0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исламские страны

Содержание

Исламские страны

Исламские страны в современном мире играют заметную роль в системе международных отношений и международной политики, поскольку мусульманское население на планете увеличивается с каждым годом рекордными темпами. Исламский мир показывает неуклонную тенденцию к расширению, и эксперты высказывают мнение, что мусульман в мире станет больше христиан уже к 2050 году. Уже сейчас исламский мир включает в себя не только исламские страны, которые являются традиционно восточными странами: мусульмане проживают в большинстве государств мира. В одной только столице Великобритании Лондоне имя Мухаммад является самым популярным, а на территории Лондона функционирует более ста мечетей. Глобализация распространила религию ислама, и сейчас этнические мусульманские общины функционируют во всех странах. Если рассматривать историю ислама, то можно увидеть парадоксальное явление: в странах Европы, которые на протяжении всей своей истории боролись с мусульманским миром, стремительно растет численность мусульман. Этому называют две причины: высокие демографические показатели, которые традиционно фиксируются у народов, исповедующих Ислам, и активная иммиграция.

«Есть личность муфтия Гайнутдина»: быть ли в РФ единому центру управления исламом?

Азат Ахунов о важных тектонических сдвигах в мусульманской умме страны и конце совета муфтиев России

На прошлой неделе в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации, где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Известный казанский исламовед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов считает этот шаг этапным, ведь предпринимается новая попытка управления исламом в стране через одну-единственную структуру с центром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Равиль Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же Гайнутдин Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЕГКАЯ ВСТРЯСКА

Недавно в мусульманской умме России произошли важные тектонические сдвиги. Впрочем, легкие потряхивания никогда и не прекращались, все к ним привыкли. Но все же встряски, подобные этой, бывают редко.

23 сентября в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Это решение и в самом деле этапное, поскольку в очередной раз предпринимается попытка создать единый центр управления исламом в России с ядром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Хотя об этом не было сказано напрямую, все принятые на пленуме решения можно толковать именно так. В тот же день де-факто прекратил свою деятельность и совет муфтиев России (СМР), хотя юридически как централизованная религиозная организация во главе с Гайнутдином он еще действует. Данный демократический и координирующий орган был создан в далеком 1996 году в противовес центральному духовному управлению мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Тогда подразумевалось, что СМР начнут управлять равные по статусу муфтии-сопредседатели и никто из них не станет главным. Таким образом, раз и навсегда будет покончено с привычной авторитарной системой и унитаризмом. В состав СМР вошел ряд муфтиятов Центральной России, Поволжья и Приуралья, а также Кавказа. Гайнутдин, на тот момент муфтий ДУМ Европейской части России, являлся одним из равных. Но постепенно авторитаризм усиливался, а демократия, наоборот, улетучивалась.

Самой большой потерей для этой организации стал выход из юрисдикции Гайнутдина духовного управления Республики Татарстан с 1,5 тыс. мечетей. Это произошло в 2011 году при муфтии Ильдусе Фаизове. С тех пор между Москвой и Казанью как будто пробежала черная кошка. Отношения есть, но уже не такие теплые, как раньше.

Летом этого года из состава ДУМ РФ вышел ивановский муфтият во главе с Фяритом Ляпиным. В конце июня последний посетил Казань и встретился с муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Лидер мусульман Ивановской области, в частности, сообщил о завершении регистрации нового устава ДУМ Ивановской области. Теперь ивановский муфтият ведет свою деятельность как самостоятельная централизованная религиозная организация, указал духовный деятель. Этот визит не остался незамеченным в Москве. В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина. «Почему-то Камилю Самигуллину нужно было об этом довести самой широкой общественности. Возможно, испытать при этом какое-то внутреннее удовольствие, насолить тем самым», — заявил тогда первый замглавы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, комментируя роль татарстанского муфтия в истории с выходом из состава ДУМ РФ муфтията Ивановской области.

Впрочем, Мухетдинов считает, что формально ничего не изменилось. «Что касается ДУМ Ивановской области, наша позиция неизменна, — заявил он на пленуме. — Ни в правовом, ни в духовном отношении эта организация не покинула состав ДУМ РФ, так как в действующей редакции устава, даже несмотря на то, что она была зарегистрирована с серьезными нарушениями, на первой странице значится печать духовного управления и факсимиле подпись муфтия, а текст устава гласит о духовном подчинении ДУМ Ивановской области духовному управлению мусульман Российской Федерации».

В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина (на фото муфтий РТ Камиль Самигуллин) Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЕГОДНЯ ВЫ СИЛЬНЫ, САМОУВЕРЕННЫ, ВОКРУГ ВАС МНОЖЕСТВО СОГЛАШАТЕЛЕЙ»

Что касается самого пленума, то к основным решениям можно отнести следующие. Глава духовного управления мусульман РФ муфтий Гайнутдин объявил о создании совета муфтиев ДУМ РФ и призвал коллег войти в состав новой организации. «Мной издан приказ о формировании совета муфтиев духовного управления мусульман Российской Федерации — органа, который соберет наиболее авторитетных, опытных, мудрых муфтиев нашего Отечества, имеющих духовный стаж более 20 лет, со включением их в штат управления и предоставлением им рабочих мест в Московской соборной мечети», — заявил муфтий на пленуме ДУМ РФ. По словам Гайнутдина, «с 1 сентября 2020 года штатное расписания совета муфтиев России переформатировано, все его сотрудники переведены в штат духовного управления».

В ходе выступления муфтий раскритиковал тех, кто хочет сохранить «региональный статус». «Сегодня вы сильны, самоуверенны, вокруг вас множество соглашателей. А завтра по любой из огромного множества земных причин — и коронавирус тому подтверждение — вы даете слабину, а то, что вы в своем регионе строили годами и десятилетиями, начинают растаскивать самые различные группы, общества, течения. Единое духовное пространство региона может стремительно распасться до состояния полного хаоса и всеобщего противодействия друг другу», — заявил религиозный деятель.

Лидер ДУМ РФ попытался объяснить собравшимся, что сами по себе они мало что значат. «Вы прекрасно знаете, как создаются, как укореняются в регионах духовные управления и можно ли этого достичь, опираясь только лишь на свой региональный ресурс. Скажу о другом. Есть личность — личность муфтия Гайнутдина. А есть духовное управление мусульман Российской Федерации — институт нашей духовной и религиозной субъектности, нашей духовной автономии», — сказал Гайнутдин в своем выступлении.

Пленум проигнорировал лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАКЖЕ ПОД КОНТРОЛЬ МОСКВЫ УХОДИТ И ВСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Пленум проигнорировали лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов и муфтий духовного управления Башкортостана Айнур Биргалин. Первый и не скрывает своего отношения к реформам в системе СМР. В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» он прямо заявил, что «выбор формы и принципов взаимодействия должен исходить от самих духовных центров, а не навязываться извне. Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости».

Камень преткновения лежит в новом спущенном из Москвы типовом уставе. По новому закону Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же глава ДУМ РФ. Также под контроль Москвы уходит и вся недвижимость. Это объясняется тем, что большой, серьезной организации, такой как ДУМ РФ, легче ее контролировать и удержать в руках в случае каких-либо поползновений со стороны. Некоторые из подчиненных ДУМ РФ централизованных организаций, такие как, например, ДУМ Мордовии и ДУМ Ульяновской области, отказались подписывать этот устав. ДУМ РБ подумывает о выходе из состава совета муфтиев России, которого де-факто уже нет. Саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов поначалу фрондировал, но в итоге принял и устав, и новые правила игры. На том же пленуме он оказался единственным, кто был избран в новый совет муфтиев ДУМ РФ. Ему же доверили провести джума-намаз в Московской соборной мечети и выступить с речью на пленуме.

Татарстан представлял лишь ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза Фото: «БИЗНЕС Online»

БИА: «В СТРУКТУРЕ ДУМ РФ»

Согласно фотоотчету и списку выступающих, Татарстан здесь представлял лишь ректор Болгарской исламской академии (БИА) Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза. Судя по докладу и прозвучавшим цифрам, не все так плохо в БИА, как кажется порой со стороны. По крайней мере, есть движение и желание привести академию к тому формату, который был запланирован изначально.

Кстати, в своем отчетном докладе Мухетдинов также упомянул Болгарскую академию, хотя и в довольно странном контексте. Он сказал, что БИА действует «в структуре ДУМ РФ» и «под особым вниманием первого заместителя руководителя президентской администрации Сергея Кириенко», последний, как известно, возглавил ее попечительский совет. Все это прозвучало с неким подтекстом. Да, в числе учредителей академии есть и ДУМ РФ, сам Абдрахманов избран членом его президиума, но относить этот вуз исключительно к структуре московского муфтията было бы не совсем корректно.

Что касается ДУМ РТ и Татарстана, то решение, принятое в Москве, никак не отразится на деятельности татарстанской религиозной организации. Проблемы раскола были преодолены здесь еще в 1998 году после объединительного съезда.

Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями Фото из архива А. Ахунова

ДУМ РТ ЛИШЬ НАРАЩИВАЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Напомним, что к концу 1990-х в Татарстане действовали две официальные религиозные структуры, претендовавшие на лидерство в духовной сфере. Это созданное в 1992 году ДУМ РТ (духовное управление мусульман в Республике Татарстан) во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМТ (духовное управление мусульман Татарстана), руководителем которого в 1997 году был назначен Фарид Салман. Последняя структура возникла на базе главного мухтасибатского управления Татарстана в 1994 году и подчинялась ЦДУМ (центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ) во главе с Таджуддином.

На тот момент оба управления контролировали приблизительно по 350 мусульманских приходов в республике, но реальные рычаги власти находились в руках лидера ДУМ РТ Галиуллина. Управление успело провести три съезда: два в 1992 году и один в 1995-м. Последний форум задумывался и был осуществлен как объединительный, но в реальности не привел к желаемому результату, а лишь усилил раскол.

Продолжавшееся противостояние между конкурирующими муфтиятами выплескивалось в виде скандалов на федеральном уровне. Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями. Таким образом, вполне понятное желание государственных структур работать с лояльным органом привело к тому, что на повестку дня был поставлен вопрос о новом лидере мусульман Татарстана, а также о едином республиканском муфтияте.

Читать еще:  Мобильная политическая стратегия VirCities научит поляков и русских управлять политикой

С момента объединительного съезда, когда структуру возглавил Гусман Исхаков, ДУМ РТ лишь наращивает свою деятельность, и присоединяться к кому-то татарстанскому муфтияту нет никакой необходимости.

Два года назад совместно с исламоведом Ренатом Беккиным мы провели интервью с рядом мусульманских лидеров Татарстана. Был задан вопрос и главе ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину по поводу единого муфтията. Тогда он сказал, что, в принципе, единый центр управления — это неплохо. Должен быть порядок, единоначалие. В пример глава управления привел Свердловскую область, где действует пять муфтиятов (сейчас 6). Как решать проблемы мусульман в этом регионе? С кем работать властям, кто реальный лидер мусульман? В итоге, по мнению муфтия, мусульмане находятся в слабой позиции, в полном проигрыше.

И в самом деле, долгоиграющая история со строительством Соборной мечети в Екатеринбурге — яркий тому пример. На 100 тыс. мусульман в столице Урала полагается одна официальная мечеть и три молельные комнаты.

Первый муфтий Татарстана по линии ЦДУМ Габдельхамид Зинатуллин и муфтий Талгат Таджуддин. 1989 год. Фото из архива А. Ахунова

РАСКОЛ — ЭТО НЕ О МУСУЛЬМАНАХ

Что касается единого централизованного органа мусульман России, то, по мнению Самигуллина, проблема заключается не в чиновниках, а в самих мусульманах, которые не могут найти общий язык и объединиться. Каждый региональный духовный лидер считает себя круче другого, не хочет уступить дорогу. И в противовес этому можно привести мнение первого зампреда ДУМ РФ Мухетдинова. «Мы знаем: если бы не было вмешательства отдельных начальников и органов государственной власти, то мусульмане уже давно объединились бы», — заявил он в одном из своих недавних интервью.

Попытки создать единый муфтият для всех мусульман Советского Союза предпринимались еще при Иосифе Сталине, сразу после войны. Тогда от идеи было решено отказаться, поскольку власти посчитали, что это только усилит позиции советских мусульман. Множество шагов в этом направлении было сделано в постсоветский период, но безрезультатно. В научной литературе часто используется термин «раскол», но он явно навеян историей христианской церкви. В исламе нет единоначалия, по нынешним российским законам любые три мусульманские религиозные организации могут создать свой муфтият. Да и светские власти давно уже научились работать с отдельными муфтиятами. Если раньше и было желание создать единую общероссийскую унитарную структуру, то теперь об этом никто не говорит.

Почему Запад не позволяет мусульманам объединиться?

На сложнейший вопрос, почему арабо-исламский мир разрознен и что мешает мусульманам объединиться, в специальном интервью ответил президент «Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами» Матузов Вячеслав Николаевич.

Многие задают такой вопрос: почему арабы, некогда правившие всем миром, давшие толчок мировой науке, сегодня так сильно отстали и ослабли?

История арабского мира, безусловно, отличается высоким уровнем развития науки. Великий Ибн Сина, математики Востока дали толчок развитию науки в Европе и во всём мире. Многие предметы, которые используются в науке и практике имеют арабское происхождение, арабские корни – это математические формулы и т.д. Отставание произошло где-то в средние века, когда арабский мир занял подчинённое положение. Аналогичным образом сложилась ситуация и в Средней Азии, в таких известных исламских центрах, как Бухара, Ташкент, во многих других городах Средней Азии. Поэтому распад государственности и установление внешнего правления привело к отставанию на многие столетия. А Европа получила знания, богатство Востока, она смогла пойти вперёд и достигнуть того уровня, на котором находится сейчас.

Безусловно, сегодняшний день отличается от средних веков, и арабские страны в послевоенный период получили независимость и стали на путь самостоятельного развития. Даже это не позволило им восстановить свой потенциал. Имея огромные финансовые средства, нефтепроизводящие страны, буквально «купаются» в богатстве, но с политической и экономической точки зрения они сохранили подчинённое положение по отношению к Западу.

Запад, на мой взгляд, сдерживает их развитие: научное, технологическое, несмотря на то, что страны обладают колоссальным потенциалом – финансовым, экономическим. Но политика Запада в целом в отношении стран третьего мира, в отношении стран исламского мира, безусловно, не способствует, напротив – тормозит их развитие.

Мы видим это на примере того же самого Ирана. Иранская наука развивается огромными темпами, и это вызывает негативную реакцию со стороны западных стран. Безусловно, есть проблема в распространении ядерного оружия, но мы все прекрасно знаем, что Иран является участником договора об ограничении ядерного оружия, что он готов сохранить принципы нераспространения и приверженности, но западные страны, на мой взгляд, выражают опасения по поводу технологического и научного прорыва, которые в политическом и экономическом плане не зависят от них.

Гегемонии США, которая существует в мире, избежать удаётся очень немногим странам. Среди этих стран и Российская Федерация, которая демонстрирует независимый внешнеполитический курс, способная противостоять гегемонистским устремлениям США, которые ставят сегодня задачу полного и безоговорочного подчинения исламского мира своим геополитическим целям.

Мы это видим и на примерах и планах, реализуемых в настоящее время по построению большого Ближнего Востока. Под этим термином подразумевается перекройка всех границ ближневосточных стран со Средней Азией и Средним Востоком.

Таким образом, можно сказать, что торможение социального и экономического развития препятствует развитию политики западных стран. Такое государство, как Сирия, которая добилась независимого курса, которая активно развивала свою технологическую базу, по существу находится в состоянии самообеспечения товарами лёгкой промышленности, которая позволяла государству не прибегать к использованию западного импорта, и, опираясь на естественные ресурсы, постепенно продвигалась по пути социального прогресса. Но это не устраивает определённые круги на Западе, которые пытаются сделать всё возможное, чтобы воспрепятствовать такому развитию независимых от запада стран. С другой стороны, ряд стран, которые следуют курсу в фарватере американской политики, получают определённые льготы. Мы видим, какой ущерб нанесла эта политика Египту. Египет – стомиллионное государство, пыталось выстроить свою экономику, развивать металлургию, энергетику, развивать многие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Сегодня же в результате тех изменений, которые были по существу навязаны Западом, Египет погружается в хаос междоусобиц, внутренних противоречий, вооружённых столкновений. К сожалению, Египет сегодня – это тот образец, результат политики Запада в отношении стран исламского мира. Запад должен прекратить вмешательство во внутренние дела государств этого региона и позволить странам идти собственным независимым путём. Думаю, что в этом отношении внешняя политика России полностью соответствует интересам народов этих стран, и интересам их социального и экономического развития.

Как вы оцениваете потенциал арабо-мусульманского мира в современном глобализирующемся мире, если они попытаются объединиться? Дадут им вообще это сделать, и реально ли такое объединение, о котором всегда говорят?

Безусловно, объединение усилий исламских стран арабского мира, в основе которого лежит общая культура, общий язык, вероисповедание могло быть основой для консолидации всех государств арабского мира для того, чтобы обеспечить его развитие. Но, как мы видим, на сегодняшний день даже те региональные структуры, которые должны были бы способствовать развитию арабского мира в направлении единства, выработке общих позиций, даже Лига арабских государств теряет свою ценность как орган, который мог консолидировать арабов. Она становится инструментом политики США и в результате – раскол внутри Лиги арабских государств.

Многие страны привержены политике США, они пытаются навязать свою волю, а есть ряд стран, такие, как Алжир, Ирак, Сирия, которые противостоят этим попыткам. Лига арабских государств сейчас резко теряет свою ценность, она перестаёт быть консолидирующим инструментом среди арабов и превращается в некое орудие американских политиков в этом регионе.

К сожалению, колоссальные деньги, которые используются Западом для внедрения в арабо-исламские государства, существенно ослабляют их возможности. Например, Пакистан – огромное исламское государство, которое сегодня подвержено внутренним противоречиям, идёт внутренняя борьба; Афганистан, который также кровоточит от различных столкновений политических и религиозных групп; Ирак на глазах разваливается на три части. Всё это – продукт политики, который можно определить одним хорошо известным лозунгом. Это Британская политика в начале нового времени, которая претворяет в жизнь, разделяет и властвует. Я думаю, что в основе этих проблем лежит и слабость самих арабских стран, несмотря на огромные финансовые средства, которыми они располагают. Все эти средства находятся в западных банках, и, как мы видим на примере Кипра, что мировая банковская система, которую по существу возглавляют и управляют из Нью-Йорка и Лондона – она мало что даёт арабским странам, ибо основные их финансовые могущества, которые могли бы быть основой, находятся в руках западных стран, в руках неоконсервативных кругов, которые далеко не заинтересованы в социальном и экономическом развитии страны.

Вячеслав Николаевич, многие на Западе говорят, что нельзя допускать объединения арабо-мусульманского мира, и если это произойдёт, то поменяется мироустройство. Неужели объединение мусульман представляет какую-то угрозу для мирового сообщества?

Я думаю, что это надуманная тема, ибо США во времена правления неоконсервативных кругов, во времена Джорджа Буша и Кандолизы Райс, открытым текстом заявили о том, что исламский мир – это главный враг США и её глобальных интересов после разгрома мирового коммунизма. Они продолжают смотреть на исламский мир как на врага, и несмотря на то, что они формально выступают в поддержку арабских стран, на самом деле эта позиция враждебная, направленная на разрушение структур государственности стран этого региона, на недопущение их консолидации и объединение. Запад не заинтересован в усилении блока арабо-исламских государств. Это отличает их от России. На мой взгляд, союзником этого блока объективно могла бы быть Россия, поскольку именно она сегодня противостоит попыткам Америки навязать свою гегемонию на глобальном уровне: на Дальнем Востоке, Тихоокеанском регионе, где Малайзия и Индонезия также пытаются выстроить свою независимую политику, и которая также сталкивается с экспансией США. Я думаю, что объективно борьба продолжается, и исход этой борьбы я бы не стал сегодня предрекать. Думаю, что США не удастся реализовать свои масштабные планы, потому что они столкнутся с интересами арабо-исламского мира и интересами России.

мухаккимиты
азракиты
наджатиты
байхаситы
аджрадиты
саалабиты
ибадиты
суфриты

Ваххабизм
Салафия
Мурджииты
Джамаат таблиг
Ашариты
Матуридиты
Мутазилиты
Асариты
Ахмадие
Джабраиты
Кадариты
Кораниты

Аллах Един, но возникает вопрос, что делят и уже давно не могут поделить между собой все эти течения и направления? Почему мусульмане не объединяются в одно течение – Единый Ислам? Ответ очевиден, те кто возглавляют все вышеперечисленные направления, никогда не согласятся терять свою власть над людьми и будут стараться и дальше разделять людей на всевозможные секты и течения. Но возникает ещё один вопрос, а нужно ли это самим людям и не проще ли не слушать этих разделителей и просто взять и объединиться?

В своей прощальной речи, Пророк Мухаммад ﷺ сказал такие слова:

Поймите, что каждый мусульманин является братом всех остальных мусульман. Все мусульмане- братья. Не причиняйте же несправедливостей друг другу.

Достойны поминания также такие слова Посланника Аллаха:

Вы не уверуете истинно до тех пор, пока не пожелаете своему брату (это слово по-арабски означает также “ближний”) того, чего желаете самим себе.

Как это близко к тому, чему учил Иса (Иисус), не находите? Кстати, касательно тех, кто считает признаком подлинной веры проявление недоброжелательности или неприязни к христианам, тому следует почаще вспоминать, что Пророк был женат на христианке и иудейке, а также напоминать его памятные слова: ”Кто оскорбляет людей Писания, тот оскорбляет меня”.

Аллах продолжает помогать Своему рабу так долго, как долго этот раб продолжает помогать своему ближнему – это также говорил Пророк Мухаммад ﷺ.

Как это было уже сказано, только в Единстве мусульмане смогут пройти сквозь испытания. И сегодня благодаря Милости Всемогущего Аллаха свершился приходи Имама Махди и это сигнал к примирению и объединению всего мусульманского мира!

Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Пять столпов Ислама

Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам построен на пяти основах: шахаде, намазе, закяте, хадже, посте в Рамадан». (Сахих Бухари: 8).

  • Шахада – это свидетельство веры.
  • Намаз – ежедневная обязательная молитва, совершаемая пять раз.
  • Пост – это воздержание от пищи, питья от заката до рассвета.
  • Закят – обязательная благотворительность, предписанная для людей, обладающих определенным достатком.
  • Хадж – паломничество в Мекку.

Итак, это 5 столпов Ислама. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них, чтобы понимать, в чем заключается суть религии.

Шахада

Шахада – это декларация веры и доверия, произносимая на арабском языке.

Умар Ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передал: «что однажды Джибраил спросил Посланника: О Мухаммад! Скажи мне, что такое Ислам? Пророк ответил: «Ислам должен засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха».
Произнесение Шахады и принятия ее смысла необходимо, чтобы стать мусульманином.
Подробнее о Шахаде…

Читать еще:  Власти Индонезии хотят запретить женщинам носить джинсы, а мужчинам - шорты

Пятикратный намаз

Намаз – это молитва, совершаемая 5 раз в день, каждая в определенное время. Все суры и слова в намазе читаются на арабском языке. Он может выполняться в любом месте на земле.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Земля стала для меня местом поклонения и средством очищения. Поэтому, где бы ни был человек моей уммы (общины), когда придет время для молитвы, пусть он молится. (Сунан ан-Насаи: 432)
В день верующий должен совершить пять намазов:

  • Фаджр означает рассвет и начало. Эта молитва является первым намазом дня и выполняется до рассвета.
  • Зухр – молитва, выполняемая в середине светлого времени дня.
  • Когда солнце начинает клониться к горизонту, читается Аср.
  • Время Магриба наступает после захода солнца.
  • Иша – ночной намаз.

Пост в Рамадан

Пост (на арабском саум) предписано соблюдать всем способным и взрослым мусульманам в течение всего месяца Рамадан – девятого месяца лунного календаря. В этот период верующие должны воздерживаться от еды, питья и супружеских отношений от рассвета до заката. Также необходимо остерегаться плохих поступков, и стремиться к совершению большого количества благодеяний.
Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Пост предписан вам так же, как он был предписан до вас, чтобы вы могли стать праведными.» (Аль-Бакара: 183)
Голодание помогает развивать самоконтроль, потому что воздержание от допустимых вещей увеличивает терпение и самоуправление. Каждый миг во время поста человек подавляет свои страсти и желания в послушании Всевышнему. Это сознание долга с духом терпения помогает укрепить веру. Кроме того, ограничив себя в мирских удобствах, пусть даже на короткое время, человек обретает истинное сочувствие к тем, кто голодает.
По окончании месяца поста празднуется ид-аль-фитр – праздник Рамадан.
Подробнее о Рамадане…

Закят – пожертвование

Закят в переводе с арабского буквально означает очищение. Это милостыня, очищающая богатство так же, как намаз очищает душу. Она является обязательной для всех верующих, которые имеют богатство выше нисаба (размера сбережений).
Нисаб, установленный Посланником Аллаха, выглядит следующим образом:
Золото 20 мискаль = 87.48 грамм
Серебро 200 дирхамов = 612,35 грамм
Зерно или фрукты — 5 васков = 673,5 кг)
Верблюды и коровы — 5 голов
Овцы — 40 голов
Если человек обладает таким количеством имущества или сбережений в деньгах, золоте, серебре, ценных бумагах, то он должен жертвовать 2,5% или 1/40 от их общего объема.
Кому может быть дан закят?
«Закят (милостыня) – это для бедных и нуждающихся, а также для тех, кто был нанят для управления средствами; для тех, чьи сердца недавно приняли истину; для тех, кто в долгах; для дела Аллаха и путника. Это предопределено Аллахом, и Аллах полон знания и мудрости». (Сура Ат-Тауба: 60)
Закят не может быть дан родителям, бабушкам и дедушкам, детям, внукам, мужу, жене, немусульманам. Не должен использоваться для строительства мечети, медресе, больницы, моста или любого другого общественного объекта.
Человек может также давать столько, сколько пожелает, в качестве добровольной милостыни.
Подробнее о закяте…

Хадж буквально означает намерение совершить путешествие, и согласно Исламу это ежегодное паломничество в Мекку – самый священный город мира. Это обязательный религиозный долг, который должен быть выполнен по крайней мере один раз в жизни всеми взрослыми мусульманами, которые физически и финансово способны предпринять путешествие и могут содержать свою семью во время их отсутствия.
Хадж совершается с 1-го по 10-е число месяца Зуль-Хиджжа – последнего месяца лунного календаря.
Паломники во время хаджа одеты в ихрам, состоящий из двух кусков белой ткани. Это уникальное одеяние в котором все становятся одинаковыми. Чувствуют, что они собираются во имя одного Создателя, и они сыновья одного отца, последователи одной религии и одного посланника.
Окончание хаджа отмечается праздником Курбан-Байрам и приношением в жертву животного, часть мяса которого раздается нуждающимся.
Подробнее о Хадже…

Если вы мусульманин или мусульманка, то 5 столпов Ислама — это ваша обязанность перед Всевышним.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Борьба за язык – 2: говорить по-исламски

Заметки ученого о неологизмах мусульман России

Колумнист «Реального времени» Альфрид Бустанов продолжает размышлять о связи национального языка и религии. В одном из своих прошлых материалов ученый рассказывал, что язык может стать инструментом власти. Сегодняшнюю колонку исследователь посвятил влиянию ислама на языки мусульман России, в том числе и русский.

Язык угнетателей и прогресса

Однажды знакомый продавец книг в Казани сказал мне между прочим: «Только благодаря родному языку татары остались мусульманами и сохранили себя». Я хитро переспросил: «До недавнего времени, да?» На что мой собеседник грустно улыбнулся.

В самом деле, если в контексте Российской империи русский язык ассоциировался у мусульман с христианизацией и чуждым внешним миром, то со временем он стал восприниматься как язык прогресса. А уже советский опыт модернизации привел к массовой языковой русификации. Не только люди были вынуждены переходить на более «прогрессивную» и престижную речь, но и сами языки мусульман стремительно русифицировались. В XX веке татарский язык распрощался с арабо-персидской культурной ориентацией, дважды сменил графику и потерял ключи к собственному прошлому.

Молодое поколение мусульман в большинстве своем оторвано от татароязычных религиозных контекстов и выросло в русскоязычной среде. Фото eu.spb.ru

Linguafranca для мусульман?

Незаметно, но закономерно по результатам постсоветского оживления религии именно русский язык стал главным средством общения среди мусульман России, отчасти Казахстана и Украины. Язык Лермонтова и Чехова буквально ворвался на минбары мечетей, поскольку молодое поколение мусульман в большинстве своем оторвано от татароязычных религиозных контекстов и выросло в русскоязычной среде. Эта среда сама по себе многонациональна, и потому именно русский язык и советское культурное наследство стали объединяющими факторами, а не национальные языки и не арабский с фарси.

Появление русского исламского социолекта — поиск новых слов, выражений, стилистики, отражающей специфическое исламское содержание — удивительный феномен. Сейчас мы наблюдаем его в «зрелой стадии». По большому счету, многие интересные языковые процессы уже прошли в 1990-е и ранние 2000-е, когда еще не было готовых клише, тысяч изданных книг и лекций, доступных в интернете.

Какие-то языковые «находки» прижились, а какие-то остались лишь в мутной памяти о бурных 90-х. Стоит признаться, что мы, исследователи, «прозевали» процесс формирования русского языка ислама в 90-е. Наверное, это к лучшему, потому что этот процесс шел очень демократично и свободно. С увеличением внимания ученых к тому, как мусульмане говорят и пишут, муфтияты и отдельные авторы-проповедники стали больше внимания уделять выбору языковых стратегий — в определенном смысле «чистота эксперимента» уже нарушена.

Эксперимент на языке

Четыре года назад вместе с моим учителем Михаэлем Кемпером из Амстердамского университета мы попробовали специально заняться изучением русского языка ислама. Из этого эксперимента вырос международный исследовательский проект, объединяющий исследователей в Амстердаме, Лейдене и Санкт-Петербурге.

Что же это за новый язык? Поскольку готовых языковых стратегий у мусульман не было, открылся широкий простор для творчества. Те, кто получил исламское образование за рубежом, стали щеголять арабскими словечками: сыфаты Аллаха (божественные атрибуты), арканы имана (основы веры), ахи/ухти (брат/сестра).

Кроме того, востоковеды «пришли на помощь» мусульманам. Словарь арабского языка Х.К. Баранова и перевод Корана И.Ю. Крачковского стали альфой и омегой для русскоязычных мусульман. Особенно среди молодых студентов где-нибудь в Эр-Рияде или Александрии. Там выходцы из СНГ общаются между собой на русском языке и придумывают новые слова и выражения, кочующие затем на родину.

Так появились слова и выражения, не вполне понятные для непосвященных. Например, правильная акыда – верное вероубеждение; или достоверный хадис — слова, переданные от пророка Мухаммада заслуживающими доверия людьми. На этом языке и его вариациях говорят муфтии, неофиты из числа молодежи, студенты исламских университетов, журналисты, чаще всего, не задумываясь о специфике своей речи.

Некоторые «изобретения» пришли из татарского: читать намаз (намаз уку) или брать тахарат (тахарат алу). Но, пожалуй, главной тенденцией текущего момента является перевод исламских терминов на понятный литературный русский язык. Это связано и с развитием исламских СМИ, и издательским бумом. Чаще всего понятность и литературность достигается через заимствования из христианской лексики: мечеть становится храмом, ми’радж (ночное путешествие пророка на небеса) – вознесением пророка, иджма’ (согласие богословов по какому-либо вопросу) – канонами, а Коран – Священным Писанием. Есть и вовсе экзотичные находки, вроде «онлайновой осведомленности Творца» в текстах Шамиля Аляутдинова.

Есть и вовсе экзотичные находки, вроде «онлайновой осведомленности Творца» в текстах Шамиля Аляутдинова. Фото Романа Хасаева

И что с этим делать?

Как оценивать «исламизацию» русского языка? Во-первых, это свершившийся факт. Основной поток информации об исламе в нашей стране идет на русском языке. Во-вторых, я думаю, что переход мусульман России на русский язык — неизбежное следствие государственной политики, с одной стороны, и результат уже векового стремления мусульман к интеграции с остальным российским обществом, с другой стороны. Появление «русских мусульман» — яркое проявление этих интегративных процессов.

Нужно ли как-то этот процесс регулировать? Наверняка такие попытки будут предприниматься, потому язык, как я уже упоминал в первой части «Борьбы за язык», является источником власти и авторитета, а языковое пространство – ареной активного соперничества, где сталкиваются интересы разных социальных групп.

Победное шествие русского языка ислама неизбежно наводит на мысли и о судьбе национальных языков. Богословские традиции на национальных языках обречены на гибель? Только татарский влияет на русский язык ислама или бывает еще и наоборот? Здесь тоже все не так однозначно, но об этом — в следующий раз.

Справка

Альфрид Бустанов — профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в России, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Прежде чем присупить к выбору оборудования и программного обеспечения (далее — ПО) для реализации проекта по объединению локальных сетей офисов в единую сеть через VPN, необходимо располагать следующими сведениями:

  1. Определить топологию:
    • Meshed (полносвязные) — каждый сайт может автоматически организовать шифрованное соединение с любым другим сайтом;
    • Star (звезда) — филиалы могут организовать защищенные соединения с центральным сайтом;
    • Hub and Spoke (связь через концентратор) — филиалы могут соединяться между собой через концентратор центрального сайта;
    • Remote Access (удаленный доступ) — пользователи и группы могут организовать безопасные соединения с одним или несколькими сайтами;
    • Комбинации перечисленных выше методов (например, топология Star with Meshed Center — звезда с полносвязным центром, — в которой удаленные филиалы могут обмениваться информацией со всеми членами центральной VPN, имеющей полносвязную топологию).
  2. Количество филиалов (какое количество одновременных VPN-соединений должно поддерживать оборудование головного офиса);
  3. Количество пользователей в центральном офисе и в каждом филиале;
  4. Какое оборудование и/или ПО используется в каждом филиале (данные необходимы для учета возможностей по использованию существующего оборудования и/или ПО);
  5. Данные по подключению филиалов к Интернет: назначение IP адреса – динамическое или статическое, скорость канала связи;
  6. Какой подход к управлению информационной безопасностью (защита периметра сети, антивирусная безопасность) будет применен: централизованное управление головным офисом и филиалами одним администратором безопасности (системным администратором), или в каждом филиале свой системный администратор.

Чтобы минимизировать угрозы проникновения в сеть центрального офиса, необходимо уделить должное внимание защите сетей филиалов организации. Использование VPN не гарантирует надежную защиту от проникновения, если сети филиалов также не будут надежно защищены. Если злоумышленник сможет получить несанкционированный доступ к сети филиала, то он также сможет получить доступ и к информационной системе головного офиса, поскольку сети головного офиса и филиала объединены в единую сеть через VPN.

Шииты

Однако, несмотря на широкую экспансию арабского халифата, единство мусульман являлось непрочным. Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии. Так и появилось разделение мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.

Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.

Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.

Читать еще:  Нищий. Инструкция по реабилитации бездомных от А.П. Чехова

Предварительное расписание рейсов на ноябрь 2020 года

Путешественников сразу предупредили о том, что число рейсов будет строго ограничено. По сербскому направлению полеты будут совершаться дважды в неделю, причем авиасообщение наладят только из российской столицы до Белграда.

Ровно на такое же количество вылетов могут рассчитывать все те, кто собирался полететь на Кубу, причем тут стартовая точка — Москва — остается идентичной, а вот конечные отличаются. Здесь есть 2 варианта:

  • Санта-Клара;
  • Кайо-Коко.

В случае с японским маршрутом, отпускники могут рассчитывать на 3 рейса в неделю, причем один из них будет осуществляться не из Москвы, а из Владивостока.

Изначально в страну Восходящего солнца авиарейсы исполняли две компании — S7 и отечественный гигант авиационных пассажирских перевозок «Аэрофлот». В S7 сообщили, что уже готовы восстановить следование по пути Владивосток-Токио.

Чтобы добавить в список сразу 3 страны, властям пришлось подождать, пока они станут соответствовать ряду критериев. Во всех перечисленных случаях число инфицированных составляло меньше 40 граждан на 100 тыс. населения. Показатель по суточному приросту оставался относительно скромным, даже не достигая 1%. В рамках предельно допустимой нормы сохранялся и показатель по распространению коронавируса — он тоже был меньше единицы.

Провал горячих точек вокруг России: что объединило Белоруссию, Киргизию и Кавказ

Вторая половина 2020 года ознаменовалась интенсивной лобовой атакой на Россию с территории постсоветского пространства – беспорядки в Киргизии, Белоруссии, война в Нагорном Карабахе. Их искусственность уже не вызывает сомнений.

Последние несколько месяцев ознаменовались обострением старых и появлением новых кризисов на постсоветском пространстве – это попытка и цветной революции в Белоруссии, и война за Нагорный Карабах, и беспорядки в Киргизии.

Таким образом, вторая половина 2020 года стала периодом интенсификации практически лобовой атаки на Россию с территории постсоветского пространства. Однако вопрос об успешности этих гибридных военных действий вызывает серьезные сомнения.

Как был рассчитан белорусский сценарий

Сразу после выборов президента, в итогах которых не сомневался даже самый яростный противник государственного строя в Белоруссии, начались заранее срежиссированные массовые протесты. Они с первых же часов сопровождались ночными погромами и планомерными нападениями на сотрудников силовых структур.

Все происходило по памяткам доктринеров цветных революций, первым из которых был Джин Шарп. Его методичка с начала 1990-х годов зачитана до дыр всеми практиками государственных переворотов. И в случае Белоруссии казалось, что старые наработки, пусть немного усовершенствованные применительно к конкретной ситуации, сыграют свою зловещую роль.

Ошибка организаторов беспорядков в Минске заключалась в том, что эти протесты проходили по украинскому сценарию, за исключением некоторые технических нюансов. Например, в Киеве еще с конца ноября 2013 года протест носил централизованный характер. Там функционировала площадка, с которой звучали пламенные речи будущих разрушителей украинской суверенной государственности.

В Минске же и других крупных белорусских городах протесты носили аморфно-спорадический характер – у них не было организованного ядра и ярко выраженного лидера. В качестве символа была выбрана «скромная учительница» и «жена оппозиционера» Светлана Тихановская, ставшая заложницей своего положения.

Антиконституционные действия в самой Белоруссии сопровождались беспрецедентно массированным взрывом лжи и ненависти в сети. «Революция» на улицах и в интернете сочеталась с колоссальным внешним давлением на официальный Минск со стороны политико-дипломатического истеблишмента Польши и Прибалтики, которых наделили ролью пешек без выхода в ферзи.

Весь гнев «правдолюбивой» общественности, в том числе из стран с грубым нарушением демократических принципов, был ориентирован на Александра Лукашенко. В конце концов, был расчет и на то, что на определенном этапе дрогнут, не выдержав многофронтального натиска, белорусские силовики. И конечно же, была сделана ставка на разжигание конфликтности между Москвой и Минском.

А что в сухом остатке? Неудача, пусть и оставляющая для Запада хрупкое окно возможностей.

Потрачены немалые, даже для бенефициаров цветных революций, денежные средства, а также организационные и технические ресурсы. Раскручено общественное мнение: теперь даже ленивый и нелюбопытный европеец уже точно узнал о «кровавом тиране» в Белоруссии, который двадцать шесть лет «подавляет» права и свободы своего народа. Однако, свалить президента, переформатировать страну и подчинить ее внешнему управлению не удалось.

Почему? В первую очередь, реализация революционного сценария по привычным лекалам стала жестоким психологическим просчетом координаторов белорусского кейса. Ведь они хотели, чтобы все получилось быстро и непыльно, как в Киеве, но не учли менталитет и мировоззрение белорусов. Не взяли во внимание, что уровень жизни белорусского рабочего, инженера, шахтера, учителя, врача, программиста на порядок выше домайданного украинского – даже несмотря на то, что при Януковиче и Азарове общее благосостояние населения Украины значительно выросло.

Помимо высоких средних зарплат, специалисты в Белоруссии, благодаря личным распоряжениям Александра Лукашенко, гарантированно из года в год получали полный пакет социально-экономических льгот и послаблений. Людям действительно было что терять. Бросаться на амбразуру ради мифической демократизации с риском огромных потерь всерьез никто не захотел. Да, покуролесить по улицам столицы, покричать дежурные кричалки и упиться парами вседозволенности можно неделю, в крайнем случае, две.

Но сытый, довольный жизнью и занятой человек не может заниматься революцией бесконечно. Одних позвал заводской станок, других – денежные контракты в области ИТ, третьих – университетские курсовые и дипломные, а четвертые просто разобрались в сути происходящего. Очевидно, что белорусским «революционерам», в отличие от пролетариата 1917 года, было что терять, помимо цепей.

«Кремневый» характер белорусского народа

Не только материальными вопросами живет человек. Но сие, судя по всему, неведомо тем, кто задумал и проплатил попытку смещения законной власти в Белоруссии.

А тем временем, не секрет, что среди белорусов в годы Великой Отечественной войны было очень мало коллаборационистов, а вот партизаном-антифашистом был почти каждый мужчина Белоруссии. Поэтому любая аллюзия на нацистскую символику воспринимается весьма остро.

Таким образом, избрание в качестве эмблемы протестности бело-красно-белого флага, которым без устали укутывались оппозиционные активисты, стало очередным грубым промахом. Не самым умным решением была и манифестация русофобских установок, пусть даже в меньшем объеме, чем на киевском майдане.

Впрочем, идею белорусского цветного переворота окончательно добила кампания по дискредитации милиции, за которой боевиками была устроена показательная охота. Публичные призывы расправляться с сотрудниками правопорядка, обнародование имен и фамилий правоохранителей и членов их семей, а также открытые сравнения ОМОНа с карателями и фашистами, привели к прямо противоположному результату.

Если на Украине «беркутовцы», увы, пали жертвой подлого предательства (и это, безусловно, стало точкой невозврата), то Лукашенко спас будущее своей страны, поставив себя в один ряд с простым белорусским милиционером.

А имплементация механизмов ОДКБ и готовность России к выполнению своих союзнических обязательств в отношении Белоруссии стали закономерным следствием безупречных действий белорусских властей на начальном этапе защиты собственной страны от гибридной интервенции.

Наиболее вероятное продолжение – Александр Григорьевич Лукашенко, законный президент Белоруссии, проведет фундаментальные конституционные реформы и вдвоем с Путиным наполнит концепт Союзного государства принципиально новым содержанием.

Белоруссия не сдалась – атаковали Нагорный Карабах

Поняв, что белорусский гамбит не проходит, организаторы гибридной войны против России задействовали сценарий дестабилизации Кавказа путем развязывания замороженного конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Расчет очевиден: Турция при помощи своих агентов влияния подзуживает Азербайджан к широкомасштабному нападению на Армению. Анкара через официальные и обходные каналы наводняет фронт своим вооружением, преимущественно дронами и высокотехнологичными системами слежения, а также инфильтрует в зону боевых действий боевые бригады радикальных фундаменталистов, а точнее сказать – экс-игиловцев*.

Таким образом, реализовывается план развязать очередную русско-турецкую войну и, в перспективе, запустить сценарий «карабахизации» южного пространства России.

На начальном этапе задача – взять Армению в кольцо, и в результате точечных и весьма болезненных ударов по военным и гражданским объектам принудить Ереван к миру. Все чисто – международное право на стороне Азербайджана, желающего в «честном» бою отвоевать оккупированные Арменией территории.

Парадоксальным образом антиармянской коалиции своей провокационной риторикой помог и премьер-министр Никол Пашинян, приведенный к власти в результате классического цветного сценария.

Однако авторы этой концепции тоже допустили грубый просчет. Ведь каждой из действующих сторон понятна роль, которую в этом локальном конфликте играет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, вознамерившийся превратить его в региональный.

Согласно точке зрения лидера Турции, убежденного антикемалиста и ярого сторонника концепции «Братьев-мусульман»*, Турция должна возродиться, как минимум, в границах бывшей Османской империи, а как максимум – существенно расширить границы оной империи с опорой на геополитическую гипотезу о том, что все тюрки – это турки.

Так или иначе, милитаристский реваншизм, который исповедует Турция, давно не является секретом для Москвы. Более того, Запад не до конца понимает, что у Эрдогана есть некий комплекс перед президентом России.

Российские власти, если верить инсайдерским источникам, спасли президента Турции от неприятных последствий госпереворота летом 2016 года, который США намеревались осуществить руками вооруженного крыла гюленистов. Соответственно, Эрдоган осознает, где проведена та красная черта, за которую ему опасно заступать.

Интересы жителей Нагорного Карабаха – в приоритете

Россия и Турция уже стояли на пороге масштабного противостояния после убийства российского посла Андрея Карлова и уничтожения СУ-24 в Сирии, но искусная дипломатия Кремля нейтрализовала угрозу всемирного пожара, который уже готов был перейти границы Ближнего Востока.

Соответственно, разумное разрешение конфликта в Нагорном Карабахе видится лишь одно: Баку и Ереван садятся за стол переговоров и договариваются о компромиссе. Что и происходит на наших глазах, хоть пока тяжело и со скрипом. Кровопролитие может быть остановлено при тактичном участии России, которая еще более укрепит свой дипломатический авторитет.

К великому сожалению, ни одна из воюющих сторон не будет полностью удовлетворена предложенными условиями, ибо территориально-этноконфессиональный конфликт, посеянный в конце 1980-х годов и обретший столь болезненные формы из-за преступного бездействия советского руководства, носит заведомо затяжной характер.

Но худой мир лучше доброй войны. Главное – закрепить перемирие подписями и обеспечить суверенитет Нагорного Карабаха на условиях, которые удовлетворят, в первую очередь, его население в соответствии с основополагающими статьями ООН.

Политические результаты могут быть разные. Если в Армении существует «глубинное государство», то оно должно предъявить максимально жесткие претензии в первую очередь самому Николу Пашиняну. В Азербайджане Ильхам Алиев сохраняет свои позиции, отвоевав несколько районов из «зоны безопасности». Реджеп Эрдоган вроде тоже не теряет лицо. Не исключено, что в ближайшем будущем он традиционно сменит гнев на милость и сделает вид, что он здесь совсем ни при чем.

Север vs Юг – сценарий в Киргизии

Наконец, был имплементирован сценарий дестабилизации Киргизии, которая с давних времен терзается от противостояния южной и северной группировок.

Цена переворота – два с половиной миллиона долларов. Горячие киргизские парни разгромили правительство и помародерствовали в Бишкеке. Но на этом все.

Уже сейчас зачинщики эскалации конфликта в Киргизии – экс-президент Алмазбек Атамбаев и его сыновья – арестованы. Первоочередная задача, стоящая перед властями Киргизии (какой бы клан они ни представляли) – подавить религиозный фундаментализм и «игилизацию»* молодого населения этой среднеазиатской республики. Впрочем, данная задача актуальна не только для киргизских властей, ту же цель преследуют и российские агенты влияния в Средней Азии.

Печальный сценарий, предполагающий постепенную радикализацию местной молодежи, давно расписывается в аналитических центрах, близких к Кремлю. С учетом военно-стратегической значимости региона как для России, так и для Китая, обе державы неизбежно уделяют пристальное внимание политической ситуации в среднеазиатских республиках, обеспечивая им стойкий иммунитет от цветных переворотов.

Провал антироссийских проектов 2020

Итак, несмотря на скрупулезную проработку, вложение крупных финансовых средств и задействование тончайших механизмов медийной войны, авторы всех антироссийских дестабилизационных проектов 2020 года (Белоруссия, Кавказ, Киргизия) потерпели неудачу.

Да, постсоветское пространство было и остается источником колоссальной напряженности для России. Справедливо и то, что Москва не всегда успевает реагировать на негативные действия в отношении собственной национальной безопасности, инициированные на территории приграничных государств. Но общая тенденция такова, что у самих разработчиков кризисов вблизи границ России и внутри нее наступил кризис жанра.

Успех переворота на Украине в 2014 году опьянил его авторов и координаторов, им показалось, что осталось действовать по накатанной, и все постсоветское пространство – у них в кармане. Готовность мерить бывшие республики СССР майданными мерками подвела разработчиков концепции «перманентной революции».

Стратеги и тактики Запада времен Холодной войны действовали на порядок более творчески. Впрочем, опыт этого года показывает, что Россия за последнее время достаточно окрепла для того, чтобы без лишнего шума и пафоса предотвращать угрозы, исходящие со стороны ее геополитических противников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

* Террористическая организация, запрещенная в России

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector