0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мусульмане Нижегородской области борются за подлинность «Татарских» пельменей

Ясно-понятно. Кто такие мишари?

«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных — выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.

lsvsx

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Окончание, начало тут.

Исследования Олега Балановского. Фрагмент из книги «Генофонд Европы» Неславянские народы России часть III-я.

ТАТАРЫ

Ареал популяций, генетически сходных с казанскими татарами, обширен и весь обращен к Северо-Восточной Европе. Хотя область популяций, максимально сходных с казанскими татарами (темно-зеленые тона, показывающие минимальные генетические расстояния 0

Featured Posts from This Journal

Про походы армии монгол на Русь: сколько проходили неутомимые монгольские лошади и воины, и т.д.

Историография о нашествии монголо-татар (или татаро-монголов, или татар и монголов, и так далее, кому как нравится) на Русь насчитывает свыше 300…

В античных текстах совершенно внятно говорится — Александр воевал с русами и славянами, а не скифами

Окончание, начало тут. Война с русами составляет главнейшее содержание «индийской» части похода Александра. Греки называли русов…

Становление европейского славянства происходило в эпоху переселения народов с просторов Сибири.

Известно, что гунны пришли в Европу с востока, из Сибири, остановились в Поволжье и Причерноморье. Было среди племён, объединённых гуннами и…

Как расширялась на север Ростово-Суздальская земля, давшая начало Великой России.

Окончание, начало тут. Историки утверждают, что нарастание территории Новгородской республики в Заволочье шло как бы окружным путем, не…

Хазары, исповедовавшие иудаизм — неотвратимый рок русской истории (Начало)

Помним отблеск лезвий ржавый, Лязг колчанов, высвист стрел, В стягах шум победной славы, Вражьи трупы на костре. И в обветренных закатах, В…

Русские летописцы и историки про походы Татар на Русь. Продолжение.

Начало. А вот что сказано в суздальской летописи по списку Лаврентия о 1223 годе. «Того же лета (1223) явились языци (т. е. иностранцы),…

Санкции Хазарии против Руси и кровавый поход мести войска русов. Дополнение.

Начало и Заключение. Об этом страшном походе мстителей, который завершился одним из самых страшных и кровавых сражений и поражением русов,…

Ордынское войско Славѧнской Державы

Не обошёл стороной этот процесс и ордынское войско Славѧнской Державы. Первый мусульманин Берке (Беркут) не решился заставить принять ислам своих…

Коварство византийцев, месть гунн и почему Аттал стал изгоем славяно-арийского мира

Разгром А.Винитара дал возможность гуннам в течение нескольких лет наладить общественную и хозяйственную жизнь Русколани и несколько…

  • 1

Советские антропологи, создавшие мощнейшую научную школу, по результатам краниологических исследований черепов из могильников на территории домонгольской Волжской Булгарии приходят к выводам, что татары в антропологическом отношении ближе всего находятся к болгарскому могильнику Четырёхугольник домонгольской ВБ, тогда как чуваши от него находятся порядком дальше. Источник называется «Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы» (Герасимова М. М., Рудь Н. М., Яблонский Л. Т.) Москва, Наука, 1987 На странице 229 есть дендрограмма суммарного сопоставления краниологических серий, номера 5, 6 и 7:

Популяционно чуваши относятся к субуральскому типу как финно-угры марийцы/удмурты (волжско-камский тип, а еще сравните марийский костюм с чувашским), казанские татары к волжско-камско-степному типу, т.е. промежуточному между волжско-камским и степным. В степном типе (популяционном) морфологически больше преобладают понтиды-средиземноморцы, т.е. лица похожие на кавказцев, которых по данным антропологии у казанских больше всего . Цитата: «Комбинация антропологических признаков, характерных для степного комплекса, известна в литературе под названием понтийского, или черноморского, типа (Випак, 1932. Neues Material. )- Н.Н. Чебоксаров предлагает включить ее в качестве подгруппы в атланто-черноморскую группу типов (Витое, Марк, Чебоксаров, 1959)». Это наследие от булгар Причерноморья (Зливкинский могильник), которые как раз были в основном тюркизированными сарматами-южаками. Именно поэтому татары оказываются наиболее близки к могильнику Четырёхугольник, в котором хотя и захоронены булгары уже смешанные с финно-уграми, но все равно четко прослеживается связь с оригинальным Зливкинским могильником:

«Несомненно, что население, оставившее средневековый могильник Четырехугольник, относится к ЗЛИВКИНСКОМУ варианту болгарских серий (по всей вероятности, на сарматской основе).»
М.М. Герасимова, Н.М. Рудь, Л.Т. Яблонский. «Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы». М., 1987

Про Зливкинский могильник (салтово-маяцкая культура) изначальных (Причерноморских, не пришедших в Поволжье) булгар с которым связан Четырёхугольник:

«На всех болгарских сериях с территории СССР прослеживается общий для них так называемый ЗЛИВКИНСКИЙ ТИП – европеоидный с ослабленными монголоидными чертами, который, по-видимому, был основным у болгар, двинувшихся из Приазовских степей к Среднему Поволжью и Дунаю».
М.М. Герасимова, Н.М. Рудь, Л.Т. Яблонский. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М., 1987

Хотя определенные группы чувашей тоже относятся к волжско-камско-степному типу, но порядком в меньшей степени поэтому и связь булгарским могильником Четырёхугольник не столь очевидна как у казанских, но все же тоже в какой-то мере присутствует.
Но прямые и ближайшие потомки булгар домонгольской ВБ это казанские татары, а не чуваши. Советские антропологи уже поставили все точки над i — обсуждать это нет смысла, а все фантазии написанные выше высосаны из пальца.

Edited at 2019-12-16 05:11 pm (UTC)

  • Записи сообщества
  • Поиск

Автономия татар Нижегородской области — РНКАТНО запись закреплена

26 сентября 2020 состоится Всемирная акция «Татарча диктант». Приглашаем всех нижгарлылар для участия в данной акции. Для этого необходимо:
1) Зайти на сайт http://diktant.tatar/ без регистрации.
2) Скачать бланк и распечатать или использовать простой лист А4
3) Открыть онлайн трансляцию на тв-каналах ТНВ-Татарстан, ТНВ-Планета, открыть эфир по ссылке на сайте http://diktant.tatar/ или включить Tatar Radiosi (Сергач 91,4 FM)
Показать полностью…
4) После написания отсканировать бланк (или качественно сфотографировать) и отправить на почту rnkatno@mail.ru , либо на Whatsapp по нижеуказанному номеру +7-920-031-19-96 (Динара).
Кто будет писать под диктовку по Татар радио, отправляем на адрес 152tr@mail.ru.
Также будут работать и офф-лайн площадки. Подробнее можно узнать:
1) 8 831 91 51 9 24 (Наиля ханым) в татарских районах;
2) 8 831 216 34 36 Динара в Н. Новгороде;
3) +7 (987) 747-22-20 Элфия ханым и +7 (910) 147-70-68 Зухра ханум в г. Дзержинске.

После проверки работ, в офисе РНКАТНО ждем всех участников на чаепитие (дата будет объявлена позже), для подведения итогов и награждения лучших участников!

По вопросам: @deehalil +7-920-031-1996

Автономия татар Нижегородской области — РНКАТНО запись закреплена

В Нижнем Новгороде стартует проект «Аллея славы выдающимся татарам Нижегородской области».

Руководство РНКАТНО приняло решении о старте реализации проекта «Аллея славы выдающимся татарам Нижегородской области».
Показать полностью…
Аллея славы предназначена для увековечивания памяти ветеранов Великой Отечественной Войны, а также выдающихся жителей Нижегородской области, таких как Х.А. Бегичев, А.А. Касьянов, Р.В. Вагапов и многих других. Данная Аллея будет представлять собой памятные доски с именами деятелей, также по проекту предусмотрены элементы малой архитектурной формы – скамейки и урны.

Планируемое расположение: От входа в станцию метро Чкаловская до входа в парк 1 Мая (до здания управления противопожарной службы №38).

Данный проект необходим для сохранения и передачи исторического наследия культуры в Канавинском районе города Нижнего Новгорода. А также для благоустройства части территории вдоль парка 1 Мая. По открытию аллеи славы будет возможность провести культурно-массовое мероприятия для сближения жителей Нижнего Новгорода.

В данный момент проходит процесс согласования с Администрацией города.

Автономия татар Нижегородской области — РНКАТНО запись закреплена

Сегодня свой юбилей отмечает председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области, Заместитель председателя РНКАТНО — Гаяз-хазрат Закиров! От Совета РНКАТНО и от всех нижегородских татар поздравляем Гаяз-хазрата с его 65 – летним юбилеем!

Примите искренние поздравления с Вашим юбилеем! А также с получением ордена от главы мусульман России муфтия шейха Равиля Гайнутдина «за весомый вклад в дело укрепления и развития ислама».

Поздравляем Вас от всех мусульман и татар нашей области желаем Вам крепкого здоровья, терпения и сил в совершении благих дел, удачи и успехов в рабочей деятельности, мира и добра вашей семье, долгих лет счастливой жизни, душевной бодрости и служения на благо процветания мусульманской общины Нижегородской области. А также благодарим Вас за многолетний труд в области развития татарской национальной культуры в нашей области!

Автономия татар Нижегородской области — РНКАТНО запись закреплена

Нижгарлар примут участие во всемирной акции «Татарча диктант»

26 сентября 2020 года в 11.00 (по мск) весь мир примет участие во всемирной акции «Татарча диктант». Целью акции является повышение интереса к грамотному правописанию, владению литературным татарским, самопроверка орфографических и грамматических ошибок, популяризация филологов и преподавателей татарского языка.
Показать полностью…

В этом году Диктант по области будут проводить Межрайонная женская организация «Ак калфак», Областная газета «Туган як» совместно с НРОО «Татарский национальный центр», в Нижнем Новгороде Молодежный отдел при РНКАТНО и в г. Дзержинске женское отделение «Ак калфак». Желающим будет организована возможность писать диктант по «Сергач-радио» и по «ТНВ-Планета», будут работать как он-лайн площадки, как и офф-лайн. Подробнее о ТАТАРЧА диктант» в Нижегородском регионе и о форматах проведения, контактах кураторов в ближайшее время будет объявлено позже здесь на сайте и в соц.сетях.

Также есть возможность написать диктант не выходя из дома:

Зайти на сайт diktant.tatar;
Скачать бланк и распечатать;
Открыть онлайн трансляцию;
После написания отсканировать бланк от отправить на почту tatarchadiktant@gmail.com

Все организаторы будут зарегистрированы на сайте «Татарча диктант», где получат инструкции проведения Акции, бланки и ссылки на онлайн трансляцию:

Организаторами всемирной акции: являются Исполнительный комитет международного союза “Всемирного конгресса татар”, Всемирный форум татарской молодежи, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации;Телерадиокомпания «Новый Век» в рамках программы: “Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020–2023 годы)”.

Более подробно об акции вы можете узнать на сайте: http://diktant.tatar/.

Автономия татар Нижегородской области — РНКАТНО запись закреплена

Нижгарочки посетили нуждающиеся семьи

В эти выходные состоялась благотворительная поездка по татарским селам Краснооктябрьского района Нижегородской области. Руководители женской областной и городской организаций «Ак калфак» при РНКАТНО Ахмадуллина Зиля-ханум и Алиева Гельсем-ханум съездили в несколько татарских сел и посетили семьи, нуждающиеся в помощи.
Показать полностью… А помощь, это не только дать людям то что можно потрогать руками, но и общение, умение выслушать, что иногда и дороже чего-то материального. Потому при таких поездках наши женщины стараются больше общаться, выслушать каждого и попробовать помочь. В этот раз был также, и не зря судьба нас привела именно в эту деревню, где познакомились с удивительно дружной семьей, где царит деревенский уклад и душевные человеческие отношения. И это несмотря на то, что в этой большой семье достаточно проблем, если не сказать горя. Тем не менее, нас поразило чувство такта, достоинства каждого члена семьи, как они воспринимают трудности, которые их накрыли. И конечно же, их проблемы не решить пакетом канцтоваров и набором продуктов, которые тем не менее им были вручены хотя бы из уважения и внимания к этой семье.

Также были розданы продукты первой необходимости, другим были подарены самые необходимые и нужные вещи, одежда и обувь. Часть вещей, канцтоваров и продуктов как всегда передали активистке «Ак калфак» Гельсине Исмаиловой из с. Кузьминки. И так приятно, что дальше к этому благому делу подключается обычно вся семьи Гельсини ханум и уже он эти вещи передают тем, кто в этом особо нуждается. Искренняя наша благодарность это дружной, доброй семье за безотказность и помощь.
Также выражаем благодарность тем, кто откликнулся на наш призыв присоединиться к акции помощи тем, кто оказался в трудной ситуации. Особая благодарность Галие Миняжетдиновой, Тимуру Шарафутдинову, которые отозвались первыми. Благодарны мы и Аише Гузаировой, которая всегда помогает не только купить продукты и канцтовары, но и с любовью разложить их по пакетам, зная, что кто-то, получив эти наборы, будет радоваться вниманию и знать, что всегда найдутся те, кто поможет.

Обращаемся ко всем жителям Нижнего Новгорода и области! У кого есть желание помогать людям, возможно есть лишние ненужные вещи, или есть возможность купить продукты, обращайтесь к сотрудникам благотворительного отдела! Вместе мы сможем помочь нуждающимся людям и сделать этот мир чуть добрее.

Можно приносить вещи (новые или в очень! хорошем состоянии!) по адресу: пер. Кожевенный 10/13. Тел. 216-36-14

15 глупых вопросов о татарах

Татары пьют чай с молоком, носят тюбетейки и еще о них много пословиц и поговорок — об этом знают даже те, кто ни разу не делал селфи на фоне Казанского Кремля. Но верны ли стереотипы на самом деле и откуда они взялись — мало кто догадывается, кроме ученых.

Enter задал кандидату исторических наук Айрату Файзрахманову и этнографу Елене Гущиной 15 очевидных вопросов о татарах, на которые вряд ли ответят даже сами представители этой национальности.

Откуда пошло само понятие «татары»?

Есть несколько версий этимологии этого слова. Согласно первой, происхождение названия — китайское: термин присутствует в их источниках с середины первого тысячелетия нашей эры. Второй вариант: использовать такое обозначение сам этнос начал 1 500 лет назад — найдены афонские записи на камне, датированные VIII веком, в которых упоминается племя отыз-татар в контексте событий VI века. Получается, названию народа больше тысячелетия. Существует и третья теория: европейцы переиначили слово «тартар», связанное с исчадиями ада. Эта версия возникла позже остальных, на Западе, но оказалась ошибочной. Дело в том, что татары с их отличной от европейцев культурой не были понятны западному миру, потому их и демонизировали.

Почему татары такие гостеприимные?

У татар было много связей с разными народами, чьи традиции они перенимали. Даже в исламе много говорится о том, как вести себя с гостями: нужно отдать чуть ли не последнее гостю, чтобы он быть сыт. Здесь сказывается и связь с другими регионами — с Кавказом, например, а о гостеприимстве кавказцев знают все. Кроме этого, татары в XIX веке активно начали заниматься торговлей: приезжая в иноземные страны, они, как гости, хотели определенного к себе отношения, и транслировали его в том числе и на свой дом.

Все татары любят чай с молоком. Это так?

Традиция добавлять в чай молоко и молочные продукты характерна для многих народов Востока, особенно кочевников. Эти ингредиенты в жизни татарского крестьянина занимали значительное место, причем свежее молоко практически не употребляли, используя его только в переработанном виде: сливки, каймак, катык. Путешественники и исследователи отмечают, что татары пили чай часто и много, гораздо больше других народов Поволжья. Заваривали его очень горячим и крепким, а подавали с медом или сахаром, маслом или топлеными сливками — молоко же при этом зачастую было подогретым или топленым.

Почему татары любят жирное и мучное?

Важно понимать, что считается традиционным. Треугольник, например, пришел из Средней Азии во второй половине XIX века. То, что мы сегодня представляем древним (от еды до одежды), во многом появилось только два века назад и характерно для разных народов. Такие пищевые привычки татарского этноса не связаны с кочевым образом жизни, скорее — с развитием сельского хозяйства два века назад. Результат: увеличение мучных изделий в рационе многих народов России, включая самих русских.

О татарах много плохих пословиц и поговорок. Откуда они?

Негативные пословицы и поговорки есть про все народы и связаны в основном со стереотипами — с их помощью картина мира упрощалась, становилась более понятной. Противоречивые отношения между этносами всегда влекут за собой попытки опять-таки демонизировать народ: как пример можно вспомнить сложные отношения Руси и Золотой Орды. Существует присказка «чур меня». Чур — телохранитель татарских феодалов, который собирал налог, и, естественно, это мало кому нравилось, даже несмотря на то, что сам чур был важен в иерархии Орды.

Пословица «незваный гость хуже татарина», к примеру, тоже о воине, собиравшем дань. Для понимания: сейчас татарами считаются все, кто себя к ним относит и говорит на татарском. Раньше же так в основном называли только воинов и элиту: только у них было татарское самосознание.

Почему татаро-монгольское иго называется именно так? Ведь татары тоже были одним из порабощенных народов.

В научной терминологии понятие «иго» уже не актуально: российские ученые отказались от него, а в школьных учебниках термин отсутствует около пяти лет. Это понятие больше литературное и появилось в начале XIX века благодаря людям, которые описывали национальную историю. Последние не были настоящими учеными в этой области: например, термин однажды применил Карамзин (к слову, тоже не профессиональный историк) — так понятие попало в советские учебники.

Татары, проживающие в РТ — одна из самых больших групп потомков средневековых татар, а казанские имеют историческую взаимосвязь с булгарами. Те в свою очередь пострадали от завоевания хана Батыя: его полководцы захватили Булгар и окрестности — это были смерти, порабощение, лишение булгаров своей государственности. Для казанских татар, их предков, произошедшее тоже трагическая страница истории.

Какое-то время Булгар был ставкой Золотой Орды, и государство татаризировалось в течение 70-80 лет: они не только стали называться татарами, но и начали говорить на их языке.

Действительно ли настоящие татары смуглые и темноволосые?

Есть расхожие стереотипы: одни считают, что татары маленькие, «черненькие», с узкими глазами, а их типаж близок к монгольскому, другие же описывают их светловолосыми. На самом деле татары — многокомпонентный народ, который вобрал в себя различные этнические группы Поволжья. В них есть и большой финно-угорский элемент, и кровь булгар, половцев, ногайцев.

Смуглость некоторых татар обуславливают местами расселения — большая часть их предков жила в предгорье Кавказа. Также это связывают с близким проживанием к Черному морю из-за торговой деятельности — татары обменивались товарами почти со всем европейским миром.

Почему татары носят тюбетейки?

«Тюбетейка украшает всех: и седины мудреца, и косы невесты», — есть такая восточная поговорка. Это самый распространенный головной убор у всех тюркских народов. У казанских татар она была домашним аксессуаром — поверх нее надевали различные войлочные и меховые шапки и шляпы. Существуют два вида татарской тюбетейки: такыя и каляпуш. Такыя считается более древней — это небольшая шапочка из ткани (шелк, парча, хлопок, бархат), остов которой скроен из четырех клиньев. Она украшалась вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими способами. Каляпуш же представлял собой низкий усеченный цилиндр с плоским верхом. Первоначально он получил распространение у городских казанских татар, потом стал популярным и в селах.

Тюльпан — символ татарского народа. Почему?

Это степной цветок, к тому же тюльпан часто используется в исламе — его можно увидеть в оформлении мечетей разных стран. Его называют цветком ислама и Всевышнего, потому что у него пять лепестков — столько же и букв в слове «Аллах». Кроме того, мусульманская религия ограничивает в изображении некоторых символов: например, нельзя рисовать людей и животных, а что-то растительное — разрешается.

Как татары приняли ислам?

Считается, что из Багдада приехал посол ибн Фадлан, при участии которого в 922 году ислам признали официальной религией в городе Булгар. Однако, согласно историческим записям, предки булгар исповедовали ислам еще до этой даты. Вероятно, они были знакомы с религией мусульман с VII-VIII веков, потому что на тот момент жили в предгорье Кавказа на территории хазарского каганата. Так, через город Дербент они могли знать об исламе с начала его возникновения.

Эта религия в течение двух веков стала для жителей Булгар основной: сначала проникла в среду элит, а за ней потянулся простой народ. Здесь есть еще и политический подтекст: хазарский каганат принял иудаизм, а булгарам, которые находились под его влиянием, надо было что-то противопоставить. Также выбор в пользу ислама во многом зависел и от географического положения татарского народа.

Кряшены, мишари и крымские татары — это одно и то же?

Каждый народ в своей материальной и духовной культуре имеет общие базовые черты, но много региональных отличий. На территории России и стран зарубежья существуют исторически сложившиеся группы татар, различные по происхождению и этнокультурным особенностям. Они имеют локальные самоназвания: например, астраханские, крымские, литовские татары. Среди татар Волго-Уралья выделяются казанские, крещеные и татары-мишари. И внутри этих групп также есть этнотерриториальные различия — среди одних только казанских выделяют шесть таковых: северо-западная, елабужская, пермская, приуральская, юго-восточная и чепецкая группы. Отличия проявляются в диалекте, обрядовой культуре, традиционном костюме, особенностях приготовления пищи.

Почему мишари считаются вредными?

Мишари — это субэтническая группа татар, обособленно проживающий на своей территории. Здесь можно привести пример с казанцами: по факту они являются жителями России, но при этом имеют отдельное прошлое.

В XVII-XIX веках мишари начали активно заниматься торговлей, что понравилось не всем, и, возможно, вызвало зависть у других групп. Есть даже татарская поговорка о том, что они ради торговой прибыли готовы на все. Также мишарей называют элитой татарского народа, потому что они хорошо знают свою историю, у них сильно развито субэтническое самосознание, а казанским татарам остается только над этим посмеиваться. А когда твой сосед старается все уметь, при этом еще и активно торгует, возникает некий внутриэтнический дружеский троллинг — отсюда и сложившееся негативное отношение к мишарям.

Татары хоронят покойников в простыне. С чем это связано?

Хоронить в простыне — мусульманская традиция: ткань белая, потому что так проще и удобнее, а также этот цвет любил пророк Мухаммед. Существующие традиции характерны для всех мусульман — они древние и установлены при пророке. Как хоронили еще 1 500 лет назад арабы-мусульмане, так обряды проводят и сейчас. Вероятнее всего, гроб не используется исключительно удобства ради: кочевым народам было сложно носить с собой подобные деревянные изделия или быстро изготовлять их, когда надо. Также в этом есть и практическое значение: без гроба тело разлагается быстрее.

Как выглядят татарские ад и рай?

Важно не путать этническую и религиозную принадлежность. Традиционно, конечно, принято отождествлять представителей определенной национальности с какой-то религией, но это не совсем верно. Среди татар есть и мусульмане, и христиане, и буддисты, и атеисты и многие другие — соответственно, рай и ад (если в религиозных убеждениях любого человека, в том числе и татарина, такие понятия существуют) будут разными.

С переходом к исламу татары восприняли и мусульманскую концепцию загробной жизни. По представлениям, последователи религии пророка Мухаммеда не попадают ни в ад, ни в рай, а в загробную жизнь, в которой отвечают за свои деяния. В зависимости от того, насколько праведными были поступки человека, он чувствует себя либо комфортно, либо нет. В последнем случае его допрашивают и подвергают мучениям. А уже в Судный день все будут распределены в ад и рай. При этом сказать наверняка сказать, как татары представляли загробную жизнь века назад, — сложно, ведь не все из них были исламизированы.

Обертывание в саван

В соответствии с мусульманскими обычаями, татар хоронят, надев на них простую рубаху, окутав в несколько слоев полотна. Если мусульманин был уважаемым человеком, его тело могут окутывать в дорогостоящие ткани.

Мужской саван представляет собой рубаху и отрез полотна, предназначенный для обертывания нижней части тела. Женское погребальное одеяние состоит из подобной рубахи, которая отличается от мужской только длиной – она доходит до колен, отрезов ткани для груди и головы. Что касается маленьких детей, для их окутывания используют один отрез ткани.

Без гроба татар погребают потому, что человек был создан из земли – и должен стать ее частью после ухода из жизни, а гроб является препятствием для контакта тела и земли.

У русских поминки, у татар – званый ужин для дедушек и бабушек

Особая традиция татар – званый ужин («аш» на татарским – прим. автора). Татары готовят его на все торжественные события: на никах (мусульманскую свадьбу – прим. автора), на новоселье, на поминки (проводят на третий, седьмой, сороковой дни и через год) – или когда просто зовут гостей. Сопровождается трапеза чтением Корана и раздачей «садака» во имя Аллаха (милостыни в виде денежной мелочи, например). Если на никахе гости – родные невесты и жениха мужского и женского пола, то на остальные званые ужины обычно приглашают только бабушек или только дедушек – родню или знакомых, умеющих читать Коран на арабском.

На стол подаются только традиционные татарские блюда: , мясо с картофелем, губадия, сладости – , . Алкогольных напитков на столе нет. Пьют только чай, часто со сливками.

Женщины на званый ужин обязательно повязывают на голове платок, а мужчины надевают тюбетейку. Хозяйки в день «званого ужина» тоже в платках и в длинных платьях или в туниках с брюками. Во время трапезы за стол они не садятся.

Миф третий. Царица Сююмбике бросилась с башни, или Как разводят туристов

— Бросилась, но не разбилась, а превратилась в лебедя и улетела, — продолжил Раиф Сулейманов. – Это всего лишь легенда, которая привлекает внимание туристов. О том, что башня была построена во второй половине 17 века, экскурсоводы предпочитают умалчивать – уменьшится туристический поток. Вообще, это самая распространенная легенда в странах Востока, чтобы не достаться врагам, царицы бросались в Азербайджане, Турции, странах Центральной Азии.

После того как 17 октября 1905 года был выпущен основной манифест, который провозгласил гражданские права и свободы, наблюдалось существенное изменение ситуации. В период с 1905 года по 1917 стало известно о ряде случаев, когда христиане переходили в Ислам. Такие случаи были зафиксированы и среди славянских крестьян, которые принимали Ислам в условиях разраставшегося ваисовского движения: русские мусульмане ваисовцы ссылались в Тобольскую губернию, и там стали активно призывать русских обращаться в Ислам, и местные православные священники были очень этим встревожены.

Когда же состоялась Октябрьская революция 1917 года, обращаться в Ислам представителям другим конфессий стало сложнее: чаще всего при Советской власти русские мусульмане стали появляться вследствие того, что славяне попадали в плен при боевых действиях и уже в плену обращались в мусульманскую веру. Русские мусульмане новообращенные массово были зафиксированы во время Афганской войны в 1979 году.

Поволжская татарская диаспора

Места проживания волжских татар включают:

  • Урал и Верхняя Кама (с 15 века) 15 век — колонизация, 16-17 века — заселение русскими; 17-19 — осмотр Урала, работа на заводах.
  • Западная Сибирь (с 16 в.): 16 — от русских репрессий после завоевания русскими Казанского ханства; 17 — 19 — освоение Западной Сибири; конец 19-го — первая половина 20-го — индустриализация, строительство железных дорог; 1930 -е годы — репрессии Иосифа Сталина ; 1970–1990 годы — нефтяники.
  • Москва (с 17 века): татарские феодалы на службе у России, торговцы, с 18 века — Санкт-Петербург.
  • Казахстан (с 18 в.): 18–19 вв. — офицеры и солдаты русской армии; 1930-е гг. — индустриализация, с 1950-х гг. — переселенцы на целины — реэмиграция в 1990-е гг.
  • Финляндия (с 1804 г.): (в основном Мишэрс) — 19-е — офицеры и солдаты русских войск и др.
  • Средняя Азия (с 19 века) ( Узбекистан , Туркменистан , Таджикистан , Кыргызстан ; Китай см. Китайские татары ) — русские офицеры и солдаты 19 века , торговцы, религиозные эмигранты, 1920–1930-е годы — индустриализация, советская образовательная программа для народов Средней Азии, 1948 год, 1960 год — помощь разрушенным землетрясениями Ашхабаду и Ташкенту. — реэмиграция в 1980-е гг.
  • Кавказ, особенно Азербайджан (с 19 века) — нефтяники (1890-е), торговцы хлебом.
  • Бразилия (19 век): С окончанием колониального периода, после аболиционистского движения, Бразилия стимулировала приход европейцев в страну, в основном итальянцев, немцев и славян. Среди этих славян были татары, которые ходили в основном в Парана и Риу-Гранди-ду-Сул.
  • Северный Китай (с 1910-х гг.) — строители железных дорог (1910-е гг.) — эмигрировали в 1950-х гг.
  • Восточная Сибирь (с 19 века) — крестьяне-переселенцы (19 век), строители железных дорог (1910-1980-е гг.), Сосланные советским правительством в 1930-е гг.
  • Германия и Австрия — 1914, 1941 — военнопленные, 1990-е — эмиграция
  • Турция, Япония, Иран, Китай , Египет (с 1918 г.) — эмиграция
  • Англия, США, Австралия, Канада — (1920-е гг.) Реэмиграция из Германии, Турции, Японии и Китая . 1950-е — военнопленные из Германии, не вернувшиеся в СССР, 1990-е — эмиграция после распада СССР.
  • Сахалин, Калининград, Беларусь, Украина, Латвия, Эстония, Литва, Карелия — после 1944-45 гг. Строители, советские военнослужащие.
  • Мурманская область, Хабаровский край, Северная Польша и Северная Германия (1945–1990) — советские военнослужащие.
  • Израиль — жены или мужья евреев (1990-е)
Читать еще:  4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector