0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муфтий Татарстана сомневается в необходимости объединения мусульман

Содержание

Муфтий Татарстана сомневается в необходимости объединения мусульман

  • Рубрики
  • Библеистика
    • Новый Завет
    • Ветхий Завет
    • Текстология
    • Исагогика
    • Экзегетика и герменевтика
    • Библейская археология
    • Греко-еврейская литература эллинистического периода и апокрифы
    • Библейская история
  • Богословие
    • Догматическое богословие
    • Патрология
    • Апологетическое (основное) богословие
    • Сравнительное богословие
    • Вероучение Восточнохристианских (нехалкидонских) Церквей
    • Нравственное богословие
    • Литургическое богословие
  • История
    • История Древней Церкви
    • История поместных и автономных Церквей
    • История Русской Православной Церкви
    • Агиология и агиография
    • Церковная археология
    • История религий
    • История сект и новых религиозных движений
    • История протестантизма
    • Монастыри и монашество
  • Практика
    • Литургика
    • Гомилетика
    • Церковное право
    • Церковные искусства
    • Пастырское богословие
  • Религия и мир
    • Миссия Церкви
    • Социальное служение
    • Церковь и государство
    • Религия и наука
    • Религиозное образование и воспитание
    • Экуменизм
  • Вспомогательные дисциплины
    • Всеобщая история
    • Отечественная история
    • Славяноведение
    • Византология
    • Вспомогательные исторические дисциплины
    • Философия
    • Религиоведение
    • Психология
    • Культурология
    • Искусствоведение
    • Литературоведение
    • Антропология
    • Социология
    • Политология
    • Филология
    • Экономика
    • Педагогика
    • Логика
    • Естествознание
    • Библиотечное дело
    • Журналистика

Ислам

  • Время ислама
  • Ислам для всех
  • Сегодня, завтра
  • Ислам народов мира
  • Истории пророков
  • Добавить статью
  • Новости
  • О нас
  • Блог

Главное меню

Ислам сегодня

Пятничный намаз и его значимость

Пятничный намаз и его значимость « О те, которые уверовали! Ко.

На каком языке совершать намаз?

Поскольку мы уже писали о политических, исторических и культурных аспектах чт.

Зачем мы боимся смерти?

Отличительной чертой разумного человека является принятие мер ради страховки будущего. .

Школа ислама

Царь зверей

Лев – это хищник, известный как царь зверей. Ибн Халвия, рассказывая о ль.

История двух пророков. Отец и сын Якуб (

Якуб (мир ему) (Иаков) — сын Исхака (мир ему) и внук Ибрахима (м.

Время ислама

Молитва ускоряет процесс выздоровления

Молитва ускоряет процесс выздоровления И говорит вам Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу. Но .

Мусульманские имена

Аббас – хмурый, строгий, суровый Aвад — награда, вознаграждение Агиль – умный, понимающий, знающий Азер .

Авторизация

Последние статьи

  • Где купить детскую коляску mioobaby zoom и подобные варианты
  • Wienerberger кирпичи
  • Крыльцо из металла
  • Ремонт мерседес
  • Уроки ландшафтного дизайна для начинающих
  • Медицинский халат
  • Смешной демотиватор
  • Обзоры игр
  • Обрезной брус

Громом среди ясного неба стала появившиеся на днях информация о том, что Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман России Талгат Таджуддин предложил создать в стране единую мусульманскую духовную организацию. Одним словом речь

Громом среди ясного неба стала появившиеся на днях информация о том, что Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман России Талгат Таджуддин предложил создать в стране единую мусульманскую духовную организацию

Одним словом речь идет об объединении всего мусульманского духовенства в один муфтият

Предложение столько же неожиданное, сколько и долгожданное

Впервые из уст Талгата Таджуддина это идея прозвучала, во время круглого стола «Уфа – духовный центр мусульман России», который был приурочен к 220-летию со дня основания Оренбургского магометанского собрания в Уфе

Эту же мысль он озвучивает 27 ноября во время праздничной проповеди на празднике Курбан-байрам, после чего он обращается с письмом к Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву, в которой просит поддержать свою инициативу по созданию в стране структуры, объединившей всех мусульман страны

Речь в данном случае идет об объединении трех структур: Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК)

Однако это не единственное революционное предложение этого выдающегося мусульманского деятеля нашего времени

Многих удивило то, что верховным муфтием Российской Федерации он предлагает сделать своего давнего оппонента и ученика, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина

По всей видимости, Талгат Таджуддин отлично понимает, что нынешний председатель Совета Муфтиев, не только моложе его самого, но и смог в последнее время существенно повысить свой авторитет как в глазах Администрации Президента России, так и в определенных кругах мусульманского сообщества

Общая структура будущего муфтията, по мнению Талгата Таджуддина, должна выглядеть следующим образом: Верховный муфтий, Общественный совет, Совет улемов, Председатель ЦДУМ, Главный Казый и Совет Аксакалов

Схема, нарисованная Таджуддином, представлена в виде шестиконечной звезды

В центре этой звезды стоит должность «Шейхуль-Ислам», то есть «Старейшина», которую и планирует занять Таджуддин

С целью обсуждения данного предложения 5 декабря в Уфу выехали представители Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа

СМР представлял глава Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов и глава Департамента внутренних дел Духовного управления Европейской части России Арслан Садриев

Координационный центр Северного Кавказа представлял глава ДУМ Чеченской Республики Султан Мирзаев

Как сообщает газета «Рисалят», на этом заседании было решено начать организацию единой мусульманской структуры в два этапа

В первую очередь, необходимо создать рабочую группу, заседание которой должно пройти декабре текущего года в Москве

От каждой организации (ЦДУМ России, СМР, КЦМСК) будут присутствовать по два делегата

Они в свою очередь, подготовят все необходимое для согласительной комиссии, заседание которой пройдет до конца 2009 года

В согласительной комиссии должны будут присутствовать по восемь человек от каждой организации

Как видим, работа по объединению началось довольно резво и целенаправленно

Все предыдущие разговоры о необходимости создания единой мусульманской структуры в России упирались в проблему выбора возможного лидера этого объединения

Предложив возглавить будущую структуру Равилю Гайнутдину, председатель ЦДУМ пытается решить эту проблему

Однако, решив вопрос относительно вершины будущей пирамиды, необходимо разобраться с ситуацией на местах

А это более проблематично

Во-первых, как в структуре ЦДУМ, так и в структуре СМР есть множество деятелей, которым будет сложно работать в одной организации

Не приведет ли такое положение вещей, к тому, что часть духовенства откажется работать в единой команде и попытается создавать альтернативные Духовные управления? Ведь закон РФ позволяет это

Однако представляется, что, если Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев смогут, при непосредственной поддержке Администрации Президента РФ, договориться об объединении, то в стране найдется мало смельчаков, желающих пойти против данного решения

Разве, что экстремистки настроенные радикалы

Преимущества создания единого муфтията очевидны

Примером тому может служить ситуация в Татарстане, где, при непосредственной поддержке Президента Минтимера Шаймиева, Гусман хазрат Исхаков в конце 1990-х годов возглавил объединенное Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан

В результате мы имеем продуктивное развитие Ислама на территории этой поволжской республики, которой удалось избежать серьезных конфликтов на межэтнической почве и укрепить межконфессиональное согласие

Мусульманский лидер, который получит поддержку со стороны всего мусульманского населения страны, будет иметь большую легитимность, что придаст ему значительный авторитет и возможность для лоббирования интересов исламского сообщества страны на государственном уровне

При этом необходимо признать, что подобная позиция может привести и к большой бюрократизации всего аппарата объединенного мусульманского центра и большей зависимости от светской федеральной власти

Как мы видим, это палка о двух концах

Однако, является очевидным тот факт, что больший вред развитию Ислама наносит ситуация открытого противостояния различных мусульманских лидеров на местах, которые вовлекают, помимо прочего, в этот конфликт и прихожан мечетей

Возможность решать данные вопросы централизовано должно привести к прекращению того хаоса, который творится сейчас на региональном уровне, когда в одной области порой бывает до четырех Духовных управлений! Кому нужна такая ситуация? Также обратим внимание на то, каким образом Талгат Таджуддин предложил распределить ключевые должности в новой структуре

Как уже отмечалось, Верховным муфтием он хотел бы видеть Равиля Гайнутдина, Председателем ЦДУМ – Гусмана Исхакова (нынешнего муфтия Татарстана), а Главным казыем – Исмаила Бердиева (председатель КЦМСК)

Назначение лидера кавказских мусульман на одну из ключевых должностей делает новую структуру более легитимной и одновременно является показателем признания той возростаемой роли, которую имеет данная часть мусульманской уммы страны

Читать еще:  В Вене совершили панихиду по Сергею Аверенцеву

Также неудивительно желание Таджутдина видеть в кресле Председатели ЦДУМ Гусмана хазрата Исхакова, одного из самых авторитетных мусульманских лидеров России

С чем это связано? Ответ, видимо, кроется в том, что муфтию Татарстана, после объединительного Съезда мусульман, удалось выстроить четкую модель и структуру своего ДУМа

Она работает очень эффективно и плоды от этой работы прослеживаются в развитии мусульманской инфраструктуры в республике

Вертикаль мусульманской власти Татарстана стала неким образцом для различных регионов России

Но все-таки, все намеченные планы Талгата Таджуддина могут быть воплощены в жизнь только при условии, что Администрация Президента России и сам Равиль Гайнутдин согласятся принять предложение Председателя ЦДУМ

Однако реакции, как Президента страны, так и руководителя СМР пока не последовало

Есть основания предполагать, что Таджуддин решился на столь уверенные заявления после согласования своих планов с президентской администрацией и руководством таких ключевых регионов как Татарстан и Башкирия

Недавний его визит в Казань доказывает это

Согласится ли на объединение Равиль Гайнутдин? Вопрос пока открытый

И что не менее важно: не возникнет ли сопротивление объединению со стороны других членов ЦДУМ и СМР? Ответы на все эти вопросы мы узнаем в ближайшие месяцы

Однако независимо от них, хотелось бы отметить, что данная структура сможет работать эффективно, если у нее, помимо всего прочего, будут самые широкие полномочия, сравнимые с министерскими, как, например, в Турции

Только в этом случае удастся продуктивно бороться с экстремистскими силами, которые пытаются разрушить единство нашей уммы и обеспечить стабильное развитие Ислама в Российской Федерации

Конечно, найдутся деятели, которые будут утверждать, что пользы для Ислама от бюрократического объединения духовенства не будет, и что мы, просто имеем дело с очередным дележом власти

Конечно, не только объединением решаются все проблемы

Объединение оправданно только в том случае, если оно приведет к пересмотру многих направлений работы официального духовенства

В первую очередь это касается повышения еще большого внимания к формированию своей сильной образовательной системы, а, соответственно, и к появлению нового конкурентоспособного поколения мусульманских интеллектуалов, опирающихся на традиционные для нашей страны ценности ислама

Одним словом, именно работа с молодежью, как самой большой и активной частью мусульманской уммы, должно стать приоритетным направлением нового единого муфтията

Поскольку именно эта сфера у нынешних официальных мусульманских структур поставлена неудовлетворительно

Следующим шагом должна стать продуктивная работа в информационной сфере

Как известно, современные войны – это информационные

Победа в этой области и определит общую победу

Например, Равиль Гайнутдин вслед за Президентом Дмитрием Медведевым высказывался, за создание федерального мусульманского канала

Идея хорошая, однако, в нынешнем положении мусульманское сообщество страны вряд ли в состоянии скооперироваться для реализации такого большего проекта

Объединенной же структуре решение такой задачи было бы вполне по плечу

Думать о задачах и целях новой структуры мы сможем, скорее всего, только после ее создания

И теперь остается ждать ответа на главный вопрос: будет ли в России создан Единый муфтият? Данис ГАРАЕВ

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

Наблюдатели от СНГ положительно оценивают ход подготовки к выборам президента Молдовы

Ассамблея народов Евразии и Институт стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве

Пашинян отмёл возможность решить вопрос Карабаха путём дипломатии

Выборы в киргизский парламент пройдут в декабре

Тихановская дала гарантии протестующим и назвала спонсора протестов

СВР: Госдеп готовит майдан в Молдавии

Британский посол на Украине угрожает России высокой ценой за Донбасс

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

В Белоруссии создан оргкомитет политической партии «Союз»

КМИС:Большинство украинцев не хотят свободной экономической зоны для Донбасса

Опрос: Кому на местных выборах на Украине симпатизируете вы?

Зеленский захотел создать две военные базы на Черном море

Киргизский суд оправдал Жапарова по делу о попытке захвата власти

Противоборствующие стороны в Карабахе заявили об интенсивных боях

Армен Саркисян: Отсутствие войны 26 лет – заслуга России

Нестасе: С Приднестровьем я все решу

Жапаров: Киргизия выполнит все обязательства перед Россией

Еще одного белорусского оппозиционера выпустили из СИЗО

Додон захотел вернуть русский язык в школы

Белоруссия объявила Тихановскую в межгосударственный розыск

Жээнбеков ушел в отставку

Россия снимет санкции с двух украинских предприятий

Украина возмутилась переизбранием России в совет по правам человека

Парламент Киргизии утвердил новый состав правительства

Шойгу переговорил с главами минобороны Армении и Азербайджана

Жээнбеков отказался утвердить Жапарова премьером

Тихановская выдвинула ультиматум Лукашенко

Украина введет санкции в отношении Белоруссии

Милиция применяла спецсредства на «марше пенсионеров» в Минске

Додон не верит в возможный майдан после выборов

Онлайн-конференция с участием духовных лидеров двух стран имела обширную повестку дня, включающую анализ реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Центральным духовным управлением мусульман России и Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь от 5 марта 2020 года, а также создание совместной двухсторонней контактной группы и представление проекта Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию.

В саммите приняли участие: Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин; муфтий МРО в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович; ректор Российского исламского университета ЦДУМ России Артур Сулейманов; председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей, муфтий Ринат Раев; муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин и другие.

В начале видеоконференции Абу-Бекир Шабанович тепло поздравил Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина с прошедшим днем рождения. Муфтий Беларуси поблагодарил за оказанную ему честь – награждение медалью ЦДУМ России «Аль-Игтисам» («Сплоченность»); это событие было радостно воспринято мусульманами и всей общественностью Республики. Глава белорусской уммы выразил глубокое удовлетворение от того, что братские связи двух духовных управлений приобретают качественно новые черты, а Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии стало программным документом для всех, кто выступает за планомерное, поступательное развитие отношений.

Участники саммита говорили о проблемах, вызванных пандемией коронавируса, и о методах работы в новых условиях; о роли священнослужителей в сложной обстановке, сопряженной с обострением социальных и политических проблем. Именно сейчас как никогда важно призвать духовные управления мусульман стран-участниц СНГ к взаимодействию между религиозными, образовательными, научными и общественными организациями. Всех нас объединяет историческая память: 75-летняя годовщина Великой Победы является общей и неделимой для народов бывшего СССР, и эта славная дата вдохновляет на преодоление любых испытаний и трудностей.

По итогам выступлений была принята резолюция. В ней зафиксированы договоренности, выполнение которых нацелено на дальнейшее упрочение связей между общинами мусульман России и Беларуси и продвижение на евразийском пространстве традиционных ценностей Ислама. Этому процессу будет способствовать Контактная группа по взаимодействию и сотрудничеству ЦДУМ России и МРО в Республике Беларусь. Положение о новом совещательном органе, оказывающем консультативное сопровождение, утверждено; представителем российской стороны определен муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин.

Также на саммите поддержано предложение ЦДУМ России и его Российского исламского университета о создании Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию. Уже 25 ноября 2020 года в рамках Международного интерактивного (онлайн) круглого стола «Развитие исламского образования на евразийском пространстве» планируется принятие соответствующего меморандума. Среди других запланированных важных событий – Международный интерактивный (онлайн) круглый стол «Исламское просвещение из опыта его реализации в учреждениях образования», организатором которого выступает МРО в Республике Беларусь (21 октября) и Всероссийская научно-практическая конференция – I Камалийские чтения «История, ценности и нормы Ислама в исследованиях молодых ученых» (12 ноября). Последнее мероприятие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию со дня избрания Талгата Сафа Таджуддина Председателем ЦДУМ России.

Гайнутдин Равиль

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.

Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Учился в Шалинской сельской татарской школе, завершил среднее образование в школе г. Казани.

В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил в Исламское медресе «Мир-Араб» в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети «Нур Ислам».

В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом – настоятелем Московской Соборной мечети.

В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области.

Читать еще:  Алексий II освятил закладной камень нового православного храма в Таллине

В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России.

В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Муфтий Равиль Гайнутдин участник многих Международных форумов и конференций, представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, США, Малайзии и др. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России.

В своих проповедях и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Он является подписантом Договора «Об общественном согласии», предложенным Президентом Российской Федерации.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада» (Память) в честь павших воинов мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , ставшей заметной вехой в духовной и культурной жизни российских мусульман и одной из жемчужин культовой архитектуры Столицы.

В 1998 году Муфтий Равиль Гайнутдин стал одним из главных учредителей Межрелигиозного Совета России, куда вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий и культур, который состоится в Москве 2-3 марта 2004 года в Свято-Даниловом монастыре и проводится при благожелательном участии Патриарха Всея Руси Алексия II по инициативе Межрелигиозного Совета России, Глав религиозных конфессий стран СНГ.

Муфтий Равиль Гайнутдин является автором концептуальной идеи разработки и руководителем творческого коллектива ученых-создателей фундаментального труда — «Основные положения социальной программы российских мусульман», ставшего базисной программой взаимоотношений мусульман с обществом и светским государством по ряду важнейших социальных проблем, который вышел в свет в 2001 году и сразу получил самый положительный резонанс и одобрение не только среди российской общественности, но и за рубежом.

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».

По материалам Muslim.ru

Муфтий Равиль Гайнутдин удостоен многих правительственных наград, в том числе: в 1997г. был награжден Орденом Дружбы, а в 2004 г. Указом Президента России В.В. Путина он удостоен высшим государственным знаком отличия — Орденом Почета за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов Российской Федерации.

Верховная власть

Как известно, изначально Коран предписывал всю власть на земле одному человеку – халифу. Ведь, согласно словам великого пророка, он являлся заместителем бога на земле. Но в 1517 году полномочия халифа перешли к османскому султанату, что принесло в ислам ряд изменений. В частности, новый правитель не захотел вмешиваться в духовные распри народа, а посему данную обязанность перекинул на своего советника.

Если верить древним летописям, то первым эту должность занял Зембилли Али Джемал Эфенди. Благодаря своему титулу он, с одной стороны, легитимировал власть султана, а с другой стороны, установил новый порядок управления в исламе. И хотя не все были согласны с подобным порядком вещей, сила османского султаната была неоспоримым аргументом.

И вот с тех времен верховный муфтий является главным религиозным судьей. И даже сегодня его власть столь же сильна, как и в прежние годы.

Что такое шариат

Чтобы направить людей на истинный путь спасения, Всевышний Аллах послал к ним своих пророков. В мусульманстве Пророк Мухаммад – это последний из пророков, который дал людям шариат, содержащий нормы и правила жизни. При их соблюдении человеку открывается путь к всевышнему наслаждению. Те, кто не соблюдал высший закон, обречены на вечные страдания. Не всегда простому человеку удаётся определить, что угодно Аллаху, а что – нет. Поэтому в исламских государствах существуют муфтии. Это высшие духовные лица, дающие людям разъяснение ислама и выполняющие судебный надзор над исполнением высшего закона мусульман – шариата.

Нормы шариата делятся на пять категорий, которые охватывают все человеческие поступки:

  • Фард – обязательные к выполнению.
  • Мандуб – рекомендованные Всевышним.
  • Мубах – разрешённые, те поступки, которые совершают большинство людей.
  • Макрух – не одобренные Всевышним, подлежащие наказанию.
  • Харам – запрещённые, сурово карающиеся по закону шариата.

С арабского слово «шариат» переводится как «чистая тропа к воде». Вода необходима для физической жизни, шариат – для души и разума. Пророк Мухаммад послан Аллахом к людям, чтобы направить их на чистую тропу, ведущую к Всевышнему.

Распространение ислама у татар

На территории Улуса Джучи или Золотой Орды ислам получил широкое распространение задолго до прихода монгольских завоевателей. На земле нынешнего Татарстана, а также соседних регионов Среднего Поволжья, с VII века обосновались представители ветви тюркского народа булгар. Не позже IX века здесь образовалось государство Волжская Булгария, просуществовавшее до монгольского завоевания в 1236 году.

В 922 году правители Волжской Булгарии решили принять ислам. С тех самых пор он и стал религией предков современных казанских татар и башкир.

Волжские булгары были оседлыми земледельцами. В массу же кочевого населения степей ислам проникал медленно. В книге «Государство и народы евразийских степей» Сергей Кляшторный утверждает: «Кипчакская степь до монгольских завоеваний оставалась вне пределов мусульманского мира. Ещё в начале XIII века мусульманский владетель Средней Азии хорезмшах Мухаммед (1200-1220 гг.) воевал с немусульманскими кипчаками на Сырдарье и в Тургайских степях».

С объединением обширных территорий в Золотую Орду возникли условия для распространения ислама. Выбор ислама в качестве государственной религии правителями Золотой Орды был сделан, очевидно, потому, что в двух старинных центрах цивилизации на её территории – в Волжской Булгарии и Хорезме – давно придерживались данного вероисповедания.

Но этот выбор был сделан далеко не сразу. Первым ханом Улуса Джучи, принявшим ислам, был Берке (1257-1266 гг.). Но он не вводил ислам в качестве государственной религии. Об этом свидетельствует то факт, что при нём, в 1261 году, в его столице Сарае была учреждена епархия Русской православной церкви.

Решительный шаг к установлению ислама в Золотой Орде сделал только хан Узбек (1313-1341 гг.). Но и ещё долго после него Золотая Орда оставалась многоконфессиональным государством. Ханы проводили терпимую политику по отношению к разным религиозным общинам.

С государственностью Золотой Орды связано принятие мусульманства народами, сохранившими до наших дней наименование «татары»: крымскими, астраханскими, сибирскими татарами. Предки казанских татар, как было сказано выше, исповедовали ислам ещё с X века. Смена названия этноса — булгар на татар — не повлияла на веру.

Многоуважаемый Дамир хазрат!

От имени Духовного управления мусульман Тюменской области и от себя лично сердечно поздравляю Вас с успешной защитой докторской диссертации по исламскому богословию.

Досточтимый Дамир хазрат, Вы являетесь видным ученым-богословом, духовным наставником и воспитателем-учителем сотен и сотен молодых имамов, инициатором многих общественно-полезных проектов, реализуемых на регулярной основе на федеральном уровне. Вы служите интересам многонационального и многоконфессионального народа России, своей многогранной деятельностью, внося огромный вклад в развитие современной исламской богословской мысли, что, несомненно, приведёт к укреплению стабильности, согласия, мира и дружбы в нашем обществе.

Искренне поздравляя Вас с успешной защитой докторской диссертации, мы испытываем гордость, считая это величайшим достижением, которое будет способствовать дальнейшему развитию всего исламского сообщества России.

Желаем Вам дальнейших успехов, здоровья, счастья и благоденствия.

Да будет доволен Вашими делами Всевышний Аллах, и да вознаградит своей великой милостью и милосердием. И да хранит Вас Аллах на благо Ислама и мусульман.

Читать еще:  В Даниловом монастыре пройдет концерт современной православной музыки

Муфтий Тюменской области Зиннат хазрат Садыков

Главная новость

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее».

Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация, не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама – они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой – на 10 миллионов населения Объединенных Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.

В условиях этих тектонических сдвигов, можно ли рассчитывать на то, что общества придут в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государств, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе?

Исторический шаг: мухтасиб Мухетдин защитил первую в России докторскую диссертацию по исламской теологии

14.10.2020

14 октября в стенах СПбГУ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора теологии первого зампреда ДУМ РФ, ректора Московского исламского института, председателя ДУМ СПБ и ЛО Дамира-хазрата Мухетдина. Это – первая докторская диссертация по исламской теологии в истории России.

Председателем диссертационного совета выступил Гендиректор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Борисович Пиотровский. Также в состав совета вошли ведущие специалисты отечественной и зарубежной академической науки – Николай Николаевич Дьяков (Восточный факультет СПбГУ), Ефим Анатольевич Резван (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН), Леонид Рудольфович Сюкияйнен (НИУ «Высшая школа экономики»), Матиас Роэ (Ун-т им. Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге, Германия). Научным консультантом диссертанта выступил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Вячеславович Наумкин. Ряд членов диссовета приняли участие в заседании в режиме видеосвязи.

В выступлении перед началом обсуждения диссертации Дамир-хазрат выразил благодарность духовному лидеру российских мусульман, председателю ДУМ РФ муфтию шейху Равилю Гайнутдину за помощь и поддержку в научных изысканиях, ректору СПбГУ Николаю Михайловичу Кропачеву, инициировавшему защиту диссертации именно в стенах старейшего ВУЗа нашей страны. Глубокая признательность была выражена научному консультанту, академику Виталию Вячеславовичу Наумкину, а также профессору Тауфику Камелю Ибрагиму.

Богословский дискурс и глобализация: курсы повышения квалификации проходят в Петербурге

11.10.2020

11 октября в Санкт-Петербурге под эгидой ДУМ СПб и ЛО стартовали курсы повышения квалификации по программе «Перспективы исламского богословского дискурса в контексте глобализации».

Цель курсов – раскрыть принципы фикха в эпоху современных коммуникаций, познакомить слушателей с правилами выведения фетв, проблематикой женского вопроса в мусульманском сообществе России и передачи хадисов в современных русскоязычных изданиях.

С лекциями выступают преподаватели Московского исламского института (МИИ) и Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудники Санкт-Петербургского Мухтасибата, в т.ч. и.о. заведующего кафедрой религиозных дисциплин МИИ Руслан-хазрат Баишев, первый заместитель председателя ДУМ СПб и ЛО Дамир-хаджи Хусаинов, руководитель аппарата ДУМ СПб и ЛО Наталья Тамбиева, к.и.н., специалист по социальной антропологии стран Магриба Анна Коровкина.

ДУМ РФ И СПбГУ: набор 2020, 5 лет сотрудничества и новые вершины

05.10.2020

2020 год отмечен серьезными шагами и для академической школы петербургского востоковедения, и для мусульманской общины Северной столицы. Ровно пять лет назад на базе Восточного факультета СПбГУ было положено начало реализации Программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Годы совместной усердной работы профессорско-преподавательского состава университета, сотрудников Санкт-Петербургского Мухтасибата и направленных от Московского исламского института студентов оказались весьма продуктивными.

К настоящему времени на Восточном факультете уже состоялся выпуск дипломированных арабистов и исламоведов трех основных академических ступеней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. В их числе – молодые религиозные деятели, которые, усвоив как теологическую, так и светско-академическую научные составляющие, продолжили работу на благо уммы во многих российских регионах. Также на базе старейшего университета России в этом году был учрежден Центр исламских исследований под руководством председателя ДУМ СПб и ЛО, имама-мухтасиба Дамира Мухетдина.

1 сентября двери университета открылись для новых шакирдов, направленных совершенствовать знания по инициативе ДУМ РФ. Новоиспеченные студенты, которые также сформируют новый преподавательский состав на площадке ДУМ СПб и ЛО, поделились мыслями о целях и ожиданиях от нового учебного формата.

Пятничная проповедь на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области

02.10.2020

Джума мубарак! С благословенной пятницей Вас, братья и сестры!

2 октября на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области прошла пятничная молитва. Предлагаем вашему вниманию проповедь первого зампреда ДУМ СПб и ЛО Дамира-хазрата Хусаинова, посвященную институту посланничества как явлению посредничества между Господом и творениями:

«Актуальность темы состоит в том, что люди разделились в понимании посланнической миссии – посредничестве между Господом и людьми – на три группы. Среди них:

– те, кто отрицает это посредничество как единственный способ обучения религии и закону;

– те, кто проявил чрезмерность в понимании такого посредничества и взяли сам субъект, обладателя этой миссии или его последователей в качестве посредников в поклонении и доведении своих нужд уже между собой и Господом;

Петербургская делегация на съезде в Московской Соборной мечети

02.10.2020

21-26 сентября в Московской Соборной мечети, отпраздновавшей в этом году 5-летие масштабной реконструкции, состоялся цикл торжественных мероприятий. На курсах повышения квалификации центральным вопросом стало правовое обеспечение деятельности религиозных организаций. В ходе Пленума ДУМ РФ были озвучены ключевые стратегии и перспективы развития региональных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ. Вопросам интерпретации Сунны и многообразия подходов в исламской теологии была посвящена XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди».

К участникам обратились председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин и его первый заместитель, председатель ДУМ СПб и ЛО, имам-мухтасиб Дамир Мухетдин. С лекциями и докладами выступили авторитетные ученые, преподаватели-практики, представители органов государственной власти, религиозных организаций России, почетные иностранные гости.

В Москве проходят чтения имени Галимджана Баруди, посвящённые проблеме интерпретации Сунны

24.09.2020

24 сентября в Московской Соборной мечети проходит XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии».

Цель мероприятия – инициация содержательного сотрудничества между научно-образовательными и культурными центрами исламского мира и России в реконструкции аутентичного концепта Сунны, который характеризуется гуманизмом, веротерпимостью, гибкостью, этической ориентацией, связью с кораническим мировоззрением, реализация связанных с ним совместных научных, образовательных и книгоиздательских проектов.

Организаторами мероприятия выступают Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Центр исламских исследований СПбГУ при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии глав Духовных управлений мусульман стран СНГ.

Заседание пленума ДУМ РФ проходит в Москве

23.09.2020

23 сентября в Московской Соборной мечети под председательством главы мусульман России муфтия шейха Равиля Гайнутдина проходит заседание пленума Духовного управления мусульман Российской Федерации.

В работе заседания принимают участие члены президиума, председатели централизованных религиозных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ, руководители высших и средних духовных образовательных организаций и частных образовательных учреждений, созданных ДУМ РФ – всего более 40 человек.

С речью в адрес участников пленума обратился председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, поздравив с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Значимость Великой Победы, по его словам, невозможно переоценить в истории как России, так и всего человечества. Также глава мусульман России поздравил с пятилетием со дня открытия обновленного и расширенного комплекса Московской Соборной мечети.

Курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций»

22.09.2020

21 сентября в Москве стартовали курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций».

Организатором мероприятий выступает Духовное управление мусульман Российской Федерации (при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования).

Курсы проходят с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, в т.ч. социальной дистанции и максимально допустимой вместимости, предписываемой Роспотребнадзором (1 человек на 4 кв. м). Во время нахождения в аудитории верующие соблюдают перчаточно-масочный режим, ограничиваясь только устным приветствием, временно отказавшись от рукопожатий и обниманий.

При входе в аудитории установлены устройство по бесконтактному измерению температуры, а также санитайзеры для дезинфекции рук. Лица с повышенной температурой на лекции не допускаются.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector