0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли радоваться искушениям?

Радость искушения

«С великою радостью принимайте, братия… когда впадаете в различные искушения…» (Иак. 1, 2).

Трудно понять Апостола Иакова, написавшего эти слова. Кажется, чему тут радоваться? Искушения всегда приносят боль и печаль.

«…Бог искушал Авраама, и сказал… возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и… принеси его во всесожжение на одной из гор…» (Быт. 22, 1—2). Трудно радоваться в подобных искушениях. Можно себе представить с каким сердцем Авраам шел на гору Мориа. Думаю, если была у него радость, то он поделился бы с женой, но он ничего не сказал Сарре, когда пошел.

В сердце Авраама давно уже был решен этот вопрос. Бог знал, что Авраам не остановится на полпути и все же не избавил его от самых ответственных минут. Так и хочется сказать: «Господи, ну хватит уже испытывать Своего друга, он уже три дня идет. Видишь, он готов на все…» Нет, Господь наблюдал: не дрогнет ли рука Авраама? Может, в самый последний момент он решится нарушить волю Божью. Авраам занес руку над сыном, и только тогда Господь остановил испытания. Победителем возвращался домой Авраам, и с великой радостью! А если бы посчитал сына своей собственностью и пожалел, имели бы мы такие чудные благословения? В Аврааме «благословятся все народы» (Гал. 3, 8).

Подобные испытания пережил не один Авраам. Сотни тысяч последователей Христовых, подражая вере его, в глубоком послушании Господу, не дрогнув, возлагали на жертвенник Божий нежно любимых жен, детей, матерей, расставаясь с ними на долгие годы, а иногда и на всю жизнь.

Много ли радости было у Иосифа, когда он вынужден был, оставив одежду, убежать, спасаясь от домогательств жены Потифара? Печалился он и в темнице: все о нем забыли… Когда же настал конец испытаниям, и он взошел на трон вторым после фараона, без сомнения, Иосиф радовался, что сохранил чистоту, остался верным Богу.

В Откровении Иоанна мы читаем: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас…» (2, 10). Ввергают в темницу разве это блаженство? Разлукам, скорбям, унижению разве можно радоваться? По милости Божьей наше братство не унывает, проходя сквозь эти испытания. Тысячи детей Божьих пронесли свою верность через многолетние узы, радуясь, что за имя Господа удостоились понести бесчестие, тюрьмы.

Бог допустил дьявола искушать Иова. Он лишился детей, имения, здоровья. Даже самый близкий человек, жена, и та в трудную минуту не поддержала; друзья вместо утешения обвиняли Иова в несуществующих грехах; плоть на нем распадалась, он стонал, и все же нашел в себе силу сказать: «Я знаю Искупитель мой жив!» Бог одобрил его поведение в тяжких страданиях.

Из Библии мы знаем, что народ Израилев во время скитаний в пустыне не выдержал испытаний, в пути они роптали, обвиняли Господа, требовали пищи по душе, а когда Моисей задержался на горе, они вовсе отреклись от Бога: вылили из золота истукан и назвали его богом. И сколько радости было: ели, пили, плясали!

Попав в такое искушение, не нужно как будто готовиться к тюрьмам, разлукам, лишениям. Здесь искуситель «восстанет из среды тебя», то есть им может оказаться друг твой, близкий родственник — не слушай! Отвергни! Не пощади!

Не избавил Бог и наше братство от подобных утонченных искушений. Они страшнее, чем тюрьмы и лагеря. Из среды нашей, близкие наши друзья, с которыми вместе спали на тюремных нарах, предлагают нам идти немножко другой дорогой, зовут на компромисс с миром, чтобы избежать трудностей для плоти.

В одной из общин Западной Украины вызывали почти каждого члена церкви и ставили вопрос ребром: или работа, или заявление на регистрацию. Несколько человек написали заявление на регистрацию. Служители переживали: почему? «Братья, — отвечали побежденные, — разве вы не знаете, что значит в наше время лишиться работы. » Не было радости у этих друзей (когда шли на беседу с искусителями), что Бог предоставил им возможность явить перед безбожниками верность и истинную веру в живого Бога. Искушение превозмогло. И потом, конечно, нечему было радоваться.

Скорбью наполняется сердце, когда читаешь в Священном Писании о трагической судьбе человека Божьего, пришедшего из Иудеи в Вефиль проклясть жертвенник. Он в точности исполнил порученное Господом, кроме одного: по настоянию ложного пророка вкусил хлеба и попил воды, что не велел Господь. Трудно было устоять перед таким искушением — он истомился без пищи и воды. Он не уступил, когда его соблазнял царь, а здесь перед таким же как он пророком не устоял.

Печальная участь постигает всякого, кто не повинуется уставам Господа. Не может Господь сегодня говорить одно, а завтра другое, сегодня это грех, а завтра — добродетель. Слово Божье не может для одного быть «нет», а для другого «да».

«С великою радостью принимайте, братия… когда впадаете в различные искушения…» Если бы брат Иаков не испытал радости победителя над искушениями, он не имел бы дерзновения призывать нас к этому. Кто сегодня, не желая страдать, отыскивает удобные для плоти пути, тот будет самым несчастным человеком. Когда явится наш Спаситель за Своей возлюбленной Церковью, эти люди окажутся в стыде.

Тому, дорогие друзья, и похвала, тому и слава, тому и честь, тому и венец Господь возложит на голову, кто не избегал испытаний, но побеждал их. Трудно нам переносить искушения, потому что мы люди. Можно было бы разочароваться, если бы у нас не было обетования, не было Того, Кто Сам был искушен во всем и может искушаемым помочь. Тем более, что Господь обещал не допустить искушения сверх сил.

Не будем смотреть на тех, кто избегает искушений, чтобы сохранить перед миром честь, жить в спокойствии. Но если мы приготовили себя для венца славы, для венца жизни, то будем принимать любые искушения с великой радостью, без ропота. Сыны Израилевы не выдержали испытаний, впоследствии все они пали костьми в пустыне. Их жизнь и ошибки — это образы для нас, чтобы мы, проходя сквозь огонь испытаний, не стонали под бременем, не искали пути избавления от трудностей. Кто чувствует, что страх за свое благополучие брал в его жизни верх, пусть скажет: «Господи, прости меня! Через примеры из Слова Твоего я увидел, что буду самым несчастным человеком в час пришествия Твоего, если не буду покоряться Тебе и безропотно принимать временные трудности. Они так необходимы для очищения и убеления моего и подготовке к встрече с Тобой!»

Да сохранит нас Господь, чтобы сердце наше не дрогнуло в тесных обстоятельствах. Я представляю себе, какие сильные искушения были у народа Израильского, когда они покинули Египет, а впереди было Чермное море. Народ видел перед собой явную погибель. Может быть, многие готовы были вернуться к фараону, просить прощения и остаться вечными его рабами. Когда народ был в нерешительности, Господь повелел Моисею: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли». Если бы они не послушали и остались на месте, египтяне бы истребили их.

Все отвергни, дорогой друг, что связывает тебя и, уповая на Господа, не бойся искушений, принимай их с радостью, ибо через сие испытывает нас Господь: будем ли верны Ему? Используем же всякую возможность проявить верность нашему Господу и тем прославить Его.

Искушение — шанс сделать выбор в сторону добра

Протоиерей Пётр Винник

На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник

– Почему приходят искушения? Как вести себя во время искушения и почему?

– Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри. 1 Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань. Апостол Павел восхищен был до третьего неба, слышал неизреченные глаголы и при этом просил Господа избавить его от пакостника века сего. Но чтобы не впасть в сатанинскую прелесть, Господь оставил его с этой бранью: «Довлеет тебе моя благодать, сила Моя в немощи совершается».

Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений. Дьявол искал возможности погубить Его, когда Сын Божий ещё не родился. Искушения были среди братьев, среди законников и фарисеев. После Крещения искушения к Богочеловеку приходили от дьявола, от плоти и от мира. Не оставили Господа искушения и при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности.

По сути, искушение – это обстоятельство, в котором человеку приходится испытать свою волю, сделать свободный выбор в сторону добра или зла.

Искушение – ещё не грех. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас. То, что так легко утратил в раю первый человек Адам, прельстившись от дьявола, второй Адам Христос должен был возвратить, пережив всю тяжесть греха человечества, пострадав на Кресте, принеся Себя во Всемирную Жертву, чтобы вернуть утраченный рай. И этот рай заключается в полной преданности воле Божьей с отсечением первородного греха.

Всякий христианин, следуя за Спасителем, непременно будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. Сама жизнь будет проверять насколько человек близок или далёк от Бога, насколько близок к Правде. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). Пророк говорит: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2: 1). Для опытного человека в духовной жизни искушения необходимы, ибо от них приходит мудрость. Искушения посылаются нам для испытания нашей веры, нашей любви, нашего повиновения Богу, нашей нестяжательности, как у праотца Иова.

Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения – по причине немощи плоти.

Читать еще:  Весна в Святогорской Лавре

Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения.

Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.

– Вспомним друзей библейского Иова, которые полагали, что он страдает за грехи в то время, как он просто был испытуем Богом. Бедствующий в некотором смысле и сам является искушением для окружающих, он словно зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение — верно?

– Страдания – это горнило испытаний для человека. Как для ювелира требуется очистить драгоценный металл, переплавляя золото или серебро до того момента, пока мастер в жиже метала не увидит своё отражение, так и Господь нас испытывает страданиями и скорбями, пока не отразится в нас Его Образ. Святитель Лука Крымский прямо говорит о том, что полюбил страдание. Кто любит Христа, тот любит и страдания Христа ради, и всякий страждущий блажен тем, что уподобляется Христу.

Лишь пребывая в Духе Святом мы видим в человеке образ Божий. Святой праотец Иов, как и все другие праотцы, свидетельствовали о Христе задолго до Его Рождества. Они в Ветхом Завете были прообразами Иисуса через действо Святого Духа, почивавшем на них. Искушения, постигшие праведного Иова – пример преданности воле Божьей даже до смерти, благодарения Бога не только в благоденствии, но и в суровых испытаниях, за что он и был вознаграждён великими дарами от Бога.

– Это кажется странным, но искушением для человека может стать и его добрый поступок, если человек по-настоящему до него ещё не дорос, а как бы подпрыгнул — и у него получилось, но в том и заключается особенность «подпрыгивания»: от высшей точки легко докатиться до низшей, добро в таком случае претворяется в зло или нет? Всё же доброе дело, даже если сам доброделатель потом возгордился или начал чванится всё равно остаётся добрым (по плодам) или нет?

– Вся беда наша заключается в том, что мы не можем идти по жизни Царским Путём, не уклоняясь ни влево, ни вправо, то подпрыгиваем, набивая шишки, то скатываемся в пропасть. Царский Путь – это как «хождение по водам». Если усомнились в этом, будем утопать в море страстей, как апостол Петр по маловерию. Всё, что мы делаем, делаем о Господе по вере и любви. Не обретается такого умонастроения – нет и добрых дел. Важно есть ли польза для нас самих в тех добрых делах, которые мы совершаем. Если дела сделаны в тщеславии и по гордости, они перестают быть так таковыми по отношению к тому, кто их совершил. Что бы мы ни делали, всегда будем говорить, что мы рабы недостойные сделали то, что должны были, и даже меньше должного. Смиренномудрие должно лежать в основе всякого делания.

Добродетель как дар Божий, воспитывает нас самих. Если священник совершает Литургию и при этом недостаточно подготовлен в меру своих немощей и слабостей, это не значит, что Таинство недействительно. Он его совершает без пользы для себя, а причастники по своей вере примут Таинство достойно. Чтобы добродетель не стала искушением, она должна быть в тайне. Некоторые аскеты утверждают, что если она уже открылась, то перестаёт быть добродетелью. Достаточно вспомнить слова Евангелия о молитве и милостыне в тайне. 2

– Да, искушения и полезны, и страшны для человека. Как должен вести себя христианин, чтобы не напрашиваться на испытания?

– Искушение высотой, скоростью, лихачеством, самонадеянностью и многими другими явлениями современной жизни должны быть пресечены словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». 3 К сожалению, ныне современные люди все чаще погибают от чрезмерной самоуверенности и бахвальства. Отсутствие страха Божия является главной причиной их гибели. Если человек будет ценить жизнь как дар Божий, спасёт себя и ближнего.

– Могли бы Вы прокомментировать высказывание свт. Николая: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу)? Что значит принимать от людей как от людей и от людей как от Бога? В чём разница?

– Евангелие нам повествует рассказ о Закхее. Он занимал большую должность среди мытарей – сборщиков податей. Как известно, собирая подати, многие мытари обогащались посредством этого. Принимая сбор налогов как повинность от римских властей, некоторые мытари, чувствуя пренебрежение от единокровных иудеев, приходили в смирение и желали милости от Бога. Не лишён был таких противоречивых чувств и Закхей. Принимая подати людей, как от людей, вероятно, его сердце было озабоченно. И услышав о грядущем в толпе людей нестяжательного Иисуса, он душой возжелал увидеть Его. Он предпринял усердие, чтобы подняться на дерево, так как был мал ростом. И старания увенчались вниманием со стороны Христа. Господь посетил Закхея в его доме. На радостях, что Господь не отверг его, как многие иудеи, Закхей обещает раздать половину имения неимущим и возвратить тому, кого, чем обидел вчетверо больше. Оставив человекоугодие, Закхей ревнует о Богоугодии. Его не волновало, что скажут о нём подчинённые или начальствующие, когда он полез на дерево.

Есть разница между тем, что человек чувствует, когда угождает людям, и когда угождает Богу. Есть разница между тяготой человеческого греха и лёгким бременем благости Иисуса. Если человек ищет Бога, он Его найдёт, потому что «близ Господь сокрушённых сердцем» (Пс.5:33).

– Выходит, можно на все свои встречи, на события жизни смотреть как на Промысел Бога обо мне, об окружающих людях, о мире в целом? Почему это так трудно и мало кому удаётся?

– Все, что происходит с нами, с окружающими нас людьми в целом мире, происходит по воле Божьей. Только видеть этот Промысел Божий, может человек очищенный от грехов в духовном видении. Не освободившись от духовной темницы грехов, человек так и пребывает в застенках своей самости «ростом мал», и только духовный рост позволяет увидеть Христа и всех окружающих, как это увидел Закхей.

Протоиерей Пётр Винник
Беседовала Светлана Коппел-Ковтун

Православная Жизнь

Почему в пост неприятностей происходит гораздо больше? Отчего они случаются и как их переносить?

Когда приходит скорбь…

В нашей жизни случаются скорби. Каждый на них может по-разному реагировать в силу своего духовного состояния, духовного роста. Как это делать правильно? Иногда ко мне приходят и спрашивают о духовной жизни: а мне нужно делать то или это? Слово «нужно» здесь не совсем уместно. Искушения, скорби всегда вызывают грусть. Слово «радость» здесь тоже неуместно. Можно учиться воспринимать скорби как инструмент, который помогает нам очиститься от грехов и страстей, переосмыслить свои взгляды, сделать переоценку ценностей.

Может быть, скорбь поможет нам избавиться от какого-то греха. Это лекарство. Лекарства очень часто бывают горькими. Однако если оно поможет побороть какую-то греховную болезнь, то, конечно, результатом этой скорби станет радость. При этом нужно пережить скорбь. Лично мне, когда в жизни происходит что-то неприятное, помогают мысли о том, что в нашей жизни всё неслучайно, и это Господь посылает для того, чтобы мы очистились, изменились в лучшую сторону.

Опять же, всё зависит от нас. Как говорили святые отцы, скорбь подобна огню, который очищает золото или от которого затвердевает глина. А каким будет наше сердце — оно в скорби затвердеет, станет подобным камню, или всё-таки очистится, как золото, — зависит от нас, от того, как мы отнесёмся к случающемуся с нами. Если мы отнесёмся к скорби достойно, то результатом станет утешение, а если недостойно, мы только усугубим наше состояние.

Искушения, в которых виноваты… мы сами

Отчасти, конечно, Бога можно познать и в скорбях. Многих людей в Церковь приводит скорбь. Однако знакомство с Богом, опыт общения с Ним у нас не должен ассоциироваться только со скорбью. Наоборот, встреча с Богом — это радостный момент. Да, к этому моменту может подвести скорбь, но Бога мы познаём в утешении, успокоении, мирном состоянии. Если мы в скорби почувствовали какое-то утешение, — это Господь помогает нам. Это и есть встреча с Богом. Но нельзя во всём, что в жизни происходит плохого, обвинять Бога.

У нас принято говорить: «Вот, мне Бог послал скорби и испытания». Подожди, какие скорби и испытания? Сначала разберись: может быть, ты сам делаешь так, что потом от этого страдаешь, и возлагаешь это на Бога? Ты, например, не хочешь меняться, не хочешь бороться со своими страстями, побеждать в себе грех. Этот грех тебя ранит, он тебя увечит, уродует, приносит тебе постоянные страдания, а ты говоришь: «Вот, Бог мне послал». Кто ты такой, чтобы тебе Бог испытания посылал?

Читать еще:  Все лучшее кому-то, все худшее — себе

У тебя есть какие-то страдания в жизни? Задай в первую очередь себе вопрос: «Что я делаю не так? Что мне нужно изменить?» Приди в храм, помолись Богу, исповедуйся, причастись и постарайся изменить себя. Если же ты хочешь изменить всех вокруг, то твоя жизнь будет наполнена бесконечными страданиями. Ты потратишь много сил, здоровья и не добьёшься никакого результата. Затем ты озлобишься и будешь бесконечно страдать. А если ты будешь менять себя, учиться любить людей, бороться со своими грехами и недостатками, от этого будет результат.

Спроси себя: «Почему мне плохо от чьих-то поступков и каких-то обстоятельств?» Потому что во мне сидит какая-то страсть. Бог зла не творил. Страдания, которые с нами случаются, происходят не по воле Божией, а потому что мы выбираем грех. Если мы выберем праведную жизнь, к которой нас Господь призывает, нам будет легче.

Бог призывает нас к жизни по заповедям не потому, что Он хочет нас в чём-то ограничить, а потому что это благо. То есть когда мы творим грех, мы страдаем: я завидую, обижаюсь, осуждаю — и мне плохо. Если я сделал какое-то доброе дело, мне хорошо, мне радостно от этого становится.

Если мои близкие избегают меня, не хотят меня видеть, если все от меня отвернулись, — это не искушение. Это значит, что, наверное, я что-то делаю не так. Большинство скорбей, которые в нашей жизни случаются, происходит не потому что нам Бог их послал, а потому что в нас есть грех. Приходя к Богу, мы будем освобождаться от этой болезни, и в нашей жизни станет больше мира, покоя и радости.

Бывают и такие скорби, которые скорбями не назовёшь. Кто-то потерял какое-то имущество и сказал: «Ничего страшного! Самое главное — что все живы и здоровы». А для кого-то это становится большой проблемой: есть какая-то страсть, которая его беспокоит — жадность, привязанность к материальным благам. В таких случаях нам нужно сделать переоценку ценностей, научиться не так сильно полагаться на материальные блага.

Путь Иова

От нас не уйдут скорби и неприятности. Жизнь так устроена, мы живём в таком мире. В нём нет справедливости, которую мы часто ищем: если я читаю утренние и вечерние молитвы, хожу в храм каждое воскресенье, регулярно исповедуюсь и причащаюсь, в пост не ем мяса и творога, делаю столько-то поклонов, то в моей жизни скорбей быть не должно, а если они приходят, то это несправедливо. Так относиться к вере нельзя. Нам Господь говорит: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33).

Искушения не обойдут нас стороной, как бы мы ни старались, что бы мы ни делали. Стремление избежать скорбей приносит в нашу жизнь ещё больше страданий, потому что нас расстраивают не столько они, сколько нежелание этих скорбей.

Поиск справедливости — это дорога в никуда. Бог справедливости не ищет. Бог есть Любовь и всегда относится к нам по любви. Справедливости ищет диавол. Путь поиска справедливости — это путь страданий.

Я встречал людей, которые всю свою жизнь посвятили поиску справедливости. Это несчастные люди, которые зациклились на каких-то вещах, по их мнению, несправедливых. С такими людьми не хочется иметь ничего общего — они тебя просто повергают в уныние, наполняют твою душу отчаянием, потому что сами переполнены ими. В мире никогда не было справедливости, и Бог её тоже не ищет. Он судит нас по любви. Взгляните на Крест: Господь не заставил нас страдать за наши грехи, Он Сам пошёл на Крест вместо нас.

Если с нами происходит что-то нехорошее, мы не должны задавать себе вопрос: «За что?» А должны задать вопрос: «Для чего мне это нужно? Как я могу использовать это себе во благо?» Страдания — это инструмент, который можно использовать себе во благо или во вред.

Нужно ли просить Бога избавить от искушения?

Я не знаю, что и кому нужно. Люди приходят и спрашивают меня: «А что нам нужно?» Я им отвечаю: «Вы определитесь сами, что вам нужно, а потом мы поговорим о том, что мы будем с этим делать». Если человек молится, беседует с Богом, вреда от этого не будет. Если же он будет просто «вычитывать» какие-то молитвы, относясь к ним как к заклинаниям, это будет суеверием и формальным отношением к молитве.

Бывает, приходит человек к священнику и спрашивает: «Вот, у меня в жизни проблема, что мне делать?» — «Помолись Богу». — «Молиться — это понятно. А может, мне ещё какой-то акафист прочитать? И сколько раз?» Молитву не надо читать какое-то определённое количество раз. Возьми, сам помолись, своими словами. Не умеешь — найди подходящую по настроению молитву и прочти её. Не надо относиться к молитве как к какому-то заклинанию. Не нужно, когда «навалились» скорби, читать определённые тексты, делать столько-то поклонов, ходить вокруг дома с иконой.

Встань перед Богом и помолись. Вручи себя в руки Божии. Заканчивай каждую молитву словами: «Господи, не как я хочу, но как Ты». Просишь что-то у Бога — хорошо, попроси, но не надо думать, что ты точно знаешь, как для тебя будет лучше. Я всё-таки верю, что Господь лучше знает, что нужно мне. Просить можно, но всегда добавь: «Господи, я Тебе доверяю и Ты, пожалуйста, сделай так, как Ты считаешь, что для меня лучше». Не нужно каких-то высокопарных слов. Доверься Богу и живи дальше. Чем больше у нас к Богу доверия, тем легче нам будет.

Скорби, которые… не пришли

Нужно жить и радоваться жизни. Скорби придут в своё время к каждому из нас, но нам не нужно их ждать. Постоянно жить в бесконечном стрессе и думать: когда же придут искушения? Просто живи и радуйся жизни, делай то, что должен делать. Когда придут проблемы — тогда и будешь их решать. Решишь — дальше радуйся. А иначе будет: «Как много я пережил несчастий, особенно тех, которые не случились!»

Часто люди ожидают каких-то особых искушений в праздники или во время поста. Действительно ли их происходит больше, чем в другие дни? Я не знаю. Возможно, мы просто акцентируем на этом внимание из-за того, что нам так сказали. Когда-то что-то произошло в праздник, и теперь говорят: «ведь сегодня праздник, так и должно быть». Или: «ведь пост же начался».

Когда мы акцентируем внимание на каких-то вещах, мы начинаем именно их замечать. Мы можем не обращать внимания на обстоятельства вне поста, но когда начинается пост, сразу эти обстоятельства отмечаем, всюду их выискиваем. Вот и говорим, что в пост всегда Господь нам посылает искушения.

Может быть, нам так проще переносить эти скорби — с осознанием, что всё идёт своим чередом, — или же нам хочется обозначить свою какую-то важность: что вот, Господь лично мне послал искушение. Мы не можем быть простыми людьми, нам нужно быть великими. Многие говорят: «Я великий грешник!» Мы не можем быть просто грешниками.

Нужно ли радоваться в искушениях?

Святые отцы научились радоваться искушениям. Они уже достигли такого высокого духовного уровня. Должны ли мы пытаться подражать им в этом, чтобы достичь того же? Нельзя радоваться потому что «нужно». Если в испытаниях ты искренне веришь, что Господь тебя любит, что Он тебя никогда не оставит, и то, что в твоей жизни произошло, — инструмент, который поможет тебе стать лучше, и если ты можешь этому радоваться, — конечно, радуйся. Но если ты будешь из себя выдавливать эту радость, или, наоборот, скорбь, как многие приходят на исповедь и пытаются выдавить слёзы, — кому это всё нужно? Никому.

Я перефразирую и скажу: можно радоваться. И это возможно, глядя на пример святых отцов. Если ты можешь так — конечно, радуйся. Но если ты ещё этого не достиг, то как ты будешь радоваться? Изображать радость — это одно, а радоваться — совсем другое. Нельзя дать себе установку: придёт скорбь — и я буду радоваться. Так не бывает.

Не нужно огорчаться и переживать: вот, я великий грешник, я не могу радоваться скорбям! Господь нам дал разные чувства. Когда происходит что-то плохое, у нас болит душа. Мы должны эти чувства тоже переживать, а не стараться, когда они нас посещают, изображать радость. Я думаю, что у святых тоже не было радости и ликования, когда кто-то близкий им умирал. Душевная боль есть, и плакать тоже нужно.

Опять же, кто-то от этой боли ожесточится и скажет: «Теперь я разочаровался во всём, Бог меня не любит, Он мне послал вот это всё», начнёт себя ввергать в отчаяние. А кто-то поплачет, поскорбит, помолится, совершит какую-то милостыню, и найдёт утешение и радость.

Нам Церковь даёт инструменты, которыми мы можем немного умерить нашу боль, например, добрые дела. В них мы встречаемся с Богом, действенно Его познаём. Наша боль отчасти уходит, потому что Единственный, Кто может её унять, — это Господь. В молитве, добрых делах и когда мы приступаем к таинствам, мы соприкасаемся с Богом, и наша рана залечивается, а боль утихает. Так нужно встречать ненастья нашей жизни.

Переноси скорби, как можешь. Главное, не отчаивайся, не унывай и не ропщи на Бога. И я верю, что со временем в твоей жизни всё поменяется.

Протоиерей Вячеслав Поневин

Нужны ли искушения в жизни христианина?

Многие из нас часто используют термин «искушение», но совсем немногие понимают его истинное значение и влияние на на шу повседневную жизнь. Толковые словари, к сожалению, не дают однозначного определения этому слову, а иногда еще и наделяют его ошибочным значением. Искушение понимается как побуждение ко злу, соблазн, прельщение, и, наконец, как сам грех. Если же спросить какова роль искушения в нашей жизни, большинство отвечает, что его необходимо всячески избегать.

Что же нам нужно знать об искушениях? Искушения представляют собой определенного рода испытания, которые посылаются человеку диаволом или исходят от людей, но с попустительства Божиего . Таким образом, всё, что совершается в нашей жизни с попущения Божьего, нужно для нашей пользы, но при условии, что мы будем бороться с этими искушениями и не позволять им овладевать нашими сердцами. Искушение становится грехом только тогда, когда человек свыкается с ним и принимает его в свое сердце.

Читать еще:  Мобильная политическая стратегия VirCities научит поляков и русских управлять политикой

Искушения соответствуют слабости человеческой натуры. Святой апостол Павел говорит: « Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Три врага постоянно нас искушают: диавол, мирские удовольствия и страстное тело. Диавол нас искушает маловерием, отчаянием, гордостью и тщеславием. Затем всех нас искушают всевозможные мирские удовольствия, главные из которых богатство и высокий социальный статус. Через тело же мы подвергаемся искушениям лени, чревоугодия, разврата и т. д .

Святой Мелетий Исповедник указывает на восемь направлений, посредством которых диавол искушает человека. Сверху – когда пытаемся обрести добродетели сверх наших сил. Снизу – когда ослабевает наше дерзновение ко всему святому. Слева – через телесные страсти, каковыми являются жадность, гнев, ненависть и т.д . Справа – через страсти душевные: гордость, тщеславие, эгоизм и т.д . Спереди – через чрезмерные труды по обогащению и постоянном страхе перед завтрашним днём. Сзади – через побуждение к возврату к совершенным однажды грехам. Изнутри – через все страсти, которыми овладевает наше сердце. Снаружи – посредством наших всех пяти чувств.

Истинно верующий человек, смиренно проживающий свою жизнь и непрестанно молящийся, способен устоять перед всеми искушениями. Более того, без искушений невозможно представить спасение, потому что через эту постоянную духовную борьбу человек действительно может обрести жизнь вечную.

Очень сильно в этой непрестанной духовной войне помогает человеку Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя , грешнаго (грешную)», которая ограждает нас от всех наветов «духов злобы поднебесной » и от падения в человеческие слабости. В молитве Господней мы слышим следующие слова: «И не введи нас во искушение», понимая под этими словами искушение отречения от Бога. Нам всем нужно просить у Господа помощи, чтобы устоять перед всеми соблазнами и испытаниями, с которыми нам придется столкнуться на всем нашем жизненном пути.

Святой Марк Аскет говорит: «Кто желает победить искушения без молитвы и терпения, не сможет удалить их от себя, но еще более запутается в них». А Авва Иов добавляет: «Своей силою Христос победил искусителя; его победить и мы можем силою Иисусова имени. Имя Иисусово крепче стали, крепче гранита. Не существует щита более крепкого и оружия более сильного в духовной борьбе, чем Иисусова молитва».

А известный румынский старец Арсений Бока ободряет нас таким словами: «Когда случается тебе впасть в искушение, не печалься, потому что это нехорошо. Печаль усугубляет искушение и помыслы. Сохраняй ясность ума и не позволяй искушению контролировать себя. Искушение не возникает случайно, но причиной его появления являются твои желания».

Духовная жизнь предполагает многие трудности, но это не значит, что их невозможно превозмочь, ведь все наши усилия всегда имеют поддержку и помощь со стороны Всемилостивого Бога. Когда возникают на на шем жизненном пути искушения, поступим по образу нашего Спасителя, искушаемого диаволом в пустыни. Христос отвечал диаволу на все его искушения словами Священного Писания.

Когда был Он искушаем голодом, говорил: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих » (Мф. 4:4). Когда искушаем был гордостью, будучи вознесен на крыло храма в святом городе и коварно призываем диаволом броситься вниз, Он отвечал: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:6). Когда же искушаем был земным богатством и славою, могущим получить их, если только поклонится врагу человеческому, Он ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Ну, а мы – сегодняшние христиане – что ответим диаволу, если только и знаем одну молитву «Отче наш» и все? Отсюда начало есть всех наших злых поступков и беззаконий, потому что все мы далеки от Бога, и не проживаем нашу жизнь по Его заповедям.

Необходимо находиться в постоянном трезвении , чтобы суметь опознать искушение и понять от кого или чего исходят они. Старец Амфилохий говорил об этом следующее: «Если кто-то бросает камнем в собаку, она вместо того, чтобы броситься на человека, кидается на камень, чтобы его укусить. Так и мы поступаем. Искуситель подсылает к нам некоего человека, чтобы испытать нас либо словом , либо его отношением к нам , и вместо того, чтобы кинуться на того, кто бросил в нас камень, т. е . на искусителя, мы кусаем камень, т. е . нашего брата, которого так коварно использовал враг человеческий!».

Этот же старец в другом месте добавляет: «В час испытаний нам нужно проявить терпение и необходимо молиться. Диавол искуситель очень опытен в своем деле: у него целые горы всевозможных средс тв дл я искушения. Он никогда не успокаивается, но непрестанно создает ситуации для внесения раздора. Ему известны бесконечное количество коварных хитростей. Он постоянно принуждает человека к сомнению.

Потому-то и претерпеваем мы часто поражения. Когда случается нам пройти через испытания, благодать Божия снисходит на на с. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с искушениями, мы осознаем какими слабыми являемся, и после того, как смиряемся, мы притягиваем в избытке к себе благодать Божию . Именно в такие моменты все наветы вражеские теряют над нами всю свою силу и уже более не могут нам причинить никакого вреда».

Искушение начинается всегда с простого сомнения. Первое, что сказал искуситель Еве в Райском саду, было: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Люди всегда бывают искушаемы только тем, в чём они больше всего нуждаются или желают. Из этого проистекает, что в моменты, когда мы ищем всеми возможными путями удовлетворить какие-то свои потребности, они, эти потребности, должны непременно быть сообразны Евангельскому учению.

Тому явным подтверждением является искушение Христа в пустыне, прообразующий Собой истинно духовного человека, который способен противостоять искушениям этого мира и в борьбе с ними всегда выходит победителем.

Как побеждать искушения?

Изучая Послание Иакова, мы узнаём практические вещи о том, как разбираться с искушением. Важно понять, что подвергаться искушению – это ещё не грех. Из Послания к Евреям мы знаем, что даже Иисус был искушаем, подобно нам. Это значит, что любое искушение, с которым кто-либо сталкивается, было знакомо Иисусу! Но Иисус ни разу не согрешил! Потому что знал, как противостоять искушению. Именно об этом мы поговорим сегодня.

«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого…» (Иакова 1:13)

В Боге нет ничего злого, и Он никогда не будет искушать нас злом! Бог знает наши слабости, Ему, чтобы узнать, что мы сделаем, не надо нас проверять! И Библия говорит, что Бог никого не искушает злом! Мнение о том, что раз Бог не вмешивается, значит, Он допускает было у тех верующих, которым отвечает Иаков в своем послании: Бог никогда не будет помещать тебя в такие ситуации! Бог не искушает злом! А где же тогда источник искушений? Ответ содержится в следующем стихе.

«но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью…» (Иакова 1:14)

Различные искушения

Библия практически обещает нам, что каждому придётся столкнуться с собственным искушением. И у каждого есть свои особые слабости, причём то, что является искушением для одного, может не быть искушением для другого. Некоторые склонны обижаться, для других искушение – секс, кто-то испытывает искушение украсть. Искушение может быть связано с желанием что-то сделать, а бывает, что искушением становится мысль, которую ты принимаешь. Например, кто-то легко обижается. Это их искушение. Любой сталкивается с искушением. Иногда мы одерживаем победу, иногда нет, а если нет победы, то ответственность возлагается на нас.

«похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.»

«Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.» (Иакова 1:16)

«Не обманывайтесь», означает, не заблуждайтесь! Вы можете сами остановиться и не поддаться искушению. А что делать, если вы окружены искушением?! Убегайте! Легко побеждать грех там, где нет искушения.

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» (1 Коринфянам 10:13)

Все сталкиваются с этим!

«… Искушение не иное, как человеческое». Греческий оригинал этого места Писания говорит нам, что это обычное искушение, с которым сталкивается любой человек. Но ощущение такое, как будто что твоё искушение выглядит как гора! Но Иаков говорит, что не надо делать из мухи слона. Скажи: другие сталкивались и победили, и я смогу это победить! Верен Бог! Он придёт вам на помощь и даст облегчение! Когда вы сталкиваетесь с искушением и начинаете молиться на языках, чтобы стать сильными, у вас уже есть ответ: у вас есть две ноги… Вот о чем говорится в этом стихе: Бог просто даст нам способность уйти оттуда, где есть искушение.

«Юношеских похотей убегай…» (2 Тимофею 2:22)

«Удерживайтесь от всякого рода зла.» (1Фессалоникийцам 5:22)

Держитесь подальше

Держитесь как можно дальше от того, что вас искушает. Постройте какой-то барьер, чтобы вы не могли подойти к этому искушению! Это так просто! Иногда люди не хотят, чтобы было просто, потому что, тогда ответственность на них! Некоторым больше нравится связывать дьявола, разрушать твердыни…

Может, есть люди, которые все время выводят вас из себя. Каждый раз, когда вы видите этого человека, сразу поднимается раздражение. Возможно, вы молитесь годами: «Боже, помоги мне не раздражаться на него…». Просто перестаньте общаться – есть люди, которых проще любить издалека, держитесь подальше от таких людей.

Как всё это относится к нашей жизни? Если для вас искушение алкоголь, держитесь подальше от тех, кто выпивает. Если курение искушает вас, избегайте тех, кто курит. Мы должны брать на себя ответственность за свою жизнь! Просто примите решение! Бог дал нам способность уйти от любого искушения! И эта способность – ваши ноги!

Мы сами можем контролировать то, что мы делаем, и в любой момент остановить действие искушения! Мы не должны быть жертвами своей плоти!

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.» (Евреям 4:14,15)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector