказала однажды, что совершила смертный грех? И что я никогда не исповедовала его никакому духовнику из-за стыда перед содеянным? За тот грех я осуждена на вечное мучение и буду истязаться нескончаемо, — и мне не дают пользы другие добрые дела, которые я содеяла». Девочка говорит: «Но могу ли я тебе помочь? Я заплачу священникам, они будут служить заупокойные службы, я раздам много денег на бедных и на монастыри. Может быть, ты найдешь прощение?» — Мать ответила: «Нет в аду покаяния. Когда у меня было время, я не исправилась по невежеству, хотя это не требовало большого труда; а теперь, что бы ты ни делала, пользы не будет. Тотчас, как я отделилась от тела, меня схватили лукавые бесы и представили на Судище Христовом. Христос посмотрел на меня страшным оком и отвернул лик от меня, сказав громогласным и страшным голосом: «Иди от меня, проклятая, в нескончаемую геенну». И тотчас я оказалась в глубине мучения. Итак, больше нет ради меня милости. Единственно, чтобы вам, живым, быть примером, — для этого Судия разрешил мне появиться сейчас, дабы ты возвестила всем мою муку, да убережетесь вы потерпеть то, что я терплю. Скажи своему брату, чтобы он исправил свой образ жизни. И ты оставь краску лица и наряды. Красками ты все равно не сделаешь лицо благовидным, а многие женщины по одной только этой причине преданы мучению. Если ты и меня не послушаешь, то тотчас станешь моей спутницей в том мрачном и безрадостном месте. Это я тебе сказала, чтобы не увеличилась моя скорбь, когда я увижу, что и вы будете мучиться со мной в геенне».

Читать еще:  Русскому православному храму Уфы грозит разрушение

Когда девушка все услышала, она стала задавать разные вопросы об адском мучении. Мать не ответила на них, а произнесла: «Я только это должна была тебе сказать, и не спрашивай меня о большем». Тут же она исчезла как ветер, а в комнате осталось такое зловоние, что в нее никто больше не мог входить. Девочка поставила кровать в другом месте и много дней лежала в немощи от страха и трепета пред видением. Она позвала своего духовника, Серафима из Болоний, и подробно рассказала ему бывшее. Так оно стало известно во всем городе и было записано в книге, чтобы потомки читали и тщательно хранили себя, — дабы не попасть в такую же опасность.

В другом городке была некая благородная и богатая женщина. Она совершила позорнейшее беззаконие и не сказала о нем никому из духовников из-за стыда за содеянное — как бы не узнал кто. В один из дней в город зашел некий чужестранный иеромонах вместе с послушником, они шли на поклонение Гробу Господню. Когда женщина увидела их в церкви, что они совершают праздничную службу, ей пришло на ум исповедовать все ему, потому что он чужестранец и ее не знает. Она пошла в исповедальню и сказала ему грехи. Но когда она желала сказать о том величайшем беззаконии, то, по содействию диавола, на нее напал такой стыд, что она покраснела и не смогла ничего сказать.

А послушник иеромонаха был человеком простым и добродетельным. Он стоял и издали видел, как с каждым грехом из уст женщины выходит змея. После всего он увидел большую змею. Она трижды показывала свою голову, чтобы выйти из уст, но затем опять уползала внутрь и не выходила. Тогда и другие змеи, которые вышли прежде, вновь вошли в ее уста, — потому что она не сказала о том беззаконии. Духовник прочел разрешительную молитву и двинулся в путь. Но послушник рассказал ему видение. Духовник тогда понял, в чем дело, и тотчас вернулся назад, чтобы объявить видение женщине и подвигнуть ее рассказать и о другом беззаконии. Когда они вошли к ней в дом, нашли ее мертвой. Оплакав ее, совершили моление, да откроет Господь, что стало с ее душой.

Вот они видят, что она сидит на страшном драконе, а две другие змеи обвили ее и причиняют ни с чем несравнимую боль. Она говорит им: «Я — нечестивая женщина, которая исповедовалась сегодня. Так как я не сказала одно совершенное мной беззаконие, то Судия предал меня на умерщвление дракону. Я буду вечно мучиться в нескончаемом аду. Теперь у меня, бедной, нет вовсе надежды на спасение». Сказав это, она стала невидима.

Другая подобная история. Жил некий царь в Италии. У него была дочь благоговейная и добродетельная — она делала многие милостыни и искренне заботилась о бедных. Она попросила отца отпустить ее, чтобы стать монахиней. Но от великой любви к ней отец не желал с ней разлучиться. Он сообщил об этом римскому папе (это происходило еще до отпадения Западной Церкви от чистоты Православия), а ей посоветовал для большей пользы оставаться дома и совершать лучше великие благие дела, чем стать монахиней и приносить пользу только самой себе. Девочка осталась против своей воли, чтобы не быть непослушной отцу, жила, как и прежде, добродетельно.

Но коварный змей не выносил видеть такие деяния девушки. Он стал бороться с ней плотски. Она полюбила красивого юношу, слугу царя. Диавол столь сражался с ней, что победил ее, и она впала в грех с этим юношей. Вскоре она поняла, что ждет дитя. Она так скорбела, что хотела покончить с собой от стыда, чтобы никто из людей не услышал о деле. Но затем поверила предложению одной служившей ей старухи. Старуха дала ей яд, который умертвил плод. Поэтому никто не узнал о случившемся. Только она скорбела, и была теснима этими двумя грехами.

Царь, увидев, сколь она несчастна, подумал, что она скорбит из-за того, что он не пустил ее в монахини, и спросил ее, не желает ли она постричься. Она, услышав об этом, обрадовалась. Он поместил ее в славный монастырь, где она постриглась и соблюдала непоколебимо весь чин монашеского жительства. Никто ее не видел смеющейся, болтающей, и когда посетить ее приходили родственницы и женщины из дворца, или другие княгини, или даже сам царь, она, перемолвившись с ними несколькими короткими словами и поблагодарив их, уходила в келлию. Там она плакала о своих беззакониях, о которых она, несчастная, никогда не говорила духовнику,- то есть о блуде и убийстве. Только наедине плакала она о них ко Господу, прося прощения. Затем она умерла, исповедовав все другие грехи и причастившись Божественных Тайн.

Через тридцать дней она явилась в видении игуменье и сказала, что находится в мучении. Та спросила, как такое возможно, если она была столь добродетельна, благоговейна и ревностна. Она говорит: «Я совершила два великих греха, которые не исповедовала духовнику по невежеству, думая, что достаточно плакать о них Христу, и Он осудил меня поэтому навек, — а другие благодеяния мне бесполезны».

Смотрите, …. Берегитесь скрывать какой грех! Лучше здесь немного постыдиться, … чем навечно иметь позор и нескончаемую смерть. Ибо здесь ты скажешь это только одному человеку, который никому не проговорится, даже если ему будут рубить голову, а там ты будешь выставлена на всеобщий и страшный позор».


После таких страшных и отрезвляющих душу примеров опять помолимся Господу: подай нам, Господи, чтобы сокрушение и раскаяние, как душеполезная печаль, посетила наше сердце и перед нашей кончиной, а тем более сейчас, когда мы можем еще изменить свою жизнь! И верим, что искренность этого покаяния и Твоя милость к нам, грешным, спасет нас от ада!

Бесконечны ли мучения грешников в аду?

Если максимально внимательно вникнуть в науку православной церкви, то можно не один раз услышать о том, что все люди, которые осознанно и постоянно грешили при жизни, так и не раскаявшись, будут терпеть вечные мучения в аду. Конечно же, многих людей это сильно пугает и настораживает, но не все на сто процентов уверены, что так будет на самом деле. Да, можно много рассуждать о том, что же будет с душой человека после смерти, но, чтобы дать ответ на вопрос, будут ли мучения души в аду бесконечными, стоит не просто рассуждать на эту тему, но и изучать соответственную христианскую литературу, а также слушать поучения святых отцов.

  1. Что такое ад – основные понятия
  2. Может ли наказывать вечными мучениями людей Бог, который есть любовь?
  3. Будут ли мучения в аду бесконечными на самом деле?

Что такое ад – основные понятия

Рассуждая о том, что такое ад, многие могут создавать в своем воображении действительно страшные картины, о которых даже думать неприятно. На самом же деле, ад – это такое место, которое максимально отдаляет грешников от Бога, а когда человек понимает, что он своим поведением отдалил себя от любящего и милосердного Отца, то начинает терзать себя максимально сам, испытывая при этом сильные мучения.

Ад – это невозможность удовлетворить главные потребности собственной души, поэтому он и будет местом страшных мучений, когда человек осознает, что из-за сомнительных удовольствий он потерял. Основные мучения грешников в аду буду заключаться в том, что они навсегда лишаться Божьей благодати, которая так необходима для души. Ад – это то место, где царит полная тьма, где горит вечный огонь, доставляющий грешникам сильную боль.

Может ли наказывать вечными мучениями людей Бог, который есть любовь?

Часто люди думают о том, что если Бог есть любовь и учит всех любви, то он не может подвергать вечным мучениям даже нераскаянного грешника, который совершал при своей жизни страшное зло. На самом деле, адские муки не стоит воспринимать, как Божий гнев или его наказание, поскольку они являются последствием деяний конкретной личности, которая, имея свободную волю, выбрала жизнь в грехе, а не вечную благодать.

Если внимательно прочитать толкования, поданные христианам Симеоном Богословом, то можно понять тот факт, что основания ада лежит в глубине греховного человеческого сердца и вечные муки для грешников готовит не любящий Бог, а они сами, не выполняя Его заповеди. Грешники – это духовно слепые люди, которые не могут видеть Бога во всей Его славе, не могут ощутить его любовь, тем самым создавая для себя ад.

Будут ли мучения в аду бесконечными на самом деле?

Ответить однозначно на вопрос, будут ли вечными мучения в аду, пока еще никто не осмелился. На счет этого вопроса возникает довольно много споров, поскольку одни считают, что мучения будут вечными, а другие говорят, что ад скорее предназначен для того, чтобы вылечить душу от греха и довести ее до того состояния, когда она будет готова прибывать вечно с Богом. Можно часто услышать мнение о том, что вечные адские муки предназначены для людей, которые совершали грехи особой тяжести. Что же касается мнения святых отцов, которые часто рассуждали про ад и вечные муки, то они пишут по этому поводу такое:

  • мучения в аду не будут временными для грешников, а будут длиться целую вечность, говорит Иоанн Златоуст;
  • кроме Божьей Любви, существует еще и Божья правда, поэтому люди, осмысленно грешившие при жизни и не раскаявшиеся справедливо проведут вечность в аду, говорит Феофан Затворник;
  • грешникам будет некомфортно в раю и неприятно находиться перед Богом, поэтому для них приготовлен ад, говорит Феофан Затворник.

Хоть католики считают ад местом очищения, в православии к этому вопросу относятся более критично и считают, что нераскаянные грешники не могут попасть в рай, даже через прохождение страшных мучений в аду определенное время. Православные отцы и учителя церкви считают, что нераскаянные грешники никогда не будут достойными пребывания в раю и даже не смогут там находиться, поэтому для них подготовлены вечные мучения в аду, которым никогда не будет конца.

Священник об аде и наказании за грехи

Есть более или менее тяжкие грехи. Наказания за них в аду тоже разные? Конечно, наказания разные. Но знайте, что самое слабое мучение в аду равно по силе самому сильному мучению на земле. Самая слабая радость в раю похожа на самую сильную земную радость. В зависимости от того, как человек проводит жизнь, он по силе совершенных им грехов опускается на дно ада. Возьмите, к примеру, Хрущева, «чудотворца». Он закрыл около 10000 церквей, много монастырей; вы что думаете — ему там мучений нет? Ему там предстоят вечные страшнейшие мучения — если он не покаялся перед смертью.

А сколько других таких правителей было? Они поднимали руку на Бога, на Дом Божий, на монастыри. Сколько по их распоряжениям людей замучили! Люди не зря пострадали, они мученики пред Богом, но правители эти получат наказание доброе. Возьмите Нерона: он поджег в I веке христианский город, был сильный пожар, а он стоял на балконе и наслаждался. Он открыл жесточайшее гонение на всех христиан. Диоклетиан, Юлиан, Нерон — их много было; конечно, все они получили место в аду, по делам своим. Не Бог их наказал, они сами себя наказали.

Читать еще:  Митрополит Антоний (Паканич) о Константине Паустовском

Человек принял крещение в зрелом возрасте. Продолжая греховную жизнь, стал отступником от Христа. Что ждет душу такого человека? Не лучше ли было ему совсем не креститься, чем не оправдать милость Божию?

Преподобный Макарий Великий шел однажды по пустыне и встретил человеческий череп. Он был пред Богом особым человеком, имел благодать Духа Святаго, и ему много было открыто от Бога. Он, будучи в особой благодати, ударил посохом по черепу и спросил:

— Скажи, кто ты и где находишься?

— Я идольский жрец, — ответил он. — Нахожусь в аду.

— Бывает ли вам отрада, — спрашивал Преподобный.

— Бывает отрада тогда, когда в Православной Церкви христиане поминают по субботам и воскресеньям своих усопших. В верхних слоях ада тогда бывает свет, частично он проникает и к нам. Тогда и мы видим друг друга. Нам это приносит великую радость.

Преподобный еще спросил:

— А ниже вас — идольских жрецов — есть кто?

— Православные христиане, которые приняли крещение, но в Церковь не ходили, крестов не носили, в грехах не каялись, не исповедовались, жили невенчанно, не причащались и умерли без покаяния. Они еще ниже находятся тех язычников, которые не знали Истинного Бога.

Что ожидает тех людей, которые хулят Бога, когда-то ломали храмы, снимали с храмов кресты, колокола, сжигали иконы, святые книги?

Были такие времени, когда все это делалось массово. Некоторые боялись Бога, но находились «храбрецы» — делали все это. Но часто они падали с храма или с колокольни и разбивались насмерть. Такие люди вообще-то часто до своей смерти не доживают. В Кавказских горах был такой случай. Один монах из Киево-Печерской Лавры — иеродиакон Исаакий — 92-х лет потерпел от бандитов. В горах жили монахи, была церковь. Он сам был слепой. Братья в большой праздник ушли в г. Сухуми на богослужение. Он остался один. Три абхазца-мусульманина пришли и говорят:

-Давай все ценное, что у тебя есть. — Стали просить у него золото, деньги.

— Я — пустынник. У меня ничего этого нет. Ищите, что найдете — ваше.

— Мы тебя убьем. Нам монаха убить — что муху!

Взяли полотенце, завязали на шее, подвели к обрыву и сбросили в пропасть. Он насмерть разбился.

Сейчас в Почаевской Лавре живет один старенький архимандрит. Его келья тогда была построена чуть ниже кельи о. Исаакия. Он все слышал, что говорили и все видел, что делали разбойники, но помочь не мог — горы мешали. Потом спустился в пропасть — Исаакий уже был мертв.

Так вот интересна судьба этих убийц. Они все в течении года погибли: один ехал на машине и разбился — упал в пропасть, другого трактор раздавил, третьего убили.

Если Господь не наказывает в этой жизни тех людей, которые идут против Него, против рабов Божиих, то ждет их суровое наказание в день Страшного Суда. Каждый должен знать, что получит по заслугам. Господь всех любит. Господь всех ждет. Ждет Он, когда человек покается. Но когда нет уже в человеке чувства покаяния, когда душащего окончательно огрубела, то бывает внезапная кончина. Демоны эту душу забирают и тащат прямиком в ад. Порой такие люди кончают свою жизнь самоубийством.

Что рассказывают побывавшие на том свете об аде? Какой он?

Телевидение редко показывает что-то душеполезное, назидательное. Но тут как-то по каналу «Московия» шла интересная передача. Одна женщина, Валентина Романова, рассказывала, как она была в загробном мире. Она была неверующей, попала в автомобильную катастрофу, умерла и видела, как душа ее отделилась от тела. В передаче она подробно рассказала, что было с ней после смерти.

Поначалу она не поняла, что умерла. Она все видела, слышала, все понимала и даже хотела сказать врачам, что жива. Кричала: «Я жива!» Но никто не слышал ее голоса. Хватала врачей за руки, но ничего у нее не получалось. Увидела на столе листок бумаги и ручку, решила написать записку, но не смогла взять эту ручку в руки.

И в это время ее втянул в себя тоннель, воронка. Она вышла из тоннеля и увидела рядом с собой темного мужчину. Сначала очень обрадовалась, что она не одна, повернулась к нему и говорит: — Мужчина, скажите, где я нахожусь?

Он был высокого роста, стоял от нее с левой стороны. Когда он повернулся, она взглянула в его глаза и поняла, что добра от этого мужчины ждать нельзя. Ее охватил страх, и она побежала. Когда она встретила светоносного юношу, который защищал ее от страшного мужчины, она успокоилась.

И тут ей открылись места, которые мы называем адскими. Страшной высоты обрыв, очень глубокий, а внизу много людей — и мужчин, и женщин. Были они разных национальностей, разного цвета кожи. Из этой ямы исходило невыносимое зловоние. И был ей голос, который сказал, что здесь находятся те, кто совершал при жизни страшные содомские грехи, противоестественные, блудные.

В другом месте она увидела очень много женщин и подумала:

— Что они здесь делают? И был голос:

— Это детоубийцы, те, которые делали аборты и не покаялись.

Тогда Валентина поняла, что ей придется отвечать за то, что она в жизни совершила. Здесь она впервые услышала слово «пороки». Раньше не знала, что это за слово. Только постепенно уразумевала, чем страшны адские мучения, что такое грех, что такое порок.

Потом увидела извержение вулкана. Лилась огромная огненная река, а в ней плавали человеческие головы. Они то погружались в лаву, то выныривали. И тот же голос объяснил, что в этой огненной лаве находятся души экстрасенсов, тех, кто занимался гаданием, колдовством, приворотами. Валентина испугалась и подумала: «А вдруг и меня здесь оставят?» Греха такого у нее не было, но она понимала, что в любом из этих мест она могла остаться навсегда, так как была нераскаянной грешницей.

А потом увидела лестницу, которая вела на небо. По этой лестнице поднималось много народа. Стала подниматься и она. Впереди нее шла женщина. Она выбилась из сил, стала изнемогать. И Валентина поняла, что если она не поможет ей, та упадет вниз. Видно, человек она милосердный, стала помогать этой женщине. Так они попали в светлое пространство. Описать его она не могла. Говорила только об удивительном благоухании и радости. Когда Валентина познала духовную радость, вернулась в свое тело. Она оказалась на больничной койке, перед ней стоял человек, который ее сбил. Фамилия его Иванов. Он говорил ей:

— Больше не умирай! Я возмещу все убытки по твоей машине (она очень переживала, потому что машина была разбита), только не умирай!

Три с половиной часа была она на том свете. Медицина называет это клинической смертью, но допускает быть человеку в таком состоянии не более шести минут. После этого срока начинаются необратимые изменения мозга, тканей. И даже если человека потом оживить, он оказывается умственно неполноценным. Господь еще раз явил чудо воскрешения мертвых. Вернул к жизни человека и даровал ему новые знания о духовном мире.

Знал и я такой случай — с Клавдией Устюжаниной. Было это в шестидесятых годах. Когда я возвращался из армии, заехал в г. Барнаул. В храме ко мне подошла одна женщина. Она видела, что я молился и рассказала:

— У нас в городе чудо. Женщина несколько дней лежала в морге и ожила. Желаете с ней увидеться?

И я пошел. Увидел огромный дом, высокий забор, там. У всех были такие заборы. Ставни в доме закрыты. Мы постучали, вышла женщина. Сказали, что мы пришли из церкви, и она приняла. Дома был еще мальчик лет шести, Андрей, теперь он священник. Не знаю, помнит ли он меня, но я его хорошо помню.

Я у них заночевал. Клавдия показывала справки о своей смерти. Даже показала шрамы на теле. Известно, что у Нее был рак четвертой степени и она умерла во время операции. Она много рассказала интересного.

А потом я поступил в семинарию. Знал, что Клавдия находится в гонении, газеты не оставляли ее в покое. Ее дом постоянно находился под контролем: рядом, через два или три дома было двухэтажное здание милиции. Поговорил с некоторыми отцами в Троице-Сергиевой Лавре, и ее вызвали. Она продала дом в Барнауле и купила домик в г. Струнино. Сын вырос, сейчас служит в г. Александрове.

Когда я был в Почаевской Лавре, слышал, что она отошла в потусторонний мир.

Где находится ад?

Есть два мнения. Святители Василий Великий и Афанасий Великий представляют, что ад находится внутри земли, потому что в Священном Писании Господь устами пророка Иезекииля говорит: «Низведу тебя /. / и помещу тебя в преисподних земли» (Иез. 26, 20). Это же мнение подтверждает и канон утрени Великой Субботы: «Снисшел еси в нижняя земли», «снисшел еси в преисподняя земли».

Но другие учители Церкви, например, святитель Иоанн Златоуст, считают, что ад находится вне мира: «Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной. Но что ты спрашиваешь, где и в каком месте будет она? Что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается». И наша христианская задача избежать ада: любя Бога, ближних, смиряясь и каясь, перейти в тот мир.

На земле есть немало таинственного. Когда архидиакона Стефана побили камнями, на этом месте, у ворот в Иерусалим, ему поставили храм. В наше время из Белоруссии и Украины приезжали туда археологи, вскрыли вход под храмом, который ведет под город, внесли туда аппаратуру и вдруг увидели в огромных подземных пещерах черных птиц, с крыльями в размахе более двух метров. Птицы бросились на археологов, нагнали на них

такой страх, что те оставили аппаратуру, пригнали экскаватор и завалили вход камнями и песком, отказавшись от дальнейших исследований.

Сколько людей идет в Царство Божие, а сколько в ад?

Одному священнику задали такой вопрос. Он улыбнулся:

— Знаешь, дорогой! Когда я перед Божественной литургией залезаю звонить на колокольню, то вижу: из ближних деревень по тропинкам идут к церкви люди. Бабушка с палочкой, дедушка семенит с внучкой, молодые идут. К концу службы весь храм наполняется. Так люди идут в обители Рая — по одному. А в ад. Вот служба закончилась. Я — снова на колокольню, вижу: из церковных ворот люди все вместе выходят. Сразу не могут пройти, а сзади еще поторапливают: «Что вы там встали! Быстрее выходите!»

Священное Писание говорит: «Входите тесными вратами; потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7,13). Отказаться от своих пороков, страстей грешному человеку очень трудно, но в Царство Божие ничто нечистое не войдет. Туда входят только очищенные в покаянии души.

Все дни жизни нашей Господь дал для подготовки в вечность — всем нам когда-то придется перейти туда. Тем, кто имеет возможность, надо постоянно ходить в церковь — и утром, и вечером. Придет кончина, и нам не стыдно будет предстать перед небесными жителями, перед Богом. Добрые дела православного христианина будут ходатайствовать за него.

О вере и спасении. Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector