4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муфтии России: запутанная иерархия

Содержание

Муфтии России: запутанная иерархия

Если для католической и православной церквей характерна строгая вертикаль власти с четким определением старшинства священнослужителей по отношению к друг другу, то в исламе дело обстоит значительно сложнее. Здесь нет единого главы, такого как папа Римский в католичестве, отдельные приходы автономны, поэтому решение спорных вопросов и выработка общей стратегии происходят путем переговоров и компромиссов между отдельными муфтиями России. Во времена СССР они были объединены в одну структуру, однако затем центробежные силы стали причиной образования сразу нескольких координационных центров российских мусульман, отношения между которыми далеки от идеала.

«Есть личность муфтия Гайнутдина»: быть ли в РФ единому центру управления исламом?

Азат Ахунов о важных тектонических сдвигах в мусульманской умме страны и конце совета муфтиев России

На прошлой неделе в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации, где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Известный казанский исламовед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов считает этот шаг этапным, ведь предпринимается новая попытка управления исламом в стране через одну-единственную структуру с центром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Равиль Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же Гайнутдин Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЕГКАЯ ВСТРЯСКА

Недавно в мусульманской умме России произошли важные тектонические сдвиги. Впрочем, легкие потряхивания никогда и не прекращались, все к ним привыкли. Но все же встряски, подобные этой, бывают редко.

23 сентября в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Это решение и в самом деле этапное, поскольку в очередной раз предпринимается попытка создать единый центр управления исламом в России с ядром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Хотя об этом не было сказано напрямую, все принятые на пленуме решения можно толковать именно так. В тот же день де-факто прекратил свою деятельность и совет муфтиев России (СМР), хотя юридически как централизованная религиозная организация во главе с Гайнутдином он еще действует. Данный демократический и координирующий орган был создан в далеком 1996 году в противовес центральному духовному управлению мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Тогда подразумевалось, что СМР начнут управлять равные по статусу муфтии-сопредседатели и никто из них не станет главным. Таким образом, раз и навсегда будет покончено с привычной авторитарной системой и унитаризмом. В состав СМР вошел ряд муфтиятов Центральной России, Поволжья и Приуралья, а также Кавказа. Гайнутдин, на тот момент муфтий ДУМ Европейской части России, являлся одним из равных. Но постепенно авторитаризм усиливался, а демократия, наоборот, улетучивалась.

Самой большой потерей для этой организации стал выход из юрисдикции Гайнутдина духовного управления Республики Татарстан с 1,5 тыс. мечетей. Это произошло в 2011 году при муфтии Ильдусе Фаизове. С тех пор между Москвой и Казанью как будто пробежала черная кошка. Отношения есть, но уже не такие теплые, как раньше.

Летом этого года из состава ДУМ РФ вышел ивановский муфтият во главе с Фяритом Ляпиным. В конце июня последний посетил Казань и встретился с муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Лидер мусульман Ивановской области, в частности, сообщил о завершении регистрации нового устава ДУМ Ивановской области. Теперь ивановский муфтият ведет свою деятельность как самостоятельная централизованная религиозная организация, указал духовный деятель. Этот визит не остался незамеченным в Москве. В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина. «Почему-то Камилю Самигуллину нужно было об этом довести самой широкой общественности. Возможно, испытать при этом какое-то внутреннее удовольствие, насолить тем самым», — заявил тогда первый замглавы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, комментируя роль татарстанского муфтия в истории с выходом из состава ДУМ РФ муфтията Ивановской области.

Впрочем, Мухетдинов считает, что формально ничего не изменилось. «Что касается ДУМ Ивановской области, наша позиция неизменна, — заявил он на пленуме. — Ни в правовом, ни в духовном отношении эта организация не покинула состав ДУМ РФ, так как в действующей редакции устава, даже несмотря на то, что она была зарегистрирована с серьезными нарушениями, на первой странице значится печать духовного управления и факсимиле подпись муфтия, а текст устава гласит о духовном подчинении ДУМ Ивановской области духовному управлению мусульман Российской Федерации».

В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина (на фото муфтий РТ Камиль Самигуллин) Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЕГОДНЯ ВЫ СИЛЬНЫ, САМОУВЕРЕННЫ, ВОКРУГ ВАС МНОЖЕСТВО СОГЛАШАТЕЛЕЙ»

Что касается самого пленума, то к основным решениям можно отнести следующие. Глава духовного управления мусульман РФ муфтий Гайнутдин объявил о создании совета муфтиев ДУМ РФ и призвал коллег войти в состав новой организации. «Мной издан приказ о формировании совета муфтиев духовного управления мусульман Российской Федерации — органа, который соберет наиболее авторитетных, опытных, мудрых муфтиев нашего Отечества, имеющих духовный стаж более 20 лет, со включением их в штат управления и предоставлением им рабочих мест в Московской соборной мечети», — заявил муфтий на пленуме ДУМ РФ. По словам Гайнутдина, «с 1 сентября 2020 года штатное расписания совета муфтиев России переформатировано, все его сотрудники переведены в штат духовного управления».

В ходе выступления муфтий раскритиковал тех, кто хочет сохранить «региональный статус». «Сегодня вы сильны, самоуверенны, вокруг вас множество соглашателей. А завтра по любой из огромного множества земных причин — и коронавирус тому подтверждение — вы даете слабину, а то, что вы в своем регионе строили годами и десятилетиями, начинают растаскивать самые различные группы, общества, течения. Единое духовное пространство региона может стремительно распасться до состояния полного хаоса и всеобщего противодействия друг другу», — заявил религиозный деятель.

Лидер ДУМ РФ попытался объяснить собравшимся, что сами по себе они мало что значат. «Вы прекрасно знаете, как создаются, как укореняются в регионах духовные управления и можно ли этого достичь, опираясь только лишь на свой региональный ресурс. Скажу о другом. Есть личность — личность муфтия Гайнутдина. А есть духовное управление мусульман Российской Федерации — институт нашей духовной и религиозной субъектности, нашей духовной автономии», — сказал Гайнутдин в своем выступлении.

Пленум проигнорировал лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАКЖЕ ПОД КОНТРОЛЬ МОСКВЫ УХОДИТ И ВСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Пленум проигнорировали лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов и муфтий духовного управления Башкортостана Айнур Биргалин. Первый и не скрывает своего отношения к реформам в системе СМР. В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» он прямо заявил, что «выбор формы и принципов взаимодействия должен исходить от самих духовных центров, а не навязываться извне. Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости».

Камень преткновения лежит в новом спущенном из Москвы типовом уставе. По новому закону Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же глава ДУМ РФ. Также под контроль Москвы уходит и вся недвижимость. Это объясняется тем, что большой, серьезной организации, такой как ДУМ РФ, легче ее контролировать и удержать в руках в случае каких-либо поползновений со стороны. Некоторые из подчиненных ДУМ РФ централизованных организаций, такие как, например, ДУМ Мордовии и ДУМ Ульяновской области, отказались подписывать этот устав. ДУМ РБ подумывает о выходе из состава совета муфтиев России, которого де-факто уже нет. Саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов поначалу фрондировал, но в итоге принял и устав, и новые правила игры. На том же пленуме он оказался единственным, кто был избран в новый совет муфтиев ДУМ РФ. Ему же доверили провести джума-намаз в Московской соборной мечети и выступить с речью на пленуме.

Татарстан представлял лишь ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза Фото: «БИЗНЕС Online»

БИА: «В СТРУКТУРЕ ДУМ РФ»

Согласно фотоотчету и списку выступающих, Татарстан здесь представлял лишь ректор Болгарской исламской академии (БИА) Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза. Судя по докладу и прозвучавшим цифрам, не все так плохо в БИА, как кажется порой со стороны. По крайней мере, есть движение и желание привести академию к тому формату, который был запланирован изначально.

Кстати, в своем отчетном докладе Мухетдинов также упомянул Болгарскую академию, хотя и в довольно странном контексте. Он сказал, что БИА действует «в структуре ДУМ РФ» и «под особым вниманием первого заместителя руководителя президентской администрации Сергея Кириенко», последний, как известно, возглавил ее попечительский совет. Все это прозвучало с неким подтекстом. Да, в числе учредителей академии есть и ДУМ РФ, сам Абдрахманов избран членом его президиума, но относить этот вуз исключительно к структуре московского муфтията было бы не совсем корректно.

Что касается ДУМ РТ и Татарстана, то решение, принятое в Москве, никак не отразится на деятельности татарстанской религиозной организации. Проблемы раскола были преодолены здесь еще в 1998 году после объединительного съезда.

Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями Фото из архива А. Ахунова

ДУМ РТ ЛИШЬ НАРАЩИВАЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Напомним, что к концу 1990-х в Татарстане действовали две официальные религиозные структуры, претендовавшие на лидерство в духовной сфере. Это созданное в 1992 году ДУМ РТ (духовное управление мусульман в Республике Татарстан) во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМТ (духовное управление мусульман Татарстана), руководителем которого в 1997 году был назначен Фарид Салман. Последняя структура возникла на базе главного мухтасибатского управления Татарстана в 1994 году и подчинялась ЦДУМ (центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ) во главе с Таджуддином.

На тот момент оба управления контролировали приблизительно по 350 мусульманских приходов в республике, но реальные рычаги власти находились в руках лидера ДУМ РТ Галиуллина. Управление успело провести три съезда: два в 1992 году и один в 1995-м. Последний форум задумывался и был осуществлен как объединительный, но в реальности не привел к желаемому результату, а лишь усилил раскол.

Продолжавшееся противостояние между конкурирующими муфтиятами выплескивалось в виде скандалов на федеральном уровне. Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями. Таким образом, вполне понятное желание государственных структур работать с лояльным органом привело к тому, что на повестку дня был поставлен вопрос о новом лидере мусульман Татарстана, а также о едином республиканском муфтияте.

С момента объединительного съезда, когда структуру возглавил Гусман Исхаков, ДУМ РТ лишь наращивает свою деятельность, и присоединяться к кому-то татарстанскому муфтияту нет никакой необходимости.

Два года назад совместно с исламоведом Ренатом Беккиным мы провели интервью с рядом мусульманских лидеров Татарстана. Был задан вопрос и главе ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину по поводу единого муфтията. Тогда он сказал, что, в принципе, единый центр управления — это неплохо. Должен быть порядок, единоначалие. В пример глава управления привел Свердловскую область, где действует пять муфтиятов (сейчас 6). Как решать проблемы мусульман в этом регионе? С кем работать властям, кто реальный лидер мусульман? В итоге, по мнению муфтия, мусульмане находятся в слабой позиции, в полном проигрыше.

Читать еще:  Биробиджанские паломники отправились к православным святыням Приморья

И в самом деле, долгоиграющая история со строительством Соборной мечети в Екатеринбурге — яркий тому пример. На 100 тыс. мусульман в столице Урала полагается одна официальная мечеть и три молельные комнаты.

Первый муфтий Татарстана по линии ЦДУМ Габдельхамид Зинатуллин и муфтий Талгат Таджуддин. 1989 год. Фото из архива А. Ахунова

РАСКОЛ — ЭТО НЕ О МУСУЛЬМАНАХ

Что касается единого централизованного органа мусульман России, то, по мнению Самигуллина, проблема заключается не в чиновниках, а в самих мусульманах, которые не могут найти общий язык и объединиться. Каждый региональный духовный лидер считает себя круче другого, не хочет уступить дорогу. И в противовес этому можно привести мнение первого зампреда ДУМ РФ Мухетдинова. «Мы знаем: если бы не было вмешательства отдельных начальников и органов государственной власти, то мусульмане уже давно объединились бы», — заявил он в одном из своих недавних интервью.

Попытки создать единый муфтият для всех мусульман Советского Союза предпринимались еще при Иосифе Сталине, сразу после войны. Тогда от идеи было решено отказаться, поскольку власти посчитали, что это только усилит позиции советских мусульман. Множество шагов в этом направлении было сделано в постсоветский период, но безрезультатно. В научной литературе часто используется термин «раскол», но он явно навеян историей христианской церкви. В исламе нет единоначалия, по нынешним российским законам любые три мусульманские религиозные организации могут создать свой муфтият. Да и светские власти давно уже научились работать с отдельными муфтиятами. Если раньше и было желание создать единую общероссийскую унитарную структуру, то теперь об этом никто не говорит.

Фетва о запрета ваххабизма показала, кто есть кто в мусульманском мире России

Совет муфтиев и чеченский ДУМ обменялись упреками в расколе мусульман

Между Чечней и Советом муфтиев России (СМР) разворачивается серьезное противостояние. Стороны обмениваются тяжкими обвинениями. Камнем преткновения стала фетва “О неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений”, принятая на международной богословской конференции в Грозном в конце августа.

В указанном постановлении собрания богословов проводилась четкая грань между традиционным суннизмом и “заблудшими сектами современности”, среди которых на первое место был поставлен ваххабизм. В конце фетвы указывалось, что она “является согласованным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации”.

Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев и Рамзан Кадыров смогли собрать в Грозном рекордное число зарубежных суннитских богословов и российских муфтиев, которые своей фетвой сняли важнейшее препятствие на пути законодательного запрета ваххабизма в России.

Ее подписали все муфтии Северного Кавказа, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, представители Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) и целого ряда независимых муфтиятов – то есть структур, объединяющих свыше 80% мусульманских общин и около 90% всех верующих мусульман. Впоследствии о своем согласии с фетвой заявили также председатель Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ) Нурмухаммад Нигматуллин и муфтий Коми Валиахмет Гаязов. Впрочем, были и несогласные.

СМР направил в Грозный не слишком представительную делегацию, в которую не вошли ни сопредседатели, ни заместители главы этой организации. Из четырех ее членов только двое – муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов и ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов имеют отношение к богословию, однако и они досрочно покинули конференцию, сославшись на неотложные дела.

Фетву представители СМР не подписали, а Ильдар Аляутдинов публично усомнился в ее целесообразности. Через некоторое время с критикой фетвы выступил сопредседатель СМР муфтий Мукаддас Бибарсов, который еще в 2003 году называл ваххабитов “крайне немногочисленным течением истинных аскетов, проповедующих добуквенное соблюдение норм, предписанных Кораном”.

Бибарсова заочно попытался увещевать советник главы Чечни Адам Шахидов, но понимания не нашел. Тем временем официальные сайты СМР начали публиковать все критические отзывы на фетву, а 26 сентября шура (съезд) этой организации приняла официальное заключение на ее текст.

Данное заключение принималось непросто. Грозненская конференция загнала дипломатичного Равиля Гайнутдина в угол – если раньше он мог то хвалить, то ругать ваххабизм в зависимости от аудитории, то теперь приходилось жестко выбирать между Кадыровым и щедрыми “заливными” шейхами.

В самом СМР тоже не наблюдалось единодушия: два его сопредседателя – башкортостанский муфтий Нигматуллин и североосетинский Хаджимурат Гацалов фетву подписали, о чем Гайнутдину потом напомнил муфтий Чечни.

Ответ шуры СМР муфтию Салаху Межиеву вышел однозначным и резким: на конференцию приехали не те люди, фетва отражает реалии преимущественно Северного Кавказа, малополезна для остальных и вообще носит “характер заключительного прокурорского обвинения”.

Конференцию предлагалось собрать заново, а составители фетвы причислялись к тем, “кто расчленяет религию и разделяется на партии и к которым ты [Мухаммад] не имеешь никакого отношения. Аллах им судья. В последующем Он объявит им о том, что они делали” (Коран, 6:159), что выглядело прямым оскорблением в их адрес.

Высказанную участниками шуры мысль развил глава Комитета безопасности Экспертного совета СМР Саид-Магомед Эсамбаев, сообщивший, что фетва обязательна к исполнению исключительно мусульманами Чечни и “без нашего (то есть СМР) участия подобные документы не будут считаться обязательными для исполнения подавляющим большинством мусульман России”. Эсамбаев также предупредил об угрозе межнациональным и межрелигиозным отношениям в стране из-за озвученных в Грозном планов создать Совет мусульманских ученых.

Реакция чеченской стороны не заставила себя долго ждать. 29 сентября муфтий Салах Межиев обнародовал свой ответ шуре, в котором все обвинения в адрес фетвы отверг и перешел в контрнаступление.

“Обращаясь к уважаемому шейху Равилю Гайнутдину, председателю Совета муфтиев России, скажу, если вы душой болеете за общее благое дело для мусульман, то могли бы принять активное участие в работе прошедшей конференции и услышать доклады известнейших улемов. На основании их и научных трудов и была принята фетва. Напомню один факт: некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что Совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма. И невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране”, – заявил он.

Муфтий Равиль Гайнутдин

Такого рода обвинения в адрес Равиля Гайнутдина уже звучали со стороны ЦДУМ и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, однако чеченские мусульмане до сего момента соблюдали нейтралитет.

Сейчас же чеченская сторона чувствует себя оскорбленной и преданной, тем более что Равиль Гайнутдин получил от нее немало авансов – деньги на расширение Соборной мечети, приглашение на митинг в защиту пророка в Грозный в качестве главного мусульманского спикера и серьезную поддержку целого ряда инициатив. Богословская конференция в Грозном стоила чеченцам и другим традиционалистам немало сил, а ее решения жизненно важны им для лоббирования антиваххабитских законов, поэтому предложение все отменить и провести заново было расценено как объявление войны.

Конфликт с ДУМ Чеченской Республики сам по себе очень неприятен для СМР, однако муфтий Равиль Гайнутдин решил им не ограничиваться и использовал шуру для выпадов в адрес независимого ДУМ Республики Татарстан.

“Потеря Духовного управления мусульман Татарстана из рядов Совета муфтиев России по вине авантюристов от религии и продавшихся черносотенцам и крестоносцам, нужно признать, была болезненна для нас. Но СМР от выхода ДУМ РТ не ослаб! В составе СМР работают мощный Казанский мухтасибат и Казанский исламский институт”, – заявил он в своей программной речи, зачем-то использовав столь любимый идеологами террористов термин “крестоносцы”. Надо полагать, что “крестоносцам” и “черносотенцам”, по мнению Гайнутдина, продался бывший муфтий Татарстана Ильдус Файзов, который в 2012 году был тяжело ранен террористами. Ведь именно он при поддержке своего соратника Валиуллы Якупова в 2011 году разорвал отношения с СМР.

Действующему же муфтию Татарстана Камилю Самигуллину был сделан недвусмысленный намек насчет “мощного Казанского мухтасибата”, который Самигуллин давно упразднил, разделив на четыре части. Впрочем, сам татарстанский муфтий отреагировал на данную эскападу вполне добродушно, призвал жить дружно, но намекнул, что ДУМ РТ прекрасно себя чувствует в формате независимого муфтията. Впрочем, в этой истории самое интересное еще впереди – в апреле 2017 года Самигуллину предстоит переизбраться на посту муфтия, а Равиль Гайнутдин как раз видит на его месте бывшего главу того самого Казанского мухтасибата Мансура Джалялетдинова.

Таким образом, мы можем наблюдать быструю эскалацию нового внутримусульманского конфликта, в котором СМР выступает против всех остальных мусульманских центров страны, причем не имея единства в собственных рядах.

Конечно, Равиль Гайнутдин предпримет все усилия для примирения с чеченцами, но обратной дороги уже нет – согласие принять “Грозненскую фетву” автоматически означает потерю авторитета внутри СМР, а на иной вариант Межиев и Кадыров могут не согласиться.

Если ситуация будет развиваться в сторону разрастания конфликта, то Гайнутдин рискует стать изгоем в среде российских муфтиев и оттолкнуть от себя влиятельных соратников – например, лидеров ДУМ Республики Башкортостан, объединяющего две трети его мечетей. В любом случае после таких обвинений в потворстве экстремистам Гайнутдину предстоит еще долго восстанавливать свое влияние в умме и особенно – во власти.

https://posredi.ru/fetva-o-zapreta-vaxxabizma.html 2020-01-31T15:03:34+05:00 Аниса Тимиргазина Ислам в России Татарстан ислам в России,конфликт,Совет муфтиев,ЦДУМ,Чечня Фетва о запрета ваххабизма показала, кто есть кто в мусульманском мире России Совет муфтиев и чеченский ДУМ обменялись упреками в расколе мусульман Между Чечней и Советом муфтиев России (СМР) разворачивается серьезное противостояние. Стороны обмениваются тяжкими обвинениями. Камнем преткновения стала фетва ‘О неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений’, принятая на международной. Аниса Тимиргазина Аниса Тимиргазина anis89ufa33@yandex.ru Author Посреди России

Руководитель

Муфтий Рушан Аббясов — первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации, руководитель аппарата Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Московской области, Муфтий мусульман Московской области.

Родился 16 октября 1981 года в Москве. В 1993-97 гг. обучался в общеобразовательной школе с уклоном «Арабского языка и основ ислама» в государстве Катар. В 2001 году окончил факультет теологии Московского Исламского университета, получил духовный сан «Имам-хатыб». В 2001 г. был направлен на повышение квалификации в Московский институт повышения квалификации работников образования по проблеме «Развитие системы этнокультурного образования». В 2004 г. окончил Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ по специализации «Государственное и муниципальное управление». С 2007 года соискатель Дипломатической Академии МИД РФ.

В 2010 году Рушану Аббясову присвоен духовный сан Имам-мухтасиб. В 2015 году Аббясов с отличием завершил обучение в магистратуре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специализации «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений».

В 2017 году Рушан Аббясов защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме: «Современная и социальная доктрина Ислама».

Трудовая деятельность:

  • 1997-1998 г.г. – Преподаватель общеобразовательной школы № 1186 с этнокультурным татарским компонентом образования.
  • 1998-2003 г.г. – Преподаватель медресе Московской соборной мечети.
  • 1998-2007 г.г. – Заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы № 1167, педагог 12 разряда.
  • 2001г.- н.в. – Председатель, имам-хатыб МРО «Мусульманская община Аль-Ихсан» Ногинского района Московской области.
  • 2001-2002 г.г. – Заместитель заведующего Международным отделом Духовного управления мусульман Европейской части России.
  • 2002-2011 г.г. – Директор Международного департамента Совета муфтиев России (СМР).
  • 2007-2009 г.г. – Член Общественной Палаты Московской области.
  • 2009г.- н.в. – Генеральный директор, главный редактор Издательства Совета муфтиев России «Исламская книга»
  • 2010 г.- н.в. – Имам-мухтасиб и Председатель ЦРОМ «Мухтасибат Московской области»
  • 2011 г.- н.в. – Заместитель Председателя Совета муфтиев России, руководитель аппарата СМР.
  • 2012 г.- н.в. – Муфтий, председатель Духовного управления мусульман Московской области.
  • 2012 г. – Преподаватель Московского исламского университета.
  • 2014 г.- н.в. – Первый заместитель Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Автор учебного пособия «Арабский для начинающих», многочисленных публикаций, монографий и статей.

В ходе профессиональной деятельности принимал участие и организовывал различные российские и международные конференции, саммиты, семинары.

Является председателем оргкомитетов Московского Международного конкурса чтецов Корана, Московской Международной выставки «Халяль».

Рушан Рафикович Аббясов женат, воспитывает 2 сыновей и дочь.

Звания и должности:

  • Член Президиума Духовного управления мусульман Российской Федерации;
  • Член Общественной палаты Московской области;
  • Член Российско-китайской группы по контактам и сотрудничеству в религиозной сфере совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации;
  • Член Общественного совета при полномочном представительстве Республики Татарстан в Москве;
  • Член Совета региональной татарской национальной культурной автономии города Москвы;
  • Член наблюдательного совета интернет-портала «Россия для всех»;
  • Член консультативного совета по взаимодействию с российскими религиозными организациями при МИД РФ;
  • Член Общественного совета Департамента здравоохранения города Москвы;
  • Член Общественного совета ГУ МВД России по г. Москве;
  • Член Экспертно-консультативного совета при Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных отношений при Правительства РФ.

Награды:

Медаль мусульман России «За духовное единение» (2011 г.)

Благодарность мэра Москвы С. С. Собянина за большой вклад в развитие социально-экономических и культурных связей между городом Москвой и Республикой Татарстан (2013 г.)

Юбилейный нагрудный знак «20 лет Московской областной Думе» (2013 г.)

Памятная медаль, посвящённая открытию Московской Соборной мечети (2015 г.)

Благодарственное письмо президента Республики Татарстан Минниханова Рустама Нургалиевича (2015 г.)

Знак «За заслуги перед Московской областью» III степени (2015 г.)

Благодарность Главы Республики Северная Осетия — Алания Битарова Вячеслава Зелимхановича (2016 г.)

Верховный муфтий России за единую организацию мусульман

ИА SakhaNews. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин выступил с предложением объединить главные мусульманские организации страны в единую централизованную мусульманскую организацию, пишет «Российская газета».

Читать еще:  На Вятке начинается Великорецкий крестный ход

На сегодняшний день в России действуют 4 муфтията: Союз мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Центральное духовное управление мусульман и Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият).

Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев поддержал инициативу и заявил, что центр готов присоединиться к новой организации.

В официальном заявлении Духовного Управления Мусульман республики Татарстан говорится, что инициативы, направленные на единение мусульманской общины, особенно если они основаны на принципах миролюбивого ислама, заслуживают поддержки. Объединение, по их словам, призвано способствовать духовному возрождению, а также противодействию терроризму и экстремизму.

Созданию новой единой организации, безусловно, будут предшествовать серьезные консультации и обсуждения в мусульманской общине. Союз муфтиев России уже приступил к рассмотрению этого вопроса.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий:

ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

  1. Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму (в т.ч. хакерским атакам), экстремизму.
  2. Публичные призывы к сепаратизму, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Пропаганду фашизма, геноцида, нацизма. Посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годыВторой мировой войны.
  4. Разжигание межнациональной, межрелигиозной, социальной розни, грубые высказывания в адрес представителей любых национальностей, рас и вероисповеданий.
  5. Пропаганду курения, наркомании.
  6. Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия.
  7. Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению.
  8. Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких.
  9. Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
  10. Нарушают права несовершеннолетних лиц.
  11. Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале.
  12. Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени.
  13. Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
  14. Брань (в т.ч. измененное написание мата).
  15. Дублирование комментариев (флуд).
  16. Бессмысленные комментарии (флейм).
  17. Комментарии, не относящиеся к темам статей (офф-топ).
  18. Реклама других сайтов (в т. ч. ссылки на другие сайты). Реклама товаров и услуг.
  19. Сообщения, оставленные не на русском языке.
  20. Сообщения, содержащие более 3000 символов и пробелов.
  21. Прочие нарушения законодательства РФ.

Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

Почему вы не можете оставить свой комментарий?

  • Администрация портала оставляет за собой право по собственному усмотрению или решению автора закрыть материал для комментирования.
  • Возможно, вы попали в черный список.

На чем настаивает депутат Госдумы Галина Данчикова

Парламентарий на думском Комитете по бюджету и налогам поставила, в том числе, вопросы об обеспечении безопасности полетов в аэропорту Якутска и о строительстве моста через Лену.

Верховная власть

Как известно, изначально Коран предписывал всю власть на земле одному человеку – халифу. Ведь, согласно словам великого пророка, он являлся заместителем бога на земле. Но в 1517 году полномочия халифа перешли к османскому султанату, что принесло в ислам ряд изменений. В частности, новый правитель не захотел вмешиваться в духовные распри народа, а посему данную обязанность перекинул на своего советника.

Если верить древним летописям, то первым эту должность занял Зембилли Али Джемал Эфенди. Благодаря своему титулу он, с одной стороны, легитимировал власть султана, а с другой стороны, установил новый порядок управления в исламе. И хотя не все были согласны с подобным порядком вещей, сила османского султаната была неоспоримым аргументом.

И вот с тех времен верховный муфтий является главным религиозным судьей. И даже сегодня его власть столь же сильна, как и в прежние годы.

Первый муфтий Мухамед­жан Хусейнов (1788-­1824 гг.)

По указу Екатерины первым председателем ОМДС стал Мухамеджан Хусейнов. Он родился в селе Султанаево нынешнего Кушнаренковского района РБ. Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 назначен председателем ОМДС и стал первым муфтием России. Занимал эту должность на протяжении 35 лет, до конца своей жизни. Автор проектов по преобразованию ОМДС в Центральную мусульманскую коллегию, созданию сети религиозных учебных заведений с преподаванием светских научных дисциплин. Был проводником политики Екатерины II на территории современного Башкортостана и Приволжского федерального округа. Принимал активное участие в реализации внешней политики Российской империи на Востоке и Кавказе. Неоднократно возглавлял делегации, выезжавшие в Малый и Средний жузы (группы родовых и племенных объединений в Казахстане) для переговоров с казахскими ханами и султанами.

В 1797 году включен в состав Ханского совета, созданного для управления Малым жузом. Посылался властями на Кавказ, где организовал у горских народов родовые суды и принимал присягу на верность России.

ДУМ Чеченской республики

Контактная информация

Адрес: г. Грозный, пр-т Х.Исаева, 92

Телефон: +7 (8712) 22-46-89
Факс: +7 (8712) 22-46-89
E-mail: priem@islam95.ru

Карта проезда

Духовное управление мусульман Чеченской Республики призвано решать проблемы мусульманских общин координировать их деятельность, регулировать государственно-религиозные (исламские) отношения.

Основная его задача – добиться объединения всех мусульманских общин вокруг ДУМ ЧР, обеспечения государственно-правовой поддержки основных направлений своей деятельности. Развития активной духовно- воспитательной и просветительской работы среди всех слоев населения республики. Повышения образовательного уровня религиозных кадров различных уровней.

Эффективному решению возникающих проблем способствуeт вертикально-выстроенная структура Духовного Управления, основанная на внутренних потребностях мусульманского сообщества.

ДУМ ЧР – является высшей централизованной религиозной организацией мусульманского сообщества республики. Работа мусульманских общин на местах обеспечивается через представителей муфтия и институт богословских судей (кадиев). В связи с этим, одной из приоритетных направлений ДУМ ЧР является подготовка религиозных кадров. Для чего, исходя из возможностей обучения, материально- технического обеспечения. Необходимо развивать деятельность системы учебных заведений, которые могут быть разделены на категории:

• школы начального исламского образования;

• школы среднего исламского образования;

• высшее учебное заведение;

• институт повышения квалификации имамов и исламских проповедников.

Эти учебные заведения должны стать частью всего исламского образовательного пространства, придавая особое значение качеству обучения своих выпускников. Задача воспитания поколения мусульманской интеллигенции способной активно участвовать в формировании высоконравственного общества, требует постоянного обновления знаний специалистов, эта проблема решается организацией работы института повышения квалификации имамов и исламских проповедников.

ДУМ ЧР рассматривает религию и мирскую жизнь в неразрывной взаимосвязи, считает важной задачей активное участие в выработке новых взглядов и подходов в вопросах дошкольного воспитания, школьного и вузовского образования, нравственного воспитания подрастающего поколения в развитии конфессионально – государственного диалога в соответствующем направлении. В этом смысле ДУМ ЧР устанавливает научные контакты с учеными ВУЗов республики, Академии Наук ЧР, которые занимаются исламоведческими проблемами и проводит совместные конференции. Подготовка к изданию произведений исламских мыслителей, развитие переводческой работы нацеленной на ознакомлении мусульман с классическими произведениями по Исламу. Результатом сотворчества является выпуск учебных пособий и научно-популярной литературы по проблемам ислама для учебных заведений республики.

Одним из важнейших направлений ислама является проповедческая деятельность. ДУМ ЧР через средства массовой информации ведёт религиозно- пропагандистскую деятельность, при поддержке Президента и Правительства республики. Необходимо эффективно использовать вновь появившуюся возможность – начавшееся формирование исламского информационного пространства. В этой сфере ощутим дефицит интелектуальных ресурсов и кадров. Тем не менее, исламские СМИ (журналы, газеты, сайты, теле- радиопередачи и др.) должны найти пути к своим читателям, слушателям, зрителям.

Важное место в своей публичной деятельности ДУМ ЧР отводить участию в различных формах миротворчества (научных конференциях, совместных заявлениях и др.) регулированию межэтнических и политических конфликтов в стране и за ее пределами, искоренению различных проявлений исламофобии. В рамках этого направления выстраиваются межрелигиозные контакты, сохраняя позитивные достижения в отношениях с традиционными конфессиями.

Возрождение традиций мусульманской благотворительности в современных условиях – это красноречивый показатель духовного обновления общества. Прежде всего, это направление предполагает решение проблем, касающихся социальных аспектов жизни мусульман. Наибольший эффект этой работы возможен при тесном и заинтересованном сотрудничестве с государственными учреждениями: реабилитационными центрами для детей – инвалидов, домами престарелых, обществами слепых и глухих и др. Плодотворность этого направления деятельности обеспечивается тесным взаимосвязанным сотрудничеством (через совместный Договор) с Министерством труда и социального развития Чеченской республики.

Ислам внес огромный вклад в развитие духовности и нравственности нашего народа, и, обладая мощным потенциалом, способен реально помочь возрождению нашего общества, стать верным заслоном на пути буйно расцветших многочисленных пороков, наполнивших наше общество в невидимых ранее масштабах и направлениях. Все большую актуальность принимают вопросы регулирования взаимоотношений международных мусульманских организаций и ДУМ ЧР, развитие международной деятельности. Основная цель международной деятельности ДУМ ЧР – это создание благоприятного международного имиджа Чеченской Республики, как региона мира и согласия. Основные задачи в этом направлении:

• установление международных связей по линии налаживания контактов в сфере религиозного образования;

• укрепление международных связей с мусульманскими организациями и фондами для реализации проектов ДУМ ЧР

• организация и участие в международных форумах, конференциях и встречах;

• организация паломничества на святую землю- Хадж;

• прием международных делегаций и иностранных журналистов,

• обеспечение их объективной информацией о религиозной ситуации в республике и т.д.

Конечно же, перечисленные направления не могут в полной мере удовлетворить общественные потребности нынешнего этапа в развитии республики. Возможна корректировка: конкретизация, детализация, дополнения, приведение их в соответствие со спецификой республики, т.е. их адаптация к реальным условиям нынешнего времени с учетом настроений, потребностей, особенностей восприятия, уровня подготовленности общества. Но, безусловно, и очевидно одно – необходимость безотлагательных практических решений и действий в целях духовно- нравственного спасения и возрождения Чеченской Республики.

Ислам

  • Время ислама
  • Ислам для всех
  • Сегодня, завтра
  • Ислам народов мира
  • Истории пророков
  • Добавить статью
  • Новости
  • О нас
  • Блог

Главное меню

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко.

На каком языке совершать намаз?

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт.

Зачем мы боимся смерти?

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. .

Школа ислама

Важность совершения намаза

Наилучшим благом для человека является наличие у него правильного вероубеждения. Что же пр.

История о том, как ХАМАС возник, креп и

Среди маленьких домишек, приютившихся на кривых улочках, среди простых сердец и благородных .

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но .

Мусульманские имена

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад — награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер .

Авторизация

Последние статьи

  • Где купить детскую коляску mioobaby zoom и подобные варианты
  • Wienerberger кирпичи
  • Крыльцо из металла
  • Ремонт мерседес
  • Уроки ландшафтного дизайна для начинающих
  • Медицинский халат
  • Смешной демотиватор
  • Обзоры игр
  • Обрезной брус

Громом среди ясного неба стала появившиеся на днях информация о том, что Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман России Талгат Таджуддин предложил создать в стране единую мусульманскую духовную организацию. Одним словом речь

Громом среди ясного неба стала появившиеся на днях информация о том, что Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман России Талгат Таджуддин предложил создать в стране единую мусульманскую духовную организацию

Одним словом речь идет об объединении всего мусульманского духовенства в один муфтият

Предложение столько же неожиданное, сколько и долгожданное

Впервые из уст Талгата Таджуддина это идея прозвучала, во время круглого стола «Уфа – духовный центр мусульман России», который был приурочен к 220-летию со дня основания Оренбургского магометанского собрания в Уфе

Эту же мысль он озвучивает 27 ноября во время праздничной проповеди на празднике Курбан-байрам, после чего он обращается с письмом к Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву, в которой просит поддержать свою инициативу по созданию в стране структуры, объединившей всех мусульман страны

Речь в данном случае идет об объединении трех структур: Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК)

Однако это не единственное революционное предложение этого выдающегося мусульманского деятеля нашего времени

Многих удивило то, что верховным муфтием Российской Федерации он предлагает сделать своего давнего оппонента и ученика, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина

По всей видимости, Талгат Таджуддин отлично понимает, что нынешний председатель Совета Муфтиев, не только моложе его самого, но и смог в последнее время существенно повысить свой авторитет как в глазах Администрации Президента России, так и в определенных кругах мусульманского сообщества

Общая структура будущего муфтията, по мнению Талгата Таджуддина, должна выглядеть следующим образом: Верховный муфтий, Общественный совет, Совет улемов, Председатель ЦДУМ, Главный Казый и Совет Аксакалов

Схема, нарисованная Таджуддином, представлена в виде шестиконечной звезды

В центре этой звезды стоит должность «Шейхуль-Ислам», то есть «Старейшина», которую и планирует занять Таджуддин

С целью обсуждения данного предложения 5 декабря в Уфу выехали представители Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа

СМР представлял глава Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов и глава Департамента внутренних дел Духовного управления Европейской части России Арслан Садриев

Координационный центр Северного Кавказа представлял глава ДУМ Чеченской Республики Султан Мирзаев

Как сообщает газета «Рисалят», на этом заседании было решено начать организацию единой мусульманской структуры в два этапа

В первую очередь, необходимо создать рабочую группу, заседание которой должно пройти декабре текущего года в Москве

От каждой организации (ЦДУМ России, СМР, КЦМСК) будут присутствовать по два делегата

Они в свою очередь, подготовят все необходимое для согласительной комиссии, заседание которой пройдет до конца 2009 года

В согласительной комиссии должны будут присутствовать по восемь человек от каждой организации

Как видим, работа по объединению началось довольно резво и целенаправленно

Все предыдущие разговоры о необходимости создания единой мусульманской структуры в России упирались в проблему выбора возможного лидера этого объединения

Читать еще:  Израильтяне запретили палестинцам доступ на пятничную молитву

Предложив возглавить будущую структуру Равилю Гайнутдину, председатель ЦДУМ пытается решить эту проблему

Однако, решив вопрос относительно вершины будущей пирамиды, необходимо разобраться с ситуацией на местах

А это более проблематично

Во-первых, как в структуре ЦДУМ, так и в структуре СМР есть множество деятелей, которым будет сложно работать в одной организации

Не приведет ли такое положение вещей, к тому, что часть духовенства откажется работать в единой команде и попытается создавать альтернативные Духовные управления? Ведь закон РФ позволяет это

Однако представляется, что, если Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев смогут, при непосредственной поддержке Администрации Президента РФ, договориться об объединении, то в стране найдется мало смельчаков, желающих пойти против данного решения

Разве, что экстремистки настроенные радикалы

Преимущества создания единого муфтията очевидны

Примером тому может служить ситуация в Татарстане, где, при непосредственной поддержке Президента Минтимера Шаймиева, Гусман хазрат Исхаков в конце 1990-х годов возглавил объединенное Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан

В результате мы имеем продуктивное развитие Ислама на территории этой поволжской республики, которой удалось избежать серьезных конфликтов на межэтнической почве и укрепить межконфессиональное согласие

Мусульманский лидер, который получит поддержку со стороны всего мусульманского населения страны, будет иметь большую легитимность, что придаст ему значительный авторитет и возможность для лоббирования интересов исламского сообщества страны на государственном уровне

При этом необходимо признать, что подобная позиция может привести и к большой бюрократизации всего аппарата объединенного мусульманского центра и большей зависимости от светской федеральной власти

Как мы видим, это палка о двух концах

Однако, является очевидным тот факт, что больший вред развитию Ислама наносит ситуация открытого противостояния различных мусульманских лидеров на местах, которые вовлекают, помимо прочего, в этот конфликт и прихожан мечетей

Возможность решать данные вопросы централизовано должно привести к прекращению того хаоса, который творится сейчас на региональном уровне, когда в одной области порой бывает до четырех Духовных управлений! Кому нужна такая ситуация? Также обратим внимание на то, каким образом Талгат Таджуддин предложил распределить ключевые должности в новой структуре

Как уже отмечалось, Верховным муфтием он хотел бы видеть Равиля Гайнутдина, Председателем ЦДУМ – Гусмана Исхакова (нынешнего муфтия Татарстана), а Главным казыем – Исмаила Бердиева (председатель КЦМСК)

Назначение лидера кавказских мусульман на одну из ключевых должностей делает новую структуру более легитимной и одновременно является показателем признания той возростаемой роли, которую имеет данная часть мусульманской уммы страны

Также неудивительно желание Таджутдина видеть в кресле Председатели ЦДУМ Гусмана хазрата Исхакова, одного из самых авторитетных мусульманских лидеров России

С чем это связано? Ответ, видимо, кроется в том, что муфтию Татарстана, после объединительного Съезда мусульман, удалось выстроить четкую модель и структуру своего ДУМа

Она работает очень эффективно и плоды от этой работы прослеживаются в развитии мусульманской инфраструктуры в республике

Вертикаль мусульманской власти Татарстана стала неким образцом для различных регионов России

Но все-таки, все намеченные планы Талгата Таджуддина могут быть воплощены в жизнь только при условии, что Администрация Президента России и сам Равиль Гайнутдин согласятся принять предложение Председателя ЦДУМ

Однако реакции, как Президента страны, так и руководителя СМР пока не последовало

Есть основания предполагать, что Таджуддин решился на столь уверенные заявления после согласования своих планов с президентской администрацией и руководством таких ключевых регионов как Татарстан и Башкирия

Недавний его визит в Казань доказывает это

Согласится ли на объединение Равиль Гайнутдин? Вопрос пока открытый

И что не менее важно: не возникнет ли сопротивление объединению со стороны других членов ЦДУМ и СМР? Ответы на все эти вопросы мы узнаем в ближайшие месяцы

Однако независимо от них, хотелось бы отметить, что данная структура сможет работать эффективно, если у нее, помимо всего прочего, будут самые широкие полномочия, сравнимые с министерскими, как, например, в Турции

Только в этом случае удастся продуктивно бороться с экстремистскими силами, которые пытаются разрушить единство нашей уммы и обеспечить стабильное развитие Ислама в Российской Федерации

Конечно, найдутся деятели, которые будут утверждать, что пользы для Ислама от бюрократического объединения духовенства не будет, и что мы, просто имеем дело с очередным дележом власти

Конечно, не только объединением решаются все проблемы

Объединение оправданно только в том случае, если оно приведет к пересмотру многих направлений работы официального духовенства

В первую очередь это касается повышения еще большого внимания к формированию своей сильной образовательной системы, а, соответственно, и к появлению нового конкурентоспособного поколения мусульманских интеллектуалов, опирающихся на традиционные для нашей страны ценности ислама

Одним словом, именно работа с молодежью, как самой большой и активной частью мусульманской уммы, должно стать приоритетным направлением нового единого муфтията

Поскольку именно эта сфера у нынешних официальных мусульманских структур поставлена неудовлетворительно

Следующим шагом должна стать продуктивная работа в информационной сфере

Как известно, современные войны – это информационные

Победа в этой области и определит общую победу

Например, Равиль Гайнутдин вслед за Президентом Дмитрием Медведевым высказывался, за создание федерального мусульманского канала

Идея хорошая, однако, в нынешнем положении мусульманское сообщество страны вряд ли в состоянии скооперироваться для реализации такого большего проекта

Объединенной же структуре решение такой задачи было бы вполне по плечу

Думать о задачах и целях новой структуры мы сможем, скорее всего, только после ее создания

И теперь остается ждать ответа на главный вопрос: будет ли в России создан Единый муфтият? Данис ГАРАЕВ

Главная новость

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее».

Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация, не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама – они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой – на 10 миллионов населения Объединенных Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.

В условиях этих тектонических сдвигов, можно ли рассчитывать на то, что общества придут в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государств, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе?

Исторический шаг: мухтасиб Мухетдин защитил первую в России докторскую диссертацию по исламской теологии

14.10.2020

14 октября в стенах СПбГУ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора теологии первого зампреда ДУМ РФ, ректора Московского исламского института, председателя ДУМ СПБ и ЛО Дамира-хазрата Мухетдина. Это – первая докторская диссертация по исламской теологии в истории России.

Председателем диссертационного совета выступил Гендиректор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Борисович Пиотровский. Также в состав совета вошли ведущие специалисты отечественной и зарубежной академической науки – Николай Николаевич Дьяков (Восточный факультет СПбГУ), Ефим Анатольевич Резван (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН), Леонид Рудольфович Сюкияйнен (НИУ «Высшая школа экономики»), Матиас Роэ (Ун-т им. Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге, Германия). Научным консультантом диссертанта выступил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Вячеславович Наумкин. Ряд членов диссовета приняли участие в заседании в режиме видеосвязи.

В выступлении перед началом обсуждения диссертации Дамир-хазрат выразил благодарность духовному лидеру российских мусульман, председателю ДУМ РФ муфтию шейху Равилю Гайнутдину за помощь и поддержку в научных изысканиях, ректору СПбГУ Николаю Михайловичу Кропачеву, инициировавшему защиту диссертации именно в стенах старейшего ВУЗа нашей страны. Глубокая признательность была выражена научному консультанту, академику Виталию Вячеславовичу Наумкину, а также профессору Тауфику Камелю Ибрагиму.

Богословский дискурс и глобализация: курсы повышения квалификации проходят в Петербурге

11.10.2020

11 октября в Санкт-Петербурге под эгидой ДУМ СПб и ЛО стартовали курсы повышения квалификации по программе «Перспективы исламского богословского дискурса в контексте глобализации».

Цель курсов – раскрыть принципы фикха в эпоху современных коммуникаций, познакомить слушателей с правилами выведения фетв, проблематикой женского вопроса в мусульманском сообществе России и передачи хадисов в современных русскоязычных изданиях.

С лекциями выступают преподаватели Московского исламского института (МИИ) и Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудники Санкт-Петербургского Мухтасибата, в т.ч. и.о. заведующего кафедрой религиозных дисциплин МИИ Руслан-хазрат Баишев, первый заместитель председателя ДУМ СПб и ЛО Дамир-хаджи Хусаинов, руководитель аппарата ДУМ СПб и ЛО Наталья Тамбиева, к.и.н., специалист по социальной антропологии стран Магриба Анна Коровкина.

ДУМ РФ И СПбГУ: набор 2020, 5 лет сотрудничества и новые вершины

05.10.2020

2020 год отмечен серьезными шагами и для академической школы петербургского востоковедения, и для мусульманской общины Северной столицы. Ровно пять лет назад на базе Восточного факультета СПбГУ было положено начало реализации Программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Годы совместной усердной работы профессорско-преподавательского состава университета, сотрудников Санкт-Петербургского Мухтасибата и направленных от Московского исламского института студентов оказались весьма продуктивными.

К настоящему времени на Восточном факультете уже состоялся выпуск дипломированных арабистов и исламоведов трех основных академических ступеней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. В их числе – молодые религиозные деятели, которые, усвоив как теологическую, так и светско-академическую научные составляющие, продолжили работу на благо уммы во многих российских регионах. Также на базе старейшего университета России в этом году был учрежден Центр исламских исследований под руководством председателя ДУМ СПб и ЛО, имама-мухтасиба Дамира Мухетдина.

1 сентября двери университета открылись для новых шакирдов, направленных совершенствовать знания по инициативе ДУМ РФ. Новоиспеченные студенты, которые также сформируют новый преподавательский состав на площадке ДУМ СПб и ЛО, поделились мыслями о целях и ожиданиях от нового учебного формата.

Пятничная проповедь на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области

02.10.2020

Джума мубарак! С благословенной пятницей Вас, братья и сестры!

2 октября на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области прошла пятничная молитва. Предлагаем вашему вниманию проповедь первого зампреда ДУМ СПб и ЛО Дамира-хазрата Хусаинова, посвященную институту посланничества как явлению посредничества между Господом и творениями:

«Актуальность темы состоит в том, что люди разделились в понимании посланнической миссии – посредничестве между Господом и людьми – на три группы. Среди них:

– те, кто отрицает это посредничество как единственный способ обучения религии и закону;

– те, кто проявил чрезмерность в понимании такого посредничества и взяли сам субъект, обладателя этой миссии или его последователей в качестве посредников в поклонении и доведении своих нужд уже между собой и Господом;

Петербургская делегация на съезде в Московской Соборной мечети

02.10.2020

21-26 сентября в Московской Соборной мечети, отпраздновавшей в этом году 5-летие масштабной реконструкции, состоялся цикл торжественных мероприятий. На курсах повышения квалификации центральным вопросом стало правовое обеспечение деятельности религиозных организаций. В ходе Пленума ДУМ РФ были озвучены ключевые стратегии и перспективы развития региональных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ. Вопросам интерпретации Сунны и многообразия подходов в исламской теологии была посвящена XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди».

К участникам обратились председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин и его первый заместитель, председатель ДУМ СПб и ЛО, имам-мухтасиб Дамир Мухетдин. С лекциями и докладами выступили авторитетные ученые, преподаватели-практики, представители органов государственной власти, религиозных организаций России, почетные иностранные гости.

В Москве проходят чтения имени Галимджана Баруди, посвящённые проблеме интерпретации Сунны

24.09.2020

24 сентября в Московской Соборной мечети проходит XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии».

Цель мероприятия – инициация содержательного сотрудничества между научно-образовательными и культурными центрами исламского мира и России в реконструкции аутентичного концепта Сунны, который характеризуется гуманизмом, веротерпимостью, гибкостью, этической ориентацией, связью с кораническим мировоззрением, реализация связанных с ним совместных научных, образовательных и книгоиздательских проектов.

Организаторами мероприятия выступают Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Центр исламских исследований СПбГУ при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии глав Духовных управлений мусульман стран СНГ.

Заседание пленума ДУМ РФ проходит в Москве

23.09.2020

23 сентября в Московской Соборной мечети под председательством главы мусульман России муфтия шейха Равиля Гайнутдина проходит заседание пленума Духовного управления мусульман Российской Федерации.

В работе заседания принимают участие члены президиума, председатели централизованных религиозных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ, руководители высших и средних духовных образовательных организаций и частных образовательных учреждений, созданных ДУМ РФ – всего более 40 человек.

С речью в адрес участников пленума обратился председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, поздравив с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Значимость Великой Победы, по его словам, невозможно переоценить в истории как России, так и всего человечества. Также глава мусульман России поздравил с пятилетием со дня открытия обновленного и расширенного комплекса Московской Соборной мечети.

Курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций»

22.09.2020

21 сентября в Москве стартовали курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций».

Организатором мероприятий выступает Духовное управление мусульман Российской Федерации (при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования).

Курсы проходят с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, в т.ч. социальной дистанции и максимально допустимой вместимости, предписываемой Роспотребнадзором (1 человек на 4 кв. м). Во время нахождения в аудитории верующие соблюдают перчаточно-масочный режим, ограничиваясь только устным приветствием, временно отказавшись от рукопожатий и обниманий.

При входе в аудитории установлены устройство по бесконтактному измерению температуры, а также санитайзеры для дезинфекции рук. Лица с повышенной температурой на лекции не допускаются.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector