0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хадж в 1920-е годы: «арабская весна», дипломатические уловки Карима Хакимова и самоизоляция страны Советов

Содержание

Хадж в 1920-е годы: «арабская весна», дипломатические уловки Карима Хакимова и самоизоляция страны Советов

Как изменилось паломничество в Мекку после Октябрьской революции

Сегодня наступила кульминация мусульманского паломничества — стояние на горе Арафат. «Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки профессора, научного сотрудника Института востоковедения РАН Альфины Сибгатуллиной о хадже татар. В сегодняшнем материале, подготовленном для нашего издания, она рассказывает о глобальных политических изменениях, потрясших мир в начале XX века, которые отразились и на паломничестве российских мусульман.

Новые войны — новые коррективы

С началом Первой мировой войны многое изменилось в истории мусульманского паломничества. Российских паломников война застала по дороге домой. Сын ишана Зайнуллы Расулева Кадир и его жена Зайтуна (девичья фамилия Мавлюдова, в нее был влюблен Габдулла Тукай), например, надолго задержались в Стамбуле, поскольку проход судов через Черноморские проливы был закрыт. И в ожидании улучшения политической обстановки в Стамбуле у четы родился сын, впоследствии ставший известным писателем Атиллой Расих, который в романе «Внук ишана» описал эти события по дневникам своей матери.

Турция вступила в войну на стороне Германии, и Россия однозначно запретила высадку россиян у турецких берегов, перевозка хаджиев стала осуществляться исключительно на пароходах российских компаний. С этой целью позже были организованы прямые рейсы в Красное море пароходов Совторгфлота.

Непоправимый удар был нанесен Хиджазской железной дороге, по которой во время войны турки перевозили свои войска: усилиями бедуинов (не без помощи английской разведки) она была разрушена и приведена в непригодное состояние.

Изменилась политическая обстановка в регионе: в 1916 году Хиджаз объявил независимость от Османской империи и до 1925 года существовал как независимое государство, управляемое хашимитами. В 1925 году Хиджаз был завоеван королем Неджда и получил название Королевство Неджд и Хиджаз.

К. Хакимов видел одной из своих первостепенных задач обеспечение возможности свободного посещения святых мест мусульманами из СССР. Фото islam-today.ru

Советский друг арабского Востока

В установлении торговых и дипломатических отношений молодой Советской Республики с Хиджазом большую роль сыграл татарин Карим Хакимов (1892—1938), личным авторитетом способствовавший формированию положительного образа страны Советов в глазах арабов. Летом 1924 году в Джидде под его руководством было открыто советское генконсульство, а когда СССР признал Саудовскую Аравию, К. Хакимов стал первым послом в королевстве. В 1925 году он совершил малый хадж (умру), чем завоевал уважение у властей Аравии. К. Хакимов видел одной из своих первостепенных задач обеспечение возможности свободного посещения святых мест мусульманами из СССР. Именно он содействовал приглашению и приезду в 1926 году на Первый Всемирный мусульманский конгресс советской делегации во главе с Ризой Фахретдиновым и организовал перевозку мусульман, направлявшихся в хадж, на советском пароходе до Джидды.

Таким образом, благодаря его деятельности, в 1926 году получила возможность совершить хадж официальная делегация советских мусульман в составе муфтия Центрального духовного управления мусульман Ризы Фахретдина, казыя Кашшафа Тарджемани, Махди Магкули из Сибири, имама Габдерахмана Гумари из Астрахани; Тагира Ильяси из Казани; Муслахетдина Халиля из Крыма; Абдуль-Вахида аль-Кари из Туркестана и Мусы Бигиева из Петербурга.

Делегация мусльман Советского Союза в конторе Совторгфлота в Одессе

Страна в самоизоляции

Империалистическая война, революция, гражданская война, установление большевистской власти, сильнейший голод в Поволжье, раскулачивание, эмиграция экономически обеспеченной части населения, идеология воинствующего атеизма — вот неполный список причин ослабления интереса к мусульманскому паломничеству среди советских верующих в 1920-е годы. Хадж официально еще не был запрещен, но тех, кто рисковал в таких тяжелых экономических и политических условиях выезжать в паломничество, были единицы.

Одним из таких отважных людей является Муса Бигиев. Прекрасно ориентировавшийся в арабском мире М. Бигиев, не признавший советскую власть, видимо, не находя уюта в России, в 1927 году из Одессы снова отправился в святые места. Его дневниковые записи об этом путешествии совсем недавно были обнаружены и опубликованы историком А. Хайрутдиновым. В своих записях Муса-эфенди особое внимание обратил на плачевное санитарное состояние региона, отсутствие порядка и чистоты в местах поклонения, на давки среди паломников, уносившие огромное количество жизней.

Глубокую печаль выражают слова Мусы-эфенди: «Русиядән, димәк мөмкин, йалңыз бән…» («Из России, можно сказать, что я один…»), которые свидетельствуют о том, что с каждым годом сокращалось количество мусульман, совершавших паломничество из СССР. В паломнический сезон 1927 года на пароходе Совторгфлота «Ильич», который привез 337 паломников, М. Бигиев был единственным из российских мусульман, остальные все были иностранцы, преимущественно кашгарцы из Китая. Перевозка в Хиджаз на советских пароходах иностранных паломников была особой советской политикой того периода.

К началу 1930-х СССР отказался от активной внешней политики в Аравийском полуострове, и путешествия советских мусульман в Мекку полностью прекратились, что даже вызвало серьезное беспокойство мусульманских стран. Хотя советские чиновники пытались оправдываться, что, мол, совершение хаджа является личным делом верующих, и власти СССР не имеют к этому никакого отношения, было очевидно, что сталинский режим постепенно изолировал страну от международного сообщества, как мусульманского, так и православного.

Справка

Альфина Тагировна Сибгатуллина — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН (Москва).

  • В 1979 году с отличием окончила среднюю школу.
  • В 1984 году с отличием окончила Елабужский государственный педагогический институт (специальность: Русский язык и литература, татарский язык и литература). Принята на кафедру русского языка.
  • В 1990 году в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН РТ защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция концепции личности в татарской поэзии XIX века».
  • В 2000 году в Казанском государственном университете защитила докторскую диссертацию на тему: «Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности)».
  • В 2002 году присвоено ученое звание профессора.

Что такое хадж?

Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. Причем деньги на поездку должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж является одним из пяти столпов ислама – предписаний, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время месяца Рамадан) и закят (налог на имущество).

Для мусульман всего мира и России в том числе текущие дни наполнены особым смыслом и особой ответственностью. Сейчас завершается обряд хаджа — посещения священных городов Ислама Мекки и Медины. Для мусульман хадж — один из пяти столпов Ислама, а значит, их религиозная обязанность.

Среднестатистический читатель почти ничего не знает о хадже — как правило, СМИ сводят весь смысл хаджа к жертвоприношению животных на праздник Курбан-Байрам, и неискушенный читатель доверяет этому незатейливому объяснению.

Для мусульман хадж — это очень символически насыщенный ритуал. Это обряд, который означает для человека возвращение к единому Творцу, подтверждение исповедания единобожия, возвращение к истокам своей истинной внутренней сущности, рубежным этапом и реализацией личных амбиций, испытанием в укреплении веры и терпения.

Правила хаджа были установлены еще Пророком Мухаммадом более 1000 лет назад и с тех пор не менялись. Хадж состоит из нескольких основных элементов — семикратный обход вокруг Каабы, (Дома Аллаха), бег между святыми горами Сафа и Марва, стояние в молитве у горы Арафат, побивание камнями дьявола в долине Мина.

В своем каждом поклоне и простирании ниц в священных городах Ислама мусульманин не только воспроизводит действия персонажей священной истории, он еще раз подтверждает приверженность монотеизму. Священные топографические символы — Кааба, горы ас-Сафа и аль-Марва, гора Арафат, долина Мина образуют единое для всех паломников пространство, в котором с наступлением хаджа каждый год вновь воспроизводятся действия персонажей священной для мусульман истории и время первых веков ислама.

Читать еще:  В Находку прибыла частица мощей и частица гроба Николая Чудотворца

В Коране есть аяты, указывающие на необходимость совершения паломничества: « И завершайте хадж и посещение ради Аллаха ». О хадже как о внутреннем преодолении на пути к Всевышнему говорится и в Сунне, мусульманском предании: « Однажды Пророка спросили: « Какое дело является наилучшим? » Он ответил: « Вера в Аллаха и Его Посланника ». ( Его) спросили: « А после этого? » Он ответил: « Борьба на пути Аллаха ». Его снова спросили: « А после этого? » Он ответил: « Безупречный хадж »».

Сегодня историкам доступны описания хаджа, сделанные паломниками и путешественниками несколько столетий назад. Каждое из них уникально по-своему и каждое вносит свои нюансы в понимание этого ритуала. Один из важных смыслов, заложенных в хадже — его наднациональность. Паломники, одетые в Ихрам, равны перед Всевышним независимо от своего возраста, пола, статуса, богатства, расы, национальности и т. д.

«(Здесь) обитатель Кавказа протягивает дружескую руку эфиопу или же гвинейскому негру, индиец и перс братаются с уроженцами варварийских стран и Марокко. Все они считают себя членами одного семейства. (Здесь) нет посредника между человеком и его Богом: все равны перед своим Творцом », — такой увидел Мекку один из путешественников в хадже 1807 года.

Мусульмане молятся вокруг Каабы. 1900.

Для кавказских мусульман из Российской империи хадж — это особый и исключительный опыт. К нему долго готовились — и финансово, и духовно. Дорога в Мекку была непростой — для мусульман второй половины XIX и начала ХХ, добирающихся в священные земли Аравии несколько месяцев, она была наполнена физическими усилиями.

В духовном плане Путь в Мекку, на землю, где впервые прозвучала проповедь ислама, а Коран был ниспослан людям через пророка Мухаммада, тоже был сложным. Часто это был единственный путь, ради которого человек,например, из горного аула покидал устоявшиеся пределы своего обитания.

Можно только представить, что для мусульманина, впервые покидавшего свою родину именно для хаджа, «взрывалась» его картина мира. Путешествие, длившееся от года до четырех лет, ломало его привычный мир — он впервые видел столицы древних империй, городские пространства Петербурга, Варшавы, Вены, Софии, Дамаска, смешение языков и человеческих типажей, переплывал море, наблюдал за суматошной портовой жизнью, видел причудливые здания старинных вокзалов, монастыри и храмы, гостиницы, железные дороги, поезда и пароходы. Все это и составляло визуальную карту его паломнического пути.

Российские мусульмане прибывали в Мекку тремя маршрутами – северным, закавказским и южным. Северный путь, начинавшийся в черноморских портах – Батуми, Поти, Сухуми, Новороссийске, Феодосии, Керчи, Херсоне, Одессе и иногда Севастополе – использовали мусульмане-сунниты европейской части России, Северного Кавказа и Закавказья. Из этих городов через Стамбул они следовали на пароходах до Александрии или Порт-Саида.

Закавказский маршрут использовался мусульманами-шиитами, посещавшими на пути в Аравию священные для них Неджаф и Кербелу, города, где разыгрывались драматичные события, связанные с личностью халифа Али, последователи которого впоследствии выделились в особое течение в исламе — шиизм. После Неджафа и Кербелы они собирались в Багдаде и в составе больших караванов направлялись в Мекку.

Наконец, третий путь, наиболее удобный для мусульман центральной Азии, Сибири и Урала, проходил через г.Мазари-Шариф на севере Афганистана, Кабул, Хайбарский проход, соединявший Афганистан с Британской Индией, и Пешавар. В Пешаваре после открытия железнодорожного сообщения паломники садились на поезд, перевозивший их в Карачи или Бомбей, а оттуда морским путем хаджи прибывали в Джидду или Янбо. Особенность этого маршрута в том, что на пути в Мекку мусульмане посещали знаменитый мазар – усыпальницу халифа Али в Мазари-Шарифе.

Известен и путь паломников из Петербурга до Стамбула, по железной дороге, с остановками и пересадками на железнодорожных станциях в Варшаве, Вене, Будапеште, Белграде, Софии.

Из Стамбула паломники добирались морем через Афон, Салоники, Измир, Триполи в Бейрут, откуда на пароходе — до Александрии, затем поездом до Каира, а затем морем в Суэц и Джидду, главный порт Хиджаза.

До начала транспортного пароходства и строительства Суэцкого канала (1869) Дамаск и Каир служили главными сборными пунктами для мусульман, отправляющихся в Хиджаз с севера и запада.

Путешествие в Аравию требовало не только материальных затрат, но и силы духа, физического здоровья. А.В.Елисеев, русский врач и путешественник конца XIX в., писал о своем плавании по Красному морю на одном корабле с паломниками в Мекку как об одном из самых утомительных в мире: «Самый вид унылых, безжизненных, словно обожженных скал и островов, лишенных всякого признака обитания, наводит какую-то особую тоску, и немудрено, что многим пассажирам кажется, что более унылого и безотрадного вида островов и береговых скал, как в Красном море, не встречается нигде более на свете».

В самой Аравии пилигрима ждали самум – «дыхание смерти», зной, пыль, опасность заразиться чумой или холерой. Последние силы паломников, проходящих с караванами путь к Мекке, отнимало движение по пустыне и ее созерцание.

Англичанин Ричард Бертон, новообращенный мусульманин, принявший имя – шейх Хаджи-Абдалла, совершивший хадж в 1853 г., писал: «Шли только ночью, день же проводили во сне или в полулетаргическом состоянии…В беспорядке нагроможденные груды гранита местами заваливали дорогу. Почва покрыта была рубцевидными трещинами, которые переходили в пещеры или были забиты переносным песком. Небо напоминало собой голубую полированную сталь. Навстречу не попадалось ни птицы, ни зверя».

Техническое состояние турецких пароходов, перевозивших российских паломников, было удручающим, запасы угля часто заканчивались среди моря, корабли иногда вынуждены были долго простаивать у входа в Суэцкий канал.

В Аравии российские хаджи попадали под покровительство гидов и проводников. Они рассчитывались за паломника с таможней, нанимали для него верблюдов, передавали своим доверенным непосредственно в Мекке.

Особую опасность для паломника представляли бедуины. Они нападали на караваны в самых неожиданных местах и обирали паломников. « Появилось значительное число бедуинов, — вспоминал наблюдательный Р.Бертон,- роившихся, подобно шершням, по гребням гор, с оружием громадных размеров в руках, и карабкавшихся (по скалам) не хуже кошек ».

Часто случалось, что по прибытии в Мекку ожидания паломников не соответствовали прозаической реальности, которая ждала их в святой земле Аравии. Образ Мекки, о посещении которой мусульмане грезили всю жизнь, постепенно терял свою загадочность: здесь не было самых необходимых удобств и жилья, город поражал грязью и запущенностью, не хватало воды и качественной пищи, гигиеническая обстановка у Арафата и, в особенности, в Мине оставляла желать лучшего, практически отсутствовала медицинская помощь.

Официальная статистика свидетельствовала, что ежегодно эпидемии уносили жизни от 20 до 50% паломников. « В сердце Ислама бедуины, соплеменники пророка, грабят своих единоверцев, приехавших с такими трудностями для совершения священных обрядов общей им религии, их поражает также безнаказанность и дерзость этих грабежей… они удивляются полной индифферентности властей и безучастному отношению их к судьбе паломников; они бывают очень изумлены, увидев со стороны коренных жителей Хиджаза, которых привыкли считать на родине чуть ли не святыми, очень легкое отношение к выполнению главных обрядов религии и преобладание у них денежных интересов над всеми другими.

Им кажется очень странным и отсутствие порядка и чистоты в самой « Матери городов » и в « Городе Пророка »; им очень неприятно отсутствие тишины и благоговения в самих херемах, у священной Каабы и у гробницы Пророка… », — с горечью писал А.Давлетшин, штабс-капитан, посетивший Мекку с секретной миссией в 1898 г. по заданию самого императора.

Весь паломнический путь сопровождался нескончаемыми поборами со стороны турецких чиновников – за прохождение карантина, пошлины за проезд и багаж, за верблюдов и сопровождение.

В Архиве внешней политик Российской империи сохранилось письмо паломников черкесов с парохода « Царица », написанное российскому консулу в Джидде. « Наживой с хаджи занимаются не только отдельные лица, но даже целые организованные шайки, с которыми невозможно бороться, так как ими все и вся подкуплены, а потому, конечно, и не думают защищать нас, а напротив, явно покровительствуют разным хищникам, » — писали они о своих проблемах на пути из Янбо до Медины.

Можно предположить, что паломники испытывали стресс от того, что увиденное у горы Арафат, молитва у которой является кульминацией хаджа, не соответствовало их ожиданиям. По воспоминаниям Р.Бертона, « каждый паломник изо всех сил подгонял свою скотину; вся равнина покрылась, как щетиной, древками шатров; носилки разбивались; пешеходы попадали под копыта животных; верблюдов опрокидывали; возникали поединки на палках или каком-нибудь оружии; здесь женщина, там дитя, в другом месте животное терялись – все находилось в хаотическом беспорядке ».

Вопрос о политическом влиянии хаджа стал одним из обсуждаемых в среде чиновников и политиков, причастных к формированию мусульманской политики в Российской империи. Об этом — в следующем посте

Те верующие, которые собираются совершить хадж, должны соблюсти следующие условия:

  • на момент совершения паломничества человек должен быть совершеннолетним;
  • также необходимо иметь свободу на это время, ясный ум и физическое здоровье;
  • ритуал хадж (паломничество по святым местам) совершается человеком в том случае, если он имеет достаточное количество средств для обеспечения себя в это время, а также своей семьи;
  • необходимо погасить все долги перед началом хаджа, а также нельзя его совершать в долг;
  • необходимо организовать свою безопасность и заблаговременный выезд для того, чтобы не опоздать к началу выполнения обряда.
Читать еще:  Рекламная продукция, материалы

Помимо этого, во время хаджа нельзя совершать некоторые действия:

  • запрещается причинять вред или боль всему живому (животным, насекомым, растениям, людям);
  • тот, кто совершает паломничество, не должен торговать и делать что-либо относящееся к мирской жизни;
  • различные матримониальные действия запрещаются, а также сексуальные отношения;
  • запрещается стричься, бриться, использовать различные благовония, носить драгоценности и украшения;
  • также нельзя курить в это время.

Если происходит нарушение какого-нибудь пункта, то хадж можно считать несовершенным и недействительным.

Сколько стоит Хадж и Умра в 2020 году

Ориентировочная стоимость Хаджа в 2020 году:

  • от 2300 долларов — по раннему бронированию. Обычно это перелет до Шарджи (ОАЭ) и оттуда на автобусе до Мекки (около 1800 км), примерно 2 суток.
  • от 3100 долларов — по раннему бронированию. Это прямой перелет до Джидды (80 км от Мекки).

Кому тяжело ехать такое расстояние на автобусе, лучше конечно выбрать второй вариант.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Как приносят в жертву баранов

Обряд жертвоприношения в память о жертве Ибрахима принято совершать, забивая барана, либо другое чистое с точки зрения ислама животное (например, верблюда). Верующий может совершить обряд сам, либо доверить это специально обученному посреднику (не обязательно мусульманину).

Жертва может быть принесена как от имени одного человека, так и от имени семьи или группы верующих — все зависит от достатка участников церемонии. Животное для обряда выбирают по специальным строгим критериям: баран обязательно должен быть молодым, здоровым и красивым.

По правилам перед принесением в жертву барана валят на землю головой в сторону Мекки, а потом перерезают ему горло. Тушу разделывают на месте, деля на три части. Треть мяса предназначена для праздничной трапезы того, от чьего имени принесена жертва. Вторая треть идет на подарок малоимущим из общины, не имеющим возможности принести жертву от имени своей семьи. Еще одна часть мяса предназначена для милостыни, чтобы в праздник никто не чувствовал себя обделенным.

Обряд жертвоприношения на Курбан-байрам неоднократно подвергался осуждению со стороны зоозащитников, но традиция так сильна, что с ней вынуждены считаться власти всех стран, где есть значительное мусульманское население.

Третий столп Ислама: обязательное пожертвование Закят

Закят – это милостыня или налог 2,5% за один год, который выплачивается из своего имущества в пользу тех мусульман, которые испытывают нужду. По толкованию факихов, термин «закят» трактуется как «очищение от греха».

Мекканские суры трактуют закят как благодеяние или милостыню, оказание материальной помощи. Если мусульманин не желает платить закят, то это является тяжким грехом в Исламе и может даже рассматриваться как вероотступничество. Выплачивают закят дееспособные мусульмане, и в течение года собранные таким способом суммы расходуются только в том округе, где их собирали. Получают закят: неимущие, сборщики закята, бедняки, студенты, путники, у которых нет средств, чтобы вернуться домой, те, кто заслуживает поощрения и ряд других категорий и лиц.

Классификация принципов вероучения

Сама религия базируется на основе шариата. Соответственно, и столпы представляют собой шариатские основополагающие принципы, которые неукоснительно должен соблюдать любой правоверный мусульманин. Их классификацию вы вряд ли найдете в священной книге мусульман – Коране. Однако их можно найти в хадисе Пророка Мухаммеда (с.а.в.), который во многом сформировал принципы вероучения.

Фундаментальными считаются главных 5 столпов, которые являются своеобразными заповедями и регламентируют не только покорность Всевышнему, но и образ жизни каждого мусульманина. Нельзя считать их вместилищем всей исламской мудрости, однако сама религия не смогла бы быть состоявшейся, если бы их не существовало.

В перечень столпов ислама входят:

  1. Шахада.
  2. Намаз (салят).
  3. Ураза (сыям).
  4. Закят.
  5. Хадж.

Что означают эти понятия?

  • Шахада – это свидетельство. Оно утверждает, что Аллах един, кроме него не может быть никаких других божеств. Кроме того, оно определяет согласие с утверждением, что Мухаммед является Пророком Аллаха. Таким образом, представляет собой подтверждение безоговорочной и твердой веры мусульманина.
  • Намаз – это обязательство пятикратной молитвы каждого правоверного. Намаз должен совершаться каждый день без каких-либо уклонений.
  • Ураза – обязательный пост во время месяца Рамадан. Этот месяц считается значимым и священным периодом для мусульман всех течений.
  • Закят – обязанность обеспеченных мусульман регулярно отчислять определенную сумму в пользу неимущих.

  • Хадж – паломничество в священный город Мекку.

Многие мусульманские мыслители не без основания утверждают, что главный столп ислама – это шахада. Именно она регламентирует основную идею всей религии и свидетельствует о том, что ислам является религией не воинственной, а более чем миролюбивой. Этот постулат следует из самой формулировки заповеди.

Тем не менее, в последние годы исламисты вписывают в эту стройную пятиступенчатую систему еще и шестую составляющую. Они полагают, что джихад можно называть дополнительным столпом, несмотря на то, теологи не включают джихад (борьбу) в список и, отвечая на вопрос о том, сколько столпов существует в исламе, по-прежнему называют только пять.

Оживление мечетей

Оживление мечетей

Все дела оцениваются только по намерениям — Шейх Усеймин

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Лечение преждевременного семяизвержения

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Кто имеет право давать фатуа по глобальным вопросам ?

О том, кто является ученым в Исламе ?

Что является доказательством в Исламе ?

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

О величии и достоинствах знания и ученых

Ученые и их положение в Исламе

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах наделил мечети особым статусом в Исламе и подчеркнул их почётное положение, назвав «домами Аллаха». Он похвалил людей, которые прославляют Его в этих домах утром и вечером и пообещал им большую награду в день последнего Отчёта. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 36-38).

Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют мечети, проводят в них свои молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём. Он сказал:«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 17).

Также Аллах объявил о своей угрозе тем, кто мешает людям посещать мечети, препятствует совершению в них молитвы и поминанию имени Аллаха или, еще хуже, сносит их и делает непригодными для использования. Всевышний Аллах сказал:«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (Коран, 2: 114).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) побуждал возводить мечети и нёс радостную весть о награде тем, кто возводит дома Аллаха:«Кто построит мечеть, стремясь к Лику Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю»[1] .

«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю»[2].

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, совершив переселение из Мекки, то первым, что он сделал, было возведение мечети. Это говорит о великой значимости мечетей и их особом статусе в Исламе. Мечети – это дома Аллаха, обители Его ангелов, места, куда нисходит Его божественная милость, где совершаются посвящённые Ему обряды поклонения и где встречаются друг с другом Его верующие рабы Аллаха.

Мечети не должны строиться ради того, чтобы кого-то удивлять, быть украшением улиц, они не должны становиться достопримечательностями, музеями и объектами чьей-то гордости и бахвальства. Мечети возводятся для того, чтобы проводить в них молитву и поминать Всевышнего Аллаха, они не должны быть закрытыми большую часть времени, подобно банковским сейфам. Мечети строятся, дабы из них возносились молитвы и слова поминания, чтобы распространялся из них свет поклонения и постоянно стекались к ним делегации мусульман, гостей Милостивого Аллаха. Молитва, совершённая в мечети, даёт людям возможность собрать на чаше добрых дел множество хороших поступков и очистить душу от грехов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Читать еще:  Власти королевства Бутан притесняют христиан

«Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективной молитвы, то один шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит по пути туда и обратно»[3].

Мусульманин, пребывающий в мечети в ожидании наступления времени намаза, подобен воину, несущему караул (рибат[4]) на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не указать ли вам на дело, которым Аллах стирает грехи и возвышает степени добродетели?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Качественное совершение омовения (тахарат), большое количество шагов на пути к мечетям, ожидание наступления молитвы после завершения предыдущей[5] – все это есть рибат, это рибат, это рибат»[6].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Обрадуй тех, кто постоянно ходит в мечети в темноте[7], что в день Воскресения им будет дан совершенный свет»[8].

Если человек привыкает к посещению мечети, что становится для него обычной жизненной практикой, то о подобном говорится как о признаке его Веры (Имана). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если увидите мужчину, постоянно приходящего в мечеть, то засвидетельствуйте о его Вере (Иман), ведь Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день»[9].

Когда человек пребывает в мечети, ожидая наступления молитвы, он получает за это ожидание такую же награду, как за саму молитву и всё это время ангелы просят у Аллаха для него прощения и милости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Каждый из вас пребывает в намазе до тех пор, пока намаз удерживает его [в мечети], и ничто не препятствует ему вернуться к семье кроме намаза»[10].

«Каждый из вас пребывает в намазе, пока намаз удерживает его [в мечети]. И ангелы говорят: «О Аллах, прости его. О Аллах, даруй ему свою милость». Это продолжается до тех пор, пока человек не покинет место своей молитвы или не испортит своё омовение (тахарат)»[11] .

Несмотря на то, что заблаговременный приход в мечеть и ожидание времени наступления молитвы содержат в себе столько блага, многие люди приходят в мечеть поздно. Некоторые выходят из дома, когда в мечети уже начинается намаз, пропуская начало молитвы или большую её часть. Они жалеют посвятить часть своего времени мечетям, но их небрежность по отношению к домам Аллаха оборачивается для них большой потерей. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал:«Если люди будут опаздывать [на намаз], то в конце концов Аллах сделает их отставшими»[12].

Если человек всё время опаздывает на намаз, это говорит о том, что он ленится её совершать, а это, в свою очередь, является качеством лицемеров, о которых Всевышний Аллах сказал:«Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

«И намаз они совершают лениво» (Коран, 9: 54).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почетного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Не следует человеку вставать на молитву лениво, намаз надо читать с довольством, с большим желанием и искренней радостью, ведь молящийся беседует с Аллахом. Воистину, Аллах перед молящимся, прощает его, принимает его молитвы, если тот просит о чём-то. Затем Ибн Аббас прочитал: «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

Аллах (Свят Он и Возвышен) велел мусульманам отправляться в мечеть, когда они слышат призыв на молитву, и оставлять торговлю. Аллах сказал:«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали»(Коран, 62: 9).

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:«Всевышний Аллах говорит, что услады и прикрасы мирской жизни, покупки и торговля, работа и сделки не отвлекают этих людей (верующих) от поминания их Господа, Того, кто создал их, дал им средства к существованию, одарил своими милостями. Они знают: то, что находится у Аллаха, лучше и полезнее того, что находится в их руках, ведь то, что у них – исчезнет, а то, что у Аллаха – вечно».

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) увидел людей, которые торговали на рынке, затем, когда был произнесён азан (призыв на обязательную молитву), они оставили свою лавку и отправились в мечеть. Ибн Масуд сказал: «Это те, о ком Аллах упомянул в своей Книге: «…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37). То же самое сообщается со слов Абдуллы ибн Умара (да будет им доволен Аллах). Когда он увидел, что некоторые люди, торгующие на рынке, услышав призыв на намаз, закрыли свои магазины и отправились в мечеть, то сказал: «Именно в их честь был ниспослан аят: «мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха». Матар аль-Варрак говорил: «Такими были праведные предшественники, они покупали и продавали, но если кто-либо из них слышал призыв на намаз, а в руках его были весы, он сразу же опускал весы и отправлялся совершать молитву».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал приходить на пятничный намаз пораньше. Сообщается в сборнике имама Ахмада, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Кто омоет голову и тело в день Джум’а[13], выйдет пораньше и застанет начало проповеди, пойдёт пешком, не садясь верхом, приблизится к имаму, будет слушать, не отвлекаясь, то за каждый свой шаг он получит награду, словно соблюдал пост и молился на протяжении целого года»[14].

Ибн Касир сказал: «Этот хадис имеет много путей передачи, в разных версиях его также привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Но большинство людей пренебрегают этой великой наградой, оставляют её и приходят на пятничный намаз лишь тогда, когда уже произносят икаму[15], а некоторые даже упускают часть намаза, пропуская пятничную проповедь, хотя она призвана быть для них наставлением, назиданием, уроком и предупреждением».

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Особенностью пятничного собрания является то, что на нём произносится проповедь, в которой говорят слова восхваления Аллаха, свидетельство Единобожия и пророчества, напоминание людям о великих событиях, связанных с Исламом, и предостережение их, дабы страшились они Его кары и праведного отмщения. Проповедь велит им то, что приближает их к Аллаху и Его Раю, и запрещает им то, что приближает их к Его гневу и Аду. Это и есть смысл проповеди и собрания».

Когда человек приходит в мечеть для проведения пятничной молитвы, то ему следует внимательно слушать проповедь, так как именно в этом и заключается суть данного собрания. Если же прихожанин не слушает, то противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не получает пользы от данного собрания, а это, в свою очередь, делает сердце чёрствым, отворачивающимся от поминания Аллаха, обрастающим пеленой невежества и беспечности.

Просите у Аллаха благополучия. Бойтесь Его и остерегайтесь скверных позывов своей души, ведь Он сказал в священном Коране:«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток.

Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников».

Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 63: 9-11).

Автор: Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
«аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя »
Перевод:
Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция:
М. Каримов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector