1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Между Меккой и здоровьем

Между Меккой и здоровьем. Мусульмане остались без хаджа

Саудовская Аравия объявила, что нынешний хадж, в этом году приходящийся на конец июля, будет «очень ограниченным» из-за опасений, связанных с пандемией COVID-19. Участвовать в ежегодных пятидневных обрядах сейчас разрешили лишь своим и иностранным паломникам, уже находящимся на территории королевства. Такое решение Эр-Рияда чревато многими политическими и экономическими опасностями, особенно после того, как несколько исламских стран уже и так фактически отказались участвовать в хадже, составляющем одну из главных опор и «пяти столпов» религии 1,8 миллиарда жителей Земли.

Министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии 23 июня заявило, что паломничество будет дозволено людям всех национальностей, уже находящимся на земле королевства – не указав, впрочем, максимальное число тех, кто будет допущен к святыням в Мекке: «Это решение принято для обеспечения того, чтобы хадж совершался безопасным образом с точки зрения общественного здравоохранения – и в соответствии с учением ислама».

Хадж в августе 2019 года собрал рекордное количество участников – более 2 миллионов 500 тысяч человек. Однако сейчас саудовские властители явно больше озабочены значительным ростом числа больных, инфицированных новым коронавирусом – уже более 165 тысяч случаев, и почти 1400 смертей. Это самый высокий показатель среди всех арабских монархий Персидского залива. Впрочем, несмотря на этот всплеск, Эр-Рияд решил в воскресенье, 21 июня, отменить комендантский час, ранее введенный по всему королевству, и снять другие карантинные ограничения для предприятий и сферы услуг и развлечений, включая кинотеатры и спортивные объекты.

Объявление о проведении «ограниченного хаджа», вероятно, нанесло сильный психологический удар миллионам потенциальных паломников по всему миру, которые часто откладывают последние сбережения и проводят целые дни в ожидании и долгих очередях, чтобы совершить долгожданную поездку. Хадж для каждого мусульманина священен, это так называемый пятый столп ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум). Каждый взрослый здоровый мусульманин, имеющий физические и материальные возможности посетить Мекку и обеспечить существование своим близким на время путешествия, должен совершить хадж как минимум один раз в жизни.

Министр Саудовской Аравии по делам хаджа и умры Мухаммед Салех бин Тахер Бантен еще в апреле призвал мусульман мира, намеревавшихся совершить очередной хадж в июле этого года, отказаться от всех подобных планов. 20 марта впервые за многие века из-за пандемии полностью были закрыты на неопределенное время две главные исламские святыни – Заповедная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине. Ранее, 17 марта, саудовские власти запретили молитвы во всех остальных мечетях и запретили проведение умры (малого хаджа).

Такого не случалось даже во время эпидемии «испанки» в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов жителей планеты (хотя тогда Мекка и Медина находились на территории Королевства Хиджаз, и никакой Саудовской Аравии вообще не существовало). Саудовские власти весной также полностью запретили любой въезд или выезд из Мекки и Медины и ввели комендантский час по всей стране. Как и в других соседних государствах, Эр-Рияд тогда приостановил всё международное авиасообщение королевства с внешним миром. Из-за этого в Мекке застряли около 1200 мусульманских паломников, большинство из которых остаются в карантине в отелях священного города – за счет королевства.

Очевидно, пытаясь придать решению саудовских властей подобие религиозной фетвы, расположенная здесь же, в Саудовской Аравии, Всемирная мусульманская лига сейчас заявила, что одобрила действия правительства по обеспечению здоровья и безопасности паломников. Престижный исламский институт «Аль-Азхар» в Каире также приветствовал этот шаг: «Решение является мудрым и основано на исламской юриспруденции», – заявил глава института. А генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Юсеф аль-Отхаймин отметил, что высоко оценил «предельную заботу о здоровье и безопасности паломников».

Читать еще:  Группа мусульман требует отставки муфтия Петербурга

Нежелательный хадж. Все больше мусульман бойкотируют Мекку

На протяжении многих лет Эр-Рияд тщательно работал над тем, чтобы стать абсолютным гегемоном на всем Большом Ближнем Востоке. Влияние Саудовской Аравии во всем мусульманском мире, далеко за пределами границ стран, населенных в основном арабами, всегда гораздо больше основывалось не на ее политическом, экономическом и военном потенциале, а на связи с духом, историей и современностью исламской религии. На ее территории расположены и Мекка, и Медина, два самых святых места для всех мусульман (в первом – Кааба, во втором – захоронение пророка Мухаммеда в Зеленом куполе в комплексе мечети Масджид аль-Набави). Именно эта связь саудовской правящей династии с исламом инстинктивно заставляла многих правителей суннитского арабского мира годами обращаться к Эр-Рияду за постоянными консультациями и наставлениями как по религиозным вопросам, так и политическим.

Однако нынешнее решение о фактической отмене хаджа в 2020 году уже вызвало разочарование и раздражение очень многих консервативных мусульман за пределами королевства, для которых вера всегда остается гораздо более важной вещью, чем любые опасности для здоровья. Кроме того, конкуренты Саудовской Аравии в исламском мире уже вновь начали дискуссию о том, кто на самом деле должен осуществлять контроль над самыми святыми местами ислама – и одновременно самыми мощными источниками политической легитимности в этого королевства. Эти разговоры идут не впервые: серия связанных с хаджем трагедий на протяжении многих лет, в том числе памятная многим трагическая давка в толпе в 2015 году, в которой погибло до 2300 верующих, давно поставила Эр-Рияд и его способность управлять хаджем под огонь критики.

Постоянный рост числа жертв среди мирного населения, гибнущего под саудовскими бомбами в Йемене, ничуть не забытое зверское убийство оппозиционного журналиста и блогера Джамаля Хашакджи (Хашогги) в саудовском консульстве в Стамбуле и непримиримый напор Эр-Рияда в иранском кризисе в последнее время заставили даже некоторых старинных союзников Саудовской Аравии из числа суннитских государств усомниться в целесообразности дальнейшей поддержки королевства.

Пандемия и Полумесяц. Жизнь с COVID-19 в исламских странах

Отмененный хадж наверняка обернется для правящей саудовской династии также и большой потерей доходов, притом что бюджет страны и так терпит огромные убытки из-за потрясений, вызванных новым коронавирусом, замедления мирового экономического роста и падения цен на нефть. Согласно официальным данным, каждый год саудовская экономика получает от организации хаджа и обслуживания паломников не менее 12 миллиардов долларов.

Ранее в июне Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире (более 266 миллионов человек), стала одним из первых государств, которое отказалось от участия в хадже, после того как потребовала от Эр-Рияда ясности, но не получила ее. Индонезийский президент Джоко Видодо назвал это «очень горьким, трудным, но неизбежным шагом». Вслед за Индонезией от участия в организации хаджа отказались и другие значимые исламские страны, например, Малайзия и Сенегал.

Александр Гостев

Редактор информационной службы РС, международный обозреватель, автор и редактор рубрики и программы «Атлас мира».

Для поездки на Хадж необходимы:

Заграничный паспорт нового образца, биометрический (срок действия не менее 6 месяцев)

Копия общегражданского паспорта (стр. где фото и стр. где прописка)

2 цветные фотографии 4*6 на белом фоне (женщина в платке)

Супругам нужно иметь свидетельство о браке (подлинник)

Женщина моложе 45 лет должна сопровождаться махрамом старше 17 лет

Для неэтнических мусульман: свидетельство о принятии Ислама

Международное свидетельство о вакцинации против менингита и желтой лихорадки (четырехкомпонентная)

Лекарства (антибиотик, аспирин, тетрациклин и т.д.)

Деньги (на курбан 150$ и на личные расходы)

Раскладной матрац (по возможности)

Паломники из Челябинска застряли в Москве

В конце августа мне написали паломники из Челябинска, которые организованной группой прибыли в Москву. Им пришлось поселиться в дешевом хостеле с клопами — там они и провели несколько суток, пребывая в неведении о дате своего вылета в священные места, если он состоится вообще. Дальше — больше. Мне стали писать и звонить паломники из разных регионов с аналогичными историями. Ситуация накалялась. В московском аэропорту скопилось несколько сотен мусульман, ждущих вылета. Ситуация омрачалась тем, что никто из компетентных лиц не давал никаких комментариев, а руководители тур.фирм и хадж миссии просто не отвечали на звонки.

Читать еще:  Пасху в России отметят и мусульмане

Оставалось совсем немного до того дня, когда Саудовская Аравия должна была закрыть свои границы для паломников. И тут произошел прорыв блокады — наконец, хоть какая-то информация: паспорта находятся в посольстве Саудии, но… подводит принтер. Еще пару томительных дней ожидания — и часть паломников всё же получила паспорта с визами и в последний момент покинула воздушное пространство РФ.

Однако более чем тысячи мусульманам в этом году было предписано остаться дома.

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной.

4. Делать селфи «Я на хадже»не надо

Во время хаджа некоторые паломники фотографируют себя на фоне мусульманских святынь или в толпе верующих, однако не все духовные лидеры одобряют такое поведение.

Еще в 2014 году многие исламские проповедники осудили распространившееся среди паломников увлечение селфи. По их мнению, фотографирование отвлекает от смысла паломничества.

В ноябре 2017 года турецкая газета Sabah со ссылкой на заявление Саудовской Аравии сообщало, что саудовские власти запретили паломникам делать фотографии и снимать видео на территории Заповедной мечети.

Хадж на рубеже XIX—XX веков: улучшенная транспортная инфраструктура, наемное паломничество и «наши» за бугром

Какие новые возможности для мусульманских паломников появились сто лет назад?

На этой неделе в хадж выехала последняя группа паломников. Профессор, д.ф.н. Альфина Сибгатуллина, работающая в Институте востоковедения РАН, продолжает рассказывать о том, как верующие посещали Мекку в былые времена. Сто лет назад блага цивилизации почувствовали и российские магометане. В отличие от XVIII—XIX веков, добраться до святых мест теперь можно было значительно быстрее, с комфортом и с минимальными рисками. А для тех, кто в силу болезни не мог совершить хадж, действовали специальные услуги.

Железнодорожная и морская инфраструктура для пилигримов

Пик дореволюционного паломничества приходится на рубеж XIX—XX веков: в данный период ежегодно отправлялись к святым местам от 6 до 12 тысяч российских мусульман. Этому способствовало, во-первых, заметное улучшение общего благосостояния самих правоверных, во-вторых, строительство новых российских железных дорог и относительно дешевый проезд по ним, в-третьих, открытие в 1908 году Хиджазской железной дороги.

К началу ХХ века в перевозке паломников по России были задействованы уже 14 железных дорог: Сибирская, Самаро-Златоустская, Средне-Азиатская, Ташкентская, Московско-Казанская, Сызрано-Вяземская, Рязано-Уральская, Юго-Восточная, Южная, Пермская, Закавказская, Владикавказская, Екатерининская и Юго-Западная. Со стороны правительства были сделаны определенные, хотя и импульсивные, шаги по упорядочению паломнического движения: выделены специальные вагоны для мусульманских путников, открыто заведение хаджи-хане в Одессе, запущены в оборот паспорта особого образца на восточных языках.

Начало строительства станции Хиджазской железной дороги, 1903, Хайфа. Фото liveinternet.ru

Суда Русского общества пароходства и торговли, добровольного флота включились в конкуренцию с иностранными пароходами по перевозке паломников из Одессы и Севастополя. Для путников, не желавших использовать морские маршруты, стало доступно наземное направление: поездом из Москвы через Варшаву и Вену за шесть дней можно было добраться до Стамбула.

На дипломатической службе у императора

В 1891 году было открыто российское консульство в Джидде, призванное вести учет подданных Российской империи. Первым консулом был назначен татарин Шагимардан Мирясович Ибрагимов (1841—1892), который, к великому сожалению мусульман, скоро умер от холеры. В 1895 году драгоманом (переводчиком) в консульство был назначен еще один татарин Шакирджан Ишаев. По поручению властей с целью изучения обстановки в 1898—1899 годах в святых местах побывал штабс-капитан Абдулазиз Давлетшин и представил подробный рапорт. Также были опубликованы отчеты о санитарно-эпидемиологическом состоянии Хиджаза различных ответственных лиц.

Читать еще:  Белый цветок: праздник прошел успешно несмотря на погоду

В популяризации хаджа огромную роль сыграло появление периодической печати на национальных языках. Мусульмане из газет получали информацию о сроках, разрешениях и запретах на выезд, карантинах нового паломнического сезона, делились своими впечатлениями о поездке, писали жалобы и предложения об условиях перевозки в поездах и на пароходах. Оренбургская газета «Вакыт» под руководством неутомимого Фатиха Карими (1870—1937) служила татарам наиболее оперативным и надежным источником в данном вопросе.

Оренбургская газета «Вакыт» под руководством неутомимого Фатиха Карими (1870—1937) служила татарам наиболее оперативным и надежным источником по вопросам хаджа. Фото millattashlar.ru

Также с целью предупреждения обмана различного рода для паломников печатались специальные путеводители на татарском языке с указанием надежных маршрутов, гостиниц, курса валют, цен на билеты и продукты, как в России, так и в Османской империи. Представители мусульманской фракции Государственной Думы старались быть в курсе ежегодного хаджа российских мусульман.

Новая услуга для мусульман — «бадаль-хадж»

В эти годы среди татар набирала оборот и наемная форма паломничества — бадаль-хадж (бәдәл хаҗ). Мусульмане, которые имели достаточные средства для совершения паломничества, но не могли делать это по причинам состояния здоровья, возраста или службы, обращались к бадальчи, которые за определенную плату совершали хадж за другого человека. Такие люди обычно приезжали из Мекки и Медины и, предлагая свои услуги, разъезжали по городам и селам Поволжья, Сибири и Урала, но позже их вытеснили местные «труженики хаджа».

Разумеется, честность выполнения «заказа» полностью оставалась на совести исполнителей, мало кто из них снова возвращался к «заказчику» и преподносил особый документ о совершении им паломничества, т.н. хаджнаме.

Дорога, которая раньше преодолевалась на верблюдах в лучшем случае за 40 дней, теперь занимала 72 часа. Фото idmedina.ru

Подарок османского султана: Хиджазская железная дорога

30 августа 1908 года торжественно была открыта Хиджазская железная дорога, построенная османским султаном Абдулхамидом II на деньги всех мусульман мира. Она соединяла Дамаск, считавшийся воротами в Аравию, с Мединой и покрывала общее расстояние в 1 464 км. Таким образом, дорога, которая раньше преодолевалась на верблюдах в лучшем случае за 40 дней, теперь занимала 72 часа. Расписание поездов было составлено с учетом времени совершения ежедневных молитв, в вагонах находились штатные муэдзины, которые руководили пятикратным намазом пассажиров прямо в поезде. Во время религиозных праздников организовывались специальные дешевые рейсы, имелись особые условия для семейного путешествия.

Османский султан особо распорядился о проведении действенных санитарных мероприятий в Хиджазском регионе, которые предусматривали строительство больниц, гостиниц, бараков для хаджи, паровых камер для дезинфекции, создание специальных мест для совершения жертвоприношения и т. д. Однако многие из этих планов так и не были осуществлены из-за предательства местных властей и тайной деятельности европейских агентов.

В период конца XIX – начала ХХ века совершили хадж такие выдающиеся деятели татарского народа, как Шигабуддин Марджани, Мурад Рамзи, Мухаммадъяр Султанов, Галимджан Баруди, Абдуррашид Ибрагимов (на фото). Фото jazucilar.narod.ru

Наши земляки в святых местах

В период конца XIX – начала ХХ века совершили хадж такие выдающиеся деятели татарского народа, как Шигабуддин Марджани (1880), Мурад Рамзи (1880), Мухаммадъяр Султанов (1893), Галимджан Баруди (1887, 1909), Абдуррашид Ибрагимов (1909), Габдулла Апанаев (1909), Хайрулла Усманов (1911) и др. Наряду с выполнением религиозного долга и посещением святых мест татарские паломники имели контакты с видными учеными и прогрессивными деятелями со всего мусульманского мира, расширяли свой кругозор, углубляли знания, обменивались мнениями по различным вопросам.

По всему пути из России до Мекки и Медины татары находили осевших там земляков, встречались с обучавшейся за границей российской мусульманской молодежью. Поселившийся в Мекке Мурад Рамзи в паломнический сезон становился простым муджавиром и оказывал посильную помощь и гостеприимство прибывшим из Поволжья и с Урала паломникам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector